Об остойчивости Ассольки ("разбор полётов").
(Прелюдия.) Сегодня в нашем я/к "Галс" закончился (второй день) Чемпионат города среди крейсеров на приз Закрытия сезона. Гоняемся на нашей акватории о. Иртяш. Дуло 3-4 Б, порывами до 6. Стандартный стаксель №1 (в инструкции Ассоли - лавировочный) + стандартный грот. Длинная гонка с одним знаком. После огибания знака пошла лавировка и как раз раздулось до 6 Б. Состав экипажа - рулевой (1 класс), матрос (2 класс) с малым опытом хождения, начинающий матрос (юнгой назвать трудновато - 60 лет...) и достаточно миниатюрная дама в каюте (жена второго матроса). Итого четыре человека.
Надо крутить оверштаг. Даю команду "К повороту", матрос на стаксель-шкотах выдёргивает их из стопора (как учили), берёт в руки и отвечает "Готов". Пока не подошел очередной шквал даю команду "Поворот" и кручу оверштаг. Второй матрос, откренивавший яхту стоя держась за ванты, не успевает перескочить на другой борт. Яхта получает сильный крен, и шкотовый с перепугу бросает шкот стакселя (в смысле - полностью растравливает). Т.к. грот мною не растравлен (каретка погона гика-шкота при повороте просто перелетает на другой борт), то яхта расцентровывается и резко приводится, усугубляя крен... Впервые попал под такой крен! Фактически легли на бок, зачерпнули в кокпит около 4-5 вёдер воды. Всем экипажем кинулись на наветренный борт, а лодка стоит под таким креном какие-то секунды в этой "мёртвой" точке... (М.б., и недолго, но мне мало не показалось.) Грот уже растравил, но при таком крене перо руля выходит из воды и яхта не управляема. Потом всё же крен уменьшился, подобрали шкоты и пошли дальше.
Сообщение отредактировал Михайлик: 09 сентября 2018 - 21:02