Перейти к содержимому

* * * * * 1 Голосов

Катамараны конструктора James Wharram


Сообщений в теме: 1120

#1051 Михаил Мухин

Михаил Мухин

    дежурный по веслам

  • Капитан
  • 5 092 сообщений
  • Из:Самара
  • Судно: Гребная лодка

Отправлено 27 января 2018 - 17:36

Огромное пожалуйста ! У нас же страна советов.  :)


  • 0

#1052 Витаутас

Витаутас

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 177 сообщений
  • Из:Филиппины
  • Судно: тримаран
  • Название: черепашка )

Отправлено 27 января 2018 - 17:56

Огромное пожалуйста ! У нас же страна советов.  :)

аха хах ))) ... сожалею периодически что не было возможности в практике на Родине... 


  • 0

#1053 andreasvasilakis

andreasvasilakis

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 963 сообщений
  • Из:Bodrum
  • Судно: cats, sailing boats
  • Название: dolce vita

Отправлено 03 марта 2018 - 00:52

аха хах ))) ... сожалею периодически что не было возможности в практике на Родине...

как строительство, как движение?
  • 0

#1054 Витаутас

Витаутас

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 177 сообщений
  • Из:Филиппины
  • Судно: тримаран
  • Название: черепашка )

Отправлено 03 марта 2018 - 06:40

как строительство, как движение?

нашел место близко к пляжу, пока переезжал - потерял время (( за то хозяин дома немец который зарабатывает пошивом. решился мой вопрос с парусами. сделали грот, вчера начали делать стаксель. мачта готова, гик готов.. но пока всё не на своих местах.. обязательно сделаю фото как соберу и при тесте. про новое место можно посмотреть видео отчет на моём канале на тубе https://www.youtube....ser/Vitautas747


  • 0

#1055 andreasvasilakis

andreasvasilakis

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 963 сообщений
  • Из:Bodrum
  • Судно: cats, sailing boats
  • Название: dolce vita

Отправлено 04 марта 2018 - 22:40

нашел место близко к пляжу, пока переезжал - потерял время (( за то хозяин дома немец который зарабатывает пошивом. решился мой вопрос с парусами. сделали грот, вчера начали делать стаксель. мачта готова, гик готов.. но пока всё не на своих местах.. обязательно сделаю фото как соберу и при тесте. про новое место можно посмотреть видео отчет на моём канале на тубе https://www.youtube....ser/Vitautas747

Давай- давай. Сейчас ты двигатель прогресса!
  • 0

#1056 Витаутас

Витаутас

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 177 сообщений
  • Из:Филиппины
  • Судно: тримаран
  • Название: черепашка )

Отправлено 06 марта 2018 - 18:47

Давай- давай. Сейчас ты двигатель прогресса!

воть...сегодня штиль, но я спустил лодку и прошелся не много под мотором.. по поводу мачты есть некие сомнения ( чет оно шатается всё, но попробую с этим разобраться в будущем)

https://youtu.be/_0oCaH9jiC8


  • 0

#1057 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 08 сентября 2018 - 22:28

Интересное, но бывает что после компьютерного перевода надо включать личное осмысление чтобы понять суть...

https://translate.go...700201,15700213

 

ethnic-philosophy-03.jpg


  • 0

#1058 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 18 сентября 2018 - 23:10

Вы же выдавали брошюру на немецком?! Есть новое?


  • 0

#1059 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 20 сентября 2018 - 21:10

Вы же выдавали брошюру на немецком?! Есть новое?

Я её по случаю где то скопировал, возможно лазая по иностранным сайтам..

===========

но по ссылке https://translate.go...700201,15700213 вот интересно читать

Что делает многоголовую конюшню. Эта оригинальная статья была опубликована в нескольких яхтенных журналах. Он до сих пор действует так же, как и в 1991 году.

======

https://translate.go...700201,15700213


  • 0

#1060 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 23 декабря 2018 - 18:39

Не кат, но навеска рулей то.... 

lobb-on-his-home-built-sled.jpg

https://translate.go...asp&prev=search


  • 0

#1061 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 23 декабря 2018 - 20:06

Дендрофекальный баркас©.
  • 0

#1062 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 23 декабря 2018 - 22:06

Дендрофекальный баркас©.

Чёй та ты так грубо о мотасейлере,А?


  • 0

#1063 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 23 декабря 2018 - 22:27

Зато правда.
  • 0

#1064 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 23 декабря 2018 - 23:25

Да не мучайтесь, переведу с немецкого. :)
"Катамараны Варрама
     Введение о многокорпусниках.

Многокорпусники – традиционные и древние транспортные средства обитателей Тихого океана. - это традиционные, исторические парусные транспортные средства Тихого океана, обеспечившие расселение людей по разбросанным в океане островам.

Не стоит считать, что история парусов началась 1200 лет тому назад с походов викингов. Наше сознание не было способно воспринимать полинезийские рейсы под парусами от того, что настоящим морским судном могли быть две лодки, подобные каноэ, связанные между собой в плот, подобно двум брёвнам. Современными методами исследований установлено, что  эти суда далеко не примитивны и были результатом длительного исторического развития и обладали высокими эксплуатационными качествами.

Каное-образная форма корпуса при большом относительном удлинении, (до 10), обладает незначительным волновым сопротивлением и позволяет достигать больших скоростей. Плот, как это было в его изощренной форме перуанского парусного плота Тура Хейрдала, или надувного спасательного плота, спущенного яхтсменом, лётчиком при аварии, изготовленного из самых современных материалов, считаются самым остойчивым плавающим средством.. А если комбинируют плот из легко строящихся каное, то получают транспортное средство с фантастической остойчивостью ФОРМЫ.

Остойчивость формы зависит от поперечного размера судна  обеспечивается грамотным распределением весовой нагрузки. Это препятствует опрокидыванию всех судов от яхт до авианосцев под воздействие ветра и волн.  Маленькое исключение - это современная килевая яхта, у которой остойчивость формы довольно мала и остойчивость поддерживается остойчивостью ВЕСА. 

Не нужно переоценивать остойчивость многокорпусников -  они могут переворачиваться, а вернуть их в первоначальное состояние невозможно, или тяжело. Дескать, многие конструктора проектируют их с недостаточной остойчивостью формы. Такие суда  опрокидываются по 2 причинам: главная причина, в гонках  несут слишком большую парусность относительно имеющейся остойчивости. Традиционно с большой остойчивостью формы остойчивые парусные лодки голландцев подобные Botter и Schouwen имеют максимально до  10 м2 на тонну водоизмещения.   Современные, с остойчивостью веса , четверть-тоники которые используют вес команды как дополнительный балласт, несут максимально  27 м2 на тонну. Некоторые многокорпусники несут  уже  40 - 90 м2 на тонну водоизмещения. Эти огромные паруса легко преодолевают остойчивость формы  и легко переворачивают суда, гоняющиеся по треугольнику под контролем спасателей.

По это причине были предложения восстанавливать опрокинувшиеся многокорпусники путём установки водяных балластных цистерн, водяных насосов, как это иногда предлагалось для килевых яхт. Однако следует помнить, что при перевороте яхт ломались мачты и терялись паруса, члены экипажа оказывались ранеными или мёртвыми, а ценное оборудование повреждено или разрушено. Своевременное взятие рифов даже на традиционных яхтах позволяет избежать опрокидывание.

У небольшой  части тримаранов плавучесть боковых поплавков не обеспечивает достаточной остойчивости формы, в частности при плавании косо к огромным волнам. Эти суда единственные, которые опрокидывались волнами."


  • 7

#1065 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 02 января 2019 - 19:05

Продолжим, раз обещал.

 

 

Особенности проектов  Wharram для самостройщиков.

После того, как он прошёл   под парусом в 1954 - 57  на  7 м катамаране Tangaroa, с плоским дном, описанного  в Hadden & HornellsCanoes of Oceania" как  рыбачья  лодка  для лагуны Таити, который оказался  еще самым  маленьким катамараном, который прошёл по океану, вокруг половины Европы в Западную Индию, принципы полинезийских катамаранов  для него прояснились:

1. Длинные и сравнительно для этого очень узкие корпуса,

2. V-образные шпангоуты,

3. Гибкие и эластичные связи корпусов между собой,

4. Отсутствие постоянной или жёсткой рубки, надстройки на мосту.

по 1) Узкие корпуса позволяют идти с большой скоростью KN = L1/2 фут при небольшой площади  парусов, так как такие корпуса не вызывают большого сопротивления воды.  

по 2) V-образные шпангоуты не приводят к большой потери скорости при перегрузе. (Официоз, обратите внимание! :) )

по 3) гибкие связи отодвигают момент возможного переворота, поскольку мачта и корпус ведут себя подобно качающимся на шквале  деревьям.

по 4) недостающая каюта на палубе  уменьшает ветровое  сопротивление и снижает центр тяжести вниз, что повышает остойчивость.

Руководствуясь этим принципами, Варрам спроектировал и построил в 1957 - 58 12 м катамарана Rongo,  прошёл на нём от Вест-Индии до Нью-Йорка, затем до Дублина, то есть это первый многокорпусник, пересёкший Северную Атлантику. Отклонился от урагана и придумал стандартную технику буксирования на тросе автошины, спускаясь по ветру.

Классический строительный метод

Варрам строил корпуса Rongo на абсолютно ровной площадке 14 х 3 м

из прямых  балок, из которых 18, служили стрингерами для закрепления  фанерных шпангоутов. Корпуса обшивали, запалубливали, предусматривались надстройки  и обстраивали изнутри., - крайне интенсивный метод постройки, который никто не смог повторить, пока Варрам не спроектировал ставший сегодня классическим методом постройки полинезийских катамаранов.

Шпангоуты вырезали из фанеры с прямолинейными кромками, на которые наклеивали рейки. Погибь киля задавалась фанерным листом, вклеиваемым в шлицы шпангоутов, образуя остов будущего судна. Это вместе со стрингерами и деревянными «вкладышами» задавало форму судна. Затем всё обшивали фанерой,  наклеивали киль, штевни, скег , затем следовали внутренняя обстройка и палуба. Так возникала  жёсткая, полностью склеенная и лёгкая конструкция. Отпадает нужда в эллинге, шпангоутах и  12 струганных стрингерах. Варрам принимает во внимание, что в Европе могут изготавливать детали и английских единицах. Здесь всё можно приобрести в виде набора заготовок, готовых к сборке. По сравнению с другими методами этот метод боле трудоёмок, грубее, (киль склеивают  из 5 длинных  полос), дороже. Всё это может привести к отклонениям от строительных чертежей, утяжелению судна и некоторой потере мореходности. Эластичность связей Tangaroa достигается резиновыми амортизаторами.

(На "Тортилле" и "Лане" применены волоконные талрепа. :) )

 

 

Строительный метод Pahi

Несколько поклонников Wharram захотели хотели еще более дешевого и более быстрого  метода постройки. Упрощенная техника заменяет планки на галтели  из эпоксидного клея, микросфер, аэросила или древесной муки. Отказ от переклеенного массивного киля предусматривает применение наружного прочного покрытия, при которой наружная обшивка с усилием согнута почти по овалу. Стрингера врезают в шпангоуты, и вся конструкция остаётся близкой  к классической. Преимущества по сравнению с классическим строительным методом:

строить дешевле и быстрее,

бОльшая ширина на высоте конструктивной  ватерлинии  при той же самой ширине корпуса на палубе дает в итоге большее полезное внутреннее пространство,

выше лежащая платформа позволяет иметь комфортабельный кокпит, у которого на «Капитане Кука»  появляется рулевой пост  со спальным местом.

У закругленного V-образнго шпангоута чуть уменьшается осадка и чуть может увеличиться дрейф, который, при желании,  можно слегка компенсировать швертами.

Метод сшей и склей  (Tikis)

 

 

Эпоксидный клей и фанера позволяют применить ещё более простой и дешёвый способ постройки лёгкого судна. Четыре бортовые обшивки собирают на земле, плоском  полу или верстаке, склеивая фанеру на ус закрепляя эти полосы медной проволокой к днищевой полосе, находящейся между ними. Так  же крепят штевни и скег. Внутрь втискивают и закрепляют проволокой шпангоуты. Всё сооружение выравнивают.  Затем все углы заполняют смесью эпоксидной смолы с наполнителями типа аэросила, древесной муки или микросфер.  Для больших лодок приходится борта наращивать ещё одной полосой.

Палубу и надстройки так же пришивают и приклеивают. Поперечные балки изготавливают коробчатыми или двутавровыми по такой же технике и крепят эластично к корпусам бензелями    (на  Tiki 30 поясами). Внутреннее пространство - это до включительно Tiki 31,- без постоянного закрепления и назначения, - это или койка, либо диван, или рабочая поверхность стола. Объёмы под нижней кромки коек может быть ножным ящиком, или хранилищем для канистры с водой. На  Tikis с плоским низким Килем (30, 38 и 46) нижний часть корпуса строится подобно  корпусу Pahis,  так как конструкция киля не развёртывается.


Сообщение отредактировал Алексеев В.М.: 04 января 2019 - 16:58

  • 8

#1066 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 04 января 2019 - 16:58

Парусное вооружение.

В настоящее время вариантом номер один для нас являются шпринтовые или гафельные паруса с мешками для мачт. У них мачта короче на 30%, ниже центр парусности и минимальное вихреобразование. К тому же вооружение шхуна позволяет идти так же круто к ветру, как  и бермудский шлюп. Поскольку шпринтов испытывает большие нагрузки. И был бы значительно тяжелее, приходится ограничиваться меньшими площадями парусов.  

Бермудское вооружение является в настоящее время стандартным и оптимальным для лавировки. Оно дороже, тяжелее, сильнее нагружает связи, и обычно требует наличие гика. На  «Tikiroa»  и «Капитане Кук»  гик заменён уишбоном, что уменьшает вероятность повреждения головы. Полинезийское двухмачтовое вооружение с шпринтовыми или гафельными парусами очень хорошо заполняет пространство между мачтами. Его удобно настраивать для улучшения тяги.  Мы рекомендуем это только людям, у которых есть чутье и терпение для этого.

 

Далее следует описания отдельных проектов. В целом брошюра - реклама для заказчиков пакетов - заготовок с инструкциями на немецком языке. Изготовитель в Австрии.


  • 5

#1067 Materukhin

Materukhin

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 231 сообщений
  • Из:Yekaterinburg
  • Судно: Ирбис 19
  • Название: Windjammer 2

Отправлено 04 января 2019 - 19:16

Сегодня в марине Ко Чанг видел красавца

Прикрепленные изображения

  • 2019-01-04 22.14.53.jpg

  • 1

#1068 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 11 января 2019 - 01:08

Если чуток покапаться, то можно отрыть такое:

"

Полинезия - это фантастическое островное государство.  Это простирается от Новой Зеландии через Гавайи до островов Пасхи. Практически это все острова Тихого океана.  Поскольку оно практически охватывает всю водную поверхность, у учёных возникает вопрос, а как оно было заселено?

Долгое время ценилась теория  норвежца Тура Хейердала (1914-2002). По которой первые переселенцы приплыли  на плотах из бальсы по ветру и течению  из Южной Америки. Чтобы доказать это Хейердал в 1947 году повторил этот путь на построенном бальсовом плоту «Кон-Тики».  

Сегодня плот стоит в музее и - это история. Как и теория Хейердала.  Спустя 60 лет его последователи возражают исследователям тихого океана.

Археологические находки, генетические исследования и лингвистические сведения указывают именно на то, что  первые полинезийцы не  случайно выброшены  из Южной Америки, а скорее  всего, шли против  ветра и течения  из Азии. И точнее:  из сегодняшнего Тайваня. Толька спросим себя, как?

Эта загадка сильно беспокоила яхтсмена-кругосветчика  и автора журнала YACHT Клауса Химпендаля, 69.  В своём поиске он находил в разных этнографических музеях от Берлина до  Окленда наряду с известными  каноэ  с аутригерами  упоминания до сих пор мало изученными полинезийскими мореходными катамаранами.   Химпендаль пришёл к убеждению, что именно с применением этих транспортных средств  произошло заселение Океании.  Причём путь пролегал против господствующих ветров и течений.  В этом он был убеждён и собирался доказать такую возможность.

В ноябре  2008 года стартовал его проект „Lapita Voyage" (www.lapita-voyage.org). Без навигационных инструментов он собирался отправиться в путь по этому, выбранному маршруту.  ........."


  • 4

#1069 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 11 января 2019 - 13:18

Далее: "

До сентября шла подготовка, а старт был намечен в ноябре.  Весь рейс был разделён на несколько этапов длиной по 600 – 800 миль продолжительностью около   недель.  По направлению Новая Гвинея, Индонезия, Соломоновы острова и далее так что наибольший этап будет продолжаться около 40 дней.  Планировалось использовать катамаран, спроектированный Джимом Варрамом,  имевшим более чем 50-летний опыт в этой области.  Судно построено по  методу West-System. Оно очень остойчиво. Там использован хорошо продуманный многовековый опыт.  Один из образцов такого судна представлен в музее Окленда. Архаические формы  корпуса выбраны эмпирически. Плавучесть в носу, V-образные сечения шпангоутов для уменьшения забрызгивания, хороший сбег воды с кормы. Всё это было хорошо продумано полинезийцами.   У мореплавателя имелся опыт хождения на  Hobie Cat, но он предпринял выход на подобном, но бОльшем судне, которое в при 5 баллах Бофорта развивало скорость до 15 узлов  при крутизне лавировки около 100 градусов. Паруса были оригинальными: узкими внизу и очень широкими веху. Современные исследования в аэродинамической  трубе подтверждают, что такое вооружение наиболее эффективно.  На вопрос, почему Хейердал не пришёл к такому же решению? Ответ: Видимо, он не знал, что полинезийские суда могли лавировать. Это описано  в книге  "Canoes of Oceania", так сказать, библии для  всех, кто интересуется  полинезийскими лодками. И она появлялась уже в 1936.

Знал ли Хейердал о ней?

Человек, два года после войны не ходивший под парусом, как бы оказавшийся в информационном вакууме по древним судам. Он неизбежно был лишён тех знаний, которыми мы теперь располагаем.  В Этнологическом музее в Далеме уже тогда  висел полинезийский  катамаран. Но Берлин лежал в развалинах, как он мог осмотреть каноэ  туземца?

Теперь мы приблизились к теме о мореплавании.  Из других исследований можно сделать вывод, что первыми полинезийцами были азиаты.. Какие доказательства этому?  Лингвисты, например, убеждены, что древний полинезийский язык имеет корни из  современного Тайваня.  При этом на морском пути от Тайваня археологи находят одинаковые керамические пластинки с надписями. От архипелага Бисмарка, к Новой Каледонии,Фиджи, Тонга и Самоа, которые теперь называют «Лапида-Керамик». И что удивительно?  Нет такого народа, который бы сумел заселить такое  огромное водное пространство.  Все-таки Тихий океан представляет одну треть поверхности Земли! Они пошли под парусами, не зная, что находится там, за горизонтом. Они построили мореходные лодки с помощью инструментов каменного века. Они сумели неделями идти против пассатов с животными и растениями на борту. Что двигало ими?  О мотивах имеются в науке разные мнения.  Например, некоторые острова были уже перенаселены, возникали  семейные споры. А может быть была страсть к путешествиям? Или стремление к исследованиям?


Сообщение отредактировал Алексеев В.М.: 11 января 2019 - 18:33

  • 5

#1070 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 11 января 2019 - 15:40

Продолжим, раз обещал.

 

 

Особенности проектов  Wharram для самостройщиков.

по 1) Узкие корпуса позволяют идти с большой скоростью KN = L1/2 фут при небольшой площади парусов, так как такие корпуса не вызывают большого сопротивления воды.  

по 2) V-образные шпангоуты не приводят к большой потери скорости при перегрузе. (Официоз, обратите внимание!  :) )

 

Как то в прошлом сделал Хобика слишком лёгкого, и бегал в одного хорошо,

но как то вышли вдвоём и было ощущение стабильной инерции и скорости....


  • 0

#1071 SerzhTor

SerzhTor

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 215 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Three-hulls boat
  • Название: TKL

Отправлено 11 января 2019 - 19:41

Сегодня в марине Ко Чанг видел красавца

Верю, что красавец.
Вам красавца видно, а мне не очень.
Печально!


..."У небольшой части тримаранов плавучесть боковых поплавков не обеспечивает достаточной остойчивости формы, в частности при плавании косо к огромным волнам. Эти суда единственные, которые опрокидывались волнами."

К катамаранам это никак не относится?

Странно!

Сообщение отредактировал SerzhTor: 11 января 2019 - 19:52

  • 2

#1072 Paraw

Paraw

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 21 сообщений
  • Из:Владивосток

Отправлено 06 апреля 2019 - 15:43

А вот интересно, можно ли совместить концепцию варрамов с тримараном? И даст ли хоть какой-то выигрыш против известных минусов? 


  • 0

#1073 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 12 мая 2019 - 18:40

А вот интересно, можно ли совместить концепцию варрамов с тримараном? И даст ли хоть какой-то выигрыш против известных минусов? 

концепцию Ваших мыслей понять не можно...,

Вы хотите привязать на верёвочках центральный корпус к варраму???


  • 0

#1074 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 12 мая 2019 - 22:07

почитать...

https://translate.go...iLA42y1Uc-_QIuw


  • 2

#1075 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 12 мая 2019 - 23:45

Спасибо, почитал с удовольствием.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей