Перейти к содержимому

- - - - -

Вариации на тему системы охлаждения стационарного мотора


  • Закрытая тема Тема закрыта
Сообщений в теме: 72

#1 Гость_Dobermann_*

Гость_Dobermann_*
  • *******

Отправлено 27 июля 2013 - 10:28

Собираю мнения: :innocent:

Сейчас готовлю себе моторчик, и как раз пришло время собрать систему охлаждения. Моторчик четырехтактный, система охлаждения двухконтурная, с теплообменником.

Если традиционно - мех. помпа качает воду постоянно, то в водно-моторном спорте помпами никто не заморачивается (оно и понятно), вода прокачивается скоростным напором.

Вот и я задумался скрестить ужа с ежом  :innocent: ...

Идея проста: ставим электрическую помпу, делаем параллельный канал с водозаборником, которые перекрывается клапаном с соленоидом, в этом канале стоит датчик давления. Пока давление не дастигло каких то определенных значений, канал закрыт, качает электрическая помпа. Давление достигло нужных значений - клапан открылся, помпа отключилась...

 


  • 0

#2 Трибун

Трибун

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 656 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Катер
  • Название: Самопал

Отправлено 27 июля 2013 - 10:34

Вы бы озвучили тип судна, режим движения, предполагаемую скорость, мощность.


  • 0

#3 Гость_Dobermann_*

Гость_Dobermann_*
  • *******

Отправлено 27 июля 2013 - 14:21

Вы бы озвучили тип судна, режим движения, предполагаемую скорость, мощность.

 

Глиссирующее, разумеется. При 45 км/ч показания манометра - 0.8 кгс, на 50 км/ч - 1 кгс. Так что заоблачных скоростей не нужно...

А мощность причем?


  • 0

#4 riv222

riv222

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 128 сообщений
  • Из:Riga

Отправлено 27 июля 2013 - 15:42

Почему-бы и нет? Наши водомоторники тоже все потоком охлаждались, все прекрасно работало.Мне кажется,что надо просто просчитать диаметр заборной "дынки" и сечение трубопровода,исходя из минимальной скорости на которой отключать помпу и все получится.


  • 0

#5 катерщик

катерщик

    ИМХО........

  • Мастер
  • 20 745 сообщений
  • Из:Ростов на Дону
  • Судно: катер

Отправлено 27 июля 2013 - 18:11

Любое усложнение конструкции, ведёт к падению надёжности.

Самые надёжные системы на гулянках, калабухах и азовчанках, но там нет даже редуктора.


  • 0

#6 Гость_Dobermann_*

Гость_Dobermann_*
  • *******

Отправлено 27 июля 2013 - 22:10

Любое усложнение конструкции, ведёт к падению надёжности.

 

 

Не соблаговолит ли многоуважаемый дон добавить чуточку аргументации к этой сентенции: а то я, то ли по скудоумию, то ли по отсуствию опыта до конца не понимаю где меня ожидает это самое "падение надежности"...

 

 

ЗЫ: первый пост писал на бегу, поэтому, возможно, до конца не понят: я ожидаю аргументации против подобного скрещивания двух систем... Возможны ли проблемы при переключениях с одной на другую, и пр. в этом роде... Каждая из этих систем сама по себе надежна достаточно...


Сообщение отредактировал Dobermann: 27 июля 2013 - 22:11

  • 0

#7 jeeet

jeeet

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 2 971 сообщений
  • Из:Mars

Отправлено 27 июля 2013 - 22:42

Идея проста: ставим электрическую помпу, делаем параллельный канал с водозаборником, которые перекрывается клапаном с соленоидом, в этом канале стоит датчик давления. Пока давление не дастигло каких то определенных значений, канал закрыт, качает электрическая помпа. Давление достигло нужных значений - клапан открылся, помпа отключилась...

Зачем? Что бы снизить затраты на привод помпы? Так электрическая и так отбирает 20-40% от затрат на привод механической. Т.е. имеет смысл ставить электрическую, и не городить со скоростным напором, который, к тому же, не очень надёжен на волнении.

 

Можно подумать над раздельным охлаждением компонентов -- т.е. многосекционными вариантами насосов, сделав обратную связь по t, например, масло, собственно двигатель, если что -- выпуск (или в только в ленте будет?). Да, электронику ещё охлаждать нужно ;)

 

P.S. Интересно какие изменения будут в прошивке?


  • 0

#8 катерщик

катерщик

    ИМХО........

  • Мастер
  • 20 745 сообщений
  • Из:Ростов на Дону
  • Судно: катер

Отправлено 27 июля 2013 - 23:16

Не соблаговолит ли многоуважаемый дон добавить чуточку аргументации к этой сентенции: а то я, то ли по скудоумию, то ли по отсуствию опыта до конца не понимаю где меня ожидает это самое "падение надежности"...

 

 

ЗЫ: первый пост писал на бегу, поэтому, возможно, до конца не понят: я ожидаю аргументации против подобного скрещивания двух систем... Возможны ли проблемы при переключениях с одной на другую, и пр. в этом роде... Каждая из этих систем сама по себе надежна достаточно...

Т.е. если скрестить 10 простейших и надёжнейших систем - надёжность увеличится в десять раз?!

Я бы нах такие ненадёжные 10 систем не рассматривал, а занялся бы изучением существа вопроса, чтобы выбрать одну - действительно максимально надёжную.

 

Подозреваю, что нынешние советские ракеты потому и падают, что по десять ненадёжных систем имеют.


  • 0

#9 катерщик

катерщик

    ИМХО........

  • Мастер
  • 20 745 сообщений
  • Из:Ростов на Дону
  • Судно: катер

Отправлено 27 июля 2013 - 23:21

возможно, до конца не понят:

Извините, но здесь почти ни кто, не претендует на истину в последней инстанции, т.ч. читающие Вас могут оказаться глупее Вас, но это совсем не значит, что их мнение не легитимно.

(во загнул!)


  • 0

#10 Трибун

Трибун

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 656 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Катер
  • Название: Самопал

Отправлено 28 июля 2013 - 00:40

 я ожидаю аргументации против подобного скрещивания двух систем... Возможны ли проблемы при переключениях с одной на другую, и пр. в этом роде... Каждая из этих систем сама по себе надежна достаточно...

В этом ключе мои сомнения. Считаю, что у электропомпы единственное достоинство - простота вживления в любую систему.

Какие вижу недостатки. Не знаю электрических самовсасывающих помп, обычно они центробежные, а с ними имел печальный опыт - даже ниже ВЛ, хапнув воздуся, она затыкается и вновь оживает только после ея выключения. Аналогичные игрища имел и с откачной помпой. Но, отмечу, что в первом случае имел не напорный водозаборник, а нейтральный, но размещенный в зоне максимального давления глиссирующей поверхности. Допускаю, что напорный водозаборник возможно смог бы вытолкнуть воздух из помпы, но проверять это было сложновато.

О клапане. ЦБ помпа не перекрывает канал и при переходе на напор, возможно достаточно просто ее выключать при одном общем канале приема воды.


  • 1

#11 Метчик

Метчик

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 15 330 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: метчик
  • Название: буся

Отправлено 28 июля 2013 - 00:45

Газелевская помпа дополнительной печки отлично продувается в выключенном состоянии.Я бы просто включил ее последовательно с охлаждением от напора воды и не выключал вообще.Если вдруг она накроется то иметь в лодке запасную.Собственно именно так я собираюсь сделать на своей лодке.Вот хватит ли ее производительности для охлаждения Вашего теплообменника я не знаю?
  • 0

#12 вет

вет

    для каторги и флота любой сгодится

  • Капитан
  • 3 085 сообщений
  • Из:хз
  • Судно: хз

Отправлено 28 июля 2013 - 00:46

Любое усложнение конструкции, ведёт к падению надёжности.

Самые надёжные системы на гулянках, калабухах и азовчанках, но там нет даже редуктора.

Думал от газели насос с краном простым и тройником замутить тожь..(редуктор валяется)..потом сильней подумал и плюнул...


  • 0

#13 Гость_Dobermann_*

Гость_Dobermann_*
  • *******

Отправлено 28 июля 2013 - 00:57

Зачем? Что бы снизить затраты на привод помпы? Так электрическая и так отбирает 20-40% от затрат на привод механической. Т.е. имеет смысл ставить электрическую, и не городить со скоростным напором, который, к тому же, не очень надёжен на волнении.

 

Можно подумать над раздельным охлаждением компонентов -- т.е. многосекционными вариантами насосов, сделав обратную связь по t, например, масло, собственно двигатель, если что -- выпуск (или в только в ленте будет?). Да, электронику ещё охлаждать нужно ;)

 

P.S. Интересно какие изменения будут в прошивке?

 

Это все природая лень...  :innocent:

С электрическими помпами тоже не все гладко : бесконтактные автопомпы, с пластиковыми импеллерами, самый распространенный и доступный вариант, боятся завоздушивания... У помп вихревого типа чуть лучше, но та же болячка и они меньше распространены. Помпы с резиновыми крыльчатками лишены этих недостатков, но  имеют другие...

Да и не нашел я электрических...  Кроме того, потребление тока такой помпой, к бабке не надо ходить, будет не меньше 10-15А... 

А скоростной напор - вот он, пользуйся на здоровье... Периодическое завоздушивание системы, да... Будет! Но оно некритично, мне кажется...


  • 0

#14 Гость_Dobermann_*

Гость_Dobermann_*
  • *******

Отправлено 28 июля 2013 - 01:00

 

Какие вижу недостатки. Не знаю электрических самовсасывающих помп, обычно они центробежные, а с ними имел печальный опыт - даже ниже ВЛ, хапнув воздуся, она затыкается и вновь оживает только после ея выключения. Аналогичные игрища имел и с откачной помпой. Но, отмечу, что в первом случае имел не напорный водозаборник, а нейтральный, но размещенный в зоне максимального давления глиссирующей поверхности. Допускаю, что напорный водозаборник возможно смог бы вытолкнуть воздух из помпы, но проверять это было сложновато.

О клапане. ЦБ помпа не перекрывает канал и при переходе на напор, возможно достаточно просто ее выключать при одном общем канале приема воды.

Вот-вот...

Я с бесконтактными помпами дела не имел, но если она не перекрывает канал, то все еще больше упрощается...


Сообщение отредактировал Dobermann: 28 июля 2013 - 01:12

  • 0

#15 Гость_Dobermann_*

Гость_Dobermann_*
  • *******

Отправлено 28 июля 2013 - 01:11

 

 

Можно подумать над раздельным охлаждением компонентов -- т.е. многосекционными вариантами насосов, сделав обратную связь по t, например, масло, собственно двигатель, если что -- выпуск (или в только в ленте будет?). Да, электронику ещё охлаждать нужно ;)

 

P.S. Интересно какие изменения будут в прошивке?

 

Я здесь не фантазировал. Двигатель и масло охлаждаются по замкнутому циклу, а уже ОЖ охлаждаем через теплообменник. Выхлопной коллектор охлаждаем водичкой после теплообменника. Все довольно стандартно. 


  • 0

#16 Гость_Dobermann_*

Гость_Dobermann_*
  • *******

Отправлено 28 июля 2013 - 12:17

а занялся бы изучением существа вопроса, чтобы выбрать одну - действительно максимально надёжную.

 

Подозреваю, что нынешние советские ракеты потому и падают, что по десять ненадёжных систем имеют.

 

 Не могу сказать, что не занимался этим. Поэтому и возникла озвученная идея.

Я с  Трибуном согласен по поводу электрической бесконтактной помпы центребежного типа: она не самовсасывающая, следовательно крайне ненадежна....

Но вот бесконтактная вихревого типа - помпа самовсасывающая, и нужно только обеспечить заполнение корпуса водой на пуске. Кроме того - она обеспечивает неплохой напор... (такие помпы есть на подвесниках: Привет 22, 25, и наш МС-40. Моторами этими владел, так что знаю о чем говорю)...Недостаток - боится завоздушивания на пуске... В силу особенностей конструкции корпуса этой помпы совсем несложно разместить ее так, чтоб она была всегда заполнена водой...

Почему второй канал для скоростного напора: зазоры между корпусом и рабочим колесом помпы очень малы, поэтому она для скоростного напора будет препятствием... 


  • 0

#17 Гость_Dobermann_*

Гость_Dobermann_*
  • *******

Отправлено 28 июля 2013 - 12:50

Пример организации  водозабора к помпе и напорной трубке:

Прикрепленные изображения

  • Водозаборники.jpg

Сообщение отредактировал Dobermann: 28 июля 2013 - 12:52

  • 0

#18 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 874 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 28 июля 2013 - 16:17

Самое плохое в электрической помпе, это то, что она работает на холостых оборотах и малом ходу, когда скоростного напора нет. А охлаждать, в общем-то и нечего. И в это-же самое время, навешеный на моторе генератор нифига не вырабатывает. Всё вместе взятое в простейшм случае чревато тем, что можно высадить стартёрный аккумулятор. Дальнейший геморрой можно представить в меру фантазии.

 

Вот кстати и коллега волговод тем-же вопрсом озаботился:

http://forum.katera....vodi/?p=1397768


  • 1

#19 SKR

SKR

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 8 024 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: нет

Отправлено 28 июля 2013 - 19:02

Самое простое решение, это центробежная помпа на базе восьмёрочного семейства. Если к ней добавить электромуфту, то по давлению в магистрали, не по скорости, а именно по давлению, можно помпу отключать, она свободно пропустит поток дальше. Конечно, можно сказать, что резиновая или вихревая помпы постоянного действия проще, но при этом придётся смириться с потерей мощности в районе 3-5-ти сил и соответствующем перерасходе топлива. Экономия небольшая, можно и не париться, но есть вопрос ТС, это ответ на него. Электромуфту не обязательно брать от компрессора кондиционера, можно заказать, их делают в Златоусте и на такую мощность её цена вполне кошерна.

 

http://www.electromagnit.ru/

 

Чертёж для примера.

Прикрепленные изображения

  • ЕСМ 3-80.jpg

  • 0

#20 катерщик

катерщик

    ИМХО........

  • Мастер
  • 20 745 сообщений
  • Из:Ростов на Дону
  • Судно: катер

Отправлено 28 июля 2013 - 19:40

Прочитал развитие темы и посетила мысль "зачем просто, если можно сложно" ..................... и мотор совсем не жалко.

Собственно "шаловливые ручки" в действии!


  • 1

#21 oleg555

oleg555

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 451 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: Казанка 5М2, Амур

Отправлено 28 июля 2013 - 20:54

Прочитал развитие темы и посетила мысль "зачем просто, если можно сложно" ..................... и мотор совсем не жалко.

Собственно "шаловливые ручки" в действии!

Да ладно, хочется человеку...Если бы меня так приперло, то я бы не стал морочиться с автоматикой, а сделал бы так: после помпы поставил бы краник с ручным управлением (навроде как в отопителе авто) и концевик - типа, вытянул тросик, кран перекрылся и заодно отключил помпу (и контрольный светодиодик вкрячить).


  • 0

#22 катерщик

катерщик

    ИМХО........

  • Мастер
  • 20 745 сообщений
  • Из:Ростов на Дону
  • Судно: катер

Отправлено 28 июля 2013 - 21:15

поставил бы краник с ручным управлением

Боже, сколько же моторов уложено такими ручками ..................... и сколько ещё будет уложено!!! ........................ с полной уверенностью в гениальной простоте своего рукоблудия!

 

К счастью настоящие мореходы, занимающиеся настоящими водоплаваниями, таким гениально-рукоблудным мытарствам не подвержены - что и гаранти .............спасает их от беды.

...Если бы меня так приперло, ...................................

Многих торкает, но всех по разному.


Сообщение отредактировал катерщик: 28 июля 2013 - 21:14

  • 0

#23 oleg555

oleg555

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 451 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: Казанка 5М2, Амур

Отправлено 28 июля 2013 - 21:16

Боже, сколько же моторов уложено такими ручками ..................... и сколько ещё будет уложено!!! ........................ с полной уверенностью в гениальной простоте своего рукоблудия!

 

К счастью настоящие мореходы, занимающиеся настоящими водоплаваниями, таким гениально-рукоблудным мытарствам не подвержены - что и гаранти .............спасает их от беды.

Тогда проще вообще не жить, сразу ящик заколотить и успокоиться.

 

Опыт ниоткуда не возьмется, да и прогресс надо кормить.

 

Если что, идет обмен мнениями, гении не участвуют.


Сообщение отредактировал oleg555: 28 июля 2013 - 21:41

  • 0

#24 SKR

SKR

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 8 024 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: нет

Отправлено 28 июля 2013 - 21:37

Боже, сколько же моторов уложено такими ручками ..................... и сколько ещё будет уложено!!! ........................ с полной уверенностью в гениальной простоте своего рукоблудия!

 

К счастью настоящие мореходы, занимающиеся настоящими водоплаваниями, таким гениально-рукоблудным мытарствам не подвержены - что и гаранти .............спасает их от беды.

Многих торкает, но всех по разному.

Шура, не занудничайте, вам это не идёт!


  • 0

#25 катерщик

катерщик

    ИМХО........

  • Мастер
  • 20 745 сообщений
  • Из:Ростов на Дону
  • Судно: катер

Отправлено 28 июля 2013 - 21:47

Тогда проще вообще не жить, сразу ящик заколотить и успокоиться.

 

Опыт ниоткуда не возьмется, да и прогресс надо кормить.

 

Если что, идет обмен мнениями, гении не участвуют.

Думаете предложу ставки, на бои прошлого века?

 

 

Таки понятно, что мнениями - а гении транслируют истину.

Шура, не занудничайте, вам это не идёт!

Может старость на подходе?

.................. а может хочется чтобы люди  .............. лодкостроители не делали старых ошибок, а на опыте предыдущих "гениев", совершили прыжок на следующий круг  ............ уровень развития цивилизации ............ лодкостроения?


Сообщение отредактировал катерщик: 28 июля 2013 - 21:50

  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей