Последний причал баркентины Вега
#1
Отправлено 08 июля 2007 - 21:01
На сумму 66.2 миллиона долларов должны были быть построены новые суда для советского флота. Среди самых удивительных изделий для Финнов в советском списке были большие деревянные суда. Список включал девяносто трехмачтовых океанских 45-метровых деревянных парусных судов дедвейтом 300 тонн с двигателями 225 л.с.
Организацию SOTEVA, координирующую производство военных компенсаций, возглавлял Профессор Джаакко Рахола, который назначил Erkki Jussila директором бюро по строительству деревянных судов. Рахола использовал эскизные схемы шхун проектировщика судов Госта Кинтзелла. Также в проектировании судов участвовал Альбин Гастафсон, представитель известного семейства судостроителей в Valax, которое построило блок-модель половины корпуса корабля и сделало эскизы. Ответственным за конечный проект был назначен Ярл Линдблом. Каарло Палли с верфи Hollming в Rauma разработал проект оснащение для шхун и учебных баркентин.
Строительство шхун развернулось на четырех верфях: Laivateollisuus Ab в Турку строила 45 судов плюс немагнитную научно-исследовательскую шхуну "Заря". F.W. Hollming в Раума строила 34 шхуны. семь судов построила Aug. Eklof Ab в Порво, и четыре - Valkon Laiva в Lovisa.
Семнадцать из судов были учебными, с парусным вооружением баркентины, для советского Военно-морского флота; остальные были грузовыми шхунами, 27 с гафельным вооружением, и 46 оснащенных бермудскими парусами. "Заря" была первоначально оснащена гафелями, и позже переоснащена бермудскими парусами.
Грузовые шхуны использовались на всех морских театрах СССР, и постепенно были выведены из эксплуатации. Подготовив на свих палубах, мачтах и реях несколько поколений советских моряков, учебные шхуны и баркентины также сходили с морской сцены. Некоторым из них флотское начальство уготовило печальную судьбу - КАБАКОВ в портовых городах.
Один из таких кабаков появился в Таллине - баркентина "Вега".
Баркентине повезло. Эстонское правительство подарило "Вегу" Финскому фонду, созданному для ее восстановления. "Вегу" отбуксировали в Jakobstad в июне 1997 года.
Пошарив по поиску, обнаружил сайт на финском языке:
http://www.snowfactory.fi/vega/fi/
Чего тама по фински написано? Я не Кузьмич и не генерал Иволгин.
Кто бывал в тех краях? Как поживает наша "Вега" на новой старой родине? Какова судьба других бывших шхун и баркентин на постсоветском пространстве?
Сразу предупреждаю, что книжку Миторфановых "Школы под парусами" имею. Есть ксерокс статьи на аглийском из финского журнала, со списком построенных судов.
Интересна судьба этих советских парусников в 21 веке.
#3
Отправлено 09 июля 2007 - 11:25
#4
Отправлено 09 июля 2007 - 11:32
Год назад случайно купил на развале книгу воспоминания капитана одного
из этих кораблей.
Судя по всему Вы купили книгу Б.Шанько "Под парусом через два океана". Там речь идет о шхуне "Коралл"
#7
Отправлено 09 июля 2007 - 17:02
В детстве брал книжищу про перегон шхун "Кальмар" и "Коралл", в областной библиотеке. Позже, когда стал понимать что-почем в парусном флоте, заказывал - не нашли. Может зачитали до дыр? И в нашем сухопутье моряки есть.Кажется она. Питерским могу дать почитать.
Одна из моих ценнейших книг "Парусно-моторные суда. Вооружение и управление ими" А.И Цурбана. В питерской аспирантуре регулярно посещал букинистические магазины. Насобирал, а во время каникул, когда ездил к семье, кто-то из студентов комнатку вскрыл... Спрели только "старые" парусные книги и ... настольную лампу. Кое что восстановил, но далеко не все. Повезло - купил Цурбана второй раз... Кто-то хранил ее с куском фала вместо закладки - впечаталось.
#8
Отправлено 09 июля 2007 - 17:16
В статье из финского журнала, гле опуубликован материал по шхунам, цифра - 17 баркентин. По нашим источникам (Митрофановы, Шнейдер) - 12.Ну вот чуть бы раньше! Водки выпили много но материала по головам и на треть не наскребли.
Мало воспоминаний, практически нет. Но ведь в разных училищах, по всем морям Союза те парусники работали.
В мореходной школе техфлота в Находке, стояла большая модель баркентины, вроде "Горизонт". На 26 лет назад не шагнешь...
А грузовые шхуны... Причем часть входила в состав ВМФ.
Что же "Вега"? Кто видел и знает? Если финны создали музей наших с ними баркентин, значит там и музейные исследования, и экспозиция. Может за нас нашу память восстановят...
#9
Отправлено 10 июля 2007 - 16:57
#10
Отправлено 10 июля 2007 - 19:25
#13
Отправлено 11 июля 2007 - 12:50
Там на Гогланде можно много нагелей найтиВидел Зарю в первой половине 90-х в Санкт-Петербурге в ЦЯКе... В 2001 был на Гогланде, местный метеоролог подарил мне 2 нагеля со шхуны "Заря"
#14
Отправлено 11 июля 2007 - 16:33
#15
Отправлено 11 июля 2007 - 16:50
Ну а чего ты хотел? Чтоб сохраняли все старые деревянные суда? Ты же представляешь какой это труд поддерживать живым деревянный корабль возрастом за полвека... "Западу" повезло - и то хлеб! "Зарю" немного жаль - она была самой прославленной из всей серии.Что с ними сталось:
"Запад" - музей в Архангельске.
#16
Отправлено 11 июля 2007 - 18:00
Привет, коллега!Ну а чего ты хотел? Чтоб сохраняли все старые деревянные суда?
Я хочу узнать побольше о русском парусном флоте. Всё Занимаюсь историей наших русских парусников (в свободное от работы время).
Баркентины и шхуны выводились из эксплуатации в 1970-е, т.е. наше с тобой поколение на них уже не успели, а более старшие товарищи - видели и ходили. А на "современные" фрегаты - опоздали. Они появились в конце 1980-х. Ходил один "Крузенштерн".
Я в детстве мечтал ходить на китобойце в Антарктиду. Пока стал матросом - китов бить запретили (это хорошо), и даже за крилем в пятый океан ходить уже перестали. Потом перестройка, и капец флотам.
Только ПАМЯТЬ нужно хранить, для будущих поколений. Если такие зубры, как Митрофановы и И.Г. Шнейдер, мало о баркентинах и шхунах рассказали, так пусть народ что-нибудь вспомнит. Может у кого отец ходил, или дядя на этих корабликах. Например, в мореходке у командира нашей роты кап.-3 Никитина, был значек "Крузенштерна". Он практиковался на нем, когда учился в ВВМУ.
#19
Отправлено 12 июля 2007 - 18:45
Я с глубоким ПОЧТЕНИЕМ отношусь к КАПИТАНАМ ПАРУСНЫХ СУДОВ.Немного подробностей... если можно так назвать.
Формат дежавью.
( К стати, здря по поводу Шнейдера так... )
Первая моя настоящая "морская" книжка, купленная в Барнауле после 8 класса - книга Ивана Григорьевича Шнейдера - "Операция Парус". Я быстро ее зачитал, так что тетке, работающей в типографии, пришлось ее переплести в твердый переплет. Эта книга до сих пор у меня на полке в "первых рядах". Потом были другие (очень мало). Кроме перечисленных выше, где в самом деле, мало информации о "жизни" финских шхун и баркентин, это и "Жизнь моряка" Д.А. Лухманова, и "Один под парусами вокруг света" Дж. Слокама, "Новое путешествие вокруг света" О. Е. Коцебу, и некоторые другие...
Лично знаком с капитанами фрегата и шхуны "Надежда", фрегата "Штандарт", лодьи "Святитель Николай".
После появления в Кают-компании, по мере возможности пытаюсь поделиться хоть чем-нибудь с коллегами. И Вам спасибо...
#20
Отправлено 12 июля 2007 - 19:01
Этой статьи у меня в трех экземплярах. Кроме того, статья Митрофановых в одном из журналов "Судостроение", - часть из опубликованного в "Школах под парусами".Немного подробностей... если можно так назвать.
Формат дежавью.
Куда же я дел статью из NAUTICA FENNICA 1999, THE FINNISH WAR INDEMNITY SCHOONERS?!!! В прошлом ноябре отсканил и засунул в ПРОМТ только текст. Иллюстрации были отсканированы еще в СПб.
Там была таблица со всеми финскими шхунами и баркентинами, по финским источникам! Все перерыл!!! Хоть волосы на одном месте рви!!!
#21
Отправлено 13 июля 2007 - 21:15
#22
Отправлено 14 июля 2007 - 10:06
Зенит действительно служил в ВМФ.
Про Запад финны считают, что он ресторан, мы - что музей.
По 2-й стр. видим, что Иван Месяцев и Георгий Ратманов сразу были построены под этими именами.
Кодор перестроен под судно 18 века для съемок фильма в Одессе, и стоит как бар в Ялте.
Несколько шхун в 1959 г. использованы под строительство пирса (волнолома) в Пирите.
#23
Отправлено 15 июля 2007 - 19:01
В.П. и П.С. Митрофановы «Учебные баркентины и шхуны послевоенной постройки» // Судостроение, 1986, №1, с.65.
Учебные баркентины «Альфа», «Вега-II», «Горизонт», «Зенит», «Капелла», «Кропоткин», «Менделеев», «Меридиан», «Секстан», «Сириус», «Тропик», «Чайка»; [нет «Ивана Месяцева» и «Георгия Ратманова»].
Учебные бермудские шхуны «Запад», «Глобус», «Кодор» и «Юнга»;
тип вооружения судна «Штурман» установить не удалось.
В.П. и П.С. Митрофановы «Школы под парусами» Л., 1989, с.179-181.
Учебные баркентины «Альфа», «Вега-II», «Горизонт», «Зенит», «Капелла», «Кропоткин», «Менделеев», «Меридиан», «Секстан», «Сириус», «Тропик», «Чайка»; [нет «Ивана Месяцева» и «Георгия Ратманова»].
Учебные бермудские шхуны «Восток», «Глобус», «Запад», «Кодор», «Север», «Штурман», «Юг», «Юнга», под учебные перестроенные уже в СССР.
И.Г. Шнейдер, Ю.Г. Белецкий «Модели советских парусных судов». Л.,1990, с. 88
Кроме «Веги-II» на Балтике несли службу баркентины «Сириус» и «Кропоткин» (Ленинград), «Меридианос» (Клайпеда), «Менделеев», «Тропик» и «Капелла» (Рига). На севере обеспечивали практику курсантов «Иван Месяцев» (Архангельск) и «Ратманов» (Мурманск), на Дальнем Востоке - «Горизонт» (Владивосток), в Азовском море - «Альфа» (Ростов-на-Дону)
[нет «Секстана, «Чайки» и «Зенита»].
В финском списке «Юнга» и «Штурман» отмечены сразу как учебные, а не грузовые. В списке присутствуют грузовые шхуны «Академик Шокальский» и «Профессор Визе», принадлежащие ЛВИМУ.
Среди неопознанных судов – «Нахимовец» – грузовая шхуна, позже – учебное судно, позже – СБР (судно безобмоточного размагничивания – ВМФ).
Получился следующий список:
Баркентины
1. Секстан – Владивосток МинРыбХоз, списан-66
2. Капелла – Мурманск/ Керчь/ Рига, списана-69
3. Сириус – Ленинград, ЛВИМУ, списан-71, рест. Кронверк, разобран
4. Альфа – баркентина – Таллин / Ростов, списана-68
5. Меридиан (Meridianas) – Калининград/ Рига, МРХ, списан-68, рест. в Клайпеде
6. Зенит – ВМФ, списан
7. Горизонт – Ленинград/ Рига/ Дальний Восток, МРХ, списан-65
8. Тропик – Ленинград/ Рига, МРХ, списан-66
9. Иван Месяцев – Мурманск/ Архангельск, МРХ
10. Георгий Ратманов – Туапсе? / Мурманск, МРХ
11. Кропоткин – Ленинград, ВМА, списан-73, рест. в Севастополе, сгорел в 1978
12. Менделеев – Рига, МРХ, списан-1971
13. Вега – Таллин, списана-79, музей в Pietarsaari, Финляндия
14. Чайка - Ломоносов, ВМУ
Шхуны
1. Сардина / Запад – Груз. / Учеб. - берм. - Ленинград/ Архангельск Музей с 198…
2. Кайра / Юг – Г / У - берм. - Ленинград/ Мурманск/ Одесса, списана-75
3. Восток – Г / У - берм. - Ленинград/ Одесса, списана-75
4. Кодор – Г/ У - берм. - Ленинград, ЛВИМУ до 1980. Баку после 1983, перестроена под 18 в. для съемок фильма в Одессе. Бар в Ялте.
5. Капелла II – У/ Г - берм. - Ленинград
6. Академик Шокальский – груз. гаф. - Ленинград, ЛВИМУ, списана-65
7. Профессор Визе – груз. гаф. - Ленинград, ЛВИМУ, списана-65
8. Юнга –У - берм. - Владивосток
9. Штурман –У – Петропавловск
10. Глобус – У/Г - гаф. – Владивосток.
11. Север (?)
12. Нахимовец (?)
По регионам – Балтика:
Ленинград – Сириус, Кодор, Академик Шокальский, Профессор Визе – ЛВИМУ, Кропоткин – ВМА, Чайка – Ломоносов, ВМУ, Капелла II (?); 6 (7) судов.
Рига – Капелла, Тропик, Менделеев;
Клайпеда – Меридиан;
Таллин – Вега.
Зенит (?), Нахимовец (?)
Черное море:
Одесса – Юг, Восток.
Ростов – Альфа
Дальний Восток: Секстан, Горизонт, Юнга, Штурман, Глобус.
Север: Иван Месяцев, Георгий Ратманов, Запад, Север (?)
Список шхун, возможно, спорный, но баркентин – не 12, а 14 судов. И еще Штурман, неизвестный.
#24
Отправлено 21 июля 2007 - 11:25
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей