Перейти к содержимому

Фотография

Попадание молнии


Сообщений в теме: 355

#226 krovaviy

krovaviy

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 083 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 31 октября 2015 - 16:39

порадовало про металлические рукава и ящики.

ну и про про разборку пластиковых корпусов тоже


  • 2

#227 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 31 октября 2015 - 18:54

Начну с конца. В жертву потенциально приносятся: - входной тракт антенны ГНСС (либо вся смартантена) - антена радиостанции - первичные датчики ветра на самой мачте - лампы мачтовых огней - дисплеи приборов, установленных в кокпите Это при условии, что приборы имеют модульную конструкцию и разделены на сами функциональные блоки, первичные датчики и средства отображения и ввода информации.   Первое и, частично, второе вполне можно защитить. А, назовем это так, смартдисплеи могут быть унифицированы и их цена в серии может составлять что-то около 50-70 за малый (типа лага, виндекса и автопилота) до пары сотен за дисплей картплоттера.

Покажите нам пожалуйста дисплеи лага эхолота и ветроуказателя за 50-70 долларов! Я штуки по три возьму ...каждого. И дисплей картплоттера за $200 тоже не помешает... по два... каждому.

Всё остальное, включая генераторы, батареи, саму рацию, инверторы и т.п., а так же розетки и проводка, короче все внутри яхты, защищается единым контуром сплошной экранировки. Правда простая оплетка тут может не сгодиться, её ВЧ-составляющая ЭМИ скорее всего пробъет, так что нужны цельные металлорукава и ящики. ...............

Угум в жертву принесено более чем половина по стоимости оборудования. Не забываете, оно всё соединено сигнальными цепями - забыли, не ? Автопилот связан с ветродатчиком и картплоттером, радиостанция с ЦИВ так же увязана в систему и АИС там же. Поэтому весь приведенный мной список при подходе, который Вы описали - так же пойдет в жертву. И остануться нам только металлорукава и металлические ящики, ценой в ту же, если не более, сумму чем все равно принесенная жертву электроника. Я то думал чудо есть - ну в виде каких либо разрядников помещенных рядом с приборами пусть по одному на каждый проводочек, но защищающих нежную электронику. Оказывается таки нет. :( P.S. эхх... потерял я контакт с человеком который мог бы рассказать о молниезащитах, специализировался он на установках передающих антенн на очень высоких соружениях (телевышках попросту) Так вот даже при прямом ударе в антенну !!! Электроника выживала. А в передатчиках не лампы уже в выходных каскадах - транзисторы. Как то реализуемо всё это дело, иной вопрос будет ли применимо для яхты.... не знаю.
  • 0

#228 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 01 ноября 2015 - 09:52

Покажите нам пожалуйста дисплеи лага эхолота и ветроуказателя за 50-70 долларов! Я штуки по три возьму ...каждого. И дисплей картплоттера за $200 тоже не помешает... по два... каждому.

По ожному в одни руки, больше не давать... и я перед Вами занял ;)) Мультидисплеи стоят $500+
  • 0

#229 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 314 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 01 ноября 2015 - 11:17

В кокпите поставить планшет и на него по Wifi передавать всё, токда полетит только планшет и радиостанция ( ну и акк батарея) ;)


Сообщение отредактировал yuri_b: 01 ноября 2015 - 11:17

  • 0

#230 plitkin

plitkin

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 611 сообщений
  • Из:Варшава
  • Судно: Был :( Maxus 28
  • Название: Была :( Babooshka

Отправлено 01 ноября 2015 - 13:08

Насколько я знаю, нельзя делать прямое заземление с мачты на киль. Иначе все молнии соберете.  В заземлении надо оставлять зазор.

Слышал про лодки в Хорватии - 3 очередные бури и 3 раза лодки одного и того-же производителя в одном и том-же порту ловили молнию (в лесу мачт молния выбирала именно те лодки). Устроили разбор полетов - оказалось было прямое заземление.

Сам не видел, но слышал.

 

Если хотите заземлять - на время бури некоторые кидают цепь от ванты. Я не решился бы.

 

Знакомый словил молнию, но не на свою лодку: ударила где-то рядом (он не видел куда). Сгорело вебасто.

 

Ну и еще: в Польше было много случае касания мачтой высоковольтных проводов. Все смертельные (хотя не всегда вся команда погибла - раз только рулевой). Раз было так, что мачта проводов не коснулась, а разряд прошел при "тяжелом влажном воздухе" по зазору между мачтой и проводом (вроде как ок. 50 см). Труп.


Сообщение отредактировал plitkin: 01 ноября 2015 - 13:15

  • 0

#231 from

from

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 186 сообщений
  • Из:tel-aviv
  • Судно: X-612
  • Название: GRACIA

Отправлено 01 ноября 2015 - 13:18

Насколько я знаю, нельзя делать прямое заземление с мачты на киль. Иначе все молнии соберете.  В заземлении надо оставлять зазор.

Сколько не видел заземлений на яхтах - никаких зазоров, провод от мачты на болты киля.
  • 3

#232 Mike59

Mike59

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 258 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Maxus 24
  • Название: Зефир

Отправлено 01 ноября 2015 - 13:42

Это тоже распространенный миф. Нетрудно понять, что для того, чтобы компенсировать 1см воздуха в "непрямом" заземлении, достаточно, чтобы топ мачты был на 1 см ближе е месту образования молнии в облаке. Пробивное напряжение сухого воздуха - 1КВ/см. У влажного и того меньше. А напряжение молнии непосредственно перед разрядом достигает десятка миллионов (!) вольт. Почувствуйте разницу.
  • 1

#233 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 01 ноября 2015 - 16:27

По ожному в одни руки, больше не давать... и я перед Вами занял ;))

Пааапрааашу не хулиганить!! Первый я. :D

Мультидисплеи стоят $500+

Ну это мультики реймаринские, в целом же я писал просто про инструменты пусть не мульти, но менее $250, за приборчик, ничего не знаю.
  • 0

#234 Rayson

Rayson

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 50 сообщений
  • Из:Rio-Dulce
  • Судно: Seafarer 38c ketch
  • Название: Leningrad

Отправлено 09 ноября 2015 - 08:44

напротив меня французская марина

катамаранов там штук восемь

они на стоянке к вантам крепят троса мателлические с грузами и спускают в реку

одному недаво тоже досталось но уже прямое попадание

15 отверстий в корпусе разного диаметра

элетроника даже у его соседей погорела


  • 0

#235 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 09 ноября 2015 - 13:37

Некто Асмус (Германия) вещает:

"[font="arial, sans-serif;"]Молниезащита на многокорпусниках [/font]

[font="arial, sans-serif;"]Молния поражает обычно самую высокую точку на земной поверхности или в море, и отыскивает путь с самым малым электрическим сопротивлением. Идеальным для этого является молниеотвод с поперечным сечением проводника минимум 25 мм2, который имеет на конце заземляющую пластину площадью около 0,5 м2 ,  лучше всего из меди. Верхний конец молниеотвода должен  возвышаться не менее, чем на 30 см над всеми судовыми антеннами и приборами. Громоотвод не должен быть присоединён к двигателю, заземлению электросетей судна, к заземлению радиостанций или к оголённым металлическим местам корпуса. На многокорпусниах из лёгких сплавов  пятку  мачты  или ванты лучше бы  соединить  с корпусом медным кабелем (а лучше двумя)  толщиной в 8 мм, концы которых следует опустить в воду на полтора  метра, присоединив к ним по медной пластине размером около 30 [/font][font="arial, sans-serif;"]x[/font][font="arial, sans-serif;"] 20см.[/font]

[font="arial, sans-serif;"]При грозе [/font]

[font="arial, sans-serif;"]Надо укрытся под палубой или в рубке. Корпус, рангоут со стоячим такелажем защищают экипаж подобно клетке Фарадея.  Нельзя касаться каких-либо металлических деталей на судне: мачты, вант, штагов, релингов.  Следует отключить все электронные и электрические приборы и отключить их от электросети.  Радиостанцию включают только в случае крайней необходимости. Мобильный телефон и мобильная УКВ-радиостанция может помочь при отключении всех других устройств связи. Если перечисленные выше электронные приборы окажутся не отключёнными в грозу, то придётся смириться с их повреждением. [/font]

[font="arial, sans-serif;"]Следует по-чаще определять своё место, так как при ударе молнии компас перестанет работать правильно, и перед очередным использованием его придётся проверить. Придётся проверить стоячий и бегучий такелаж, путенсы, изоляцию корпуса, показания таких приборов, как лаг, лот, других приборов и их предохранителей. "[/font]


  • 0

#236 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 09 ноября 2015 - 14:05

Или ещё из "Морской практики" от Германии:

Защита от молнии

На металлических судах защиты от молнии не требуется. Если экипаж сидит под палубой, то он находится в так называемой «клетке Фарадея». Алюминиевая мачта является прекрасным приемником молнии, однако часто оснащена многочисленными электрическими и электронными приборами. Ее следует защитить молниеотводом из электротехнической меди диаметром не менее 5 мм. Он должен выступать над мачтой не менее чем на 30 см, чтобы надежно принимать молнии, и быть заостренным сверху. Молниеотвод является вершиной невидимого защитного конуса для судна и экипажа с углом при вершине в 600. Само собой разумеется, необходимо сделать надежную проводку заземления от мачты, вант, штагов к болтам крепления балласта. На яхтах с несколькими мачтами (кеч или шхуна) штаг–карнак совмещают с молниеотводом. Тогда он представит собой конек молниезащитной крыши. Угол при вершине такой защиты соответствует углу защитного конуса яхты с одной мачтой.

Если на заводе – изготовителе вант-путенсы не были соединены с болтами крепления балласта, то это необходимо сделать позже (кабелем с поперечным сечением не менее 16 мм2). Для соединения кабелей молниезащиты следует применять специальные клеммы с большой площадью контактов, всегда зачищенные от коррозии.

На выклеенных судах, имеющих только внутренний балласт заземление затруднительно. В этом случае это делают снаружи борта к закрепленной снизу корпуса или с боку киля пластинке из нержавеющей стали площадью не менее 50 см2. Все кабели заземления должны быть соединены с этой пластиной центральным кабелем с сечением не менее 35 мм2.

В качестве вспомогательного средства заземления можно использовать один, лучше два медных провода диаметром 8 мм, так называемые забрасываемое заземление, зажатые клеммами к вантам или штагам.  В воде должны находиться их концы, длиной не менее 1,5 метра. Еще лучше, когда к концам закреплены пластины с размерами 30 х 30 см из меди или нержавеющей стали.

Защита от ударов молнии электрических и электронных приборов

Повреждения электрических и электронных приборов возможно даже вблизи установленных молниеотводов. Они могут повредиться и выйти из строя при ударе молнии в воду вблизи судна.

Эту опасность можно существенно уменьшить, последовательно снижая разность потенциалов: например, соединив все металлические корпуса приборов между собой и с кабелем заземления. Выравниванию потенциалов подлежат мотор, металлические топливные и водяные цистерны. Поперечное сечение провода выравнивания потенциалов из меди не должен быть меньше 4 мм2. Требуемое сечение этого заземляющего провода должно выдерживать все возможные перегрузки электрического напряжения. Чтобы уменьшить индуктивные перенапряжения в проводах, следует применять крученые и экранированные кабели. Эти экраны следует соединить с проводкой выравнивания потенциалов.

Если штаги используются в качестве антенн, то следует применять в качестве изоляторов специальные цепи снижения напряжения с искровым промежутком. Антенны и ветроуказатели на топе мачты должны быть подсоединены с использованием искровых промежутков. При ударе молнии в алюминиевую мачту, возникающие в кабелях мачты индуктивные броски напряжения невозможно уменьшить. Поэтому в грозу мачты следует заземлять грозовым переключателем.

Прикрепленные изображения

  • Молния.jpg

  • 1

#237 krovaviy

krovaviy

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 083 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 09 ноября 2015 - 22:48

Некто Асмус (Германия) вещает:

"[font="arial, sans-serif;"] На многокорпусниах из лёгких сплавов  пятку  мачты  или ванты лучше бы  соединить  с корпусом медным кабелем [/font][font="arial, sans-serif;"].[/font]

Алло некто Асмус.как там у вас с переводчиками.

или забесплатно только пятки и ноки у мачт?


  • 0

#238 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 09 ноября 2015 - 23:54

Алло некто Асмус.как там у вас с переводчиками.

или забесплатно только пятки и ноки у мачт?

Все вурдалаки знают, что "кровь людская - не водица". Её надо взращивать очень кропотливо и  на хороших харчах.

Для меня - это такая же работа, как для некоторых пускать стружку заранее купленными метабой и блэдекером. Знания можно получать, бегая по мастерским, или посещая занятия, лекции. Кому как удаётся.

Дополнительно приходится выкупать лицензии.

Как всем известно! :)

"Забесплатно" только моим помощникам, как обещал. :P 


  • 0

#239 krovaviy

krovaviy

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 083 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 09 ноября 2015 - 23:59

как всем известно у мачты пяток вроде не бывает.даже невурдалакам известно

поаккуратнее бы как нибудь чтоли


  • 0

#240 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 10 ноября 2015 - 01:14

как всем известно у мачты пяток вроде не бывает.даже невурдалакам известно

поаккуратнее бы как нибудь чтоли

Вурдалаки могут поучиться грамотному изложению своих мыслей - сначала, а потом поучить терминологию. :P :D

Успехов!


  • 0

#241 Vladimir_A

Vladimir_A

    Вечный юнга

  • Капитан
  • 4 140 сообщений
  • Из:Подмосковье
  • Судно: MacGregor26M

Отправлено 10 ноября 2015 - 01:38

Читал, читал...  И понял, что мне на моем МГ26 безопасней всего в грозу мачту просто завалить, благо  это быстро делается. Так что ли?


  • 0

#242 kaa39518

kaa39518

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
  • Из:______________
  • Судно: _____________

Отправлено 10 ноября 2015 - 06:53

Читал, читал...  И понял, что мне на моем МГ26 безопасней всего в грозу мачту просто завалить, благо  это быстро делается. Так что ли?

И лишитесь клетки Фарадея из вант и штагов, но меньше молнии притягивать будете.... Но если уж притянете без мачты.... Я бы не убирал.


  • 0

#243 Vladimir_A

Vladimir_A

    Вечный юнга

  • Капитан
  • 4 140 сообщений
  • Из:Подмосковье
  • Судно: MacGregor26M

Отправлено 10 ноября 2015 - 12:35

И лишитесь клетки Фарадея из вант и штагов, но меньше молнии притягивать будете.... Но если уж притянете без мачты.... Я бы не убирал.

В общем, все это напоминает мне случай, когда мы с одним моим знакомым французом попали на его лодке в небольшую катавасию на Лазурном берегу. Я его спросил, что лучше делать на парусной пластиковой лодке (как у него) во время грозы, заземлять мачту в воду или нет. Он мне ответил, что существует ровно два мнения на этот счет, да и нет. А на мой вопрос, а что же делает лично он, ответил мне коротко: "Просто молюсь".


  • 1

#244 RomBar

RomBar

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 004 сообщений
  • Из:Псков
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 10 ноября 2015 - 22:56

Это хороший метод для верующих людей. Но лично для меня не подходит бо атеист я ;-)
  • 0

#245 krovaviy

krovaviy

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 083 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 10 ноября 2015 - 23:01

Это хороший метод для верующих людей. Но лично для меня не подходит бо атеист я ;-)

это ничего-как припрет по настоящему всех святых поименно вспомните


  • 0

#246 Renown

Renown

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 622 сообщений
  • Из:Заречный
  • Судно: Westerly Renown
  • Название: Nascha

Отправлено 11 ноября 2015 - 19:43

Это хороший метод для верующих людей. Но лично для меня не подходит бо атеист я ;-)

Всегда хочется надеяться что ты не один и кто-то поможет. Суть у человека такая. Как только он осознал свою смертность, ему потребовалась какая-то надежда.  


  • 0

#247 RomBar

RomBar

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 004 сообщений
  • Из:Псков
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 11 ноября 2015 - 21:25

Я лучше "клетку Фарадея" смонтирую и на нее буду надеяться.
  • 3

#248 Renown

Renown

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 622 сообщений
  • Из:Заречный
  • Судно: Westerly Renown
  • Название: Nascha

Отправлено 11 ноября 2015 - 22:49

Я лучше "клетку Фарадея" смонтирую и на нее буду надеяться.

Это, может быть, и более надежная надежда.


  • 0

#249 Renown

Renown

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 622 сообщений
  • Из:Заречный
  • Судно: Westerly Renown
  • Название: Nascha

Отправлено 11 ноября 2015 - 22:52

Вот только даже когда разряд обходит клетку, при выходе в воду образуется непредсказуемое количество отверстий непредсказуемого размера. Я читал описания образования сотен отверстий размером до горошины, а в соседней марине образовалось одно, но 30 см в диаметре. Итог?

Печальный.  


  • 0

#250 kaa39518

kaa39518

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
  • Из:______________
  • Судно: _____________

Отправлено 11 ноября 2015 - 23:34

Вот только даже когда разряд обходит клетку, при выходе в воду образуется непредсказуемое количество отверстий непредсказуемого размера. Я читал описания образования сотен отверстий размером до горошины, а в соседней марине образовалось одно, но 30 см в диаметре. Итог?

Печальный.  

Заземление (заводнение) правильное надо делать.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей