Ушкуи
#1
Отправлено 24 июня 2007 - 15:27
Лодки обладали некими характерными признаками, позволяющими их выделить из всего ряда плавающих тогда судов, поскольку они опознавались всегда и всеми безошибочно. Лодки были очень быстрыми: никому не приходило в голову состязаться с ними в скорости. Ходили лодки и под парусом и под веслами. Ходили и по рекам и по морям. Ходили вперед носом и вперед кормой, потому что у них, собственно, не было ни носа, ни кормы: куда повернул, туда и вышло. Оконечности были совершенно симметричны, и на каждой было установлено по рулевому веслу, а это наталкивает на мысль, что лодки все-таки были больше парусными, нежели гребными.
Лодки были длинные и узкие. Ширина их не превышала трех метров, а в длину они были, говорят, больше тринадцати. В каждую лодку помещалось вместе с вооружением и припасами 30 ушкуйников: их и считали лодками - десять лодок вышли, значит, 300 ушкуйников на дело пошли. Сомнительно, что на тринадцати метрах длины помещались 30 человек, еще более сомнительно, что с таким грузом лодочка таких размерений преодолевала Белое море. Может быть, длину приуменьшили, приближая ее к привычному соотношению длины к ширине 3/1, все равно, удивляясь непомерной длине лодки, но скорее же всего, речь шла немножко не о той длине: вплоть до двадцатого века никого не интересовала габаритная длина судна, измерялась либо длина между перпендикулярами, либо длина по килю.
Лодки были не только легкие на ходу, они были еще и легкими настолько, что перетаскивались из бассейна одной реки в бассейн другой силами их экипажей.
Лодки строились массовыми сериями по единой технологии, т.е. по идее должны были быть просты до безобразия, не быть сложными и многодельными по конструкции, а при их изготовлении не должны были применяться сложные для той поры технические приемы и экзотические материалы.
Конструкция и технология исготовления самой лодки утрачена, но их элементы, так же как элементы ее обводов должны присутствовать на всем пути ушкуйников в казаки, то есть, от Новгородской земли до Азова и Каспия, от Заволочья до Тобола и Иртыша.
Практически все новгородские лодки, не исключая и поморские карбасы, строятся относительно плоскодонными, с небольшим развалом бортов. Морские лодки строятся с более-менее вертикальными штевнями, озерные и речные с наклонными. Чем более «речная» лодка, тем под меньшим углом выходит из воды ее форштевень. Чтобы форштевень в своем окончании не превратился в трехгранную пику, его отгибают вовнутрь лодки, лодка приобретает типично новгородскую внешность. Технология строительства таких лодок предусматривала применение достаточно широких сосновых досок для обшивки, доски сшивались вицей внакрой, лодка строилась на закладке, состоящей из киля и штевней, для последних использовались кокоры (часть корня ели с примыкающей к нему частью ствола, образующая довольно-таки замысловатую фигуру, иначе, чем кокора ее и не назовешь), после того, как весь корпус был сшит, в него вставлялись натесные шпангоуты. Технология шитья лодок достаточно проста, но требует очень высокой квалификации от лодочного мастера, поскольку каждый пояс обшивки и шпангоуты требуют подгонки, доработки по месту.
Почти автоматически получались нужные обводы при постройке долбленых челнов – азовских каюков, уральских будар, то есть тех лодок, что распространены повсеместно там, где были одновременно казаки и вода. Лодки были легкими, прочными, легки на ходу. Технология строительства таких лодок известна еще с древнейших времен и просуществовала без изменений до двадцатого века. В осиновом стволе подходящих размеров распаривали сердцевину и вытесывали ее до получения толщины борта 1-3 см., борта разводили и из 40-сантиметрового по диаметру бревна получался челн шириной 70-75 см. Для ушкуев такая технология пригодилась бы, если бы для массового производства удалось найти бревна длиной метров 20 и толщиной метра два. Осины диаметром два метра – редкость, но метр – уже нет. Нашивание бортов на челны из подобных осин – как раз новгородский специалитет, к тому же, наращивая борта при сильно наклоненых штевнях, мы заодно увеличиваем и длину лодки, так что требования к челну-днищу по длине будут примерно соответствовать тем тринадцати метрам, что нам рекомендованы.
По Волге и Каспию во множестве бегали некогда лодки-реюшки – уменьшенные варианты промысловой кусовой лодки. Обе лодки отличались сильно наклоненными (до 60 градусов от вертикали) штевнями, относительно плоским дном, небольшим развалом бортов, малой осадкой и способностью лихо лавировать, реять на короткой речной волне. Дощатая обшивка выполнялась вгладь на наборе, тем более удивительна деталь этой лодки - волнорез, которая, вместо того, чтобы составлять единое целое с форштевнем, присобачивалась к нему наложенными по бокам наделки двумя железными полосами на болтах, проходящих сквозь обшивку. Единственным оправданием для подобного технического решения может быть только то, что некогда эта наделка, прикреплялась к цельному килю-днищу, и сама являлась форштевнем, несущим поясья обшивки.
Сколько же нам нужно поясьев? Осадка у нас задается условиями плавания река-лужа-море и не может быть намного больше 0,5 м. Осина, растянутая в плоскость почти по самое не могу, но так, чтобы обеспечить нам примерно такое же дно, как и у реюшки, даст 0,25 м высоты от ОЛ, для того, чтобы нам плыть, да еще и с парусами, потребуется почти два метра в носу и чуть более метра на миделе, то есть, достаточно трех поясьев по 40 см. или двух по 60 см. Оп-па! Где-то я такое чудо видел, да вот же она! Водлозерка! Ну, просто уменьшенная копия нашего ушкуя с приделанным килем и со сведенной к единой общеупотребимой с давних пор новгородской технологии сборки внахлест!
Что при этом у нас получится с водоизмещением?
30 нехилых мужиков вместе с оборудованием для мокрого дела и снабжением недельки на две весят около четырех с половиной тонн; сама лодка, чтобы ее те мужики смогли поднять и перетащить по суху, не должна весить более полутора тонн; поскольку целью путешествия мужиков является увеличение водоизмещения лодки по меньшей мере на их собственный вес, накидываем еще пару тонн, получается – минимум 8,5 тонн.
При максимальной нашей осадке 0,5 м. длина по ВЛ будет составлять примерно 13,5 м, ширина – 2,6 м., байдарочный коэффициент общей полноты – 0,5, итого – около 9 тонн, то есть, именно то, что мужикам и надо.
Итак, получается лодка габаритной длиной около 17-18 метров, шириной 3 метра, с максимальной осадкой полметра, со штевнями из загнутых вовнутрь кокор смотрящими под 30 градусов к горизонту, прикрепленных к килю-днищу из осины шириной около 2,5 метра, на который насажены три пояса из 40, а лучше два из 60-сантиметровой лущеной сосновой доски. Нечто, в общем, этакое:
Если учесть, что масса экипажа, способного собраться для откренивания на одном борту, составляет порядка двух тонн, парусность метров в 60 квадратных не покажется чрезмерной. Вряд ли судно таскало прямой парус: в условия задачи входит способность ходить любым штевнем вперед, стало быть, тогда мачта должна тупо стоять в геометрическом центре корпуса и не иметь вант и штагов. Одиннадцатиметровый нераскрепленный дрын по центру трюма – это, полагаю, экстрим и для XXI века, тем более, что такое положение паруса потребует еще одного вспомогательного паруса в актуальном носу, скорее все же, вооружался ушкуй косым рейковым парусом с рейком намного больше мачты, а сама мачта переносилась с места на место в зависимости от выбранного направления движения и, действительно, не имела стоячего такелажа. Нечто подобное (постановка и заваливание нераскрепленной мачты на ходу) практикуется до сих пор в Великобритании со сравнимыми по размерам мачтами коблов и лонгкилей.
Как видим, основные обводы ушкуя задаются долбленым челном и штевнями. Самое сложное в строительстве подобных лодок – постройка самого челна и выбор кокор на штевни, доски ложатся уже сами, а редкие прямые шпангоуты по ним натесать – и вовсе плевая работа, оттого-то такие лодки и выходили с северо-двинских верфей сотнями. Корпус лодки не приспособлен ни к чему иному, как только к высокой скорости. Перед нами спортивное судно XIV века, неудивительно, что оно вымерло, как только вымер сам спорт – ушкуйничество, но, как и всякое спортивный технический снаряд, одарив последовавшие за его кончиной промысловые суда некоторыми своими качествами.
#3
Отправлено 24 июня 2007 - 20:09
Если честно, за... реконструкции, вроде этой:
Может, кому-нибудь мои фантазии и пригодятся.
ЗЫ. Кстати, севериновский Арго под веслами давал 4 узла, а под парусом - 7, а весла у него были четырех с половиной метров длины. Есть о чем подумать, прежде, чем совать каждому ушкуйнику в лапы весло и загромождать лодку тридцатью веслами. Не галера, чай.
#4
Отправлено 24 июня 2007 - 21:21
Успехов Вам в спорте!Угу, втрицатером. Заодно и покатаемся.
Если честно, за... реконструкции, вроде этой:
Может, кому-нибудь мои фантазии и пригодятся.
ЗЫ. Кстати, севериновский Арго под веслами давал 4 узла, а под парусом - 7, а весла у него были четырех с половиной метров длины. Есть о чем подумать, прежде, чем совать каждому ушкуйнику в лапы весло и загромождать лодку тридцатью веслами. Не галера, чай.
Скажите пожалуйста, где Вы будете спортивные мероприятия проводить, мы туда не пойдем. Мало-ли до чего Вы дойдете в деле реконструкции спортивных достижений.
А вычисление ушкуя - понравилось!
#6
Отправлено 24 июня 2007 - 22:07
#7
Отправлено 24 июня 2007 - 22:21
Будары - вот они, перевозится пара оных на одной телеге:
Как видите, на ушкуй мало похожи.
#8
Отправлено 24 июня 2007 - 22:37
#9
Отправлено 24 июня 2007 - 22:59
Маленькие они! Три десятка мужуков в них не влезет, а коли и влезет, то будет такая великовражка единичным изделием, а речь идет о серийном производстве. В том-то и дело, что набои желательно делать помене, а осинка чтоб была поболе, за семь лет такая не вырастет.
ЗЫ. Соймы - они тож производная от тех ушкуев: тоже с такой же скулой, но лодка во-первых, морее ушкуя, а во-вторых, из таких плах никогда не набиралась. До сих пор никто понять не может, зачем ей такая носяра? А носяра... см. выше.
ЗЗЫ. Кстати, выжигались и челны, способные сотню вместить, только оные были и немореходны, и чисто гребные, судовые рати на них спешно перевозились, и сами те челны в спешке выжигались, а не долбились, потому и борты им никому в голову разворачивать не приходило.
#11
Отправлено 24 июня 2007 - 23:28
#12
Отправлено 24 июня 2007 - 23:37
#13
Отправлено 24 июня 2007 - 23:59
Не сойма - зто точно, только я этого и не утверждал. Подпись к картинке:Что то ты путаеш - на фото похоже обычные шлюпки типа ял или баркас но ни как не будара не великовражка ни тем более сойма
http://kz.ethnology....ral_pict.htm?3[Иллюстрация 3. Рыболовство уральских казаков. Мастерская аральской флотилии (Сыр-Дарьинская обл., г. Казалинск). На снимке изображено изготовление лодок-будар Фотоснимок входит в состав 'Туркестанского альбома', созданного в 1871-1872 гг. под руководством ориенталиста Александра Людвиговича Куна (1840 - 1888) по заказу Туркестанского генерал-губернатора Константина Петровича Кауфмана (1818 - 1882). Снимок выполнил фотограф Н.Н. Нехорошев. Источник: Научный архив ИИМК РАН. Фотоотдел. Туркестанский альбом. № IV 41. 1871-1872 гг.
Как видишь (давно ль мы на "ты"?), я тоже ошибся лет на тридцать: это все-таки даже XIX век, а не ХХ.
- у соймы кстати форштевень вертикальный и вообще у лодок строящихся ближе к северу форштевень чаще вертикальный,
Да? Познакомьтесь с соймой.
У судов ближе к югу чего? Можно ли сказать, что гдовка строится южнее соймы? Штевни у них в классическом варианте - прямые, наклонные практически под одним углом форштевни и почти вертикальные ахтерштевни. Если речь идет об удаленности от Белого моря, то именно об этом я уже и написал:у судов делающихся ближе к югу форштевень наклонный
Морские лодки строятся с более-менее вертикальными штевнями, озерные и речные с наклонными. Чем более «речная» лодка, тем под меньшим углом выходит из воды ее форштевень.
#14
Отправлено 25 июня 2007 - 00:02
Угу. Все это можете рассказать изготовителям великовражек. Помнится, описание ее постройки как-то было напечатано в КиЯ.По поводу выращивания - дерево не из семечка растилось подбиралась осина или тополь подходящих размеров и по всей высоте надрубалось в доль, в разруб забивались клинья, так дерево оставлялось на год, потом клинья углублялись дальше, потом ставились распорки, тоесть искуственно дерево распиралось в процессе роста и процесс шел не менее лет семи после рубки лишняя древесина или выдалбливалась или выжыгалась и надобности к распиранию бревна необходимости небыло
#15
Отправлено 25 июня 2007 - 02:22
#16
Отправлено 25 июня 2007 - 23:45
Пытался я тут водрузить на ушкуй рейковый парус на переносной мачте, и чем дольше пытался, тем меньше мне нравилась и сама идея с перетаскиванием этой дубины, и получающаяся в итоге конструкция, и управляемость судна под одним парусом. Очень захотелось помочь маленькому рулевому веслу маленькой бизанью, затем бизань немного подросла, и получилась вот такая фантастика:вооружался ушкуй косым рейковым парусом с рейком намного больше мачты, а сама мачта переносилась с места на место в зависимости от выбранного направления движения и, действительно, не имела стоячего такелажа.
Однако, получилось классическое вооружение все той же реюшки...
#17
Отправлено 26 июня 2007 - 00:09
А отчего же, при симметричности оконечностей, и возможностью ходить "как вышло", Вы рисуете не симметричное вооружение?...<...>Оконечности были совершенно симметричны, и на каждой было установлено по рулевому веслу, а это наталкивает на мысль, что лодки все-таки были больше парусными, нежели гребными.<...>
С уважением.
#18
Отправлено 26 июня 2007 - 00:27
#19
Отправлено 26 июня 2007 - 01:09
Потому что при абсолютно симметричном вооружении ЦП совпадет с ЦБС, и лодка станет вовсе неуправляемой. <...>
А как же кормило, или точнее кормовое весло? По-моему, это очень удобный регулятор положения ЦБС?...
С уважением.
#20
Отправлено 26 июня 2007 - 02:45
Кормовое весло только называется веслом, на самом же деле это руль, устанавливаемый не в ДП судна, а у его борта. Большая часть такого руля находится в тени корпуса, а сам руль имеет очень небольшую рабочую поверхность. Собственно, все рули судов с длинной килевой линией имеют очень малую площадь относительно проекции погруженной части ДП. Если установить прямой парус на миделе лодки, даже увеличенная площадь руля вас не спасет, придется постоянно руль удерживать под приличным углом к набегающему потоку. О косом вооружении, коли оно симметрично, а швертов или шверцев конструкцией не предусмотрено, и говорить не приходится, поскольку при его применении ЦБС всегда будет впереди ЦП.
#22
Отправлено 26 июня 2007 - 11:10
#23
Отправлено 26 июня 2007 - 11:50
Угу, смотрим. Шпринтовый на северах тоже не приветствовался, прямым до XIX века обходились, хотя с латинским парусом в Новгороде знакомы были: и латиняне в Новгороде работали да в гости приходили, и в Грецию новгородцы хаживали. Вероятно, нелюбовь к подобным парусам у нас на генетическом уровне заложена, оттого они не применялись и не применяются. Единственное, пожалуй, исключение - каспийские и нижневолжские суда, вероятно, наследие татарского генофонда сыграло.Почему рейковый? и тем паче латинский?
Смотрим картинки
Я не настаиваю на своем варианте вооружения, просто мне он кажется наиболее логичным на маленьком узком суденышке с тридцатью пассажирами на борту, которое к тому ж обязано напоминать Тяни-Толкая именно под парусами: для гребли иметь в оконечностях по рулю необязательно.
#24
Отправлено 26 июня 2007 - 11:56
Вообще во времена ушкуйников ни рейкового ни шпринтового вооружения вроде как бы и не было - это более поздние заимствования, и как можно представить идущий в лавировку ушкуй по волжским перекатам - наврядли здесь это пооружение прижилось бы - на каспийских просторах и низовье волги - пожалуста опять таки при малом экипаже когда грести некому и дешевле дойти в лавировку против ветра.
Интересно, а до Норвегии те гребцы, выйдя из Северной Двины догребут? Про заимствования см. выше. Кстати, существование латинской бизани на коггах, кажется, никем не оспаривается. Ушкуи изначально были предназначены для морских операций в шведской Карелии и в Норвегии, по нашим рекам они расплылись, начиная с 60-х годов XIV века.
ЗЫ. Кстати, та же реюшка первоначально несла именно латинские паруса, затем рейковую бизань заменили шпринтовой, а после обрезания кормовой оконечности и установки в ней идиотского руля, бизань перекочевала на нос и стала... рейковым же фоком. Дальнейшая эволюция, вероятно, пошла бы по пути замены рейковых парусов шпринтовыми, и мы бы получили ту самую картинку, что привел Harry. Так что, я не знаю, что на самом деле первично.
#25
Отправлено 26 июня 2007 - 17:25
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей