Водомет своими руками на Амур
#1
Отправлено 21 июля 2010 - 17:51
#6
Отправлено 22 июля 2010 - 18:32
#7
Отправлено 23 июля 2010 - 07:55
Так так.По основной своей работе занимаюсь задачами оптимизации систем автоматического управления (САУ) и систем автоматического регулирования (САР). Так вот, как только столкнулся с водометами, сразу мысля (у меня почти всегда так, где бы изменением чего улучшить процесс в динамике; это уже профессиональное) -- как, в каких пределах влияет изменение поджатия и почему его не делают регулируемым при работе? Возможно, регулируемым поджатием можно получить не только максимальную скорость, но, скажем, максимальную топливную экономичность при заданной скорости, загрузке, текущей мощности двигателя и т.д.? А может, овчинка выделки не стОит? Хотя, может и делают, на больших судах.
Надо смотреть влияние изменения поджатия на параметры водомета, да и судна в целом. Да что говорить, некоторые фирмы триммеры (по сути, изменение векора тяги в вертикальной плоскости) на ВД ставят. Не зря ведь, особенно при изменении загрузки.
Хочется услышать на этот счет опытных водометчиков.
З.Ы. Несколько месяцев роюсь по форумам, но нигде не встретил ветки по обсуждению теории или хотя бы по обсуждению расчета ВД... Все на уровне личных, выработанных годами отдельными водометчиками ноу-хау. Или не так?
#8
Отправлено 23 июля 2010 - 09:16
#9
Отправлено 26 июля 2010 - 17:24
Прошу прощения за некоторое молчание,по теме хотел бы потдержать вопрос об улучшении ТТХ ВД ,поскольку на практике такого еще никто не применял.Цель проста,добится максимального КПД ВД на разных режимах.Цепочка факторов зависящих друг от друга на разных скоростях, по разному друг на друга влияют:поджатие,скорость,давление в водоводе,сопротивление решетки,обороты РК и т.д.И все это имеет за собой жесткую привязку к расчетной мощности двигателя,на практике это примерно так 75-100л.с.или 100-150л.с.Вода это"предмет"довольно таки сопротивляющийся и тяжелый и ходить в ней примерно с расходом 16л.ч.или 28л.ч.существенно значимо.Это мое мнение.Так что эту"овчинку",я думаю,есть смысл пошкурить:-)Напрашивается мысль на расмотрение подобной системы как вариаторной.По основной своей работе занимаюсь задачами оптимизации систем автоматического управления (САУ) и систем автоматического регулирования (САР). Так вот, как только столкнулся с водометами, сразу мысля (у меня почти всегда так, где бы изменением чего улучшить процесс в динамике; это уже профессиональное) -- как, в каких пределах влияет изменение поджатия и почему его не делают регулируемым при работе? Возможно, регулируемым поджатием можно получить не только максимальную скорость, но, скажем, максимальную топливную экономичность при заданной скорости, загрузке, текущей мощности двигателя и т.д.? А может, овчинка выделки не стОит? Хотя, может и делают, на больших судах.
Надо смотреть влияние изменения поджатия на параметры водомета, да и судна в целом. Да что говорить, некоторые фирмы триммеры (по сути, изменение векора тяги в вертикальной плоскости) на ВД ставят. Не зря ведь, особенно при изменении загрузки.
Хочется услышать на этот счет опытных водометчиков.
З.Ы. Несколько месяцев роюсь по форумам, но нигде не встретил ветки по обсуждению теории или хотя бы по обсуждению расчета ВД... Все на уровне личных, выработанных годами отдельными водометчиками ноу-хау. Или не так?
Сообщение отредактировал Patron-1: 26 июля 2010 - 17:42
#11
Отправлено 26 июля 2010 - 17:56
Полностью с вами согласен,расход это не мало важный фактор,поэтому и ставится задача отработать ВД по максимальному КПД на разных режимах используя поджатие.Решетка отдельная тема,с ней тоже достаточно много вопросов,все будет определятся принятой схемой расположения ВД.водомет , как правило , оптимизируют подбором винта и поджатием не к корпусу а к мотору
скорость влияет только на давление в заборнике , потому у скоростных он более пологий , до 50кмч это не критично
при выходе на глиссер дал газу , потом сбросил на 2/3 , посадил пасажиров - чуть больше добавил
в конце концов обводы и вес это расход топлива , а поджатие менять незачем
доработка заборной решетки более значима
#14
Отправлено 27 июля 2010 - 09:20
#17
Отправлено 29 июля 2010 - 18:10
#18
Отправлено 29 июля 2010 - 20:16
Своеобразное поведение катера с водометом на малом и среднем ходу. Увеличение и снижение скорости катера с обычным гребным винтом происходит почти пропорционально частоте вращения двигателя. Совсем по-другому ведет себя водометный движитель. Высокая скорость выброса струи достигается благодаря создаваемому в насосе давлению, а также правильно подобранному диаметру выходного сопла. Чтобы струя вызывала наибольший реактивный эффект, вся установка, состоящая из двигателя, насоса и выпускного сопла, должна быть рассчитана на максимальные мощность и частоту вращения двигателя. Как только частота вращения снижается, и катер теряет скорость, давление в системе начинает прогрессивно уменьшаться, так как диаметр сопла отрегулирован на максимальную частоту вращения. В результате скорость снижается в значительно большей степени, чем частота вращения двигателя. Другими словами, на водомете очень трудно (а порой и невозможно) получить промежуточные величины скоростей, за исключением плавно изменяющегося диаметра выходного сопла. Например, при плавном увеличении оборотов катер вначале будет идти со скоростью 15 км/час, а в какой-то момент резким скачком повысит скорость до 50 км/час. Это может происходить даже при очень незначительном повышении оборотов. Такая же картина может наблюдаться и при снижении оборотов двигателя. Для наглядности можно сравнить режимы работы винтовой и водометной установок при разных скоростях движения. Например, при 4000 об/мин 2 лодки, оборудованные гребным винтом и водометом, имеют скорость около 60 км/час, при снижении частоты вращения до 2000 об/мин скорость лодки с гребным винтом равна 27 км/час, а с водометным движителем — лишь 14 км/час. Такую особенность отражает ступенчатая форма диаграммы зависимости скорости катера от частоты вращения, характерная для водометов (по Баадеру, 1976).
То же на днях эту фразу читал. То же поджатие покоя (чисто теоретически) не дает. Но насколько это будет эффективно? Надо теорию смотреть, да времени нет. Что немаловажно, статистика говорит об отсутствии подобных практических решений, а ведь наверное не зря. Есть же правило "не делай того, что можно не делать". Хотя, х.з.
Занимался более десяти лет назад минимизацией энергопотребления электроприводов водяных насосов (кандидатскую ваял). С учетом почти забытого пролого мои соображения на этот счет.
Предположительно, для каждого судна (с конкретным ВД) и режима его движения (загрузка, скорость хода и др.) есть однозначное оптимальное соотношение между массой выбрасываемой воды из водомета с определенной скоростью выхода этой воды (скоростью струи из сопла), т.е. соотношение "расход/напор" воды. Так вот, по идеее этот оптимум именно для конкретной скорости как раз можно обеспечить только сочетанием "расход воды/напор воды", т.е. буквально "обороты мотора/поджатие струи". Или, по иному. Регулированием этого соотношения, т.е. обороты водомета/поджатие получить, что Вы предполагаете, плавное изменение скорости судна. Да вот где взять это оптимальное соотношение... К тому же, необходимо помнить, что при желании получить требуемый напор (при одних и тех же оборотах) мы поменяем расход (и наоборот), т.е. эти параметры взаимосвязаны.
И еще. Из за отсутствие опыта хождения на катере с ВД у меня нет никаких знаний и опыта как ведет себя на практике водомет при малых оборотах, вплоть до близких к х.х. Из прошлого научного опыта помню, что у насосов напор от оборотов зависит примерно квадратично, а расход от оборотов в кубе (если ошибся, поправьте). Ну подзаткнем мы сопло, а он это отверстие на малых оборотах прокачает, поднимет ли воду по водоводу? Или при уменьшении оборотов и снижении скорости катера не "упустит" поток воды? Хорошо, если "все хорошо". В этом случае неплохо уже то, что подачей топлива оброты мы меняем без проблем. А если есть некоторые ограничения по минимальным, ниже которых низзя, оборотам импеллера, да еще при разных скоростях, и загрузках судна. Хотя, нейтральное положение ковша заднего хода на ВД однозначно говорит о бесполезности опасений на этот счет.
Только вот на практике насколько это все вообще необходимо, не знаю. Водометчик я начинающий, у меня сейчас по поводу моего первого водометного катера другие заботы
Вы ранее говорили, что у вас есть соображения на счет реализации поджатия -- если не секрет, какой тип регулируемого СУ будете использовать?
Ну и мой небольшой вклад практического характера в эту идею
На небольших вертолетах для регулирования вертикальной скорости (подъемной силы несущего винта) есть рычаг, называется "шаг/газ". Так и в случае с водометом, дабавил оборотов газом -- уменьшил поджатие, сбросил обороты -- прикрыл дырочку (извиняюсь, отверстие) на выходе. Понятно, что рычаг для управления таким водометом должен быть по типу вертолетного -- двигаем рычаг -- меняем поджатие, поворачиваем(как газ на мотоцикле) на нем ручку -- регулируем подачу топлива. Самое главное, все одной левой (рукой). А потОм, после отработки некоторых вещей, как на больших вертолетах, дело возьмет на себя примитивная автоматика, которой достаточно будет как задание указать скорость судна. Эх, болтонул я, надо было заявочку на патент подать
Сообщение отредактировал Ratan28RUS: 29 июля 2010 - 20:43
#19
Отправлено 29 июля 2010 - 21:12
Вы меня конечно извините,но то,что вы тут наговорили,если не полная фуйня,то очень близкоТо же на днях эту фразу читал. То же поджатие покоя (чисто теоретически) не дает. Но насколько это будет эффективно? Надо теорию смотреть, да времени нет. Что немаловажно, статистика говорит об отсутствии подобных практических решений, а ведь наверное не зря. Есть же правило "не делай того, что можно не делать". Хотя, х.з.
Занимался более десяти лет назад минимизацией энергопотребления электроприводов водяных насосов (кандидатскую ваял). С учетом почти забытого пролого мои соображения на этот счет.
Предположительно, для каждого судна (с конкретным ВД) и режима его движения (загрузка, скорость хода и др.) есть однозначное оптимальное соотношение между массой выбрасываемой воды из водомета с определенной скоростью выхода этой воды (скоростью струи из сопла), т.е. соотношение "расход/напор" воды. Так вот, по идеее этот оптимум именно для конкретной скорости как раз можно обеспечить только сочетанием "расход воды/напор воды", т.е. буквально "обороты мотора/поджатие струи". Или, по иному. Регулированием этого соотношения, т.е. обороты водомета/поджатие получить, что Вы предполагаете, плавное изменение скорости судна. Да вот где взять это оптимальное соотношение... К тому же, необходимо помнить, что при желании получить требуемый напор (при одних и тех же оборотах) мы поменяем расход (и наоборот), т.е. эти параметры взаимосвязаны.
И еще. Из за отсутствие опыта хождения на катере с ВД у меня нет никаких знаний и опыта как ведет себя на практике водомет при малых оборотах, вплоть до близких к х.х. Из прошлого научного опыта помню, что у насосов напор от оборотов зависит примерно квадратично, а расход от оборотов в кубе (если ошибся, поправьте). Ну подзаткнем мы сопло, а он это отверстие на малых оборотах прокачает, поднимет ли воду по водоводу? Или при уменьшении оборотов и снижении скорости катера не "упустит" поток воды? Хорошо, если "все хорошо". В этом случае неплохо уже то, что подачей топлива оброты мы меняем без проблем. А если есть некоторые ограничения по минимальным, ниже которых низзя, оборотам импеллера, да еще при разных скоростях, и загрузках судна. Хотя, нейтральное положение ковша заднего хода на ВД однозначно говорит о бесполезности опасений на этот счет.
Только вот на практике насколько это все вообще необходимо, не знаю. Водометчик я начинающий, у меня сейчас по поводу моего первого водометного катера другие заботы
Вы ранее говорили, что у вас есть соображения на счет реализации поджатия -- если не секрет, какой тип регулируемого СУ будете использовать?
Ну и мой небольшой вклад практического характера в эту идею
На небольших вертолетах для регулирования вертикальной скорости (подъемной силы несущего винта) есть рычаг, называется "шаг/газ". Так и в случае с водометом, дабавил оборотов газом -- уменьшил поджатие, сбросил обороты -- прикрыл дырочку (извиняюсь, отверстие) на выходе. Понятно, что рычаг для управления таким водометом должен быть по типу вертолетного -- двигаем рычаг -- меняем поджатие, поворачиваем(как газ на мотоцикле) на нем ручку -- регулируем подачу топлива. Самое главное, все одной левой (рукой). А потОм, после отработки некоторых вещей, как на больших вертолетах, дело возьмет на себя примитивная автоматика, которой достаточно будет как задание указать скорость судна. Эх, болтонул я, надо было заявочку на патент подать
Совет-приобрести водометный катер-любой,чем дешевле,тем лучше и попробовать все своими руками.В водометах самое главное-это опыт,наработаный годами .
#20
Отправлено 30 июля 2010 - 05:15
Спасибо за совет (правда), уже так и сделал. С опытом по водометам у меня действительно ноль. Под руководством и не без помощи опытного водометчика буду доводить зимой, "долгими зимними вечерами". По поводу того, то что наговорил -- рад слышать от человека с опытом однозначную оценку.Вы меня конечно извините,но то,что вы тут наговорили,если не полная фуйня,то очень близко
Совет-приобрести водометный катер-любой,чем дешевле,тем лучше и попробовать все своими руками.В водометах самое главное-это опыт,наработаный годами .
У нас в стране мало внимания уделялось (если вообще не уделялось) исследованиям по водометам для МС. Среди серийных ведь только КНААПО, и то содранный. Но мировые лидеры в производстве ВД, была бы польза, однозначно бы применили...
#22
Отправлено 30 июля 2010 - 19:42
Не помню номер КиЯ гдето год83-5, может модер подскажет. но Крым5 с такими идеями в серию не пошёл.То же на днях эту фразу читал. То же поджатие покоя (чисто теоретически) не дает. Но насколько это будет эффективно? Надо теорию смотреть, да времени нет. Что немаловажно, статистика говорит об отсутствии подобных практических решений, а ведь наверное не зря. Есть же правило "не делай того, что можно не делать". Хотя, х.з.
Занимался более десяти лет назад минимизацией энергопотребления электроприводов водяных насосов (кандидатскую ваял). С учетом почти забытого пролого мои соображения на этот счет.
Предположительно, для каждого судна (с конкретным ВД) и режима его движения (загрузка, скорость хода и др.) есть однозначное оптимальное соотношение между массой выбрасываемой воды из водомета с определенной скоростью выхода этой воды (скоростью струи из сопла), т.е. соотношение "расход/напор" воды. Так вот, по идеее этот оптимум именно для конкретной скорости как раз можно обеспечить только сочетанием "расход воды/напор воды", т.е. буквально "обороты мотора/поджатие струи". Или, по иному. Регулированием этого соотношения, т.е. обороты водомета/поджатие получить, что Вы предполагаете, плавное изменение скорости судна. Да вот где взять это оптимальное соотношение... К тому же, необходимо помнить, что при желании получить требуемый напор (при одних и тех же оборотах) мы поменяем расход (и наоборот), т.е. эти параметры взаимосвязаны.
И еще. Из за отсутствие опыта хождения на катере с ВД у меня нет никаких знаний и опыта как ведет себя на практике водомет при малых оборотах, вплоть до близких к х.х. Из прошлого научного опыта помню, что у насосов напор от оборотов зависит примерно квадратично, а расход от оборотов в кубе (если ошибся, поправьте). Ну подзаткнем мы сопло, а он это отверстие на малых оборотах прокачает, поднимет ли воду по водоводу? Или при уменьшении оборотов и снижении скорости катера не "упустит" поток воды? Хорошо, если "все хорошо". В этом случае неплохо уже то, что подачей топлива оброты мы меняем без проблем. А если есть некоторые ограничения по минимальным, ниже которых низзя, оборотам импеллера, да еще при разных скоростях, и загрузках судна. Хотя, нейтральное положение ковша заднего хода на ВД однозначно говорит о бесполезности опасений на этот счет.
Только вот на практике насколько это все вообще необходимо, не знаю. Водометчик я начинающий, у меня сейчас по поводу моего первого водометного катера другие заботы
Вы ранее говорили, что у вас есть соображения на счет реализации поджатия -- если не секрет, какой тип регулируемого СУ будете использовать?
Ну и мой небольшой вклад практического характера в эту идею
На небольших вертолетах для регулирования вертикальной скорости (подъемной силы несущего винта) есть рычаг, называется "шаг/газ". Так и в случае с водометом, дабавил оборотов газом -- уменьшил поджатие, сбросил обороты -- прикрыл дырочку (извиняюсь, отверстие) на выходе. Понятно, что рычаг для управления таким водометом должен быть по типу вертолетного -- двигаем рычаг -- меняем поджатие, поворачиваем(как газ на мотоцикле) на нем ручку -- регулируем подачу топлива. Самое главное, все одной левой (рукой). А потОм, после отработки некоторых вещей, как на больших вертолетах, дело возьмет на себя примитивная автоматика, которой достаточно будет как задание указать скорость судна. Эх, болтонул я, надо было заявочку на патент подать
#23
Отправлено 31 июля 2010 - 13:21
Если не трудно, вкратце о чем там? О поджатии или управлении газ/шаг. И почему не пошел? Заранее спасибо.Не помню номер КиЯ гдето год83-5, может модер подскажет. но Крым5 с такими идеями в серию не пошёл.
З.Ы. Про газ/шаг была шутка.
Сообщение отредактировал Ratan28RUS: 31 июля 2010 - 13:29
#24
Отправлено 23 августа 2010 - 17:09
На фига козе баян, икона папуасу? Сколько ходит среднестатическое судно с ВД под иными оборотами нежели максимальные или там 2/3 от них, судя по себе очень не много, вышел из лодочной на протоку, газ на всю з...у и так до места назначения, и зачем городить огород ради псевдо-эффективности режимов на которых не ходишь. Если бы это было достаточно повторяемо в реализации, это было бы полезно для первоначальной оптимизации ВД на этом самом почти полном, крейсерском, кто как хочет так и может назвать, ходу, а в дальнейшем зачем?То же на днях эту фразу читал. То же поджатие покоя (чисто теоретически) не дает. Но насколько это будет эффективно? Надо теорию смотреть, да времени нет. Что немаловажно, статистика говорит об отсутствии подобных практических решений, а ведь наверное не зря. Есть же правило "не делай того, что можно не делать". Хотя, х.з.
Занимался более десяти лет назад минимизацией энергопотребления электроприводов водяных насосов (кандидатскую ваял). С учетом почти забытого пролого мои соображения на этот счет.
Предположительно, для каждого судна (с конкретным ВД) и режима его движения (загрузка, скорость хода и др.) есть однозначное оптимальное соотношение между массой выбрасываемой воды из водомета с определенной скоростью выхода этой воды (скоростью струи из сопла), т.е. соотношение "расход/напор" воды. Так вот, по идеее этот оптимум именно для конкретной скорости как раз можно обеспечить только сочетанием "расход воды/напор воды", т.е. буквально "обороты мотора/поджатие струи". Или, по иному. Регулированием этого соотношения, т.е. обороты водомета/поджатие получить, что Вы предполагаете, плавное изменение скорости судна. Да вот где взять это оптимальное соотношение... К тому же, необходимо помнить, что при желании получить требуемый напор (при одних и тех же оборотах) мы поменяем расход (и наоборот), т.е. эти параметры взаимосвязаны.
И еще. Из за отсутствие опыта хождения на катере с ВД у меня нет никаких знаний и опыта как ведет себя на практике водомет при малых оборотах, вплоть до близких к х.х. Из прошлого научного опыта помню, что у насосов напор от оборотов зависит примерно квадратично, а расход от оборотов в кубе (если ошибся, поправьте). Ну подзаткнем мы сопло, а он это отверстие на малых оборотах прокачает, поднимет ли воду по водоводу? Или при уменьшении оборотов и снижении скорости катера не "упустит" поток воды? Хорошо, если "все хорошо". В этом случае неплохо уже то, что подачей топлива оброты мы меняем без проблем. А если есть некоторые ограничения по минимальным, ниже которых низзя, оборотам импеллера, да еще при разных скоростях, и загрузках судна. Хотя, нейтральное положение ковша заднего хода на ВД однозначно говорит о бесполезности опасений на этот счет.
Только вот на практике насколько это все вообще необходимо, не знаю. Водометчик я начинающий, у меня сейчас по поводу моего первого водометного катера другие заботы
Вы ранее говорили, что у вас есть соображения на счет реализации поджатия -- если не секрет, какой тип регулируемого СУ будете использовать?
Ну и мой небольшой вклад практического характера в эту идею
На небольших вертолетах для регулирования вертикальной скорости (подъемной силы несущего винта) есть рычаг, называется "шаг/газ". Так и в случае с водометом, дабавил оборотов газом -- уменьшил поджатие, сбросил обороты -- прикрыл дырочку (извиняюсь, отверстие) на выходе. Понятно, что рычаг для управления таким водометом должен быть по типу вертолетного -- двигаем рычаг -- меняем поджатие, поворачиваем(как газ на мотоцикле) на нем ручку -- регулируем подачу топлива. Самое главное, все одной левой (рукой). А потОм, после отработки некоторых вещей, как на больших вертолетах, дело возьмет на себя примитивная автоматика, которой достаточно будет как задание указать скорость судна. Эх, болтонул я, надо было заявочку на патент подать
#25
Отправлено 04 сентября 2015 - 23:56
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей