Перейти к содержимому

Фотография

Солнечные батареи на яхте - за и против


Сообщений в теме: 1895

#226 veu

veu

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 814 сообщений
  • Из:Чебоксары
  • Судно: Albin Vega № 2305
  • Название: Ксения

Отправлено 09 апреля 2016 - 16:25

А где аккумуляторы?
  • 0

#227 Их Тиандр

Их Тиандр

    Фикус-яхтсмен

  • Капитан
  • 1 301 сообщений
  • Из:Питер

Отправлено 09 апреля 2016 - 18:07

Дык толку то, если у них нету уже интересного. :)


  • 0

#228 Logomord

Logomord

    Юнга

  • Пассажиры
  • Pip
  • 8 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Катер
  • Название: Nord Star Patrol

Отправлено 10 сентября 2016 - 20:26

Не буду спорить, может и так. Но когда покупал лодку, мне досталась с ней небольшая панель. Я ее лампочкой на 12 вольт проверил. Так она у меня белым светом загорелась и потом черно-зеркальная внутри стала.

Шильдик от той панели прилагаю:

 

 ИзображениеP1010003.JPG

Это некая категория "нестандартных" панелей, предназначенных ТОЛЬКО для МРРТ типов контроллеров зарядки аккумуляторов (у них может быть напруга 20-30В, 28-36В...). С т.з. эффективности эти панели наилучшие и используют максимально всю площадь поглощения, но контроллеры зарядки типа PWM проще, меньше и значительно дешевле (качественный PWM контроллер на 30 Ампер зарядки и 30 Ампер нагрузки MorningStar ProStar-30 стоит 8000р. и весит 350 гр, занимая минимум места, а сравнимый по качеству MPPT стоит вдвое дороже, в 4 раза больше и в 6 раз тяжелее). Единственный плюс MPPT - возможность подключения 24 вольтовых солнечных панелей или двух последовательно на 48 вольт и получения мощного выходного тока зарядки и нагрузки НА 12 ВОЛЬТ. Лучше всех в этом разбираются автокемперы, они солнечные панели мастырят куда угодно. По мнению тех, которые мне знакомы, мудрить с MPPT и мощным единым контроллером заряда на несколько солнечных батарей чз диодный разделитель на несколько аккумуляторов не имеет смысла. Практически у всех реализована следующая схема блока (самих блоков может быть несколько):

-пара панелей 12В на 70-150 Вт соединенных параллельно с удвоением по току;

-ОДИН контроллер заряда PWM типа на 10-30 Ампер со вторым выходом на нагрузку;

-ОДИН аккумулятор на 80-200 Ач.

Таких блоков может стоять 2, 3 или даже 4, объединенных в единую сеть нагрузки или наоборот тянущие только своих потребителей (инвертор 220В, кухню, освещение+музыкуТВ), зарядка от внешних 220 или от выносного генератора осуществляется чз зарядник с 1 выходом и электронным диодный разделителем на нужное количество аккумуляторов. Все нормальные PWM имеют защиту от обратного тока и я не видел, что-бы кто-то парился переключением на СБвнешний генератордвигатель автокемпера. Могу у них схему попросить, если кому из знакомых не лень накидать будет.



#229 GStager

GStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 727 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 11 сентября 2016 - 15:11

-пара панелей 12В на 70-150 Вт соединенных параллельно с удвоением по току;

Последовательно или параллельно - сильно зависит от.


  • 0

#230 Eddy_britva

Eddy_britva

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 86 сообщений
  • Из:Syktyvkar
  • Судно: парусный мотосейлер
  • Название: Linda Mari

Отправлено 26 декабря 2016 - 10:11

Это некая категория "нестандартных" панелей, предназначенных ТОЛЬКО для МРРТ типов контроллеров зарядки аккумуляторов (у них может быть напруга 20-30В, 28-36В...). С т.з. эффективности эти панели наилучшие и используют максимально всю площадь поглощения, но контроллеры зарядки типа PWM проще, меньше и значительно дешевле (качественный PWM контроллер на 30 Ампер зарядки и 30 Ампер нагрузки MorningStar ProStar-30 стоит 8000р. и весит 350 гр, занимая минимум места, а сравнимый по качеству MPPT стоит вдвое дороже, в 4 раза больше и в 6 раз тяжелее). Единственный плюс MPPT - возможность подключения 24 вольтовых солнечных панелей или двух последовательно на 48 вольт и получения мощного выходного тока зарядки и нагрузки НА 12 ВОЛЬТ. Лучше всех в этом разбираются автокемперы, они солнечные панели мастырят куда угодно. По мнению тех, которые мне знакомы, мудрить с MPPT и мощным единым контроллером заряда на несколько солнечных батарей чз диодный разделитель на несколько аккумуляторов не имеет смысла. Практически у всех реализована следующая схема блока (самих блоков может быть несколько): -пара панелей 12В на 70-150 Вт соединенных параллельно с удвоением по току; -ОДИН контроллер заряда PWM типа на 10-30 Ампер со вторым выходом на нагрузку; -ОДИН аккумулятор на 80-200 Ач. Таких блоков может стоять 2, 3 или даже 4, объединенных в единую сеть нагрузки или наоборот тянущие только своих потребителей (инвертор 220В, кухню, освещение+музыкуТВ), зарядка от внешних 220 или от выносного генератора осуществляется чз зарядник с 1 выходом и электронным диодный разделителем на нужное количество аккумуляторов. Все нормальные PWM имеют защиту от обратного тока и я не видел, что-бы кто-то парился переключением на СБвнешний генератордвигатель автокемпера. Могу у них схему попросить, если кому из знакомых не лень накидать будет.

Таки стоит надеятся на схему?)
  • 0

#231 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 29 декабря 2016 - 01:31

Добавлю сюда наверно...

 

При подготовке лодки в Дубаи были спешно заказаны полу-гибкие панели по 100Вт из Китая (95% панелей делается там). По $60 за 100Вт, кажется. На крышу поместилось 9 штук. Два контроллера MPPT по 60А (50% нагрузки).

 

Они и новые не блистали высокой отдачей. А в прошлом году пленка вообще помутнела. Общее качество тож не очень. Грязь собирают сильно, коннекторы наверху панели мешаются. Ходить по ним нельзя.

 

Крыша у меня (почти) ровная. Поэтому этой зимой решил отодрать все это Г. и поставить правильные стеклянные панели. Посколько беру в Германии, они TUV certified. И с гарантией 90% на 10лет и 80% на 25 (!). Короче, обычные, которые на крыши ставят.

 

Получается примерно так (это не фото моей лодки, у меня на кормовой лежанке нет панелей).

6 по 150Вт

По 11 кг штука, по 150евро

6x150.jpg

 

Думаю посадить на герметик по кругу.


Сообщение отредактировал The_Average_KZ_male: 29 декабря 2016 - 01:33

  • 0

#232 Steamer

Steamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 439 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: парусный катамаран

Отправлено 29 декабря 2016 - 01:53

 

. и поставить правильные стеклянные панели.

Короче, обычные, которые на крыши ставят.

 

 

А запинаться о них работая на крыше не страшно? ИМХО гибкие панели более подходящий вариант для крыши.

Мы своими довольны. Везли с завода в Европе. (Рекламы не будет!)


  • 0

#233 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 29 декабря 2016 - 02:14

А запинаться о них работая на крыше не страшно? ИМХО гибкие панели более подходящий вариант для крыши.

Мы своими довольны. Везли с завода в Европе. (Рекламы не будет!)

 

Я специально не ставлю близко под гик - проход будет уложить парус. Больше там делать нечего.

Пару углов можно закрыть вот такой ерундой, остальные вообще не мешают.

 

Изображение


  • 0

#234 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 30 декабря 2016 - 02:47

.....Думаю посадить на герметик по кругу.

Не стоИт этого делать, им наоборот нужна вентиляция снизу для охлаждения. Нагретая панель выдает куда как меньшую мощность нежели холодная! Еще момент: Тень попавшая даже на одну ячейку панели - вышибает, в смысле выводит из процесса генерации, эту панель полностью, если не стоят байпас диоды хотя бы на полосках ячеек, тогда из процесса удалится только полоска где ячейка(и) затенена(ы). Про панели с байпасами на каждой ячейке я уж молчу. Денег за них хотят немеряно, хотя диодик байпасный стОит копейки. Реально в районе 5 центов при покупке в розницу, а уж в ленте от 1000 шт. наверное в два раза дешевле.
  • -1

#235 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 30 декабря 2016 - 03:57

Из практики в моих текущих панелях- затенение небольшой площади дает пропорциональное снижение отдачи, я специально мерял. Могу и тут одну панель заказать и поиграться с ней - доставка из Германии очень разумна. А герметизировать хочу по практической причине - между крышей и панелью собирается грязь и соль, которую потом оттуда даже керхером не вымоешь. Сейчас это большая головная боль. Дырявить крышу не хочется, она из сендвича. А если панели чуть поднять на креплениях - сильные порывы будут тестировать крепления на прочность. Может и улететь... Хотя можно попробовать чуть приподнять на креплениях, показанных выше...

Сообщение отредактировал The_Average_KZ_male: 30 декабря 2016 - 03:59

  • 0

#236 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 30 декабря 2016 - 17:42

Хотя никто особо не парится

Изображение


  • 0

#237 ipfw

ipfw

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 449 сообщений
  • Из:Phuket
  • Судно: Dean 5000
  • Название: Catamaran

Отправлено 30 декабря 2016 - 19:12

 

 

[color=rgb(40,40,40);font-family:verdana, arial, tahoma, sans-serif;background-color:rgb(238,242,247);]Хотя никто особо не парится[/color]

Слава, но у меня они полностью вентилируемые. Панели закреплены на подъемных механизмах, можно задавать наклон, можно под ними спокойно помыть, а так как они утоплены в крышу - ветер и волна не оторвет. Ходить можно и между панелей и по бокам с любой стороны :)

 

P.S. Жалею, что на верфи не сделали места хотя бы под пару панелей и с другой стороны, а колотить свои не хочется- слишком будет разница бросаться в глаза.

Неделю шел левым гласом - панели в тени :( 


Сообщение отредактировал ipfw: 30 декабря 2016 - 19:15

  • 0

#238 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 30 декабря 2016 - 19:55

Слава, но у меня они полностью вентилируемые. Панели закреплены на подъемных механизмах, можно задавать наклон, можно под ними спокойно помыть, а так как они утоплены в крышу - ветер и волна не оторвет. Ходить можно и между панелей и по бокам с любой стороны :)

 

P.S. Жалею, что на верфи не сделали места хотя бы под пару панелей и с другой стороны, а колотить свои не хочется- слишком будет разница бросаться в глаза.

Неделю шел левым гласом - панели в тени :(

 

 

Не парься, у меня тоже в тени часть времени. Хорошо на запад идти :)

Генератор тоже периодически запускать надо - удобнее на ходу, чем на якоре - его вообще не слышно.


  • 0

#239 ipfw

ipfw

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 449 сообщений
  • Из:Phuket
  • Судно: Dean 5000
  • Название: Catamaran

Отправлено 30 декабря 2016 - 20:20

Просто на ходу у меня потребление в среднем в районе 30-40 ампер (если опреснитель не включать) :)


Сообщение отредактировал ipfw: 30 декабря 2016 - 20:20

  • 0

#240 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 30 декабря 2016 - 20:24

Я сейчас по этой причине поворачиваю 4 старых панели и ставлю 4 новых на корме с доп. стойками- аркой.будет как на фото, только длина панелей у меня меньше. Потом фото выложу...

Прикрепленные изображения

  • 2.jpg

  • 0

#241 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 30 декабря 2016 - 20:27

Просто на ходу у меня потребление в среднем в районе 30-40 ампер (если опреснитель не включать) :)

Многовато. Из чего состоит? У меня 15-20А (когда большой холодильник включен)
  • 0

#242 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 30 декабря 2016 - 20:30

Я сейчас по этой причине поворачиваю 4 старых панели и ставлю 4 новых на корме с доп. стойками- аркой.будет как на фото, только длина панелей у меня меньше. Потом фото выложу...

На фото панели стоят неправильно - нужно больше выдвинуть в корму, а то гик затенять будет. Я думал о такой конструкции - у меня туда влезет 4х270W (это такие большие панели, 1.80х1м), но неохота морочится. Поставлю сначала эти правильные 6х150Вт, посмотрим как пойдет.
  • 0

#243 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 30 декабря 2016 - 21:10

Посмотрим.. следующий сезон все покажет.
  • 0

#244 ipfw

ipfw

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 449 сообщений
  • Из:Phuket
  • Судно: Dean 5000
  • Название: Catamaran

Отправлено 30 декабря 2016 - 23:51

Три панели поднимаются в одну сторону, три - в другую
Изображение


  • 0

#245 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 31 декабря 2016 - 00:25

Особого смысла в наклоне нет (ну кроме помыть под ними) - с одной стороны их гик закроет. А вот места под них сделаны красиво - FP так заморачиваться не будет...
  • 0

#246 Jekazp

Jekazp

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 338 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: Фолькбот
  • Название: ЗЕВС SR120

Отправлено 31 декабря 2016 - 00:46

Особого смысла в наклоне нет (ну кроме помыть под ними) - с одной стороны их гик закроет. А вот места под них сделаны красиво - FP так заморачиваться не будет...

Вот подключите амперметр и оринтируете плоскость батареи перпендикулярно солнцу и посмотрите на изменения силы тока (оцифруйте сколько было и стало ), а потом скажите есть смысл наклонять или нет 


  • 0

#247 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 31 декабря 2016 - 02:17

Насчет наклона: Насколько я читал информацию про стационарные дела, если это не пром. солнечная электростанция на несколько мегаватт, то парится с наклоном особо смысла нет. Это про стационарные установки. Там смысл в том, что следящая система не дает столько прироста сколько она стОит. На лодках может быть по иному, да и система не следящая тут. А вот бапайпас диодики важны. To: GStager Если минусуете - обосновывайте пожалуйста. Ибо текст чисто технический.
  • 0

#248 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 31 декабря 2016 - 03:49

Вот подключите амперметр и оринтируете плоскость батареи перпендикулярно солнцу и посмотрите на изменения силы тока (оцифруйте сколько было и стало ), а потом скажите есть смысл наклонять или нет

Представьте лодку на ходу. Или на якоре. (в марине СП не нужны). И попробуйте при этом навести СП на солнце ;) Да, у меня наклонены, прим 10 град. Поэтому на одном галсе все отлично. А на другом "ну извините", да и все равно грот закрывает. Хорошо на запад идти ;) ПС а на катамаране выше лучше идти на восток.

Сообщение отредактировал The_Average_KZ_male: 31 декабря 2016 - 03:53

  • 0

#249 ipfw

ipfw

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 449 сообщений
  • Из:Phuket
  • Судно: Dean 5000
  • Название: Catamaran

Отправлено 31 декабря 2016 - 07:51

Наклон - вещь полезная, особенно утром или вечером. Пользовался правда один раз. Утром батареи уже подсели, а заряда еще не было, наклонил три панели, получил 14-18 ампер, хватило протянуть.


  • 0

#250 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 31 декабря 2016 - 11:58

Интересный у вас диспут! Тока панели то поворачиваются в одну сторону. тогда уж надо типа поворотного стола делать, чтобы при ветре с востока их повернуть на запад. Мое скромное мнение, поворотные хороши для яхты,где места мала, вешать их вдоль бортов, в походном положении вдоль бортов, при малой волне и на наветренном борту их поднимаем, а на кате по моему проще еще пару панелей бросить и не зависить от направления ветра относительно солнца, к тому же любой механизм денег стоит плюс соль везде- будет заедать.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей