Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Стеклопластик корпуса - насколько долговечны?


Сообщений в теме: 49

#1 Irbiz

Irbiz

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 62 сообщений
  • Из:Питер
  • Судно: SuperSonic
  • Название: Онега

Отправлено 02 сентября 2009 - 10:52

Получил информацию из нескольких источников о том, что разумный лимит службы стеклопластикового(fibreglass) корпуса порядка 20 лет. Далее корпус уже расслаивается из-за переменных нагрузок, в расслоения попадает вода и т.п. Фактически это означает, что приобретать лодки старше 1990 г. не рекомендуется. При этом на рынке очень много лодок с такими корпусами 1970+ года. Очень хочется получить авторитетную информацию по этому вопросу!
  • 0

#2 Savage

Savage

    Дворник

  • Боцман
  • 14 933 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: 🚤

Отправлено 02 сентября 2009 - 11:47

Получил информацию из нескольких источников о том, что разумный лимит службы стеклопластикового(fibreglass) корпуса порядка 20 лет. Далее корпус уже расслаивается из-за переменных нагрузок, в расслоения попадает вода и т.п.

Фактически это означает, что приобретать лодки старше 1990 г. не рекомендуется. При этом на рынке очень много лодок с такими корпусами 1970+ года.

Очень хочется получить авторитетную информацию по этому вопросу!

У меня лодке 29 лет,всё впорядке с корпусом(полеэфирный),правда в своё время руки пришлось приложить(после покупки).
Просто при покупке,внимательно осмортреть корпус и всё...
  • 0

#3 Александр38

Александр38

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 306 сообщений
  • Из:Волгоград
  • Судно: Микроминимотолодка
  • Название: Бесенок

Отправлено 02 сентября 2009 - 12:21

Получил информацию из нескольких источников о том, что разумный лимит службы стеклопластикового(fibreglass) корпуса порядка 20 лет. Далее корпус уже расслаивается из-за переменных нагрузок, в расслоения попадает вода и т.п.

Фактически это означает, что приобретать лодки старше 1990 г. не рекомендуется. При этом на рынке очень много лодок с такими корпусами 1970+ года.

Очень хочется получить авторитетную информацию по этому вопросу!

По пунктам: в среднем - да
Корпус (обшивка) расслаивается скорее не из-за нагрузок, а из-за химических процессов в полиэфирной смоле с проникающей туда водой. Фильтрация есть всегда, вопрос в том, насколько корпус был подвержен этому и насколько его пытались сохранить. И еще одни вопрос - в материалах и технологиях, примененных и соблюденных (несоблюденных) при постройке.
Если корпус хранится 90% времени на берегу, а на воду спускается только для хождения на нем, если корпус покрывался спецсоставами (необрастайка и т.п.), то при прочих равных условиях он проживет в несколько раз дольше, чем корпус, который с завода ничем не красился и находился в воде с марта по ноябрь.
Восстановление корпусов имеет место быть, это очень трудо- и деньгоемкий процесс. Как правило требуется заменить слой гелькоута и наружный слой стекловолокна, каверны все обнаружить и "вылечить". Если наружный слой сделать современными материалами, то корпус может прожить еще лет 20-30.
В качестве примера могу привести мотолодку "Бесенок", которой уже 30 лет, сделана из фанеры, оклеена стеклотканью, хранится под навесом круглый год, на воду спускается только на пару-тройку часов. Корпус еще очень живой! Только в нескольких местах в этом году замечена чернота на дереве. А вот лодка "Джек-шпрот" более молодая, но хранившаяся на улице, сгнила.
Вопрос приобретения лодки вообще очень скользкий. Надо правильно оценить (в деньгах) свои возможности и стоимость покупки + возможные последующие траты. Можно купить за бесценок старый корпус, а потом вложить кучу денег в реставрацию, оснащение, паруса и т.д., а можно за ту же сумму приобрести более молодую лодку, но где уже все есть. Угадать нельзя, смотреть надо каждый вариант очень внимательно, приглашать спецов, сравнивать. В конце концов может получиться и так, что вариантов особых и не будет. "Бери-что-дают".
  • 0

#4 Boris F

Boris F

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 205 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: MERIDIAN 31, кеч
  • Название: Sterreschip

Отправлено 02 сентября 2009 - 16:39

Корпус (обшивка) расслаивается скорее не из-за нагрузок, а из-за химических процессов в полиэфирной смоле с проникающей туда водой.

И под нагрузками, в сочетании с дефектими, появляющимися со временем.
Кроме этого, при замерзании, как известно, вода превращается в лед, а лед имеет больший объем. Лед «разрывает слои пластика, фильтрация увеличивается и т.д.

Если корпус хранится 90% времени на берегу, а на воду спускается только для хождения на нем …В качестве примера могу привести мотолодку "Бесенок", которой уже 30 лет, сделана из фанеры, оклеена стеклотканью, хранится под навесом круглый год, на воду спускается только на пару-тройку часов. Корпус еще очень живой! Только в нескольких местах в этом году замечена чернота на дереве. А вот лодка "Джек-шпрот" более молодая, но хранившаяся на улице, сгнила.

В этом случае определяющим являются уже не срок эксплуатации (30 лет по 3 час, или 10 часов в год, итого 300) , а срок и условия хранения.

Вопрос приобретения лодки вообще очень скользкий…Угадать нельзя, смотреть надо…


  • 0

#5 AMN

AMN

    Юнга- дачник :)

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
  • Из:Санкт- Петербург
  • Судно: мотолодка
  • Название: Акула

Отправлено 02 сентября 2009 - 18:20

Инетересно, как такие страсти пишут . А как вода проникает в качественный стеклопластик через гелькоут? Да в таком колличестве , что еще и замерзает на морозе.
  • 0

#6 Алексей С.

Алексей С.

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 6 058 сообщений
  • Из:Ладога, Берёзово
  • Судно: LAURIN 32
  • Название: Мечта-3

Отправлено 02 сентября 2009 - 19:10

Совершенно некорректный вопрос. Есть стеклопластик, и ещё есть стеклопластик и есть совсем уж стеклопластик. В зависимости от того из какого именно сделан корпус он может прослужить и 10 лет и 30, а может и 50. Но вообще тема абсолютно не на месте. Есть же специальнаяч ветка о пластике.

Сообщение отредактировал Алексей С.: 02 сентября 2009 - 19:28

  • 0

#7 Savage

Savage

    Дворник

  • Боцман
  • 14 933 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: 🚤

Отправлено 02 сентября 2009 - 19:55

Но вообще тема абсолютно не на месте. Есть же специальнаяч ветка о пластике.

В этом и есть прикол,первый глазастый кто заметил,даже Михалыч и тот промаргал... :)

P.S.Но может же речь идёт о яхтах([хоть и написано лодках)...
  • 0

#8 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 03 сентября 2009 - 10:44

Ну вот если кто-либо опытный раскроет тему применительно к яхтам с их путенсами-кильфлорами, то оставим здесь. А так перенесем в стеклопластик.
  • 0

#9 yht

yht

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 125 сообщений
  • Из:SPB
  • Судно: maxi 77
  • Название: una mas

Отправлено 03 сентября 2009 - 11:37

Моей лодченке в этом годе 34 исполнилось. Проблем нет. Осмос может и есть , но я как то его не вижу пока. Проблема не в осмосе. Проблема в его последствиях. Расслоение ламината . С последующей фильтрацией. И процесс , если его во время не присеч , нарастает , как снежный ком. То есть чревовато потерей корпуса. Этим страдают в большинстве своем Польские лодки 70-80 годов постройки. Шведы на небольших лодках , пошли по другому пути. Корпуса напылялись в матрицу. А вместо стекломатов и ткани , применялось стекловолокно. То есть все то же самое , но в другом виде. Арматура представляет из себя нить. Нарубленная и перемешанная со смолой и напыленная в матрицу. По прочности такие корпуса конечно уступают тканевым . Зато осмос им особо не грозит. Ну если конечно совсем на все забить , то и такой корпус можно запросто угробить.Но не так быстро . Осмос в переводе на русский это проникновение. Проникновение на малекулярном уровне.Это в самом начале процесса. Позже , когда преодолен барьер гелькаута и защит , водичка свободно начинает проникать уже и на обычном уровне. Как правило в отдельно взятых местах. Там где было потоньше . Смола сама по себе отталкивает воду. А вот ткань , как фитиль ее тянет. И в результате лодочка начинает набухать . Высушить это просто вытаскиванием на берег невозможно. Шприц с водой можно держать на сонце сколько угодно. Вода из него не уйдет.Нужны меры по вскрытию ламината и его просушке в специальных условиях. Напыленные же корпуса такой особенностью проводить по фителям воду не обладают . Они не сообщаются в структуре ламината между собой. Вода проникает по нитке и останавливается, образуя язву в данном конкретном месте. В особо запущенных случаях величиной с горощину. Но это лечится легко и не принужденно с помощью Хемпелевской шпаклевки. Брать выклеенный корпус 70-80 годов дело небезопасное.И если вы не знаете историю обслуживания лодки , то от такой покупки лучше отказатся. Напыленный корпус в этом плане намного более удобоварим и долговечен.
  • 0

#10 AMN

AMN

    Юнга- дачник :)

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
  • Из:Санкт- Петербург
  • Судно: мотолодка
  • Название: Акула

Отправлено 03 сентября 2009 - 11:53

Корпуса напылялись в матрицу. А вместо стекломатов и ткани , применялось стекловолокно. То есть все то же самое , но в другом виде. Арматура представляет из себя нить. Нарубленная и перемешанная со смолой и напыленная в матрицу. По прочности такие корпуса конечно уступают тканевым .

Одна из самых плохих технологий, всем следует опасатся покупать лодки сделаные напылением, нить рубленая, армирования нет , кизяк короче , так это в просторечьи зовется. А что у вас за лодочка? Вы уверены что они напылялись?
  • 0

#11 AMN

AMN

    Юнга- дачник :)

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
  • Из:Санкт- Петербург
  • Судно: мотолодка
  • Название: Акула

Отправлено 03 сентября 2009 - 12:02

кто может перевести? Maxi 77:ans skrov och däck är tillverkade i glasfiberarmerad plast. 4 lager rowingväv och plast binder samman skrov och däck. Däcket är i sandwich-konstruktion. То что палуба сендвич я понял. А корпус как сделан?
  • 0

#12 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 03 сентября 2009 - 12:06

4 слоя ровинговой ткани кажись. Рогожа то есть. Так?
  • 0

#13 Ayrton

Ayrton

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 13 247 сообщений
  • Из:Новосибирск
  • Судно: Ассоль №198
  • Название: Тамара

Отправлено 03 сентября 2009 - 12:06

Получил информацию из нескольких источников о том, что разумный лимит службы стеклопластикового(fibreglass) корпуса порядка 20 лет. Далее корпус уже расслаивается из-за переменных нагрузок, в расслоения попадает вода и т.п.

Ужос! Что это за источники такие??? Сильно подозреваю, что это были "источники" торгующие новым мэйн-стримом, где нибудь на выставках...

Надеюсь никто не станет утверждать, что 30 лет назад в СССР, пластиковые лодки делали супер-профи из высококачественных материалов, используя нано-технологии??? Хранились лодки на морозе, эксплуатировались жёстко. И что лодки те все умерли? Расслоились и развалились? А я вот кругом себя наблюдаю Ассоли и Поларисы - это у меня глюки? Про польские Конрады ваще молчу - там пластик в разы качественнее был, хотя по современным меркам - барахло.

Жизнь пластикового корпуса на 100% зависит от его хозяина. Если за лодкой не следят, эксплуатируют "как чужое" (чартер), то конечно лодка долго не протянет. Но умрёт она вовсе не от "расслоения", а от того, что привести её системы, вооружение и интерьер в божеский вид, да ещё и чужими руками, по европейским расценкам - это по цене будет как купить новую. Пластик там ещё 50 лет готов служить, но не рентабельно списанную из чартера лодку реанимировать. Если лодка "хозяйская" и хозяин был с руками и головой, то лодка его будет лучше новой, поскольку он уже устранил все косяки верфи и основательно дооснастил лодку.

Срок службы пластикового корпуса ваще говоря неизвестен, поскольку строят их чуть более полувека - самые первые из построенных лодок ещё на воде и умирать не собираются. А то, что кривыми ручками любую лодку, независимо от материала корпуса, можно за 5 лет угробить - это тоже факт!
  • 0

#14 Циклон

Циклон

    Ушелец

  • Капитан
  • 4 410 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: Диван

Отправлено 03 сентября 2009 - 12:07

кто может перевести?

Maxi 77:ans skrov och däck är tillverkade i glasfiberarmerad plast. 4 lager rowingväv och plast binder samman skrov och däck. Däcket är i sandwich-konstruktion.
То что палуба сендвич я понял. А корпус как сделан?

ANS корпуса и палубы изготавливаются из армированного стекловолокном пластика. 4 слоя rowingväv и пластика связывает воедино корпуса и палубы. Колода сендвич
Вот вам машинный перевод :)

Сообщение отредактировал Циклон: 03 сентября 2009 - 12:12

  • 0

#15 AMN

AMN

    Юнга- дачник :)

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
  • Из:Санкт- Петербург
  • Судно: мотолодка
  • Название: Акула

Отправлено 03 сентября 2009 - 12:27

ANS корпуса и палубы изготавливаются из армированного стекловолокном пластика. 4 слоя rowingväv и пластика связывает воедино корпуса и палубы. Колода сендвич
Вот вам машинный перевод :)

уф, а то я уж поверить не мог что Махи из кизяка дули. yyy
  • 0

#16 Savage

Savage

    Дворник

  • Боцман
  • 14 933 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: 🚤

Отправлено 03 сентября 2009 - 12:32

Инетересно, как такие страсти пишут . А как вода проникает в качественный стеклопластик через гелькоут? Да в таком колличестве , что еще и замерзает на морозе.

Вот это после мойки уже (первая фото),вода не обязательно должна попадать с наружи,она нормально попадает и из нутри(и там замерзает),корпус с наружи и банки был покрыт хорошим слоем,а внутри гель весь потрескался и слез(пол лодки было дряни разной с водой),остался чистый пластик...
Всё из за варварского и долгого хранения на улице,я б сказал валялась ,а не хранилась(другие три,как хранили)...
Лодка на самом деле семдесят какого-то года...

Прикрепленные изображения

  • IMGA1529.JPG
  • IMGA1152.JPG
  • IMGA1155.JPG
  • IMGA1162.JPG
  • 27_10_05_1750.jpg

  • 0

#17 Ayrton

Ayrton

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 13 247 сообщений
  • Из:Новосибирск
  • Судно: Ассоль №198
  • Название: Тамара

Отправлено 03 сентября 2009 - 12:36

Этим страдают в большинстве своем Польские лодки 70-80 годов постройки.

Шведы на небольших лодках , пошли по другому пути. Корпуса напылялись в матрицу. А вместо стекломатов и ткани , применялось стекловолокно. То есть все то же самое , но в другом виде. Арматура представляет из себя нить. Нарубленная и перемешанная со смолой и напыленная в матрицу.

Напыленный корпус в этом плане намного более удобоварим и долговечен.

Напылением делались (а возможно и делаются) только самые дешёвые модели лёгких моторных и гребных лодок. Про то, чтобы яхты делали методом напыления я не слышал никогда. Причина тут проста - напылённый стеклопластик содержит очень много смолы (до 70%) и мало стекла, как следствие прочностные характеристики такого корпуса ниже плинтуса, что заставляет делать более толстую (в 2-3 раза) обшивку. Плюс к тому, на яхтах есть места концентрации напряжений (крепление киля, вантпутенсов, лебёдок и т.д.), которые требуют правильной укладки ламината. Напыление даёт случайное распределение нитей, сделать напылением местные усиления проблематично.

При напылении есть проблема - контроль толщины обшивки. Делается он довольно оригинально - в ровинговую нить добавляется окрашенное волокно, вынутый из матрицы корпус просвечивают и считают количество пересечений окрашенных нитей. Если их в каком-то месте слишком мало - в брак. Если слишком много - пофигу, поскольку никто не обещал, что корпус будет лёгким. Де факто это означает, что корпус по определению не будет равнопрочным - где-то тонко, где-то наоборот.

PS А польские лодки 70-80 сделаны очень прилично и от осмоса практически не страдают.
  • 0

#18 AMN

AMN

    Юнга- дачник :)

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
  • Из:Санкт- Петербург
  • Судно: мотолодка
  • Название: Акула

Отправлено 03 сентября 2009 - 12:36

она нормально попадает и из нутри(и там замерзает)

изнутри должно быть топкоутом покрашено. То что вода замерзает на поверхности, пластику по барабану. тут говорят о замерзании ВНУТРИ ламината. Вот и интересно, как он может туда попасть. Если только очень сильные повреждения внешни слоев. Но тут уж и железо насвозь проржавеет, если за покраской не следить.
  • 0

#19 Savage

Savage

    Дворник

  • Боцман
  • 14 933 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: 🚤

Отправлено 03 сентября 2009 - 12:43

изнутри должно быть топкоутом покрашено. То что вода замерзает на поверхности, пластику по барабану. тут говорят о замерзании ВНУТРИ ламината. Вот и интересно, как он может туда попасть. Если только очень сильные повреждения внешни слоев. Но тут уж и железо насвозь проржавеет, если за покраской не следить.

Я и говорю,он слез почти полностью...
Если на фоту внимательно посмотришь,там чистый пластик без топкоута...
Скажем так,лодка на берегу,думаю лет десять валялась внутри всё это время вода и зимой и летом.
Только удивительно,что после просушки пластик не слоился,а всё гуд было,чудесато...
  • 0

#20 AMN

AMN

    Юнга- дачник :)

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
  • Из:Санкт- Петербург
  • Судно: мотолодка
  • Название: Акула

Отправлено 03 сентября 2009 - 12:49

внутри всё это время вода и зимой и летом.
Только удивительно,что после просушки пластик не слоился,а всё гуд было,чудесато...

о чем и речь. в нормально отормованный пластик вода никак не попадет. и уж конечно ничего там не замерзает внутри и не лопается. Много раз наблюдал ремонт пресловутых яхт Нева. Реального осмоса я там не видел. Ну вот чтоб пузыри с водой внутри. Потрескавшаяся шпаклевка, куски смолы -да видел.
  • 0

#21 tollin

tollin

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 244 сообщений
  • Из:Московская
  • Судно: разные

Отправлено 03 сентября 2009 - 12:54

ребяты! стеклопластик впитывает воду через любой гелькоут. только в разных количествах. уход за таким корпусом нужен. короткие рубленные нити и стекломпты( а это тоже рубленые короткие нити) очень плохо из-за неструктурированых капиляров т.е. какие-то из этих ниточек могут стоять перпендикулярно к борту и закачивать воду. выход в просушке и обработке ФИРМЕННЫМИ материалами.
  • 0

#22 yht

yht

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 125 сообщений
  • Из:SPB
  • Судно: maxi 77
  • Название: una mas

Отправлено 03 сентября 2009 - 13:49

уф, а то я уж поверить не мог что Махи из кизяка дули. yyy


На макси прочность достигается за счет арматуры. Она армирована алюминевыми закладками . Мне так кажется. Таранную переборку просто замучился сверлить. Толи нержавье вложено , то ли еще чего.
Палуба не сендвичь. Сендвичь это имеется ввиду борта в салоне. И то мебель сделана как вставка. То есть в готовый корпус опущена и палубой накрыта. Если это сендвичь , тогда да.
  • 0

#23 yht

yht

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 125 сообщений
  • Из:SPB
  • Судно: maxi 77
  • Название: una mas

Отправлено 03 сентября 2009 - 13:59

о чем и речь. в нормально отормованный пластик вода никак не попадет. и уж конечно ничего там не замерзает внутри и не лопается. Много раз наблюдал ремонт пресловутых яхт Нева. Реального осмоса я там не видел. Ну вот чтоб пузыри с водой внутри. Потрескавшаяся шпаклевка, куски смолы -да видел.


Все очень просто. Вода НА МАЛЕКУЛЯРНОМ уровне имеет свойства проникновения. Гелькаут устроин так , что его малекулы представляют из себя восьмиугольные пластины. Это связано с содержанием аксидов тинтана или хрома.
Так вот , что бы проникнуть через 3 мм гелькаута , молекула скажем должна пройти путь не в 3 мм , а в 7. Но она его обязательно пройдет. Чем тоньше слой геля , тем это случится раньше. Поэтому у разных фирм есть рекомендации по уходу за корпусами. Именно подводной части. Рекомендовалось не реже , чем раз в 6-7 лет полностью снимать старое покрытие и заменять его на комплекс всяких хай протекторов и лайт праймеров. Причем все должно делатся по технологии.
  • 0

#24 yht

yht

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 125 сообщений
  • Из:SPB
  • Судно: maxi 77
  • Название: una mas

Отправлено 03 сентября 2009 - 14:03

изнутри должно быть топкоутом покрашено. То что вода замерзает на поверхности, пластику по барабану. тут говорят о замерзании ВНУТРИ ламината. Вот и интересно, как он может туда попасть. Если только очень сильные повреждения внешни слоев. Но тут уж и железо насвозь проржавеет, если за покраской не следить.


Топ каут - это не защита. Это финишный слой геля с добавлением стеорина. Чисто технологическая вещь. Гель на открытом воздухе не встает. А стеорин имеет своства вылазить наружу и перекрывать кислород. За счет образования тонкой пленки . Эта пленка в процессе мытья корпуса просто изчезает со временем.

Сообщение отредактировал yht: 03 сентября 2009 - 14:05

  • 0

#25 yht

yht

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 125 сообщений
  • Из:SPB
  • Судно: maxi 77
  • Название: una mas

Отправлено 03 сентября 2009 - 14:14

4 слоя ровинговой ткани кажись. Рогожа то есть. Так?


Закладки из рогожи присутствуют только в перебоках. В килевой балке вообще кажется бальза или пенопласт.
С наружи я вскрывал все днище Там никакого стекломата не обнаружилось.

Сообщение отредактировал yht: 03 сентября 2009 - 14:15

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей