Перейти к содержимому

Фотография

По Северной Норвегии на микрухе и авто.


Сообщений в теме: 189

#151 Nnnnnnn

Nnnnnnn

    Покатушечник

  • Капитан
  • 4 067 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 28 октября 2013 - 16:05

Про приклад у пушки...  по форме напомнило, но ведь и подумать было страшно :)  Нет, я понимаю когда джойстик например "с отдачей", но вот зачем у пушки приклад - моей сугубо цивильной голове не понять. Неужели тоже "метафора интерфейса ручного оружия", и обеспечивала более удобную и точную стрельбу?

Там нет шестеренчатых механизмов вертикальной и горизонтальной наводки, пушку качает и поворачивает наводчик руками и плечом. Видимо, физически проще/удобнее это делать с прикладом.


  • 0

#152 дядь Вова

дядь Вова

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 747 сообщений
  • Из:Мос Обл
  • Судно: Бостон китобой
  • Название: SVETA

Отправлено 29 октября 2013 - 21:48

Великолепный поход, потрясающий отчёт. Не доводилось читать ни чего даже близко подобного. Спасибо. Три дня назад вернулся из Тромсё, стоял в Skattore. В принципе, от центра недалеко, 4 км, в велосипедной доступности.Цены из расчёта 808 Nok в месяц. В начале июня стоял в марине под  церковью, на противоположном берегу пролива.На велосипеде добирался до центра за 15 мин. Удачи Вам. 


  • 0

#153 Slav

Slav

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 170 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кр. швертбот Строю

Отправлено 29 октября 2013 - 22:07

Думаю, это гранаты.

---------

У них гранаты не той системы :D


  • 0

#154 greylonly

greylonly

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 419 сообщений
  • Из:Anapa.ru
  • Судно: Гипербореец
  • Название: Последний из Рода

Отправлено 29 октября 2013 - 22:24

Думаю, это гранаты.

---------

Еще о квенах http://finugor.ru/node/24510

Нашим бы надо вести себя по-умнее в Арктике и заранее разыгрывать "свою" карту (предпосылок - хоть отбавляй), а не отбиваться. Такое впечатление, что разведка и аналитика возложена так же на гастарбайтеров.

Спасибо большое за такой подробный отчет... лучше и быть не может! Тема Истории раскрыта превосходно!

..........................

( читается шепотом) ... Вы лодку-то зачем с собою брали? Тема о Треске и Браконьерстве в водах Норвегии будет озвучиваться?


  • 0

#155 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 30 октября 2013 - 19:53

 

Это точно не пушка с Блюхера, скорее это модель норвежской береговой установки, которая всадила в Блюхер несколько 280 мм снарядов.

Вы оказались совершенно правы, спасибо за замечание!

По поводу модели берегового орудия в экспозиции Вардёхус: ".... Модель 28 см пушки фирмы Крупп, образца 1892 г, которая стояла в крепости Оскарсборг и участвовала в потоплении германского крейсера "Блюхер" 9 апреля 1940 г. Изготовлена в масштабе 1:40 моделистом Генри Баском (Буском?)".

 

1. Вы лодку-то зачем с собою брали?

2. Тема о Треске и Браконьерстве в водах Норвегии будет озвучиваться?

 

1. Надеюсь, что тему Вы читали не с середины.... :D  Но признаю, в ваших словах доля истины есть и меня это тоже "посетило".  Когда закочну повествование - резюмирую.

2. Ответ отрицательный.


  • 0

#156 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 30 октября 2013 - 21:07

[font="arial;"]27[/font][font="arial;"].07 Окончание дня, «зеленая» ночевка.[/font]

 

[font="arial;"] Поздний вечер. Вернулся из Вардё, проехал Нессебю, нашел прицеп у дороги (в навигаторе была «точка»), поговорил с пожилым норвежцем, который в мое отсутствие припарковался на ночевку рядом с ним (путешествует на микроавтобусе; в нём и спит; в экипаже – большая собака). Он сказал, что ему нравится ездить одному – свой график и режим. Попрощался и продолжил движение в сторону Киркенеса, но на ночевку планировал остановиться где-нибудь за пределами населенных пунктов, т.к. а) не хотел ночевать «в толпе»; б) надо было переварить полученную информацию и «помедитировать».[/font]

[font="arial;"]   Дорога между Варангерботном и Киркенесом так же красивая (фьорды, скалы, озера, горы) и с не слишком тяжелым рельефом.[/font]

[font="arial;"]   Несколько видеосюжетов на данном коротком «перегоне»:[/font]

[font="arial;"]http://www.youtube.c...h?v=jhM5afVolaM[/font]

[font="arial;"]http://www.youtube.c...h?v=6mCMzrPnHnA (проезжаю мини-ГЭС)[/font]

[font="arial;"]http://www.youtube.c...h?v=jj4xJ_LRvfk[/font]

[font="arial;"]   Наконец, за несколько десятков километров до Киркенеса, вижу имеено то, что хотел. Дорога идет по склону, ниже дороги равнина (редколесье), а за ним, примерно километрах в трех, горы. Площадка для отдыха – рядом с дорогой, но отделена. Заезжаю, отцепляю трейлер, ставлю его и машину максимально компактно и так, чтобы из кокпита открывался вид на долину. Красивый закат, тишина, луна. До торжественного ужина (а подразумевалась капля «Лапландии»)  успеваю сбегать на холм по другую сторону дороги  и сделать фото и видео (ниже).[/font] [font="arial;"]Панорама с холма: http://www.youtube.c...h?v=dwSELdN5epE[/font]

[font="arial;"] С тяжелым сердцем «сдаю» координаты этой точки: 69[/font][font="arial;"]N[/font][font="arial;"] 48,627; 029[/font][font="arial;"]E[/font][font="arial;"] 22,352. Просьба к тем, кто «воспользуется», соблюдать тишину и чистоту![/font]

[font="arial;"] Движения по дороге не было никакого, спал как убитый. Примерно в 7 утра, услышал, как кто-то подъехал, тихо «пошуровал» в мусорном баке (он присутствует на фото) и уехал. Уже утром, заглянув в бак понял, что приезжала специализированная машина для их уборки. Вот так! Это вам не груды мусора вдоль раздолбанных дорог…..[/font]

[font="arial;"]Собственно, этот «визит» стал и будильником, т.к. в Киркенесе мне надо было быть не очень поздно по причинам, о которых позже.[/font]

 

[font="arial;"]28.07.[/font][font="arial;"] Опять солнечное утро. Отличное настроение. Завтракаю, опять сидя в кокпите. Вдруг слышу, из долины доносится причмокивание (а растительность там сочная, заболоченная…) Хватаю бинокль… Ну конечно, завтракаю не один и все точно, как в следующей цитате:[/font]

 

[font="arial;"]«….Это был особый мирок, включавший в свою малость как бы не­сколько растительных поясов. У моря — голизна белой тундры, вокруг Киркинеса — лесотундра, а чуть к югу — густые леса с высокими, почти мачтовыми соснами, бере­зами, стройными и белоствольными, серебристыми осина­ми. И враз оголенный по осени осинник на полуострове, мыском вонзавшемся в синюю от ветра и мороза воду фи­орда, сквозной редняк, то возникавший, то исчезавший в петлях шоссе, вдруг стремительно загустел, будто каждое дерево выбросило новые сучья и ветви. Когда же машину после очередного поворота вынесло на берег, они обнару­жили, что это олени, заполнившие осинник: их ветвистые рога прикинулись ветвями….».[/font]

[font="arial;"]…………………………………………………[/font]

 

[font="arial;"]- скрин места стоянки[/font]

[font="arial;"]- все фото, кроме двух последних сделаны вечером 27.07[/font]

[font="arial;"]- два последних – утренние[/font]

Прикрепленные изображения

  • 00.jpg
  • 01_P1012188.JPG
  • 02_P1012191.JPG
  • 03_P1012193.JPG
  • 04_P1012194.JPG
  • 05_P1012189.JPG
  • 06_P1012197.JPG
  • 07_P1012195.JPG

  • 3

#157 kuevela

kuevela

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 764 сообщений
  • Из:sortavala
  • Судно: kater
  • Название: amur

Отправлено 30 октября 2013 - 22:53

Про приклад у пушки...  по форме напомнило, но ведь и подумать было страшно :)  Нет, я понимаю когда джойстик например "с отдачей", но вот зачем у пушки приклад - моей сугубо цивильной голове не понять. Неужели тоже "метафора интерфейса ручного оружия", и обеспечивала более удобную и точную стрельбу?

Это не приклад,это ПЛЕЧЕВОЙ УПОР для горизонтальной и вертикальной наводки вручную.Отдачи там нет,её воспринимает тумба.Так проще стрелять в качку по малоразмерным целям,на первых танках устанавливались такие же пушки Гочкиса


  • 0

#158 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 31 октября 2013 - 23:27

[font="arial;"]28.07[/font][font="arial;"] Киркенес – Гренсе Якобсельв – граница – Трифонов Печенгский монастырь.[/font]

 

[font="arial;"]   Мне предстоит очень нелегкая задача, т.к. последний день в Норвегии стал наиболее информационно-  и эмоционально насыщенным. Вот уж что «скомкать» точно нельзя, так это Норвежское «приграничье». С моей точки зрения, подавляющее большинство отечественных турфирм и так уже накосорезило, продвигая Норвегию простыми словами: фьорды и рыбалка. То ли от лени… То ли от незнания…. Теперь появился еще и «шопинг в Киркенесе», куда валом валят автобусы из Мурманска и Северо-Запада. Хорошо, конечно, но все это не самое главное. Будем исправлять.[/font]

[font="arial;"]   Думаю, что правильно было бы начать с небольшой интриги. Разумеется, заранее была прочитана литература («Океанский патруль» В. Пикуля; путеводитель по Северной Норвегии 2013 г.; «Океан» П. Низовых), скачан и просмотрен норвежско-советский фильм «Под каменным небом» (я тогда еще не знал историю его создания), были приготовлены точки в навигаторе и я заранее отвел на Киркенес примерно 2…4 часа. Но по ряду причин, интерес к теме стал возрастать лавинообразно, причем до сих пор продолжаю искать нужный материал.[/font]

[font="arial;"]   Из «Дневника» Ю.М. Нагибина: [/font]

[font="arial;"]«…..22 октября 1972 года.[/font]

[font="arial;"]И еще перевернулась страница жизни – одиннадцать дней Норвегии. Прекрасной, сказочной Норвегии, в которой я ни черта не понял в свой первый приезд в 1965 году….»[/font]

[font="arial;"] Далее идут краткие рабочие записи, всего лишь  3 полные страницы (272 – 275), если кто-то заинтересуется. Обратите внимание на выделенный мною текст – ничего удивительного, большинство туристов едут именно с таким чувством и сейчас.[/font]

[font="arial;"]Так вот вторая поездка Ю. Нагибина в Норвегию уже не прошла даром, появился сценарий фильма «Под каменным небом» (реж. Кнут Андерсен, Игорь Масленников, скачать нужно здесь: http://rutracker.org...c.php?t=3026944)[/font]

[font="arial;"] Пока скачиваете, почитайте, как фильм создавался (а ведь это был период «холодной войны»!) и какую реакцию вызвал в Норвегии, это уже само по себе интересно: http://www.murmanarc...ex.php/-q-q/127[/font] [font="arial;"](особая благодарность сайту «Мурманархив» за прочие интересные материалы этом сайте!)[/font]

[font="arial;"]   Ну а у самого Нагибина появился очень редкий но невероятно яркий рассказ «Сентиментальное путешествие», который малоизвестен и в электронном виде отсутствовал. Спасибо супруге, она в «очень-очень ведомственной библиотеке» нашла его в печатном виде, что позволило его сосканировать, распознать и выложить здесь. Именно цитатами  из него я сопровождал часть своих сообщений в теме. [/font]

[font="arial;"] Комментарии по ряду имен/названий в фильме и рассказе, дабы все последующие мои события и факты из ссылок/файлов предстали более доходчиво.[/font]

 

[font="arial;"]Андерсгротта[/font][font="arial;"] – бомбоубежище времен войны в центре городе Киркенес (есть в фильме; находится точно под современным памятником советским солдатам). Посетим.[/font]

[font="arial;"]Бьёрневатн[/font][font="arial;"] – посёлок и «градообразующий» (так же «войнообразующий») рудник к югу от Киркенеса; одна из целей захвата Финнмарка немцами; про одну из штолен речь в фильме и рассказе.[/font]

[font="arial;"]Ярфьорд[/font][font="arial;"] – последний крупный фьорд перед границей с Россией, который нашим войскам пришлось форсировать (из фильма: «…..так вот ты какой – Ярфьорд….»)[/font]

[font="arial;"]Гренсе Якобсельв[/font][font="arial;"] – фантастичеки красивое и уединенное место, почти заброшенная деревушка в устье реки Якобс, прямо на виду российских погранпостов.  Действительно культовое место как для норвежцев, так и, надеюсь, русских. На кемперах туда – просто паломничество! На кладбище норвежские, русские и саамские могилы. Посетим. http://ru.wikipedia....ренсе_Якобсельв[/font]

[font="arial;"]Квислинг Видкун[/font][font="arial;"] – премьер-министр в период оккупации и синоним «предателя», соратник Ф.Нансена во время его визитов в Советскую Росиию, дипломат, политический и военный деятель Норвегии в предвоенный период, двоежёнец (обе жены – из России). В первое время пребывания в Советской России даже сочувствовал нашим преобразованиям, но потом перешел на совершенно противоположные позиции. http://ru.wikipedia....вислинг,_Видкун[/font]

[font="arial;"]Предположительно, автор идеологии будущего блока НАТО и Евросоюза еще в 30-40 годах (Квислинг В.; «Россия и мы», но в Интернете только отрывки книги: http://www.national-...and_und_wir.htm)[/font]

[font="arial;"]Подробности норвежского коллаборационизма и историю создания дивизии «Викинг» можно прочесть здесь : http://pimtr.narod.r...ing_glava4.html[/font]

[font="arial;"]Ли Юнас[/font][font="arial;"] (младший) – очень противоречивая личность, министр полиции в правительстве Квислинга. http://imha.ru/2011/...ml#.UnKhaFOst0s[/font]

[font="arial;"]Сёр-Варангер[/font][font="arial;"] (Южный Варангер)[/font][font="arial;"] – норвежский муниципалитет на южном берегу Варангерфьорда.  http://ru.wikipedia....ki/Сёр-Варангер [/font]

[font="arial;"]Во времена Ивана Грозного (16 век) – документально дарованные Печенгскому монастырю земли (в т.ч. приходы Нейден, Пасвик, Печенга -.об этом позже и очень подробно)[/font]

[font="arial;"]Козыревы[/font][font="arial;"] – семья беженцев из России (после революции). Старшие всю жизнь прожили буквально на самой границе, в Гренсе Якобсельв, в т.ч. и во время войны.  Нагибин как раз и  был у них в гостях. Часть его беседы с хозяйкой вошла составной частью как в фильм, так и в рассказ.  В фильме увидите семью норвежцев, которые принимали партизан – это точно по мотивам визита. Старшие Козыревы (ныне покойные) – люди  очень уважаемые как в Мурманской области, так и в Норвегии.[/font]

 

[font="arial;"] Ниже скрин района Киркенеса: дорога Е6 заканчивается в городе; до границы далее идет Е105; перед самой границей перекресток с местной дорогой 886 на Гренсе Якобсельв; самый правый на скрине – Ярфьорд; виден странный «аппендикс» российской территории прямо рядом с рудником, а почему так, узнаем позже - даже Нагибин в этом вопросе очень сильно заблуждался).[/font]

[font="arial;"]-------------------------------------------------------------------------------------[/font]

[font="arial;"] Коллеги, в связи с тем, что завтра выдаем с супругой дочь замуж, перехожу в «пассивный» режим на пару дней. Приятного просмотра фильма и чтения рассказа! Продолжение следует….[/font]

Прикрепленные изображения

  • 00.jpg

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал DmitryK: 31 октября 2013 - 23:33

  • 2

#159 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 142 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 01 ноября 2013 - 11:22

Уважительная причина! :)  Можно поздравить, даже и позавидовать малость.

Ну, тем временем еще информация не информация, но к размышлению.

Мир наш не тесен, наоборот, просторен - а вот случается переплетен. На снимке, сделанном в 2008 г. в устье р. Умеэльв семейство Алексея из Питера, мы с ними параллельно почти пересекли Ботнический из района Ваасы и там встретились. Детки совершенно чудесные. Тут же, только вылезли из свитеров и непромоканцев, полезли плескаться в не самой теплой водице. (на свет они появились... в шхерах Ладоги).

А катамаран их (тритоновский Тайфун) носит имя "Киркенес". Стало интересно - почему?

И вот... Киркенесская этика.  Алексей кинорежиссер, и в память об отце он сделал о нем фильм. Обо всей жизни. Ссылка есть на этой странице. В детстве И.Дьяконов оказался в Норвегии (его отец, дед Алексея, работал там в 20-е в советстком посольстве). А потом - в войну... комендантом Киркенеса.

Там идет его рассказ, есть и документальные кадры Киркенеса в 44-м. Хотя фильм не о Норвегии, там скорее о нашей истории - в каких-то фразах живого разговора столько...

Прикрепленные изображения

  • s002.jpg

Сообщение отредактировал Григорий Ш.: 01 ноября 2013 - 11:22

  • 2

#160 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 04 ноября 2013 - 20:25

Там идет его рассказ, есть и документальные кадры Киркенеса в 44-м.

Да, спасибо!

Скачал "короткую" версию. Полная, почему-то, не качается.

------------------------------------------------------------------------------------------------

[font="arial;"]28.07 Прибытие в Киркенес.[/font]

 

[font="arial;"]По пути в город (мне от ночевки надо было проехать примерно 50 км): http://youtu.be/XF4TqrTpkzs[/font]

[font="arial;"]После развилки с дорогой на границу (на Мурманск): http://youtu.be/QrXZmjfrQtc[/font]

[font="arial;"]Заранее, у меня в навигаторе было только три точки: [/font]

  • [font="arial;"]Турбюро (там, как обычно, можно купить/получить нужные информационные материалы).[/font]
  • [font="arial;"]Музей Киркенеса (он на въезде в город, а не в центре)[/font]
  • [font="arial;"]Предполагаемое место расположения входа в убежища Андерсгротта (там только организованные экскурсии в 10.30; 11.00 и 15.00).[/font]

[font="arial;"]Въезжаю в город, слева название города «в бетоне», справа озера, сразу после него сворачиваю к музею только чтобы проверить: а на месте ли? А работает ли?: http://youtu.be/3Hwg-mUmviM[/font]

[font="arial;"]На месте, работает! Отлично, посмотрю «на выезде».[/font]

[font="arial;"]Далее двигаюсь по указке навигатора к Андерсгротта (я так думал). Вокруг ухоженный частный сектор, красивые домики: http://youtu.be/D07zVcZiInQ Уже проехал «мимо», петляю, убежище не нахожу, время идет, перехожу на запасной вариант – выбираю точку «турбюро». Оказалось – рядом, тут же огромная церковь. До турбюро рукой подать, поэтому возле нее и паркуюсь. В турбюро на первом этаже сувениры и литература. Девушка-продавец – русская. Я надеюсь, что она уж точно мне объяснит, где именно Андерсгротта (наивный!), но она даже не знает такого слова и отправляет меня на второй этаж, где что-то вроде офиса, склада печатных изданий и где сидит пожилой норвежец. Он мигом меня понял и рассказал: надо пройти буквально 200 м «по задам» турбюро.[/font]

[font="arial;"]Немного не по хронологии, но уж закончу про городские сценки. Названия улиц и многие вывески на коммерческих и публичных зданиях дублируются на русском. Согласно сведениям из Интернета, каждый пятый или из России или говорит на русском. Куча машин с нашими номерами. Вообщем, физически ощущается, что граница рядом.[/font]

 

[font="arial;"]Фото/сканы:[/font]

[font="arial;"]- мелкомасштабный план города с «окончательными» точками; промзона и терминал для погрузки руды на западной стороне города - там, где на плане видна железная дорога из Бьёрневатна[/font]

[font="arial;"]- центр грода[/font]

[font="arial;"]- неофициальный символ города: якорь и буровая коронка (на заднем плане по-русски написано «Частная парковка»)[/font]

[font="arial;"]- центральная площадь[/font]

[font="arial;"]- там же:  памятник, изображающий женщину с двумя детьми; является знаком признательности за вклад женщин в победу во Второй мировой войне, а также символизирует память о матерях, хранивших семейный очаг в условиях военного времени.[/font]

[font="arial;"]- церковь, увы, в лесах ([/font][font="arial;"]Kirke[/font][font="arial;"]_[/font][font="arial;"]nes[/font][font="arial;"]; поселение у церкви; у этой ли?)[/font]

[font="arial;"]- турбюро[/font]

[font="arial;"]- припарковался прямо у церковной ограды[/font]

[font="arial;"]- два фото улиц в центре[/font]

[font="arial;"]- два фото с названиями улиц[/font]

[font="arial;"]- четыре фото «малоэтажной» застройки[/font]

[font="arial;"]- три фото с видом на корабли или море (на одном «отдыхает» береговая охрана)[/font]

Прикрепленные изображения

  • 00.jpg
  • 01.jpg
  • 02_P1012233.JPG
  • 03_P1012225.JPG
  • 04_P1012227.JPG
  • 05_P1012220.JPG
  • 06_P1012229.JPG
  • 07_P1012219.JPG
  • 08_P1012222.JPG
  • 09_P1012223.JPG
  • 10_P1012231.JPG
  • 11_P1012221.JPG
  • 12_P1012215.JPG
  • 13_P1012216.JPG
  • 14_P1012228.JPG
  • 15_P1012218.JPG
  • 16_P1012217.jpg
  • 17_P1012214.JPG
  • 18_P1012213.jpg

Сообщение отредактировал DmitryK: 04 ноября 2013 - 20:26

  • 2

#161 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 04 ноября 2013 - 20:38

[font="arial;"]28.07 Киркенес. Экскурсия в Анедерсгротта.[/font]

 

[font="arial;"]   Напоминаю, что согласно сюжетной линии фильма «Под каменным небом», это то самое место, откуда жители Киркенеса, стремясь избежать эвакуации, перебрались в штольню Бьёрневатна к уже находящимся там людям.[/font]

 

[font="arial;"]   До экскурсии в 10.30 еще минут 20. Жара. Кроме меня на лавочке в тени дерева прямо около входа сидит пожилая пара. Я здороваюсь, они в ответ. Я спрашиваю, откуда они? Отвечают: [/font][font="arial;"]USA[/font][font="arial;"], [/font][font="arial;"]Texas[/font][font="arial;"]. Далее выясняется, что они с круизного судна, а привело их сюда то, что кто-то из родственников мужчины участвовал в Арктических конвоях. Видимо, они из тех, кто знает о войне достаточно много и в этом путешествии у них тоже есть определенный план. Ну что же, даже хорошо. Я рассказываю о своем путешествии и о том, что сегодня к вечеру пересеку границу с Россией. Они улыбаются, им тоже хотелось бы посетить Мурманск и Россию, но пока они к этому не готовы (комфорт, условия, документы, неизвестность и т.д.). [/font]

[font="arial;"]   Подходит еще человек 8 и парень-экскурсовод. Там платят так: из рук в руки,  только наличными кронами, никаких чеков; но традиционно, можно и евро, но сдача в кронах. Естественно, у большинства евро. Много времени уходит на «расчеты». Далее он всех «строит» на улице и спрашивает, «кто откуда». Оказывается, что помимо меня и американцев, есть еще датчане, а остальные – норвежцы. Он говорит, что экскурсия будет на английском, чтобы все поняли (еще только норвежский и немецкий). Ладно, думаю, но экскурсовода, в отличие от американцев, я почти не понимаю….[/font]

[font="arial;"] Все мы, одетые очень легко (даже в шорты и маечки), спускаемся вниз. Из убежища веет прохладой – вот, думаю, классно, давно пора, уж больно жарко - на улице градусов 25.[/font] [font="arial;"]Вунтри весят каски, но одевать их необязательно – вдоль основных штолен (там, где экскурсии) сделаны дополнительные бетонные потолки.[/font]

[font="arial;"]Теперь нас «строят» хоть внутри, но у входа и выдают первую часть информации (что понял, пишу): пока русские и союзники не бомбили Киркенес, вопрос о выживании местного населения почти не стоял; но когда начались налеты, один из сотрудников рудника Бьёрневатн (кто точно – ну не понял, жаль…;  возможно, по имени Андерс), обратился к немцем за разрешением построить убежище силами самих норвежцев для мирного населения, причем используя механизмы и оборудование, еще оставшееся на руднике и заводе и по разным причинам простаивающее; немцы, что удивительно, согласились и мешать не стали (тогда еще они готовились к маршу на Мурманск, не собирались сжечь весь Финнмарк и эвакуировать все местное население); далее убежище стали расширять внутри, были сделаны запасные выходы, вентиляционные каналы, санузлы, нары и т.д. Условия получились сносные, но холод и отсутствие свежего воздуха постоянно были проблемой.[/font]

[font="arial;"]   Проходим чуть дальше (еще холоднее, но пока терплю) – остановка около куска железной руды из Бьёрневатна, на котором сошлифована одна грань и на ней выгравировна надпись: "Харальд .." Ясное дело – норвежский король. Как, когда и зачем надпись появилась – вообще не понял. Экскурсовод демонстрирует магнитные свойства руды (примагничивает фонарик торцем к боковой стороне глыбы) и сообщает, что содержание железа в руде более 70%. Верим, холодно же, никто не спорит и вопросов не задает….[/font]

[font="arial;"]   Далее заходим в расширение тоннеля (там вообще адский холод, с потолка свисает что-то вроде миниатюрных сталагтитов!), где находится "кинозал". Рассаживаемся и экскурсовод рассказывает о послевоенной судьбе убежища (фильма пока еще нет, а он должен еще 9 минут идти!): после войны новую «жизнь» Андерсгротте дали (ну разумеется!)  русские – на дворе холодная война, несколько раз учения по обе стороны границы напоминали приготовления к войне, а Киркенес – явный «лидер» по принятию на себя советского удара. Да, хоть холодная война закончилась, но опять эти русские (ну разумеется!) очень напугали весь мир своим Чернобылем, а у нас тут под боком: АЭС в г. Полярные Зори и места базирования российских кораблей с ЯЭУ . Если что-то с этими объектоми случится – жители Киркенеса уж точно будут иметь место, куда спрятаться, тем более, что убежище поддерживалось в порядке. (Периодически, все участники экскурсии косятся на меня, я сгораю от стыда, но из-за холода уже даже и спорить не смог бы….Американцы, кстати, сидят рядом со мной и все воспринимают спокойно: видимо обычная для них «плановая» пропаганда, экскурсовод  должен включать «пугалку» и отрабатывать зарплату….). [/font]

[font="arial;"] Наконец объявляет, что сейчас начнется фильм. Вижу, что не только я уже просто задубел от холода. Понятный вопрос повисает в воздухе… Парень ухмыляется, открывает огромные лари перед лавками и достает оттуда одеяла. Тут я все понял, «пытка» холодом входила в стоимость экскурсии и все это давало возможность почувствовать себя жителем Киркенеса времен войны. Примерно к этому моменту аккумуляторы от моего фотоаппарата пожаловались, что «они уже не могут….».[/font]

[font="arial;"]Фильм основан на немецких и советских документальных съемках. Речь в фильме на разных языках, субтитры уж не помню на английском или норвежском. В принципе – и так все понятно. Часть сюжетов я уже видел (немецкая и советская кинохроника). Но просмотр фильма именно в бомбоубежище, в летней одежде при температуре (+5 град; это я потом выяснил), сильно врезается в память. Вероятно, все это расчитано именно на молодых туристов из Европы, чьи знания о войне практически нулевые. В углу стояло несколько дизельных тепловых пушек, но на наш вопрос «а почему не включили?», парень опять ухмыльнулся и сказал, что включают только зимой, когда температура падает еще ниже.[/font]

[font="arial;"]   Далее он предложил там же внутри зайти в туалет (он старый, еще времен войны; ну кому надо…). Разумеется, большинству уже «еще как» надо было! Я сам замерз так, что уже ничего не хотел….[/font]

[font="arial;"]   Еще нам показали узкий лаз вертикально вверх, который ведет точно под монумент советским солдатам. Парень, так же, предложил пройти еще чуть дальше (а одеяла мы уже сдали после фильма…), но желающих, почему-то, не нашлось… Все бочком-бочком но уже продвигались к выходу. Мы пробыли там минут 20…25. Когда я вылез на улицу, увидел, что  в новой группе есть дети младшего школьного возраста, а язык у меня снова обрел эластичность, я сказал «новичкам»: немедленно одевайтесь! Парень-экскурсовод  проводил меня недобрым взглядом…. Сам он, кстати, был одет «правильно» – это видно на фото. Я был уверен, что заболею, радовало только то, что граница уже рядом и лечиться придется уже дома. Но все обошлось, уже не занаю почему…[/font]

[font="arial;"]   Метрах в 100 от входя в Андерсгротту находится памятник советским солдатам. Мимо него будет удобно вернуться в центр (хоть и по небольшой дуге; но недалеко от причала береговой охраны). Когда будет стоять у памятника, на всякий случай помните, что «кинозал» убежища – почти точно под вами.[/font]

 

[font="arial;"]Фото:[/font]

[font="arial;"]- характерный указатель, по которому можно хоть как-то визуально опознать местонахождение убежища[/font]

[font="arial;"]- информация о «предоставлении качественных услуг» за 100 [/font][font="arial;"]NOK[/font]

[font="arial;"]- два фото входа в убежище (вход с улицы виден плохо; кажется – просто бетонный забор)[/font]

[font="arial;"]- я еще тёплый[/font]

[font="arial;"]- два фото дополнительных бетонных укреплений (это на случай «новой» войны)[/font]

[font="arial;"]- два фото экскурсовода и глыбы руды из Бьёрневатна[/font]

[font="arial;"]- лаз к подножию памятника советским солдатам[/font]

[font="arial;"]- кинозал по окончании сеанса[/font]

[font="arial;"]- тепловые пушки[/font]

[font="arial;"]- памятник[/font]

[font="arial;"]- надпись на памятнике[/font]

Прикрепленные изображения

  • 01_P1012210.jpg
  • 02_P1012208.jpg
  • 03_P1012207.jpg
  • 04_P1012209.jpg
  • 05_P1012198.JPG
  • 06_P1012204.jpg
  • 07_P1012206.JPG
  • 08_P1012199.JPG
  • 09_P1012205.JPG
  • 10_P1012200.JPG
  • 11_P1012202.jpg
  • 12_P1012203.jpg
  • 13_P1012211.JPG
  • 14_P1012212.JPG

  • 4

#162 anzer14

anzer14

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 37 сообщений
  • Из:mos.obl.
  • Судно: крейсерский швертбот
  • Название: Анзер

Отправлено 05 ноября 2013 - 08:32

 

Благодаря этой теме и нескольким другим вернулся интерес к форуму. Спасибо...


  • 0

#163 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 06 ноября 2013 - 21:26

[font="arial;"]28.07 Музей Южного Варангера (отделение в Киркенесе)[/font]

 

[font="arial;"]Музей в Киркенесе имеет следующие разделы: [/font]

  • [font="arial;"]Экспозиция, посвященная войне [/font]
  • [font="arial;"]Штурмовик Ил-2[/font]
  • [font="arial;"]История Приграничья[/font]
  • [font="arial;"]Добыча руды[/font]
  • [font="arial;"]Музей саамской культуры[/font]

[font="arial;"]   Все материалы около экспонатов, имеющих отношение к войне (первый этаж), заламинированы и даны на пяти языках (норвежский, английский, немецкий, финский, русский). Экспонаты прочих экспозиций (второй этаж) даны, приемущественно на норвежском. Есть большой магазин с литературой и фильмами, где очень много материалов на русском.[/font]

[font="arial;"]   Огромная часть информации к экспонатам является уникальной. Особенно приятно, что почти весь набор «развернутых» текстов и пояснений к экспозиции продается отдельной брошюрой (я перевел в электронный вид, обязательно прочтите). И это не просто комментарии к экспонатам, а скорее, отдельные страницы (иногда "кричащие") истории. [/font]

[font="arial;"] Форматирование текста, орфография и пунктуация – оригинальные. Предупреждаю сразу, особая манера изложения материала не должна вводить в заблуждение. Ее задача – дать вам задуматься, а не обрушить «лавину» фактов.[/font] [font="arial;"]От себя добавил, для простоты поиска, только «содержание» и расположил номера оригинальных страниц около начала каждой темы. [/font]

 

[font="arial;"]Только одна цитата:[/font]

 

[font="arial;"]«…….С юга и с востока[/font]

[font="arial;"]пришёл человек Божий Трифон с двойным крестом, [/font]

[font="arial;"]чтобы спасти души [/font]

[font="arial;"]То было в году 1523-м[/font]

 

[font="arial;"]С запада и юга[/font]

[font="arial;"]пришёл человек Божий фон Вестен с одиночным крестом[/font]

[font="arial;"]чтобы спасти души[/font]

[font="arial;"]Это было в начале [/font][font="arial;"]XVIII[/font][font="arial;"]-го века[/font]

[font="arial;"]Борьба за души была, кроме прочего, борьбой за земли…..»[/font]

 

[font="arial;"]Фото (начало):[/font]

 

[font="arial;"]- три фото снаружи музея (детская песочница со «тяжелой» строительной техникой очень к месту, учитывая историческое значение города)[/font]

[font="arial;"]- восемь фото Ил-2, подробный рассказ о судьбе которого и его экипажа дан в брошюре [/font]

Прикрепленные изображения

  • 01_P1012234.JPG
  • 02_P1012299.JPG
  • 03_P1012235.JPG
  • 05_P1012240.JPG
  • 06_P1012238.JPG
  • 07_P1012239.JPG
  • 08_P1012262.JPG
  • 09_P1012250.JPG
  • 09_P1012273.JPG
  • 09_P1012288.JPG
  • 10_P1012290.JPG

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал DmitryK: 06 ноября 2013 - 21:27

  • 0

#164 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 06 ноября 2013 - 21:36

[font="arial;"]Фото (окончание):[/font]

 

- табличка на коке винта Ил-2

[font="arial;"]- снаряжения самолета/экипажа[/font]

[font="arial;"]- четыре фото, относящиеся к немецким оккупантам (пропаганда, снаряжение, шестиствольный реактивный миномет: http://ru.wikipedia....iki/Nebelwerfer)[/font]

[font="arial;"]- два советских аэрофото времен войны: Вадсё и Вардё, Киркенес[/font]

[font="arial;"]- четыре фото, относящиеся к партизанскому движению (в музее, со ссылкой на фотографию, даны имена всех партизан; отдельный стенд посвящен норвежкам - партизанам)[/font]

[font="arial;"]- виза начала 20 века для посещения России[/font]

[font="arial;"]- геологические разрезы карьера в Бьёрневатне (север слева; опять обратите внимание на «аппендикс» российской территории у Паз-реки; [/font][font="arial;"]Pasvik[/font][font="arial;"]_[/font][font="arial;"]elva[/font][font="arial;"])[/font]

[font="arial;"]- манекен взрываника на фоне стенда, относящегося к добыче руды (макеты карьера, терминала для погрузки в порту и прочее - опускаю)[/font]

[font="arial;"]- поезд на ж/д Киркенес-Бьёрневатн (он виден от входа в музей на противоположном берегу озера)[/font]

[font="arial;"]- начало экспозиции, относящейся к первому саамскому художнику и известному деятелю культуры народа саами  Йону Андреасу Савио[/font], чью биографию и только малую часть рисунков можно посмотреть на [font="arial;"]WIKI[/font][font="arial;"] (для просмотра рисунков рекомендую там «переключаться» и на другие языки): http://ru.wikipedia....wiki/Савио,_Йон [/font]

Прикрепленные изображения

  • 11_P1012289.JPG
  • 12_P1012272.JPG
  • 13_P1012243.JPG
  • 14_P1012244.JPG
  • 15_P1012277.JPG
  • 16_P1012278.JPG
  • 17_P1012274.JPG
  • 18_P1012281.JPG
  • 19_P1012245.JPG
  • 20_P1012247.JPG
  • 21_P1012282.JPG
  • 22_P1012286.JPG
  • 26_P1012293.JPG
  • 27_P1012295.JPG
  • 28_P1012294.JPG
  • 30_P1012300.JPG
  • 31_P1012298.JPG

  • 1

#165 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 07 ноября 2013 - 22:00

[font="arial;"]28.07 Дорога 886. Гренсе Якобсельв. Граница физически и юридически.[/font]

 

[font="arial;"] Вышел из музея, разложил на столике у входа материалы, купленные в нем, минут 30 сидел и читал. На другой стороне озера промелькнул грузовой состав – та самая железная дорога, по которой уже лет сто вывозят руду на грузовой терминал Киркенеса.[/font]

[font="arial;"]Еще одной из брошюр являлась «Пограничье. У самого океана». (Выложу позже, сюда не влезет). Именно после прочтения ее я принял решение, сделать последний (третий) радиальный выезд, с «отцепкой» трейлера. Но сначала – к границе, т.к. дорога на Гренсе Якобсельв (уменьш.-ласк. норв. Гренсен), начинается почти от границы. [/font]

[font="arial;"] Киркенес позади: http://youtu.be/pQ3DeiGGoXY[/font]  [font="arial;"]Подъезжаю к погранпереходу Стурскуг – Борисоглебск, делаю «круг почета», чтобы правильно оставить трейлер (http://youtu.be/_gfvvyttgGs) на площадке, заодно вижу информационный стенд, потом рядом с ним долго треплюсь со словацким мотоциклистом (или байкером, я их не различаю…), который только что приехал из России и полон впечателний «по самое немогу». Буквально утром он был на Немецком мысу на п-ове Рыбачий (если я правильно понял) и сказал, что такой красоты никогда не видел….[/font]

[font="arial;"]   Всё, трейлер отцеплен, тут же поворот на дорогу 886 на Гренсе Якобсельв: http://youtu.be/uP3oslb3qE0[/font] [font="arial;"]Далее, на пртяжении примерно 45 км, я вижу самую красивую из «местных» дорог, по которым пришлось проехать. Сначала вокруг деревья и кусты, потом начинаются каменистые пустоши, скалы, лбы, холмы; часть дороги проходит по берегу Ярфьорда. Дорога узкая и очень извилистая (как по тангажу, так и по рысканью). Можно найти площадку и остановиться (хоть на ночь), есть специальные места, но и просто съехать никто не запрещает.[/font]

[font="arial;"]http://youtu.be/8khgInr0jqM[/font]

[font="arial;"]http://youtu.be/s6jG1Y7HaiI[/font]

[font="arial;"]http://youtu.be/j84w9dQ_uiE[/font]

[font="arial;"]http://youtu.be/ihZBuYxC8rE[/font]

[font="arial;"]http://youtu.be/8jCsSH0_VFE[/font]

[font="arial;"]   Наконец выезжаю на берег реки Якобс (русск. Ворьема) и еду мимо нескольких ее меандров, наблюдая пограничные столбы: http://www.youtube.c...h?v=EcLP5Vub7lU[/font]

[font="arial;"]Далее подъезжаю к посёлку: Проезжаю то, что от него осталось (подробности в брошюре, далее) и знаменитую церковь: http://youtu.be/zkX21TsdWq4[/font] [font="arial;"]Всё, конец дороги. Это самое удаленное от столицы Норвегии место на материке: http://youtu.be/7zIBxkmN4kw[/font]

[font="arial;"]   Тишина. Песок. Скалы. Солнце. Это то самое место, куда стремяться приехать не только норвежцы, но и туристы со всей Европы. Помимо краеведческой информации, на заламинированном листке на трех языках (англ, норв, русс) читаю три простые правила поведения на границе:[/font]

 

[font="arial;"]«Запрещено:[/font]

[font="arial;"]- пересекать границу по земле, воде и воздуху (очень логично).[/font]

[font="arial;"]- входить в контакт с людьми, находящихся по другую сторону границы, а так же некорректно себя вести (да там просто никого нет; на российской стороне приграничная зона такая, что по площади превышает многие европейские государства!)[/font]

[font="arial;"]- бросать предметы через границу (тоже логично)….»[/font]

 

[font="arial;"]   Беру фотик, забираюсь на холм, несколько фото. Потом возвращаюсь на машине к церкви и кладбищу, тоже фото. Ну и набравшись наглости, на обратном пути останавливаюсь около реки и прямо с ее берега фотографирую пограничные столбы обеих стран (руки дрожат….). [/font]

[font="arial;"]  Признаюсь, свобода нахождения прямо на самой границе серьезно действует на психику (ну как же так…. ну вдруг из хулиганских побуждений….. вот так прочесть и выполнять…не верю!).  Якобс, по крайней мере в этом месте - речка «поколеновка»: кто захочет, может просто перебежать ее, тем более, что с норвежской стороны граница охраняется эпизодически, разъездными (на джипах, в т.ч. и по дороге 886) патрулями и никакой контрольно-следовой полосы, колючей проволок и видимых «техничеких средств» я не увидел. Прямо на берегу стоят коттеджи, кемперы; детишки голопузые бегают, взрослые шашлычок готовят, рыбу ловят…. Судя по интернету, норвежцы даже «не напрягаются», т.к. с их точки зрения, зачем границу охранять им, если с нашей стороны она похожа но ограждение концлагеря (но чуть дальше, с чужой территории не видно), а перебегать «от них к нам» может только сумасшедший.[/font]

[font="arial;"]   Правила движения на плавредствах и рыбной ловли так же указаны на информационных щитах. Здесь чуть сложнее: нельзя останавливаться на фарватере, двигаться можно только в светлое время, ловить рыбу в некоторых местах могут только норвежцы и прочее. Но движение на плавсредствах в принципе разрешено! И это страна НАТО… Уже в какой раз стало стыдно за свою страну, теперь еще и за то, что своим гражданам у нас просто не доверяют.[/font]

[font="arial;"]   Пока возвращаюсь к трейлеру у Струрскуга, мозг сверлит мысль: взаимоотношения граждан и государства у нас и в  Норвегии совершенно разные. И неужели, сегодня придется [/font]"возвращаться"?

 

[font="arial;"]Фото/сканы:[/font]

 

[font="arial;"]- дорога 886 от Стурскуг до Гренсе Якобсельв (зимой ее «проходимость» не гарантирована из-за сочетания рельефа и погодных условий)[/font]

[font="arial;"]- последний участок дороги в поселке, выходящий на пограничную реку[/font]

[font="arial;"]- песок за рекой – Россия[/font]

[font="arial;"]- пограничные столбы сопредельных стран (по договореннсти между странами: как столбы, так  и погранпосты стоят напротив друг-друга)[/font]

[font="arial;"]- шесть фото с холма у парковки в конце дороги 886 (виден старые молы, слип, импрвизированная гавань – на всем следы времени…)[/font]

[font="arial;"]- норвежский пограничный наблюдательный пункт[/font]

[font="arial;"]- российский --------[/font]

[font="arial;"]- пять фото церкви короля Оскара II[/font] [font="arial;"]кладбища рядом с церковью (это сама история; православный крест – могила дочери Козыревых, умершей еще до войны; подробности в брошюре)[/font]

Прикрепленные изображения

  • 00.jpg
  • 01.jpg
  • 02_P1012334.JPG
  • 03_P1012336.JPG
  • 05_P1012315.JPG
  • 06_P1012308.JPG
  • 07_P1012303.JPG
  • 09_P1012304.JPG
  • 10_P1012309.JPG
  • 11_P1012312.JPG
  • 12_P1012305.JPG
  • 13_P1012306.JPG
  • 15_P1012319.JPG
  • 16_P1012326.jpg
  • 17_P1012323.jpg
  • 18_P1012324.jpg
  • 20_P1012330.jpg

Сообщение отредактировал DmitryK: 07 ноября 2013 - 22:05

  • 3

#166 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 07 ноября 2013 - 22:10

Брошюра, посвященная Гренсе Якобсельв. Сканы не распознаны, т.к. текст изобилует изображениями, в т.ч. и на заднем фоне.

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал DmitryK: 07 ноября 2013 - 22:11

  • 2

#167 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 10 ноября 2013 - 17:19

[font="arial;"]28.07 Вечер. Пограничный переход Стурскуг – Борисоглебск.  Первые километры по Родине.[/font]

 

[font="arial;"]   Под впечатлением от Гренсе Якобсельв возвращюсь к погранпереходу, цепляю трейлер (он, разумеется, на месте…) прохожу границу. На норвежской стороне – вообще никаких проблем, быстро и четко. На нашей хоть и не очень долго, но в памяти запечатлелись  три момента:[/font]

[font="arial;"]1. Знаменитый на всю страну «безлично-уменьшительный» диалект: «  - Документики предъявляем…. лодочку открываем….. машинку внутри показываем…» - я уже отвык и по ушам сильно резануло. Не выдержал и спрашиваю: «Почему Вы не можете обращаться по имени - отчеству и говорить в повелительном наклонении и прибавлять «пожалуйста», в Уставе, что-ли так или ваше руководство так требует?» В ответ – замешательство, но словарный запас у сотрудника это сильно подкосило.[/font]

[font="arial;"]2. Я долго не мог понять, почему сбежались все сотрудники таможни и один из них, вооруженный фонариком стал внимательно осматривать не только яхту внутри, но и авто.[/font]

[font="arial;"]В яхте я сразу открыл все рундуки и палубные люки, но он задержался именно в каюте и стал пристальное внимание уделять подволоку каюты и пространству между силовыми бортами и декоративными «фанерками», закрывающими их в каюте. Все шло к тому, что сейчас скажет: «Снимайте все декоративные элементы для проверки!». Действуя на опережение, говорю: «Запрещенных товаров нет, интересуют скрытые полости – поехали на рентген, разбирать ничего не буду!». Вроде поверил, из яхты вылез. Попросил показать коробки и сумки в машине (задних сидений я не брал – в салоне все ровным слоем). Показал все, кроме велосипеда, говорю: «Открывать не буду, еле-еле застегнул молнию, велик «Страйда», можете пощупать колеса!». Щупает. Вроде верит. Тут слышу шёпот между двумя стоящими в стороне его коллегами: «….Да у него авто так сильно задом просело, т.к. на фаркопе прицеп….». Блин, так они, оказывается, думали, что у меня в машине невидимые тяжеленные предметы! Мысль о «нагрузке на фаркоп» явно пришла в голову не всем сотрудникам, но ее тут же озвучили и вздохнули свободно.[/font]

[font="arial;"]3.   Ну и стандартное: « - Покажите заводскую табличку на судне!» - «У Вас в руках судовой билет, зачем Вы его у меня взяли, если даже не смотрите в него!» - «А что там?» - «Самодельное!» - «Ну и что?» - «Ну и то! Где я Вам возьму заводскую табличку?» - «Так на борту можно нарисовать любые госномера!» - «Точно. Можно!» - «Ну а как мне проверить, вдруг это не ваше судно?» - «Да никак. Можете проверить по главным размерениям из судового билета. Ну или поверить на слово: заявляю официально, что это точно оно, не верите?». Молчание…. Не верит, разумеется, но и затевать процедуру «я начальник – ты дурак» тоже не хочет. Советуется с начальником, с видимой неохотой сообщает, что я могу ехать…[/font]

[font="arial;"]   Ззамечаю, что если начать суетиться, оправдываться, мямлить в ответ – точно устроят очередную «забаву» на длительное время. А если четко перегородить машиной с прицепом въезд (выезд), отвечать твердо, даже с вызовом, не использовать слова-паразиты, а использовать логику (к примеру: «раз с этим судном выпустили, почему с ним же не впускаете»), глядеть им в глаза, звать начальника, если что…., делать упор на «почему в каждом гражданине вы видете нарушителя» и «я закон не нарушаю, на каком основании вы меня не пропускаете», то отстанут.[/font]

[font="arial;"] Все. Давлю на газ и…… не понимаю: в подвеске, что-ли, что-то осломалось? Дорога, вроде, ровная, но звук какой-то нехороший. Остановился, заглянул под машину, вроде ничего не болтается. Тут обратил внимание на асфальт – ровный-то, он ровный, да в верхнем слое – огромные булыжники, слегка «смоченные» битумом. Вот она, причина. Вообщем, быстро ехать не получилось. Почти до Никеля  плёлся еле-еле. … Сбоку и очень долго (там дорога тянется вдоль озера) наблюдал пограничный технический «шедевр», созданный на деньги налогоплательщиков: мыслимые и немыслимые технические и физические средства «охраны» страны. И уверен на 110%, что это очередной левый «госзаказ», со всеми вытекающими (из бюджета, разумеется) «ручейками», которые точно не в оз. Сальмиярви попадают. Уже потом прочел про «детские» объяснения наших пограничников о ситуации. Тьфу… противно (еще помнил «…три простые правила…»):  http://barentsobserv...iv-norvezhskogo.[/font]

[font="arial;"] Скоро Никель (почему-то догадался, глядя только на природу….). Маршрут из навигатора (Россия Топо 6.08) и указатели на дороге начинают противоречить друг-другу. Останавливаюсь у принципиальной развилки, дожидаюсь местного жителя, останавливаю и спрашиваю относительно: приемлимой дороги на Колу (в общем) и к Печенгскому монастырю (в частности). Мне повезло, мужчина не только будет несколько километров моим «ведущми», но даже интересуется  местной историей и в очень сочных выражениях объясняет, почему он не любит иностранцев (я обмолвился, что еду из Норвегии в Москву). «-Так почему?» - «-Они убили всех иноков монастыря в 16 веке!» - (Я тогда не в курсе был о подробностях) «-Кто?» - «Норги!»…. Я в шоке. Неужели мое впечатление о Норвегии будет так быстро «откорректировано». Ладно. Перевариваю. Едем. Он отворачивает на Никель, машет, по договоренности, рукой – значит мне теперь вправо, в длиннющий «тягун» в гору.  [/font]

[font="arial;"] На третьей (потом и второй) передаче, с ревущим перегретым мотором забираюсь на абсолютно выжженный (диоксидом серы, как потом выяснилось…) и голый холм. Слева внизу, километрах в двух, поселок. Над ним «коктейль» из дыма, вокруг отвалы и никаких признаков существующей растительности до горизонта, только черные головешки стволов карликовых берез, песок неестественного цвета, валуны. Я, конечно, догадывался, что «рая» вокруг не будет, но такое… Настроения никакого. Делать фото и видео вообще не хочется! Уже вернувшись в Москву, читаю: «…. по сравнению с Норильском, Никель больше напоминает ботанический сад….»: http://barentsobserv...a-taymyre-22-08 Ну тут уж и сказать нечего. Придется всё это пережить. А впереди у меня еще был Мончегорск….[/font]

[font="arial;"]Ближе к Заполярному природа постепенно востанавливается, стараюсь настроиться на хорошее. Осталось пол-бака бензина, но помню совет моего «ведущего»: ни в коем случае не заправляться до Колы – бензин плохой. Уже вечер, по плану – надо найти монастырь и где-нибудь переночевать. [/font]

 

Скрин дороги от границы, там строительство дорог в самом разгаре, лучший навигатор - местные.

Прикрепленные изображения

  • 00.jpg

  • 4

#168 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 12 ноября 2013 - 22:46

[font="arial;"]Краткая история Печенгского монастыря и закрепления границы между Россией и Норвегией.[/font]

 

[font="arial;"]Ю.М.Нагибин, «Дневник», стр. 274, еще одна цитата:[/font]

 

[font="arial;"]«…. В одном месте граница вбилась клином в норвежскую землю, разорвав реку, которая была в этом районе основным средством связи. Дело в том, что на левом, норвежском берегу оказалась заброшенная православная церковка [/font][font="arial;"]XVI[/font][font="arial;"] века, ну и разве могли наши власти, исполненные чистой веры, глубокой религиозности и уважения к историческому прошлому святой Руси, оставить Божий дом в руках басурманов? Но здешние люди, похоже, верят в чистоте души этой наглой и лицемерной лжи…..».[/font]

 

[font="arial;"]«Вбилась клином…» – это тот самый «аппендикс» около Бьёрневатна. Нагибин, к сожалению, не уточняет, кого именно он подразумевает под словами «наша власть», но на всякий случай, я докладываю:[/font]

 

[font="arial;"]Юрий Маркович,  понимаю, что поздно, но сообщаю, что никто не лгал, скорее наоборот и это не «наши власти» разорвали реку ради «церковки». Это даже не большевики - так была проведена граница аж в 1826 г, о чем хоть и сожалели российские императоры ежё задолго до революции, но и сделать уже ничего не могли.  В 1972 г  Вы просто увидели исторически сложившуюся ситуацию. А вот «кто виноват» - далее.[/font]

 

[font="arial;"]Для понимания истории, совершим небольшой хронологический экскурс именно в «монастырский» 16 в.[/font]

 

[font="arial;"]1520 – 1525 гг. примерные годы появления преподобного Трифона (далее Трифон) на Кольском севере.[/font]

[font="arial;"]1530 г[/font][font="arial;"]. – Трифон получает грамоту на постройку монастыря (пока он не имеет сана, просто мирянин)[/font]

[font="arial;"]1533 г[/font][font="arial;"]. – пострижение в монахи самого Трифона, массовое крещением лопарей (саамов), официальный год создания монастыря[/font]

[font="arial;"]1556 г[/font][font="arial;"] – грамота Ивана [/font][font="arial;"]IV[/font] [font="arial;"](Грозного), данная Печенгскому монастырю на владение «землями, людьми, реками и т.д…..» от Варангерфьорда до Кольского залива[/font]

[font="arial;"]1565 г[/font][font="arial;"]. – Трифон ставит две «ключевые» церкви, закрепляя влияние православия к западу от монастыря: «Бориса и Глеба» на реке Паз (это о ней пишет Нагибин в «Дневнике») и «Георгия Победоносца» в Нейдене (ныне – Норвегия, это западная часть Южного Варангера). Напоминаю, что подобная «демонстрация атрибутов» всегда давала возможность России и Норвегии решать вопросы границы миром. Вспомните часовню короля Оскара в Гренсе Якобсельв – ведь ее построили (разумное решение!), чтобы не держать у устья реки Якобс (Ворьемы) норвежскую канонерку![/font]

[font="arial;"]1579 г[/font][font="arial;"]. – купцы Строгановы дарят Печенгскому монастырю «основные средства» на п-ове Рыбачий (сами купцы удивительно «дальновидно» переключились в те годы на освоение Сибири)[/font]

[font="arial;"]1583 г[/font][font="arial;"]. – смерть Трифона[/font]

[font="arial;"]1589 г[/font][font="arial;"]. – нападение финнов (не норвежцев!!!), «…подданых шведского короля… немцев каянской стороны…под предводительством Пекки Везайсена, уроженца местечка Ии в Финляндии….», которые убивают 116 насельников, а монастырь сжигают. Почему насельники не дали им отпор (как на Соловках, к примеру, дали позднее, отлуп «лучшим друзьям») – это отдельная тема, но уже «за рамками»… Год, увы, стал фатальным не только для монастыря, но и для последующего освоения региона Россией и закрепления границы через 250 лет.[/font]

[font="arial;"]1590 – 1886 гг. – монастырь, как таковой, не существует, хотя местные жители, в большинстве своем, остаются православными и почитают Трифона Печенского, как своего святого.[/font]

 

[font="arial;"]Много позже первое возрождение и опять расцвет деятельности (1886 – 1917 гг), революция, смутное время (1917 – 1920 гг), передача Финляндии района Печенги (1920; монастырь теперь называется [/font][font="arial;"]Petsamon[/font] [font="arial;"]Luostari[/font][font="arial;"]), зимняя война, перемирие,  снова война, территория монастыря переходит к СССР (1947), снова возрождение (уже начало 21 века), опять пожар и опять восстановление….[/font]

 

[font="arial;"]   Электронная версия истории монастыря находится здесь:[/font] [font="arial;"]http://kolasobor.ru/istoriya_trifono/, но то ли из-за политкорректности, то ли по другим причинам, на версия проведения госграницы там «усеченная».[/font]

 

[font="arial;"]   Нас интересует 1826 г., когда местное население, уже вместе с пришедшими с запада новыми поселенцами (приемущественно норвежцами), стали не в состоянии платить дань не только двум (норвежскому и русскому), а то и трем королям (еще и шведскому). Это был т.н.. «общий район» и фактически, Южный Варангер был «ничейной» землей. А раз ничейной, то у всех там были «интересы». Экономические подробности и «кликабельные» карты здесь: http://www.arnews.ru/news/1502819.html[/font]

[font="arial;"]   Очень логично, что местные жители обратились именно к королю Норвегии, с просьбой «разобраться» с обилием «крыш», ну а он, разумеется, обратился к российскому императору с просьбой закрепить границу юридически.[/font]

[font="arial;"]   Во все норвежских источниках и большинстве российских сказано, что широким жестом (норвежцы прямо «удивлены» нашей сговорчивостью!) Россия закрепила гранницу так, как хотели норвежцы, но оставила за собой территорию в одну версту вокруг церкви Бориса и Глеба (церковь Георгия Победоносца, увы, была уже настолько далеко на западе, что «вопрос даже не стоял»). Именно благодаря «Борису и Глебу», хоть как-то, пусть криво, но удалось закрепиться за остатки «жалованной» еще Иваном Грозным земли Южного Варангера. Будь тогда монастырь – все было бы совесем иначе. Напоминаю, что ближайший норвежский форпост, крепость Вардёхус, находилась аж на п-ове Варангер.[/font]

[font="arial;"]   Но есть более редкие точки зрения на события 1826 г., когда еще можно было бы провести границу западнее. Я нашел две, причем они не очень противоречат друг-другу, скорее дополняют и очень точно характеризуют исторические беды России.[/font]

[font="arial;"]   Первую [/font][font="arial;"]я прочел поздним вечером 28.07.2013 г., когда меня с авто и трейлером любезно пустили на ночевку в хозяйственную зоне Печенгского монастыря, а так же поддержали мой интерес содержательной (не религиозной) беседой. Книга называется «Трифонов Печенгский монастырь» и чудом была куплена там же, в монастырской лавке (время было позднее, а экземпляр был последний). Виновный, по мнению автора, представитель России на переговорах полковник Галямин В. Е. (очень творческая, кстати, личность) (http://ru.wikipedia....иан_Емельянович), Причем в электронной версии истории монастыря упоминания о Галямине нет, а в книге есть, хотя и не слишком корректно - выкладываю. [/font]

[font="arial;"]   Вторая [/font][font="arial;"]изложена в Интернете и состоит в том, что Галямин В.Е, действовал с норвежцами (и шведами, т.к. они были в унии) «по-мягче» именно  по указанию министра иностранных дел Нессельроде К. В. http://ru.wikipedia....???????_???????[/font]

[font="arial;"] Судя по тому, что император Николай [/font][font="arial;"]I[/font] [font="arial;"]позже понял, что «его надули», он сам инициатором «сдать» территорию не был. Скорее всего, понадеялся на исполнителей в министерстве иностранных дел, ну а то, что они случайно или намеренно «накосорезили» - вполне по-российски. Не хочу искать правду – просто констатирую.  [/font]

[font="arial;"]В любом случае, история «устной» или документально оформленной границы с Норвегией – это история ее неуклонного движения с запада на восток (почти от Трумсо и аж до Бориса и Глеба). [/font]

 

[font="arial;"]Дополнения по сути событий:[/font]

  • [font="arial;"]Надо отдать должное толерантности норвежцев в отношении святыни православия. Церковь Георгия Победоносца в Нейдене (там, впрочем, стоит уже не оригинал, а практически неотличимая копия: http://turbina.ru/gu...-skoltov-59715/), до сих пор является местом притяжения православных севера России и Скандинавии: http://murmansk.kp.r.../25940/2886229/[/font]
  • [font="arial;"]Хронология Приграничья с «Баренцобсервер»: http://barentsobserv...ii-prigranichya[/font]
  • [font="arial;"]Пекка/Юхо/ Весайнен (http://fi.wikipedia..../Pekka_Vesainen  ([/font][font="arial;"]finnish[/font] [font="arial;"]freedom[/font] [font="arial;"]fighter[/font][font="arial;"] - это на английском), при ближайшем рассмотрении, фигура в Финляндии легендарная и не только за уничтожение Печенгского монастыря. Подобных его «подвигов» на северных границах Руси - хоть отбавляй, карты есть здесь:  (http://www.pohjanpri.../pitka_viha.htm). Ему посвящен роман ([/font][font="arial;"]Herman Alexander Ingman[/font][font="arial;"], «[/font][font="arial;"]Juho Wesainen»), установлены памятники, молодежная организация носит его имя, да и исторические реконструкции не обходят его вниманием (http://oulu.ouka.fi/...tekstit/981.htm[/font] - там выбрать фото 996)[font="arial;"] [/font]
  • [font="arial;"]Но и наши, к примеру, как сам Трифон Печенгский, так и Варлаам Керетский (http://ru.wikipedia....рлаам_Керетский)  с трудом соответствуют званию «голубь мира», поскольку почти «под копирку» расправились со своими жёнами. [/font]
  • [font="arial;"]Село Кереть так же попало под горячую руку Пекки:  http://ru.wikipedia....i/Кереть_(село)[/font]
  • [font="arial;"][font="arial;"]Настоящим подвижником исследования Печенгского края и одним из инициаторов восстановления монастыря стала директор никельского историко-краеведческого музея Вероника Александровна Мацак: http://www.b-port.co...3574/66884.html[/font][/font]

Приложение/сканы:

 

 - история монастыря и границы без "купюр" (выборки из: введения, истории Трифона, разорения, границы)

-  скан первой страницы обложки (Преподобный Трифон Печенгский)

-  скан последней страницы обложки (Художник Илкка Весайнен. Музей православия, Финляндия.Куопио. "Разорение монастыря в 1589 г."). Интересно, художник и "герой" - однофамильцы?

Прикрепленные изображения

  • 00 _Первая страница обложки.jpg
  • 01_Последняя страница обложки.jpg

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал DmitryK: 12 ноября 2013 - 22:49

  • 2

#169 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 14 ноября 2013 - 20:39

[font="arial;"]28.07 Поздний вечер. Трифонов Печенгский мужской монастырь[/font][font="arial;"] (современное название)[/font]

 

[font="arial;"] Как я уже отметил, книгу я купил в лавке монастыря, у "стен» которого (они не достроены) остановился на ночевку. Это территория т.н. «верхнего» монастыря, где Трифон, в свое время, основал пустынь (скит) недалеко от горы Спасительной (она видна на однолм из фото) и построил небольшой храм. Место находится километрах в двух от трассы Заполярный – Кола (свернуть по указателю: Луостари, Корзуново). Проехать мимо невозможно – башни торчат прямо из леса. Меня приняли доброжелательно, разрешили остаться на ночь, предложили поужинать «чем Бог послал». Я вежливо отказался – у меня самого еды было полно, и даже пригласил собеседников на чай. Оказалось (из беседы), что даже иностранцы заезжают сюда и очень интересуются традиционной технологией строительства деревянных зданий. [/font]

[font="arial;"]  В монастыре, в одной из «стеновых» башен, работает лавка (сувениры, атрибутика, литература), в другой находится туалет на уровне европейских стандартов. Вечером время было довольно позднее, я ограничился прогулкой по территории и посещением реки, которая течет точно за территорией.[/font] [font="arial;"]Сюрпризом было то, что для меня  открыли церковь и позволили там фотографировать. Отдаю должное дружелюбию насельников, ведь я сразу сказал, что мне интересно пообщаться именно на исторические, технологические, географические темы, а на религиозные – я пас… Но им пообещал, что обязательно передам купленную «атрибутику» своим коллегам в фирме, которые очень даже «в теме». К сожалению, с довольно молодым настоятелем только познакомился, а утром уже поговорить не удалось, т.к. он там нарасхват – куда-то вызвали… [/font]

[font="arial;"] Отличное место как для ночевки, так и для покупки сувениров. А для верующих – просто сказка. Единственное «но», желательно с историей края и монастыря познакомиться заранее.[/font]

[font="arial;"] Фотогалерея с комментариями на официальном сайте здесь: http://monastery.cer...y/fotogalereya/[/font]

Прикрепленные изображения

  • 01_P1012353.JPG
  • 02_P1012343.JPG
  • 03_P1012342.JPG
  • 04_P1012339.JPG
  • 05_P1012350.JPG
  • 06_P1012351.JPG
  • 07_P1012338.jpg
  • 08_P1012341.jpg
  • 09_P1012345.JPG
  • 10_P1012348.JPG
  • 11_P1012347.JPG
  • 12_P1012346.JPG

Сообщение отредактировал DmitryK: 14 ноября 2013 - 20:39

  • 3

#170 Slav

Slav

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 170 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кр. швертбот Строю

Отправлено 15 ноября 2013 - 22:25

Классно! Чувствую, что здесь дерево любят и умеют строить. Просто красиво, добротно и уютно. Дима, спасибо!


  • 0

#171 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 19 ноября 2013 - 21:28

Дополнения по сути повествования (для любителей русской литературы).

Пришвин М.М. "За волшебным колобком" (1908). Части: "Солнечные ночи". (примерно 2/3 повествования) - Север России, "К варягам" - Северная Норвегия.

Тогдашний быт и мировоззрение наших поморов и саамов - отдельная интересная тема, но тоже, "за рамками"...

 

[font="arial;"](стр. 355) Вардё[/font]

[font="arial;"]…… И того ужасного запаха трески, о котором всегда говорят, нет совершенно. На улице чисто, видно, что кто-то прибирает, заботится. Дома – словно картонные, такие легкие, прямо из деревянных досок. Просто не верится, что за Полярным кругом можно жить в таких домах.[/font]

[font="arial;"]Норвежцы с усмешкой говорят про Вардэ, что это глушь, что тут смотреть нечего. Но мне здесь все ново и интересно. На эти двухэтажные деревянные дома с высокими крышами, на эти бесчисленные маленькие кафе с особой приморской жизнью, на этих девушек с синими глазами и рослых поморов,– на все это я смотрю так, как провинциал смотрит на заезжего джентльмена: совсем не как у нас живут там, откуда приехал этот господин. Ощущение цельного быта страны – вот что волнует меня.[/font]

 

[font="arial;"](стр. 359) Вардёхус[/font]

[font="arial;"]….. Крепость![/font]

[font="arial;"]Сюда ходить нельзя. Петр Петрович много раз предупреждал меня: не подходить за версту к этой маленькой смешной крепости. Он рассказывал мне, что норвежцы боятся русских шпионов. Стоит им заподозрить в русском шпиона, как сейчас же начинается всеобщий бойкот. Он приводил мне даже в пример одного молодого художника, который по неопытности делал эскизы в Вардэ, и как сейчас же по всему маленькому городку разнеслась весть о русском шпионе, как перед ним закрылись двери всех гостиниц и домов и как бедняга страдал, пока, наконец, совершенно обозленный, не уехал из Норвегии. А у меня еще фотографический аппарат![/font]

 

[font="arial;"](стр. 362) От Вардё к Нордкапу[/font]

[font="arial;"]…. Это тот же Мурманский берег, но только в несколько раз более высокий. Похоже на лапландские Хибинские горы, но только тут и внизу нет малейших следов зелени, прямо глядят в океан голые мрачные скалы. Иногда у воды виднеются один, два или несколько домиков рыбаков, и перед ними качаются на воде рыбацкие боты совершеннейшей конструкции. Эти жилища людей, такие благоустроенные, с телеграфными и телефонными проволоками, соединяющими их со всей остальной Норвегией, здесь, у океана, у подножия черных гор без зелени, кажутся такими неожиданными. Кажется, Творец здесь создавал мир по иному плану. Здесь он прежде всего сотворил человека, а потом осветил хаос и остановился.[/font]

 

[font="arial;"](стр. 365) Нордкап[/font]

[font="arial;"]…..Он рассказывает, как из Норвегии отправляют сюда «гулебные» пароходы с англичанами; приехав к Нордкапу, туристы при звуках музыки входят наверх, раскидывают там палатки и сидят, смотрят на солнце. Помор, остановившись раз со своим судном в ближайшем рыбацком поселке, видел, как одного седого старика вели под руки на Нордкап.[/font]

[font="arial;"]– Этот народ маленько того... хоть бы зверь аль птица, а то голые скалы, темень, ничего...[/font]

[font="arial;"]Мне хочется заступиться за туристов и за этого старика, которого под руки вели на Нордкап. Ведь все эти мертвые пустыни оживляются только туристами. Ведь благодаря им, мертвый Нордкап ожил и стал что-то значить для каждого.[/font]

 

[font="arial;"](стр. 377) О судовождении[/font]

[font="arial;"]…. Описание лоции поморами - почти художественное произведение. На одной стороне листа описание берега, на другой –выписки из Священного писания славянскими буквами. На одной стороне –рассудок, на другой – вера. Пока видны приметы на берегу, помор читает одну сторону книги; когда приметы исчезают и шторм вот-вот разобьет судно, помор перевертывает страницы и обращается к Николаю Угоднику.[/font]

 

[font="arial;"](стр. 379) Хаммерфест[/font]

[font="arial;"]…..Прежде всего он мне показывает «парк». Между горами у ручья каким-то чудом выросло несколько десятков кривых березок в рост человека и под ними множество лиловых колокольчиков. Местечко это обнесено решеткой с надписью на трех языках: «Щадите эти растения». Вокруг расчищены дорожки, устроен ресторан. Тут катаются детские коляски, гуляют молодые парочки.[/font]

[font="arial;"]Это последние березки, это гордость Гаммерфеста, самое замечательное его местечко, полное трогательного значения. Кажется, что вокруг этих последних зеленых листьев собралась и последняя общественная жизнь. Севернее, откуда я приехал, хоть и поражают эти жилища рыбаков, но трудно удержать теперь, в виду этой зелени, чувства несогласия с этой жизнью, ненормальностью ее... [/font]

 

 

Прикрепленные файлы


  • 0

#172 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 24 ноября 2013 - 18:59

Еще один российский документальный фильм, повествующий в т.ч. об освобождении Финнмарка нашими войсками (примерно с середины фильма). Интересные рассказы очевидцев - жителей Киркенеса и Нейдена. По центральным каналам фильм не показывали.

http://rutracker.org...c.php?t=2543854

 


  • 0

#173 Лев Николаевич

Лев Николаевич

    Капитан яхты

  • Капитан
  • 3 921 сообщений
  • Из:Кондопога
  • Судно: Парусно-моторное.
  • Название: Госпожа Разлука

Отправлено 24 ноября 2013 - 19:25

Дмитрий, спасибо за увлекательное путешествие. С уважением.
  • 0

#174 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 24 ноября 2013 - 21:02

Дмитрий, спасибо за увлекательное путешествие. С уважением.

Спасибо. Стараюсь.

-----------------------------

Нашел попутно. Возможно, Вас или ваших знакомых, ветеранов в Карелии заинтересует: http://rutracker.org...c.php?t=3387605 - на торренте, http://vimeo.com/cha...lferov/33421196 - в другом месте.


  • 0

#175 a1000

a1000

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 569 сообщений
  • Из:Королев
  • Судно: Рикошет 750
  • Название: Ласточка

Отправлено 25 ноября 2013 - 00:03

Дмитрий, титанический труд, честно, восхищаюсь!


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей