Перейти к содержимому


Фотография

Попадание молнии


Сообщений в теме: 267

#26 Johny

Johny

    Яхтенный капитан

  • Validating
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 1 530 сообщений
  • Из:Иваново
  • Судно: виндсерфинг
  • Название: Нац. класс

Отправлено 25 Декабрь 2005 - 15:09

Коментарии профессионала...

Нюанс. При длительности в микросекунды БРЭО не может быть защищено от ЭМИ ни автоматическими выключателями (время отключения - 2-3 милисекунды), ни предохоанители (1-2 мс). Только искровые разрядники и ограничители перенапряжений. Кстати - во многие современные импульсные БП встроены системы отсечки перенапряжений с амплитудой 1,5 - 2 кВ.

<{POST_SNAPBACK}>


Современные электронные блоки обязаны иметь защиту от микросекундных импульсных помех большой энергии (МЭК 61000-4-5), т. е. от разрядов молний. Правда, в зависимости от класса эксплуатационных условий, защита может быть разная по стойкости.

#27 Мурена

Мурена

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 108 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: четвертьтонник
  • Название: Эллада

Отправлено 15 Июнь 2006 - 20:26

Вопрос животрепещущий!
Путешествуя один под парусом на самодельной яхточке по Балхашу в 1995 году попал в такую грозу, которую и сейчас вспоминаю с трепетом. Молнии лупили рядом через каждые пол минуты. Дело было поздним вечером. Я пристал к попавшемуся рядом островку. Пороху хватило просидеть в каюте минут 20, потом одел непромокаемый костюм и выбрался на берег. Ползал как при минометном обстреле по пляжу, а сверху прицел наводили очень старательно. Думал- кругом вода и островок плоский как доска, куда саданёт? Конечно в мою мачту. Вобщем натерпелся страху, хотя до этого нераз попадал в сильные грозы. Но эта- настоящая фиэрия природы.

Вот сейчас очень интересует как защитить большой надувной катамаран (мачта-10,5 м) от удара молнии? Реально это возможно? Или только для успокоения своего боюсь?
  • 0

#28 Алекс М560

Алекс М560

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 477 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Надувной катамаран
  • Название: Ветер

Отправлено 15 Июнь 2006 - 21:18

защитить большой надувной катамаран (мачта-10,5 м) от удара молнии? Реально это возможно?

Ответ положительный, если шверт металлический <_<
Точнее даже не так! :) "Защитить катамаран", т.е. сделать так, чтобы молния в него не ударила, наверное невозможно... разве что убрать его в сарай с металлической хорошо заземленной крышей. Задача обычно ставится - защитить экипаж. Чтобы попавший в мачту разряд мог уйти напрямую в воду. Для этого в воде непосредственно под мачтой должен размещаться проводник приличной площади (пластина металла). На надувном кате этим требованиям боле-мене удовлетворяет только дюралевый шверт...
  • 0

#29 vodnic1

vodnic1

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 493 сообщений
  • Из:Омск
  • Судно: Разборный тримаран
  • Название: Галлифрей

Отправлено 16 Июнь 2006 - 05:56

А если молния проходит дюралевую мачту, затем по стальным штагам/вантам и от вант-путенсов до поверхности воды 40 см МОКРОГО ОТ ЛИВНЯ БОРТА - хватит этого что-бы молния ушла в воду?
И случай. Сильная гроза, стоим у берега, экипаж в каюте вокруг столика сидит :cry: , ослепительная вспышка, грохот, по ногам -как удар током, хотя в яхту (корпус пластик) молния скорее всего не попала. Так-что по воде и через корпус тоже пробивает. А дрожание в ногах скоро прошло у всех :drinks:
  • 0

#30 Алекс М560

Алекс М560

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 477 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Надувной катамаран
  • Название: Ветер

Отправлено 16 Июнь 2006 - 07:12

затем по стальным штагам/вантам и от вант-путенсов до поверхности воды 40 см МОКРОГО ОТ ЛИВНЯ БОРТА - хватит этого что-бы молния ушла в воду?

- Однозначного положительного ответа не будет, может хватит, а может и нет. Зависит от вагона разных, не поддающихся точному прогнозу факторов.

Воопще, как правило, разряд не любит бегать по кривым путям, и скорее пробъет промежуток от степса до воды, чем побежит по штагам. И второе: пленка воды на "мокром от ливня борту", не просто жидким проводником послужит, а мгновенно превратиться сначала в пар, а из пара - в проводящую плазму :w00 Последствия для борта (особенно для надувного баллона) могут быть плачевными :D
Наверное, несколько более надежно будет, если при начале грозы от путенсов за борт выпустить какие-то проводники. Например, несколько метров тросика из ремнабора, запасную ванту и т.п.
Но мет. шверт - все равно лучче, особенно в пресной воде :)
  • 0

#31 Ayrton

Ayrton

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 13 226 сообщений
  • Из:Новосибирск
  • Судно: Ассоль №198
  • Название: Тамара

Отправлено 16 Июнь 2006 - 11:37

И случай. Сильная гроза, стоим у берега, экипаж в каюте вокруг столика сидит :cry: , ослепительная вспышка, грохот, по ногам -как удар током, хотя в яхту (корпус пластик) молния скорее всего не попала. Так-что по воде и через корпус тоже пробивает. А дрожание в ногах скоро прошло у всех :drinks:

<{POST_SNAPBACK}>

Это так называемая "шаговая разность потенциалов" - любой электрик-высоковольтник знает что это такое... Молния была очень близко, но не в вашей мачте.

Алекс М560 верно говорит - если худо, надо к мачте привязать металлический тросик и бросить в воду. Если это тонкопроволочный, медный "канатик заземления", то метров 5 уже хватит, для того, чтоб остаться в живых. Для молнии важна площадь поверхности, а у тонкопроволочного "канатика" она огромна. Шверт металлический то-же сгодится, но у него эта площадь меньше, чем у метра "канатика"... Ну и разумеется нельзя держаться за металлическую мачту в грозу - тут уже ничо не спасёт при прямом попадании молнии в мачту.
  • 0

#32 МИФ

МИФ

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 645 сообщений
  • Из:Рыбинск
  • Судно: Ассоль
  • Название: Мишка

Отправлено 16 Июнь 2006 - 13:08

Ну и разумеется нельзя держаться за металлическую мачту в грозу - тут уже ничо не спасёт при прямом попадании молнии в мачту.

<{POST_SNAPBACK}>

так что и на металическом корпусе в таком случае стоять нельзя?
  • 0

#33 goralex

goralex

    Рулевой 1-го класса

  • Пассажиры
  • PipPipPipPipPipPip
  • 523 сообщений
  • Из:Николаев
  • Судно: П-сс,РИБ,КТ,ш/б 420
  • Название: безымянный

Отправлено 16 Июнь 2006 - 13:12

В грозу , под мачтой - спастись - тоже самое , что в поле под высоким одиноко стоящим деревом... . Невозможно. Выход один - рубить мачту!
Двумя словами, о природе явления.
Молния не летит и не попадает. Это простой электроразряд разности потенциалов воздуха и земли. Пробивает о землю и уходит вверх. Гремит в небе - вода, мгновенно испаряемая плазмой от разряда.
Дерево и пластик не защитят в случае пробоя через них. Помогает сетка - обезьянник, из проволоки шестерки с ячеей в 100мм. На 100 процентов. Но, если скажем - вытянуть руку - изнутри, то , при случае - зашибет!
Шаговая разница потенциалов - это когда фазовый провод лежит на земле - скажем оборван в ту грозу - вот тут-то - чем шире шагнешь - тем под большее напряжение и попадешь!
В год от "молнии" погибают в мире до 5 тыс. людей, есть небольшой процент переживших это дело... .
  • 0

#34 Harry

Harry

    хранящий лодку в гараже

  • Капитан
  • 6 387 сообщений
  • Из:Архангельск
  • Судно: швертбот 3,5
  • Название: Зуёк

Отправлено 16 Июнь 2006 - 13:25

есть небольшой процент переживших это дело... .

<{POST_SNAPBACK}>


Наверно в грозу петуха резали чтоб Перуна замаслить :)

Вообще то одно дело дерево и другое дело мачта. Практически мачта (хорошо заземленная и с молниеотводом если деревянная) защищает от молнии всех на борту. Под деревом стоять опасно не потому что молнией зашибет а потому что дерево зачастую ломается и возгорает. Когда ломанешь от трещащего дерева как раз на шаговое напряжение и попадешь
  • 0

#35 Алекс М560

Алекс М560

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 477 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Надувной катамаран
  • Название: Ветер

Отправлено 16 Июнь 2006 - 13:31

Шверт металлический то-же сгодится, но у него эта площадь меньше, чем у метра "канатика"...

- Абсолютно не согласен! :) Площадь канатика с точки зрения заземления не равна сумме площадей всех его проволочек. Учитывать надо наружную поверхность канатика, а она у троса всего лишь раза в полтора-два больше, чем у гладкого цилиндрического тела того де лиаметру... Т.е. метр тросика со швертом никак не сравнится.
Плюс еще такой фактор: при "недостаточной" для стекания разряда площади контакта с водой, тросик мгновенно будет окружен прослойкой пара. А шверт - скорее всего нет.
Вообще, в какой-то книге типа "300 советов по катерам лодкам и моторам", была статья по грозозащите, в т.ч. малых яхт с пластиковыми корпусами. Рекомендовалась приклейка к днищу напротив степса мачты, пластины из не слишком тонкой медной фольги, площадью в несколько кв. дец. Естественно, электрически соединенной с мачтой по кратчайшему пути (сквозной болт).
Причем, характерный момент: если площадь пластины достаточно велика, то её можно закатывать под слой краски, ибо высокочастотный разряд проходит через получившийся "конденсатор" влегкую... Тож самое и с диэлектрической оксидной пленкой на люминевом шверте...
А что касается достаточной длины\площади тросика... в пресной воде и пяти метров может оказаться недостаточно. В соленой - хватит :)

Двумя словами, о природе явления.
Молния не летит и не попадает. Это простой электроразряд разности потенциалов воздуха и земли.

- Гм, ну, если уж совсем в физику углубляться, то с какого перепугу у некоей области воздуха вдруг появится потенциал, сильно отличающийся от остального воздуха, и от земли? :D Сам по себе "воздух" (НЕ-ионизированный) - не может иметь никакого потенциала, это почти такая же фигня, как "потенциал вакуума", нет?
Насколько я помню эту механику., электризуются в полете, через трение о воздух, капли воды. Суммируясь,то и порождает огромные разницы потенциалов между грозовым облаком, и землей. Кста, существенная часть разрядов происходит вообще без участия земли, между отдельными областями облака - тот самый "гром без молнии" над самой головой, наверное каждый сталкивался...

Вообще то одно дело дерево и другое дело мачта. Практически мачта (хорошо заземленная и с молниеотводом если деревянная) защищает от молнии всех на борту. Под деревом стоять опасно не потому что молнией зашибет а потому что дерево зачастую ломается и возгорает. Когда ломанешь от трещащего дерева как раз на шаговое напряжение и попадешь

- Совершенно верно. Засада в том, что влага в древесине живого дерева мгновенно вскипает, и дерево трескается, а и ногда и натурально "взрывается", со всеми вытекающими для стоящих под ним... Стекание же разряда по нормальному металлическому проводнику носит принципиально иной характер :) .
  • 0

#36 Мурена

Мурена

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 108 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: четвертьтонник
  • Название: Эллада

Отправлено 19 Июнь 2006 - 17:58

Получается если катамаран надувной и шверт у него деревянный, то мачта и вся дюралевая рама превращаются в большой электрический стул. При попадании молнии в мачту все кто находится на раме получают "большой заряд энергии", баллоны взрываются и те, кто находился на трамплине контуженные тонут?
  • 0

#37 vodnic1

vodnic1

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 493 сообщений
  • Из:Омск
  • Судно: Разборный тримаран
  • Название: Галлифрей

Отправлено 20 Июнь 2006 - 04:32

В Екатеринбурге был трагический случай попадания мачтой под провода - практически тот же удар молнии. Всех кто был на палубе убило ударом тока и сбросило за борт, рулевой умер от ожогов в больнице, рядом купалась девушка с берега - тоже погибла. Мачта и гик все в дырах от расплавившегося алюминия. Воздействие тока более протяженное, чем молнии но результат :cry:
  • 0

#38 Мурена

Мурена

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 108 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: четвертьтонник
  • Название: Эллада

Отправлено 20 Июнь 2006 - 05:31

Каждый раз рубить мачту при грозе? Я думаю это нереально. Тогда лучше вообще дома сидеть под крышей с молниеотводом. Принять необходимые меры предосторожности- нормально для того кто привык серьезно подходить к вопросу безопасности на воде.
Из всего выше прорчитанного я понял, что есть два способа защиты.
Оклеить деревянный шверт медной фальгой и закрасить.
Присоединить медый тросик (заземление- продают в магазинах "электромантаж") к мачте и выбрасывать его в грозу в воду.
  • 0

#39 goralex

goralex

    Рулевой 1-го класса

  • Пассажиры
  • PipPipPipPipPipPip
  • 523 сообщений
  • Из:Николаев
  • Судно: П-сс,РИБ,КТ,ш/б 420
  • Название: безымянный

Отправлено 20 Июнь 2006 - 09:08

Еще молятся люди.
По воскресеньям в церковь ходят... . А то было где-то читал - именно молнией поразил создатель одного трудоголика в момент вспашки в праздник.
Вместе с животным... .
  • 0

#40 Ayrton

Ayrton

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 13 226 сообщений
  • Из:Новосибирск
  • Судно: Ассоль №198
  • Название: Тамара

Отправлено 20 Июнь 2006 - 09:39

А то было где-то читал - именно молнией поразил создатель одного трудоголика в момент вспашки в праздник.
Вместе с животным...

<{POST_SNAPBACK}>

Ты спутал - это был иудей. Провославным можно по субботам и праздникам пахать... :D
  • 0

#41 Мурена

Мурена

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 108 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: четвертьтонник
  • Название: Эллада

Отправлено 23 Июнь 2006 - 08:05

Попадешь в настоящую переделку-неодному, всем богам молиться будешь.
И пароход свой покругу расцеловывать, когда пронесет.
Я это несколько раз пережил в шторм. Один раз мой катер целая компания таких крутых парней лобызала, что вы бы не поверили. Это случилось, после того как я спас 5 человек с перевернувшегося катера в жестокий шторм, когда даже обшивка катера как-то странно звенела от ветра. Я их спасал, а сам понимал, что шансов дойти до берега все меньше и меньше становится из-за перегруза своей посудины. Последнего парня, который всем помогал держаться и из-за этого обессилел и утонул я кошкой на удачу под водой зацепил. Его потом откачали. Сильный шторм был, и я не мог близко подойти к перевернувшемуся катеру. Или людей мог между бортами раздавить или свой "Прогресс-2" разбить. Поэтому бросал линь со спасательным жилетом на конце. Потом когда всех забрал на борт и пошел к берегу, до которого километров 15 было (дело было на Балхаше)- выбило огромной волной в катере все стекла, залило почти по самые борта. Из двух "Нептунов-23" только один на одной свече тащил. Потом и его залило. Ракеты стал запускать потому, что понял- дело очень "дрянь". У тех, кого только, что спас тоска смертная в глазах после того как еще раз накрыло (правда, выбивать уже было нечего). Помогают очень вяло, замерзли после купания- дело было в конце сентября. Вобщем когда я один двигатель на одной свече реанимировал, то до берега мы шли мне показалось, целую вечность. Мужиков некоторых из катера на лодочной станции на руках пришлось потом вытаскивать. А ведь до этого я их предупреждал, что не стоит выходить в море, шторм идет. Но они ребята крутые. Когда шторм начался я в бинокль их с берега еле различил. Двигатель у них залило и понесло в открытое озеро.
Когда я к ним через полтора часа подходил, они в катере сидели как испуганные и мокрые до нитки дети. Потом у меня на глазах катер их залило и перевернуло волной. Да, на лодочной станции мне сказали, что ракеты мои заметили, позвонили вертолетчикам. А те казали, что вертолет поднимать нельзя- очень сильный ветер.
Вот чем самонадеянность и крутость на воде обходятся. Хорошо еще, что все живы остались. Я, думаю молились те ребята очень горячо и откровенно-без шуток. Один мне сказал потом, что уже ждал когда все мучения закончатся и он утонет.
  • 2

#42 goralex

goralex

    Рулевой 1-го класса

  • Пассажиры
  • PipPipPipPipPipPip
  • 523 сообщений
  • Из:Николаев
  • Судно: П-сс,РИБ,КТ,ш/б 420
  • Название: безымянный

Отправлено 23 Июнь 2006 - 08:12

Ато!
Два дня по тому, в центре города , на Адмиральской, поразило молнией девушку - студентку, она пряталась от грозы под деревом, среди зданий... .
Забрала скорая помощь, в больнице она умерла... . По ящику передали... .
  • 0

#43 mymras

mymras

    Рулевой 2-го класса

  • Инженер
  • 216 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 11 Июль 2006 - 19:09

Всё уже давно придумано до нас.
Вот что написано в Российском Речном Регистре:
Часть 4, п 2.1.1.6 .... для судов с токонепроводящим корпусом - специальный медный лист площадью не менее 0,5 м.кв. толщиной не менее 2 мм. или лист углеродистой стали площадью не менее 1,5 м.кв. толщиной не менее 6 мм. - это для заземления.
п.13.2.4. молниеприёмник - металлический прут диаметром не менее 12 мм.
п.13.3.1. отводящий провод - 70 мм. кв. из меди или 100 мм.кв. из стали, защищённой от корозии.
Это основные положения. А вообще там целая глава о грозозащите есть.
И ОСТ соответствующий - на количество и высоту необходимых молниеотводов.
ОСТ5.Р.6176-87 Судовые грозозащитные устройства.
  • 0

#44 Igor

Igor

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 644 сообщений
  • Из:Якутск
  • Судно: маленькая лодка
  • Название: Чебак 46

Отправлено 11 Июль 2006 - 23:21

Попадешь в настоящую переделку-неодному, всем богам молиться будешь.

<{POST_SNAPBACK}>

Жуткая- поучительная история yyy
  • 0

#45 Шайба

Шайба

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 229 сообщений
  • Из:Актау Казахстан

Отправлено 12 Июль 2006 - 14:33

всем привет ......я раньше в геофизике работал....на зарядке........так вот посреди степи стоит зил 131 с шестью тоннами тротила а вокруг лупит в землю молния ......я сроду так быстро небегал.......но обошлось........кстати на бурстанках смонтировано какоето устройство которое толи предупреждает о касании леп толи еще что я так и непонял может кто знает.......
  • 0

#46 Ayrton

Ayrton

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 13 226 сообщений
  • Из:Новосибирск
  • Судно: Ассоль №198
  • Название: Тамара

Отправлено 13 Июль 2006 - 05:52

на бурстанках смонтировано какоето устройство которое  толи предупреждает о касании леп толи еще что я так и непонял может кто знает...

<{POST_SNAPBACK}>

Любой радиолюбитель запросто соорудит такое устройство, но оно против молнии бессильно - только на ЛЭП и будет реагировать. Теоретически, можно соорудить устройство, которое будет измерять ионизацию воздуха и сообщать: "Ща в мачту прилетит молния!". Но толку от этого будет мало - мявкнуть не успеешь как она прилетит... :D
  • 0

#47 Док.М.

Док.М.

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 78 сообщений
  • Из:Н.Новгород
  • Судно: Катамаран

Отправлено 13 Июль 2006 - 06:39

В Кавернинском районе убило пастуха :(
Стадо живо :)
Хорошая избирательность. Воистину десница божия.
  • 0

#48 Conrad

Conrad

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 134 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: В процессе постройки
  • Название: Argie 15

Отправлено 13 Июль 2006 - 09:21

Газета "Час":


Купание во время грозы могло трагически закончиться для мужчины, в которого ударила молния, когда он выходил из воды.

Руководитель юрмальской Скорой медицинской помощи Имант Островскис рассказал BNS, что в понедельник в 42-летнего мужчину внезапно ударила молния. На шее у мужчины была золотая цепочка, которая после этого происшествия пропала, а на ее месте остался след от ожога толщиной в палец. Островскис допускает, что именно цепочка притянула молнию. Пострадавший в шоковом состоянии был доставлен в Булдурскую больницу. Уже во вторник он был отпущен домой.
  • 0

#49 Ayrton

Ayrton

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 13 226 сообщений
  • Из:Новосибирск
  • Судно: Ассоль №198
  • Название: Тамара

Отправлено 13 Июль 2006 - 10:00

На шее у мужчины была золотая цепочка, которая после этого происшествия пропала, а на ее месте остался след от ожога толщиной в палец. Островскис допускает, что именно цепочка притянула молнию.

<{POST_SNAPBACK}>

Островскис плохо учил физику. Цепочка - это короткозамкнутый виток. Молния была рядом, но очень близко - виток сработал как короткозамкнутая обмотка трансформатора... Если бы мужик поискал в песке - нашёл бы перегоревшую в слабом звене цепочку. Но мужику видать не до того было... :D
  • 0

#50 Авача

Авача

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 190 сообщений
  • Из:Петропавловск-

Отправлено 13 Июль 2006 - 22:20

Неприятный эпизод произошел с американским подростком Джейсоном Бунчем. В воскресенье утром, когда он косил лужайку и слушал песню группы Metallica в iPod'e, его ударило молнией. Молния попала в музыкальный плеер, разряд прошёл по проводам и дошел до наушников, сообщает Denver Post.

Последнее, что запомнил 17-летний Джейсон, была надвигающаяся гроза. Подросток решил, что до начала ливня осталось ещё около четверти часа, однако очнулся он уже в кровати. Джейсон не помнил как добрался до дома, его уши кровоточили, а волосы были опалены. Лицо, грудь и правая нога были покрыты рубцами размером с веснушки. Создавалось впечатление, что его пробило картечью.

Ранами покрывалась также правая сторона тела, от уха до бедра (где и висело устройство). У самого же iPod'a образовалась дыра в корпусе, а наушники превратились в зелёные нитки.

После похода ко врачу выяснилось, что Джейсон практически полностью оглох на правое ухо.

Сегодня с сайта Полит.Ру
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей