Стеклопластик корпуса - насколько долговечны?
#1
Отправлено 02 сентября 2009 - 10:52
#2
Отправлено 02 сентября 2009 - 11:47
У меня лодке 29 лет,всё впорядке с корпусом(полеэфирный),правда в своё время руки пришлось приложить(после покупки).Получил информацию из нескольких источников о том, что разумный лимит службы стеклопластикового(fibreglass) корпуса порядка 20 лет. Далее корпус уже расслаивается из-за переменных нагрузок, в расслоения попадает вода и т.п.
Фактически это означает, что приобретать лодки старше 1990 г. не рекомендуется. При этом на рынке очень много лодок с такими корпусами 1970+ года.
Очень хочется получить авторитетную информацию по этому вопросу!
Просто при покупке,внимательно осмортреть корпус и всё...
#3
Отправлено 02 сентября 2009 - 12:21
По пунктам: в среднем - даПолучил информацию из нескольких источников о том, что разумный лимит службы стеклопластикового(fibreglass) корпуса порядка 20 лет. Далее корпус уже расслаивается из-за переменных нагрузок, в расслоения попадает вода и т.п.
Фактически это означает, что приобретать лодки старше 1990 г. не рекомендуется. При этом на рынке очень много лодок с такими корпусами 1970+ года.
Очень хочется получить авторитетную информацию по этому вопросу!
Корпус (обшивка) расслаивается скорее не из-за нагрузок, а из-за химических процессов в полиэфирной смоле с проникающей туда водой. Фильтрация есть всегда, вопрос в том, насколько корпус был подвержен этому и насколько его пытались сохранить. И еще одни вопрос - в материалах и технологиях, примененных и соблюденных (несоблюденных) при постройке.
Если корпус хранится 90% времени на берегу, а на воду спускается только для хождения на нем, если корпус покрывался спецсоставами (необрастайка и т.п.), то при прочих равных условиях он проживет в несколько раз дольше, чем корпус, который с завода ничем не красился и находился в воде с марта по ноябрь.
Восстановление корпусов имеет место быть, это очень трудо- и деньгоемкий процесс. Как правило требуется заменить слой гелькоута и наружный слой стекловолокна, каверны все обнаружить и "вылечить". Если наружный слой сделать современными материалами, то корпус может прожить еще лет 20-30.
В качестве примера могу привести мотолодку "Бесенок", которой уже 30 лет, сделана из фанеры, оклеена стеклотканью, хранится под навесом круглый год, на воду спускается только на пару-тройку часов. Корпус еще очень живой! Только в нескольких местах в этом году замечена чернота на дереве. А вот лодка "Джек-шпрот" более молодая, но хранившаяся на улице, сгнила.
Вопрос приобретения лодки вообще очень скользкий. Надо правильно оценить (в деньгах) свои возможности и стоимость покупки + возможные последующие траты. Можно купить за бесценок старый корпус, а потом вложить кучу денег в реставрацию, оснащение, паруса и т.д., а можно за ту же сумму приобрести более молодую лодку, но где уже все есть. Угадать нельзя, смотреть надо каждый вариант очень внимательно, приглашать спецов, сравнивать. В конце концов может получиться и так, что вариантов особых и не будет. "Бери-что-дают".
#4
Отправлено 02 сентября 2009 - 16:39
И под нагрузками, в сочетании с дефектими, появляющимися со временем.Корпус (обшивка) расслаивается скорее не из-за нагрузок, а из-за химических процессов в полиэфирной смоле с проникающей туда водой.
Кроме этого, при замерзании, как известно, вода превращается в лед, а лед имеет больший объем. Лед «разрывает слои пластика, фильтрация увеличивается и т.д.
В этом случае определяющим являются уже не срок эксплуатации (30 лет по 3 час, или 10 часов в год, итого 300) , а срок и условия хранения.Если корпус хранится 90% времени на берегу, а на воду спускается только для хождения на нем …В качестве примера могу привести мотолодку "Бесенок", которой уже 30 лет, сделана из фанеры, оклеена стеклотканью, хранится под навесом круглый год, на воду спускается только на пару-тройку часов. Корпус еще очень живой! Только в нескольких местах в этом году замечена чернота на дереве. А вот лодка "Джек-шпрот" более молодая, но хранившаяся на улице, сгнила.
Вопрос приобретения лодки вообще очень скользкий…Угадать нельзя, смотреть надо…
#6
Отправлено 02 сентября 2009 - 19:10
Сообщение отредактировал Алексей С.: 02 сентября 2009 - 19:28
#9
Отправлено 03 сентября 2009 - 11:37
#10
Отправлено 03 сентября 2009 - 11:53
Одна из самых плохих технологий, всем следует опасатся покупать лодки сделаные напылением, нить рубленая, армирования нет , кизяк короче , так это в просторечьи зовется. А что у вас за лодочка? Вы уверены что они напылялись?Корпуса напылялись в матрицу. А вместо стекломатов и ткани , применялось стекловолокно. То есть все то же самое , но в другом виде. Арматура представляет из себя нить. Нарубленная и перемешанная со смолой и напыленная в матрицу. По прочности такие корпуса конечно уступают тканевым .
#13
Отправлено 03 сентября 2009 - 12:06
Ужос! Что это за источники такие??? Сильно подозреваю, что это были "источники" торгующие новым мэйн-стримом, где нибудь на выставках...Получил информацию из нескольких источников о том, что разумный лимит службы стеклопластикового(fibreglass) корпуса порядка 20 лет. Далее корпус уже расслаивается из-за переменных нагрузок, в расслоения попадает вода и т.п.
Надеюсь никто не станет утверждать, что 30 лет назад в СССР, пластиковые лодки делали супер-профи из высококачественных материалов, используя нано-технологии??? Хранились лодки на морозе, эксплуатировались жёстко. И что лодки те все умерли? Расслоились и развалились? А я вот кругом себя наблюдаю Ассоли и Поларисы - это у меня глюки? Про польские Конрады ваще молчу - там пластик в разы качественнее был, хотя по современным меркам - барахло.
Жизнь пластикового корпуса на 100% зависит от его хозяина. Если за лодкой не следят, эксплуатируют "как чужое" (чартер), то конечно лодка долго не протянет. Но умрёт она вовсе не от "расслоения", а от того, что привести её системы, вооружение и интерьер в божеский вид, да ещё и чужими руками, по европейским расценкам - это по цене будет как купить новую. Пластик там ещё 50 лет готов служить, но не рентабельно списанную из чартера лодку реанимировать. Если лодка "хозяйская" и хозяин был с руками и головой, то лодка его будет лучше новой, поскольку он уже устранил все косяки верфи и основательно дооснастил лодку.
Срок службы пластикового корпуса ваще говоря неизвестен, поскольку строят их чуть более полувека - самые первые из построенных лодок ещё на воде и умирать не собираются. А то, что кривыми ручками любую лодку, независимо от материала корпуса, можно за 5 лет угробить - это тоже факт!
#14
Отправлено 03 сентября 2009 - 12:07
ANS корпуса и палубы изготавливаются из армированного стекловолокном пластика. 4 слоя rowingväv и пластика связывает воедино корпуса и палубы. Колода сендвичкто может перевести?
Maxi 77:ans skrov och däck är tillverkade i glasfiberarmerad plast. 4 lager rowingväv och plast binder samman skrov och däck. Däcket är i sandwich-konstruktion.
То что палуба сендвич я понял. А корпус как сделан?
Вот вам машинный перевод
Сообщение отредактировал Циклон: 03 сентября 2009 - 12:12
#16
Отправлено 03 сентября 2009 - 12:32
Вот это после мойки уже (первая фото),вода не обязательно должна попадать с наружи,она нормально попадает и из нутри(и там замерзает),корпус с наружи и банки был покрыт хорошим слоем,а внутри гель весь потрескался и слез(пол лодки было дряни разной с водой),остался чистый пластик...Инетересно, как такие страсти пишут . А как вода проникает в качественный стеклопластик через гелькоут? Да в таком колличестве , что еще и замерзает на морозе.
Всё из за варварского и долгого хранения на улице,я б сказал валялась ,а не хранилась(другие три,как хранили)...
Лодка на самом деле семдесят какого-то года...
#17
Отправлено 03 сентября 2009 - 12:36
Напылением делались (а возможно и делаются) только самые дешёвые модели лёгких моторных и гребных лодок. Про то, чтобы яхты делали методом напыления я не слышал никогда. Причина тут проста - напылённый стеклопластик содержит очень много смолы (до 70%) и мало стекла, как следствие прочностные характеристики такого корпуса ниже плинтуса, что заставляет делать более толстую (в 2-3 раза) обшивку. Плюс к тому, на яхтах есть места концентрации напряжений (крепление киля, вантпутенсов, лебёдок и т.д.), которые требуют правильной укладки ламината. Напыление даёт случайное распределение нитей, сделать напылением местные усиления проблематично.Этим страдают в большинстве своем Польские лодки 70-80 годов постройки.
Шведы на небольших лодках , пошли по другому пути. Корпуса напылялись в матрицу. А вместо стекломатов и ткани , применялось стекловолокно. То есть все то же самое , но в другом виде. Арматура представляет из себя нить. Нарубленная и перемешанная со смолой и напыленная в матрицу.
Напыленный корпус в этом плане намного более удобоварим и долговечен.
При напылении есть проблема - контроль толщины обшивки. Делается он довольно оригинально - в ровинговую нить добавляется окрашенное волокно, вынутый из матрицы корпус просвечивают и считают количество пересечений окрашенных нитей. Если их в каком-то месте слишком мало - в брак. Если слишком много - пофигу, поскольку никто не обещал, что корпус будет лёгким. Де факто это означает, что корпус по определению не будет равнопрочным - где-то тонко, где-то наоборот.
PS А польские лодки 70-80 сделаны очень прилично и от осмоса практически не страдают.
#18
Отправлено 03 сентября 2009 - 12:36
изнутри должно быть топкоутом покрашено. То что вода замерзает на поверхности, пластику по барабану. тут говорят о замерзании ВНУТРИ ламината. Вот и интересно, как он может туда попасть. Если только очень сильные повреждения внешни слоев. Но тут уж и железо насвозь проржавеет, если за покраской не следить.она нормально попадает и из нутри(и там замерзает)
#19
Отправлено 03 сентября 2009 - 12:43
Я и говорю,он слез почти полностью...изнутри должно быть топкоутом покрашено. То что вода замерзает на поверхности, пластику по барабану. тут говорят о замерзании ВНУТРИ ламината. Вот и интересно, как он может туда попасть. Если только очень сильные повреждения внешни слоев. Но тут уж и железо насвозь проржавеет, если за покраской не следить.
Если на фоту внимательно посмотришь,там чистый пластик без топкоута...
Скажем так,лодка на берегу,думаю лет десять валялась внутри всё это время вода и зимой и летом.
Только удивительно,что после просушки пластик не слоился,а всё гуд было,чудесато...
#20
Отправлено 03 сентября 2009 - 12:49
о чем и речь. в нормально отормованный пластик вода никак не попадет. и уж конечно ничего там не замерзает внутри и не лопается. Много раз наблюдал ремонт пресловутых яхт Нева. Реального осмоса я там не видел. Ну вот чтоб пузыри с водой внутри. Потрескавшаяся шпаклевка, куски смолы -да видел.внутри всё это время вода и зимой и летом.
Только удивительно,что после просушки пластик не слоился,а всё гуд было,чудесато...
#21
Отправлено 03 сентября 2009 - 12:54
#22
Отправлено 03 сентября 2009 - 13:49
уф, а то я уж поверить не мог что Махи из кизяка дули.
На макси прочность достигается за счет арматуры. Она армирована алюминевыми закладками . Мне так кажется. Таранную переборку просто замучился сверлить. Толи нержавье вложено , то ли еще чего.
Палуба не сендвичь. Сендвичь это имеется ввиду борта в салоне. И то мебель сделана как вставка. То есть в готовый корпус опущена и палубой накрыта. Если это сендвичь , тогда да.
#23
Отправлено 03 сентября 2009 - 13:59
о чем и речь. в нормально отормованный пластик вода никак не попадет. и уж конечно ничего там не замерзает внутри и не лопается. Много раз наблюдал ремонт пресловутых яхт Нева. Реального осмоса я там не видел. Ну вот чтоб пузыри с водой внутри. Потрескавшаяся шпаклевка, куски смолы -да видел.
Все очень просто. Вода НА МАЛЕКУЛЯРНОМ уровне имеет свойства проникновения. Гелькаут устроин так , что его малекулы представляют из себя восьмиугольные пластины. Это связано с содержанием аксидов тинтана или хрома.
Так вот , что бы проникнуть через 3 мм гелькаута , молекула скажем должна пройти путь не в 3 мм , а в 7. Но она его обязательно пройдет. Чем тоньше слой геля , тем это случится раньше. Поэтому у разных фирм есть рекомендации по уходу за корпусами. Именно подводной части. Рекомендовалось не реже , чем раз в 6-7 лет полностью снимать старое покрытие и заменять его на комплекс всяких хай протекторов и лайт праймеров. Причем все должно делатся по технологии.
#24
Отправлено 03 сентября 2009 - 14:03
изнутри должно быть топкоутом покрашено. То что вода замерзает на поверхности, пластику по барабану. тут говорят о замерзании ВНУТРИ ламината. Вот и интересно, как он может туда попасть. Если только очень сильные повреждения внешни слоев. Но тут уж и железо насвозь проржавеет, если за покраской не следить.
Топ каут - это не защита. Это финишный слой геля с добавлением стеорина. Чисто технологическая вещь. Гель на открытом воздухе не встает. А стеорин имеет своства вылазить наружу и перекрывать кислород. За счет образования тонкой пленки . Эта пленка в процессе мытья корпуса просто изчезает со временем.
Сообщение отредактировал yht: 03 сентября 2009 - 14:05
#25
Отправлено 03 сентября 2009 - 14:14
4 слоя ровинговой ткани кажись. Рогожа то есть. Так?
Закладки из рогожи присутствуют только в перебоках. В килевой балке вообще кажется бальза или пенопласт.
С наружи я вскрывал все днище Там никакого стекломата не обнаружилось.
Сообщение отредактировал yht: 03 сентября 2009 - 14:15
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей