Отправлено 12 января 2007 - 02:16
Яхтенный поход из Питера на Шпицберген
… И ВНОВЬ НАЧАТЬ С МЕЧТЫ
исповедь капитана
…и никому не ясно чем кончится Поход….
Юрий Визбор
Все имена и события подлинные.
Оценка поступков людей и событий моя
Отзывы и претензии принимаются в личном порядке
Сергей Тихонов
capblack@bk.ru
…если Вы прочли эти строки, считаете себя Капитаном и у Вас нет мечты о дальних походах, переверните несколько страниц, эти записки не для Вас.
МЕЧТА.
Теперь, я вижу, здесь все свои.
Тогда, поскольку мы в дружеском кругу, откроем душу. Выбор маршрута похода это всегда интимное дело и западает тебе одному, потом стараешься убедить окружающих, но только ты один будешь знать, что все остальные (если таковые найдутся) выполняют твою волю и претворяют в жизнь твою мечту.
Когда держишь румпель в руках, каждый из нас, наверно думает не о пьянке на Фортах (кстати, тоже бывает неплохо), а как я полагаю о дальнем походе, о морском горизонте на 360 градусов, о завывании ветра в такелаже таком, что глохнешь, об изматывающих, штормовых вахтах, усталости, валящей в койку, и нет сил снять непром и спасжилет, полплитки шоколада три раза в сутки (двухсменка плюс шторм, на камбузе только чайник и то который не выпустить из руки,. для тех, кто понимает), просолености такой, что на соль смотреть тошно, черный океан, волны выше мачты и тучи, цепляющиеся за голову на гребне волны, а потом (когда привязался к какой-нибудь стенке) горячий душ, все на стол и “…в Кейптаунском порту, с какао на борту...” (хорошая песенка).
.
В 2003 году мы обошли Скандинавию. Вышли из Санкт-Петербурга потом Хельсинки, Гете канал (Швецию поперек), вокруг Норвегии через Норд-Кап в Мурманск, потом Белое море, Беломоро-Балтийский канал и домой в Санкт-Петербург.
2004 год, как и любой другой високосный год, прошел в проблемах, да таких, что голову было не поднять. Несколько выходов не в счет. Но в конце концов в сентябре начал искать отдушину в поисках походной мечты на будущий год, а (как принято) ожидание праздника всегда лучше самого праздника, так что я сам обеспечил себя праздным настроением минимум на семь месяцев (сейчас подумал может не напрягаться, а устанавливать время выхода через пол года, потом переносить, потом еще и все время в ожидании праздника).
И, я сформулировал свою мечту – ШПИЦБЕРГЕН. Или, как значится на всех картах (кроме русских) архипелаг Свальбард и остров Западный Шпицберген.
Я уже был и в Норвежском и в Баренцевом морях, но захотелось прочувствовать Северный океан не в прибрежном плавании, а в полный рост до от 69 до78 широты. Проверить себя и лодку.
Хотел своими глазами увидеть пути союзных конвоев времен войны, взглянуть на эти места глазами капитанов наших судов, прорывающихся от берегов Америки и Исландии в Мурманск и Архангельск, глазами командиров английских эсминцев сопровождения и командиров немецких субмарин, видевших эти районы в перископы своих лодок. В этом районе произошла трагедия с конвоем PQ-17. Там же у о-ва ЯнМайен терпела бедствие легендарная АПЛ К-19 и ее буксировали в базу через предполагаемый район похода.
Обязательно зайти точно в координаты гибели АПЛ К-278 “КОМСОМОЛЕЦ”. Почтить память всех моряков, погибших в угоду береговых политиканов.
В тех местах уже современные субмарины прорывают противолодочные рубежи
Фареро-Исландский и Норд-Кап-Медвежий так что война продолжается.
Теперь, когда с целью похода определились, остается дело за “малым” – набрать экипаж и подготовить лодку.
Первым кому я предложил составить компанию был мой напарник по походу 2003 Леха.
Второй мой напарник с предыдущего похода Саня из Екаткринбурга в силу семейных обстоятельств ответил неопределенно: мол присоединюсь по маршруту, а может нет.
Стало ясно, как всегда нужен третий. Все мои друзья-знакомые, приобщенные к яхтингу
Ответили отказом. Кого то не устраивала продолжительность, кого то финансирование. Надо признаться, что я, зная Лехину финансовую “мощь”, понимал – если придется идти вдвоем основная тяжесть расходов ляжет на меня, что не очень устраивало, но мечта есть мечта и я бросил клич в Интернет. Это оказалось весьма занятно. Многие интересовались, расспрашивали, выясняли детали, но время шло, а нас оставалось только двое….
В конечном итоге общение в Интернете вылилось в элементарный обмен мнениями и советами. Среди последних были весьма поучительные:
Игорь Кондранин. 4.12.2004
(это в мой адрес)
Добрый день!
Не далее, как 6.10.04 спасал таких туристов в 110 NM к NE от Абердина. Похоже ребята вам острых ощущений не хватает? В какое время года собираетесь идти? Хотя каждому свое. С уважением к безумству.
После моего ответа в части времени похода, оборудования и снабжения яхты, реакция была следующей:
5.12.2004
Сергей, добрый вечер. Обо всем вышесказанном интересуюсь по одной простой причине,-я профессиональный моряк и наверное срабатывает снобизм к любителям и недоверие и уважение к стихии вообще. О себе: имею рабочий диплом Unlimited Chief mate и 16,5 лет опыта плавания в различных должностях по всему мировому океану. Над предложением буду думать, благо время есть. Оборудованы вы достойно в соответствии с районом плавания, что радует. Всех благ.
С уважением, Игорь Кондранин.
Но увы и Игорь в конечном итоге отказался.
Параллельно я занимался разработкой плана перехода. Изучив доступные материалы по статистическим данным метеоусловий у о-ва Шпицберген понял – там надо быть в первой декаде июля. Фиорды освобождаются ото льда в районе 24-28 июня, Гренландское течение вдоль западного побережья о-ва выносит их в океан, освобождая фиорды, а я планировал заход в Исфиорд, где находится “наш” Баренцбург и норвежский административный центр Лонгиирбиен. Старт на Шпицберген наметил из Тромсе (потом я этот план изменил).
Теперь методом вычитания времени переходов (из расчета 100 NM в сутки ) и стоянок определил дату выхода 18 мая 2005 года (с запасом по времени) и маршрут: С-Пб, Хельсинки, Копенгаген, Берген, Буде, Тромсе, Шпицберген, Мурманск, Соловки, Беломорск, С-Пб. В дальнейшем я маршрут перекроил.
