[font="arial;"]Краткая история Печенгского монастыря и закрепления границы между Россией и Норвегией.[/font]
[font="arial;"]Ю.М.Нагибин, «Дневник», стр. 274, еще одна цитата:[/font]
[font="arial;"]«…. В одном месте граница вбилась клином в норвежскую землю, разорвав реку, которая была в этом районе основным средством связи. Дело в том, что на левом, норвежском берегу оказалась заброшенная православная церковка [/font][font="arial;"]XVI[/font][font="arial;"] века, ну и разве могли наши власти, исполненные чистой веры, глубокой религиозности и уважения к историческому прошлому святой Руси, оставить Божий дом в руках басурманов? Но здешние люди, похоже, верят в чистоте души этой наглой и лицемерной лжи…..».[/font]
[font="arial;"]«Вбилась клином…» – это тот самый «аппендикс» около Бьёрневатна. Нагибин, к сожалению, не уточняет, кого именно он подразумевает под словами «наша власть», но на всякий случай, я докладываю:[/font]
[font="arial;"]Юрий Маркович, понимаю, что поздно, но сообщаю, что никто не лгал, скорее наоборот и это не «наши власти» разорвали реку ради «церковки». Это даже не большевики - так была проведена граница аж в 1826 г, о чем хоть и сожалели российские императоры ежё задолго до революции, но и сделать уже ничего не могли. В 1972 г Вы просто увидели исторически сложившуюся ситуацию. А вот «кто виноват» - далее.[/font]
[font="arial;"]Для понимания истории, совершим небольшой хронологический экскурс именно в «монастырский» 16 в.[/font]
[font="arial;"]1520 – 1525 гг. примерные годы появления преподобного Трифона (далее Трифон) на Кольском севере.[/font]
[font="arial;"]1530 г[/font][font="arial;"]. – Трифон получает грамоту на постройку монастыря (пока он не имеет сана, просто мирянин)[/font]
[font="arial;"]1533 г[/font][font="arial;"]. – пострижение в монахи самого Трифона, массовое крещением лопарей (саамов), официальный год создания монастыря[/font]
[font="arial;"]1556 г[/font][font="arial;"] – грамота Ивана [/font][font="arial;"]IV[/font] [font="arial;"](Грозного), данная Печенгскому монастырю на владение «землями, людьми, реками и т.д…..» от Варангерфьорда до Кольского залива[/font]
[font="arial;"]1565 г[/font][font="arial;"]. – Трифон ставит две «ключевые» церкви, закрепляя влияние православия к западу от монастыря: «Бориса и Глеба» на реке Паз (это о ней пишет Нагибин в «Дневнике») и «Георгия Победоносца» в Нейдене (ныне – Норвегия, это западная часть Южного Варангера). Напоминаю, что подобная «демонстрация атрибутов» всегда давала возможность России и Норвегии решать вопросы границы миром. Вспомните часовню короля Оскара в Гренсе Якобсельв – ведь ее построили (разумное решение!), чтобы не держать у устья реки Якобс (Ворьемы) норвежскую канонерку![/font]
[font="arial;"]1579 г[/font][font="arial;"]. – купцы Строгановы дарят Печенгскому монастырю «основные средства» на п-ове Рыбачий (сами купцы удивительно «дальновидно» переключились в те годы на освоение Сибири)[/font]
[font="arial;"]1583 г[/font][font="arial;"]. – смерть Трифона[/font]
[font="arial;"]1589 г[/font][font="arial;"]. – нападение финнов (не норвежцев!!!), «…подданых шведского короля… немцев каянской стороны…под предводительством Пекки Везайсена, уроженца местечка Ии в Финляндии….», которые убивают 116 насельников, а монастырь сжигают. Почему насельники не дали им отпор (как на Соловках, к примеру, дали позднее, отлуп «лучшим друзьям») – это отдельная тема, но уже «за рамками»… Год, увы, стал фатальным не только для монастыря, но и для последующего освоения региона Россией и закрепления границы через 250 лет.[/font]
[font="arial;"]1590 – 1886 гг. – монастырь, как таковой, не существует, хотя местные жители, в большинстве своем, остаются православными и почитают Трифона Печенского, как своего святого.[/font]
[font="arial;"]Много позже первое возрождение и опять расцвет деятельности (1886 – 1917 гг), революция, смутное время (1917 – 1920 гг), передача Финляндии района Печенги (1920; монастырь теперь называется [/font][font="arial;"]Petsamon[/font] [font="arial;"]Luostari[/font][font="arial;"]), зимняя война, перемирие, снова война, территория монастыря переходит к СССР (1947), снова возрождение (уже начало 21 века), опять пожар и опять восстановление….[/font]
[font="arial;"] Электронная версия истории монастыря находится здесь:[/font] [font="arial;"]http://kolasobor.ru/istoriya_trifono/, но то ли из-за политкорректности, то ли по другим причинам, на версия проведения госграницы там «усеченная».[/font]
[font="arial;"] Нас интересует 1826 г., когда местное население, уже вместе с пришедшими с запада новыми поселенцами (приемущественно норвежцами), стали не в состоянии платить дань не только двум (норвежскому и русскому), а то и трем королям (еще и шведскому). Это был т.н.. «общий район» и фактически, Южный Варангер был «ничейной» землей. А раз ничейной, то у всех там были «интересы». Экономические подробности и «кликабельные» карты здесь: http://www.arnews.ru/news/1502819.html[/font]
[font="arial;"] Очень логично, что местные жители обратились именно к королю Норвегии, с просьбой «разобраться» с обилием «крыш», ну а он, разумеется, обратился к российскому императору с просьбой закрепить границу юридически.[/font]
[font="arial;"] Во все норвежских источниках и большинстве российских сказано, что широким жестом (норвежцы прямо «удивлены» нашей сговорчивостью!) Россия закрепила гранницу так, как хотели норвежцы, но оставила за собой территорию в одну версту вокруг церкви Бориса и Глеба (церковь Георгия Победоносца, увы, была уже настолько далеко на западе, что «вопрос даже не стоял»). Именно благодаря «Борису и Глебу», хоть как-то, пусть криво, но удалось закрепиться за остатки «жалованной» еще Иваном Грозным земли Южного Варангера. Будь тогда монастырь – все было бы совесем иначе. Напоминаю, что ближайший норвежский форпост, крепость Вардёхус, находилась аж на п-ове Варангер.[/font]
[font="arial;"] Но есть более редкие точки зрения на события 1826 г., когда еще можно было бы провести границу западнее. Я нашел две, причем они не очень противоречат друг-другу, скорее дополняют и очень точно характеризуют исторические беды России.[/font]
[font="arial;"] Первую [/font][font="arial;"]я прочел поздним вечером 28.07.2013 г., когда меня с авто и трейлером любезно пустили на ночевку в хозяйственную зоне Печенгского монастыря, а так же поддержали мой интерес содержательной (не религиозной) беседой. Книга называется «Трифонов Печенгский монастырь» и чудом была куплена там же, в монастырской лавке (время было позднее, а экземпляр был последний). Виновный, по мнению автора, представитель России на переговорах полковник Галямин В. Е. (очень творческая, кстати, личность) (http://ru.wikipedia....иан_Емельянович), Причем в электронной версии истории монастыря упоминания о Галямине нет, а в книге есть, хотя и не слишком корректно - выкладываю. [/font]
[font="arial;"] Вторая [/font][font="arial;"]изложена в Интернете и состоит в том, что Галямин В.Е, действовал с норвежцами (и шведами, т.к. они были в унии) «по-мягче» именно по указанию министра иностранных дел Нессельроде К. В. http://ru.wikipedia....???????_???????[/font]
[font="arial;"] Судя по тому, что император Николай [/font][font="arial;"]I[/font] [font="arial;"]позже понял, что «его надули», он сам инициатором «сдать» территорию не был. Скорее всего, понадеялся на исполнителей в министерстве иностранных дел, ну а то, что они случайно или намеренно «накосорезили» - вполне по-российски. Не хочу искать правду – просто констатирую. [/font]
[font="arial;"]В любом случае, история «устной» или документально оформленной границы с Норвегией – это история ее неуклонного движения с запада на восток (почти от Трумсо и аж до Бориса и Глеба). [/font]
[font="arial;"]Дополнения по сути событий:[/font]
- [font="arial;"]Надо отдать должное толерантности норвежцев в отношении святыни православия. Церковь Георгия Победоносца в Нейдене (там, впрочем, стоит уже не оригинал, а практически неотличимая копия: http://turbina.ru/gu...-skoltov-59715/), до сих пор является местом притяжения православных севера России и Скандинавии: http://murmansk.kp.r.../25940/2886229/[/font]
- [font="arial;"]Хронология Приграничья с «Баренцобсервер»: http://barentsobserv...ii-prigranichya[/font]
- [font="arial;"]Пекка/Юхо/ Весайнен (http://fi.wikipedia..../Pekka_Vesainen ([/font][font="arial;"]finnish[/font] [font="arial;"]freedom[/font] [font="arial;"]fighter[/font][font="arial;"] - это на английском), при ближайшем рассмотрении, фигура в Финляндии легендарная и не только за уничтожение Печенгского монастыря. Подобных его «подвигов» на северных границах Руси - хоть отбавляй, карты есть здесь: (http://www.pohjanpri.../pitka_viha.htm). Ему посвящен роман ([/font][font="arial;"]Herman Alexander Ingman[/font][font="arial;"], «[/font][font="arial;"]Juho Wesainen»), установлены памятники, молодежная организация носит его имя, да и исторические реконструкции не обходят его вниманием (http://oulu.ouka.fi/...tekstit/981.htm[/font] - там выбрать фото 996)[font="arial;"] [/font]
- [font="arial;"]Но и наши, к примеру, как сам Трифон Печенгский, так и Варлаам Керетский (http://ru.wikipedia....рлаам_Керетский) с трудом соответствуют званию «голубь мира», поскольку почти «под копирку» расправились со своими жёнами. [/font]
- [font="arial;"]Село Кереть так же попало под горячую руку Пекки: http://ru.wikipedia....i/Кереть_(село)[/font]
- [font="arial;"][font="arial;"]Настоящим подвижником исследования Печенгского края и одним из инициаторов восстановления монастыря стала директор никельского историко-краеведческого музея Вероника Александровна Мацак: http://www.b-port.co...3574/66884.html[/font][/font]
Приложение/сканы:
- история монастыря и границы без "купюр" (выборки из: введения, истории Трифона, разорения, границы)
- скан первой страницы обложки (Преподобный Трифон Печенгский)
- скан последней страницы обложки (Художник Илкка Весайнен. Музей православия, Финляндия.Куопио. "Разорение монастыря в 1589 г."). Интересно, художник и "герой" - однофамильцы?
Прикрепленные изображения
Сообщение отредактировал DmitryK: 12 ноября 2013 - 22:49