Перейти к содержимому


Фотография

Солнечные батареи на яхте - за и против


Сообщений в теме: 466

#451 amosov.sergej

amosov.sergej

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 117 сообщений
  • Из:Самара
  • Судно: швертбот,мотолодка
  • Название: Кузяштерн,Прогресс-4

Отправлено 08 Февраль 2018 - 16:42

Швертбот 3,4 м длинны, 1,36м ширины. На бизани-гибкая 100 Вт батарея 2кг + каркас 2 кг. Контроллер заряда 10 А. Зарядный ток- 4,5 А. В эксплуатации 2 года. Никакие затенения от гиков, мачт и прочего ни хрена не влияют. В пасмурную погоду ток падает до 1,5-2,5 А В солнечную погоду за день заряжает с нуля аккумулятор 55 А/ч.
Приятно изумило,что без всякого аккумулятора чисто от солнца подвесной электромотор(Ватерснайк 24, 9кг тяги на швартовых) РАБОТАЕТ!!!(Правда,для первичного возбуждения контроллера,12 В всё таки требуется,чтобы он начал трансформировать 18,5 В в 12В.Это может делать полностью севший аккумулятор,т.е. около 11В)
Соотношение такое- 1 минута работы мотора с током 20А равна 5 минутам зарядки или 1час =5 часам заряда.
Только что закончил постройку разъездной лодочки с таким же корпусом. Батарея самодельная. Чуть корявенько,зато крайне дешево и выдаёт те же 18,5 В 4,6А Контроллер на 20А позволяет поставить еще 3 таких же панели.

Прикрепленные изображения

  • 100_1281.JPG
  • 100_1283.JPG
  • 100_1284.JPG
  • 132.JPG
  • 100_1286.JPG
  • 001.JPG
  • 009.JPG
  • 012.JPG
  • 010.JPG

  • 0

#452 SharkRocks

SharkRocks

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 90 сообщений
  • Из:Zp
  • Судно: СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 08 Февраль 2018 - 21:48

Швертбот 3,4 м длинны, 1,36м ширины. На бизани-гибкая 100 Вт батарея 2кг + каркас 2 кг. Контроллер заряда 10 А. Зарядный ток- 4,5 А. В эксплуатации 2 года. Никакие затенения от гиков, мачт и прочего ни хрена не влияют. В пасмурную погоду ток падает до 1,5-2,5 А В солнечную погоду за день заряжает с нуля аккумулятор 55 А/ч.
Приятно изумило,что без всякого аккумулятора чисто от солнца подвесной электромотор(Ватерснайк 24, 9кг тяги на швартовых) РАБОТАЕТ!!!(Правда,для первичного возбуждения контроллера,12 В всё таки требуется,чтобы он начал трансформировать 18,5 В в 12В.Это может делать полностью севший аккумулятор,т.е. около 11В)
Соотношение такое- 1 минута работы мотора с током 20А равна 5 минутам зарядки или 1час =5 часам заряда.
Только что закончил постройку разъездной лодочки с таким же корпусом. Батарея самодельная. Чуть корявенько,зато крайне дешево и выдаёт те же 18,5 В 4,6А Контроллер на 20А позволяет поставить еще 3 таких же панели.

зарядный ток 4,5А - это при ориентации панели точно перпендикулярно лучам солнца? 


Сообщение отредактировал SharkRocks: 08 Февраль 2018 - 21:51

  • 0

#453 amosov.sergej

amosov.sergej

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 117 сообщений
  • Из:Самара
  • Судно: швертбот,мотолодка
  • Название: Кузяштерн,Прогресс-4

Отправлено 09 Февраль 2018 - 04:53

зарядный ток 4,5А - это при ориентации панели точно перпендикулярно лучам солнца?

Естественно.И без учета константы 1 КВт на квадратный метр для экватора. Банально по показаниям амперметра. При горизонтальном положении батареи ток обычно около 3,5-4А
Поправлюсь по поводу работы электромотора чисто от солнечной батареи.Как уже говорил,соотношение со временем зарядки и работы мотора 5 к 1. Соответственно,мощность 20 Амперного двигателя падает в 5 раз. Скорость с 8км/час падает до 2,5 км/час -видимо ,сказывается снижение турбулизации потоков обтекания корпуса и снижение волнообразования.((Поправка для тех,кто писал,что "...при частичном затенении батареи ток падает до 0 А...))
  • 0

#454 SharkRocks

SharkRocks

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 90 сообщений
  • Из:Zp
  • Судно: СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 09 Февраль 2018 - 11:51

Естественно.И без учета константы 1 КВт на квадратный метр для экватора. Банально по показаниям амперметра. При горизонтальном положении батареи ток обычно около 3,5-4А
Поправлюсь по поводу работы электромотора чисто от солнечной батареи.Как уже говорил,соотношение со временем зарядки и работы мотора 5 к 1. Соответственно,мощность 20 Амперного двигателя падает в 5 раз. Скорость с 8км/час падает до 2,5 км/час -видимо ,сказывается снижение турбулизации потоков обтекания корпуса и снижение волнообразования.((Поправка для тех,кто писал,что "...при частичном затенении батареи ток падает до 0 А...))

Да, я согласен что при затенении ток не падает до нуля. На моей лодке, которая укрыта тентом, в январе, в 10 часов утра ток был 0,8А. Было три панели по 50 Вт, соединенных параллельно, расположены горизонтально. 0,8 А это конечно не много, но в таких условиях я вообще не рассчитывал получить хоть какой-то ток. По итогу, почти каждый день на протяжении 1,5 месяцев на яхте работали люди, слушали музыку через магнитолу и 4 колонки по 50 Вт и так и не посадили аккумулятор. Аккумулятор был 120Ач свинцовый. Подзарядки от 220В не было. Надо признать что это на широте южной части Украины, там конечно освещенность получше чем на севере России. В целом солнечные панели на лодке очень хорошая вещь.

 

Скрытый текст

  • 0

#455 amosov.sergej

amosov.sergej

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 117 сообщений
  • Из:Самара
  • Судно: швертбот,мотолодка
  • Название: Кузяштерн,Прогресс-4

Отправлено 09 Февраль 2018 - 13:17

Да, я согласен что при затенении ток не падает до нуля. На моей лодке, которая укрыта тентом, в январе, в 10 часов утра ток был 0,8А. Было три панели по 50 Вт, соединенных параллельно, расположены горизонтально. 0,8 А это конечно не много, но в таких условиях я вообще не рассчитывал получить хоть какой-то ток. По итогу, почти каждый день на протяжении 1,5 месяцев на яхте работали люди, слушали музыку через магнитолу и 4 колонки по 50 Вт и так и не посадили аккумулятор. Аккумулятор был 120Ач свинцовый. Подзарядки от 220В не было. Надо признать что это на широте южной части Украины, там конечно освещенность получше чем на севере России. В целом солнечные панели на лодке очень хорошая вещь.
 

Скрытый текст

Хороший резльтат 0,8А в 10 утра под таким тентом для 150 Вт
  • 0

#456 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 077 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 09 Февраль 2018 - 13:18

http://sunalt.ru/sta...noj-paneli.html


  • 0

#457 amosov.sergej

amosov.sergej

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 117 сообщений
  • Из:Самара
  • Судно: швертбот,мотолодка
  • Название: Кузяштерн,Прогресс-4

Отправлено 09 Февраль 2018 - 14:41


http://sunalt.ru/sta...noj-paneli.html

"...надеюсь,всем всё понятно" Во как. Главное,чтобы этому тыкателю картонками была понятна схема распайки 24-вольтовой батареи,какие цепочки притенять.К тому же полезно знать,что Солнце имеет угловую величину- никогда не образуется тени с абсолютной темнотой,не говоря об освещенности неба. Он устроил 0 Вольт на элементе с твердой уверенностью,что только в математике умножение на ноль даёт ноль. В 24 Вольтовой батарее(12х2),когда он перекрывал одну линию,получалось около 10А из 17А. Вполне ожидаемо. Можно конечно привести в пример ролик ,где мужик сравнивает два мотора разных фирм но одной мощности и говорит громко "Всем всё понятно?" не обращая внимания на два разных винта-грузовой и скоростной....но я лучше выложу фотку с амперметром . Это дает светодиодная лампа в гараже. 2,5В 0,01А И это тоже ожидаемо,законы физики.....

Прикрепленные изображения

  • 011.JPG
  • 009.JPG

  • -1

#458 amosov.sergej

amosov.sergej

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 117 сообщений
  • Из:Самара
  • Судно: швертбот,мотолодка
  • Название: Кузяштерн,Прогресс-4

Отправлено 09 Февраль 2018 - 15:19

Да, я согласен что при затенении ток не падает до нуля. На моей лодке, которая укрыта тентом, в январе, в 10 часов утра ток был 0,8А. Было три панели по 50 Вт, соединенных параллельно, расположены горизонтально. 0,8 А это конечно не много, но в таких условиях я вообще не рассчитывал получить хоть какой-то ток. По итогу, почти каждый день на протяжении 1,5 месяцев на яхте работали люди, слушали музыку через магнитолу и 4 колонки по 50 Вт и так и не посадили аккумулятор. Аккумулятор был 120Ач свинцовый. Подзарядки от 220В не было. Надо признать что это на широте южной части Украины, там конечно освещенность получше чем на севере России. В целом солнечные панели на лодке очень хорошая вещь.

То есть,у вас за день получалось примерно 8 А/ч. Это доказывает,что люди действительно работали,а не слушали на полную громкость 200Вт музыки
  • 0

#459 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 434 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27
  • Название: VEYA

Отправлено 09 Февраль 2018 - 17:14

Поправка для тех,кто писал,что "...при частичном затенении батареи ток падает до 0 А...))

Летом проведу эксперимент и результаты выложу. И в теории, и на практике контроллер ничего не дает на аккумуляторы, при затенении более 30% элементов.

Точно так же, как инвертор 12/220 вырубается и ничего не дает в сеть 220, если входное напряжение падает ниже 12В. 


  • 0

#460 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 077 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 09 Февраль 2018 - 21:16

Летом проведу эксперимент и результаты выложу. И в теории, и на практике контроллер ничего не дает на аккумуляторы, при затенении более 30% элементов.

Точно так же, как инвертор 12/220 вырубается и ничего не дает в сеть 220, если входное напряжение падает ниже 12В. 

Чего лета ждать? Вот выйдет солнышко, я и поколдую на балконе с фотокамерой, преградой и батареей. Она у меня маленькая, на зиму на лоджии гнездо свила.

Хотя, всё не так однозначно, одиночный опыт не опишет совокупность возможных вариантов. Это как раз тот случай, когда размер имеет значение. И батареи, и тени, и расстояния от преграды до батареи, не говоря уже о "хитросплетении" проводов и диодов, соединяющих ячейки.  ;)


  • 2

#461 SharkRocks

SharkRocks

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 90 сообщений
  • Из:Zp
  • Судно: СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 09 Февраль 2018 - 21:31

Думаю что все же самое место для солнечных панелей на кормовой арке. Не так важно на сколько падает ток при затенении (частичном или полном) панелей которые, к примеру, расположены на крыше каюты, как то, зачем вообще ставить панели туда, где они будут затенены? 

На арке тень на них будет минимальна по сравнению с остальными местами куда можно их поставить.

Если лодка крейсер - то ставить арку с панелями стационарную, если гонщик/крейсер - то арка должна быть демонтируемой перед гонками (или хотя бы панели с нее). А на чисто гончаках можно просто гибкую панель на палубу временно положить, если надо.


Сообщение отредактировал SharkRocks: 09 Февраль 2018 - 21:32

  • 0

#462 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 434 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27
  • Название: VEYA

Отправлено 09 Февраль 2018 - 22:10

Думаю что все же самое место для солнечных панелей на кормовой арке. Не так важно на сколько падает ток при затенении (частичном или полном) панелей которые, к примеру, расположены на крыше каюты, как то, зачем вообще ставить панели туда, где они будут затенены? 

На арке тень на них будет минимальна по сравнению с остальными местами куда можно их поставить.

Если лодка крейсер - то ставить арку с панелями стационарную, если гонщик/крейсер - то арка должна быть демонтируемой перед гонками (или хотя бы панели с нее). А на чисто гончаках можно просто гибкую панель на палубу временно положить, если надо.

Для панелей арка - лучший вариант. А для малых яхт арка может оказаться не очень полезной. Делать ее нужно высокой, чтобы уж не биться о нее головой. И надежной, чтобы рукой держаться. И еще рассчитать, чтобы в шлюзе о стенку шлюза не билась, при качке. Это все приводит к дополнительной массе на корме. Лодка просаживается кормой, начинает тащить за собой воду, что не очень здорово. Я на своей Веге максимально корму разгружаю. В рундуках - только кранцы и спасжилеты, все остальное убрано в нос для правильной дифферентовки. Поэтому на крышу рубки положил панель. Затраты - 500 руб. на алюминиевый профиль для подставок и уголков, саморезы. Сколько стоит нержовая арка, высотой 2м?


  • 0

#463 SharkRocks

SharkRocks

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 90 сообщений
  • Из:Zp
  • Судно: СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 09 Февраль 2018 - 23:16

Для панелей арка - лучший вариант. А для малых яхт арка может оказаться не очень полезной. Делать ее нужно высокой, чтобы уж не биться о нее головой. И надежной, чтобы рукой держаться. И еще рассчитать, чтобы в шлюзе о стенку шлюза не билась, при качке. Это все приводит к дополнительной массе на корме. Лодка просаживается кормой, начинает тащить за собой воду, что не очень здорово. Я на своей Веге максимально корму разгружаю. В рундуках - только кранцы и спасжилеты, все остальное убрано в нос для правильной дифферентовки. Поэтому на крышу рубки положил панель. Затраты - 500 руб. на алюминиевый профиль для подставок и уголков, саморезы. Сколько стоит нержовая арка, высотой 2м?

На счет малых лодок вы правы. У меня 25 футов по проекту - для арки нормально. У меня лодка не тянет кормой воду, хотя это еще от ширины кормы зависит. Вы написали 2м арка - зачем такую высокую? она же не на полу кокпита стоит, а на банках. От ваших 2х метров следует вычесть высоту банок. У меня арка высотой 1650 мм, так это и то много оказалось, можно было смело 1550 мм делать. На счет шлюза то что вы написали - я думаю это имеет смысл если шлюзуетесь в одиночку. А если вдвоем - в каждые руки по багру и следить чтоб лодка ничем (даже желательно кранцами) не касалась стенок шлюза, которые как правило такие грязные что мешки на кранцах еще придется постирать после шлюзовки, если ленится и не отталкиваться от стенок. Конец, который проходит от носа до кормы через рым шлюза должен быть слегка послаблен чтобы позволить держать расстояние с помощью багров сантиметров 30 между кранцами и стенкой шлюза. Так арка не достанет до стенки шлюза даже при раскачивании.

А часто так сильно раскачивает там где вы шлюзуетесь? 

С аргументом о цене спорить сложно. 


Сообщение отредактировал SharkRocks: 09 Февраль 2018 - 23:17

  • 0

#464 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 434 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27
  • Название: VEYA

Отправлено 11 Февраль 2018 - 14:07

Это зависит от кокпита. Если кокпит открытый в корму - действительно, арку можно поставить на банки и сделать ниже. А если есть кормовая банка и необходим проход по ней под аркой, придется делать двухметровую. 

Однажды в шлюзе при наполнении так сильно раскачало, что краспицы входили в шахту рыма! Т.е. была бы мачта не напротив шахты - сломало бы мачту или краспицы. С тех пор внимательно слежу, чтобы мачта была напротив шахты.


  • 0

#465 SharkRocks

SharkRocks

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 90 сообщений
  • Из:Zp
  • Судно: СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 11 Февраль 2018 - 17:58

Я вас понял, согласен с тем что написали. Ну, разве что, непонятно почему ваша лодка так чутко реагирует на лишние килограммы в корме. На моей 4 человека в кокпите не приводят к тому что лодка тянет кормой воду. Так это при наличии тяжелой арки. Хотя это уже не имеет отношения к этой теме, здесь про солнечные панели

Сообщение отредактировал SharkRocks: 11 Февраль 2018 - 17:59

  • 0

#466 amosov.sergej

amosov.sergej

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 117 сообщений
  • Из:Самара
  • Судно: швертбот,мотолодка
  • Название: Кузяштерн,Прогресс-4

Отправлено 11 Февраль 2018 - 18:05

Летом проведу эксперимент и результаты выложу. И в теории, и на практике контроллер ничего не дает на аккумуляторы, при затенении более 30% элементов.
Точно так же, как инвертор 12/220 вырубается и ничего не дает в сеть 220, если входное напряжение падает ниже 12В.

Вообще,надо бы определиться,что есть ЗАТЕНЕНИЕ. По логике- это тень от мачты,паруса и прочего на ярко освещённой солнцем поверхности батареи. Причем освещенность этих затененных участков иногда побольше освещенности в пасмурную погоду и вечером,когда контроллер ещё и не думает отключаться и исправно дает амперы в батарею. Имеет место некоторая разница напряжения в цепочках, которая и создаёт проблему. По закону Ома, Ватт = Амперы х Вольты, отсюда А=Вт/В и ,естественно,падение напряжения,в т. ч. до нуля при абсолютном затемнении,резко сказывается на Амперах . Ватты в этом случае-характеристика батареи как константа. Падение напряжения на единичном элементе, например, с 1,7В до 1,4В приводит к изменению тока. Батарея будет усреднять напряжение и при этом амперы пойдут в затененую часть,вызывая её НАГРЕВ. Поэтому просто снижения тока на величину тока от одного элемента не будет - на нагрев уйдет ещё столько же. Так что будет линейная прогрессия-если не работает одна-минус два элемента, 2-4, 3-6 и т.д.....как то так
  • 0

#467 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 077 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 12 Февраль 2018 - 13:17

Вообще,надо бы определиться,что есть ЗАТЕНЕНИЕ. 

Попробовал "позатенять".

Солнце изредка показывалось в мутных дырах облаков. Поэтому только и успел, что пару раз поместить непрозрачный экран на расстоянии 15-20 см от батареи (по тени видно % перекрытия), и "помахать" перед СБ линейкой (ширина 25 мм), на тех же 25 см от плоскости СБ.

С 30-й секунды ролика "махал" линейкой "поставленной на ребро", имитируя верёвку над панелью, на удалении 20-25 см.

Верхний указатель: V и A, поступающие от СБ на контроллер (показания V в пределах 13, с копейками); нижний  - то же самое, после контроллера, при заряженной АКБ с небольшой нагрузкой (заряд гаджета через USB).


  • 1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей