Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Штурманский стол


Сообщений в теме: 49

#26 Лев Николаевич

Лев Николаевич

    Капитан яхты

  • Капитан
  • 3 920 сообщений
  • Из:Кондопога
  • Судно: Парусно-моторное.
  • Название: Госпожа Разлука

Отправлено 21 марта 2013 - 01:13

А размер стола такой, что на него можно положить любую, сложенную вдвое, карту. И убрать внутрь, естественно. На полностью раскрытую места не хватило. -_-

Часто встречал высказывания, что штурман теряет своё "законное" место на "массовых" яхтах новых проектов. Помнится у проекта "куттер" обосновывалась нецелесообразность потери 1,4 пог.м. внутрянки. Прогресс так сказать. Хотя, если вдуматься, пользуется им не только штурман (даже кокер пытается когда никто не видит). Отдельное рабочее пространство это, по моему, вопрос воспитания.
Кстати полностью раскрытую карту в яхтенных условиях(большинства коллег), работать не удобно. Нет возможности склонится и "разглядеть" дальний угол. А если ещё с тебя льёт ручьём... У меня полноразмерный стол на полутоннике, приходится вертеть. Убирать под крышку тоже двумя руками - "маленькая коррида".
Короче пришёл к волевому решению зажмурился и разрезал пополам обработав кромки скотчем. Теперь могу увеличить площадь полок.
  • 0

#27 УЗОН

УЗОН

    Камчадал

  • Капитан
  • 3 308 сообщений
  • Из:Камчатка
  • Судно: Trekker-41
  • Название: "Shaman"

Отправлено 21 марта 2013 - 05:44

Если будет своя лодка небольшого 28-31 футов размера, не буду красть пространство штурманским столом. Сделаю удобный очкур, где будет размещен весь прокладочный инструмент, УКВ станция, GPS-репитер. А прокладку можно сделать и на обеденном столе кают-компании. Причем, на нем это удобнее всего делать. Разложил карту, точку поставил, в журнал занес и убрал все обратно.
  • 0

#28 Лев Николаевич

Лев Николаевич

    Капитан яхты

  • Капитан
  • 3 920 сообщений
  • Из:Кондопога
  • Судно: Парусно-моторное.
  • Название: Госпожа Разлука

Отправлено 21 марта 2013 - 07:27

Если будет своя лодка небольшого 28-31 футов размера, не буду красть пространство штурманским столом. Сделаю удобный очкур, где будет размещен весь прокладочный инструмент, УКВ станция, GPS-репитер. А прокладку можно сделать и на обеденном столе кают-компании. Причем, на нем это удобнее всего делать. Разложил карту, точку поставил, в журнал занес и убрал все обратно.

Простите за вопрос, обратно карту - это куда? Или слово "очкур" подразумевает маленький стол-пенал?
Безусловно согласен что, с развитием электронных средств навигации ( в частности картплоттеров) отпала необходимость держать карту из бумаги постоянно на прокладочном столе ( особенно при проходе сложного района). Но тем не менее если они есть (бум.карты) то и место для работы должно быть отдельное. Это касается когда экипаж состоит более чем из одного лица и размеры лодки позволяют.
Всё вышесказанное является мнением личным и обязательному исполнению не подлежит. :)
  • 0

#29 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 736 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 21 марта 2013 - 09:43

У нас на одном СТ-25, когда они в Америку ходили, сделали штурманский стол откидным под подволоком каюты. Причём дальняя от входа в каюту сторона стола крепится к подволоку на петлях, а ближняя - на телескопах. Стол откидывается почти вертикально, где-то на 60°. Снизу подставочка, типа как на пианино для нот. На ней лежит инструмент. Штурман работает, сидя на ступеньке трапа. После работы стол можно либо оставить откинутым, тогда карта прекрасно видна рулевому, либо поднять к подволоку и защёлкнуть патефонной защёлкой. При этом карта и инструмент остаются лежать на столе, никому не мешают, и всегда готовы к работе... Кстати, сидя непосредственно под входным люком, очень удобно брать пеленги. Встал, "стрельнул", сел, нанёс...

Сообщение отредактировал 2191: 21 марта 2013 - 09:58

  • 2

#30 Nota

Nota

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 121 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Нева-1
  • Название: Нота

Отправлено 21 марта 2013 - 10:59

Александр Романович ,а разве сейчас по картплоттеру не ходят (я бывает сам себе противоречу),карту можно разложить и на столе в хорошую погоду ,а ... держи себя подальше от опасности .
ИМХО прокладку сейчас навряд ли кто ведет графическим способом ,но научится стоит ,даже на реке .


Прокладку вести не обязательно, а поставить точечку на бумажную карту полезно (также полезно иметь магнитный компас) на случай, если сядут батарейки или американцы отключат ЖПС.

П.С. Точка, полученная в результате определения места .., называется обсервованным местом корабля. Она обводится кружочком, над которым в виде дроби записывается время определения и отсчет лага. Данные прокладки записываются в навигационный журнал. Контрольные определения места производятся не реже чем через 1 ч и в зависимости от обстановки в районе плавания: ветра, течения, видимости, наличия навигационных опасностей и др. http://morskoedelo.ru/navig1.html

Сообщение отредактировал Nota: 21 марта 2013 - 11:01

  • 0

#31 Renown

Renown

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 622 сообщений
  • Из:Заречный
  • Судно: Westerly Renown
  • Название: Nascha

Отправлено 21 марта 2013 - 16:19

Что ж Вы весь форум заполонили этими анахронизмами? Вот как должно выглядеть рабочее место штурмана яхты, которая много ходит:

Здесь главное оборудование - карта мира.
  • 0

#32 Maks SS

Maks SS

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 322 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Raketa 970
  • Название: Flavis

Отправлено 21 марта 2013 - 20:26

Вам же на Драждетту? Я бы исходил от той электроники, с которой будите работать... Это большой Чартплоттер или Влагозащищенный ноут, Оснавная проблема как это все распределить, чтоб удобно видеть, чтоб можно было карту развернуть (или альбом на худой конец) и в блокноте ручкой писать.. Ну и чтоб ногами упереться можно было. Я представляю себе так, что ты внизу, на штурманке в шторм сидишь и смотришь куда там молодняк рулит, и тебе комфортно и никуда не кидает :) а по приборам ты все видишь.. и раз в полчаса выныриваешь визуально горизонт осмотреть.. И тебе хорошо и комфортно:) Понятно что по картам бумажным сейчас никто не ходит, но иметь для них место надо..
  • 0

#33 Alexey_R

Alexey_R

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 138 сообщений
  • Из:Oxford

Отправлено 21 марта 2013 - 21:21

А утилизация гроба ? - при развитии современного общепита, гробы часто только дети поместятся с комфортом поэтому вариант штурманского стола типа такого выдвижного в гроб:Выдвижной стол Стол задвинут

Другой вариант видел на переборку Альбин Веге, там стол распладывался над мойкой,a когда не нужен - складывался вверх к задней переборке.

Третий совсем бюджетный вариант - Portable Chartmaster на обычном столе или другой плоской поверхности.

Сидеть у навигаторского столика долго шкиперу не надо - и это не мое мнение - это пропулярная ошибка на Yachtmaster - там требуется - проверил приборы, глянул где ты на карте, заполнил лог и все (5 минут ) и занят другими делами еще час-два.

Сейчас вообще народ на чартплотеры перешел или как бюджетный вариант - планшет в чехле (типа iPad в Lifeproof Nuud кейсе).Т.e. из обязаловки остался только бумажный лог (журнал) вести.

Отдельное место как из книжки показано - обязательно иметь если есть радар - ибо человеку кто на радаре сидит должно быть удобно там долго сидеть. В остальных случаях это опция если позволяет место

Сообщение отредактировал Alexey_R: 21 марта 2013 - 21:25

  • 0

#34 Лев Николаевич

Лев Николаевич

    Капитан яхты

  • Капитан
  • 3 920 сообщений
  • Из:Кондопога
  • Судно: Парусно-моторное.
  • Название: Госпожа Разлука

Отправлено 23 марта 2013 - 12:24

У нас на одном СТ-25, когда они в Америку ходили, сделали штурманский стол откидным под подволоком каюты. Причём дальняя от входа в каюту сторона стола крепится к подволоку на петлях, а ближняя - на телескопах. Стол откидывается почти вертикально, где-то на 60°. Снизу подставочка, типа как на пианино для нот. На ней лежит инструмент. Штурман работает, сидя на ступеньке трапа. После работы стол можно либо оставить откинутым, тогда карта прекрасно видна рулевому, либо поднять к подволоку и защёлкнуть патефонной защёлкой. При этом карта и инструмент остаются лежать на столе, никому не мешают, и всегда готовы к работе...

Кстати, сидя непосредственно под входным люком, очень удобно брать пеленги. Встал, "стрельнул", сел, нанёс...

Оригинально, решение для малых яхт - приемлемое. В открытом море. В эпоху бумажных карт.
Интересно в каких ситуациях "посылали" штурмана вместе с его столом... "на взять пеленг".
Вообще ход в рубку место "раздора". :)
  • 0

#35 Negoro

Negoro

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 025 сообщений
  • Из:Камчатка

Отправлено 23 марта 2013 - 16:55

За место под солнцем на ступеньках трапа всегда приходилось бороться.

Сообщение отредактировал Negoro: 23 марта 2013 - 16:56

  • 0

#36 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 226 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 24 марта 2013 - 04:28

За место под солнцем на ступеньках трапа всегда приходилось бороться.

"Настоящие моряки в проходе не стоят!" так говаривал Главный по парусу на Сахалине
  • 0

#37 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 226 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 24 марта 2013 - 05:50

... из обязаловки остался только бумажный лог (журнал) вести...

Делом организации штурманской службы на судах компании мне приходится заниматься самым непосредственным образом - посещаю пароходы и в числе прочего проверяю кто чего недописал из обязательного. А обязательным в настоящее время остаются тесты, проверки, тренировки согласно SOLAS, ну и прочих компанейских распоряжений. Уже с трудом можно восстановить прокладку только по одним записям в судовом журнале. Да и журналов развелось как грязи и везде нужно что-то записать обязательно. Существуют электронные средства записи, как Voyage Data Recorder или в памяти ECDIS, но записи на бумаге остаются. Так это на больших пароходах, а кто регламентирует обязятельность записей на личной прогулочной яхте? Или более конкретный вопрос - для чего вы ведете судовой журнал на яхте? Кому это нужно? Как-то давно расследовался случай столкновения вышедшего из новостроя большого противолодочного корабля в Ленинградском морском канале с землеотвозной шаландой. С БПК предоставили записи четырех журналов, в которых комиссия нашла массу нарушений. А с шаланды - ничего, ну не вели они журнал, с них и взятки гладки. так что осторожнее с записями в судовом журнале, может, вы пишете на самого себя. Ну или другой пример - еще курсантом участвовал в дальнем плавании на яхте и капитан говорил, мол, ребята, ведите записи, потом пригодится для воспоминаний. Он действительно написал книгу о том плавании. так может это причина? Сразу отвечу за себя - никаких записей на яхте не веду, с бумажной картой сверяюсь только в сомнительных случаях, основываясь на практике - знать на память карту района плавания.
  • 1

#38 Negoro

Negoro

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 025 сообщений
  • Из:Камчатка

Отправлено 24 марта 2013 - 07:13

"Настоящие моряки в проходе не стоят!" так говаривал Главный по парусу на Сахалине

Зато удобно-то как! Попа не мерзнет, голове не жарко, и всегда видно, где наливают круговой обзор хороший!

Прикрепленные изображения

  • IMAG0063-1.jpg

  • 1

#39 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 736 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 24 марта 2013 - 15:12

Оригинально, решение для малых яхт - приемлемое. В открытом море. В эпоху бумажных карт.
Интересно в каких ситуациях "посылали" штурмана вместе с его столом... "на взять пеленг".
Вообще ход в рубку место "раздора". :)

Хороший штурман работает быстро, трап занимает недолго. Во время работы штурмана хорошая команда работает на него, стараясь не мешать, ибо слишком много от его работы зависит. Так что никто никого никуда не посылал.

Да и где ещё на 25-ке можно разместить "полноценный" штурманский стол размером в половину морской карты?
  • 0

#40 Лев Николаевич

Лев Николаевич

    Капитан яхты

  • Капитан
  • 3 920 сообщений
  • Из:Кондопога
  • Судно: Парусно-моторное.
  • Название: Госпожа Разлука

Отправлено 24 марта 2013 - 19:14

Так что никто никого никуда не посылал.

Очень хорошо, Дмитрий, что за экипаж где "кто-то кого-то куда-то". Хотя бывают случаи... не приведи Господи. Надеюсь, что воспоминания о взаимоотношениях в путешествии только положительные.
Сам я журнал ( дневник) веду, причём в одининочку более подробный, с экипажем забот почему то прибавляется и записи сводятся к минимуму.
К " организации службы" на круизной яхте отношусь ( как капитан) положительно, а как человек - понимаю, что не надо портить друзьям и близким удовольствие. Всё хорошо в меру, тогда и экипаж посмотрит на "заскоки" кэпа - лояльно и долей юмора.
  • 0

#41 Renown

Renown

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 622 сообщений
  • Из:Заречный
  • Судно: Westerly Renown
  • Название: Nascha

Отправлено 25 марта 2013 - 03:30

Делом организации штурманской службы на судах компании мне приходится заниматься самым непосредственным образом - посещаю пароходы и в числе прочего проверяю кто чего недописал из обязательного. А обязательным в настоящее время остаются тесты, проверки, тренировки согласно SOLAS, ну и прочих компанейских распоряжений. Уже с трудом можно восстановить прокладку только по одним записям в судовом журнале. Да и журналов развелось как грязи и везде нужно что-то записать обязательно. Существуют электронные средства записи, как Voyage Data Recorder или в памяти ECDIS, но записи на бумаге остаются. Так это на больших пароходах, а кто регламентирует обязятельность записей на личной прогулочной яхте? Или более конкретный вопрос - для чего вы ведете судовой журнал на яхте? Кому это нужно? Как-то давно расследовался случай столкновения вышедшего из новостроя большого противолодочного корабля в Ленинградском морском канале с землеотвозной шаландой. С БПК предоставили записи четырех журналов, в которых комиссия нашла массу нарушений. А с шаланды - ничего, ну не вели они журнал, с них и взятки гладки. так что осторожнее с записями в судовом журнале, может, вы пишете на самого себя. Ну или другой пример - еще курсантом участвовал в дальнем плавании на яхте и капитан говорил, мол, ребята, ведите записи, потом пригодится для воспоминаний. Он действительно написал книгу о том плавании. так может это причина? Сразу отвечу за себя - никаких записей на яхте не веду, с бумажной картой сверяюсь только в сомнительных случаях, основываясь на практике - знать на память карту района плавания.

Вот, раз такое дело, что капитан записи не ведет, я тоже не буду, только для памяти, чтобы книгу написать.
А бумажные карты у нас положено иметь на борту. Я сейчас покупаю обзорные карты целых водоемов для проверки, а детальные - в электронном виде и в лоциях на бумаге.

Большие карты удобнее всего расстилать в носовой каюте на койке, там места много и стоять можно в любую погоду в распорку. Нужен только относительный порядок.

У меня как раз выдвижной стол, но я им не пользуюсь, удобнее или на обеденном столе, или в носовой каюте. Места нет для постоянного стола достаточного размера.
  • 0

#42 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 736 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 25 марта 2013 - 09:19

Я представляю себе так, что ты внизу, на штурманке в шторм сидишь и смотришь куда там молодняк рулит, и тебе комфортно и никуда не кидает :) а по приборам ты все видишь.. и раз в полчаса выныриваешь визуально горизонт осмотреть..
И тебе хорошо и комфортно:)

А если ещё камеру кругового обзора на топ вывести... :rolleyes:
  • 0

#43 Negoro

Negoro

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 025 сообщений
  • Из:Камчатка

Отправлено 25 марта 2013 - 10:28

А если ещё камеру кругового обзора на топ вывести... :rolleyes:

Радара хватит. Круговой визуальный обзор пусть рулевой ведет.
  • 0

#44 Alexey_R

Alexey_R

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 138 сообщений
  • Из:Oxford

Отправлено 25 марта 2013 - 23:33

А если ещё камеру кругового обзора на топ вывести... :rolleyes:

Тут противоречие есть. Если прятаться от плохой погоды,то без вида горизонта - начинает немного мутить (то бишь риск моркосй болезни) - отходит если закрыть глаза и вздремнуть (на вахте ? это как).
А если погода хорошая и не болтает - то чего сидеть внутри ? Если вы не в Арктике конечно.

Та же проблема с приборами, радарами всякими, оно конечно круто все - но смотреть надо или на приборы или на куда плывешь. Современные чартплотеры конечно супер - можно все вывести туда и тебе карта и радар и глубины - глаз не оторвать (помимо цены - последние тоже недостаток). Но все зависит от района плаванья конечно. Для дневного перехода плана пилотажа вполне хватит намалевоанного на A4 в чехле от туристических карт или как тут народ делает от Тетропака упаковка - маркером на внутренней стороне. Все ясно и понятно. Хотя если наверное ходить дольше все же карту надо, oсобенно если навигация не простая или зоны разделения трафика рядом (если туда сунуться не так - штрафанут не по детски).
Поэтому ночью конечтно не плохо двоих вахтенных иметь -один на приборах - другой наверху башкой крутит. Хорошо рейсерам - у них в команде народа много, крузерам с малым экипажем (одиночкам) чем проще тем лучше. Но это мое личное мнение конечно.

Идея с V койкой тоже по моему интересная - кстате в проходе можно сделать крепление для седушки какой нибуть (типа аля Contessa 26 - там так тесно у камбуса стоять нельзя поэтому в проходе ставиться доска сиденье и чел сидит по или против движенияСидушка)
  • 0

#45 newerewer

newerewer

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 173 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Бермудский Шлюп
  • Название: Dragetta

Отправлено 26 марта 2013 - 01:03

Друзья, спасибо за мысли и суждения. Да, на Дражетте штурманское место вполне приличное, просторное и недалеко от кокпита. Все навигационные инструменты имеют репитеры в кокпите, кроме чарталотера. Стол с откидной крышкой, объемное пространство для всего внутри стола. Хожу один или вдвоем, журнал имею, но не веду, прокладываюсь по чартплотеру (SIMRAD), бумажные карты района плаванья держу под рукой, но пользуюсь редко, для "тыканья пальцем" за чаем, типа - куда пойти? Лоцию читаю. За штурманским столом провожу на ходу достаточно много времени если на дворе ночь, лодка на автопилоте, погода и обстановка позволяет, придумал, как можно даже спать комфортно, чего в темноте на рыбацкие огни таращиться?, я рыбаков итак на радаре вижу. Сидение с погибью, на кренах сидеть удобно, распереться ногами на качке тоже можно. Сейчас лодка в ремонте, штурманское место снесено полностью, вот я и решил обратиться к общественности, узнать нынешний тренд, что бы учесть предложения в процессе постройки.
  • 0

#46 kokin96

kokin96

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 719 сообщений
  • Из:Бердянск
  • Судно: Т2
  • Название: Орион

Отправлено 07 апреля 2013 - 23:40

Как по моему, хорошее штурманское место было на "Таурусах". И по удобству и место и компоновка. Может это и по тому что я учился дальним переходам именно на "Таурусах" Сейчас у меня "Цефей" и там особо места нет для полноценного штурманского стола, к сожалению. И, для себя, вижу такой вариант - предварительную прокладку на настоящей карте. На ходу GPS, с "подсматриванием" в ксерокопию нормальной карты. Ксерокопия хороша тем что и сложу как хочу, как удобно а не как положено. Да и подмочить не особо жалко отметки не обязательно карандашом - хоть бы и маркером все одно бумага одноразовая, если и остается так для памяти да и то не все. А журнал - на онодневных прогулках я не веду. А как дальше идти то под рукой практически все время черновик, а нормальный, официальный( там где он есть - иногда на небольшие рыболовецкие суда нанимаюсь) заполняю на стоянке, по приходу. Не спеша, вдумчиво и обстоятельно.

Сообщение отредактировал kokin96: 07 апреля 2013 - 23:42

  • 0

#47 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 20 декабря 2013 - 05:14

Приглашаю поделиться мыслями по организации пространства штурманского стола. Размеры, объем внутри (под крышкой),приборы и их расположение, сидение, близость к кокпиту и т.д.

После долгой борьбы с самим сабой и опыта штормого плавания переделал многое, включая и штупманско-камбузную часть. Общая планировка осталась прежней, но стало просторней для инструмента, карт, посуды, печки. Надо отметить, что мой штурманский стол (на лодке) служит не только по своему прямому назначению, а чаще просто как место отдыха: почитал, пописал и лодка прстоянно под контролем, карты в сухом столе, инструменты рядом...

Прикрепленные изображения

  • Общий.jpg
  • Штурм2.jpg
  • Штурм1.jpg
  • камбуз2.jpg
  • камбуз1.jpg

  • 0

#48 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 669 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 20 декабря 2013 - 13:33

После долгой борьбы с самим сабой и опыта штормого плавания переделал многое, включая и штупманско-камбузную часть. Общая планировка осталась прежней, но стало просторней для инструмента, карт, посуды, печки. Надо отметить, что мой штурманский стол (на лодке) служит не только по своему прямому назначению, а чаще просто как место отдыха: почитал, пописал и лодка прстоянно под контролем, карты в сухом столе, инструменты рядом...

Елки-палки. Почти один в один, как у меня. У Вас полупереборки скруглены, пластиком отделано, поаккуратней все. А так и штурманский, и камбуз - близнецы-братья.   :happybirth:

И койки там же.  :D


  • 0

#49 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 20 декабря 2013 - 13:53

Елки-палки. ... близнецы-братья.   :happybirth: И койки там же.  :D

"Так бывает" - сказал б моя внучка :D. У кого там мысли сходятся, да еще на таком растоянии... Под "койками-гробами" с пр.борта водяной танк 100 л. с л.б. - продуктовый ларь. Сидушки поднимаются к трапу - тоже ящики. Трап убирается - там движок, забортная помпа на переднем маховике, тут же и холодильник.
  • 0

#50 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 736 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 20 декабря 2013 - 20:31

Надо отметить, что мой штурманский стол (на лодке) служит не только по своему прямому назначению, а чаще просто как место отдыха: почитал, пописал и лодка прстоянно под контролем, карты в сухом столе, инструменты рядом...

Наша знаменитая К.Б. Магнитская, к сожалению не так давно ушедшая от нас в лучший мир, на штурманке своего "Алькора" когда-то кандидатскую диссертацию написала, и много всяких научных статей... :)


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей