Перейти к содержимому


Фотография

Два шверта у речной яхты. Можно ли использовать несимметричные шверты?


Сообщений в теме: 14

#1 Anti-a

Anti-a

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Из:Омск
  • Судно: рикошет

Отправлено 04 Ноябрь 2011 - 11:48

Добрый день всем!
Помогите п-та разобраться с такой проблемой.
По случаю приобрёл яхту класса рикошет с двумя поворотными швертами и балластом в днище. Сейчас меня не устраивает её поведение на лавировке. Она не держит острых курсов.
Подумал-прикинул и решил, что надо либо убирать имеющиеся колодцы и ставить один шверт, либо менять имеющиеся шверты на два несимметричных. В первом случае следует глобальная переделка корпуса, а во втором надо определяться профилями швертов и со способом их попеременного использования.
Из исходных данных могу добавить, что площади парусов у яхты стандартны 18м2, а размер нынешних швертовых колодцев позволяет туда вогнать шверты размерами погружённой части 500 на 1000 мм при толщине в 60.
  • 0

#2 ЮраИл

ЮраИл

    Сижу спокойно на берегу реки... Жду...

  • Капитан
  • 2 549 сообщений
  • Из:Черкассы
  • Судно: минитонник Opty-71
  • Название: Maverick

Отправлено 04 Ноябрь 2011 - 12:25

А как это "не держит острых курсов"? Сильно дрейфует, теряет скорость при попытке привестись к ветру, или что?
  • 0

#3 Anti-a

Anti-a

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Из:Омск
  • Судно: рикошет

Отправлено 04 Ноябрь 2011 - 12:44

А как это "не держит острых курсов"? Сильно дрейфует, теряет скорость при попытке привестись к ветру, или что?

Теряет скорость при попытке привестись к ветру, просто почти стоит.

Сообщение отредактировал Anti-a: 04 Ноябрь 2011 - 13:08

  • 0

#4 apred

apred

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 399 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: Кр. швертбот
  • Название: АМУЛЕТ

Отправлено 04 Ноябрь 2011 - 12:53

Теряет скорость, просто почти стоит.

А может это паруса?
  • 0

#5 2128506

2128506

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 191 сообщений
  • Из:самый лучший
  • Судно: парусное

Отправлено 04 Ноябрь 2011 - 12:55

Теряет скорость, просто почти стоит.

А каков ваш яхтенный стаж? Может чутка увалится?
  • 0

#6 ЮраИл

ЮраИл

    Сижу спокойно на берегу реки... Жду...

  • Капитан
  • 2 549 сообщений
  • Из:Черкассы
  • Судно: минитонник Opty-71
  • Название: Maverick

Отправлено 04 Ноябрь 2011 - 13:02

Трудно лечить дистанционно.
Вот, на всякий случай: http://forum.katera....ta/page__st__25 (в посте №50 есть данные профилей, в т.ч. и асимметричного).
Но мороки будет на лавировке с подниманием - опусканием двух асимметричных швертов...

Сообщение отредактировал ЮраИл: 04 Ноябрь 2011 - 13:03

  • 0

#7 ЮраИл

ЮраИл

    Сижу спокойно на берегу реки... Жду...

  • Капитан
  • 2 549 сообщений
  • Из:Черкассы
  • Судно: минитонник Opty-71
  • Название: Maverick

Отправлено 04 Ноябрь 2011 - 13:15

А каково расстояние между швертами?
  • 0

#8 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 433 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 04 Ноябрь 2011 - 14:45

Добрый день всем!
Помогите п-та разобраться с такой проблемой.
По случаю приобрёл яхту класса рикошет с двумя поворотными швертами и балластом в днище. Сейчас меня не устраивает её поведение на лавировке. Она не держит острых курсов.
Подумал-прикинул и решил, что надо либо убирать имеющиеся колодцы и ставить один шверт, либо менять имеющиеся шверты на два несимметричных. В первом случае следует глобальная переделка корпуса, а во втором надо определяться профилями швертов и со способом их попеременного использования.
Из исходных данных могу добавить, что площади парусов у яхты стандартны 18м2, а размер нынешних швертовых колодцев позволяет туда вогнать шверты размерами погружённой части 500 на 1000 мм при толщине в 60.


Использую два несимметричных шверта (сход и развал присутствуют) и два симметричных руля (только развал).
Если грамотно сделать профиль и углы установки, то даже уменьшенная (относительно теории) площадь каждого на лавировке дает прекрасные результаты.
Тонкость в том, что общий ЦБС (для ровного киля) нужно сместить чуть вперед (это выяснил уже после постройки), относительно, опять же, теории для одношветрового судна. Иначе до 15 град крена судно приводиться не будет (а это дает ощущение, что "стоит колом"). Коррекцию после посторойки можно скорректировать только традиционно - завалом мачты.

Для справки. Толщина моих швертов - около 40 мм, хорда (переменная) - около 500 мм, длина выступающей части - около 800 мм. Площадь парусности - около 14,5 кв. м. Развал - 10 град, схождение - 2 град, видимая асимметрия профиля: одна сторона почти плоская, вторая - выпуклая на те самые 40 мм. Изготавливались оба одинаковые и симметричные (профиль аэродинамический 8%), но оклейка стеклотканью производилась сначала на ВНЕШНИХ сторонах, а потом на внутренних. В результат этого они и получили нужный изгиб.
Про попеременное использование даже не думаю. Т.к. их взаимный угол схождения - 4 град, наветренный вообще ни на что не влияет.
Рисунки из зарегистрированного в ГИМС проекта.

Прикрепленные изображения

  • undewater part.jpg
  • sails.jpg
  • inside plan.jpg

Сообщение отредактировал DmitryK: 04 Ноябрь 2011 - 15:33

  • 0

#9 Какер

Какер

    Гонсчик (гоню много)

  • Инженер
  • 6 505 сообщений
  • Из:Славутич UA
  • Судно: мопєдъ
  • Название: Хонда

Отправлено 04 Ноябрь 2011 - 20:41

По случаю приобрёл яхту класса рикошет с двумя поворотными швертами и балластом в днище.

Прикольно! Фоток бы...
  • 0

#10 Anti-a

Anti-a

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Из:Омск
  • Судно: рикошет

Отправлено 05 Ноябрь 2011 - 09:23

Трудно лечить дистанционно.
Вот, на всякий случай: http://forum.katera....ta/page__st__25 (в посте №50 есть данные профилей, в т.ч. и асимметричного).
Но мороки будет на лавировке с подниманием - опусканием двух асимметричных швертов...

Спасибо, буду копать

А каково расстояние между швертами?

600мм

Использую два несимметричных шверта (сход и развал присутствуют) и два симметричных руля (только развал).
Если грамотно сделать профиль и углы установки, то даже уменьшенная (относительно теории) площадь каждого на лавировке дает прекрасные результаты.
Тонкость в том, что общий ЦБС (для ровного киля) нужно сместить чуть вперед (это выяснил уже после постройки), относительно, опять же, теории для одношветрового судна. Иначе до 15 град крена судно приводиться не будет (а это дает ощущение, что "стоит колом"). Коррекцию после посторойки можно скорректировать только традиционно - завалом мачты.

Для справки. Толщина моих швертов - около 40 мм, хорда (переменная) - около 500 мм, длина выступающей части - около 800 мм. Площадь парусности - около 14,5 кв. м. Развал - 10 град, схождение - 2 град, видимая асимметрия профиля: одна сторона почти плоская, вторая - выпуклая на те самые 40 мм. Изготавливались оба одинаковые и симметричные (профиль аэродинамический 8%), но оклейка стеклотканью производилась сначала на ВНЕШНИХ сторонах, а потом на внутренних. В результат этого они и получили нужный изгиб.
Про попеременное использование даже не думаю. Т.к. их взаимный угол схождения - 4 град, наветренный вообще ни на что не влияет.
Рисунки из зарегистрированного в ГИМС проекта.

ЗдОрово! Почти мой случай.
Только пожалуйста расскажи какой профиль у швертов на каждой стороне.
Кроме того не ясно в какую сторону имеется у швертов отклонение в 2 градуса :blu:

Сообщение отредактировал Anti-a: 05 Ноябрь 2011 - 09:38

  • 0

#11 Я&R

Я&R

    Пофигист - перфекционист

  • Капитан
  • 9 941 сообщений
  • Из:Наших Палестин
  • Судно: Дуршлаг с ручкой
  • Название: А. как же!

Отправлено 05 Ноябрь 2011 - 11:47

...
Кроме того не ясно в какую сторону имеется у швертов отклонение в 2 градуса :blu:

написано, ведь, - "схождение".
  • 0

#12 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 433 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 05 Ноябрь 2011 - 15:53

Только пожалуйста расскажи какой профиль у швертов на каждой стороне.



Берете атлас аэродинамических профилей, выбираете тот, который примерно соответствует вашему по относительной толщине. При необходимости (вдруг у Вас будет 9%, а в атласе 8 или 10%) "модифицируете" его по толщине.
При прочих равных условиях выбираете тот, который позволяет использовать большие углы атаки без срыва потока (обычно, у них более тупая передняя кромка; но и большее сопротивление). Основы выбора - в файле. Атлас профилей сюда не влезет. Понадобится - напишите в личку и дайте почту. Или найдете на авиа-форусах, их там только ленивый не обсуждает. Отдельно обдумайте, делать ли выпукло-вогнутый профиль. Я не стал, т.к. вогнутые поверхности оклеивать - морока.
Брать симметричный и "изгибать" его при изготовлении или сразу делать несимметричный - выбирайте сами. Дело в том, что все характеристики профиля в атласах даются:
- обычно для воздуха
- при направлении потока, перпендикулярном передней кромке образца
- при бесконечной длине профиля (нет "краевого" эффекта и, как следствие, индуктивного сопротивления)
Легко догадаться, что у яхты, идущей: с креном, да еще на волне; да имеющей киль (шверт) конечной длины, да не прямоугольного в плане сечения - последние два допущения точно не корректны и "ловить" блох при выборе профиля - бессмысленно.
Поэтому, глядя на профили, выберете некий среднестатистический из них и приступайте к работе.
Я делал из сосновых досочек и профилировал. Тут писали о фанере и контроле формы по "плавности рисунка". В любом случае, когда будете делать, ваша ладонь сама начнет чувствовать плавность и профиль. Ну можно пару шаблонов вырезать, для самоуспокоения.

Прикрепленные файлы


  • 0

#13 ЮраИл

ЮраИл

    Сижу спокойно на берегу реки... Жду...

  • Капитан
  • 2 549 сообщений
  • Из:Черкассы
  • Судно: минитонник Opty-71
  • Название: Maverick

Отправлено 07 Ноябрь 2011 - 07:33

600мм

Маловато. Возможно, проблема в неблагоприятном взаимовлиянии швертов. В этом случае несимметричность профилей может и не помочь. Если Вы сейчас поднимаете на ходу наветренный шверт, картина не улучшается?
  • 0

#14 Baxymba

Baxymba

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 36 сообщений
  • Из:Киев, Украина
  • Судно: Яхта Conrad-24
  • Название: "Червона рута"

Отправлено 14 Май 2018 - 16:02

У меня был крейсерский швертбот с двумя швертами. После того, как сломал один шверт, сначала на поворотах переставлял оставшийся на подветренный борт, потом это надоело и оставил его на левом борту. Как показала практика, ничего не проиграл на лавировке. В результате вообще заглушил второй швертовый колодец, чтобы вода из него не хлюпала...


  • 0

#15 свободник

свободник

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 465 сообщений
  • Из:Комсомольск/н/А
  • Судно: катамаран
  • Название: Тэмтигэ

Отправлено 14 Май 2018 - 22:24

Про попеременное использование даже не думаю. Т.к. их взаимный угол схождения - 4 град, наветренный вообще ни на что не влияет.


Увеличивает сопротивление и лавировочный угол; соответственно снижает скорость и по курсу, и на ветер.
  • 1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей