Перейти к содержимому

Фотография

Белое море - Соловки


Сообщений в теме: 548

#476 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 836 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 13 ноября 2017 - 19:49

Само собой. Хочется на Ладогу. Ищу возможности.


  • 0

#477 eremenko1942

eremenko1942

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 454 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: катер Албин 25

Отправлено 14 ноября 2017 - 12:40

Варианты есть? 


  • 0

#478 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 836 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 14 ноября 2017 - 13:48

Вариантов много. Сложно выбрать реальный.


  • 0

#479 eremenko1942

eremenko1942

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 454 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: катер Албин 25

Отправлено 14 ноября 2017 - 14:17

Реальный, это который согласовывается с отпуском?


  • 0

#480 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 836 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 14 ноября 2017 - 20:34

И с отпуском и необходимостью работ по дому и усадьбе. 


  • 0

#481 eremenko1942

eremenko1942

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 454 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: катер Албин 25

Отправлено 15 ноября 2017 - 11:31

Валера, предлагаю вариант. Ты зовешь в поход приятеля, который поможет тебе с забором , а мы прокатим его с минимальными затратами. 


  • 0

#482 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 836 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 15 ноября 2017 - 19:41

Спасибо. Постараюсь.


  • 0

#483 Dmitry R.

Dmitry R.

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 218 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кроссовок
  • Название: NORDKAPP

Отправлено 01 октября 2018 - 02:37

Сходил в августе на катере Slider 210 на Белое море на Соловки, Анзер и Кузова. Потихоньку напишу отчёт, в несколько заходов.

 

Стартовали из Москвы. Вдвоём. Катер 6,2 метра, мотор Suzuki 175, прицеп МЗСА двухосный, тягач Патрол. Комплект для покатушек по подмосковным водохранилищам. Для моря такая лодка не очень-то, тут Hard top нужен, лобовое стекло из стекла, а не пластика и щётки на стекле. Этого у Slider нет.

 

После утреннего выезда из Москвы ночевали около Петрозаводска в удобной гостиница при дороге Вилга. Места надо бронировать заранее, при нам людям отказывали.

В принципе можно доехать до Кеми и за один день, особенно в два водителя, но что там делать ночью? Всё равно спать и ждать утра.

Выехав из Вилги, к обеду были в Кеми. Здесь мы заранее созванивались с инспектором ГИМС, чтобы он нам слипы показал. Но, как назло, в день нашего приезда инспектор отбыл в командировку в Петрозаводск. Так что двинулись в ООО Причал.

В этом ООО отстроена гостиница, есть кафе. Ресепшн даже очень ничего. Однако на этом прелести закончились.

Девушка на ресепшионе сказала, что она не знает, где слип. Спросите, мол, у охранника. Зато цену стоянки машины за сутки и катера у причальной стенки она бойко из себя выдавила.

Ну что делать, оплатили шестидневную стоянку и пошли к охраннику - слип искать.

Между какими-то сараями оказалось место, где машина более-менее по кривоватой траектории может заехать в воду. Уклон маленький. Спустить можно только в прилив. Дальше по ходу (как мы потом увидели) торчат камни.

Мне, испорченному москвичу, подумалось, что что-то я не догоняю. Такой поток туристов идёт, с катерами едут. Ну чего бы хоть какой-то слип не оборудовать, более-менее приличный, а? И берите за него деньги. Но нет же, забегая вперёд скажу, что в Кеми нормальных слипов нет. Вообще говоря, за спуск лодки на не оборудованном берегу полагается штраф 5000 руб.

Неправильно, что в Кеми нет слипов. 

 

Мы также сделали слабые попытки вибить из девушки на ресепшионе какого-нибудь матроса. Типа дайте нам мужика, который слип знает, поможет советом, подтолкнёт, если что. Нас всё-таки двое - один за рулём машины, другой за штурвалом. Третьи руки могли бы пригодится.

 

Но нет, никакого матроса в ООО "Причал" нет. Тут вообще нет человека, который мог бы ответить на вопрос, куда можно катер поставить после "слипования". Охранник занимается только охраной и ничего сказать не может.

 

В общем, у меня сложилось впечатление, что в Кеми все жители заняты постоянной высокооплачиваемой работой, поэтому ООО "Причал" не может нанять матроса для приёма катеров, даже временно.

