Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Расчет мощности мотора


Сообщений в теме: 18

#1 canis_major

canis_major

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 975 сообщений
  • Из:СПб-Мск
  • Судно: ---

Отправлено 09 августа 2013 - 00:27

Добрый день. Задал этот вопрос в теме, посвященной строительству лодки, но, видать, этот вопрос там все же не профильный, поэтому продублирую здесь.

 

Собственно, имеем лодку. Характеристики на картинке.

Прикрепленный файл  45m_1 lines.pdf   30,14К   1218 Количество загрузок:

Иногда планируется использовать лодку под мотором. По большей части чтобы подойти/отойти, на случай когда штиль, а домой уже пора, ну и прочих форс-мажоров, когда парусом не обойтись.

 

Задался вопросом, а какой же мотор поставить. Так как чем больше лошадей, тем больше вес, а лодка и так не большая, вопрос актуальный. В интернете нашел вот эту статью: http://lib.sportedu....176/176_19.html . Подставил, получилось, что для этой лодки требуется мощность около 0,8 л.с. Число Фруда взял 0,35, т.к., на сколько знаю, 0,4 это граница между водоизмещающим режимом и переходным. КПД мотора и винта - минимальные рекомендованные в статье значения. Остальные цифры либо расчетные, либо из приведенных в статье номограмм.

 

Хотелось бы услышать мнение более сведующих в этом вопросе людей. На сколько мои вычесления правильны.

 

Файлик с расчетом: Прикрепленный файл  расчет.rar   27,6К   925 Количество загрузок:


Сообщение отредактировал canis_major: 09 августа 2013 - 00:29

  • 0

#2 Tortuga

Tortuga

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 56 сообщений
  • Из:Oslo
  • Судно: Бермудский шлюп
  • Название: S/Y "ANNA"

Отправлено 09 августа 2013 - 01:38

Добрый день. Задал этот вопрос в теме, посвященной строительству лодки, но, видать, этот вопрос там все же не профильный, поэтому продублирую здесь.

 

Собственно, имеем лодку. Характеристики на картинке.

Изображение45m_1 lines.pdf

Иногда планируется использовать лодку под мотором. По большей части чтобы подойти/отойти, на случай когда штиль, а домой уже пора, ну и прочих форс-мажоров, когда парусом не обойтись.

 

Задался вопросом, а какой же мотор поставить. Так как чем больше лошадей, тем больше вес, а лодка и так не большая, вопрос актуальный. В интернете нашел вот эту статью: http://lib.sportedu....176/176_19.html . Подставил, получилось, что для этой лодки требуется мощность около 0,8 л.с. Число Фруда взял 0,35, т.к., на сколько знаю, 0,4 это граница между водоизмещающим режимом и переходным. КПД мотора и винта - минимальные рекомендованные в статье значения. Остальные цифры либо расчетные, либо из приведенных в статье номограмм.

 

Хотелось бы услышать мнение более сведующих в этом вопросе людей. На сколько мои вычесления правильны.

 

Файлик с расчетом: Изображениерасчет.rar

 

рассчитайте на калькуляторе (см. линк) и сравните со своим результатом :)

http://www.volvopent...nfigurator.aspx


Сообщение отредактировал Tortuga: 09 августа 2013 - 01:38

  • 0

#3 canis_major

canis_major

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 975 сообщений
  • Из:СПб-Мск
  • Судно: ---

Отправлено 09 августа 2013 - 09:11

рассчитайте на калькуляторе (см. линк) и сравните со своим результатом :)

http://www.volvopent...nfigurator.aspx

 

Спасибо, но линк малость некорректный. Минимальную длину можно задать только 5 м (в принципе близко, у меня 4,5), а водоизмещение - для яхты 500 кг, для катера 1000 кг, что совсем далеко, у меня должно быть около 100 кг.

 

Да, забыл написать. Из всех моих расчетов следует, что двухсильного мотора мне будет вполне достаточно, так как это более чем двойной запас по мощности.


Сообщение отредактировал canis_major: 09 августа 2013 - 09:14

  • 0

#4 VikingLiner

VikingLiner

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 511 сообщений
  • Из:СССР, Минск

Отправлено 09 августа 2013 - 10:28

Спасибо, но линк малость некорректный. Минимальную длину можно задать только 5 м (в принципе близко, у меня 4,5), а водоизмещение - для яхты 500 кг, для катера 1000 кг, что совсем далеко, у меня должно быть около 100 кг.

 

Да, забыл написать. Из всех моих расчетов следует, что двухсильного мотора мне будет вполне достаточно, так как это более чем двойной запас по мощности.

 

 

Если вы собираетесь выгребать мотором против ветра - то вам нужно рассчитать или опытным путем измерить сопротивление (если так можно сказать тягу голого такелажа и корпуса) при ветре определенной силы, а затем используя простую формулу узнать какая доп. тяга мотора потребуется чтобы выгрести против штормового ветра (опять же определенной скорости - из статистики по вашему региону взять например).

 

А для тихой воды и небольшого ветерка 5-10мс импортного подвесника в 2 л.с. вполне хватит с запасом.


  • 0

#5 jeeet

jeeet

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 2 971 сообщений
  • Из:Mars

Отправлено 09 августа 2013 - 10:30

Добрый день. Задал этот вопрос в теме, посвященной строительству лодки, но, видать, этот вопрос там все же не профильный, поэтому продублирую здесь.

 

Собственно, имеем лодку. Характеристики на картинке.

Изображение45m_1 lines.pdf

Иногда планируется использовать лодку под мотором. По большей части чтобы подойти/отойти, на случай когда штиль, а домой уже пора, ну и прочих форс-мажоров, когда парусом не обойтись.

1,5-2л.с. хватит. Даже меньше ;) Т.е. любой ПЛМ, главное -- как можно легче.

 

И весла хватит, одного (если галанить).

 

С такими обводами можно под 5-6л.с. довольно бодро ходить без паруса ;)


  • 0

#6 Maslopup

Maslopup

    моторист

  • Капитан
  • 2 139 сообщений
  • Из:Hangtown, CA
  • Судно: Canoe

Отправлено 09 августа 2013 - 10:47

Ямаха-2, вроде как самый легкий. Ну или импортный (некитайский) 2-хтактный  3,5 кобыльный. Любой марки.


  • 0

#7 canis_major

canis_major

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 975 сообщений
  • Из:СПб-Мск
  • Судно: ---

Отправлено 09 августа 2013 - 10:54

1,5-2л.с. хватит. Даже меньше ;) Т.е. любой ПЛМ, главное -- как можно легче.

 

И весла хватит, одного (если галанить).

 

С такими обводами можно под 5-6л.с. довольно бодро ходить без паруса ;)

 

Спасибо! Очень рад, что Вы заглянули.

 

То, что 2 л.с. хватит, я это нутром чуял. Мне бы интересно было узнать, на сколько мои предположения об исходных данных верны. Т.е., в статье число фруда определяли исходя из ожидаемой скорости, а я сделал обратную операцию - определил границу скорости в водоизмещающем режиме исходя из длины лодки. На сколько корректно? Ну и всякие коэффициенты трения, КПД мотора/винта.

 

Не поверите, когда понял, что мтора с длинной ногой мне не видать, решил обойтись только веслами. Но и с веслами оказалось засада. Весла нужны не менее 2,5 м, а такие только под заказ, либо самому пилить (скорее пойду по второму пути, но это время и поиск материала). Поэтому над вариантом галанить раздумывал вполне серьезно :)

 

Я вчера обнаружил вот такого малыша: http://www.mnevka.ru...i-4x-df2s.shtml. Можете про него чего-нибудь сказать? Хотел вчера прямо и купить, но решил "переспать" с этой мыслью. Поначалу размышлял  между tohatsu 2,5 двухтактным и honda 2.3. Но сейчас по соотношению цена/вес/тактность склоняюсь к suzuki.


Сообщение отредактировал canis_major: 09 августа 2013 - 11:02

  • 0

#8 canis_major

canis_major

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 975 сообщений
  • Из:СПб-Мск
  • Судно: ---

Отправлено 09 августа 2013 - 10:59

Если вы собираетесь выгребать мотором против ветра - то вам нужно рассчитать или опытным путем измерить сопротивление (если так можно сказать тягу голого такелажа и корпуса) при ветре определенной силы, а затем используя простую формулу узнать какая доп. тяга мотора потребуется чтобы выгрести против штормового ветра (опять же определенной скорости - из статистики по вашему региону взять например).

 

А для тихой воды и небольшого ветерка 5-10мс импортного подвесника в 2 л.с. вполне хватит с запасом.

 

Спасиб! Лодка не предполагает штормования :). Т.е., если есть вероятность ухудшения погоды, то и соваться на ней в море неразумно, чего я делать и не собираюсь. С другой стороны, если есть ветер, то можно и на парусах ехать. Если уж ветер совсем 3,14ц, то и N-сильного мотора не хваит, на такой лодке утопнешь вместе с мотором  :)

 

Но если подскажите, где найти упоминаемую Вами формулу, то ради интереса все равно посчитаю. "Вперло" меня рассчитывать :)


Сообщение отредактировал canis_major: 09 августа 2013 - 11:05

  • 0

#9 Maslopup

Maslopup

    моторист

  • Капитан
  • 2 139 сообщений
  • Из:Hangtown, CA
  • Судно: Canoe

Отправлено 09 августа 2013 - 10:59

Хороший моторчик. Детские болезни уже вылечены.


  • 0

#10 ЮраИл

ЮраИл

    Сижу спокойно на берегу реки... Жду...

  • Капитан
  • 2 550 сообщений
  • Из:Черкассы
  • Судно: минитонник Opty-71
  • Название: Maverick

Отправлено 09 августа 2013 - 11:02

Да ладно Вам, китайский-некитайский... В последнее время качество китайских "брендов" подтянулось, а "некитайских" так упало, что они становятся уже вполне сравнимыми. Что касается калькуляторов, то не стоит с ними играться. Лучше руководствоваться аналогиями и здравым смыслом. Я долгое время ходил на "Ассоли" с 2-сильным моторчиком. В штиляку на полном дросселе лодка 10 км/ч вполне себе шла. Но я всегда знал, что мне нужен более мощный мотор, т.к. "всё до часу". Настанет тот непрекрасный день, когда мотору надо будет выгрести против сильного ветра и волны, и увести меня от опасности. А у той "Сузы" кишка была б тонка. ИМХО, canis_major, для вашей лодки надо 2,2 - 3,3 силы.


Сообщение отредактировал ЮраИл: 09 августа 2013 - 11:11

  • 0

#11 canis_major

canis_major

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 975 сообщений
  • Из:СПб-Мск
  • Судно: ---

Отправлено 09 августа 2013 - 11:06

Хороший моторчик. Детские болезни уже вылечены.

 

 

ИМХО, canis_major, для вашей лодки надо 2,2 - 3,3 силы.

 

Ну вот, сузука как раз 2,5 л.с. 


  • 0

#12 ЮраИл

ЮраИл

    Сижу спокойно на берегу реки... Жду...

  • Капитан
  • 2 550 сообщений
  • Из:Черкассы
  • Судно: минитонник Opty-71
  • Название: Maverick

Отправлено 09 августа 2013 - 11:07

 

По части цитирования, конечно, страшно неудобным движок форума стал.

Пардон за неразбериху.


Сообщение отредактировал ЮраИл: 09 августа 2013 - 11:14

  • 0

#13 VikingLiner

VikingLiner

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 511 сообщений
  • Из:СССР, Минск

Отправлено 09 августа 2013 - 11:17

Спасибо! Очень рад, что Вы заглянули.

 

То, что 2 л.с. хватит, я это нутром чуял. Мне бы интересно было узнать, на сколько мои предположения об исходных данных верны. Т.е., в статье число фруда определяли исходя из ожидаемой скорости, а я сделал обратную операцию - определил границу скорости в водоизмещающем режиме исходя из длины лодки. На сколько корректно? Ну и всякие коэффициенты трения, КПД мотора/винта.

 

Примерно верно. А точно только на практике получается путем ходовых испытаний.


  • 0

#14 VikingLiner

VikingLiner

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 511 сообщений
  • Из:СССР, Минск

Отправлено 09 августа 2013 - 11:21

Но если подскажите, где найти упоминаемую Вами формулу, то ради интереса все равно посчитаю. "Вперло" меня рассчитывать :)

сила аэродинамического сопротивления пропорциональна квадрату скорости, но для сложных систем - лучше брать с запасом  -в степени 2.5.


  • 0

#15 Tortuga

Tortuga

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 56 сообщений
  • Из:Oslo
  • Судно: Бермудский шлюп
  • Название: S/Y "ANNA"

Отправлено 09 августа 2013 - 11:42

Спасибо, но линк малость некорректный. Минимальную длину можно задать только 5 м (в принципе близко, у меня 4,5), а водоизмещение - для яхты 500 кг, для катера 1000 кг, что совсем далеко, у меня должно быть около 100 кг.

 

Да, забыл написать. Из всех моих расчетов следует, что двухсильного мотора мне будет вполне достаточно, так как это более чем двойной запас по мощности.

 

Просто подставьте исходные одинаковые значения (не обязательно конкретно ваши 4.5 м, а любые, лучше близкие) в Вашу формулу и то же самое введите по линку, если совпадет - значит рассчеты верны...

Это по формуле :) ... а из практических соображений - Вы же наверное не будете проектировать и строить мотор, а возьмете стандартный, самый малый серийный - 2 лс Ну и как вы говорите его для Вас должно хватить т.к. для при исходных требованиях - он подойдет и для большего бота. 


  • 0

#16 canis_major

canis_major

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 975 сообщений
  • Из:СПб-Мск
  • Судно: ---

Отправлено 09 августа 2013 - 12:25

сила аэродинамического сопротивления пропорциональна квадрату скорости, но для сложных систем - лучше брать с запасом  -в степени 2.5.

 

Кстати, в приведенной статье есть и формула для расчета воздушного сопротивления: Rв=0.07Кв·Vв2·Sмид

 

Подставил значения (рангоут правда не учитывал), получилось, что 2,5 л.с. все рано хватет за глаза. Даже против ветра в 40 узлов :)


Сообщение отредактировал canis_major: 09 августа 2013 - 12:27

  • 0

#17 ЮраИл

ЮраИл

    Сижу спокойно на берегу реки... Жду...

  • Капитан
  • 2 550 сообщений
  • Из:Черкассы
  • Судно: минитонник Opty-71
  • Название: Maverick

Отправлено 09 августа 2013 - 12:30

Кстати, в приведенной статье есть и формула для расчета воздушного сопротивления: Rв=0.07Кв·Vв2·Sмид

 

Подставил значения (рангоут правда не учитывал), получилось, что 2,5 л.с. все рано хватет за глаза. Даже против ветра в 40 узлов :)

Ну, есть ещё и встречная волна, которая тоже вносит свою лепту, лупя в нос.


  • 0

#18 canis_major

canis_major

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 975 сообщений
  • Из:СПб-Мск
  • Судно: ---

Отправлено 09 августа 2013 - 12:52

Ну, есть ещё и встречная волна, которая тоже вносит свою лепту, лупя в нос.

 

ну, при ветре в 40 узлов такой лодке придется бороться разьве что с подводными течениями )))


  • 0

#19 ЮраИл

ЮраИл

    Сижу спокойно на берегу реки... Жду...

  • Капитан
  • 2 550 сообщений
  • Из:Черкассы
  • Судно: минитонник Opty-71
  • Название: Maverick

Отправлено 09 августа 2013 - 13:59

ну, при ветре в 40 узлов такой лодке придется бороться разьве что с подводными течениями )))

:DДа ладно, не наговаривайте. Не всё так трагично. 


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей