21.07 Самый короткий переход. Årviksand (север о. Арнёйа).
Утро. Прогноз погоды (интернет) обещает полное отсутствие ветра и дожди весь день. А вот следующий день (т.е. 22.07) уже должен быть хорошим. Хоть штормовой костюм и защищает от дождя, но из-за холода и невозможности ночью полноценно просушить вещи, все становится сырым. Судовым гигрометром является печенье «Юбилейное» (классическое). Если я его беру из бумажной пачки, но не успеваю донести до рта, то влажность в каюте уже запредельная (оно становится мягким и разваливается). Что делать? Все-таки решаю выйти и попробовать пройти дальше, в конце-концов недалеко Арвиксанд (Орвиксанд; http://www.visitaarviksand.no/), где более интересно, чем в Ваннваг (напоминаю, сейчас выход с понтона на замке).
Отчаливаю. Рабочие рыбзавода стоят на пирсе и пытаются понять, что у меня за флаг (он мокрый и висит, как пустая мокрая авоська: то ли французский, то ли чешский – обычно с ними путают….). Я флаг расправляю, они мигом соображают и машут, когда я начинают проходить мимо них. Уверен, желают удачи. Взаимно.
…………………………………..
Чуда не произошло, дождь и ветер с моря внезапно усиливаются, температура падает и часа через два понимаю, что если сейчас же не прекращу движения и не найду способа согреться и просушить вещи, рискую банально простудиться. Обидно, конечно…. Рядом есть «плановая» гавань. Захожу, делаю круг, выбирая из двух понтонов (один точно «для местных», там куча одинаковых мотолодок со снастями – туристов возят; траулеры и характерная «беседка» именно при выходе на берег – это чтобы рыбу чистить; другой понтон почти пустой - точно гостевой), швартуюсь носом к выходу из гавани, т.к. ячеек нет, а волна… черт ее знает, может и пройдя между молами меня достать.
Теперь надо согреться, просушить вещи (как?) и поспать «про запас». Специальный газовый нагреватель (с керамическим излучателем) я не брал, т.к. по статистике за прошлый месяц, в этом районе было от 16 гард и выше. А сейчас уже 10 град. и третий день дождь. Косячок-с… Недооценил погоду. Но есть газовая плитка и куча баллонов к ней. Нужен какой-то металлический «рассекатель», который можно положить на плитку, а ее, в свою очередь, поставить на пол каюты, оставив маленькую щелку во входном люке. А что, если….. друшлаг, в перевернутом положении?! Так и делаю. Пламя на минимум, развешиваю вещи, через 10 мин. в каюте становится 18 град. Снимаю верхнюю одежду, постепенно согреваюсь. Затем готовлю очень калорийный обед и ложусь спать (постель, слава богу, еще сухая…). Час дневного сна, как известно, эквивалентен двум часам ночного. Часов в 6 вечера просыпаюсь, дождь идет, но мелкий…. Все, остаюсь здесь на ночь, а сейчас пора прогуляться.
Из заранее заготовленных материалов («Норвегия для яхтсменов» или NCG; Update 2012 year; страница 70, первая гавань на странице):
«U070-1_Årviksand
Хорошая гавань, если немного отклониться от основного маршрута. Волнение внутри меньше, чем следовало бы ожидать. До тех пор, пока инженеры не проконсультировались с местными рыбаками, они никак не могли построить правильное ограждение гавани. Есть рыбзавод, действующей осенью и зимой, но пустующий в летнее время.
Из истории: в качестве акта возмездия против партизан, которые боролись с оккупационными силами на о. Arnøya в 1943 году, восемь местных жителей были казнены, а все здания на острове были сожжены дотла. История изображена в книге Кьелл Фьортофт «Драма на Арнёй» (Kjell Fjørtoft «Dramaet på Arnøy») для тех, кто может читать по-норвежски.
Подходы: Вход с W.
Швартовка, стоянка: Существует хорошая общественная пристань, хотя она обвешана шинами и показалось, что ни у кого нет никакого желания взимать платы за стоянку, когда мы были там».
Точно. Все «слово в слово». Внимания заслуживает небольшой траулер, поднятый на берег по слипу рыбзавода. Он маленький, «пузатенький», напоминает поплавок….
Далее. Нахожу памятник героям сопротивления, фотографирую текст. Уже в Москве «распознаю» его (и как «букмол» и как «нюнорск»; на всякий случай), затем загоняю в переводчик Гугл: так и есть (с учетом «кривизны» перевода). Кроме того, присутствует упоминание о том, что вместе с норвежцами на о. Арнёйа действовали и наши (кто?). Они по рации передавали сведения о передвижении транспортов и военных кораблей командованию Северного флота. После войны в месте, где скрывались участники сопротивления (видимо – пещера; там же и была перестрелка), была найдена деревянная дощечка с символами кириллицы, написанными в столбик… Я так и не понял, но там упоминается странная история о том, как немцы вычислили их (на памятнике написано – 11 человек). Все прояснила бы книга «Драма на Арнёй», но я не смог найти ее в электронном виде даже на норвежском. Уже написал знакомому в Альту, но ответа пока нет.
Если кто-то сможет помочь, в т.ч. и «правильным» переводом хотя бы текста с памятника (четверть страницы, вышлю) – буду признателен… Почему так воспринял близко к сердцу (забегая вперед). В музее Киркенеса будет написано примерно следующее: «после окончания войны и вплоть до 1992 г. именно норвежцы, сотрудничавшие с советскими войскми, считались шпионами и вынуждены были молчать о своем участии…». Многие не дожили до 1992 г. Увы, но «охота на ведьм» свойственна практически всем странам….
После прогулки, вечером, имел беседу с немолодым владельцем того катера (моторной яхты?), что на фото стоит у меня по корме. Он с семьей, идет с севера (город не помню), планирует за три навигации (точнее – за три своих отпуска) достичь Средиземного моря, но через ВВП Западной Европы, оставляя каждый раз судно на зимовку в разных местах в других странах. Сообщает, что в час его движок жрёт от 40 до 70 л солярки (справка: в Норвегии топливо примерно в три раза дороже нашего). И что я совсем не понял: он мне пожаловался на запредельную, на его взгляд, цену на норвежское пиво…. (???) Я промолчал, конечно, но по моему разумению, владельцу такого плавсредства не к лицу подобные сетования.
К ночи все высохло и сон был замечательный. Я сохранил здоровье, настроение, силы. Собрался с мыслями, успокоился. И больше погода меня вообще не «доставала», вплоть до возвращения в Москву. Просто в эти два дня на воде… ну не повезло!
Фото/скрины:
- скрин короткого утреннего перехода
- аэрофото гавани
- фото с горы с северо-восточной стороны гавани (фото не мое; из Интернета; заранее)
- два фото гостевого понтона
- красивый песчаный пляж и старый меандр ручья, попавший (но не пропавший!) в приливную зону
- еще фото гавани, в т.ч. и с понтоном для местных
- траулер на слипе
- памятник погибшим участникам сопротивления
Прикрепленные изображения