Я не стал бы поднимать тему о так называемых спорах хозяйствующих субъектов, если бы всё шло как прежде. За 15-летнюю историю Кают-Компании «КиЯ» подобные споры возникали не раз, и всякий раз администрация стремилась занять нейтральную позицию в конфликтах между поставщиками и потребителями товаров или услуг. Не потому что журнал всегда работал на обе стороны – и на любителей водного образа жизни, и профессионалов, занятых в сопутствующем бизнесе. Прежде всего потому, что идейный авторитет «КиЯ» не позволяет изданию стать чьим-либо орудием в спорах за материальные ценности, пускай даже очень дорогие.
Строить лодки – это не шнурками торговать. Хороший катер или яхта крейсерского класса стоит зачастую как квартира в престижном районе, но рынок жилья богат, и девелоперские компании работают с крупными денежными потоками на множестве объектов. Маломерное судно, даже высокого класса, строится, как правило, силами малых предприятий или наемных бригад, чьи финансовые возможности довольно ограниченны. Однако деятельность исполнителей уравнена законом о защите прав потребителя – и мера ответственности строителя в равной степени велика и для транснациональной корпорации, и для гаражной верфи. Закон о защите прав потребителя дает все козыри в руки клиента. Но одно дело, когда судно строит промышленный гигант с многомиллионными оборотами, другое дело – малое предприятие, существующее порой только за счет клиентских проплат по каждому этапу.
Еще недавно, когда денег в частном бизнесе крутилось много, обе хозяйствующие стороны представляли по преимуществу владельцы малых предприятий. Они работали в одних и тех же экономических реалиях и обычно находили способы решать возникающие конфликты к взаимному удовлетворению сторон.
Времена изменились. Теперь дорогие лодки заказывают менеджеры, поднаторевшие в финансовых спорах, чиновники с высоким положением, имеющие доступ к рычагам административного воздействия. Изменились и методы взаимодействия клиента со строителем, и – споры хозяйствующих субъектов на форуме сменили форму.
Речь здесь об участнике форума, чье имя называть не буду – кому надо, поймут сами. Назовем его F. Пару лет назад он появился с темой постройки стальной моторной яхты по проекту Брюса Робертса, и с ходу тема приняла обвинительное направление в отношении фирмы-строителя. Эту лодку из-за значительных размеров и разнообразия оборудования почти невозможно построить в одиночку, следовательно, F вступил в договорные отношения со строителем, платил ему немалые деньги, и любые обсуждаемые в теме вопросы могли иметь юридические последствия.
С самого начала темы F я предложил не обсуждать никаких обстоятельств, связанных непосредственно с работой верфи. Это вызвало недовольство части участников, лишившихся увлекательного «сериала», но это был единственный способ не подставлять владельца форума под удар в случае, если бы началось официальное судебное разбирательство между сторонами конфликта. А оно началось, и не обещало быть легким.
На первых же этапах постройки корпуса F подал на строителя в суд, причем приемка каждого их этапов ставилась в зависимость от согласия строителя взяться за следующий. Налицо был потребительский шантаж, и вот что важно: основания для этого шантажа F добывал на форуме, задавая вопросы добровольным консультантам. Соображения, "обкатанные" на форуме, фигурировали и в судебных претензиях с строителю. Я ничего не предпринимал против F, потому что тяжба продолжалась, и переносить ее на форум было бы неэтично. Но сейчас судебное решение вынесено в пользу строителя, и детали истории можно раскрыть.
Для нас существенно, что форум, созданный с целью бескорыстной помощи судостроителям-любителям от более опытных коллег и профессионалов отрасли, был использован для оказания давления на строителя и снижения построечной стоимости за счет прибыли верфи, вплоть до ее возможного разорения. А разве клиента волнует финансовое состояние строителя? Он хочет получить товар, и закон на его стороне.
Разумеется, администрация форума не против использования информации, полученной в целях более рационального расходования средств на постройку лодок. Участники форума свободно обмениваются информацией по ценам и качеству товаров и услуг и всегда ищут наилучшие для себя условия. Но вот что важно.
На случай несанкционированной рекламы в Правилах форума есть пункт запрета спама – насильственного навязывания товаров и услуг. Но что делать, если выгоду от постройки участник стремится получить, снижая расходы на нее юридическим давлением с помощью бесплатных советов? Ситуация, зеркально обратная несанкционированной рекламе.
Выводы можно сделать следующие:
Во-первых, в случае появления тем, подобных этой – об истории неких хозяйственных взаимоотношений – принцип «клиент всегда прав» не является абсолютом. Подобно многим народным поговоркам, чья вторая часть была забыта со временем, получилась не мудрость, а моральная максима. Эту поговорку по-хорошему следует читать так: «Клиент всегда прав, если он добросовестный клиент». А из презумпции правоты хорошего клиента презумпция автоматической вины исполнителя отнюдь не следует.
Во-вторых, форум – инструмент обоюдоострый. Как и в случае с недобросовестным рекламодателем, плохо исполняющим свои обязанности, недобрый потребитель имеет шанс попасть в негласный «черный список», и с ним в дальнейшем никто не захочет иметь дела.
Для интересующихся прикладываю копию судебного решения по делу.
Прикрепленные файлы
-
CCF13032018_0001.pdf (3,46МБ)
Количество загрузок: 556