Перейти к содержимому

Фотография

Солнечные батареи на яхте - за и против


Сообщений в теме: 1895

#651 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 12 сентября 2018 - 19:49

Разница между заряженным аккумулятором и разряженным 12.7-12=0.7В Ниже 12В обычно приборы и оборудование уже не работают. 

Если умножить на 3А (потребление холодильника), то получим 12.7х3=38,1Вт  12х3=36Вт. Разница меньше 10%. 

Поэтому вполне можно оперировать удобным понятием Ач, а не расчетным кВтч. Потому что если у меня емкость банка 240Ач, а утром на приборе 220Ач, я понимаю, что мне нужно влить туда 20Ач до полного. А зачем мне это все переводить и пересчитывать в киловаттчасы - не понимаю. Видимо это особенность моего battery monitor. Он оперирует амперами и амперчасами. Если бы считал квтч, я бы это видел и в квтч.


  • -1

#652 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 12 сентября 2018 - 19:52

А почему 12,7В?

4 ячейки LiFePO4 полностью заряженные последовательно: 4 * 3,65В = 14,6В. Все 12В АКБ из LiFePO4 состоят из 4 ячеек соединенных последовательно.

 

Про свинцовые АКБ я точно не знаю, наверное там полный заряд 12,7В. У меня на лодке они пробыли всего пару месяцев до замены на литиевые, мало с ними игрался. А отдельно от лодки со свинцовыми АКБ дела не имел, бывает и такое в жизни ) С литием уже 3 года опыта.

 

Все идет к тому, что от свинцовых батарей постепенно откажутся в пользу LiFePO4 или литий-титаната, поэтому для себя тратить время на свинец не вижу смысла.

 

Наверное, в этом и причина недопонимания с товарищем FStager ))

 

Минимальное рабочее напряжение LiFePO4 примерно 2,8В, у батареи 4s (4 последовательно): 2,8 В * 4 = 11,2 В

 

разница между полностью заряженной и полностью разряженной батареей 4s: 14,6 В - 11,2 В = 3,4 В. Это больше 10%. Т.к. я пользуюсь только литиевыми АКБ, то все что я пишу о АКБ, касается лития, а не свинца.


Сообщение отредактировал SharkRocks: 12 сентября 2018 - 20:23

  • -1

#653 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 12 сентября 2018 - 21:27

Подскажите, сколько амперчасов можно использовать в лифепо4 батарее без снижения напряжения ниже 12В? Я слышал, что оно вообще до полной разрядки держится? Можно в процентах ответить. 

Хочу рассчитать необходимую емкость лития на замену моему свинцу. Сейчас стоит свинец 3 по 80Ач=240Ач. Максимально могу потратить 100Ач, желательно - не больше 80Ач. Обычно расходую не более 40Ач. 

Какой емкости литиевую батарею нужно поставить, чтобы иметь возможность израсходовать 60 Ач без ущерба для батареи? 

Я так понимаю, что литий можно заряжать максимальным током до упора. Т.е. час моторинга при 50А с генератора дадут 50Ач в батарею. В случае со свинцом ток падает по мере заряда, что существенно увеличивает время заряда от генератора.

Если еще по стоимости и где лучше брать сориентируете - вообще отлично будет. 


Сообщение отредактировал sergvg: 12 сентября 2018 - 23:54

  • 0

#654 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 12 сентября 2018 - 21:34

Относительно точности и разных трактовок энергии заряда. А какой кпд заряда у различных литиевых батарей? Те какую часть энергии заряда батарея отдаст при разряде?


  • 0

#655 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 12 сентября 2018 - 22:52

Относительно точности и разных трактовок энергии заряда. А какой кпд заряда у различных литиевых батарей? Те какую часть энергии заряда батарея отдаст при разряде?

Точно не могу сказать, но при обычной, не быстрой зарядке, КПД заряда лития примерно в пределах 97%-99%.

 

Подскажите, сколько амперчасов можно использовать в лифепо4 батарее без снижения напряжения ниже 12В? Я слышал, что оно вообще до полной разрядке держится? Можно в процентах ответить. 

Хочу рассчитать необходимую емкость лития на замену моему свинцу. Сейчас стоит свинец 3 по 80Ач=240Ач. Максимально могу потратить 100Ач, желательно - не больше 80Ач. Обычно расходую не более 40Ач. 

Какой емкости литиевую батарею нужно поставить, чтобы иметь возможность израсходовать 60 Ач без ущерба для батареи? 

Я так понимаю, что литий можно заряжать максимальным током до упора. Т.е. час моторинга при 50А с генератора дадут 50Ач в батарею. В случае со свинцом ток падает по мере заряда, что существенно увеличивает время заряда от генератора.

Если еще по стоимости и где лучше брать сориентируете - вообще отлично будет. 

Примерно 80-90% емкости отдает при напряжении выше 12В. После того как остается меньше 10% напряжение начнет быстро падать.

 

Ставьте 100Ач LFP батарею - хватит с запасом (доступно будет примерно 80-90Ач, до 12В). Заряжать максимальным током до упора - не совсем верно. Примерно до 90% вы можете так заряжать, дальше лучше маленьким током либо просто недозаряжайте до конца. Литию не вредит постоянный недозаряд, даже наоборот больше будет циклов до деградации батареи. Если все же хотите заряжать до конца (т.е. использовать всю емкость батареи), то берите батарею с балансирами или с BMS (battery management system - схема которая будет следить за тем чтоб ячейки не были перезаряжены больше нормы).

 

Где покупать готовую батарею я вам не посоветую, т.к. сам никогда не покупал готовые. Были бы вы в Украине я бы посоветовал тех кто делает здесь на заказ. Здесь качественно и недорого делают, если знать у кого заказывать конечно.

 

У нас примерно 450-500 долларов за 100Ач с BMS


Сообщение отредактировал SharkRocks: 12 сентября 2018 - 23:43

  • 1

#656 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 13 сентября 2018 - 00:11

Точно не могу сказать, но при обычной, не быстрой зарядке, КПД заряда лития примерно в пределах 97%-99%.

 

Примерно 80-90% емкости отдает при напряжении выше 12В. После того как остается меньше 10% напряжение начнет быстро падать.

 

Ставьте 100Ач LFP батарею - хватит с запасом (доступно будет примерно 80-90Ач, до 12В). Заряжать максимальным током до упора - не совсем верно. Примерно до 90% вы можете так заряжать, дальше лучше маленьким током либо просто недозаряжайте до конца. Литию не вредит постоянный недозаряд, даже наоборот больше будет циклов до деградации батареи. Если все же хотите заряжать до конца (т.е. использовать всю емкость батареи), то берите батарею с балансирами или с BMS (battery management system - схема которая будет следить за тем чтоб ячейки не были перезаряжены больше нормы).

 

Где покупать готовую батарею я вам не посоветую, т.к. сам никогда не покупал готовые. Были бы вы в Украине я бы посоветовал тех кто делает здесь на заказ. Здесь качественно и недорого делают, если знать у кого заказывать конечно.

 

У нас примерно 450-500 долларов за 100Ач с BMS

Спасибо.

Посмотрел, на 75Ач буду нацеливаться. Лишнее нет смысла возить на маленькой лодке.

Литий титанат лучше?

https://48volt.ru/in...&product_id=362

 

Как я понимаю, я покупаю 4 аккума по 3.2В, обматываю их скочем, :), соединяю последовательно, прикручиваю бмс и получаю батарею.

С генератором двигателя, сетевым зарядным устройством 220/12В и дешевым шим-контроллером солнечной панели нужно что-то делать? Или бмс все разрулит?


  • 0

#657 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 13 сентября 2018 - 00:53

по титанату еще мало опыта. По характеристикам он лучше литийферума, но он появился относительно недавно. Я бы немного подождал пока хотя бы года 2 у кого-то походит - тогда будет ясно могут ли с ним быть какие-то проблемы.

 

По зарядке LiFePO4 - bms должна выполнять функцию балансировки и защиты батареи в экстренных случаях. Зарядное должно соответствовать циклу заряда литийферума, а не свинца. Берите ШИМ контроллер, у которого можно настроить напряжение заряда каждой фазы. Зарядное от 220В для свинца не подойдет для лития. На малый ток есть дешевые зарядные литийферума (до 5А).

 

От генератора двигателя - если тот дает напряжение до 14,6В - можно заряжать.

 

На своей лодке почти закончил с бензиновым генератором постоянного тока на 48В, осталось мокрый выхлоп доделать. Для защиты аккумулятора от перезаряда этим генератором я заказал BMS с дополнительным реле: пока напряжения на ячейках в рабочем диапазоне, реле замкнуто и проводит ток. Как только что-то не то, реле размыкается. А через реле я пропустил провод зажигания генератора. Если на bms сработает защита, зажигание генератора отключается.


Сообщение отредактировал SharkRocks: 13 сентября 2018 - 01:00

  • 0

#658 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 13 сентября 2018 - 01:03

LTO же можно и в автомобилях применять. Вместо 80Ач кислотного ставить 20Ач титанат. Экономия места, массы... Железные при минусе нельзя заряжать. А титанатные уже можно.  


  • -1

#659 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 13 сентября 2018 - 01:27

пока из моих знакомых еще никто не пробовал титанатный аккумулятор ставить, а мне пока экспериментов хватает в которые вкладываю деньги. Попробуйте титанат если хотите, мне и остальным будет интересен ваш опыт


  • 0

#660 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 13 сентября 2018 - 01:36

На эту зиму впервые отключу свои аккумуляторы от солнечной панели и увезу в теплый гараж. Они уже 6 лет без отключения на лодке работают единым банком. Проверю за зиму, как они себя чувствуют отдельно друг от друга, каков саморазряд каждой. По результатам - либо весной титанат возьму, либо через год, если они в отличном состоянии.


  • 0

#661 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 13 сентября 2018 - 01:41

...

А через реле я пропустил провод зажигания генератора.
Если на bms сработает защита, зажигание генератора отключается.

Возбуждения ?


  • 0

#662 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 13 сентября 2018 - 02:09

провод от выключателя зажигания


  • 0

#663 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 13 сентября 2018 - 09:03

Точно не могу сказать, но при обычной, не быстрой зарядке, КПД заряда лития примерно в пределах 97%-99%.

 

...

Ага, спасибо.


  • 0

#664 Morychok11

Morychok11

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 746 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Malö 106
  • Название: Windrose

Отправлено 05 октября 2018 - 11:06

LTO же можно и в автомобилях применять. Вместо 80Ач кислотного ставить 20Ач титанат. Экономия места, массы... Железные при минусе нельзя заряжать. А титанатные уже можно.  

А какой опыт использования таких АКБ? 


  • 0

#665 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 05 октября 2018 - 17:48

А какой опыт использования таких АКБ? 

Пока никакой, они только появились. Но надеемся, что кто-нибудь из коллег приобретет себе такое чудо и поделится характеристиками. Пока и на ютьюбе пусто. Есть вопрос к пусковому току. Когда 80+Ач лития - нет проблем. А если 20Ач - хватит ли стартер крутить, особенно при разрядке в половину? Если не хватит, то применять их в авто никто не будет конечно. 


  • 0

#666 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 05 октября 2018 - 20:42

Литий-титанат подходят как стартерные, но не сервисные. Сильно дорогие они на большую емкость. Литий-ферум получается дешевле в пересчете на стоимость за кВт*ч.

 

Вообще, это не та тема чтоб обсуждать аккумуляторы, здесь солнечные панели


Сообщение отредактировал SharkRocks: 05 октября 2018 - 20:55

  • 0

#667 tolyd

tolyd

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 227 сообщений
  • Из:Ашдод
  • Судно: Benetau 373
  • Название: Wizzie

Отправлено 06 октября 2018 - 23:30

Господа! Извините может не в тему!
Может кто подскажет. Где в районе острова Родос можно заказать установку солнечных батарей и изготовление арки для них?
Спасибо!
  • 0

#668 lvov

lvov

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 419 сообщений
  • Из:spb
  • Судно: Oceanis 40.
  • Название: Alexandra

Отправлено 07 октября 2018 - 02:49

Господа! Извините может не в тему!
Может кто подскажет. Где в районе острова Родос можно заказать установку солнечных батарей и изготовление арки для них?
Спасибо!


В Мармаресе....
  • 1

#669 tolyd

tolyd

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 227 сообщений
  • Из:Ашдод
  • Судно: Benetau 373
  • Название: Wizzie

Отправлено 07 октября 2018 - 10:31

Это понятно, что там есть мастера но хотелось бы подробней с контактными данными, если есть опыт общения вообще было бы отлично.
  • 0

#670 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 08 октября 2018 - 04:08

Литий-титанат подходят как стартерные, но не сервисные. Сильно дорогие они на большую емкость. Литий-ферум получается дешевле в пересчете на стоимость за кВт*ч.

 

Вообще, это не та тема чтоб обсуждать аккумуляторы, здесь солнечные панели

Емкость нужна в 3 раза меньше, чем у кислотных аккумуляторов. Вместо 240Ач кислотных можно спокойно ставить 70-80Ач лития. Так что титанатные получаются по цене, как гелевые аккумы. А железофосфатные дешевле. 

 

И по теме панелей.

При наличии одной 100Вт панели или двух, есть смысл ставить панель на 24В или соединять две по 12В последовательно, чтобы получить 24В, или эффект прироста токоотдачи незначительный? Соответственно, в случае 12В ставить можно обычный ШИМ контроллер за 10$, а если повышать напряжение в 2 раза, по сравнению с нужным, придется ставить МРРТ контроллер за 50$.


  • -1

#671 gals08

gals08

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 609 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: Ищу

Отправлено 08 октября 2018 - 09:56

Это понятно, что там есть мастера но хотелось бы подробней с контактными данными, если есть опыт общения вообще было бы отлично.

Совсем не подходящую ветку вы выбрали для вопроса. С греками я бы не связывался. Будет ооооочень долго и не дёшево

Сообщение отредактировал gals08: 08 октября 2018 - 09:57

  • 0

#672 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 08 октября 2018 - 12:33

И по теме панелей.

При наличии одной 100Вт панели или двух, есть смысл ставить панель на 24В или соединять две по 12В последовательно, чтобы получить 24В, или эффект прироста токоотдачи незначительный? Соответственно, в случае 12В ставить можно обычный ШИМ контроллер за 10$, а если повышать напряжение в 2 раза, по сравнению с нужным, придется ставить МРРТ контроллер за 50$.

Дешевый способ: ставить больше солнечных панелей и ШИМ контроллер.

Дороже: меньше панелей и MPPT контроллер.

 

Все зависит от того какие у вас площадя подходящие для установки панелей. У меня совсем мало, поэтому второй вариант. У вас написано что лодка альбин вега, думаю тоже места для СП не много.

 

Еще играет роль качество СП: моя панасоник имеет КПД получше чем у дешевых панелей, но панасоник только высоковольтные, под MPPT


Сообщение отредактировал SharkRocks: 08 октября 2018 - 12:43

  • 0

#673 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 08 октября 2018 - 15:05

Кстати, MPPT контроллер за 50 долларов - это очень дешево. У меня стоит относительно недорогой за 165 долларов, я думаю что дешевле это могут быть не MPPT, а подделка. 


  • 0

#674 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 08 октября 2018 - 21:55

Кстати, MPPT контроллер за 50 долларов - это очень дешево. У меня стоит относительно недорогой за 165 долларов, я думаю что дешевле это могут быть не MPPT, а подделка. 

Видимо я ошибся в цене. 

Но за 100 евро - есть.

https://www.solnechn...-20A-12-24V.htm

Но за 100 евро действительно дополнительная солнечная панель даст больше энергии, чем разница между шим и мррт.


  • 0

#675 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 08 октября 2018 - 22:03

У меня как раз тracer 4210а стоят, 3 штуки. Нареканий нет.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей