Опыт эксплуатации самодельных мотолодок.
#51
Отправлено 12 декабря 2011 - 11:18
#52
Отправлено 12 декабря 2011 - 11:56
#53
Отправлено 12 декабря 2011 - 12:36
Сообщение отредактировал daniloff evgenij: 12 декабря 2011 - 12:36
#54
Отправлено 12 декабря 2011 - 13:22
Уважаемый Алексей!Вообще говоря, крылья для катамарана Афрамеева-Рабиновича предполагались только для скоростей переходного режима. Они снижают пик давлений и уменьшают замывы туннеля, не более.
В моем посту #33 на предыдущей странице я писал:
Если я в чем-то ошибаюсь - поправьте, пожалуйста.Это наглядное подтверждение правоты и Э.А.Афрамеева и Я.С.Рабиновича (КиЯ 74), что при FrD < 3,0, и K.G.Hoppe (Hysucat) - что при FrD > 3,0 -- сопротивление крылатого катамарана до 35-40% меньше, чем аналогичного монокорпуса... или для обеспечения той же скорости необходима меньшая мощность...
С уважением,
#55
Отправлено 12 декабря 2011 - 13:28
Уважаемый БАР!Эта крыльевая система - 2 крыла 0.6х0.15 при скорости 55 км/час может дать почти 2 тонны подъемной силы при правильной установке...
Если можно укажите, пожалуйста, ссылку на эти формулы для расчета крылатого катамарана.
У меня, к моему стыду, что-то не сходится дЕбит с крЕдитом...
С уважением,
P.s. Кстати, не располагаете ли Вы информацией о книге Э.А.Афрамеева "Экспериментальная гидродинамика и проектирование судов"?
Сообщение отредактировал egen61: 12 декабря 2011 - 13:40
#56
Отправлено 12 декабря 2011 - 13:40
Так формулы не для катамарана и даже не для крыла.Если можно укажите, пожалуйста, ссылку на эти формулы для расчета крылатого катамарана.
Стандартная формула для гидродинамической силы, действующей на движущееся тело. Для одного крыла имеем:
R = Cy*Ro*V2*S/2 (Ньютоны)
Ro = 1000 кг/м3 V= 15 м/с S = 0.6*0.15 Су=1. Для плоской пластины, теоретически, Су=2*Пи*угол атаки (угол-в радианах). Но топикстартер говорит о профиле, поэтому я взял побольше. Для хороших крыльев может быть еще больше.
#57
Отправлено 12 декабря 2011 - 13:50
Наверно не ошибаетесь. У крыла качество выше, чем у глиссирующей пластины, и понизить сопротивление при его установке на глиссер - не фокус. Но: при Fr<3 крылья, установленные на уровне килей катамарана работают не только на подъем, но они еще и уменьшают смоченную поверхность туннеля за счет образующейся собственной каверны. Синергетический эффект, так сказать. При этом будут иметь нормальное заглубление и хорошую защищенность, не выступая ниже ОП.Уважаемый Алексей!
...
Если я в чем-то ошибаюсь - поправьте, пожалуйста.
С уважением,
При высоких скоростях корпус выйдет из воды настолько, что крылья придется заглублять насильственно, на стойках. Это уже обычная крыльевая схема, отработанная Алексеевым и К. Преимущества установки ее на катамаране - ну разве что в отсутствии "горба" при разгоне.
Так что разные крыльевые схемы требуют разного подхода к оптимизации.
#58
Отправлено 12 декабря 2011 - 17:24
Я не имел ввиду ПК ниже ОП, как на катамаране "СУПЕРФОЙЛ-301" или E-Cat Ferry Demonstrator , на которых действительно ПК расположены на специальных стойках ниже ОП:Наверно не ошибаетесь. У крыла качество выше, чем у глиссирующей пластины, и понизить сопротивление при его установке на глиссер - не фокус. Но: при Fr<3 крылья, установленные на уровне килей катамарана работают не только на подъем, но они еще и уменьшают смоченную поверхность туннеля за счет образующейся собственной каверны. Синергетический эффект, так сказать. При этом будут иметь нормальное заглубление и хорошую защищенность, не выступая ниже ОП.
При высоких скоростях корпус выйдет из воды настолько, что крылья придется заглублять насильственно, на стойках. Это уже обычная крыльевая схема, отработанная Алексеевым и К. Преимущества установки ее на катамаране - ну разве что в отсутствии "горба" при разгоне.
Так что разные крыльевые схемы требуют разного подхода к оптимизации.
http://www.youtube.com/watch?v=p_yPR7yWm-Q&feature=related
Я имею ввиду ПК, не выступающие ниже ОП:
http://www.youtube.com/watch?v=nkPIL2NsuME&feature=related
Вы правы, действительно имеем синергетический эффект
С уважением,
#59
Отправлено 12 декабря 2011 - 18:30
Наверно имеем. Отсутствие стоек - это конечно полезный эффект. Но условия работы крыла, находящегося на самой поверхности, как у этого "HY...CAT" не отличаются от работы обычной глиссирующей пластины. Где-то как реданированный глиссер.Вы правы, действительно имеем синергетический эффект
Считаем ппропульсивный коэффициент DV/75N. Для американца на полном ходу 5500*23,6/75/600=2,88
Принимая, что КПД винтов 60%, выходит качество корпуса около 5. Так себе, на уровне хорошего глиссера.
В полном грузу, если верить данным, получается чуть лучше - 3,55, или качество около 6.
У "Метеора" налегке (36400*19,4/75/2200=4,2) заметно лучше, а когда "Метеор" в грузу, крылатый глиссер-катамаран отдыхает - у "Метеора" качество уходит за восьмерку. Я понимаю, что Фруды отличаются, но какой смысл городить крыло, которое будет биться на волне как обычная глиссирующая пластина? Выигпыш небольшой, но гемор с обслуживанием крыла начинается полномасштабный.
#60
Отправлено 14 декабря 2011 - 01:34
#61
Отправлено 15 декабря 2011 - 21:32
ТЧ новой "слетело".На бумаге осталось.
ТЧ и мидель на фото в начале темы - это для существующей лодки.
А мы ведем разговор о проекте новой. Обратите внимание на ТЧ проекта jeeet*a, выложенный мной чуть выше в постах
Интересно бы было услышать мнение и других коллег???
С уважением,
Размеры:корпус 4500*1600*880,скула 1350,тоннель 600*350.Линии:киль от 0 до 50 на транце.Остальные паралельно 0Л.Ближний к скуле слом борта совпадает с линией дна тоннеля и является упором поперечных балок крепления спонсонов и пола.Ближний к палубе слом-расширение бортовой полки.Сломы образованы нахлёсткой поясов через рейку 20*20.От киля до скулы на транце по высоте 50,то есть 8град.К средине корпуса возрастает до 12град,на подъёме линии скулы макс 28град.Заднее крыло от транца 820,переднее-2250,хорда 150.
jeeet ,если сочтёт возможным,сможет трансформировать ближайший прототип из своей коллекции под мои размеры и подсказать,где ещё что отсечь, подвинуть,загнуть,спрямить и т.п.
Лодка на ходу критична к положению ЦТ в поперечном направлении.Поэтому объясняю экипажу о необходимости выравнивания"усов"-брызг по бортам.Или сами подвинутся или что-нибудь подвинут:рюкзаки,"холодильник"(ящик под рыбу)и т.п.Если увеличить килеватость,то положение ухудшится.
#63
Отправлено 15 декабря 2011 - 22:34
... У крыла качество выше, чем у глиссирующей пластины, и понизить сопротивление при его установке на глиссер - не фокус.
Согласен на все +100, что и Фруды разные бывают, и, соответственно, и водоизмещения, и скорости, и мощности...Наверно имеем. Отсутствие стоек - это конечно полезный эффект. Но условия работы крыла, находящегося на самой поверхности, как у этого "HY...CAT" не отличаются от работы обычной глиссирующей пластины. Где-то как реданированный глиссер.
Считаем ппропульсивный коэффициент DV/75N. Для американца на полном ходу 5500*23,6/75/600=2,88
Принимая, что КПД винтов 60%, выходит качество корпуса около 5. Так себе, на уровне хорошего глиссера.
В полном грузу, если верить данным, получается чуть лучше - 3,55, или качество около 6.