 

Ладно. Место для спуска очень неудобное. Уклон маленький. Был как раз прилив. Пришлось загнать Патрол по бампер в воду. Потом уже мне объяснили, что так делать было нельзя - морская вода очень солёная, и машину быстро разъедает.

 

С горем пополам, по бампер в воде, лодку скинули. Отошли к причальной стенке, погрузились.

Всего было 360 литров бензина - 200 в баке и 160 в канистрах, вода питьевая, снаряжение туристическое, рыболовное, подводное и прочее. Каюта была целиком забита и ещё под столиком мягкие канистры с бензином валялись.

 

Машина осталась на стоянке ООО "Причал".

 

Прогноз был приличный. Я пользовался Windy. Проверял по Гисметео ещё. Но в целом Windy мне понравился.

Навигация Lowrance, карта C-Map Белого моря. Был очень рад, что есть карта. Без неё соваться просто нельзя - много мелей, камней и прочего. Эхолота не достаточно.

 

Потихоньку пошли на Соловки. 

Примерно на полпути, за Кузовами, увидели белух. Близко они не подпускают, но метров со ста на них полюбовались.

Примерно за час с копейками, не торопясь, дошли до бухты Благополучия.

Тут было интенсивное движение. На 16-м канале были активные переговоры. Потихоньку, по судовому ходу, а кусками и за его пределами, чтобы "взрослым" кораблям не мешать, добрались почти до монастыря. Там направо, вдоль монастыря - и в сухой док.

В сухом доке помаялись немного, соображая как якорь заложить. Второй якорь я прикопал толстым слоем вещей. Пришлось городить огород с основным якорем с роульса. 

В общем, в конечном счёте, встали, как другие лодки, чтобы с приливом - отливом ни на что не налететь.

 

Мой катер через одного от ГИМС.

Прикрепленные изображения

  • Slider 210 сухой док Соловки.jpg

Сообщение отредактировал Dmitry R.: 01 октября 2018 - 02:44

  • 4

#484 Dmitry R.

Dmitry R.

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 218 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кроссовок
  • Название: NORDKAPP

Отправлено 01 октября 2018 - 09:19

Из моего прошлого поста может показаться, что сотрудник ГИМС в Кеми, с которым мы разговаривали по телефону, редиска, то есть нехороший человек. Но это не так. Мы созванивались заранее, за неделю. По телефону он любезно предоставил всю интересовавшую нас информацию, мы поговорили очень мило. В день нашего приезда обещал помочь, показать все три слипа в Кеми. Но, к сожалению, в этот день он был в коммандировке, а так, я уверен, помог бы.


  • 0

#485 ИВ М450

ИВ М450

    -Вечно забаненный

  • Капитан
  • 4 873 сообщений
  • Из:СССР
  • Судно: микро
  • Название: "Корунд"

Отправлено 01 октября 2018 - 11:39

В док вход свободный или какую плату требуют?

Какова глубина при низком уровне воды в доке?

И каков перепад уровней?


  • 0

#486 Dmitry R.

Dmitry R.

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 218 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кроссовок
  • Название: NORDKAPP

Отправлено 01 октября 2018 - 13:40

Вход в сухой док свободный. По крайней мере никто у меня денег не требовал, хотя я встречался в доке с разными людьми (местными), включая сотрудника ГИМС.

На входе в док натянут канат, который ограничивает высоту входящего судна. Мой катер прошёл как раз ниже каната (с установленным тентом) по высокой воде (канат метра два от воды).Так что посудина и побольше моей может пройти. Но на чём-либо длиннее 8 метров я бы туда не совался - это место всё-таки для малышей, развернуться негде.

Глубину по неосмотрительности своей не запомнил. Кажется на низкой воде было что-то метр с небольшим. Но глубина сухого дока разная - в центре больше, ближе к краям меньше. По низкой воде около каменных бордюров дно видно - сантиметров 80 там, наверное, остаётся. Но от бордюра к центру глубина увеличивается. Под кормой моего катера метр с чем-то было.

 

Для меня это цифры не сильно важные были - моя осадка с поднятым мотором 45 см где-то, так что не запомнил.

 

Перепад уровня прилива и отлива по ощущениям метра полтора был. 

 

Вот фотография с другого ракурса в полный прилив. Каменные стенки под водой скрыты. Во время отлива они на метр где-то обнажаются. На входе виден натянутый канат.

Прикрепленные изображения

  • Катер Slider Сухой Док Соловки Кремль.jpg

  • 1

#487 Best device

Best device

    Всё в подписи...

  • Капитан
  • 1 286 сообщений
  • Из:Первопрестольной

Отправлено 01 октября 2018 - 13:56

Вход в сухой док свободный. По крайней мере никто у меня денег не требовал, хотя я встречался в доке с разными людьми (местными), включая сотрудника ГИМС.

 

Это лишь "жалкое" нечто, что осталось от былого... - сухой док предусматривает герметичные ворота и полную откачку воды на время ремонта расположенного в нем судна (судов).


  • 0

#488 Dmitry R.

Dmitry R.

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 218 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кроссовок
  • Название: NORDKAPP

Отправлено 01 октября 2018 - 14:10

Это лишь "жалкое" нечто, что осталось от былого... - сухой док предусматривает герметичные ворота и полную откачку воды на время ремонта расположенного в нем судна (судов).

Ворота были герметичными, но воду никто не откачивал. Наоборот, закрыв ворота её туда спускали из озера. Уровень поднимался до верха ворот и судно уводили в то углубление, которое видно на последней фотографии. Там его ставили на кильблоки, после чего спускали воду в море. Уровень воды на время ремонта оставался, как на фотографии, но само судно уже стояло на суше. Можно было и несколько судов поставить.


  • 2

#489 Best device

Best device

    Всё в подписи...

  • Капитан
  • 1 286 сообщений
  • Из:Первопрестольной

Отправлено 01 октября 2018 - 14:18

Ворота были герметичными, но воду никто не откачивал. Наоборот, закрыв ворота её туда спускали из озера. Уровень поднимался до верха ворот и судно уводили в то углубление, которое видно на последней фотографии. Там его ставили на кильблоки, после чего спускали воду в море. Уровень воды на время ремонта оставался, как на фотографии, но само судно уже стояло на суше. Можно было и несколько судов поставить.

 

Ну эт технические подробности - сложная гидротехническая система, соединявшая когда-то десятки озер,разрушена давно.

Первый раз на Соловках я был в 1971 (на парусной практике на трехмачтовой шхуне "Запад"...). Тогда уже система была разрушена, но было ощущение подлинности и историчности места.

Потом бывал еще многократно (на пассажирском теплоходе "Буковина" ходили с туристами дважды в неделю из Архангельска... позже как-то даже трудничал в монастыре... вобщем места знаю не по-наслышке и не в режиме наскока "хватай мешки - вокзал поехал...") - чем дальше, тем больше становится похоже на ярмарочный лубочный балаган... . ИМХО   :glare:


Сообщение отредактировал Best device: 01 октября 2018 - 14:26

  • 0

#490 Dmitry R.

Dmitry R.

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 218 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кроссовок
  • Название: NORDKAPP

Отправлено 01 октября 2018 - 18:06

Ну эт технические подробности - сложная гидротехническая система, соединявшая когда-то десятки озер,разрушена давно.

Первый раз на Соловках я был в 1971 (на парусной практике на трехмачтовой шхуне "Запад"...). Тогда уже система была разрушена, но было ощущение подлинности и историчности места.

Потом бывал еще многократно (на пассажирском теплоходе "Буковина" ходили с туристами дважды в неделю из Архангельска... позже как-то даже трудничал в монастыре... вобщем места знаю не по-наслышке и не в режиме наскока "хватай мешки - вокзал поехал...") - чем дальше, тем больше становится похоже на ярмарочный лубочный балаган... . ИМХО   :glare:

Да, в 19-м веке трудно представить, что тут было. Расцвет всего. Сейчас мы даже просто восстановить сам кремль не можем, не говоря уже об обширном хозяйстве. В этих суровых местах всё жизнью кипело более 100 лет назад, монастырь был на редкость обширен. Сейчас до этого очень далеко.

 

Я на Соловках был лет 14 назад, туристом. Потом лет 10 назад паломником, зимой, на неделю. Маломерные суда меня тогда не интересовали.

В этот раз мне как раз бросилось в глаза, что почти ничего не изменилось, мало что было восстановлено, и это за десять-то лет. Видно финансирования не много.

 

На самом деле я бы мечтал видеть на Соловках лубочность. А иначе как турист поедет? И наш, и импортый? Как ещё развивать внутренний туризм? Картинка красивая нужна людям.

 

А реальная жизнь монастыря должна происходить вдали от глаз туристов, вдали от лубочности, потому-то они и не должны на контакт идти. Монахи убегать от мира пришли, а не глазеть на него. Скитов много должно быть - там уединение, подальше от толп народу. 

 

Впрочем про скиты дальше в своём повествовании напишу.


  • 1

#491 Dmitry R.

Dmitry R.

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 218 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кроссовок
  • Название: NORDKAPP

Отправлено 01 октября 2018 - 18:14

Растянувшись на якоре и оттяжке в сухом доке, мы выяснили, есть ли места в гостинице. В одной из них места оказались. Взяли с лодки немого вещей на два дня и пошли заселяться.

Вечером сходили на службу, правда попали под конец только.

Утром сходили на литургию.

 

В храме нашли матушку Никону, я её раньше знавал как Марину Васильевну. Она заведует паломнической службой и согласовывает визиты на Анзер. После разговора с ней никакой бумаги на посещение Анзера я не получил, но она сакзала, чтобы мы плыли туда, а там и разберётесь со скитоначальниками.

 

После был обед в местном кафе и экскурсии. Обзорная по монастырю от паломнической службы и от экскурсионного бюро в музей ГУЛага.

Вечером взяли велосипеды в прокат и съездили на дамбу к острову Муксалма.

 

Вообще на Соловках надо провести не две ночи, а хотя бы три, чтобы ещё на Секирную гору съездить, в морской музей сходить.

 

На катере появлялись только один раз что-то забрать, а так он стоял, никем не охраняемый. Никто не залезал, ничего не пропало. 

 

На следующий день погода стояла прекрасная, и мы пошли в сторону Анзера.


Сообщение отредактировал Dmitry R.: 01 октября 2018 - 18:18

  • 2

#492 Dmitry R.

Dmitry R.

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 218 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кроссовок
  • Название: NORDKAPP

Отправлено 01 октября 2018 - 19:12

От бухты Благополучия пошли на север, обходили Большой Соловецкий остров где-то по изобате 5-10 метров, получалось метров 100-200 от берега, местами ближе, местами дальше.

 

Около мыса Белужьего увидели Белух, причём довольно много. Погода была прекрасная - солнце и штиль. Остановились в дрейфе, посмотрели на белух, но близко они к нам не подходили.

 

Потом продолжили обход острова Большой Соловецкий. Море у северного побережья изобилует мелями, надо уходить мористее. Где-то около губы Сосновой видели местных рыбаков. Сюда они от посёлка Соловецкий на лодках ходят на рыбалку, видно клюёт тут лучше.

 

Дальше пошли в Троицкую губу Анзера.

 

При входе в первое колено увидели избушку. Чуть дальше в губе стояли вот такие суда.

 

Прикрепленные изображения

  • DAR_8254.jpg
  • DAR_8260.jpg

  • 3

#493 Dmitry R.

Dmitry R.

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 218 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кроссовок
  • Название: NORDKAPP

Отправлено 01 октября 2018 - 22:04

Около домика мы видели какого-то человека. Он нас также видел, но никаких дальнейших действий с его стороны не последовало. Жаль. Нам надо было узнать местные правила.

 

Мы пошли дальше в губу, пока ещё в первом колене. Тут явно была какая-то жизнь. На западном берегу что-то было выгружено и это что-то, кажется, потихоньку куда-то перевозили.

 

Вскоре из второго колена Троицкой губы показалась баржа, буксируемая моторкой! Ниже фотография. Выглядит это конечно необычно, уж больно мала моторка по отношению к барже.

 

Люди на барже, одетые в обычную одежду, и монах на лодке старались нас не замечать и не смотреть в нашу сторону, хотя мы были недалеко. Монах даже держал всё время голову повёрнутой в другую сторону. Нам, конечно, хотелось поговорить, ведь надо было узнать, как пройти в Троицкую губу, какие правила пребывания, расписание служб и прочее.

 

Однако монахи и трудники сюда уходят как раз затем, чтобы не общаться с такими, как мы. Монах должен пребывать в молитве, а пялиться на мир ему не полезно. Да и к тому же вдруг у нас на лодке девки в купальниках (или без)? Оно ему надо на нас смотреть? Искушение сплошное. Да и просто так двух мужиков разглядывать на катере им тоже не надо, много мыслей шальных может возникнуть.

 

Ну, раз с нами не хотели идти на контакт, мы тоже не пошли. Пусть уж живут насельники скита, как им надо, чего же лезть?

 

Однако путь баржи мы просмотрели и пошли во второе колено троицкой губы по её траектории. Прилив уже шёл на спад час-полтора, однако глубина была более метра, и мы легко прошли во второе колено. Вода прозрачная, камни, если что, видно.

 

 

Прикрепленные изображения

  • DAR_8259.jpg

  • 3

#494 Dmitry R.

Dmitry R.

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 218 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кроссовок
  • Название: NORDKAPP

Отправлено 02 октября 2018 - 13:39

Во второе колено Троицкой губы по полной воде пройти достаточно безопасно может судно с осадкой 50-70 см. На чём-то другом я бы, наверное, не пробовал. Хотя сам вход (мелкое место) недлинный - метров 100, но имеет изгиб. Ближе ко второму колену есть буйки, но это не буи МППСС, а жёлтые, кажется, мячики. То есть сначала надо ещё догадаться, с какой стороны их обходить.

 

Карта C-Map здесь была бесполезна, там вход во второе колено не промерен. А вот самодельная карта на основе космических снимков Яндекс, сделанная для Lowrance, очень помогла. Поскольку вода прозрачная, то на ней проход виден. По космоснимку и рулил.

 

Второе колено Троицкой губы красиво. После мелкого входа глубины быстро увеличиваются до 6-7 метров, местами мы видели показания 14-15 метров. Там уж на якоре можно встать преспокойно. Забегая вперёд, скажу что грунт песок и местами глина, якоря держали прекрасно. Губа очень красивая. Чудесные сосны, песчаный берег. Есть острова, очень даже симпатичные.

 

Сразу попытались сунуться в проход в третье колено. Отлив продолжался ужа часа 2, уровень упал сантиметров на 20-30. Но мы посчитали, что лодка маленькая, осадка не сильно больше, чем у казанки. Должны пролезть.

 

Вдобавок из третьего колена вышла небольшая моторка по управлением монаха и направилась к выходу в первое колено. Монах тоже на нас внимания обращать не стал. Ну, раз он вышел, то мы тоже должны пролезть.

 

С задранным по максимум мотором, по комсмоснимку пошли в третье колено. Но не тут то было. Мелко. Пройдя метров тридцать, стало понятно, что войти в третье колено не получится. Развернуться тоже не получалось - проход узкий. Я ещё поднял мотор и нас не быстро понесло отливным течением обратно. Мы прикоснулись к камню, нас вокруг него повернуло и вынесло обратно во вторую губу. То есть действительно мелко, даже для нас.

 

Пошли обратно к прекрасному пляжу под соснами. Вышли на мелководье и разувшись быстро перенесли необходимые для стоянки вещи на берег. 

Потом надули маленький тендер (лодочка Аква оптима, 2,6 метра, 14 кг.). Носовой якорь прикопали прямо у берега, потом отошли на катере глубже, закрепили якорный канат и зарыли якорь задним ходом, раскрепили канат и сдали назад ещё метров 50, заложили кормовой якорь. Там глубина уже метров 10-12 была. Благо у меня основной якорный канат 100 метров - это я к Белому морю готовился. Потом вернулись к берегу обратно, закрепили второй конец и прикопали ходом вперёд кормовой якорь. Таким образом растянули лодку на двух якорях. Под носом было метра два глубины, а под кормой уже все 4. 

 

Потом переправились на тендере на берег, поставили палатки. Старались ставить так, чтобы мох максимально не пострадал.

 

Прекрасное, чудно место, красота. Лучшая стоянка.

Прикрепленные изображения

  • DAR_8283.jpg
  • DAR_8282.jpg
  • DAR_8268.jpg

Сообщение отредактировал Dmitry R.: 02 октября 2018 - 14:35

  • 5

#495 a1000

a1000

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 569 сообщений
  • Из:Королев
  • Судно: Рикошет 750
  • Название: Ласточка

Отправлено 02 октября 2018 - 16:13

Коллега, спасибо за рассказ, очень интересно и познавательно. Есть планы тоже побывать в тех краях, на Соловках и на Анзере был крайний раз в 2010 г туристом, правда монахов в Троицком скиту тогда не было, жили два мужичка, которые что-то строили.

Просьба к Вам, показать маршруты движения и стоянки как это сложилось в теме по Онежскому озеру, с картой или фото из Яндекса- Гугла, с точками стоянок и маршрутами движения. Так намного информативнее и полезнее для использования Вашего опыта.  


  • 1

#496 Dmitry R.

Dmitry R.

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 218 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кроссовок
  • Название: NORDKAPP

Отправлено 02 октября 2018 - 23:53

Хорошо, карта будет. Сделаю, выложу.

 

По поводу стоянок хотелось бы написать.

Откровенно говоря, мне дико надоел срач, который разведён НА ВСЕХ удобных и комфортных стоянках, часто посещаемых народом. Это касается всех водоёмов. И подмосковные водохранилища и Ладога загажены в удобных для стоянках местах.

 

Поэтому мы, попав в дикий лес, постарались ставить палатки в тех местах, где вроде как вытаптывать растительности меньше. Костёр не разводили, готовили на горелке. Расставили раскладные стол и стулья, чтобы деревьев не валить для организации скамеечек. Постарались, чтобы после нашего пребывания никто бы и не догадался, что тут стояли.

 

И вот ещё что, смеяться будете. Мы, люди, сходив по нужде по крупному, оставляем после себя более-менее природные отходы. Более-менее потому, что жрём ерунду всякую, а потому, я думаю, и испражнения наши не такие природные, как у животных. Но всё таки, это разложится быстро, жучки растащат. А вот бумажки, особенно влажные салфетки, будут лежать до следующего года, а то и дольше. Северная природа ранимая, мусор перерабатывает очень медленно. Так что мы и эти салфетки не кидали, а в мусор убирали. Пусть следующие, которые тут будут через месяц-два после нас, и не догадаются, что до них тут останавливались. На всех популярных стоянках по всей России к ближайшим кустам подойти страшно - загажено всё.

 

Поставив лагерь и перекусив пошли в Троицкий скит. Невдалеке от места лагеря проходила дорога, которая соединяет скит и домик на входе в Троицкую бухту, который мы сфотографировали. По ней и пошли.

 

Вскоре нам повстречался человек в обычной одежде, ехавший на повозке, в которую был запряжён конь. Человек этот также не смотрел в нашу сторону. Когда повозка проезжала мимо нас, мы поздоровались. Кучер кивнул, что-то приветственно-невразумительное угукнул, но в контакт вступать не стал, опять посмотрел в сторону.

 

Мне после очередной такой встречи вспомнились аскетические монашеские наставления 6-го века от Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника. Они писали, как монахи, да и послушники, должны хранить свой взор от мира, чтобы молитву не нарушать. А из 20-го века вспомнилось воспоминание старца Ефрема о его наставнике старце Иосифе. Иосиф запрещал Ефрему, когда тот был молодым послушником, общаться с кем бы то ни было за пределами скита, чтобы не навредить его духовной жизни. Надо же, в 21-м веке увидеть скиты, где живут, как аскеты 6-го века. Очень интересно.

 

Монахи, те что не хотят жить в миру, уходят в монастыри. Те, которые хотят изоляции большую часть года, уходят на Соловки. А вот те, которые хотят и вовсе совершенного уединения, уходят сюда, на Анзер. Дальше-то ведь некуда. Это же мы к ним прёмся. На Белом море масса островов, да и на самих Соловках или Анзере есть места, расположенные далеко от монастыря или скитов, где никто никого не увидит. Но вот нет, такие как мы, едут в скит непременно.

 

В общем, это я к ним приехал в гости, это мне надо уважать их порядок, но ведь поговорить-то с кем-то надо! Как ещё узнать чего тут можно, а чего нельзя? Тяжело с этими православными бывает...


  • 5

#497 Dmitry R.

Dmitry R.

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 218 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кроссовок
  • Название: NORDKAPP

Отправлено 03 октября 2018 - 08:10

Минут через тридцать после выхода из лагеря показался Троицкий скит. Архитектура его мне показалась совсем незатейливой. Чего тут ЮНЕСКО охраняет, мне не понятно. Говорят они же и восстанавливать его не дают - много норм соблюдать надо.

 

Двери в дом при скиту были открыты, но никого не было видно. Мы зашли в незапертый храм. Реставрация тут только началась, но службы видимо идут. В храме мы пробыли какое-то время, затем вышли. Походили вокруг -  никого не было видно. Решили подождать на скамейке у храма.

 

Минут через тридцать из каменного строения рядом вышел человек, набрал дров из кучи рядом и зашёл обратно. Подойти к нему мы не успели. Мой друг пошёл к той двери караулить, а я остался на скамеечке.

 

Через какое-то время человек вышел за дровами ещё раз. Но вступить с ним в диалог не получилось. Он, кажется, был глухонемой.

 

Мы посидели ещё немного. И вот появилось новое лицо. Седой человек лет 55-60 с седой же бородой, одетый в обычную одежду. Вот с ним-то мы и вступили в разговор. В отличие от всех прежних обитателей скита, этот разговаривал охотно и даже много.

 

Он оказался трудником, жил тут несколько лет. Я очень слаб на имена, так что всё их забыл. И имя этого замечательного человека тоже не помню. 

 

Трудник рассказал нам, что скитоначальник уехал на Соловки, должен быть к вечеру. Также поведал, что служб на неделе в Троицком скиту нет, служат только в субботу, воскресенье и праздники. Рассказал ещё много всего, чего я и не упомню.

Нам хотелось всё-таки попасть на службу и трудник посоветовал нам пойти в Голгово-распятский скит, там ежедневно служат. Мы спросили во сколько же служба? На это трудник предложил пойти в соседний домик и вызвать Голгово-распятский скит по рации. Вот уж нам повезло!

 

В домике оказалась большая комната, используемая видимо как трапезная. Там оказывается установлена рация (морская, 25 ватт, судя по виду), питание от аккумулятора, антенна выведена наружу и установлена на шесте. В комнате при рации дежурил монах. Всё это время он тут был. Монах сразу согласился нам помочь и стал вызывать Гогофо-распятский скит.

 

Частота, на которой дежурит Троицкий скит - 8 морской канал. Голгофо-распятский - 9 морской канал. Все насельники ходят с портативными рациями. Антенна Голгофо-распятского скита, я полагаю, установлена высоко, поскольку там гора высотой более 60 метров. Зона приёма антенны VHF на такой высоте должна быть десятки миль, ну не менее 20, если я правильно помню таблицы, даже если передатчик расположен на высоте 2 метра. То есть невдалеке от острова Анзер можно, случись что, кричать о помощи не только на 16 канале, но и на 9. На вершине горы Голгофо-распятского скита вроде как есть приём сотового от вышки с Соловков, также у них есть радиосвязь с Соловками, а там уж МЧС, ГИМС и прочее.

 

Из Голгово-распятского скита нам поведали, что службы у них каждый день, начинаются они в 11 вечера, длятся 3,5 часа и заканчивается всё литургией. Вот именно этого-то нам и было нужно! Просто чудесно! Было часа 4 дня. Выходить из лагеря, чтобы поспеть к 11 вечера в Голгофо-распятский скит, надо было часов в 9. Времени предостаточно. Мы, поговорив с трудником ещё про жизнь, пошли обратно в лагерь.

 

До 6 вечера поели, чтобы можно было бы причащаться в Голгофо-распятском скиту, и прилегли поспать до 9. 


  • 3

#498 Dmitry R.

Dmitry R.

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 218 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кроссовок
  • Название: NORDKAPP

Отправлено 03 октября 2018 - 13:28

В 9 вечера пошли в Голгово-рапятский скит. Идти от места нашей стоянки часа два. Проходя через Троицкий скит, людей опять не увидели, зато чуть подальше тусовалась лиса. Говорят в скиту лису кормят иногда, вот она как собака и наблюдала за нами. По пути также зашли в Елеазарову пустынь, где окончательно стемнело. Всё-таки август, белых ночей нет.

 

В 10-40 примерно были в Голгофо-распятском скиту. Там одна дорога, петлять негде. Поднялись на гору, храм прямо на вершине. Высоко, но вид непонятен, так как ночь.

В храме слабенько светились какие-то лампадки, было темно. Через какое-то время недалеко от входа удалось различить монаха. Мы к нему подошли, спросили разрешения на службе побыть. Он ответил: "Я никто, звать меня никак! Я и в мыслях не могу подумать, чтобы кому-то запретить или разрешить приходить в церковь." В общем, конечно, прекрасный ответ настоящего подвижника, но ... тяжело иногда с православными. Спустя какое-то время он добавил: "Служба сейчас начнётся, оставайтесь конечно". Ну вот, теперь порядок.

 

Вообще ночные службы прекрасны. Никуда не торопишься, нет суеты. Чего там, снаружи, делать-то? В Голгофо-распятском скиту служат, как на Афоне - ночью. Замечательно. Но после Афонских ночных бдений, на которых мне пару раз довелось бывать, 3,5 часа в скиту совсем немного, даже маловато как-то. Да и на службах тут сидят, когда это можно; на Афоне также. То есть посидел, постоял - и ноги не болят, и спать не хочется.

 

В общем, чудо, а не служба! Часа в три пошли обратно, к пяти были у палаток, легли спать. 


  • 3

#499 Dmitry R.

Dmitry R.

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 218 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кроссовок
  • Название: NORDKAPP

Отправлено 03 октября 2018 - 16:38

Дальше наша поездка предусматривала рыбалку и осмотр достопримечательностей. В общем, расслабленное времяпрепровождения. Наша стоянка была красивая, удобная (только питьевой воды не было, но у нас имелся большой запас на лодке) к тому же второе колено Троицкой губы полностью защищено от волн любых направлений. Конечно, на Анзере замечательно было бы постоять и дальше, но пусть уж монахи тут живут по своим правилам. Одно дело приплыть к ним помолиться, другое дело начать отдыхать, ловить рыбу, а ещё и, возможно, выпивать что-нибудь кроме чая, - для этого есть много других островов, где никто никому не мешает.

 

В общем, уходим. Отплытие было назначено на 12 часов дня - пик прилива на тот день.

 

Из Троицкой губы вышли преспокойно по полной воде. Уже в самом первом колене попрощались с насельниками Троицкого скита на 8-м канале. И пошли на запад.

 

Дальше наш план предусматривал переход на Соностров и далее в Чупу. Правда у меня были опасения по этому поводу. Главное - у нас нет докатки. На новой лодке, которую я хочу заиметь к следующему сезону, докатка должна быть непременно, а вот на этой лодке нету. Одно дело плавать вокруг Соловков - тут и связь на 16-м канале, и судов много, и моторки снуют. А вот переход 140 км на Соностров, где других судов может не быть долго - это уже иное дело. Второе опасение было, что если пойти напрямую на Соностров, то бензина хватало до Чупы с хорошим запасом, но тогда получается отход от берега на 30-35 км. Это нарушение того, что у меня прописано в судовом билете, но не штраф конечно волнует, а то, что 6-ти метровая лодка - это не покоритель морей. Если же идти кругом, не удаляясь от берега далеко, то увеличение маршрута составит километров 70, а тогда уже бензина в обрез. Прогноз погоды был позитивный, но мы его не обновляли уже более суток - на Анзере нет связи.

 

В общем, колебались мы. Пошли от Анзера на запад в сторону Большого Соловецкого острова. Тут на горизонте на северо-западе появилась грозовая туча. Там дальше шёл дождь. Поднялся ветер. Волна быстро поднялась до метра и поболее, причём шла она как раз оттуда, куда нам надо. То есть против волны надо было идти. Пришлось, конечно, слезть с глиссирования и перейти на водоизмещающий режим при 1000 оборотах. Волны были короткие, злые и нерегулярные. Видно ветер их поднял на очень небольшом расстоянии. Может опытные подскажут, как это называется? Гроза, шквал? Неприятно для маленькой лодочки.

 

И вот в какой-то момент волна побольше зашла на нос, прошла по стеклам и прошла в щель между тентом и стеклом. Внутрь ливануло литров 20. Вроде и не много, помпа откачает, но очень неприятно. Стали думать, что делать. Дальнейший прогноз погоды был хорошим, но обновлялся он сутки назад. Было очевидно, что гроза и туча локальные, должно успокоиться, но опыта-то у нас маловато...

 

Слева по ходу ближе к Соловкам появилось какое-то пассажирское судно. Мы подождали, когда оно подойдёт поближе и вышли на контакт на 16-м канале. Спросили прогноз погоды. Тот капитан ответил, что прогноза не имеет, но, кажется, идёт на ухудшение.

 

Тут наши мнения разделились, один говорил - давай на Соностров, другой, что пойдём-ка за Соловецкий остров, по волне. Там и спрячемся, если что.

 

В результате повернули на юг и пошли в пролив Анзерская Салма. Волна стала почти попутной, качка уменьшилась, жизнь сразу наладилась.

 

А что опытные скажут, как поступать?


Сообщение отредактировал Dmitry R.: 03 октября 2018 - 16:43

  • 2

#500 a1000

a1000

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 569 сообщений
  • Из:Королев
  • Судно: Рикошет 750
  • Название: Ласточка

Отправлено 04 октября 2018 - 12:47

Маловато информации для полной оценки ситуации, как погода менялась дальше?, но то что 20 литров попало в катер, это звонок, а осторожность полезна всегда, не гонки.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей