Ещё раз о форме и глубине ("пуза") паруса клешня краба. О профиле клешни.
Поставленная под некоторым углом атаки к направлению потока, клешня "надувается" воздухом и принимает конусообразную поверхность, симметричную относительно биссектрисы галсового угла паруса.
Независимо от способа установки, материала, паруса, размаха рейков и степени "аборигентности", поверхность паруса будет конусообразной:
Если через любые две точки на рейках, отстоящие на одинаковом расстоянии от вершины галсового угла, провести секущую плоскость, перпендикулярную плоскости рейков, то вполне очевидно, что ткань паруса между рейками будет выглядеть как симметричная дужка.
Вспомним, что наш коллега БАР, отмечал относительно формы профиля клешни:
....У любого куска материи, закрепленного под углом атаки, пузо будет в середине или чуть смещено вперед. Это объясняется распределением давления по поверхности профиля, максимум которого смещен к передней кромке. .... Клешня при этом ведет себя точно так же...
Таким образом, поверхность "надутой" клешни, имеет коническую форму с несколько смещённым к передней кромке максимумом выпуклости. Для простоты рассуждений, пренебрегаем этим смещением ("....или чуть смещено вперед....") и считаем дужку паруса (от рейка к рейку) симметричной относительно плоскости, проходящей через биссектрису и перпендикулярную плоскости расположения рейков.
Установим клешню в рабочее положение на курсе бейдевинд, под различными углами наклона в ДП.
Если биссектрису галсового угла разместить строго вертикально ("завалив" наветренный реёк на ветер), то рассмотрев движение воздуха по линиям тока, нетрудно определить, что поток будет огибать парус по симметричному профилю с максимом горба на 50% длины хорды.
Следующее положение паруса.
Бейдевинд, наветренный реёк стоит вертикально. Следует напомнить, что максимум "пуза" остался там же, на оси симметрии конической поверхности. Снова смотрим на путь воздуха, огибающего выпуклую поверхность паруса. Поток огибает парус по кривой, у которой расстояние от биссектрисы до передней кромки будет меньше чем расстояние от биссектрисы до задней кромки.
В случае вертикального расположения наветренного рейка, поток перпендикулярен передней кромке (рейку), но если его наклонить на некоторый угол к корме, то скорость набегающего потока будет раскладываться на составляющие - перпендикулярную к рейку и параллельную ему. На схеме ниже, красный сплошной вектор (набегающий поток) и зелёные пунктирные (составляющие).
Обтекание профиля клешни, наветренный реёк которой в подавляющем большинстве вариантов расположения находится под углом к потоку, следует рассматривать как обтекание стреловидного крыла. Аэродинамика гласит, что при таком обтекании (стреловидного крыла), в создании подъемной силы задействована составляющая скорости набегающего потока, перпендикулярная (нормальная) наветренной кромке (рейку).
Уяснив особенности создания подъемной силы на стреловидном крыле, посмотрим какое влияние будет оказывать изменение галсового угла клешни (от 40о до 60о) на расположение максимума профиля при прочих неизменных параметрах.
Нетрудно заметить, что увеличение галсового угла приводит к смещению максимума выпуклости (горба) профиля к переднему рейку (кромке).
Таким образом, на курсе бейдевинд, конусообразная форма паруса обеспечивает выпуклый профиль с максимумом в передней части, смещение которого зависит от величины галсового угла.
Находящаяся между двух рейков ткань, прикреплена к ним по всей длине и не имеет каких-либо дополнительных средств натяжения (регулировки). На боковых шкаторинах отсутствуют точки приложения сосредоточенных усилий. Нет их и на третьей, задней (свободной) шкаторине. Ткань паруса, практически не подвержена растягивающим усилиям и способна сохранять свою изначальную форму (конической поверхности) в широком диапазоне ветровой нагрузки.
Это определяет "всеядность" клешни в плане материала изготовления паруса. Дакрон, а также "оксфорд", пароизоляция и прочие "недопарусные" материалы, в равной степени "выдуваются конусом", который обеспечивает набегающему потоку путь по выпуклому аэродинамическому профилю с максимумом "горба" в передней части, исключительно за счёт формы клешни и без каких-либо дополнительных средств регулировки.
Сообщение отредактировал утлюк: 14 января 2018 - 01:40