Привет, коллеги! Предлагаю для обсуждения инструкцию для начинающих парусников Игоря Стрелецкого;
Основные правила пользования парусной лодкой
1. Не садитесь в лодку под парусом, не надев спасательный жилет.
2. Наличие элементов плавучести — блоков из пенопласта, надежно прикрепленных к корпусу, обязательно. Расположение элементов плавучести должно быть таким, чтобы залитая водой лодка не имела крена и дифферента на нос или корму.
3. Обязательно перед отходом от берега надежно закрывать все крышки люков.
4. Распределяйте груз и пассажиров таким образом, чтобы оставался достаточный надводный борт в носу и корме.
5. Не перегружайте лодку; следите, чтобы в ней не скапливалась вода, которая уменьшает остойчивость судна и может стать причиной опрокидывания.
6. Располагайтесь в лодке лицом к парусу, сидя ближе к наветренному борту с тем, чтобы препятствовать крену от действия ветра на паруса.
7. В случае внезапного усиления ветра и появления опасного крена необходимо сразу же обезветрить паруса, для чего потравить (отпустить) шкоты. С этой целью шкот необходимо постоянно держать в руке, а не крепить его к деталям корпуса или оборудования лодки.
8. Прямо против ветра парусные лодки ходить не могут. Швертбот при опушенном шверте может идти под углом около 45 градусов к ветру. Попытки привести лодку круче к ветру могут окончиться потерей хода и ненужным поворотом на другой галс.
9. При ветре, дующем прямо с кормы (курс фордевинд), следует опасаться неконтролируемого перебрасывания гика с борта на борт, которое сопровождается резким приведением лодки к ветру и опасным креном. В результате лодку может даже опрокинуть или залить водой через борт. Гиком может ударить или сбросить пассажира за борт. Если есть необходимость повернуть лодку, идущую попутным курсом, на другой галс, делать это нужно плавно; в момент перехода кормой линии ветра надо выбрать гика-шкот втугую, а после перехода гика на другой борт — быстро потравить его.
10. Не пытайтесь использовать полную парусность при силе ветра более 5 баллов (скорость ветра более 10 м/с).
11. В случае переворота не пытайтесь добраться до берега вплавь — так можно погибнуть от переохлаждения. Разумнее приложить все усилия для того, чтобы вернуть судно в нормальное положение и попробовать откачать воду. С другой стороны, перевернутую яхту быстрее могут заметить со спасательного судна, чем пловца в спасательном жилете.