Проблема есть: для иллюстрации покажу картинки с положением ватерлиний для водоизмещения 350кг (60кг корпус, 40кг ПЛМ, 15кг запас топлива, 10кг снабжение, 225кг -- 3 чел. по 75кг) и в двух вариантах по положению ЦТ (1250мм -- нормальное положение пассажиров, 1550мм -- пассажиры смещаются в нос), два положения -- без крена и с креном 30 градусов. Видно, что при наибольшей ширине по корпусу 1360мм, высоте борта в носу 600мм/корме 500мм, ширине по скуле 1200мм требования ГОСТ соблюдаются "на грани" ("при крене 30 градусов борт не должен входить в воду").
Форма ВЛ при крене -- видна.
Т.е. значительно увеличивать килеватость в носу на таких маленьких лодках -- нельзя! На иллюстрациях килеватость на 1-м теоретическом шпангоуте 30 градусов, на 2-м -- 16. В носовой части необходимы достаточный объём и высота борта, это полезно не только при кренах, на волнении это же позволяет не слишком переживать... Т.е. необходимо моделировать требования хотя бы ГОСТ, ещё лучше -- реальное положение пассажиров в лодке при различных ситуациях. И если это требуется -- конструктивно ограничивать возможность перемещения людей и положение ЦТ.
Перегрузки на волнении для столь малых лодочек однозначно не самое важное качество, тем более, что с учётом масштаба ("относительная высота волны" -- высота волны через кубический корень водоизмещения) некомфортные перегрузки начинаются очень рано, уже на "волне" 0,2-0,3м.
Отсюда же следует вывод о том, что проектировать микролодки по тем же канонам, что и "нормальные" лодки категорически нельзя.
В принципе, где то проще иметь дело с секционным корпусом -- две секции по 40-50кг как бы не удобнее "монокорпусной" лодочки массой 60-65кг. Ещё лучше -- самый простой и лёгкий прицеп для лодки массой 140-150кг с ПЛМ и снабжением. Если не применять экзотические материалы, я сомневаюсь в реальности сделать лодочку легче 55-60кг с безопасным характером.
Попробуйте смоделировать требования ГОСТ...
Ну и дальше: при исчезающе малой килеватости на транце 45 градусов в носу -- это явный перебор, скорее недостаток для столь маленького корпуса. Тут и проблемы с управляемостью на попутной волне и склонность к перевороту через скулу, ухудшение всхожести на волну.
Сплошной настил -- для примера возьмём кокпит 2х1,3м (катик), 2,6м^2 -- если выполнить настил из бутерброда 3мм фанера/пенопласт 25мм/фанера 3мм с вырезами облегчения (50% площади), то масса конструкции будет в районе 11кг при том, что пенопласт придётся использовать в любом случае (часть объёма аварийной непотопляемости). Такой бутерброд на катиках отлично замыкает силовую конструкцию, что позволяет облегчить набор. Прибавка массы будет умеренная на круг.
Похоже что я смотрел на "Янтарь"... да, ошибался -- он "Москвичка" того же автора, не "Маринка".
Но в возможность идти полным ходом на 3,5м лодочке по 0,5м волне не верю. Если волну "урезать" вдвое -- да, можно
Вы же указали мощность -- 25л.с..
Под 15л.с. катик должен разгоняться до 42-45км/ч с адекватным винтом.
"Автобот" под 14л.с. (это что за мотор?) не видел и не читал, а под хорошими "Ветерками" (это 11л.с. где то) с винтами для класса SA -- в районе 45км/ч, рулевой жокейской комплекции и бачок с топливом... показывали, видел. Корпус устойчивость глиссирования терял, что и ограничивало...
Сможет, сможет... в носу свод тоннеля нужно поднимать, килеватость увеличивать... с сопоставимыми по водоизмещению малокилеватыми лодками поспорит, особенно на попутной волне. Желательно только встречную волну под небольшим углом принимать.
В кате можно расположиться "по диагонали", т.е. спиннинги будут, конечно, около лица свистеть, но явно дальше, чем на однокорпусных. Опять-таки, на кате можно свободнее себя чувствовать, за это можно расплатиться или более высокой массой, или более высокой стоимостью материалов (если экономить массу).
1.Ну поскольку у «Маринки» ширина по скуле на 10см больше, 1,3м, а пловца можно было поднять через борт остойчивость наверно и ГОСТ устроит.
Перегрузки на волнении для столь малых лодочек однозначно не самое важное качество, тем более, что с учётом масштаба ("относительная высота волны" -- высота волны через кубический корень водоизмещения) некомфортные перегрузки начинаются очень рано, уже на "волне" 0,2-0,3м.
2. Для «Маринки» такая волна вполне проходима. И только когда появляются гребни до 0,5м приходилось сбрасывать газ.
Отсюда же следует вывод о том, что проектировать микролодки по тем же канонам, что и "нормальные" лодки категорически нельзя.
3.Вот этот вывод я то же неоднократно на форуме высказывал. А поскольку профессионал обязан соблюдать ГОСТЫ лодочки спроектированные любителями иногда оказываются более безопасными и удобными в эксплуатации.
В принципе, где то проще иметь дело с секционным корпусом -- две секции по 40-50кг как бы не удобнее "монокорпусной" лодочки массой 60-65кг. Ещё лучше -- самый простой и лёгкий прицеп для лодки массой 140-150кг с ПЛМ и снабжением. Если не применять экзотические материалы, я сомневаюсь в реальности сделать лодочку легче 55-60кг с безопасным характером.
4.«Маринки» как раз и весит 55-60кг с безопасным характером.
Ну и дальше: при исчезающе малой килеватости на транце 45 градусов в носу -- это явный перебор, скорее недостаток для столь маленького корпуса. Тут и проблемы с управляемостью на попутной волне и склонность к перевороту через скулу, ухудшение всхожести на волну.
5. Это все в теории верно. А для серийной Казанки 4,5х1,2 верно и практически. А вот .«Маринки» ведут себя в схожих условиях намного лучше.
.
Сплошной настил -- для примера возьмём кокпит 2х1,3м (катик), 2,6м^2 -- если выполнить настил из бутерброда 3мм фанера/пенопласт 25мм/фанера 3мм с вырезами облегчения (50% площади), то масса конструкции будет в районе 11кг при том, что пенопласт придётся использовать в любом случае (часть объёма аварийной непотопляемости). Такой бутерброд на катиках отлично замыкает силовую конструкцию, что позволяет облегчить набор. Прибавка массы будет умеренная на круг.
6..Оно конечно правильно цифорки верные, вот только50-60 кг и 60-70 это как говорят в Одессе «две большие разницы» 20% веса! Помните Волка штангу поднимал? Бабочка была уже лишней, а тут 10кг, ведро воды! И как быть с поднятым ЦТ??? Я имею в виду не вес корпуса, а 2-3 человека. Более150кг
Но в возможность идти полным ходом на 3,5м лодочке по 0,5м волне не верю. Если волну "урезать" вдвое -- да, можно
7.Повторяю ещё раз Волнение ДО 0,5 м
rn6lek сказал 20 Июн 2014 - 03:28:
6. С КАКОЙ мощностью Вы собрались достич 65км в час? Не помните, с какой скоростью и нагрузкой ходил "Автобот" с 14 л.с.??? На соревновваниях.
Вы же указали мощность -- 25л.с.
7.На «Лангусте» разгонялись до 50км в час. Во всяком случае от Ачуров с 30-ми уходил. Но! Катамаран однозначно для речки. Волнение даже 0,2-0,3 уже предел нормальной эксплуатации. Да об этом и Курбатов предупреждал стр.49 №121
"Автобот" под 14л.с. (это что за мотор?) не видел и не читал, а под хорошими "Ветерками" (это 11л.с. где то) с винтами для класса SA -- в районе 45км/ч, рулевой жокейской комплекции и бачок с топливом... показывали, видел. Корпус устойчивость глиссирования терял, что и ограничивало...
8.Был такой «Ветерок 14» в серию так и не пошёл. Ну а сравнивать спортивную мотолодку с потребительской некорректно. Кстати «Маринка» с 10л.с. развивала скорость не более 35км. Так что нагрузки при волнении ДО 0.5 метра были вполне приемлемы.
Сможет, сможет... в носу свод тоннеля нужно поднимать, килеватость увеличивать... с сопоставимыми по водоизмещению малокилеватыми лодками поспорит, особенно на попутной волне. Желательно только встречную волну под небольшим углом принимать.
9. Что-то я не встречал лодок длиной 4м и шириной 2м и даже 3х1,5м. Да и что останется от проекта Махоткина?? Морские сани?? И как с масштабным фактором?
Делал я лодку 3х1,4 по дну 1,2м Укороченный вариант морских саней из К/Я №10. Остойчивость по ощущениям такая -же как у «Маринки». Хотя по скуле уже на 10см и короче на 0,5м и на попутной волне легче идёт, Но вот против волны. Не понравилось. И вообще в катамаранных обводах и с носовым транцем я разочаровался. Ожидания существенно не оправдались. Очень ограниченный район плавания. Выгодно только для совсем крохотных лодочек. На фото дл.2,2 ширина 1,2 мотор 5л.с.
Прикрепленные изображения
Сообщение отредактировал rn6lek: 20 июня 2014 - 10:34