Для перегона мне требовался помощник. Сын был очень занят, жена также не смогла оторваться от работы на продолжительное время. Пришлось опросить друзей и знакомых. Выручил Анатолий. Сам он не смог пойти, но предложил Костю - молодого человека, никогда близко не видевшего яхту, но очень хотевшего участвовать в приключении, каковым он видел предстоящее плавание. По картинкам яхты я изготовил стойки под мачту для перевозки на палубе и со всем креплением, запасами пищи, топлива и всего, что только могло понадобиться в пути за грузил в Вольво. Анатолий должен был отвезти нас с Костей на яхту и вернуться на машине обратно.
Приехали поздно, по осеннему уже в темноте. Яхту сняли с буйка, пригнали к причалу и загрузили припасы. Толик настоял, чтобы сразу приготовили паруса, чтобы утром не терять времени.
С рассветом Толик сел в машину, а мы отправились в плавание по озеру в направлении входа в канал Шамбли. Шли весь день при свежем попутном ветре. Тогда и обнаружилось, что больше 2000 оборотов мы давать не можем из-за вибрации, скорость под мотором не дотягивала и до 5 узлов. также обнаружилось, что Костя не может удерживать яхту на прямом курсе, все время приходилось за ним присматривать. А также заниматься двигателем, парусами, приготовлением пищи.
Мачту решили положить в Гэйнс марине в двух милях от Канадской границы. Заранее убрали паруса и отцепили гик, убрали лишний такелаж. В марине на уборку-постановку очередь, но кран работал быстро, к тому-же, увидев, что у нас все приготовлено к уборке мачты и даже стойки установлены, крановщик пропустил нас впереди ранее пришедшей яхты, те что-то завозились с приготовлением. Вся процедура не заняла и 15-ти минут, мы отошли из-под крана и сразу пошли в реку Ришелье, крепили мачту на ходу. На Канадской таможне причал был свободен, нас сразу приняли и быстро оформили. Мы торопились дойти до первого шлюза засветло и задерживаться не стали, но все-же последние мили шли уже в темноте по незнакомой узкой реке. Ошвартовались у стенки на входе в шлюз, Костя по молодости еще и в город вышел до ближайшего бара, поразился безлюдности улиц и пустоте бара. Ну, это не Торонто, хотя и там по ночам спят.
Утром пришла служащая парка (канал Шамбли и река Ришелье с прилегающими землями являются национальным парком) и сказала, что будет нас сопровождать по земле, обеспечивая наше прохождение шлюзов. Нужно сказать, что шлюзы работают только в дневное время, в первый день мы с нашей скоростью могли пройти только шлюзы канала, а ведь еще есть шлюз и на самой реке. Короче, двинулись. Открытие-закрытие ворот шлюзов производилось вручную. Сначала открывались маленькие окна чтобы уравнять воду, потом сами ворота. Все неспеша, размеренно, с болтовней с прохожими, пришедшими поглазеть на проходящую яхту. Видно, местным было скучно, сезон закончился и запоздавшая яхта тоже как-то развлекала. А я же был на нервах - нужно было успеть пройти всю цепочку шлюзов канала сегодня, да еще и килем пару раз цапанули при выходе из камеры шлюза, а в другой раз так и вовсе посередине канала. Само плавание по каналу было очень приятным - комфортно, живописная природа и интерестные дома. Я бы очень хотел повторить но только сженой и не спеша, с отстановками на отдых и посещением местных достопримечательностей. И лучше на катере с малой осадкой и без мачты на палубе.
Так мы дошли до последней цепочки из трех шлюзов, сверху интерестно было видеть где-то там внизу разлив на реке.
Перед выходом из последнего шлюза шлюзовой мастер предупредил, что мы так просто не выйдем и потребуются кое-какие манипуляции. Я должен был самы малым выходить из камеры и на выходе килем упереться в бровку. Тогда мастер откроет задние ворота и волной яхту должно приподнять и вынести из камеры. Так и получилось, мы благополучно вышли из шлюза и оказались на открытой воде. Ветер,хоть и попутный, дул изрядно. На реке развело волну и я стал опасаться за крепление мачты на стойках из-за качки. Но вскоре мы из открытой части вошли в саму реку Ришелье и пошли вниз по течению. При попутном ветре и течении скорость была неплохой, даже и при умеренных оборотах двигателя, но все же к следующему шлюзу пришли уже затемно, когда там никто не работал. А еще нас в пути задержала маленькая проблема. На подходе к очередной паромной переправе у нас внезапно стал двигатель. Нужно было бросать якорь и устранять неисправность, но мы не могли сделать это на пути кабельного парома. Ждали, когда нас пронесет течением дальше, ждал терпеливо и паромщик с пассажирами.
Стали на якорь, я занялся двигателем. Смотрю - Костя совсем приуныл, начал задавать вопросы а надолго ли мы тут заторчали? Я его как мог успокаивал, обьяснял, что двигатель простой, не заводиться может по двум причинам - или топливо не поступает, или искры нет. А в дизеле искры не нужно, значит дело в топливе. Тем временем продул топливопровод, подтянул соединения на трубках высокого давления и молил Бога, чтобы хватило заряда аккумуляторов чтобы прокачать систему. Сначала прокачал вручную, потом стартером и - моторчик Янмар не подвел. Пошли дальше. На пути нас застала гроза с ветром и ливнем, приходилось нырять в каюту чтобы посмотреть на карту, потом обратно к рулю и всматриваться в дождь и наступающую темноту чтобы увидеть очередной буй. А еще оказалось, что река не предназначена для ночного плавания, все буи несветящие, створы очень редки и тоже без огней. Все внимание было на экран компьютера, на эхолот. Так дошли до очередного шлюза, привязались, легли спать.
Утром прошли шлюз, это был последний, и пошли дальше. К полудню вышли в реку Святого Лаврентия в местечке Сорел. Там есть два яхт-клуба, в одном обнаружили кран для постановки мачты. Когда шли под кран сели на мель, но все-же сумели подтянуться поближе. Местный яхтсмен изьявил желание помочь с постановкой мачты и взялся управлять краном. Он совершенно не говорил по-английски, ну а мы также были "сильны" во французском. Тем не менее жестами и мимикой сумели сговориться и мачта была поставлена.
Не задерживаясь вышли и пошли теперь уже против течения реки Святого Лаврентия, я старался прижиматься к берегу, где течение было слабее. Умаявшийся Костя лег спать, а я в его отсутствие поставил паруса в помощь двигателю, пошли веселее. К вечеру прошли Монреаль, стали искать место где заночевать перед шлюзом. Выбрали место в стороне от фарватера за отмелью, бросили якорь.
Перефразируя Венедикта Ерофеева - а в Квебеке уже осень была. К ночи похолодало, не потеплело и утром. Даже наоборот - поднялся встречный ветер, хорошо, что без дождя. На берегу увидели какую-то стоянку яхт, зашли, заправились водой. На берегу и яхтах ни души. Пошли к шлюзу. Шлюзы на реке входят в Систему Пути Святого Лаврентия и плавают тут вполне солидные пароходы. График движения плотный и нам нужно было вписаться между пароходов. Всего четыре шлюза и они разбросаны на значительном расстоянии друг от друга, за день не пройти. После первого шлюза мы сначала шли по искусственному каналу, а потом вышли на открытую часть реки. Ветер был встречный и сильный, еще и течение против, так что продвижение наше было совсем небыстрым. После обеда прошли еще один шлюз, быстро начало темнеть. Остановиться было негде, шли дальше. Уже выйдя из узкого места с сильным течением стали искать где бросить якорь. Пока искали я пережил очередное потрясение. Лавируя против ветра я попросил Костю смотреть на экран и как только мы подойдем до изобаты 3 метра сказать мне. Я не хотел пересекать отмель 2.3 метра, возможно, там мельче и стукаться килем не хотелось. Идем-идем, а от Кости ничего. Глубины около трех метров. Я нырнул в каюту и увидел, что мы как раз на середине отмели, куда сворачивать? Прошли дальше до глубины. Ну что поделать, что Костя не понял что такое изобата и как ее увидеть на карте? Подошли к берегу, стали на ночь.