Гнул \ поперечную ,березовую\ девятку , без проблем.Об бетонную стенку \Ледокол\ прибоем не разбивает.Упавший лезвием топор и даже лом не страшен.Прыгать в лодку иногда приходится с высоты 1,5 м.
постройка "Джек-Шпрота"
#752
Отправлено 17 января 2018 - 18:23
...
А фанера все таки различается. Хвойная более гибкая чем березовая. Так же имеет значение четность слоев и направление волокон. Думаю что та же 6-ка с направлением волокон наружных слоев вдоль короткой стороны все таки согнется без больших усилий. Мне попадалась только вдоль длинной стороны, её гнуть крайне тяжело.
Коллега Sea fury, позвольте вставить и мои пять копеек.
1. В начале восьмидесятых из фанеры марки "какая нашлась" (ФСФ отсутствовала как класс ) толщиной 4 мм методом СИС сделал лодку из семи деталей. Для жёсткости и износостойкости уложил на днище изнутри полосы той же "четвёрки"; пропитал смолой все внутренние поверхности, а наружные оклеил стеклотканью и покрасил ПФ-кой. Проблем с изгибами деталей при скручивании кусками медной проволоки не было, это так... Но зато была реальная пробоина в кормовой части левого борта, над банкой, от неосторожного тычка носом микролодки "Бесёнок" при неосторожном же маневрировании под мотором "Привет-22". Шпрот был отремонтирован, и даже оснащён пристяжным острым носом. Носик сей помогал лучшей обтекаемости корпуса при гребле вдвоём, служил блоком плавучести и снимался, когда лодка ставилась вертикально на транец в гараже (с носиком упиралась в потолок).
2. Строй я лодку Джек-Шпрот сейчас, деталь "днище" обязательно вырезал бы из ФСФ 6,5 мм, остальные - из ФСФ 4,5 мм. Ведь днище приходится изгибать не кардинально (тем более, работая в кондукторе), пойдёт "шестёрка" с любым направлением наружных слоёв шпона. Зато не потребуется усиливать жёсткость днища накладками, лишь установить/приклеить килёк, дабы уменьшить вертлявость лодки при гребле.
3. С помощью точных обмеров образцов и взвешивания на электронных (кухонных , с ценой деления 1,0 гс) весах определял удельный вес фанеры марки ФСФ различной толщины и сортности: 0,6...0,68 гс/см3 - реальный диапазон. Это у меня, кто-то, возможно, намеряет и чуть больше. Тогда лист 2,44х1,22 толщиной 4 мм весит в пределах 7,144...8,097 кгс, а лист "шестёрки" - 10,716...12,145 кило. Если используем только "четвёрку", то пара листов для Шпрота потянут на ~15...16 кгс; если лист "четвёрки" плюс лист "шестёрки", то в сумме будет 22...24 кгс. И без планочек на днище.
Т.е. разброс весов Шпрота из фанеры указанных толщин, на мой взгляд, не критичен.
PS: За последние полвека, не торопясь, построил семь различных лодочек ...
"Бесёнок" жив и сейчас; корпуса швертботика "Мотылёк" - первый! - и Шпрота подгнили лет за десять каждый, круглогодично "хранясь в саду под яблоней"; в специальном гараже хранятся "Сармат", гребнушка "Ирис" и "Б-2" (спускался в сентябре 17-го); "Пакетбот-370" продан на Дон, эксплуатируется. Все - композитной конструкции дерево/фанера/стеклопластик. Надёжно и долговечно, правило "покатался - просуши" действует.
А вот снимков старых лодок почти не осталось.
С уважением - Е.Д.
Сообщение отредактировал daniloff evgenij: 17 января 2018 - 19:28
#753
Отправлено 17 января 2018 - 18:44
Да чего спорить? В единичной постройке, можно использовать любой материал. Но я сторонница минимализма. Если материал обеспечивает эксплутационные качества, то зачем что то менять. И еще.. есть разница в закупке 2-х листов и нескольких десятков, это разница в цене 4мм. и 6мм. почти в 2 раза и вес груза.
Кстати в нашем регионе Шпрот наверно самый любимый проект среди самодельщиков на протяжении почти 30 лет. Видела разные лодки, и аккуратные и сделанные тяп-ляп, но все строили из 4-ки, часто марки: какая под руки попалась.
Ладно лодка, она почти не чувствительна с чего делать. Но ведь этот подход применяют когда строят боле крупные лодки по другим проектам. А потом то на глиссирование не выходит, то дифферент, то сидит ниже проектной ватерлинии. Зато крепко, надежно, можно скалы разбивать.
Сообщение отредактировал Sea fury: 17 января 2018 - 18:52
#755
Отправлено 17 января 2018 - 20:30
Глубокоуважаемая коллега ,за долгие годы работы с дамами \в качестве преподавателя\ при возникновении спорной ситуации спасает мое молчание.
Ну да..джентльмен.))))))
Нет тут спора. Просто пересеклись разный опыт и разный подход.
А вот новичкам не позавидуешь. Поэтому и пытаюсь пояснить мотивы своих решений.
#759
Отправлено 18 января 2018 - 20:12
Делать из 6-ки, да еще наклеивать столько планок... Что же там за фанера такая дохлая.? И никогда не поверю, чтоб такая лодка весила 33кг.
У этого "капитана" на все косой взгляд, и лодка из 6-ки у него 33кг весит вопреки всем "законам физики"...
Мой "Джек" из 4-ки на скуловых стрингерах весит 26кг 400г.
Сообщение отредактировал Лодочник-С: 18 января 2018 - 20:15
#760
Отправлено 19 января 2018 - 00:45
У этого "капитана" на все косой взгляд, и лодка из 6-ки у него 33кг весит вопреки всем "законам физики"...
Мой "Джек" из 4-ки на скуловых стрингерах весит 26кг 400г.
На эту лодку давно обращала внимание. Даже видела в живую на БоутШоу в Москве где то в 90-х. Технология хороша для массовой постройки на болване. Исключается много времени на шлифовку стекла мокрых угольников, малопроизводительная проклейка швов. Но.. мне нравится чтоб все было гладко и красиво. Метод СИС даже в кондукторе низкорентабелен и требует гораздо больше времени и труда. В общем не смогла я себя заставить строить по данной технологии. Мне нравится то что у меня получается. Хотя не скажу что у Лодочника некрасивая лодка. Она имеет свое очарование, но очень уж брутальная. )))) Коммерческой логики конечно у меня мало... но мне важно еще и эстетическая сторона и удовлетворение от своей работы.
#763
Отправлено 19 января 2018 - 15:51
У этого "капитана" на все косой взгляд, и лодка из 6-ки у него 33кг весит вопреки всем "законам физики"...
Мой "Джек" из 4-ки на скуловых стрингерах весит 26кг 400г.
Чего неймётся то, с бодуна что ли опять?
Чем обклеивать снаружи всё днище дубъём - сделать из 6-ки и не париться.
#764
Отправлено 19 января 2018 - 19:12
Я предпочитаю хвойную 6 мм.
Но это не всегда разумно, а 4 мм это берёзовая фанера. А как известно берёза гниёт быстрее. Поэтому наклеив сосновые планки толщиной около 5 мм можно сберечь и деньги и вес при постройке и саму лодочку при эксплуатации.
Ну не будете же Вы подкрашивать после каждого выхода. Разумеется прочность корпуса зависит и от условий эксплуатации, и от района плавания. Среди сотни лодочек мной построенных есть тузик 2,8 м на котором высаживались при свежей погоде на каменистый берег. Понятно что 4 мм для него было бы маловато.
#765
Отправлено 19 января 2018 - 21:46
На эту лодку давно обращала внимание. Даже видела в живую на БоутШоу в Москве где то в 90-х. Технология хороша для массовой постройки на болване. Исключается много времени на шлифовку стекла мокрых угольников, малопроизводительная проклейка швов. Но.. мне нравится чтоб все было гладко и красиво. Метод СИС даже в кондукторе низкорентабелен и требует гораздо больше времени и труда. В общем не смогла я себя заставить строить по данной технологии. Мне нравится то что у меня получается. Хотя не скажу что у Лодочника некрасивая лодка. Она имеет свое очарование, но очень уж брутальная. )))) Коммерческой логики конечно у меня мало... но мне важно еще и эстетическая сторона и удовлетворение от своей работы.
Нужен был тузик, и сделал так потому, что было просто интересно - как получится. Сделал сразу две лодки на стапель-кондукторе, причем вторая улетела (т.е. была продана) еще до того, как была сделана.
Сейчас тузану 17 лет.
Сообщение отредактировал Лодочник-С: 19 января 2018 - 21:48
#768
Отправлено 21 января 2018 - 12:14
Строил \Шпрота\ по первым чертежам из КиЯ.Была заложена ф 8мм с оклнйкой.Для очень жестких условий.Приходилось прокалывть проходы во льду,заводить крупные якоря ,перевозить по 6 человек ,\разломать не получилось...\ Единственное на попутной волне ,не очень,пришлось добавить секцию в корме .Да уключены поднять. Все зависит от условий эксплуатации .!!!
#769
Отправлено 22 января 2018 - 00:38
Еще вопрос к профессионалам, по фанере, несмотря на множество соседних тем .
ФСФ у нас в городе есть, причем правильного размера - 2.44 длиной, как 4/4, так и 2/2.
Планирую все же на днище 6-ку, на борта и транцы кормовой-носовой - 4-ку (извините, если ошибся в терминологии).
Купил сыну фанеру ФК для выпиливания лобзиком в школе, хранил в гараже, отрезал куски по мере надобности. Именно из этой фанеры планируется модель шпрота 1:5, с которой начнем ).
Гараж не сырой, но по краю фанера при хранении за полгода немного расслоилась.
В связи с этим вопросы
1) Стоит ли заготавливать фанеру ФСФ заранее, не расслоится ли она за 3-4 месяца гаражного хранения ?
(гараж не сырой, но машину со снегом или мокрыми колесами загоняю иногда. Климат - средняя полоса России, Чебоксары).
(теплого помещения с вентиляцией для работ нет, а работа пыльная и пахнущая, сын-аллергик - потому даже не думаю делать в квартире)?
2) Стоит ли, купив фанеру ФСФ и разметив ее дома, и вырезав по размеру, хранить ее до теплого времени дома? Не покоробиться ли и не расслоится ли?
#770
Отправлено 22 января 2018 - 01:13
Еще вопрос к профессионалам, по фанере, несмотря на множество соседних тем .
ФСФ у нас в городе есть, причем правильного размера - 2.44 длиной, как 4/4, так и 2/2.
Планирую все же на днище 6-ку, на борта и транцы кормовой-носовой - 4-ку (извините, если ошибся в терминологии).
Купил сыну фанеру ФК для выпиливания лобзиком в школе, хранил в гараже, отрезал куски по мере надобности. Именно из этой фанеры планируется модель шпрота 1:5, с которой начнем ).
Гараж не сырой, но по краю фанера при хранении за полгода немного расслоилась.
В связи с этим вопросы
1) Стоит ли заготавливать фанеру ФСФ заранее, не расслоится ли она за 3-4 месяца гаражного хранения ?
(гараж не сырой, но машину со снегом или мокрыми колесами загоняю иногда. Климат - средняя полоса России, Чебоксары).
(теплого помещения с вентиляцией для работ нет, а работа пыльная и пахнущая, сын-аллергик - потому даже не думаю делать в квартире)?
2) Стоит ли, купив фанеру ФСФ и разметив ее дома, и вырезав по размеру, хранить ее до теплого времени дома? Не покоробиться ли и не расслоится ли?
С фанерой ФСФ в сухом гараже и за много лет ничего не случится. Главное чтоб на полу не стояла, чтоб стекающая вода с машины не мочила кромки. Обшивки можно резать когда угодно, хотя электро лобзиком там работы на час. Дольше разметить. Раз днище будете резать с 6-ки, то останутся куски чтоб и транцы сделать с неё же. Станет тепло, все вонючие работы можно делать на свежем воздухе. Кстати не выгодно по материалам комбинировать толщины. У меня получается из 10 листов 4-ки 6 лодок. Транцы нарезаю из 6-ки. Одного листа не хватает на 2 скуловых и 2 бортовых пояса. Поэтому 4-ки все равно покупать 2 листа.
Модель можно сделать и из картона, только зачем? Развертки в КиЯ точные, по ним сделаны наверно сотни Шпротов.
#771
Отправлено 22 января 2018 - 11:51
С фанерой ФСФ в сухом гараже и за много лет ничего не случится. Главное чтоб на полу не стояла, чтоб стекающая вода с машины не мочила кромки. Обшивки можно резать когда угодно, хотя электро лобзиком там работы на час. Дольше разметить. Раз днище будете резать с 6-ки, то останутся куски чтоб и транцы сделать с неё же. Станет тепло, все вонючие работы можно делать на свежем воздухе. Кстати не выгодно по материалам комбинировать толщины. У меня получается из 10 листов 4-ки 6 лодок. Транцы нарезаю из 6-ки. Одного листа не хватает на 2 скуловых и 2 бортовых пояса. Поэтому 4-ки все равно покупать 2 листа.
Модель можно сделать и из картона, только зачем? Развертки в КиЯ точные, по ним сделаны наверно сотни Шпротов.
Спасибо за подробный ответ!
Модель сделать - чтоб лишнюю пятерку по труду получить сыну. Дома разметим, большие куски выпилим пилой или электролобзиком, на уроке труда вырежет точно по разметке обычным ручным лобзиком (т.к. надо трудиться на уроке), склеивать чем - пока в раздумьях, т.к. надо бы и на воду модельку спустить, а не использовать только как выставочный экспонат.
По поводу Ваших рекомендаций по листам - надо обдумать еще раз, но лодка планируется одна, об экономических аспектах не думал. Надо еще купить хороший электролобзик и хорошую шлифмашину.
Кстати, завел тему на местном форуме в Чебоксарах - нашелся человек в одном из районов Чувашии, в прошлом году сделавший "Шпрота", причем он вместо стеклоткани использовал дышащую пароизоляцию.
=====================
Был опыт изготовления такой лодки прошлой весной. изготовил лодку Джек Шпрот. Лодка получилась длиной примерно 2,4 метра, спокойно выдерживает троих взрослых или пятерых детей. Фанеру использовал обычную строительную, березовую толщиной 6 мм.. В длину фанеру соединял внахлест, так как в продаже у нас 1,5*1,5 метров, а нужна была длиннее. Соединял детали друг с другом при помощи стальной отожженной проволоки. Выкупил весь эпоксидный клей во всех магазинах нашего райцентра, тем самым создав небольшой ажиотаж, даже после этого цены немного поднялись:-). Стеклоткань в наших краях найти проблематично, вместо нее использовал дышащую пароизоляцию. Проклеивал швы снаружи и изнутри по два слоя, после этого еще снаружи полностью всю лодку в 1 слой. Затем снаружи лодка шпаклевалась эпоксидной шпаклевкой и ошкуривалась шлифмашиной , но это больше для красоты, можно на мой взгляд обойтись и без этого. После этого были изготовлены 3 ряда сидений, сделаны уключины, весла. Вся лодка покрашена снаружи в белый, изнутри в синий цвет. Полностью удовлетворен результатом. Лодка легко перевозится на багажнике на крыше автомобиля. Возможно поставить двигатель, но у меня такой необходимости нет - пруд совсем небольшой. Все лето лодка находилась на берегу пруда, в том числе под дождем. Зимует под навесом. Видимых поломок на сегодняшний день нет, в общем всем рекомендую изготовить себе такой.
=====================
#772
Отправлено 22 января 2018 - 19:42
С фанерой ФСФ в сухом гараже и за много лет ничего не случится. Главное чтоб на полу не стояла, чтоб стекающая вода с машины не мочила кромки. Обшивки можно резать когда угодно, хотя электро лобзиком там работы на час. Дольше разметить. Раз днище будете резать с 6-ки, то останутся куски чтоб и транцы сделать с неё же. Станет тепло, все вонючие работы можно делать на свежем воздухе. Кстати не выгодно по материалам комбинировать толщины. У меня получается из 10 листов 4-ки 6 лодок. Транцы нарезаю из 6-ки. Одного листа не хватает на 2 скуловых и 2 бортовых пояса. Поэтому 4-ки все равно покупать 2 листа.
Модель можно сделать и из картона, только зачем? Развертки в КиЯ точные, по ним сделаны наверно сотни Шпротов.
Увыжаемый
konst_smn Вам всё коллега выше подробно изложила. И писать ещё что не собирался. Но вчера шёл дождь а у меня крыша в мастерской течёт. Опять И крыша лодки перевёрнутая полная воды. Бимсы уже приклеены, вода как в корыте. Берёзовая ФСФ 6мм. Расстроился, но не сильно. Дело в том что Фанера уже предусмотрительно пропитана жидкостью "Сенеж". Слил и протёр ветошью. Высохнет буду клеить дальше. Вообще то берёзовая, а у меня как раз такая, после случайного, даже разового намокания сразу темнеет и оклеивать уже нельзя, очень вероятна гниль под стеклотканью. А вот пропитки этому препятствуют.#773
Отправлено 23 января 2018 - 00:41
А по поводу комбинации дно 6ка, скулы и борта 4ка у меня есть некотрые сомнения следующего характера.
СиС чем хорош? Тем, что сшиваешь заранее выкроенные детали и они сразу задают форму корпуса. Где-то нужно поставить распорки или лекала, но это уже не главное. Так вот, делая дно из 6ки, а по проекту из 4ки, и скулы-борта из 4ки получаем, что корпус не будет иметь той геометрии, которая предполагалась конструктором, из-за разной жесткости 6ки и 4ки. В данном случае уменьшится седловатость корпуса. Что думаете, коллеги? Или это искажение будем таким, что можно им пренебречь?
Сообщение отредактировал sergei36: 23 января 2018 - 00:42
#774
Отправлено 23 января 2018 - 08:37
Добавлю свои 5 копеек. Транцы делаю из 6ки, дно, борта и скулы из 4ки.
А по поводу комбинации дно 6ка, скулы и борта 4ка у меня есть некотрые сомнения следующего характера.
СиС чем хорош? Тем, что сшиваешь заранее выкроенные детали и они сразу задают форму корпуса. Где-то нужно поставить распорки или лекала, но это уже не главное. Так вот, делая дно из 6ки, а по проекту из 4ки, и скулы-борта из 4ки получаем, что корпус не будет иметь той геометрии, которая предполагалась конструктором, из-за разной жесткости 6ки и 4ки. В данном случае уменьшится седловатость корпуса. Что думаете, коллеги? Или это искажение будем таким, что можно им пренебречь?
Да после сшивания лодка как "холодец". Без разницы от толщины. Пока не поставиш буртики- планширь и разумеется какие-то распорки в виде переборок-банок- палубы в носу-книц в корме...Да и фанера как и рейки гнётся примерно по одинаковому радиусу. Только усилие разное. Но я уже писал "невозможно согнуть рейку два раза так что бы линии совпадали" даже одну и ту же. Должны быть фиксирующие опоры какие то Можно и в виде технологических шпангоутов и ....
#775
Отправлено 23 января 2018 - 16:59
Днище укладываем на выровненные по горизонту козлы. Подбираем расстояние в зависимости от жесткости фанеры днища. Если не прогибается нагружаем грузом. Получается нужная прогибь. Потом уже привязываем скулы, транцы и борта. Распорками моделируем нужную ширину и профиль линии борта. Затем равномерно сразу с обоих бортов ставим привальники, желательно подобрать одинаково изгибающиеся рейки. Дальше уже все совсем просто.
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей