Уважаемый Евгений Александрович!
Мне то же интересно. что могут рассказать коллеги по поводу нашего переворота. Хотя полагаю, что разложить эту ситуацию по полочкам сейчас вряд ли получиться.
<{POST_SNAPBACK}>
Да почему же не получиться, давайте вместе поразмыслим.
Когда с кормы накатывает водяной вал, любой рулевой пытается судорожно удержать яхту на фордаке, потому как приводит со страшной силой. Если это не удалось, яхту ставит лагом к волне. Киль в такой ситуации оказывается перпендикулярным направлению движения(яхта едет боком), и выступает рычагом, увеличивая кренящий момент(особенно развитый плавниковый), поскольку стоит "лопатой" против потока.
Решающим в такой момент, по-моему скромному мнению, является поперечная остойчивость корпуса. Если корпус имеет большое удлинение(Алькор, Сибирь), то кильнуть его при прочих равных легче, чем яхту с большой шириной по миделю. Сравните "веретено" и "тазик".
Кроме того, у "тазиков" киль оказывается в гидродинамической тени корпуса при меньшем угле крена, а значит у яхты больше шансов пережить волну без оверкиля, отлежавшись на боку.
Однако в любом случае, разворот лагом - поганейшее дело, поэтому стаксель при попутном шторме - жизненно необходим. Даже 1 кв.м парусности на баке окажет рулевому неоценимую помощь в борьбе с приведением.
Еще один важный момент, который был затронут, как дрейфовать (если дело до того дошло):
а) встречая шторм харей, плавучий якорь с носа;
б) или стравив концы с кормы, держать фордаком.
Я встречал убежденных сторонников как первого способа, так и второго.
Из своего опыта сделал вывод, что определиться раз и навсегда нельзя: зависит от яхты. Если у вас шлюп с профилированной мачтой и широкая корма, то дрейфуя вариантом а), проклянете все на свете, поскольку в левентик удержать яхту нереально, будет крутить от галфинда до галфинда и валять на оба борта. Спасает триссель, но не всегда. А на многих современных яхтах(с лэзи джеками, патент-рифами и прочей лабудой) его просто не поставишь.
Другое дело, если у вас иол с классическим килем. Ставь платочек на бизань, крепи штурвал и дрыхни сном младенца.
Небольшую мачту(высотой метра полтора-два), кстати, ставят на многих моторных водоизмещающих яхтах неограниченного района плавания(см. рис.). Не только штормовать, но и на якорной стоянке помогает.
Так что яхта яхте рознь.
На "Алькоре" я бы дрейфовал на плавякоре(нет штатного, варганьте из того, что есть), с одной полкой рифов на гроте.
Дай Вам Бог встречать шторма в закрытых гаванях!
Прикрепленные изображения