Отправлено 14 февраля 2011 - 22:51
Начинаю выкладывать свой отчет о перегоне катамарана MAXIM с Тенерифе в Доминиканскую республику, состоявшийся в январе 2011.
Предыстория.
Осенью 2010 года Саша получил на верфи долгожданный новенький Lipari-41. Он дошел на нем до Тенерифе, и в Декабре начал последний, но самый длинный кусок маршрута к месту базирования - через Атлантику. К сожалению все не заладилось с самого начала. Встречный юго-западный ветер, большая редкость для тех мест, заставил идти "против шерсти" под двигателями. Через 200 миль, некачественно изготовленный Volvo-Penta в правом поплавке дал течь - пробило прокладку, и вытекло все масло. Пришлось вернуться обратно. Про перипетии гарантийного ремонта Саша обещал рассказать общественности. Дела не позволили ему дожидаться готовности катамарана. Так и появилось предложение желающим перегнать его через Атлантику. На предложение откликнулись Олег (YM ocean) - в роли капитана, ваш покорный слуга Евгений (YM offshore) - в роли first mate, и Андрей. На роль кока капитан пригласил Вику.
Итак,
"6 сентября 1492 года флотилия покинула Канарский архипелаг. Приказав поднять все паруса, Колумб, взяв курс на запад, вскоре потерял из виду остров Иерро, последний из Канарских островов."
8 Января 2011 года в 12:05, под звуки "Прощания Славянки" катамаран "MAXIM" отошел от стенки заправочной станции Marina del Sur, что в Las Galletas - на юге Тенерифе. Первоначально старт планировали на 7 января, но решили задержаться. По нескольким причинам:
1. 7 января закупали продукты. Шесть тележек с водой, пивом, вином, фруктами, макаронами, йогуртами, яйцами, лепешками, консервами и прочей снедью были доставлены из супермаркета, что рядом с аэропортом, только на закате.
2. Шли приготовления электроники. В частности взят взаймы и подключен к моему Fasebook-у SPOT, установлен и проверен софт для выхода в интернет через Iridium. Попытка оказалась неудачной - после того, как за 5 минут удалось скачать 20 кБ из 160-килобайтного GRIB-овского файла с прогнозом на ближайшие дни, от этой затеи отказались.
3. Все предыдущие дни стоял штиль, но 8-го по прогнозу должен был задуть попутный ветер.
4. В пятницу вернулся Андрей Райков на своей Carrot, и мы устроили прощальный ужин в ресторанчике на конце мола. Кстати, позиция этого ресторанчика отмечена SPOT-ом в моем Fasebook-е.
5. Выходить в пятницу - плохая примета.
В отличие от Колумба, мы, вооруженные знаниями о пассатах и "конских широтах" взяли курс не на запад, а на юго-запад, к островам Зеленого мыса. Паруса были подняты, но при попутном ветре 6-8 узлов, скорость едва достигала 3-х узлов. Поэтому стаксель был свернут, и мы продолжили под моторами. Экономичный ход - 1500 оборотов, скорость около 5 узлов.
Через пару часов состоялся последний сеанс связи с Carrot. Провожавший нас Андрей уже поймал большую рыбу, и повернул на обратный курс. Напоследок - несколько советов. Ветер - в нескольких милях к югу. Когда будете купаться - следите, нет ли акул, проверяйте между поплавками - они любят держаться в тени.
Мы, последовав совету Андрея, взяли южнее. И действительно, в 15 милях к югу от мыса Punta Rasca, южной оконечности Тенерифе, мы наконец вышли из ветровой тени Тейде. В дополнение к гроту был поднят спинакер. Пошло веселее. С попутным ветром 12-15 узлов, мы легко делали 6-7.
Остров уже скрылся из виду, однако сотовые телефоны еще работали на дистанции до 25 миль. Последние звонки друзьям и близким - следующие несколько недель связь будет только по спутниковому телефону.
Спинакер несли недолго - начало смеркаться, и он был убран. Учитывая наш немногочисленный экипаж, ночные вахты несли поодиночке. А чтобы управляться со спинакером, на палубу мы выходили втроем. Правда наш спинакер имел специальный чехол для уборки-постановки, ее можно было бы производить и вдвоем. Тем не менее, мы твердо решили не нести спинакер ночью и придерживались этого правила.
Немного остановлюсь на системе вахт. Их несли поодиночке днем и ночью. По три часа: Олег - Андрей - я. Вика, как кок, от вахт была освобождена. В результате каждый день получался сдвиг вахты на соседнее время. Первые три ночи ночные вахты были двухчасовыми, но т. к. мы шли под автопилотом, их увеличили до 3-х часов. Времени на непрерывный сон стало больше - перерывы увеличились до 6 часов.
Вечером Вика приготовила на ужин отличное овощное рагу. Еще раз хочу сказать огромное спасибо нашему коку. Благодаря Вике у нас не было забот по камбузу и мы всегда были обеспечены вкусной и здоровой пищей. Кок выгодно отличал нашу команду от обычного перегонного экипажа из трех человек.
Ветер, усилившийся до 15 узлов, позволял идти под гротом и стакселем курсом бакштаг со скоростью около 6 узлов. Ночью он стих, под утро скорость упала до 4 узлов и капитан завел двигатели. Кроме того мы по два-три раза включали двигатели по ночам, обычно на два часа. Аккумуляторы не выдерживали нагрузку в виде включенного холодильника, морозильника и автопилота. Солнечными днями для питания всего этого хватало солнечных батарей, но зима, несмотря на теплую тропическую погоду, напоминала о себе длинными темными ночами.
Примерно в 11:00 9 Января мы удалились от Иерро больше, чем на 50 миль. Начался собственно океанский переход.
После нескольких часов почти полного штиля, наконец подул долгожданный ветерок. Он уже не оставлял нас почти до завершения похода. На этот раз мы подняли геннакер. Скорость чуть меньше чем под спиннакером - но работать с ним намного проще. При необходимости его сворачивали в одиночку.
Ветер в эту ночь усилился с 10 до 15, а на следующий день - до 20 узлов. Наша скорость тоже выросла с 4-5 до 7-8 узлов. В результате, если за первые сутки мы прошли около 110 миль, минимальный суточный переход за все время, то за вторые - уже больше 130. Суточный переход мы отмеряли от полудня до полудня по UTC. Вообще, все время на борту мы отмеряли по UTC - это было удобно с для астронавигации, не было необходимости менять расписание вахт при пересечении часовых поясов, единственно - "полдень" под конец перехода сместился на раннее утро.
День 10 Января был "богат" на события. Во-первых, при прохождении банки Endeavor Bank на одну из наших удочек попалась рыбина! Мы начали ее вытаскивать, и уже видели, как она скачет на волне. Но она сорвалась. Наверное скорость 8 узлов была слишком высокой для рыбалки. Во-вторых, мимо нас под спинакером и гротом по направлению к Кабо-Верде прошла бакштагом макси-яхта. Судя по AIS, ее скорость составляла до 19 узлов! Мы тем временем шли курсом фордевинд, раскрыв "бабочкой" грот и геннакер, постепенно уклоняясь все дальше на запад.
Во время трансатлантического пассажа приходится выбирать: идти по дуге "большого круга", по кратчайшему расстоянию, с риском попасть в центр антициклона "конских широт", или в поисках ветра спускаться до широты островов Зеленого мыса - значительно удлиняя свой маршрут. Мы балансировали между двумя вариантами, держась настолько близко к дуге "большого круга", насколько позволял прогноз ветра. В соответствии с этим, 10, 11 и 12 Января мы шли курсом фордевинд, постепенно изменяя курс с SW на WSW и W, вслед за изменением направления ветра. Усилившийся до 20-22 узлов ветер позволил за третьи сутки пройти под гротом и геннакером почти 180 миль. Это был один из самых быстрых суточных переходов. 12 Января ветер утих до 10-15, с 13:00 до 19:00 шли под спинакером со средней скоростью 6 узлов. За 4-е и 5-е сутки прошли 160 и 150 миль соответственно.
В ночь на 11-е на нашем AIS-е было сразу два судна! Сначала мы обогнали TRITON - по-видимому, парусный катамаран, двигавшийся на запад со скоростью около 5 узлов. Затем появился идущий на юг BFS (big fackin ship). При появлении BFS, TRITON включил свои навигационные огни. До этого я наблюдал его только по AIS - на дистанции меньше мили TRITON было не видно не смотря на то, что полная луна ярко освещала водную поверхность. Следующее судно нам встретилось только через пять дней.
11-го января я адаптировался настолько, что смог заняться астронавигацией. Для начала воспользовался МТ-2000 с ТВА-57. Первый блин не был комом - "running fix" по солнцу дал ошибку около 15 миль относительно GPS. К этому же времени выяснилось, что лаг-вертушка занижает показания примерно на 20%. Приняли это к сведению, а в судовой журнал начали заносить показания лага чартплоттера.
На четвертый день нас впервые навестили дельфины. Они были небольших размеров, похожие на Средиземноморских. Зато как они выпрыгивали из воды! Час или два стая шла перед поплавками и между ними, периодически показывая акробатические трюки. В дальнейшем дельфины были нашими частыми гостями, причем ближе к Карибам нас уже посещали более крупные особи - раза в два больше средиземноморских.
Также через несколько дней после начала путешествия к нам пришла мертвая зыбь от бушевавшего где-то на севере циклона. Волна длинная и пологая - почти незаметная на нашем небольшом суденышке, однако высотой - больше 4-х метров. Раза два или три за время путешествия к нам приходили такие волны.
Не знаю, материализуются ли страхи, но 13 Января я был уверен, что произойдет что-то нехорошее. Ветер с утра был не очень сильный - не больше 15 узлов, поэтому вместо геннакера опять поставили спинакер. В предыдущий день спинакер с гротом ставили "бабочкой" на курсе фердевинд. Теперь ветер отошел к северу, на NE, поэтому 13-го мы шли курсом бакштаг, спинакер стоял с гротом на одну сторону. Скорость возрасла до 7-8 узлов. Однако, плавание под спинакером длилось недолго. Ветер довольно быстро усилился до 20 с лишним, скорость доходила до 9 и тут все произошло. На курсе бакштаг лодка увалилась на волне, спинч залетел в ветровую тень грота и обезветрился. После того как лодка привелась обратно (шли на автопилоте), спинч с хлопком вышел из-за грота, порвалось ближайшее к задней шкаторине верхнее полотно (вроде только одно). Порванный парус был незамедлительно убран - так на шестой день пути мы остались без спинакера. Мысль потравить шкот при обезветривании пришла в голову слишком поздно. К тому же, на Lipari-41 очень неудобно расположена лебедка для шкота левого борта - на корме, парус оттуда не видно и от капитанского мостика далеко. По-хорошему, конечно, надо было бы держать второго человека на шкоте.