Отправлено 23 января 2005 - 16:05
Всем привет из Хабаровска!
Хотим поведать Вам о нашем маленьком путешествии по реке Амур к Шантарским островам Охотского моря. С началом зимы капитаны трёх яхт: Т-3 (швертбот Ленинградского проекта самостоятельной постройки) «Аралия» Кузьмин Сергей Андреевич, АЛ-550 (алюминиевый швертбот постройки КНАПО) «Тауди» Ценцевицкий Алексей и АЛ-550 «Риск» Лукьянец Станислав начали оформлять разрешения у пограничников на проведение дальнего спортивного плавания. Заказали новые не достающие паруса, чертили генеральные курсы на картах, измеряли расстояния, изучали лоцию и навигационную обстановку предстоящего района плавания. Изначально планировали совершить этот поход тремя вымпелами, но чем ближе приближалось лето, тем отчётливее мы осознавали свою не подготовленность. За две недели до намеченной даты старта приняли решение объединить усилия по подготовке к предстоящему походу, сформировать один экипаж и пойти одной яхтой. Состав команды сложился следующий; капитан Кузмин Сергей, старший помощник Лукьянец Станислав, боцман Аносов Сергей и штурман Ценцевицкий Алексей, яхта была выбрана «Аралия» как наиболее подготовленная к походу и более вместительная. Приступили к комплектации яхты приготовленным оборудование, инвентарём, приборами, топливом и продовольствием. Решили запасы брать с расчётом пополняемости в портах Комсомольск и Николаевск .
13 июля в 11.00 был назначен выход из яхт-клуба «Водник» города Хабаровска, в 12.00официальные проводы на центральной набережной рядом с утёсом. Пришло много провожающих: родственники ,товарищи по парусу, представители крайспорткомитета и пресса. 12.30 отошли от причала под сопровождением яхты «Роза ветров» с родственниками и соратниками по увлечению.GPS на экране зачертила наши первые километры пути, вот и началось долгожданное путешествие к далёкому загадочному архипелагу со сложной навигационной обстановкой суровой переменчиво погодой и великолепной причудливой природой.Ветер дул попутный, с первых дней пути стали устанавливать рекорды по скорости и расстоянию дневного перехода.15 июля в 11.00 причалили в яхт-клубе города Комсомольска-на-Амуре, пройдя 400 километров.
В клубе нас встретили очень тепло и радушно. Наши комсомольские коллеги по парусному спорту - неутомимые романтики, конструкторы и мастера яхтенного дела. Почти все яхты они построили или переделали своими руками, более 30 корпусов. Нам помогли пополнить запасы, дали ценные советы и напутствия. Подняв свои паруса они вышли проводить нас в Амур. 19.00 мы легли на курс порт Николаевск-на-Амуре.
Пейзажи начались меняться. Знакомый по гонкам до Комсомольска, равнинный с большими песчаными косами Амур стал протекать в горных каньонах с высокими утёсами, глубины стали подходить к отметкам 40 и более метров. Высокие сосны и ели заменили заросли тальника. Тайга в плотную подступила к Амуру. По мере приближения к порту Николаевск всё чаще стали появляться рыбаки, промышляющую летнюю кету. Чем ближе к морю, тем более зигзагообразна становилась наша траектория, мы как будто участвовали в гигантском слаломе между сплавляющихся сетей.
20 июля вошли в акваторию порта. На следующий день занимались оформлением документов на выход в море и устраняли неполадку (по дороге у нас на ходу отлетела транцевая площадка, хорошо двигатель был привязан). Подошла яхта «Ассоль» из Комсомольска-на-Амуре, они тоже двигались на Шантары. 22 июля портнадзор дал разрешение на выход. Погодная карта говорила о присутствии в районе плавания шести центров низкого давления, это обычное состояние атмосферы в данной местности.
В мелководном лимане дул северный ветер, шли под двигателем. На короткой крутой волне расшатало швертовый колодец, начала поступать вода. Мы пошли северным фарватером Невельского. Когда яхта пересекла границу амурской воды, её цвет сменился с песчано-илистой на бирюзовую. Она стала солёной, температура упала с 19 до 4 градусов Цельсия. С гребней в ракушку срывает ветром пену, проскакивают неправильные двухметровые волны поперёк основных. Два раза яхту разворачивало на обратный курс, экипаж свободный от вахты вёдрами отчерпывал ледяную воду, поступавшую из колодца. 22.00 дошли до Петровской косы, зашли в залив Счастья. Здесь Невельской со своей экспедицией остановился на зимовку. Местные рыбаки помогли заделать течь, истопили баню, угостили деликатесами. Посетив памятные места, 26 июля мы продолжили свое путешествие. Теперь нас осталось трое, Алексей после крещения водами Охотского моря, заболел. Начали проявлять себя приливы, не смотря на то, что у нас, были таблицы, нам очень трудно давалась эта наука. Два раза при осыхании, галькой расклинило шверт.
28 июля в заливе Рейнеке пополнив запас пресной воды и топлива, у местного охотника, мы вышли в открытое море. Дул юго-запад 10 метров в секунду, шли под полными парусами. Ветер крепчал, туман усиливался. Зарифили грот до середины, стаксель убрали, скорость 8 узлов. В 14.00 вышли из тумана, засветило солнце, открылся остров Меньшикова и снова исчез в густой пелене, видимость метров 30. Свист в вантах стал понемногу стихать, поставили стаксель, отдали грот. В 1.00 29 июля пришли пролив между островами Большой Шантар и Прокофьевым, по приборам. В 4.00 вышли на расчётную точку якорной стоянки, перед входом в озеро Большое (солёное). Сверили показания компаса,GPS, эхолота и бросили якорь на десятиметровой отметки глубины.
Утром туман рассеялся, перед нами открылась величественная красота островов. Отвесные красочные берега из разных геологических пород, с водопадами высотой более 100 метров, великолепные кекуры, напоминающие сказочные персонажи. Береговая линия усеяна разномастными птицами, кричащими на все голоса. Возле яхты попеременно выныривали любознательные мордашки нерп и котиков. Первозданность природы поразила нас, мы глядели как завороженные на всё это великолепие. Когда сошли на берег, нас изумил растительный мир этого северного оазиса. За короткий вегетативный период (плюсовые температуры на островах не более трёх месяцев) успевают отцвести множество трав и созревают различные ягоды, грибы. Мы попали в период цветения. Казалось что каждая травинка, каждый куст пытался выделиться из своего кричащего окружения. Ни один художник, наверное, не имел такую палитру красок. Воздух, был пропитан благоуханием множества ароматов, слегка дурманя сознание. Натоптанные медвежьи тропы как брусчатые мостовые проложены по склонам гор, они два раза в день выходят после отлива на побережье, чтобы полакомиться. При приливе вода оглушительным шумом горного потока проносится через устье в озеро, заливая всё на своём пути на высоту более четырёх метров. Потом замирает на какое-то время и с нарастающим шумом вытекает обратно в море, осушая в некоторых места на километры береговую линию. Теперь мы понимали, почему так манит к себе столь суровый и опасный уголок охотской заповедной земли.
Пробыв на островах шесть дней, 4 августа мы пришли в себя от переполнивших нас впечатлений и с чувством вселенского умиротворения отправились в обратную дорогу. Проходя участок открытого моря, перед нами открылся весь архипелаг. Видимость была на десятки миль. Мы узнавали каждый остров, сравнивая его с картой. По дороге часто встречали котиков, нерп, белух, а однажды встретили даже китов. К этому моменту мы окончательно разобрались с приливом и очень быстро, используя его силу, оказались в порту Николаевск. Там нас встречала яхта «Петуня-28», они собирались пройти до озера Мухтель в заливе Александры. В порту нас застиг сильный шторм. На закрытой акватории лодки сорвало с якоря, прижало к пирсу и сильной прижимной волной со шквальным ветром размалывало бортами о причальную стенку. После шторма приведя в порядок материальную часть, мы отправились в город Комсомольск-на-Амуре, где нас ждала ещё одна неприятность. Оказалась, что яхта «Ассоль» с экипажем из трёх человек под управлением опытнейшего капитана Курбатова Валентина, с которой мы шли параллельно, потерялась.
В Хабаровск мы вернулись 16 августа, преодолев расстояние более 3000 километров, затратив на это путешествие 34 дня, 600 литров бензина, 200 килограмм продовольствия. Но никакие затраты не сравнятся с полученными впечатлениями, хорошей морской практикой и внутренней силой для свершения новых захватывающих походов.
Экипаж яхты «Аралия»
2004 год
p.s.Фотографии есть на сайте www/taudi.narod.ru