Действительно - вопрос установки погонов - религиозный. Если Отстраниться от темы "я не гонщик, мне погоны не нужны", приведу в качестве примера такой случай: у меня у хорошего приятеля Т-2 "Скат", стояли погоны стакселей, вроде сильно не пользовался, снял, установил кипу, радовался, потом через 3 года пошил в одной уважаемой конторе паруса из дакрона вместо лавсана и все - стаксель не стоит, появились мысли о возврате погонов, вернул все в зад. Установив впоследствии закрутку, а на лодках такого размера это весьма необходимая вещь, как настроить зарифленный стаксель, что бы он имел достойную тягу, а не создавал лишний крен и дрейф? А на полняках отваливающийся верх не будет раздражать? Я не знаю, как это сделать без погонов. Точнее знаю, сделаю веревочные оттяжки (как на минитранзатах и прочих открывашках, есть и у меня на микрухе не смотря на полный комплект погонов), но это лишние телодвижения, на лодках такого размера они не нужны.
Теперь про погон гика-шкота. Да, перегораживает кокпит загорающим теткам , надо лапы поднимать, на маленькой лодке неудобно, портит обитаемость. Но, сам размер лодки уже испортил обитаемость до крайнего предела, не сильно критично, если лодка строилась именно для хождения под парусами. А вот вопросы безопасности, возможность быстро в условиях прозеванного порыва отрегулировать твист для сброса излишков может дать только погон большой длины от борта до борта. Я частенько применяю прием каретка на ветер с потравой шкота, когда лень брать рифы (если вижу, что порыв скоро закончиться, в гонке естественно), либо когда проспал. Оттяжка гика достаточного диапазона регулировки не даст. Погон на транце даст много веревки? Сомнительно, если у Вас не 8 лопарей.
А вообще, решать строителю - его корапь, его плавание. Мы сами творцы своего счастья.
С уважением