Здравствуйте. В данный момент занимаюсь постройкой "Утки-2", изготовил шпангоуты, транец, напилил рейки для продольного набора и приступаю к изготовлению стапеля. По проекту ограничение максимальной мощности 8 л. с., но мне кажется, с полной нагрузкой скорость будет, как на вёслах, что, если поставить мотор 9,9 л. с.? Я присмотрел один такой мотор, весит он 36 кг. Если его ставить, то надо ли усиливать конструкцию корпуса? И ещё вопрос по поводу остойчивости - лодка не очень широкая, как она поведёт себя на волне, скажем, 0,3 - 0,5 м.?
Строю "Утку-2", есть вопросы
#2
Отправлено 21 августа 2013 - 12:53
Когда проектировалась эта лодка, других моторов подходящей мощности не было. Я думаю мотор в 10 сил на эту лодку в самый раз. Мотор большей мощности нецелесообразен т.к. днище лодки имеет подъем к транцу, это облегчает ход в водоизмещающем и переходном режиме, но затрудняет выход на глиссирование, кроме того на большой скорости с мощным мотором возможно дельфинирование лодки.
По поводу веса мотора, такая конструкция транца по моему опыту выдерживает установку двух моторов "ветерок-8" общим весом около 50 кг. Правда толщину фанеры на транце лучше увеличить до 8-10 мм (можно склеить эпоксидкой из двух слоев более тонкой фанеры). Толщины подмоторной доски достаточно около 25-30 мм. Если ваш мотор весит 36 кг, я думаю можно все оставить как на чертеже. Тем более, что эта лодка не скоростная и вряд ли будет подвергатся большим динамическим нагрузкам.
По поводу волнения, то высоту волны 0,3-0,5 м такая лодка перенесет без проблем при условии, что в лодке не более двух человек. Безопасная скорость при этом будет не более 10-15 км/ч.
Если будете маневрировать на большой волне, то рекомендую установить дистанционное управление.
#3
Отправлено 22 августа 2013 - 01:14
Спасибо за подробный ответ. Меня эта лодка привлекла простотой конструкции, я решил, что для первого опыта самостоятельной постройки вполне подходящий проект, хотя для Камы и особенно для Камского водохранилища лодка нужна помореходнее, на этой, как я понял, нужно ходить с оглядкой на погоду. Ещё интересуют следующие моменты: каким образом изгибать рейки продольного набора и допустимо ли наличие в них некоторого количества сучков, примерно 3 - 5 шт. на погонный метр? Древесину без сучков я не нашёл.
#4
Отправлено 22 августа 2013 - 09:49
При изгибании реек проблемы могут возникнуть только со скуловыми стрингерами т.к. они имеют наибольшие изгибы в двух плоскостях. Обратите внимание на положение стрингеров в чертеже. Они поставлены как бы наискосок "срезая" угол шпангоута. При таком положении их будет легче согнуть в обоих плоскостях и они будут изогнуты как бы "винтом". Так же геморрой представляет снятие малки со скуловых стрингеров после заделки рейки т.к. желательно вывести ровную "грань" скулы. Но это вполне осуществимо нужно лишь немного помучится.
Остальные рейки должны гнутся легко. При сборке продольного набора рейки сажаются в пазы на эпоксидку и прикручиваются шурупами к шпангоутам. После высыхания эпоксидки шурупы удаляются. Начинать прикручивать лучше от транца в нос (я делал так).
Пазы в носовых шпангоутах должны быть выпилены с учетом изгиба рейки.
Крупных сучков быть не должно особенно в скуловых стрингерах. Т.к. при изгибании рейка может лопнуть в месте сучка. Мелкие сучки могут быть, но резмером не более 2/10 от ширины рейки (по моему опыту). При установки рейки распологать сучки лучше в кормовой части т.к. в корме они имеют меньший изгиб.
Сообщение отредактировал Самопальщик: 22 августа 2013 - 09:51
#8
Отправлено 22 августа 2013 - 12:22
Доски без сучков найти сложно. Если вы собираетесь "распускать" на рейки цельные доски, то необязательно, чтобы сами доски были без сучков. Можно напилить рейки так, чтобы сучки остались в стороне. Кроме того, возможно вам придется склеивать рейки между собой т.к. обычная длинна досок в строймагазине около 3 м. А вам нужны рейки для скулы и бортов не менее 4,5м. В этом случае место склейки также размещаете в кормовой части.
#9
Отправлено 22 августа 2013 - 12:40
Доски без сучков найти сложно. Если вы собираетесь "распускать" на рейки цельные доски, то необязательно, чтобы сами доски были без сучков. Можно напилить рейки так, чтобы сучки остались в стороне. Кроме того, возможно вам придется склеивать рейки между собой т.к. обычная длинна досок в строймагазине около 3 м. А вам нужны рейки для скулы и бортов не менее 4,5м. В этом случае место склейки также размещаете в кормовой части.
Большинство досок идут 6 метров.
#10
Отправлено 22 августа 2013 - 14:22
У нас их пилят на 3 м. Потому что большинство дачников не может увезти самостоятельно 6 метровые доски. А три метра в самый раз можно и на крышу и на прицеп. Но можно купить и 6 метровые. Топикстпртеру тоже наверное 6 метровые не увезти, а нанимать грузовик из-за нескольких досок нецелесообразно.
Сообщение отредактировал Самопальщик: 22 августа 2013 - 14:23
#11
Отправлено 22 августа 2013 - 14:37
Большинство досок идут 6 метров.
можно договориться с продавцами, торгующими пиломатериалом с грузовиков на строительных рынках и в следующий привоз, через две-три недели, вам привезут любые доски. Я, по крайней мере, так и сделал. Мне привезли три куба безсучковых досок 200х50х6000 и 150х40х6000 из Кировской области. Конечно цена другая,более чем в полтора раза дороже, но это стоит потраченных денег.Заодно оговорил породу древесины- сосну, а не ель, как обычно продают на строительных рынках.Брал на строительном рынке на Ярославсом шоссе в районе МКАДа.
#12
Отправлено 22 августа 2013 - 19:51
В Перми действительно нет никаких проблем с древесиной хвойных пород, есть из чего выбрать, просто надо ездить по всему городу, смотреть, а на это не всегда есть время и силы. Там, где я был, без сучков ничего не было, но если так принципиально, чтобы без сучков, то попробую найти. И ещё такой вопрос: как обрабатывать внутренние поверхности? В описании одного из проектов ( тоже фанера на деревянном наборе ) сказано, что красить внутренние поверхности не следует, т. к. краска создаст воздухонепроницаемую плёнку и дерево будет гнить.
#13
Отправлено 22 августа 2013 - 20:48
Могу поделиться собственным опытом постройки похожей лодки из той же книжки.
http://forum.motolod...3#reply_1072553
http://forum.motolod...2#reply_1111542
http://forum.motolod...5#reply_1234497
Реек без сучков в продаже действительно не бывает, чай не в америках живём.
Однако эпоксидка творит чудеса и с нашим сучковатым материалом.
Для сгибания стрингеров их нужно распилить вдоль как можно тоньше. У меня получилось миллиметров по 6-8.
Не требуется пилить их на всю длину рейки, а только там, где будет изгиб.
Там, где изгиб небольшой, количество продольных пропилов стрингера можно сократить, таким образом увеличив ширину составляющих стрингер реек. Поотом всё пропитываешь эпоксидкой и фиксируешь шурупами. После застывания эпоксидки шурупы можно извлечь, если это не противоречит твоим религиозным убеждениям.
По поводу окраски: не стоит красить открытое дерево. Перед покраской всё пропитай эпоксидкой, тогда точно ничего не сгниёт. Снаружи - стеклоткань, все остальные поверхности пропитать эпоксидкой.
#14
Отправлено 22 августа 2013 - 22:22
Уж проще сразу заготовить более тонкие рейки циркуляркой, чем пропиливать готовые стрингеры. По проекту сечение стрингера 25х40 мм. Можете для верности склеить стрингер из двух реек сечением 12х40 мм. Склееный стрингер будет прочнее.
По поводу покраски внутренные поверхности нужно обязательно защитить и окрасить иначе древесина будет разбухать от действия влаги и усыхать под действием солнца. На шпангоутах появятся продольные трещины и "рубашка" фанеры так же покроется сетью мелких трещин. Самый бюджетный вариант это пропитать лодку антисептиком на основе алкидного лака и покрасить сверху ПФ-115 в 2 слоя.
Шурупы, которые выходят на поверхность нужно удалять т.к. дерево со временем немного меняет свои линейные размеры, а метал нет. Кроме того обрабатывать дерево, в котором есть шурупы проблемно.
Для примера, моя лодка неоклеена стеклотканью, эпоксидкой не пропитана. Просто хорошо покрашена как изнутри так и снаружи. Каждое лето стоит на воде более месяца. Уже четвертый год никакого намека на гниение и расслоение. В то время, как слани (лист фанеры на полу) изначально были покрыты лаком толко сверху, сейчас нижняя часть сланей подгнила и покрылась темными пятнами.
Сообщение отредактировал Самопальщик: 22 августа 2013 - 22:25
#15
Отправлено 31 августа 2013 - 10:35
То есть рейки гнутся сухими, их не нужно перед этим помещать в воду или распаривать?
Тоже строю Утку.Рейки на стрингер без сучков найти не удалось. Напилил из доски с сучками.Доски выдержаны более 20 лет,
в сарае. При пробной прикидке и сгибании по месту все ОК.Сучками расположил в корму.
#18
Отправлено 15 декабря 2013 - 13:44
Поддержу коллегу Самопальщика: из шести построенных лодок лишь на одной образовывались серповидные щели между флортимберсами и обшивкой. Этот маленький курьёз устранился вклейкой вкладыша из рейки. С последующей малковкой, естественно. Обшивка Сармата создаёт лёгкий оптический обман - "сферичности". Нет - только слегка закрученная фанера ФСФ 6 мм.
С уважением - Е.Д.
Сообщение отредактировал daniloff evgenij: 15 декабря 2013 - 13:49
#19
Отправлено 16 декабря 2013 - 03:49
я нарезал шпангоуты из фанеры. правда на одном листе не вошли, шп№1 пришлось резать из другого листа и шп№4 получился из двух частей. скулу буду делать без рейки, по СиС. привальный наверно тоже. и хочу отказаться от проектной рейки на днище, заменю её продольным реданом. та же рейка только снаружи. пока нет помещения и просто режу заготовки. вероятно будет теплое помещение на новогодние праздники, расчитываю по быстрому склеить корпус и вынести. а отделку уже весной.
#20
Отправлено 16 декабря 2013 - 08:18
я нарезал шпангоуты из фанеры. правда на одном листе не вошли, шп№1 пришлось резать из другого листа и шп№4 получился из двух частей. скулу буду делать без рейки, по СиС. привальный наверно тоже. и хочу отказаться от проектной рейки на днище, заменю её продольным реданом. та же рейка только снаружи. пока нет помещения и просто режу заготовки. вероятно будет теплое помещение на новогодние праздники, расчитываю по быстрому склеить корпус и вынести. а отделку уже весной.
Не страшно! В случае фанерных шпангоутов наложите с клеем на днищевую ветвь (флортимберс) "речку" из фанеры, закрывающую щель (см. пост № 16), и приформуйте к обшивке по технологии СиС, как штатный шпангоут.
С уважением - Е.Д.
#24
Отправлено 20 февраля 2014 - 16:47
народ, а высотные отметки скулы у всех сошлись? а то у меня на третьем шпангоуте пришлось вклеивать клин: 0-у киля и 15мм у скулы.
тишина. видимо у всех сошлось.
а я свою перевернул, проклееваю скулы.
Сообщение отредактировал ждан: 20 февраля 2014 - 16:58
#25
Отправлено 22 февраля 2014 - 20:31
Высотные отметки скулы сошлись везде, кроме первого шпангоута, где скулу можно смещать вверх-вниз, т. к. нет чёткой границы между бортовыми и днищевыми ветвями. Ещё на 3-м шпангоуте были некоторые неточности, пришлось его немного нарастить, а так всё нормально, обшивка установлена, как только появится время, переверну корпус и буду настилать палубу.
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей