Ладно, отчет по эксплуатации катера Триал, производство Акватория, бортовой серийный номер 019 за лето 2011 г., часть первая. Фотографии будут вскоре, надо их перелить.
Сразу отпишусь, что ребята, которые занимаются этим делом молодцы и мне лично симпатичны. Уверен, что они победят детские болезни и будут продавать качественный и востребованный продукт. Надеюсь, мой отчет им поможет в этом, поможет выявить косяки и недостатки конструкции и сборки. Ну а мне нужно, чтобы подобные косяки они мне устранили, лодка на гарантии, самому возиться некогда и нет большого желания.
В прошлом году задумался о приобретении данного аппарата. Съездил в Саратов, пообщался с Евгением, помощником Романа, посмотрел пару катеров на разной стадии. Все понравилось. С Романом обговорили комплектацию, цены, способы оплаты и то, что катер собирается осенью, но хранится на стоянке в Саратове до весны. В ноябре катер был собран и перемещен на стоянку. В конце декабря пригнал под него телегу.
Комплектация: борт черный, салон серый, комплектация люкс, бимини серый. Из допов: носовой трап с площадкой, столик, пошив мягких подушек на спинки и обтяжка их и подушек салона морским козжамом аналогично сиденьям в кокпите, аудиоподготовка, второй корпус для АКБ с переключателем батарей, транспортировочный тент. Также были установлены доп. приборы (трим, вольтметр, спидометр и родной судзуковский тахометр). Надо отметить, что ни один из допов не разочаровал. Пожилая мама спокойно спускается с носа на берег по трапу, подушки весьма красивы и украшают интерьер каюты, 2 АКБ полезны (100 и 74 АЧ). Музыку пока не поставил, но встроил в рундуки 3 усилителя, дело за адекватным источником звука и виброизоляцией отсека под 2 сабвуфера, столик нужная для компании вещь. Все доп. работы сделаны очень качественно, тут претензий нет.
Мотор был приобретен Романом в Саратове б.у. 150 сил судзука годовалая, бегает превосходно, за что ему отдельная большая благодарность. Работает как часы, хотя изначально было страшновато брать кота в мешке. Мотор мне повесили и подключили все приборы.
Катер забрал без предупреждения в середине июня, так что предпродажки они мне провести не успели. Поэтому на мелочи типа следов монтажной пены на борту забил сразу, т.к. поехал без предупреждения. В основном все изначально было собрано аккуратно, за исключением заляпанной клеем накладки потолочины в каюте и не очень аккуратно врезанного люка с драной бахромой потолочной ткани. Еще забыли повесить табличку. Роман мне ее потом прислал. Так и вез без таблички и катался потом недели 2.
Поскольку дальше пойдет брюзжание, то сразу же напишу, что катер прекрасный. Бегает резво, волны не боится, спокойно вытаскивает на глисс 7 центнеров людей с еще центнером сзади на ватрушке.
Если бы выбирал сейчас, то остановился бы все равно на этом варианте, только пристальнее отнесся бы к мелочам по сборке. Все его достоинтсва очевидны еще по фотографиям. Эргономика на высоте, на стоянке все принимают за иностранца, красивый, черт побери.
Теперь проза.
* Катер зимовал на стоянке, снег чуть порвал стояночный тент в районе заднего сиденья. Уверен, что не забирай я катер без предупреждения, то конечно бы его зашили. Но Ромы не было, забирал в выходной день, так и поехал. К Москве ветер истрепал тент так, что некрасивая рваная дыра протянулась от заднего дивана до ветрового стекла. Дома купил 2 прочных ленты и прострочил на машинке швы с накладкой лент. 2 поездки и несколько ливневых дождей других недостатков тента не выявили.
* Скинул катер на воду. Покатался. Идет весело, но не работает спидометр. Тут вины производителей не было. На моторе явно меняли поломанный редуктор и не одели трубку на штуцер, а канал в редукторе был забит так, что пришлось просверливать сверлом единичкой. Все заработало. Для мелочи упомяну неработающую лампочку подсветки борта (виновата сама лампа, видно был треснут цоколь, поменял, все ок) и подсветку трима (лампа выскочила и упала внутрь приборной панели, достал, воткнул).
* На следующий день воды в катере было по полку, на которой крепятся АКБ. Включаю насос - жужжит, но не качает. Цепляем к газельке и еще трое толкают телегу, вытаскиваем с трудом и паленым сцеплением. Откручиваем болт и сливаем литров 300-400 воды. Насос свободно болтается по днищу - одно ушко крепления на нижней проставке оторвано. Виновника затопа находим сразу - один из болтов двигателя недотянут и мало герметика. Все 4 болта ниже ватерлинии сажаем на дорогой клей-герметик и тянем от души. Насос сажаем на герметик. Скидываем. Вроде воды не прибывает.
* Насос вскоре вылетает опять. Закрепил намертво, сделав насечки на корпусе, отломав второе ухо, и на большие стяжки под проставку и в насечки с герметизацией герметиком по кругу. 2 месяца - полет нормальный. На герметик вклеил маленькую аварийную помпу рядом с основной. Пока не понадобилась.
Про воду в катере потом отпишу отдельно, там где про острые косяки. Пока еще про злоключения.
* Когда только вез из саратова катер, то возле базы уже заехал на заправку - залить полные баки, чтобы потом не мучиться с канистрами. Вставляю пистолет в горловину первого бака (тот, что спереди лодки, горловина сзади справа). Заливается чуть-чуть и меня обкатывает хлынувшим назад бензином с головы до ног, катер то высоко на телеге, горловина на уровне груди. Заливаю задний бак, все ок. Это несколько отодвинуло мои дальнейшие злоключения с передним баком. Забегая вперед, скажу, что вылечил кривую заливку в передний бак просто. Шланг, который идет от горловины к баку длинный и толстый, но мягкий. Он загибается возле самой горловины так, что его сечение сужается раза в 2. Бензин не может проскочить и с силой хлещет назад. Вылечил оттяжкой из остатков стропы-ленты, которой подшивал стояночный тент. На фото все видно, шланг просто надо было оттянуть немного в сторону и он встал ровно, без загибов.
* В третью же поездку остался под проливным дождем с маленьким ребенком без капли бензина в 5 км от базы. Спасибо конструкции показометра уровня топлива. Он шкалит за Full постоянно, пока в баке не останется, по моим прикидкам, около 20 литров топлива из 120! Потом резво скачет вниз. Но тогда я еще этого не знал! Привык доверять относительно точным автомобильным. Когда показометр показывает половину бака, то молитесь, чтобы с собой была канистра, а до базы недалеко. Это значит, что у вас около 5-7 литров, что для 150 сил раз кашлянуть. Когда мы шли на прогулку было по показометру чуть меньше полного, на половине бака я свернул назад. За 5 км до базы он резко упал за Empty и мы встали. Догребли багром до берега. Беременную жену с ребенком и мамой оставил в каюте, сам пошел доставать бензин. Промок насквозь, спасибо доброму человеку Максиму - подобрал на трассе, свозил за 20 км на колонку за бензином, вместе со мной искал в чистом поле по проселочным дорогам в кромешной темноте где остался катер, а в итоге не взял ни копейки денег. Дай Бог ему здоровья. 100 грамм и баня, отделался легким насморком, но без канистры на 20 литров теперь не отхожу от базы.
* В ту же поездку на 5-6 -м открывании перекосило двери. Сначала они стали проскакивать мимо саморезов - ограничителей открытия (кто придумал такой бред, когда полно мебельных решений стопоров, хотя бы для душевых кабин), потом они провисли вниз и перекосились. Чинить не стал, уверен, что случай гарантийный, но закрываются с трудом, когда вручную приподнимешь и совместишь обе половинки. Кстати, у вас тоже уплотнитель оргстекла на двери из кусочков, причем кусочки не сплошные? Как-то не солидно для такой красивой машины.
* На второе же вынимание-убирание тента отвалилась окантовка крышки отсека для тента. Это не удивительно, на фото видно, что скобы для степлера слишком короткие, вырываются на раз. Их бы подлинее раза в 2-3, а то и пустить полоску из аллюминия и приклепать.
* Сам тент течет по нитяным швам молнии при дожде. Пролил 2-мя баллонами пропитки и забил.
* Вообще скобы для степлера из черняги - некрасивое решение. Неужели нет оцинкованных или из нержавейки? У меня подушки для заднего дивана, которые превращают его в кровать, лежат внутри рундука под задним диваном. Через тент по швам в диван налило воды в ливень, все скрепки проржавели. Ужасное и неэстетичное зрелище. Не знаю, что теперь делать. Покрыть остальные лаком? Ведь эти подушки должны выдерживать и купание в воде, а не просто залив. Хотя подозреваю, что внутри обычная фанера, которая боится воды еще больше.
* Кстати, сами трубки под эти подушки красивые из нержы. Но крепятся в защелки под кабельные гофры. А чтобы они не вылетали - подмотаны красной изолентой. Подсказка производителям, как сделать катер более похожим на импортный. Для 16 мм полудюймовых водопроводных металлопластиковых (не полипропиленовых, они толще) труб есть двойное крепление к стене под трубы горячей/холодной воды, продается на любом рынке, в него трубы защелкнутся без изоленты.
* Для владельцев комплектации люкс. Бойтесь подушек боковых рундуков. Логично, что когда залезаешь с пирса на катер, то встаешь на них. Это опасно! Фиксаторы подушек снизу прикручены длинными острыми саморезами из черняги, они очень больно впиваются в пятку, когда под ногой подушка продавливается. Просто сидя на ней не уколишься, т.к. не хватит веса продавить до саморезов. Но ходить по ним приходится очень часто. Там просятся заклепки, не так ли?
* Вообще часть автомобильных элементов и крепежа смотрится уже не презентабельно, после 2-х месяцев щадящей эксплуатации. Задняя подушка прикручена на черняжных болтиках черняжными же гайками, смотрящими внутрь отсека для укладки тента. Там все ржавое, а болты острые, как бы не порвали тент. Цена глухих гаек и болтов из нержы 5 р за штуку в розницу, там 10 элементов, это + 50 р, но будет все качественно. Аналогично проржавела гайка на ручке уазовского переключателя баков и на палстине разводки массы с АКБ. Там вообще надо ставить медь или латунь по уму.
* Снимал приборку. Проводка на скрутках 2-мя цветами всего, где на + разъема прикуривателя приходит синий провод, а хвосты висят внутрь приборного щита, - это на совести производителя. Тут придираться не стану, все работает. Но аккуратные провода разных цветов, собранные в жгут, с герметичными разъемами, смотрелись бы эстетичнее. Благо все есть. Тольятти недалеко, кримперы для клемм стоят копейки. Бюджет жгута вышел бы рублей в 500-700, сам как хобби строю спортивную боевую машину, там все на самодельных жгутах, по качеству не хуже заводских вазовских, собираются быстро и просто. Клеммы, разъемы, хомуты есть на рынке в большом количестве и стоят дешево.
* Я выключаю на стоянке АКБ. Для этого поднимаю вверх и на себя подушку заднего дивана, т.к. у меня врезаны динамики сбоку, что не позволяет просто поднять подушку вверх. Из подушки выскочила некая спица, порвав ее, а также обивку боковины под динамиком. Очень жаль, обивку боковины теперь придется перетягивать.
Теперь о серьезном. Косяки эти все мелочи. Есть вещи, которые лично я считаю неприемлемыми для нового и достаточно дорогого продукта.
* Вода. Я не могу понять ничего. Сзади она стоит всегда. После дождей поднимается, это понятно. При сухой погоде не поднимается значительно, но уровень на 1 минуту откачки помпой есть всегда. Если катер просто скинуть на воду, аккуратно, ничего не заливая, то вот она вода, пожалуйста. Насос ее не берет, она плещется ниже уровня отсоса. Интересно другое: вытащил катер, минут 10 и дно сухое, болт выкрутил - ни капли. Но она набирается где-то по килю до определенного уровня и так же легко выходит назад, другого объяснения у меня нет. После промазки болтов двигателя катер серьезно воду не набирал, но она в нем есть сзади всегда. Набирается через люки и т.п. в дождь и волну, но базовый уровень где-то протекает по заклепкам все же. Иначе куда она уходит при вытаскивании? Через болт не течет, он достаточно ржавый и воду держит. Плюс я его мазал несколько раз герметиком - эффект тот же. Т.е. скинул, 10 минут, вода стоит. Вынул, 10 минут, воды нет. Интересно, а отсек где баки (средний) отделен от заднего или нет? Там плещется вода? Как ее убрать?
*То, что герметичные отсеки точно берут у меня воду видно по фотографиям. В каюте перед центральной переборкой влажно, иногда стоит небольшая лужица, за ней всегда стоит вода на палец-два глубиной. Больше не набирается видимо из-за небольшой притопленности носа. Уверен, кинь в каюту килограмм 500 - наберет намного больше. Кстати, от постоянной сырости в каюте фанерка сланей изнутри покрылась грибком и почернела. Надо заливать носовой отсек водой, искать ослабленные заклепки и переклепывать. Жестко по волне я не скачу, об берег нос не бью, так что говорить о жесткой экплуатации нет оснований, вода стоит почти с первого спуска на воду.
В середине июля уехал на Волгу. Первая автономка на катере. Сначала от Конаково дошел до Калязина на фестиваль водномоторников, потом назад в Конаково, там был корпоративный фестиваль. На колонке залил оба бака по 120 литров, не под завязку, т.к. влезает чуть больше, около 130. Скинул лодку, попутно заметив, что указатель первого (носового) бака не работает. Выше я писал, почему до этого им не пользовался. Оттяжку для нормальной заливки прикрутил только перед отъездом на Волгу. Т.к. указатель не работал, то пошел на носовом баке, т.е. сначала кончится он, а на втором показометр уж как-то расскажет, когда начинать нервничать. У Дубнинского шлюза легли спать, т.к. было уже поздно. Но спать оказалось невозможно. В каюте стоял запах бензина как внутри канистры. Убираешь подушки из центра - вонь на сланью просто невыносимая. Так я мучился 3 ночи подряд, спасал только алкоголь: открытый люк, грамм под 300 и забыться, пока не начнет тошнить от запаха бензина. В общем, половина отдыха была этим фактом чуть не испорчена полностью. Взял бы жену с ребенком - вообще бы не знал, что делать.
Ясно, что где-то что-то незатянуто на носовом баке. Снимал ковролин и крышку в палубе. На заднем все более-менее, на переднем трубка подачи топлива меня убила. Кто же ставит трубку в такой!!! натяг? Не хватило 10 см, решили натянуть от души? Уже ржавые в хлам саморезы с убитыми шлицами вызвали полное уныние, намекая, что в случае выхода из строя датчика от какой-то нашемарки его просто так хрен вынешь, скорее саморезы сломаются пополам. На всех шлангах по одному хомуту? Интересно, мне врали многие бывалые, говоря, что на лодке есть железное правило: по 2 хомута везде там, где бензин. Но наибольшее уныние вызвал факт полной беспоможности: чтобы долезть до бака надо располовинивать корпус. Это уж увольте, сам делать не буду, лучше оттащу катер назад в Саратов по окончании сезона на доводку.
Итог: катер прекрасно бегает, радует меня и окружающих, но качественным продуктом для притязательных людей я его назвать ни в коей мере в том виде, что он сейчас из себя представляет, не могу. Водичка плещется, носовой бак не зальешь, иначе провоняешь бензином и будет потом мутить неделю, мелкие косяки напрягают.
Надеюсь на понимание производителей, помощь в гарантийном решении моих проблем, а также на то, что этот отчет позволит сделать эти неплохие катера еще лучше.
Сообщение отредактировал d.j.E: 24 августа 2011 - 20:31