У "Метеора" налегке (36400*19,4/75/2200=4,2) заметно лучше, а когда "Метеор" в грузу, крылатый глиссер-катамаран отдыхает - у "Метеора" качество уходит за восьмерку. Я понимаю, что Фруды отличаются...
И очень интересно было бы услышать комментарии и провести анализ по этим данным...
Для чистоты эксперимента, принимаем КПД винтов η = 0,6. Качество корпусов считаем по формуле К = (D*v) / (75*N*ƞ)
Итак, для 1-го сравнения:
HYSUCAT: D = 28500кг; v = 47уз = 24,1м/с; N = 1958л.с., ƞ = 0,6
К = (D*v) / (75*N*ƞ) = (28500*24,1) / (75*1958*0.6) = 7,8
Моногедрон: D = 28000кг; v = 42уз = 21,6м/с; N = 2300л.с., ƞ = 0,6
К = (D*v) / (75*N*ƞ) = (28000*21,6) / (75*2300*0.6) = 5,8
2-ое сравнение:
HYSUCAT: D = 35600кг; v = 36уз = 18,5м/с; N = 1679л.с., ƞ = 0,6
К = (D*v) / (75*N*ƞ) = (35600*18,5) / (75*1679*0.6) = 8,7
Моногедрон: D = 36000кг; v = 35уз = 18,0м/с; N = 2660л.с., ƞ = 0,6
К = (D*v) / (75*N*ƞ) = (36000*18,0) / (75*2660*0.6) = 5,4
3-ье сравнение:
HYSUCAT: D = 13500кг; v = 44уз = 22,6м/с; N = 871л.с., ƞ = 0,6
К = (D*v) / (75*N*ƞ) = (13500*22,6) / (75*871*0.6) = 4,7
Моногедрон: D = 5500кг; v = 45уз = 23,2м/с; N = 759л.с., ƞ = 0,6
К = (D*v) / (75*N*ƞ) = (5500*23,2) / (75*759*0.6) = 3,7
Не подумайте только, что я лоббирую интересы HYSUCAT - чистое любопытство...
Так никто же не говорит, что для лодки коллеги vef4710 требуются глубокопрогруженные крылья... Для его условий и малопогруженных выше крыши...... но какой смысл городить крыло, которое будет биться на волне как обычная глиссирующая пластина? Выигпыш небольшой, но гемор с обслуживанием крыла начинается полномасштабный.
И ни он, vef4710, ни коллега Луда - ни разу не заикнулись про гемор...Что же имеем с эксплуатации самоделки?Решены ли поставленные задачи?Полагаю,подобные вопросы ставит себе любой самодельщик.Что получилось у меня?
1 Кататься побыстрее под 30л.с.получилось...
Про комфорт на катах сказано без меня.Всё так.Устойчив как плот.На малом ходу можно вдвоём с одного борта сделать пи пи,при этом ещё и подруливать коленкой.Могу добавить за крылья.После выхода на глисс снова начинается ускорение и шум мотора уменьшается вдвое.Кайф."Летим!".
2 ...Значит,"новую"стоит затевать,Чтобы результаты улучшить...
Да - они периодически требуют настройки, Да - иногда приходится отрабатывать задним чтобы почистить крылья...
НО... чтобы получить задир на таких крыльях? - надо налететь или на хорошую сваю, или на подводную скалу...
С уважением,
Сообщение отредактировал egen61: 15 декабря 2011 - 23:05
#64
Отправлено 15 декабря 2011 - 23:28
Прошло 5 сезонов эксплуатации...
"Сэндвич" мой "замембранил" Не знаю, как это называется правильно, но при надавливании чувствуется. В кормовой части явление распространённей, к носу затухает...
Терзают меня смутные сомненья, что ваш "сэндвич" разрушается - наружный слой стеклопластика (а вполне возможно что и внутренний) отошёл от пенопласта...Опыт по реданам.
На третьем сезоне решил поставить продольные. По полушироте установил алюминиевый уголок 15*15*2.На глухие вытяжные заклёпки с герметиком...
Заклёпки из "сэндвича" вытащились.По возврату на причал осматриваю место,где редан стоял.Из отверстий от заклёпок капает вода.Перед следующей рыбалкой осматриваю-не каплет. Замазал герметиком. Через недели 3 стал явно заметен крен на правый борт...
Просверлил шпигаты в спонсонах со стороны транца.В левом спонсоне сухо.С правого долго выпускали воду.Когда закатили лодку на место стоянки,поставил её на борт и внимательно осмотрел дно правого спонсона-из одного из отверстий от заклёпок герметик выдуло...
#65
Отправлено 15 декабря 2011 - 23:48
#66
Отправлено 16 декабря 2011 - 02:15
Ну, не самые удачные противники избраны Нужно расширить спектр однокорпусных.И очень интересно было бы услышать комментарии и провести анализ по этим данным
3-ье сравнение:
HYSUCAT: D = 13500кг; v = 44уз = 22,6м/с; N = 871л.с., ƞ = 0,6
К = (D*v) / (75*N*ƞ) = (13500*22,6) / (75*871*0.6) = 4,7
Моногедрон: D = 5500кг; v = 45уз = 23,2м/с; N = 759л.с., ƞ = 0,6
К = (D*v) / (75*N*ƞ) = (5500*23,2) / (75*759*0.6) = 3,7
Добавим FB 48 STAB: http://www.fbdesign.it/a48stab.php и 55 STAB http://www.fbdesign.it/a55stab.php . Для 48-го при 2х600л.с. и в "налегке" заявленно 50 узлов, приняв "налегке" за половину максимальной нагрузки, т.е. 1750кг, получим что-то порядка К=4,45. Нужно как-то проверить, заявить можно и больше. Известно, что на таком корпусе (водоизмещением порожнем 6,5т) был поставлен рекорд в переходе Венеция-Монте Карло со средней скоростью 51,9 уз, тут: http://www.yachtbuil...Record-Sept2011 . Заправка топлива -- 2775л ДТ, мощность 2х650л.с., итого приняв именно среднюю скорость (это не правильно, строго говоря ) получим К=3,9, при учёте захода для пополнения запаса топлива и, вообще, особенностей пробега на скоростях за 50 узлов, реально лучше всё, не говоря уже об относительной скорости (характер кривой сопротивления на таких скоростях известен), FrD=5,9 против FrD=4,7. Для FB 55 STAB заявлено 60+ узлов в "лёгком грузу" (хорошо, 2 чел, 150кг, и половина запаса топлива, 735кг) при 2х1000л.с., что даёт К=4,7, при практически совпадающем водоизмещении с крылатым катом, тут масштабные коэффициенты не нужны. Но ещё раз повторю, заявить в ТТХ можно много чего
#67
Отправлено 16 декабря 2011 - 02:44
А вот если сменить 30лс. на 15л.с., и перестать спешить... то можно будет ходить на 7м лодке с лёгким намёком на комфорт, и не так уж и медленно, 18-22км/ч при работе с винтом и отсутствии перегруза вполне реальны при работе 4Т ПЛМРазмеры:корпус 4500*1600*880,скула 1350,тоннель 600*350
Или попробуйте 6-6,5м кат именно для переходного режима, ПК у Вас уже есть... 30л.с. хватит, если не городить "курятники" и не увлекаться шириною, экономя массу.
Попробуйте увеличить килеватость почти вдвое, на участке от миделя до транца -- 15 градусов, постоянная, на первом шпангоуте -- 45, уменьшить наклон форштевней, в общем -- получить острые и плавные ВЛ. Мост начать поднимать от миделя.8град.К средине корпуса возрастает до 12град,на подъёме линии скулы макс 28град
Но смысла в 4,5 кате мало: кокпит очень мелкий, в волну -- чуть лучше 5м килеватого... Скорости не те, что бы устойчивость глиссирования вытаскивать любой ценою, а остойчивость можно обеспечить и иными способами. В волну, нужно понимать, Вы не ходите... в общем, я бы подумал над более крупной лодкой, лёгкой, спартанской по оборудованию, для переходного режима/начала глиссирования. Оно удобнее для рыбалки. Можно небольшую рубку поставить, от погоды защищаться.
Сообщение отредактировал jeeet: 16 декабря 2011 - 02:45
#69
Отправлено 16 декабря 2011 - 13:51
Чтобы уйти от "слабого звена" в виде гнутых пластин, крепящих ПК к спонсонам, считаю целесообразным заменить их, пластины, на уголки, как это было выполнено на катамаране Белоусовых (КиЯ 74, стр.43-45):Намётки жду?!
Между корпусами поставлены два плоских крыла из сплава АМГ, причем каждый край крепится всего двумя винтами. Оба крыла имеют плоско-выпуклый сегментный профиль. (Кстати, наиболее проста технология изготовления крыльев именно с таким профилем: внутреннюю поверхность трубы фрезеруют на плоскость, наружную опиливают до нужного профиля.)
…
К сожалению, авторы не сообщили, имеется ли возможность регулировки крыльев по углам атаки и перестановки по длине. Однако и при фиксированном положении крыльев эксплуатационные достоинства такого крылатого катамарана налицо. Крыльевая система предельно проста, не мешает швартовке и хранению, существенно повышает общее гидродинамическое качество; наконец, она значительно более безопасна, по сравнению с традиционными крыльями.
А над возможностью регулировки крыльев по углам атаки думаю – всякая бумажка должна вылежаться…
С уважением,
#70
Отправлено 17 декабря 2011 - 12:28
Можно ли ссылочку на прецендент эксплуатации реданного с такими же кг/л.с.?
Но дешевле и проще использовать реданы. И ломаться меньше будут.
За 5 сезонов активной эксплуатации 1 разок-это не ломаться,это нисколько,это деликатная подсказка,что двойка тонковата или металл неправильно выбран.Та подручная пластинка,из которой был сделан "кронштейн",ломалась при выпрямлении ранее сделанного сгиба.Сейчас поставлена тройка,которую можно несколько раз согнуть и выпрямить по одному месту,и,думаю,вопроса с прочностью не возникнет.
#71
Отправлено 17 декабря 2011 - 14:07
Я не коллекционирую ссылки на проекты глиссирующих судов. Поэтому здесь помочь не смогу.Можно ли ссылочку на прецендент эксплуатации реданного с такими же кг/л.с.?
Что касается крыльев, то Вам следует определиться:
1. Зачем нужны крылья.
2. Какие силы Вы хотите на них получить.
3. На каких скоростях они Вам нужны.
4. Посчитать параметры крыльев и сравнить с силами, которые можно получить на реданах.
Оценочные расчеты показывают, что Ваши крылья могут поднять Ваш катер из воды полностью и превратить в СПК. Но этого не происходит. Значит они работают неэффективно. Отсюда следует, что для достижения того же эффекта, что имеется в данный момент, крылья можно сделать меньше. Или, возможно, заменить реданами.
#72
Отправлено 17 декабря 2011 - 18:58
На вскидку -- из КиЯ старорежимного: №90 -- лодочка Махоткина, К>10; №106, "Быстроходный реданный катер "Пэйсеттер"" с К=8; №14 -- "Дайнаплан", К=9,2; КиЯ №51, "Глиссер "Экспресс"", К порядка 7. Информации для собственно проектирования везде не хватит, но общий смысл и направление мысли должны быть понятны.Поэтому здесь помочь не смогу.
Или уйти вообще в другую зону скоростей и размерений.Или, возможно, заменить реданами
#73
Отправлено 18 декабря 2011 - 15:32
Вроде объяснял,но не сумел.Попробую ещё.ТТ к новой.На вскидку -- из КиЯ старорежимного: №90 -- лодочка Махоткина, К>10; №106, "Быстроходный реданный катер "Пэйсеттер"" с К=8; №14 -- "Дайнаплан", К=9,2; КиЯ №51, "Глиссер "Экспресс"", К порядка 7. Информации для собственно проектирования везде не хватит, но общий смысл и направление мысли должны быть понятны.
Или уйти вообще в другую зону скоростей и размерений.
1 Размеры-народные."Казанкопрогрессовые".Чтобы стояла на причале в общем ряду и не выделялась.Со старой получилось.Смешной случай.Как-то приехали с рыбалки,пошёл за колёсами.Чуть поодаль приехавшие на надувнушке,новенькие,на причале стоят с этого сезона.Разгружают надувнушку.Орут друг на друга.Взял колёса,иду к своей лодке.Один из них спрашивает меня:"У вас Казанка или Прогресс,мы тут спорим"
-Ни то ни другое;
-А какая же?;
-Самодельная.
2 ПЛМ-30л.с.
3 Скорость не ограничиваю.С течением времени тенденции какие?Перемещение по мощностному ряду ПЛМ только в гору."Сороковники" переходят в "полтешки" и т.д.Хочу остаться в "тридцатниках" и не выпасть со своих кампаний.И не лишать себя маленьких радостей.Например,катим на пикничок по воде.Доступные с воды красивые места ещё не все за...ны.Десяток взрослых ,пяток детей.На трёх корытах.Ещё К-5М4 с Я-40 и П-4 с Сузой-40.Для пути туда дети выбирают лодку покрасивше.А для пути обратно-"которая обгоняет".В детях ещё не закоренело лукавство и лицемерие.По пути,естественно,шутейные гонки.Сидит справа младшешкольница,как положено в жилете, на руках у школьницы постарше.Только что нас подрезали с малого радиуса.Погрустнели.Впереди ещё поворот реки.Курс на малый радиус,перепрыгиваем волны,атакуем.Дети напряглись,аж пригнулись.Обошли.Младшая вскакивает,подпрыгивает,орёт что-то по английски(тлетворное влияние спецшкол).А жесты такие показывает,что её мама на заднем сиденье покраснела до кончиков ушей.А папа рядом с ней ржёт как лошадь.Так вот для ТТ:чтобы мою лодку дети выбирали.И не разочаровывались.
#75
Отправлено 18 декабря 2011 - 21:58
Ужас Индивидуальность манекена из витрины...1 Размеры-народные."Казанкопрогрессовые"
Т.е. столь же старая и неудобная?Чтобы стояла на причале в общем ряду и не выделялась
Нет, нет... например, у меня были и 450л.с. на транце, а управлял я значительно более мощными и быстроходными штуками, то сейчас цель -- лодка с 40л.с. OM660 . Расти должны не моторы, а размерения лодки, её возможности. Разница между 4,5-5м корпусом и 6м -- не так уж и велика, реальным шагом вперёд будет не 6, а 7-7,5м. Потом, если что, 9-10м, и т.д. и т.п..3 Скорость не ограничиваю.С течением времени тенденции какие?Перемещение по мощностному ряду ПЛМ только в гору.
Тогда будет реальным совершенно иное отношение к переходам, погоде, собственно отдыху.
Маленькие лодочки уместны только по условиям хранения или для прудов и прочих речек (которые "переплюнуть можно").
Скорости? Да, 50-55 узлов -- это уже приятно само по себе, но и 15-18 с комфортом и очень умеренным расходом топлива -- тоже интересно, особенно, если учитывать возможности поддержания скорости на волнении, нормальные условия на посту управления и хоть какой-то комфорт...
Деньги? Да, дороже. Но далеко не столь уж радикально -- денег стоит не столько корпус, сколько оборудование, отделка, СУ... потому спартанский корпус побольше может на круг обойтись не сильно дороже.
Погоня за скоростью не имеет пределов... вначале 30л.с., потом 60-90, затем, если по-пионерски, 150, а там и все тяжкие, или много дизелей на 2000л.с. в сумме, или пара XR2 на лёгоньком парящем кате... а всё равно какой-нибудь Mystic 5000C будет быстроходнее! Так на кого равняться? На соседа или на того, кто действительно быстр?! Уважающий себя человек будет равняться на действительно быстрых... и это подразумевает сильно фантазийный бюджет. Отсюда и берёт начало более взвешенное и взрослое отношение к технике, когда начинают ценить удобные, мореходные, надёжные и достаточно экономичные лодки.По пути,естественно,шутейные гонки
А у них есть какой-то выбор?! Обычно выбирают кондиционер в рубке, когда жарко, или отопитель, когда холодно, комфорт на волне, возможность встать или пойти подремать на переходе в хорошую погоду... или, если покататься вокруг стоянки, выбирают красивую, весёлую лодочкуТак вот для ТТ:чтобы мою лодку дети выбирали.И не разочаровывались
Так что -- подумайте, есть много всего, что никак не вписывается представления покойного Прокруста.
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей