Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Парусное вооружение "Клешня краба"


Сообщений в теме: 1297

#201 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 15 июня 2015 - 09:59

Но задним ходом тоже можно поворачивать.., и это надо уметь..., дабы при случае не случилась заминка...,

у ИФа в таких случаях истерика возникает...

Не проблема! Задним так задним. Или можно постоянно при поворотах крутить "петли фордака".

фор.png


  • 0

#202 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 15 июня 2015 - 10:16

То, что Вы описали в этом сообщении на основе Вашей практики можно считать квинтэссенцией описаний особенностей аэродинамики клешни краба, разбросанных на разных сайтах и в разных темах на нашем форуме.

1. Наибольшая тяга возникает, когда парус стоит вертикально. Т.е. галсовый угол находится в самом нижнем положении. При переходе к горизонтальному положению тяга падает, но уменьшается и кренящий момент. Хотя приводящий - растет.

2. При повороте плоскости паруса относительно продольной горизонтальной оси, проходящей через галсовый угол, из вертикального положения, вначале падает тяга, но появляется направленная вверх вертикальная составляющая, которая может уменьшить кренящий момент. При дальнейшем повороте тяга продолжает падать, но и вертикальная составляющая вначале уменьшается, а потом меняет знак. Рассматривается случай, когда галсовый угол зафиксирован по высоте. В горизонтальном положении эта вертикальная составляющая направлена вниз, а тяга - назад. Т.е. парус работает как полноценный тормоз. При переходе на другой галс направление сил становится более благоприятным и судно набирает скорость.

Если в горизонтальном положении начать поднимать галсовый угол, то может появиться сила, направленная вверх. А вот силы тяги не будет. Поэтому лодка будет двигаться задним ходом.

 

Все сказанное ни коим образом не дискредитирует клешню. Просто такова физика ее работы. И из нее надо вылавливать полезные моменты, чтобы использовать их при хождении под парусом.

Из всего этого небольшого, но очень интересного опыта с клешней, мне более всего понравились две практические вещи:

- плавное "рифление" задиранием галсового угла;

- существенное уменьшение опрокидывающего момента от паруса, он практически стал "безмоментным". При гафельном, такой же площади, или даже немного меньшей, иногда приходилось висеть корпусом над водой.

 

Страшное, на первый взгляд, подробное описание поворота оверштаг, вполне можно заменить одной фразой - "...дать руль на поворот, в ходе которого переложить клешню шкотами с одного борта на другой...." .


  • 0

#203 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 15 июня 2015 - 14:35

Наибольшая тяга возникает, когда парус стоит вертикально. Т.е. галсовый угол находится в самом нижнем положении. При переходе к горизонтальному положению тяга падает, но уменьшается и кренящий момент. 

IMG_3614.JPG IMG_3615.JPG IMG_3616.JPG IMG_3617.JPG IMG_3618.JPG IMG_3619.JPG IMG_3620.JPG

 

Высота галсового угла

 

Если галсовый угол подтянуть к мачте, чтобы клешня встала практически вертикально (а), то такое положение паруса будет рабочим (но не единственным) на фордевинде, а также на бакштаге. Отклонение влево-вправо от курса, т.е. изменение галса фордевинда, приведет всего-навсего к колебанию галсового угла в пределах люфта оттяжки, блока и т.п.

На фордевинде достаточно удобным является и положение паруса (4), если конечно он ближе к полному бакштагу, без тенденции к смене галса. Но и смена галса, даже произвольная, не является экстраординарным явлением и протекает без каких-либо последствий для устойчивости лодки и целостности головы капитана.

 

Вертикальное (а) положение клешни, конечно, можно установить и для других курсов, однако не следует забывать, что галсовый угол имеет некоторую свободу перемещения в пределах конуса между точкой крепления к палубе и соединением магиков. В положении (а) удержать парус для хода в бейдевинд можно только в слабый ветер, поскольку шкоты магиков сближаются, и чтобы удерживать парус пришлось бы "выйти" за борт лодки. Поэтому в ходе эксперимента использовался курс галфвинд, когда плечи вращения паруса вокруг оси симметрии максимальны. Понятно, что данные ещё не окончательные, но тенденция проявилась достаточно явно - максимум тяги парус дает при наклоне галсового угла паруса (биссектрисы треугольника клешни) от вертикали порядка 40 градусов (б). При дальнейшем задирании галсового угла к положению (в), тяга паруса снова падает.

 

Горизонтальный левентик

 

Это положение клешни соответствует рисунку (1). Поскольку парус все же не идеальный стальной лист, то он будет полоскаться на ветру за счет люфтов, пузов и слабины. Избежать этого можно отрегулировав его положение в пространстве шкотами. Обычно я делаю на шкотах галсового угла узлы, ограничивающие подъем паруса в горизонт порядка 5-10 градусов. Узелки позволяют быстро отдать шкот галсового угла и забыть о нем, остается выровнять парус правым и левым шкотом так чтобы он не полоскал и лодка имела минимальный ход в дрейфе. Операция, по выведению паруса в горизонтальный левентик, желательна при встрече с сильными шквалами. Из этого же положения лодка стартует от берега, либо идет с парусом в горизонте под веслами (мотором), стоит на якоре при купании капитана. При плавании в шквалистый сильный ветер достаточно придать парусу небольшой наклон (крен), чтобы лодка получила ход (рис.2). Подтягиванием галсового угла скорость можно увеличить, однако делать это в сильный, шквалистый ветер следует осторожно, памятуя, что парус крепится все же в 3-х точках и выбрав шкот галса можно изменить угол крена паруса.

 

Расположение клешни на рисунке (3) соответствует курсу бейдевинд, галфвинд, бакштаг, и даже фордевинд, т.е. является наиболее универсальным. При этом положении паруса значительная его часть находится с наветренной стороны корпуса лодки (для жесткой мачты), отсюда, наверное, и частичное уменьшение кренящего момента. Для максимального хода следует установить необходимую по условиям плавания высоту галсового угла, отдать "верхний" шкот на максимум, при котором линия продолжения мачты будет еще пересекать плоскость клешни. В противном случае точка крепления шкота к магику пройдет свой максимум на описываемой окружности, и ветер будет стремиться положить клешню "на спину". Конечно, этому помешает рея и мачта, но теперь уже парус будет управлять вами, а не наоборот.

 

Понятно, что полученный опыт является недостаточным для полного понимания и тем более описания работы клешни. В частности, пока остается почти неисследованным фактор "уплощения" (и "оконусивания") клешни растягиванием/ослаблением оной на рее, а также уплощения задней шкаторины введением дополнительного рея в хвостовой части паруса.


  • 3

#204 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 16 июня 2015 - 05:33

Понятно, что полученный опыт является недостаточным для полного понимания и тем более описания работы клешни. В частности, пока остается почти неисследованным фактор "уплощения" (и "оконусивания") клешни растягиванием/ослаблением оной на рее, а также уплощения задней шкаторины введением дополнительного рея в хвостовой части паруса.

Чёт бермутны души молчат, знать думают муть всякую...

А как лодка к устойчивости курса?, ведь в бермудях как, идёшь острым лодка с брошенным рулём просится на привод,

крен усиливает приведение..., и это у эффективных бермудей норма...

А как с этим у крабовой клешни?


  • 0

#205 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 16 июня 2015 - 11:01

А как лодка к устойчивости курса?, ведь в бермудях как, идёшь острым лодка с брошенным рулём просится на привод,

крен усиливает приведение..., и это у эффективных бермудей норма...

А как с этим у крабовой клешни?

Если сравнивать с устойчивостью на курсе под гафелем, то все то же самое. Да и не до таких мелочей было, если честно. Определил в общем и целом положение шверца чтобы лодка была сбалансирована, и ладно. К тому же, всегда можно парус подвигать немного туда-сюда, если не нравится положение ЦП, он же к мачте не привязан, как гафель. Изменил немного высоту галсового угла, хвост паруса (а там площади ой как много) немного сдвинулся к ЦБС, и всё устаканилось.

 

В этом плане полезен рассказ Андрея (Andrey_D  http://gik.fordak.ru...hp?topic=8892.0;all) - "...Как то раз отхожу я от Летнего берега Белого моря и нахожусь при этом в какой то отстраненной задумчивости. Все как обычно, поставил парус, лодку в воду, сел и пошел. Ветер переходный между бейдевиндом и галфвиндом, для того чтобы лечь на нужный курс нужно было немножко привестись к ветру. Я все в той же задумчивости жму на рулевой рычаг... рассеянно отмечаю... странно... не поворачивает зараза... ну да ладно, сейчас парус переставлю. Передвигаю парус чтобы центр парусности сместился чуть назад, лодка подвернула и мы с ней пошли куда нам было нужно... Вот идем мы, идем и где то через полчаса я случайно кидаю взгляд назад... Опаньки! А руль то я забыл опустить... )))) Это я к тому что сбалансированная лодка практически без руля чуть ли не как по рельсам идет выбранным курсом, курс меняется при изменении силы ветра....."

 

В отличие от клешни Викинга, 0_78d0e_ec14f786_M.jpg

на моем Бутузике мачта не наклонная, хотя конструктивно это и предусмотрено. Но,.... куча верёвок (ванты) которые надо где-то контрить, а главное - иметь чем их таскать, ..... Оставлю этот гембель на будущее, интересно будет посмотреть результат поперечного, от борта к борту, перемещения паруса за счет наклона мачты.


  • 1

#206 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 655 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 16 июня 2015 - 12:23

 интересно будет посмотреть результат поперечного, от борта к борту, перемещения паруса за счет наклона мачты.

Не надо быть Кассандрой, чтобы предсказать, что если парус параллельно самому себе сдвинуть к наветренному борту, то уменьшится приводящий момент. Может даже появиться уваливающий. Если парус при этом будет наклонен к горизонту (имеется вертикальная составляющая силы), то уменьшится восстанавливающий момент.


Сообщение отредактировал БАР: 18 июня 2015 - 12:34

  • 0

#207 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 655 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 16 июня 2015 - 12:27

 идёшь острым лодка с брошенным рулём просится на привод,

крен усиливает приведение.

Это явление никак не связано с типом парусного вооружения. 

Проявление законов физики.  :D

Кстати, с любым (и бермудским) парусом можно так поставить мачту, что лодка с брошенным рулем будет уваливаться. А вот влияние крена останется прежним.


  • 0

#208 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 16 июня 2015 - 12:40

Если .........то уменьшится кренящий момент.

Головой то это понимаешь, а прочувствовать собственной попой все же хочется. B)


  • 0

#209 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 655 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 16 июня 2015 - 12:54

Головой то это понимаешь, а прочувствовать собственной попой все же хочется. B)

Так это же только приветствуется!  :)

Потом поделитесь впечатлениями.  :angel:


  • 0

#210 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 16 июня 2015 - 16:37

Это явление никак не связано с типом парусного вооружения. 

Проявление законов физики.  :D

Кстати, с любым (и бермудским) парусом можно так поставить мачту, что лодка с брошенным рулем будет уваливаться. А вот влияние крена останется прежним.

Я согласен с Вами, сам на Луче ради интереса ходил с брошенным рулём по слабому ветру, идти строго по курсу и повороты оверштаг фардак на Луче не сложно...

но вот в роликах по проа идёт очевидный перебор паруса без рулевой нагрузки...


  • 0

#211 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 17 июня 2015 - 07:32

Александр - еще вопрос каков лавировочный угол?


  • 0

#212 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 17 июня 2015 - 10:51

Александр - еще вопрос каков лавировочный угол?

Вот такой трек 4 мая.jpg Светлая линия - направление ветра (западный).


  • 0

#213 Wagavik

Wagavik

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 259 сообщений
  • Из:Затон Ёлнать
  • Судно: самострой
  • Название: разные

Отправлено 17 июня 2015 - 22:49

Здравствуйте Александр Алексеевич.

Ваша первая клешня, если не ошибаюсь была без перекладины? Почему отказались, какие там недостатки и проблемы.

 Вариант с перекладиной конечно интереснее, но но как поставить или быстро убрать парус на открытой воде ? Если можно опишите.

И еще вопрос - можно-ли на фордаке поставить парус вниз и вперед рогами?


  • 0

#214 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 18 июня 2015 - 07:46

Вот такой Изображениетрек 4 мая.jpg Светлая линия - направление ветра (западный).

Это чемто мерилось или на глаз?на вскидку градусов 50 к ветру получается...


  • 0

#215 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 18 июня 2015 - 08:14

Это чемто мерилось или на глаз?на вскидку градусов 50 к ветру получается...

Сдаётся мне что можно и поострее...


  • 0

#216 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 18 июня 2015 - 08:15

Сдаётся мне что можно и поострее...

Сделай и пройди острее...
  • 0

#217 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 18 июня 2015 - 08:20

Сделай и пройди острее...

Дык я опыт сделал, потому и сужу...

Ну и есть в истории не только Твой опыт.....


Сообщение отредактировал Игорь К.: 18 июня 2015 - 08:21

  • 0

#218 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 691 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 18 июня 2015 - 12:22

Не надо быть Кассандрой, чтобы предсказать, что если парус параллельно самому себе сдвинуть к наветренному борту, то уменьшится приводящий момент. Может даже появиться уваливающий. Если парус при этом будет наклонен к горизонту (имеется вертикальная составляющая силы), то уменьшится кренящий момент.

 

 

Головой то это понимаешь, а прочувствовать собственной попой все же хочется. B)

Про кренящий момент - я... головой не понимаю. Если смотреть на плоскость мидельшпангоута, в которой этот момент действует, то величина кренящего момента зависит от его плеча - расстояния от ЦВ до линии действия полной аэродинамической силы (её проекции на плоскость миделя). Линия действия примерно перпендикулярна плоскости паруса, и сдвигая парус наветер мы скорее увеличим плечо кренящего момента, чем уменьшим его. Именно поэтому у Сэйлрокета, например, крыло находится сильно с подветра от корпуса, благодаря чему плечо кренящего момента практически нулевое.


  • 0

#219 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 655 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 18 июня 2015 - 12:35

Про кренящий момент - я... головой не понимаю. 

Вы правы, уменьшится восстанавливающий.

Уже исправил.


  • 0

#220 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 18 июня 2015 - 14:18

 Если смотреть на плоскость мидельшпангоута, в которой этот момент действует, то величина кренящего момента зависит от его плеча - расстояния от ЦВ до линии действия полной аэродинамической силы (её проекции на плоскость миделя). Линия действия примерно перпендикулярна плоскости паруса, и сдвигая парус наветер мы скорее увеличим плечо кренящего момента, чем уменьшим его. Именно поэтому у Сэйлрокета, например, крыло находится сильно с подветра от корпуса, благодаря чему плечо кренящего момента практически нулевое.

Дык там парус с положительным(вверх) вектором тяги, и он работает на вытаскивание подветренного поплавка.

 

Вот представьте работу грота на фото в галфинд,- верхняя часть будет открываться как и у всех бермудей,

а если сделать оттяжку гафеля на ветер, - изменятся ли характеристики паруса???

Прикрепленные изображения

  • 20071003181619589_1.jpg

  • 0

#221 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 18 июня 2015 - 17:53

Дык там парус с положительным(вверх) вектором тяги, и он работает на вытаскивание подветренного поплавка.   Вот представьте работу грота на фото в галфинд,- верхняя часть будет открываться как и у всех бермудей, а если сделать оттяжку гафеля на ветер, - изменятся ли характеристики паруса???

Игорек у рокета вектор тяги паруса на одной линии с вектором сопротивления шверта, сдесь работает не наклон паруса как такового а именно компенсация векторов, шверт у рокета также имеет наклон и перо руля
  • 0

#222 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 18 июня 2015 - 17:58

Дык я опыт сделал, потому и сужу... Ну и есть в истории не только Твой опыт.....

Бездарный опыт на кухне? Ты сделай так как сделал Александр и потом хвастай своими опытами, а так все это детский лепет, опыт не одного поколения яхтсменов изложенный в книгах (которые ты не читаеш) говорит о том что судно с парусом малого удлиннения не может идти круче 45 градусов - это теория а на практике куча факторов - от состояния корпуса, его формы, ветровой обстановки, качества паруса и рангоута сводит эту цифру к 50 градусам, так что сделайте не кухонный бездарный эксперимент, а натуральный _ пошейте парус, изготовте рангоут, поставте на свое суденышко (если оно у вас есть) и пойдите острее ;)

Сообщение отредактировал Serg-IF: 18 июня 2015 - 18:19

  • 0

#223 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 691 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 18 июня 2015 - 18:48

Дык там парус с положительным(вверх) вектором тяги, и он работает на вытаскивание подветренного поплавка.

Тяга паруса, в моём понимании этого слова, направлена прямо вперёд, либо горизонтально и в ДП, либо горизонтально и вдоль вектора скорости лодки. Вверх она может быть направлена у вертолёта.

Вот представьте работу грота на фото в галфинд,- верхняя часть будет открываться как и у всех бермудей, а если сделать оттяжку гафеля на ветер, - изменятся ли характеристики паруса???

Это зависит от того, что вы понимаете под словом "характеристики". Сила на парусе, её величина и направление, с набитой оттяжкой, изменится.
  • 0

#224 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 691 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 18 июня 2015 - 18:53

Игорек у рокета вектор тяги паруса на одной линии с вектором сопротивления шверта, сдесь работает не наклон паруса как такового а именно компенсация векторов, шверт у рокета также имеет наклон и перо руля

Если наклон паруса, как таковой, не имеет значения, то вы можете нарисовать схему с "компенсацией векторов", но с наклоном паруса подветер?
  • 1

#225 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 691 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 18 июня 2015 - 19:19

Вы правы, уменьшится восстанавливающий. Уже исправил.

Да я вроде бы этого не утверждал. Восстанавливающий, он ведь от взаиморасположения ЦТ и ЦВ зависит. При смещении паруса с рангоутом наветер центр тяжести сместится туда же, стал быть, восстанавливающий момент увеличится. Кто кого сборет - увеличиающийся кренящий момент или увеличивающийся восстанавливающий, от одного и того же действия, зависит от силы ветра. В слабый ветер (или, например в безветрие) крен от смещения паруса наветер уменьшится или даже станет отрицательным, то есть лодка под тяжестью смещённого рангоута накренится наветер. В сильный ветер - наоборот.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей


    Bing (1)