Перейти к содержимому






Фотография - - - - -

Поход-2013 ч.4

Автор: Danev , 29 Декабрь 2013 · 1 555 просмотров

Полуглиссер Мальстрём
Поход-2013 ч.4 Шлюзами - среди полей и скал
Теплая бесснежная зима доходчиво убеждает нас, питерских, что за красоту белых ночей приходится расплачиваться симметричным депресняком. По темному заливу гуляют волны, лодку то и дело треплет шторм -- уже на берегу, под тентом. Навигация была как будто вчера. Боялся плохой погоды? Какая глупость. Скорее бы весна.

Пережидая в конце июля непогоду в бухте Дубковой, я озадачился не столько безопасностью, сколько спокойствием дальнейшего перехода. Бурная ночь понедельника показала, что маленькая лодка без потерь преодолевает довольно злую волну -- лишь бы не скисал экипаж. Полтора дня вынужденной остановки прошли в мелких бытовых заботах, наконец погодные сайты пообещали стихание ветра до умеренного -- можно планировать дальнейший путь. Матрос поплакался вечером на тяжелую судьбу, но проснувшись рано утром мы обнаружили, что ветер зашел к северу, на берег, и он стал не таким напористым, а постоянный шум наката на каменных грядах утих. Собравшись, втыкаю ход "инвалидной" тягой и отваливаем в сторону Бьёркезунда, т.е. хорошо знакомого Березового пролива.
Хотя ветер далее не стихал ниже "слабого до умеренного" и волна то и дело колотила в борт, в шхерах Выборгского залива она всё же ощущается не столь драматично, как на открытых просторах Финского.

Одного дня достаточно, чтобы пройти нашим 7-узловым ходом от Дубковой до Выборга, где можно пополнить запасы и заночевать перед входом в Сайменский канал. На него точно потребуется целый день. Шлюзами прежде не ходил, но рассказы бывалых свидетельствуют об этом.
Прикрепленное изображение
За среду мы ударно проследовали Бьёркезундом, бодро отрапортовали "Лебедям-1" (конечно же, назвав имя лодки дважды), не без внутреннего трепета проползли через каменистые гряды в узком проливе между Киперортом и о.Вихревой. В один из моментов эхолот показал уменьшение глубины до метра - а ведь в прошлый раз я даже не думал об этом! Проползли стороной терминалы Высоцка, берега Транзунда и многочисленные скалистые острова шхер. Входя в Выборг, сунулись было под мост у замка в проверенный второй пролет, но народ со стоящей рядом яхты замахал руками: мол, идите с краю, вдоль самой набережной. Поблагодарил, пошел как можно ближе к ней. И правильно - здесь глубина 3-4 м, не то что на разливе, где в прошлом году хватанули что-то остро-железное, прорезавшее киль до течи. После заправки на любимой "Neste" созвонился со стоянкой Лавола, что перед самым входом в канал, где собрались заночевать. Девушка ответила, что места есть.
Прикрепленное изображение
"Места есть" -- это недостаточно сильно. База Лавола в десятке км от центра Выборга просто пустует. У длинных бонов всего один катер, да и тот, похоже, хозяйский. За те же полтыщи рублей за ночевку на борту удобства предоставлены очень условные: идет затяжная стройка и в душевой расположились рабочие-азиаты. Зато ресторан порадовал. Супчик типа "лохикейто" из лосося недорог и очень щедр по объему. Непременно закажем такой же на обратном пути. Похоже, стоянка живет в основном на предоставлении банкетных залов, а лодки здесь для антуража. Но все равно удобное место для ночевки, спору нет.
Прикрепленное изображение
Туманным утром входим между высокими берегами канала. Красота. Судовой ход размечен как на дороге - дурак не промахнется. Узкости сменяют разливы; любуюсь красотами, но на уме одно: как там в шлюзах? Их восемь штук. Путеводитель предупреждает, что всплывающие швартовные рымы бывают и с правого, и с левого борта, значит придется маневрировать четырьмя наличными кранцами, а также предстоит пляска с нашей "кривой" тягой реверса.. Не разбить бы редуктор в суете.
Прикрепленное изображение
Показались ворота первого шлюза Брусничное По высокой стенке прохаживается солидный таможенник в форме. По опыту сухопутной границы жду "шмона", но служащий Меркурия совершенно благодушен, он принимает швартовный конец, забирает копии документов, терпеливо ждет, пока я дописываю в бланк судовой роли недостающие сведения. В лодку даже не спускается -- отношение как будто к мотоциклисту. Не тот у нас размерчик.
Прикрепленное изображение
Над воротами шлюза громоздится надстройка шлюзующегося "грузовика". Напряженно ждем зеленого сигнала светофора. Вода кругом приходит в движение, надстройка начинает медленно опускаться, наконец ворота открываются и из них выползает сухогруз. Такое ощущение, что его корпус "отформован" стенками шлюза -- зазоры минимальны, в толщину досочек, свисающих с бортов вместо обычных кранцев. Загораются четыре зеленых фонаря, мы нерешительно вползаем в гулкий шлюз и встаем у первого крюка. "Пройдитте дальсе!" -- громко требует кто-то сверху по трансляции. Мысленно ругаясь, раскорячивашись между штурвалом и инвалидным реверсом, переползаю к следующему рыму. Жена напряжена, лихорадочно цепляется отпорником. Понимаю, чего она боится -- десятиметровые стены камеры вызывают клаустрофобию. Здесь перемещаются огромные массы воды, а рассчитывать приходится только на фанерную скорлупку, прицепленную к непонятному крючку, при этом я не рассказывал страшных историй о возможном заклинивании всплывающих рымов и необходимости держать под рукой топор. Острый шведский нож, впрочем, подготовил. Мы одни в высокой камере, ворота сзади закрываются. Сейчас нас будут топить. Камеру наполняет гулом водопад под верхними воротами, лодка медленно ползет вверх вдоль мокрой шершавой стенки. Небо, которое сначала было с овчинку, постепенно раскрывается, светлеет, и нас выносит наконец на открытый простор. На душе легчает -- справились. На всякий случай делаю рукой "ОК" камере наблюдения. Всё-таки приятно иметь дело с Европой -- уважают и отдельно шлюзуют даже таких маломеров как мы.
Прикрепленное изображение
Далее всё путешествие по каналу осталось в памяти как преодоление цепочки шлюзов, прерываемое замечательными видами пустых скал, лесов и полей. Открытием стало то, что на всем его протяжении толком остановиться негде -- туристическая инфраструктура в общем отсутствует, несмотря на нарисованные на карте значки стоянок. В реальности стоянки оказывались просто причальными стенками, у которых можно пропустить крупный транспорт. А такая необходимость возникала то и дело. Все дни путешествия нас с навязчивостью кошмара преследовал финский круизный теплоходик "Карелия", тягаться с которым по скорости оказалось делом бесполезным. Пренебрегая писаными скоростными ограничениями, он носился с регулярностью рейсового поезда, и было проще пропустить его в удобном месте, чем пытаться на полных оборотах удерживать за кормой. Какой финский водитель не чувствует себя в душе Миккой Хяккиненом? За все дни навстречу попались несколько финских катеров и яхт и только одна отечественная лодка -- зато замечательная. На пятипарной гичке "Браво" совершала переход команда украинских гребцов-любителей, мы встретили ее под сильным дождем, но экипаж, в составе которого были и женщины, погодные условия, казалось, совершенно не волновали. Настоящие спортсмены.
Прикрепленное изображение
Приятно удивила лояльность пограничников с обеих сторон. В шлюзе Пялли, у нашего пропускного пункта, мы всплыли прямо в объятия двух молодых дам в зеленой форме. Со смешками они рассказали, что падать в воду шлюза не стоит -- выплыть не удастся из-за сильных вертикальных течений. Проштамповали бумажки, проверили название лодки и выразили желание заиметь такую же. Ну разве не милые?

Финский пункт пропуска Нуйямаа на берегу озера Нуйямаанярви можно по незнанию вообще просквозить мимо, хотя и не стоит - последствия будут тяжелыми. Финны подкатили на причал на машине и проштамповали паспорта прямо на руках. На обратном пути, под сильным дождем, они из машины даже не вылезли, а в евроудобствах берегового пропускного пункта наотрез отказали. В общем главное достояние канала -- красоты скромной северной природы. Да еще маленький аккуратный музей в старом домике смотрителя у первого с финской стороны шлюза Мялкия в парке имени Урхо Кекконена. Приобрели в нем на память пару поллитровых пивных кружек с канальной символикой. Кстати, там, пожалуй, лучшее место для ночевки в канале -- у небольшого технического понтона в ответвлении старого шлюза.
Прикрепленное изображение
Триумф прохода последнего шлюза Мялкия в Сайму был омрачен конфузом. Немаленький прогулочный теплоход Camilla из Лаппеенранты прошлюзовался нам навстречу и тут же развернулся, чтобы зайти в шлюз снова. Это такое развлечение у местных отдыхающих -- показательный проход Мялкия. Мы скромно встали под кормой, на виду у финнов, пьющих пиво на кормовой палубе. В момент появления разрешающего сигнала на выход "большой железный пароход" работнул винтами, чем насмерть придавил нас к стенке. Мы замешкались, убогий привод реверса лишил нас свободы маневра, и я не нашел лучшего выхода из ситуации, чем медленно ползти вдоль всей длинной стенки шлюза, обдирая привальник. Пока мы выбирались, стоявший в ожидании входа встречный сухогруз начал нетерпеливо гудеть. Представляю, какими словами клеймили нашу российскую нерасторопность финские профессионалы шлюзования...
Прикрепленное изображение
Как бы то ни было, первый подъем "Мальстёма" по Сайменскому каналу на 80-метровую высоту стал фактом, отмеченным записью в бортовом журнале.

Миниатюры

  • Прикрепленное изображение


  • 0



Сейчас нас будут топить.

 

Улыбнуло))))

    • 0
  • Жалоба
Класс!!! Просто супер!!! На своем катере после открытия навигации то же хочу куда-нибудь попутешествовать. Сначала думаю вниз по Волге. А какие документы спрашивали таможенники?
    • 0
  • Жалоба
Судовую роль и судовой билет, всё.
    • 0
  • Жалоба
Фотография
ВолгоДон
01 июня 2016 20:12

Класс!!! Просто супер!!! На своем катере после открытия навигации то же хочу куда-нибудь попутешествовать. Сначала думаю вниз по Волге. А какие документы спрашивали таможенники?

Ну и как "вниз по Волге" ? Получилось ? 

    • 0
  • Жалоба

0 посетителей

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Сентябрь 2017

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
181920 21 222324
252627282930 

Новые комментарии