Тактику перехода определял количественный состав экипажа. Поскольку время шло, а третий (как это всегда бывает в трудную минуту) не находился то все явственней рисовалась перспектива идти вдвоем, о чем я заранее предупредил Леху. Он посетовал на то, что будет тяжеловато, но не возражал (Леха крепкий парень).
На маршруте предстояло, обходиться без подвахтенного, как можно меньше тратить время на навигацию, т.е. один курс - минимум на одну вахту (точку как правило я определял после своей вахты), подальше от судоходных путей, берегов, навигационных опасностей и никаких лавировок (в пределах разумного).
Конечно при прохождении узкостей, в условиях недостаточной видимости в непосредственной близости берега или в зонах с интенсивным судовым движением приходилось нести вахту вдвоем, т.е. на кого-то выпадало две вахты подряд.
Переходы должны были составлять не более 7 суток, отдых предусматривался соответствующий. Дату принятия решения определил - 15 апреля. Если никто не появится – идем вдвоем. Наступило 15 апреля, а экипаж ….
17 апреля оформил судовую роль на экипаж из двух человек, купил медецинские страховки, заполнил анкеты, снял копию с судового билета и все это с загран. паспортами отнес в консульство Финляндии. Пересекать границу Шенгенской зоны, решил в Хельсинки.
МАТЧАСТЬ, ПОДГОТОВКА.
Подготовка в основном выразилась в дооборудовании, регулировке и снабжении.
Т.к послепоходовый ремонт был выполнен в 2004 году. Нам предстояло установить отопитель, систему навигации GPS-компьютер, прокачной гальюн, внутренний штаг и бакштаги к нему (для укрепления мачты), изменить систему рифления грота, отстроить авторулевой (после ремонта), отстроить работу навигационной компьютерной программы с GPS и настроить носимые (аварийные) радиостанции на морские каналы.
Изначально я распределил обязанности в экипаже. На себя я взял всю организацию похода, планирование заходов, снабжение и обеспечение. На Леху возложил ответственность за мат. часть, т.е. установка, обслуживание и ремонт. Таким образом была разграничена ответственность: моя – организация, Лехина - мат часть. Я не лез в Лехины вопросы (исключительно на уровне контроля), а Леха не лез в мои. Хотя если необходима была помощь или совет, мы вдвоем занимались проблемой.
5 мая я получил в консульстве Финляндии шенгенские мультивизы на полгода, на себя и Леху.
Спуск на воду запланировал на 7 мая, соответственно к этому сроку мы выполнили все работы по установке оборудования и по корпусу.
7 мая кран “KATO” Морского яхт клуба нежно снял яхту “ELIZABETH” с кильблока в яхт клубе Санкт-Петербургского морского технического университетаи, родного Кораблестроительного института (спасибо Богу и судьбе, что я заканчивал этот легендарный институт, какие замечательные люди окружали меня тогда и окружают до сих пор. Спасибо им) и плавно опустил на воды гребного канала. Запустили дизель и перешли на стоянку в “Морской яхт клуб”. Отдельное спасибо директору клуба, моему хорошему товарищу, Владимиру Никитину за чуткое и добросердечное отношение к нашим проблемкам.
На стоянке у плавпирса нам предстояло доделать, то что не успели на берегу. И на 9 мая я назначил контрольный выход для отладки электроники и проверки работы всех систем.
9 мая мы в расширенном составе вышли из Морского яхт клуба. Вместе с экипажем вышли инженеры-электронщики для отладки авторулевого и настройки носимых, аварийных раций на морские каналы и мой старший сын Николай, который отвечал за отладку навигационного, программного обеспечения. Помимо этого нам предстояло зайти в центральный яхт клуб, где мой добрый друг Костя Ефремов капитан катера “РОБИНЗОН” (Костя присоединится к нам на Соловках, за что ему специальное спасибо) должен был наложить сварной шов (на берегу было никак. То электричества нет, то еще чего) носовой флоры с балкой и заправить все топливные емкости дизелем. Достаточно расширенная программа для одного дня, но мы все выполнили и к вечеру вернулись в клуб.
До выхода оставалось восемь суток.
До отхода нам надо было: забрать от Сереги Грибина паруса после ремонта, провести новую систему рифления, загрузить бумажные карты (20 килограмм), надувную шлюпку с подвесным мотором, доукомплектовать пиротехнику, загрузиться дополнительными огнетушителями, согревающими костюмами, пополнить запасы веревок, ЗиПа и инструмента, флагами стран по маршруту, укомплектовать аптечку, загрузить всевозможные зарядные устройства (для телефонов, раций, прожекторов и т.д.) загрузить ручные прожектора, заправится газом (6 баллонов по 10 литров), залить пресную воду, пополнить запасы масла для дизеля и керосина для отопителя и загрузить продовольствие.
Все это было выполнено к 15 мая.
16 мая я был у нотариуса, где оформил доверенности на жену и старшего сына по распоряжению всем принадлежащим мне имуществом, так…. на всякий случай.
Лодка готова к выходу, распоряжения по имуществу даны. Подготовка завершена.
И я начал чувствовать себя другим человеком. У меня это всегда бывает перед дальним походом, и во всех городах захода по маршруту. Я ходил по улицам, смотрел на людей и начинал чувствовать, что я уже из другого мира и не позднее чем послезавтра я буду жить в другом пространстве и меня будет беспокоить то о чем люди окружающие меня сейчас даже не задумываются. И домом мне на три месяца станет девятиметровая лодка, а подо мной будет толща воды достигающая (местами) двух километров и судьба моя и Лехина будет сдана Богу на руки, и бороться за жизнь предстоит самим, а северный Океан в высоких широтах – это не просто опасно, это смертельно опасно.
Как описать эту гамму ощущений, эту смесь противоположных чувств, от желания побороться со стихией и проверить себя, на что способен, до того, что “…видишь это все в последний раз”?
Собрал вечеринку на работе. Выпили, закусили, договорились о связи. Текущие и перспективные проблемы были решены заранее.
Затем пригласил родных и близких на “ЦЕРЕМОНИЮ” проводов к 11 часам, 18 мая 2005 года в Морской яхт клуб.
До отхода остался один день.
Все было готово, но постоянно в голове крутились мысли: все ли взял? Все ли предусмотрел? Ничего не забыл? и т.д. и т.п. Вроде не первый раз уходил, а спалось перед отходом хреново. В море отосплюсь.
ОТХОД
“Прощайте товарищи, с Богом,
Ура-а-а”
18 мая мы с женой налегке (все уже было на лодке) вышли из дома, поймали частника и доехали до Морского яхт клуба. Время было 10 часов 47 минут.
Через несколько минут стали подходить мои друзья, подошел отец, сыновья. Я старался запомнить лица моих родных, близких, моих товарищей – это все замечательные люди образ которых (я знал по прежнему опыту) будет стоять перед глазами в длящихся до бесконечности вахтах, они будут приходить к тебе во снах и ты будешь виртуально говорить с ними, что-то обсуждать, воскрешая их лица перед глазами, будешь судить себя за то, что был недостаточно внимателен, иногда груб и заносчив и это будет очищение МОРЕМ. Из Моря мы всегда приходим чуть-чуть лучше. До глубины души тронул Саня Калиниченко. Он за неделю до нашего отхода вернулся со своей, Родины, из Львова и как, оказалось, привез какое-то фантастическое сало. Перед отходом Саня вручил мне сверток. Он скромный и бесконечно добрый человек. В этом свертке оказалось сало, как сказал Саня, такое сало делается только в одном месте в Украине и только для генералитета. А теперь представьте, лучшее сало в подарок от Сани Калиниченко – дорогого стоит. Я это запомнил на всю жизнь.
Но….. у нас с собой конечно было.
А, как не отметиться перед отходом? И мы конечно, к-ааааааа-к жахнули.
И ……. Ушли в порт на Васильевский остров, для прохождения паспортного и таможенного контроля.
Есть фотография, как мы отходим от плавпирса, все машут платочками . Мой товарищ говорит – “Когда я на нее смотрю, слезы наворачиваются на глаза”
ТАМОЖНЯ ДАЕТ ДОБРО
“Гоп-стоп, мы подошли из-за угла.”
А. Розенбаум
Погода была неважная. Дул северный ветер, низкая облачность и эпизодический дождь.
Привязались с южной стороны пирса в пассажирском порту и я отправился на оформление.
В это время пограничники занимались пропуском пассажиров с иностранного лайнера и им мягко говоря было не до нас. Я подошел к тетеньке-пограничнице и с не очень свойственной мне любезностью, спросил, как бы нам оформиться и побыстрей. Она переспросив несколько раз откуда мы свалились на ее государственную голову, вызвала для объяснения со мной старшего прапорщика. Тому достаточно было беглого взгляда на меня, чтобы вынести приговор: “Да вы выпивши ”, -это он как бы констатировал, на что я исключительно честно ответил: ”Да, ну и что?”-это, я как бы задал вопрос. Прапорьщику нужно было на него отвечать. Он минуту со скрипом шевелил мозгами и после нашел совершенно гениальный ответ т.е. вопрос: “А таможню ты прошел?” Я со свойственной мне откровенностью, ответил, что еще нет, “Ну вот пройдешь таможню (многозначительно ответил он)….., тогда и заходи”
Тетенька-пограничница с уважением посмотрела на старшего прапорщика и наверно подумала:”Вот голова. Умеет ведь отшить всяких нахалов, а то шляются здесь, работать мешают”. И я пошел в таможню.
Все помещение инспекторов занимали очаровательные девушки, они же являлись таможенными инспекторами. Да, я забыл сказать, что документы у меня были оформлены как полагается и никаких контрабандных или запрещенных грузов на борту не было.
Увидев такой радушный прием, я со свойственной мне наглостью попросил чаю и … Вы, дорогие мои читатели, не поверите, мне тут же его налили и спрсили может тебе с лимоном. “Давай свои документы, пей чай, мы все оформим”. Я не верил в происходящее, но тут за моей спиной распахнулась дверь и знакомый голос старшего прапорщика спросил меня со спины:” А, куда ты собрался”. Я так же со спины, (не поворачивая головы) ответил “на Шпицберген”, не знаю по какой причине, но он принял мой ответ за оскорбление и прошипев “Ну смотри”, хлопнул дверью. Не знаю может у него жена сбежала с любовником на Шпицберген, а может…. Ну, получилось так, что я его чем то расстроил. А в это время милые таможенные инспектора оформили документы, вроде надо уходить, но не хотелось. Я встал и будучи переполнен чувствами к нашим добрым служителям государевым, которых мы последними видим у себя на Родине со всей ответственностью и со свойственой мне добросердечностью предложил: “Девчонки, давйте по 100 грамм за отход”. На что мне ответили вернешься выпьем. Я поблагодарил их всех на добром слове и пошел сдаваться доблестной пограничной службе.
Перейдя турникет я был вновь представлен старшему прапорщику. Тот сухо бросил мне через плечо
- Пойдем
И завел в небольшой кабинет, где предложил присесть и оставил меня одного.
Минут через пятнадцать он вернулся и не глядя мне в глаза произнес
- Я позвонил, все нормально, давай документы
Не знаю кому он звонил. Может в Смольный (у нас до сих пор все вопросы решается там) но как бы то нибыло, а процесс пошел.
Я достал восемь экземпляров судовой роли и попросил отметить их штампом на выход.
Он тут же ответил, что отметит только две. Я уже по опыту знаю, судовые роли будут отбирать на каждом углу, поэтому настаивал на своем. Тут к нам в кабинет зашел майор пограничной службы, спросил в чем проблема, прапорьщик ответил. Майор сказал отметь столько сколько ему (это мне) нужно. Прапорьщик ответил есть. Когда майор ушел он взял судовые роли и глядя мне в глаза сказал
- Готов отметить, но не могу это сделать - на них дата не та.
Я объяснил, что на основании этой судовой роли получена Шенгенская виза в консульстве Финляндии и естественно на ней стоит дата подачи документов в Консульство и именно под этой датой она занесена в Шенгенский компьютер, как основание для выдачи наших виз. Он и слышать ничего не хотел.
- Исправляй
Делать нечего. Я попросил мазилку и через три минуты на всех экземплярах судовой роли значилась дата - 18.05.05.
Но мне всетаки отметили шесть экземпляров, а не восемь но я уже не спорил, а только спроил у старшего прапорьщика
- как тебя зовут. Он ответил Сергей
Так и познакомились.
Потом он проводил меня до лодки, потребовал сделать запись в судовом журнале и немедленно отходить. За время моих переговоров с пограничниками Леха разобрал приборную панель (что-то недоделал),
Пришлось быстро подсобрать, запустить дизель и уходить
Немного отпустило и я завалился в койку до форта Константин. Леха рулил и наслаждался окружающим миром, а может и не наслаждался, но мне было все равно. То к чему я долго шел начинало свершаться.
18.05.05. 23 час 45 мин (Здесь и далее корабельное время МСК)
Форт Константин. Получил Добро на выход.
59N59,647 29E42,435
ЛАГ 21,1 NM
НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ
Теперь осталось все позади.
Сбылась мечта идиота. Я, лежа в кают-копании думал, какого дьявола, мое хобби не состоит в выращивании помидоров, это было бы значительно дешевле, намного безопаснее для окружающих, а главное значительно комфортнее. Но случилось, как случилось.
За кормой остался маяк Толбухин. Далее предстоял доклад пограничникам ЛЕБЕДЮ-17 и без суеты вперед.
выписка из судового журнала:
19.05.05, 17 час. 15 мин.
Вышел на связь с ЛЕБЕДЕМ-17. Канал 16. Получил ДОБРО на выход из территориальных вод Российской Федерации.
ЛАГ 91,8 NM
Вахту несли по четыре часа. Леха, как обладатель самого острого зрения заступал в самую темную первую смену с 0 до 4 час. я с 4 до 8, потом Леха и так всю дорогу.
Еще перед отходом я сделал Лехе официальное предложение – независимо от погодных условий без спас жилета и не включенным в страховочный пояс на палубу не выходить. Леха не возражал. Поэтому мы сразу закрепили в кокпите лини двух страховочных поясов по-одному, каждому. Процедура подготовки к выходу на палубу обстояла так - одеваешь на тельник толстый свитер, потом непром, сверху спасжилет, а на него страховочный пояс с уже заведенным линем.
У меня всегда возникали трудности при одевании страховки. Вначале похода я был еще мягко говоря не худой, а еще свитер, непром , спасжилет , вобщем страховочная сбруя на меня не очень одевалась по крайней мере, не без Лехиной помощи. Сбруи изготовил для нас Серега Грибин и в силу этого обстоятельства, каждый раз при одевании и снимании, шесть раз в сутки я вспоминал добрым тихим словом моего хорошего товарища Серегу Грибина. Правда при продвижении все дальше и дальше на Север я стал Серегу вспоминать три раза (в сутки), приспособился снимать страховку вместе со спасжилетом, но надевать без Лехи - не получалось, потому как накопленный опыт одевания стремился к нулю вследствии увеличения количества свитеров, в связи с уменьшением температуры окружающего воздуха при стремлении на Север!!! Во, как сказал.
Так, отвлеклись. Значится - одел страховку сунул ноги в сапоги, одел подшлемник (купил в прошлом походе в Норвегии.) Незаменимая вещь, закрывает и горло и уши. Сунул в карман перчатки (сушатся на полке от тепла дизеля). В левом гробу у нас стояла большая коробка с яблоками. Ели вволю и съели только к Мурманску. Прихватишь пару яблок, проверишь сигареты, зажигалку и по трапу вылезаешь на “верхушку”. Сядешь за Леху возьмешь румпель. “Вахту принял” - “Вахту сдал”. Занемевший Леха ползет вниз и уже внизу выключается из страховки, скидывает спасжилет раздевается и приступает к разогреванию себе жратвы. Потом чай и отбой. Остаюсь один на четыре часа. Как долго они тянутся.
Я включал сигнализацию на радаре, устанавливал дистанцию 6 миль и звуковая сигнализация подсказывала о любой цели, попадающей в этот радиус. По радару прикидывал характеристики движения цели, пеленг, дистанцию. Вобщем проявлял активность, убивал время. Автопилот тихо подзуживает.
Если все тихо, а в такие моменты сильнее всего клонит ко сну, можно спуститься вниз там обстановку видишь на радаре, на большом дисплее GPS видишь курс (проложен заранее на всю дистанцию вахты), скорость - ничто не мешает вскипятить чайник. Три пакета чая в кружку – заварить, рекомендую долить треть кружки водкой очень тонизирует.
Потом можно вылезти в кокпит, съесть яблоко, закурить и вроде жизнь начинает выглядеть не так уныло.
В кокпите, в карманы по левому и правому борту положил по белому фальшфейеру, а еще в кокпите всегда под рукой находилась аккумуляторная фара-прожектор. Ночи в Балтике темные расхождения с судами частые и не всегда уверен видят тебя или нет. Поэтому на дистанции видимости при расхождении включаешь фару-прожектор и светишь на грот, на крайняк белый фальшфейер, но до него у нас дело не доходило. Фара-прожектор прожила в кокпите как раз до светлых ночей и отказалась работать, не вынесла воздействия соленой воды, но у меня была запасная на обратную дорогу.
Задание на переход каждой вахте было одинаковое, изходя из тактики о которой мы говорили выше. Один курс на вахту. Скорость не ниже четырех узлов. На усмотрение вахтенного - хоть под парусом, хоть под дизелем, но 16 миль за вахту по генеральному курсу вынь и положь. Если конечно не шторм. Запасы топлива на переходах позволяли.
С ветром, как правило, везло не то что в прошлом походе.
Навигационная система работала нормально. Правда надо внимательно следить за состоянием аккумуляторной батареи компьютера. Мы не сразу приноровились, быстро ее посадили, и какое то время наш корабль плыл куда то сам.
Обычный ноут-бук. Купил его для похода. Специально выбирал покрепче корпус и потяжелее. Оборачивал его махровым полотенцем и хранил в крепком Самсонитовском кейсе. Обычно кейс лежал прямо на паелах у стола в кают-компании, когда работал дизель я приоткрывал крышку кейса, включал в компьютер зарядное устройство и через небольшой инвертор 150 ватт в судовую сеть.
Ну вот таким порядком мы вышли в нейтральные воды.
Дальше судовым ходом до траверза маяка KhelSinki потом рекомендованным курсом 7 градусов на маяк Harmajanourit и тем же курсом на остров Suomenlinnan где базируется береговая охрана и таможня.
20.05.05 23 часа 15 мин.
Подошли к острову Суоменлиннан. Для паспортного, таможенного контроля.
Привязались к плавпирсу. Прошелся размял ноги скинул спасжилет. Уже почти темно. И ни души.
У корня пирса при выходе на берег решетка и дверь на электрическом замке. Подергал за дверь, поискал кнопку звонка, не нашел и тут из-за решетки раздался голос. Я разглядел представителя местных властей и он мне по-английски предложил вернутся к лодке и подождать. Подготовил документы. Подошли трое представителей властей. Один пограничник – паспорта, страховки, судовая роль. Двое таможенников – алкоголь, мясопродукты. Пограничнику я отдал документы по его заведыванию, он удалился. Один таможенник спустился в лодку – Леха давал ему интервью, другой остался со мной на пирсе для заполнения декларации. Спросил куда идем я ответил на Шпицберген (ответил легко не задумываясь, тогда я еще не знал что нас ждет впереди и как при приближении к месту старта на Шпицберген мне будет все тяжелее и тяжелее отвечать на подобный вопрос). Правильно говорят норвежцы – сначала сходи, а потом рассказывай.
Потом стандартный вопрос – алкоголь. На борту два ящика исключительно в качестве корабельных запасов и абсолютно на виду. Я ответил да кто ж его у нас считает этот алкоголь. Меня спросили, когда мы уходим. Я ответил, что чем быстрее, тем лучше, переночуем вон у того пирса и уйдем на Копенгаген. Но тут вылез Леха и сказал, что надо купить латы для грота. В Питере заранее не купили, а перед отходом не оказалось нужного размера. Пришлось мне объяснять таможеннику, что нам все таки нужно зайти в Хельсинки (напомню мы находились на острове) для того чтобы попасть в яхтенный магазин. Тут я спустился в лодку за компьютером, чтобы таможенник на карте Хельсинки показал мне яхтенный магазин. В лодке досмотр был в самом разгаре. Все паелы и банки были вскрыты таможенник светил фонарем в самые нескромные места, бутылки водки поблескивали в трюмах как снаряды в танковой башне, все свободные пространства между флорами были забиты консервными банками, картину завершал Леха с бледным видом праведника, пытаясь, что-то лепетать и беспомощно, разводя руками. Я решил не вмешиваться – будем решать проблемы по мере поступления, взял компьютер и вылез из лодки на пирс. На пирсе включил компьютер, нашел карту Хельсинки и попросил таможенника показать, где находится ближайший яхтенный магазин. Он долго присматривался, потом ткнул пальцем в набережную за ледокольной стоянкой (мы швартовались там в прошлом походе) и сказал: “На набережной есть магазин”. В это время из лодки вылез второй таможенник и за ним Леха. У Лехи уже вид не был таким бледным, я даже заметил некоторый победный проблеск в его глазах. Таможенники заполнили декларацию, я вписал в нее свои реквизиты и поставил подпись. Мы поблагодарили друг друга, пожали руки и они оставили нас с Лехой дожидаться паспортов и судовых документов. Когда они ушли, Леха сказал мне, что таможенника в лодке больше интересовали мясные консервы, чем несметные запасы алкоголя и якобы их ввозить на территорию Европейского сообщества вообще запрещено, но инспектор, приняв во внимание дальность нашего похода, дал добро. Так-что по крайней мере голодная смерть нам не грозила.
В это время к противоположной стороне пирса подошла яхта под эстонским флагом. Они привязались и высыпали на пирс. Поздоровались с нами, пожали руки кто, откуда. Они на гонку в Хельсинки, мы на Шпицберген (опять сказал). Спросили чего так далеко. Хобби говорю у нас такое, хлебом не корми, дай куда-нибудь мотануть. Один из них сказал – “Таа, а лотка у фас не очень пальшая, таа, не паитесь?” Я ему ответил уйти не главное, уйти каждый может - главное вернуться. Он подумал и сказал -“Таа”. И тут нашу светскую беседу прервали пограничники с таможенниками опять появившиеся на пирсе. Пограничник вернул мне паспорта, все экземпляры судовой роли с отметками о входе в Шенгенскую зону и пожелал счастливого путешествия. После этого они загнали всех эстонских парней обратно на их лодку, выстроил вдоль борта и с воспитательскими нотками в голосе, начали им, что-то вещать на своем языке.
Мы с Лехой влезли к себе на лодку, запустили дизель, потихоньку отвязались и почапали к набережной Хельсинки за стоянкой ледоколов.
21.05.05. 1 час 20 мин.
Ошвартовались у набережной г. Хельсинки
60N10,2 24E57,61
ЛАГ 201 NM
Привязались. Я занялся приготовлением жратвы. В результате возникло блюдо, прошедшее через все походные препитии и скрашивающее нам жизнь на протяжении всего похода. Заметьте это не только мое мнение. Спросите Леху, он подтвердит.
У нас на борту было килограмм 50 молодой картошки, около 30 кг. свежего репчатого лука, около 7 кг. свежего чеснока, 10 литров оливкового масла первого отжима и спецально для Лехи 9 литров кубанского нерафинированного подсолнечного масла с запахом семечек. А самый главный, стратегический запас 7 трехлитровых банок соленых огурцов, которые засаливает моя Мама, а поставляет к нам на борт перед отходом мой Отец, какие это огурцы…..
И так возвращаемся к кулинарии. Отваривается молодая картошка. Параллельно чистится репчатый лук и нарезается тоненькими колечками. Чистится и нарезается тоненько поперек молодой чесночек. И завершающим ингредиентом нарезаются кружочками шесть соленых огурцов. Я люблю оливковое масло, Леха предпочитает подсолнечное. Поэтому на стол выставляются ингредиенты – лук, чеснок, огурцы, я раскладываю по мискам картошечку пополам и тут главное залить ее маслом пока она горячая. Картошка принимает в себя масло. Потом каждый добавляет в миску по вкусу огурцы, лук и чеснок,
аккуратно все перемешивается, в этот момент принимается командирское решение и в кружках уже налито и ….. по первой, а потом, обжигаясь, большой ложкой, захлебываясь от запаха, с полным ртом вкуса, и-и-и мычишь, горячо - наступает блаженство. И уже можно жить, и трудности перехода остаются позади, и ты доволен….. тихо играет музыка. Тут главное вовремя организовать вторую. А полуторалитровая миска еще не заканчивается, а потом с полным животом и крепкий чай. Все, занавес.
Утром я отправился по набережной в яхтенный магазин. Он оказался в трехстах метрах от нашей стоянки. Но там оказались в основном яхтенные сувениры и всякая дребедень. Я спросил у хозяйки про латы она извинилась сказав нет. Я спросил у нее где это может быть, она долго объясняла. Из ее объяснений я понял только одно - этот магазин, я буду разыскивать неделю. Тут я вспомнил про такое замечательное изобретение человечества, как телефон и попросил ее – Не могли бы Вы вызвать такси и объяснить шоферу, что мне нужно. Она ответила, нет проблем. Позвонила по телефону, что-то пролепетала в трубку и через три минуты прямо на тротуар ко входу в магазин подкатил сверкающий Мерседес.
Водитель любезно распахнул передо мной дверь и мы двинулись в путь. Пересекли весь город выехали к окраине и наконец уже в каких то пакгаузах подкатили к большому яхтенному магазину. Там было все. Я попросил водителя подождать т.к. я никогда бы не нашел дороги назад он сказал О.К. и я скрылся за дверями магазина. В магазине я подошел к служащей магазина и постарался объяснить, что мне нужно. Как ни странно – она поняла и подвела меня к стенду с латами, я мгновенно выбрал нужные, подошел к кассе заплатил карточкой и уже через три минуты вышел из магазина. Водитель церемонно принял у меня покупку, спрятал ее в багажник, распахнул передо мной дверь, я взгромоздился на переднее сидение, и мы тронулись в обратный путь. Мерседес опять въехал на тротуар и остановился перед лодкой, я расплатился с водителем карточкой он вышел из машины, открыл багажник и торжественно вручил мне латы. Я поблагодарил и мы распрощались, давольные друг другом.
Отдав покупку Лехе, я попросил его передать мне на берег рулон с бумажными картами.
Леха занялся отрезом лат в размер, а я подбором бумажных карт на переход Хельсинки-Копенгаген (хотя мы тогда еще планировали зайти на остров Борнхольм). Когда каждый закончил свою работу мы прогулялись до бульвара идущего от порта, в ближайшей забегаловке выпили пивка и вернулись на лодку. Подготовились к отходу. Отвязались и перешли к заправочному терминалу. Приняли на борт 50 литров дизеля, заплатил 40 Евр и в 19 часов 35 минут отошли от набережной на выход в море.
ПЕРЕХОД ХЕЛЬСНКИ-КОПЕНГАГГЕН
“Реки, Моря, Проливы
Сколько от них вреда,
Губит людей не пиво,
Губит людей – вода”
21.05.05 22 часа 30 мин.
Нейтральные воды. Поворот на курс 240
59N59,34 24E53,02
ЛАГ 214 NM
Моя вахта. Этим курсом можно идти 106 миль. Сутки. Погода, ветер благоприятствуют.
22.05.05 20 часов 45 мин.
Нейтральные воды. Поворот на курс 223
59N12,704 22E02,25
ЛАГ 321 NM
Этот курс на двое суток. Опять моя вахта. Стоит грот. Идем под дизелем и автопилотом. Чувствую, еще не отошел от предпоходной суеты. Постоянно снятся сборы, все время кажется, что-то забыл, просыпаешься в холодном поту. Только, что проснулся начал орать на Леху, чтоб рулил в Таллинн, там на пирсе ждет нас забытое в Питере снаряжение, ребята подвезли. Через минуту понял - приснилось. И так постоянно. Думаю скоро должно пройти.
Пожалуй, надо чего-нибудь выпить.
24.05.05 12 час. 30мин.
Территориальные воды Швеции. Поворот на курс 243
56N54,01 18E38,753
ЛАГ 509 NM
Моя вахта. Решил на Борнхольм не заходить. Пока погода хорошая надо пробиваться вперед и вверх. Неизвестно, что будет дальше. Спонсоров я не имел, соответственно не имел никаких обязательств по маршруту и мог кроить его по своему усмотрению.
Идем территориальными водами Швеции. Подняли под правую краспицу Шведский флаг. Курс между южным побережьем Швеции и островом Борнхольм. Варил супчик, под соточку ничего. Жратвы навалом, только что искал чем бы закусить, напоролся на упаковку соуса Балонез – пошло.
26.05.05 18 час. 30 мин.
Территориальные воды Швеции. Поворот на курс 270
55N20,583 14E7,8
ЛАГ 737 NM
Пришли на самый южный участок маршрута.
Этим курсом дойдем до пролива Зунд, а там и Копенгаген.
Как всегда подошли к узкостям в самое темное время. Я сдал ходовую вахту Лехе в 0 часов. Спустился вниз включил радар и компьютер. Чем ближе подходили к повороту в узкий пролив тем интенсивней становилось судовое движение. В конце концов оно превратилось в плотный поток, как на Невском проспекте. На радаре масса целей, движущихся во все стороны. От Шведского берега отходят паромы и идут на пересечение судового хода. Визуально направления движения целей сложно идентифицировалось, так как весь горизонт залит огнями и со стороны Шведского берега и со стороны моря. Мы потихоньку продвигались по своей полосе судового хода вдоль самой северной кромки, по, буи ограждения на радаре были хорошо видны, за счет своих отражателей, да и Леха своим острым глазом достаточно точно различал и буи ограждения и судовые, ходовые огни. Попутные суда двигались с дистанцией около пяти кабельтовых. Когда нас догонял очередной пароход, я светил прожектором на грот и некоторые при сокращении интервала с нами подправляли свои курсы. В темноте освещенный грот виден очень хорошо. В отличии от наших ходовых огней. Еще радарный отражатель от которого засветка как от авианосца, но смотрят ли они в радар.
Леха рулил, я следил за радаром и навигацией и это вместо того чтобы сладко спать после ходовой вахты – но это издержки плавания вдвоем. Знали, на что шли. Тут только крепкий чай с водкой помогает.
На радаре появилась засветка от поворотного маяка Falsterborev, но в бинокль я никак не мог разглядеть его зеленый сектор, мешали попутные пароходы. В конце концов я его увидел. Теперь подскок к маяку, циркуляция вокруг маяка против часовой стрелки до границы зеленого сектора и как только зеленый сектор начнет переходить в красный, правый поворот так чтобы красный сектор маяка находился строго по корме. После грамотного поворота попали в свою полосу движения на север. От маяка Falsterborev курс 5 дистанция 13,1 NM до плавучего маяка Drogden. Занимаем крайне правое положение и я спокойно завариваю чай на Леху потом и на себя, достаю сушки. Уже почти светло видимость отличная и мы пьем чай с сушками. После чая начинаю искать в бинокль маяк Drogden от него курсом 350 должны попасть на фарватер, ведущий к Копегагену. При подходе к плавучему маяку Drogden совсем рассвело. Уже во всю идет время моей ходовой вахты, но в таких условиях, Леха всегда рулил, а я наводил его на нужные курсы, ориентируясь на компьютер, радар и визуально в бинокль.
От маяка курс 350 и я уже наблюдаю в бинокль красные и зеленые буи ограждения фарватера на Копенгаген. Без замечаний прошли по фарвтеру , зашли во внутреннюю гавань города . Правым бортом оставили знаменитую русалку. Свернули на лево, во внутренние городские каналы. Шли пока не уперлись в мост. Развернулись двинулись обратно. Каналы узкие, берега забиты стоящими судами, пройти можно только одной лодке, встречным не разойтись. Левым бортом проходим яхтенную стоянку, вся забита, лодки впритык. Тут вижу парень машет нам табличкой с надписью “Место свободно”. Боевой разворот и мы еле еле втискиваемся между двумя яхтами.
Все, пришли. Спать хочу больше чем жить. Светит яркое солнце. Вдоль берегов канала красивые средневековые здания, полный штиль. После моря, кажется, очень жарко. Скидываю с себя непром, свитер, остаюсь в тельнике и одеваю шорты.
Достаю твердокопченую колбасу тоненько нарезаю. Разливаю по кружкам водку и пригашаю Леху. Чувствуется усталость. Мы с Лехой без пересыпа отстояли дополнительно по две вахты с гаком. Есть почти не хочется, поэтому выпиваем, закусываем колбасой и заваливаемся спать, Леха в форпике, я в кают-компании.
Яхтенная стоянка “Wilders plads”
27.05.05. 11 час. 55 мин.
Ошвартовались в Копенгагене.
55N40,52 12E35,72
ЛАГ 821NM
Проснулся через два часа. Доел остатки колбасы с хлебом, запил водкой, оделся и выполз на набережную. Надо сходить в офис марины, оформить приход и разузнать насчет душа. Не мылись уже десять суток.
А вокруг течет совершенно мирная береговая жизнь. Женщины загорают на газонах. Прыгают через скакалку, живые. Чувствуется, поотвык.
Разговорился с капитаном соседней яхты под Датским флагом. Он мыл палубу, готовясь к отходу. Узнал у него, где находится офис марины, спросил куда собирается. Он говорит – “Да вот с женой собрался по магазинам в Швецию, там дешевле”. Подождал пока они отойдут, помахал ручкой и побрел в офис.
Воядя в офис я с порога поприветствовал хоф-мастера. Он улыбнулся мне, выглянув из-за компьютера, “А-А, рашшин кэптан”, но когда я приблизился к его столу он зажал нос, покраснел и отъехав в своем кресле от меня на безопасное расстояние, не разжимая носа замычал “О-О-О, рашшин кэптан, тебе срочно нужно под душ”, сунул руку в стол и протянул мне ключ. Да, ответил я, а еще мне нужна стоянка на двое суток, 60 литров дизеля, пресная вода и электричество. Он промычал - потом, потом.
Потом так потом. По крайней мере, душ мне не повредит. Я поблагодарил и удалился.
Вернулся на лодку собрал мыльно-пузырные принадлежности и мы с Лехой отправились в душ.
После душа нанес повторный визит хоф-мастеру. Теперь я благоухал хорошей туалетной водой. “А-А рашшин кэптан, ну, вот совсем другое дело” - уже ничего не боясь произнес он. Я заплатил 77 Евр за двое суток стоянки и 230 Датских крон за 60 литров дизеля. Хоф-мастер сказал, что топливо привезет прямо на лодку перед отходом, так оно потом и получилось. Вода и электричество с берега.
Формальности были соблюдены. Теперь ничто не мешало выдвинуться в город.
Откровенно говоря, в Копенгагене навалилась тяжелейшая тоска, вспоминался дом, семья, любимая собака. Вспоминал, как мы в прошлом походе с Саней Мищихиным покоряли города по маршруту, Леха на такую роль явно не годился. В результате я шастал по городу один и Сани мне чертовски не хватало. Позвонил ему в Екатеринбург, он мне посочувствовал и утешил тем, что возможно присоединится в Тронхейме. В результате навалившейся тоски и посещения целого ряда злачных мест, я в одиночку оглушительно напился.
В воскресенье перед отходом, раненько зашел в ближайший бар, пропустить пару другую пивка. Сидел за столиком и наблюдал за опохмеляющейся с утра в воскресенье датской публикой. Экзотическое зрелише. Тетеньки чуть ли не в ночных рубашках все в татуировках, мужички, непросыхающие никогда. В общем, я чувствовал себя как дома.
С интервалом в пятнадцать минут бармен обходил столики и всем наливал какую то прозрачную жидкость, а все посетители хором подставляли свои рюмки. Когда он проходил мимо меня я спросил “ что это”, в ответ он мне показал бутылку и сообщил, что это местная, крепкая настойка (с барменом я уже был знаком и он знал, что я капитан яхты из Санкт-Петербурга). Я попросил плеснуть мне двойную, тот молниеносно исполнил заказ, я опрокинул рюмку, ну и зараза. И на этой возвышенной ноте я понял, что Копенгагена с меня хватит.
Пришел на лодку. Топливо хоф-мастер уже подвез, Леха залил его куда надо. И мы ушли.
29.05.05. 12 час. 20 мин.
Вышли на Берген
ПЕРЕХОД КОПЕНГАГЕН-БЕРГЕН
Вышли по северному фарватеру Копенгагена в пролив. Теперь курсом 0 до горла пролива Зунд, дистанция 20NM, затем курс 314 до входа в пролив Каттегат дистанция 14 NM. И выход на оперативный простор. В 18 часов прошли траверз левого борта на замок Принца Датского, увековеченного в нетленном произведения Вильяма нашего Шекспира и через какое то время подошли к повороту в горло пролива Зунд.
Все оперативный простор.
С навигационный точки зрения подход к проливу Зунд и выход из него – были самые сложные на маршруте.
Так, без суеты вперед - курс 330 дистанция 115NM, цель - вход в пролив Скагеррак и последним броском к южным берегам Норвегии - курс 275 дистанция 110 NM.
От Копенгагена до юга Норвегии – 259 NM.
Вырвавшись на оперативный простор, решил отдохнуть, а заодно устроить Лехе одиночное плавание. Молодой, пусть поработает. Сам завалился в кают-компании и придался объятиям Морфея и Бахуса. Или наоборот. Но в Скагерраке опять заступил на вахту.
Подошли к берегам Норвегии. Теперь спокойное прибрежное плавание до маяка Marsteinsboen у входа в Корсфиорд (60N08,5 5E00), ведущего к Бергену.
Как всегда ко входу в фиорд подошли в темноте, тумане и во время моей ходовой вахты. Я предварительно включил радар, для обнаружения засветки маяка и ннаблюдать береговую линию. Дисплэй радара у нас установлен так, чтобы можно было видеть его из кокпита. Леха в это время крепко спал.
Вовремя обнаружил маяк, спокойно подошел ко входу в фиорд и без замечаний в него зашел. После этого поднял Леху, сдал вахту и завалился спать. По фиорду Леха пройдет как-нибудь без меня.
К Бергену подошли в 11 часов 30 минут, шел дождь, в Бергене всегда так. На подходе опять не спал.
3.06.05. 11 час. 30 мин.
Ошвартовались в Бергене
60N23,82 5E19,34
ЛАГ 1327NM
На стоянку встали почти в том же месте, что и в прошлом походе. В центре города у средневековой, торговой набережной. Построили ее еще ганзейские купцы.
Город представляет из себя смесь достопримечательностей. Он уютен и интимен, но вместе с тем интернационален. Местные жители считают Берген чуть ли не отдельным государством. “Я не из Норвегии, я из Бергена”, говорят они. Бергенцы построили свой город между 7 высокими, отгораживающими их от соседей горами. Море связало бергенцев между собой и с остальным миром, дало возможность торговать и рыбачить. Берген называют самым дождливым городом Норвегии и воротами в королевство фиордов. Здесь же находится дом – музей норвежского композитора Эдварда Грига. Красивый город. Ничего не скажешь.
Вылез на берег походил. Холодно, сыро. Залез обратно в лодку и решил - буду отсыпаться до потери сознания. Выбрал себе книжку, включил лампочку и погрузился в сон, иногда прерываемый чтением. Так я провел часов четырнадцать. Потом вышел, погулял по набережной. Опять вспомнил Саню, как мы здесь же два года назад …
Сейчас расскажу.
В поисках ночных приключений мы тогда с Саней забрели в пешеходные кварталы Бергена. Потолкались в ночном клубе, пообщались с таксистами, которые (как и везде) осведомлены обо всем, но так ничего и не найдя осели в английском пабе. Взгромоздившись у стойки на высокие табуреты и заказав у юной леди по кружке пива, мы вступили с ней в беседу так сказать – “За жисть”, сказывался дефицит общения с противоположным полом. Юная леди, достаточно подробно (за отсутствием клиентов, мы с Саней были одни в пабе) рассказала нам, что она из Лондона, что родители преподают в бергенском университете, а она учится в этом же университете и подрабатывает в пабе.
Тут рядом с нами плюхнулся на табурет, невысокого роста мужичок и с такой скоростью вступил в дискуссию с “нашей” юной леди, что мы с Саней почувствовали себя чужими на этом празднике жизни, мне даже показалось, что это ее отец. Часы в этот момент показывали что-то около трех по полуночи.
Тут юная леди всем своим видом продемонстрировала, что пора закругляться и отошла в дальний угол стойки.
Невысокий мужичок переключил свое внимание на нас с Саней. Через три минуты мы уже знали, что он бывший пилот королевских ВВС (Великобритания), воевал во Вьетнаме, потом вышел в отставку, перебрался в Берген, женился и остался в Норвегии. Я спросил – “Где лучше?”, он удивился вопросу и ответил что-то вроде – “Все знают, что здесь”.
Еще через три минуты он выпытал у нас кто мы, откуда и куда направляемся. После чего он предложил за знакомство еще по кружке и обратился к юной леди. Та с некоторой прохладцей в голосе ответила, что время позднее, заведение закрывается и мол шли бы вы ребятки по-холодку. Тут невысокий мужичок обратился к нам и задал совершенно не свойственный (по-моему представлению о джентельменах) вопрос : “А у вас на лодке есть чего-нибудь выпить?” Я ответил: ”В любое время”. Тогда он, как на пружине соскочил с табурета и бросив мне через плечо: ”Где вы стоите?” ринулся к выходу. Мы с Саней, переглянувшись, видя такое дело, устремились вдогонку.
Что тут началось.
Впереди несся быстрый, как ртуть англичанин, за ним не без труда поспевали мы с Саней в каждом из нас не менее 100 килограмм живого веса.
Англичанин несся как ветер, перебегая улицы вне всяких правил. Для него не существовал ни красный свет, ни правила пешеходных переходов. Мы с Саней несколько раз увернулись от совершенно мирных норвежских автомобилей. Последним аккордом, уже у порта англичанин ринулся на пересечение автострады, мы не отставали и уже не обращали внимания на визг тормозов, увлеченные этой интернациональной гонкой. Англичанин сходу перемахнул через забор, разделяющий потоки движения автомобилей.
Мы также блеснули перед изумленными норвежцами неплохой спортивной формой и без потерь, миновав последний автомобильный поток, оказались на набережной гавани. Теперь оставалось только не свалиться в воду с парапета. Поскольку мы еще не знали имя англичанина, (все произошло крайне быстро) я подозревал, что ему больше всего подошло бы имя (как эсминцу) “Стремительный”, в этот отрезок своей жизни он был именно таким.
Очутившись на лодке в кают-компании. Я поставил на стол бутылку водки и миску с солеными огурцами. После первого тоста англичанин представился:”Боб”, (меня зовут Роберт, но я люблю когда меня называют – Боб). Мы с Саней назвали себя, и все пожали друг другу руки.
Когда бутылка опустела, Боб заявил: ”Сейчас я покажу вам настоящую ночную жизнь Бергена, но для этого нам надо было добраться до ближайшей стоянки такси”. После этих слов он также стремительно выскочил в кокпит, но при переходе на берег чуть не свалился за борт (Саня его поймал). Дальше у нас на пути была уже знакомая автострада с забором посередине, который Боб уже не перемахнул сходу, а перелез с моей помощью. До стоянки такси добирались уже почти шагом. Когда подошли, Боб плюхнулся на заднее сиденье Мерседеса и затих. Видимо запас стремительности был исчерпан. Своим видом он напоминал сдувшееся автомобильное колесо. Я понял, что на этом экскурс в ночную жизнь Бергена для нас завершен. Спросил Боба, есть ли у него деньги на такси, и помнит ли он, куда его везти. На что он бросил таксисту – “В горы” и Мерседес отвалил от стоянки.
А мы с Саней, уже спокойно побрели на лодку.
Вот так мы с Саней развлекались в прошлом походе, в разных городах. Леха не любитель подобного рода развлечений в связи, с чем я коротал время в одиночку, а фактически от гавани не отходил, так только кружечку пивка пропустить. Зато отоспался впрок.
Заплатил за двое суток стоянки 200 Норв. Крон. Пытался решить вопрос с душем – не удалось, опять пришлось уходить неумытым.
В воскресенье утором предложил Лехе прогуляться до знаменитого бергенского океанариума. Взяли рекламный проспект, определили направление движения и пошли (пешком, разумеется). Дошли до океанариума, купил билеты, и провели там несколько часов – забавно. Рыбы, крабы, пингвины и прочая морская нечисть. Когда возвращались в гавань усиливающийся с утра северный ветер, разогнал облака, показалось небо и засветило солнце. Выпили по стакану пива, и пришли на лодку. Ветер достигал уже 17 метров в секунду. Но идти предстояло закрытыми фиордами и мы решили отходить.
5.06.05. 17 час. ровно
Вышли из Бергена на Тромсе.