Перейти к содержимому

Фотография

Гребной вал из титана


Сообщений в теме: 110

#51 M M

M M

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 115 сообщений
  • Из:Н.Новгород
  • Судно: СТРИЖ

Отправлено 12 октября 2010 - 11:39

Вся беда в том, что есть расхожее представление у многих людей, будто бы титан (обобщенно) прочнее стали (тем более обобщенно). От этого и все идеи насчет титановых валов и прочего. Так вот, титан (вернее, сплавы на его основе) отнюдь не прочнее сталей! У него выше только УДЕЛЬНАЯ прочность, т.е. отношение прочностных показателей к плотности, т.е. равнопрочная, но более "ТОЛСТАЯ" деталь из титана весит меньше стальной). А применили его впервые в ракетнокосмической отрасли, где каждый лишний грамм очень ценен, затем стали применять в авиации, ну а уж потом в судостроении. Материал чрезвычайно сложный (может менять свои свойства из-за несоблюдения технологий), нетехнологичный (плохо обрабатывается резанием из-за высокой вязкости) и имеет высоченный коэффициент трения (поэтому валы в подшипниках скольжения из него никогда не делают).

Добрый день, с первой репликой Вашего выступления согласится не могу, титан в чистом виде (не термообрабатывается) по прочности соответствует мало легиросванным сталям типа Ст3, но кординально всё меняется в сплавах титана, это видно и в статье см выше, это могу подтвердить лично тк изготовил из титана (Вт-0)вал на Стрижа (до сих пор лежит в гараже, не нужен), по характеру резания что-то похожее на не термообработанную вязкую сталь, но приходилось точить и титановые сплавы (в советское время делал спининг), так принесли такую заготовку (марку не знаю), что и твёрдый сплав еле-еле берёт, но пруток (диам. 5мм)если сгибаешь в кольцо (диам 50-60мм) - распрамляется без остаточных деформаций, видимо из такого "титана и стоит делать гв.
По поводу к трения, есть способ нанести антифрикционный слой другого металла повенрх титана в узле трения, причём это делается и при использовании валов из стали (родной вал на Стриже был тупо наплавлен латунью в месте подшипника, потом естественно проточен, а остальное место обёрнуто стеклотканью с эпоксидкой, что-бы не ржавело).
С уважением ММ.
  • 0

#52 M M

M M

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 115 сообщений
  • Из:Н.Новгород
  • Судно: СТРИЖ

Отправлено 12 октября 2010 - 11:54

Проблема коррозии на втором месте, после механической прочности.

Добрый день, думаю что оно и так, но если гв достаточно хорошо изолирован от корпуса, причем надо учитывать, что резиновый подшипник иногда не может хорошо изолировать гв, вернее резина в нём, те не любая ЧЁРНАЯ резина является хорошим диэлектриком, это обьясняется тем, что в качестве наполнителя в резину добавляют сажу, те углерод, который не является изолятором, было несколько случаев, когда мерил сопротивление чёрной резины, а оно есть далеко не бесконечность.
С уважением ММ.
  • 0

#53 валенок

валенок

    .....-так себе.

  • Капитан
  • 7 961 сообщений
  • Из:Речновск

Отправлено 12 октября 2010 - 18:08

Есть хозяева с черными валами, которые даже не спускались в этом сезоне, я посмотрел что с валом в стойке гудрича... ну вы поняли.

Неграмотно сделанные гр.валы.На валы из чернухи в местах трения(гудрич,центрирующий подшипник дейдвуда,сальник) должна быть установлена "рубашка" из бронзы или нержи.В остальных местах(кроме монтажных) закрываются водостойким покрытием.
  • 0

#54 валенок

валенок

    .....-так себе.

  • Капитан
  • 7 961 сообщений
  • Из:Речновск

Отправлено 12 октября 2010 - 18:21

Самой ценной для вала считалась "кованная" нержавейка, т.е. пруток был прокован (или прокатан?) для снятия внутренних напряжений в материале. В противном случае,исходно прямой двухметровый пруток при проточке на станке начинал извиваться, по мере снятия внешних напряжённых слоёв.

Проковка(прокатка)-для устранения внутренних дефектов в материале и улучшает микро и макроструктуру материала.Внутренние напряжения снимают отпуском и отжигом.При проточке контроль на прогиб периодический-ввиду "расправления" заготовки(снятия неравномерных по сторонам внутр.напряжений) и периодическая правка(в центрах станка-без съема заготовки)...после этого окончательное протачивание в размер.Биение гр.вала всегда присутствует,главное... чтобы оно было в пределах допуска....

Сообщение отредактировал валенок: 12 октября 2010 - 18:24

  • 0

#55 мастеровой

мастеровой

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 004 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 12 октября 2010 - 20:14

Добрый день, с первой репликой Вашего выступления согласится не могу, титан в чистом виде (не термообрабатывается) по прочности соответствует мало легиросванным сталям типа Ст3, но кординально всё меняется в сплавах титана, это видно и в статье см выше, это могу подтвердить лично тк изготовил из титана (Вт-0)вал на Стрижа (до сих пор лежит в гараже, не нужен), по характеру резания что-то похожее на не термообработанную вязкую сталь, но приходилось точить и титановые сплавы (в советское время делал спининг), так принесли такую заготовку (марку не знаю), что и твёрдый сплав еле-еле берёт, но пруток (диам. 5мм)если сгибаешь в кольцо (диам 50-60мм) - распрамляется без остаточных деформаций, видимо из такого "титана и стоит делать гв.
По поводу к трения, есть способ нанести антифрикционный слой другого металла повенрх титана в узле трения, причём это делается и при использовании валов из стали (родной вал на Стриже был тупо наплавлен латунью в месте подшипника, потом естественно проточен, а остальное место обёрнуто стеклотканью с эпоксидкой, что-бы не ржавело).
С уважением ММ.


Если можно, сошлитесь, пожалуйста, на марку титанового сплава, который прочнее, хотя бы т.н. "хромансили" (25ХГСА). И насчет нанесения антифрикционного покрытия - к титану НИЧЕГО не "липнет". С него и краска-то сразу слезает. Адгезия, практически, нулевая. Зато он очень пригоден для изготовления деталей "с памятью" - которые возвращают первоначальную форму при нагреве.
  • 0

#56 мастеровой

мастеровой

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 004 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 12 октября 2010 - 20:22

Любой вал (не только гребной) должен иметь как можно более вязкую (крупнозернистую) структуру внутри, и как можно более твердую (мелкозернистую) снаружи. Тогда он работает. А для этого заготовку и куют. Как ножик. И калят валы с помощью СВЧ нагрева (который греет снаружи, не проникая внутрь). То же один из приемов измельчения наружной структуры. А если прокалить весь - станет хрупким и будет лопаться.
  • 0

#57 валенок

валенок

    .....-так себе.

  • Капитан
  • 7 961 сообщений
  • Из:Речновск

Отправлено 12 октября 2010 - 21:03

Любой вал (не только гребной) должен имет..... И калят валы с помощью СВЧ нагрева (который греет снаружи, не проникая внутрь). То же один из приемов измельчения наружной структуры. А если прокалить весь - станет хрупким и будет лопаться.

Гребные валы не калят.
  • 0

#58 Гость_bororo_*

Гость_bororo_*
  • *******

Отправлено 12 октября 2010 - 21:43

а если из ниобия или циркония выточить? :shuffle:
  • 0

#59 gen_09

gen_09

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 302 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: Водометный катер
  • Название: Восток

Отправлено 13 октября 2010 - 05:28

Может проще поставить ВД и забыть про длинную и уязвимую валовую линию?
  • 0

#60 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 926 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 13 октября 2010 - 06:39

Может проще поставить ВД и забыть про длинную и уязвимую валовую линию?

ВД - это "Воздухомётный Движитель" :)
Корпус катера на ходу маленько приподнят из воды. Поэтому для установки Водомётного Движителя, длинный гребной вал всёрано требуется.

Продолжение про водомёты, пожалуйста в другие темы.
  • 0

#61 M M

M M

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 115 сообщений
  • Из:Н.Новгород
  • Судно: СТРИЖ

Отправлено 13 октября 2010 - 11:50

Если можно, сошлитесь, пожалуйста, на марку титанового сплава, который прочнее, хотя бы т.н. "хромансили" (25ХГСА). И насчет нанесения антифрикционного покрытия - к титану НИЧЕГО не "липнет". С него и краска-то сразу слезает. Адгезия, практически, нулевая. Зато он очень пригоден для изготовления деталей "с памятью" - которые возвращают первоначальную форму при нагреве.

Добрый день, по памяти у 25-35ХГСА, сигма текучести в закаленном состоянии порядка 600-700 кгс/мм кв, а у титановых сплавов:Высокопрочные титановые сплавы К этой группе относятся сплавы с пределом прочности s в > 1000 МПа, а именно (a + b )-сплавы марок ВТ6, ВТ14, ВТ3-1, ВТ22. Высокая прочность в этих сплавах достигается упрочняющей термообработкой (закалка + старение). Исключение составляет высоколегированный сплав ВТ22, который даже в отожженном состоянии имеет s в > 1000 МПа.(взято из материала выложенного С Смирновым чуть выше), те-же данные есть и в справочнике по металлам и сплавам.
По поводу покрытия, есть электродуговое напыление, любой металл и не только можно покрыть любым металом, но только необходимо выдерживать технологию, те дробеструюку, выдержку и тд, (напылённый слой может быть любой толщины и заготовка не нагревается выше 70 грС), но есть ещё и электролиз.
С уважением ММ.
  • 0

#62 AndreyMORE

AndreyMORE

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 148 сообщений
  • Из:Седово
  • Судно: Мотолодка
  • Название: Катер Тунец

Отправлено 13 октября 2010 - 12:45

У меня на Амуре уже лет 5 стоит титановый гребной вал, ходит отлично, коррозия как и на другом амуре с железным валом. На счет защиты вала скажу, на мой взгляд самый эффективный способ приварить полосу к дейдвуду, где-то на форуме есть такая тема. Ходить будет так же, только поворачиваемость хуже.
  • 0

#63 Infineon

Infineon

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 1 452 сообщений
  • Из:Ярославль
  • Судно: Волга

Отправлено 13 октября 2010 - 14:55

а если из ниобия или циркония выточить? :shuffle:

В точку! Или из иридия. Да мало ли классных материалов, карбон можно попробовать :-)
  • 0

#64 летучий

летучий

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 752 сообщений
  • Из:Н.Новгород
  • Судно: Костромич 1606
  • Название: Беззаветный

Отправлено 13 октября 2010 - 16:14

Для этого ставят защиту ДРК,

с этого места пожалуйста поподробнее...про защиту ДРК на СПК
  • 0

#65 rianon

rianon

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 108 сообщений
  • Из:киев
  • Судно: стрела
  • Название: -

Отправлено 13 октября 2010 - 23:06

У меня на Амуре уже лет 5 стоит титановый гребной вал, ходит отлично, коррозия как и на другом амуре с железным валом.


А можно по подробней. Какие преимущества заметны сразу? С какой марки титана был сделан вал? Были ли случаи повреждения? Какие серьезные препятствия пережил вал?
  • 0

#66 AndreyMORE

AndreyMORE

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 148 сообщений
  • Из:Седово
  • Судно: Мотолодка
  • Название: Катер Тунец

Отправлено 14 октября 2010 - 13:54

А можно по подробней. Какие преимущества заметны сразу? С какой марки титана был сделан вал? Были ли случаи повреждения? Какие серьезные препятствия пережил вал?

Преимущество титанового вала в том, что он не подвержен коррозии. Какой марки титан понятия не имею. Его изготовили из оставшегося с советских времён прутка на заводе Димитрова в Таганроге, году в 99 - 2000 точно не помню.
Ходит он отлично, повреждений не переживал так как был защищён нержавеющей "лыжей". Сейчас "лыжу" снял т.к. с ней хуже поворачиваемость.
К слову скажу, на другом Амуре стоит обычный железный вал, только поверхности по которым трутся гудричи проточены и наварены нержавеющими электродами после снова проточены (что бы не ржавели). Ходит тоже отлично.
  • 0

#67 M M

M M

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 115 сообщений
  • Из:Н.Новгород
  • Судно: СТРИЖ

Отправлено 14 октября 2010 - 22:07

А можно по подробней. Какие преимущества заметны сразу? С какой марки титана был сделан вал? Были ли случаи повреждения? Какие серьезные препятствия пережил вал?

Добрый день, на лицо и другое преимущество кроме корозии это вес, тк на глисирующем судне "килограмм - рубль".
С уважением ММ
  • 0

#68 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 926 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 14 октября 2010 - 22:20

Добрый день, на лицо и другое преимущество кроме корозии это вес, тк на глисирующем судне "килограмм - рубль".
С уважением ММ

При таких рассуждениях, принято считать сроки окупаемости.
Даже если титан достался на халяву, возможно выгоднее его продать.
  • 0

#69 M M

M M

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 115 сообщений
  • Из:Н.Новгород
  • Судно: СТРИЖ

Отправлено 14 октября 2010 - 22:52

При таких рассуждениях, принято считать сроки окупаемости.
Даже если титан достался на халяву, возможно выгоднее его продать.

Добрый день, может быть, но продавать материал как-то рука не поднимается (очень напоминает торговлю нефтью, лесом, рудой), а вот продать готовую вещь не зазорно.
А заготовка досталась действительно почти на халяву.
С уважением ММ.
  • 1

#70 rianon

rianon

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 108 сообщений
  • Из:киев
  • Судно: стрела
  • Название: -

Отправлено 15 октября 2010 - 13:39

При таких рассуждениях, принято считать сроки окупаемости.
Даже если титан достался на халяву, возможно выгоднее его продать.


Несогласен, в принципе, катера лодки и яхты к окупаемости никакого отношения не имеют. (кроме коммерческих случаев) http://katera.ru/for...tyle_emoticons/default/mellow.gif
  • 0

#71 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 926 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 15 октября 2010 - 17:53

Добрый день, может быть, но продавать материал как-то рука не поднимается (очень напоминает торговлю нефтью, лесом, рудой), а вот продать готовую вещь не зазорно.
А заготовка досталась действительно почти на халяву.
С уважением ММ.

Справедливо только в том случае, если вещь из заготовки сделана действительно нужная. В противном случае, лучше не портить материал.
В самом крайнем случае, не надо было воровать ;)

Несогласен, в принципе, катера лодки и яхты к окупаемости никакого отношения не имеют. (кроме коммерческих случаев) http://katera.ru/for...tyle_emoticons/default/mellow.gif

Тогда все разговоры о коррозии, прочности и т.п. технических подробностях теряют смысл. Все инженерные науки основаны на экономике, и все технические рассчёты сводятся к минимизации затрат.

В случае любительского и покатушечного использования катеров срок окупаемости имеет вполне практический смысл. Если положительным эффектом от применения титанового вала считать снижение расходов на топливо, по причине его (вала) меньшего веса, то вполне возможно посчитать сколько это стоит денег, и за какой срок положительный эффект превысит стоимость вала.
  • 0

#72 RoMaxWest

RoMaxWest

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 153 сообщений
  • Из:К

Отправлено 15 октября 2010 - 21:11

с этого места пожалуйста поподробнее...про защиту ДРК на СПК

Постом ниже отписывался.
  • 0

#73 RoMaxWest

RoMaxWest

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 153 сообщений
  • Из:К

Отправлено 15 октября 2010 - 21:16

Любой вал (не только гребной) должен иметь как можно более вязкую (крупнозернистую) структуру внутри, и как можно более твердую (мелкозернистую) снаружи. Тогда он работает. А для этого заготовку и куют. Как ножик. И калят валы с помощью СВЧ нагрева (который греет снаружи, не проникая внутрь). То же один из приемов измельчения наружной структуры. А если прокалить весь - станет хрупким и будет лопаться.


Вы наверное перепутали: не СВЧ (печь), а ТВЧ - токами высокой частоты. А вообще гребные валы не калят.
  • 0

#74 мастеровой

мастеровой

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 004 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 15 октября 2010 - 22:43

Вы наверное перепутали: не СВЧ (печь), а ТВЧ - токами высокой частоты. А вообще гребные валы не калят.


Да, конечно же перепутал. Спасибо за поправку. Про закалку я писал относительно валов ВООБЩЕ (в том числе и гребных). Понятно, что вал длиной 3 метра закалить проблематично. Но метровый можно запросто. Большие валы цементируют (цементит - это одна из разновидностей структуры сплава "железо-углерод", отличающаяся мелким и твердым зерном).
  • 0

#75 M M

M M

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 115 сообщений
  • Из:Н.Новгород
  • Судно: СТРИЖ

Отправлено 16 октября 2010 - 12:03

При таких рассуждениях, принято считать сроки окупаемости.

Добрый день, а как можно посчитать окупаемость евроремонта, например. Или золотого унитаза.
С уважением ММ.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей