Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Водоизмещающе-водоизмещающие обводы

водоизмещающий киль

Сообщений в теме: 113

#1 Александр Глебов

Александр Глебов

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 717 сообщений
  • Из:Горно-Алтайск
  • Судно: шхунка продана

Отправлено 05 октября 2014 - 20:10

За последние несколько лет флотилии детского оздоровительного лагеря "Адамант" и клуба "Хранители Озера" пополнились новыми и отремонтированными судами. Необходимость в привлечении учебной шхунки "Касатка" - отпала. К тому же, после переворачивания в 2010 году, шхунка попала в перманентное состояние ремонта. http://e.mail.ru/cgi...108890000000639

Лодка была просушена под тентом, отставшие участки стеклопластиковой оклейки корпуса - удалены. Палуба и надстройка зново оклеены в 1-2 слоя стеклопластиком на эпоксидном связующем. На следующий год пришел черед бортов и днища. И на этом этапе мне засвербило  перевести ремонт в модернизацию. 

В первую очередь хотелось  улучшить остойчивость лодки - понизить ЦТ размещением балласта.

Во-вторых - улучшить обитаемость в каютке. 

В-третьих - оборудовать закрытый пост управления.

Все эти желания я решил исполнить, применив двух-обьемные обводы, с выносом части водоизмещения ниже существующего днища. А также перестроить кормовую часть рубки, сместив назад кормовую перборку и приподняв крышу.

Напомню, что ширина лодки - 1,8 м, ширина по ватерлинии - 1,4 м, ширина днища - 1,2 м.

Основную часть работы по формированию новых частей лодки и их оклейке стеклопластиком на основе полиэфирки, выполниил мои друзья - Сергей Казанин  и Евгений Буханько.


Сообщение отредактировал Александр Глебов: 05 октября 2014 - 20:10

  • 3

#2 Александр Глебов

Александр Глебов

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 717 сообщений
  • Из:Горно-Алтайск
  • Судно: шхунка продана

Отправлено 05 октября 2014 - 20:35

Сделан объемный "киль" длиной около 4,5 м, шириной на миделе 600 мм и глубиной там же 250 мм. Всё водоизмещение порожнем (около 400 кг) должно "уйти" в него.  В носовой части киля под койкой, и в кормовой части под кокпитом, предполагается размещение балласта - песок в мешках. На середине - проход, в котором можно встать в полный рост.

Киль и балласт были смоделированы во ФриШипе. Конструктивно днищевая наделка представляет собой плоскодонный обьем, плавно сужающийся к оконечностям. Носовая оконечность начинается от первого шпангоута и имеет уклон, чтобы сохранилась возможность подхода к  отмелому берегу. Кормовая часть оканчивается не доходя до существующего моторного колодца.

На существующее днище были установлены две прямоугольных перборки, фор- и ахте-штевень, которые по днищу и поверху были связаны стрингерами. Днище сделано из фанеры 20 мм, борта - 10 мм. После обшивки вертикальных бортов "киля", основное днище меду переборками и стрингерами было с припуском 50 мм вырезано электролобзиком. 

 

 

Прикрепленные изображения

  • DSC007311.JPG
  • DSC00749.JPG
  • DSC007501.JPG

  • 5

#3 Neko

Neko

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 467 сообщений
  • Из:Екатеринбург
  • Судно: много

Отправлено 05 октября 2014 - 21:05

А ниче, мне понравилось. Этакое подобие классической длиннокилевой лодки получилось.


  • 0

#4 Данилов Е.В.

Данилов Е.В.

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 957 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 05 октября 2014 - 21:05

Класс!

Получилась практически килевая яхта.

Продолжение будет? Дотянула "буханка" до воды? Проявилась стойкость к дрейфу без шверта? Понятно, остойчивость возросла...


Сообщение отредактировал daniloff evgenij: 05 октября 2014 - 21:09

  • 0

#5 greylonly

greylonly

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 419 сообщений
  • Из:Anapa.ru
  • Судно: Гипербореец
  • Название: Последний из Рода

Отправлено 05 октября 2014 - 21:16

Ясно. Раз под Парусом кувыркаеццо... сделаем Катер. Только с такими обводами он и как Катер ходок будет "никакой". Жаль.
  • 1

#6 Александр Глебов

Александр Глебов

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 717 сообщений
  • Из:Горно-Алтайск
  • Судно: шхунка продана

Отправлено 05 октября 2014 - 21:27

Лодка была сброшена на воду в самом конце лета - 30 августа. Погрузилась точно по проекту - все водоизмещение порожнем около 450 кг ушло в обьемный киль.

Даже при малейшей нагрузке на борт, порожняя лодка припадала палубой к воде. Один из "подарков" двух-обьемных обводов - ухудшение  остойчивости формы. При крене резко и значительно уменьшается площадь ватерлинии. 

Заранее приготовленные мешки прямо на берегу заполнялись песком по 3-4 лопаты, чтобы можно было поднять на борт, затащить в каютку и поместить в узкое место. По примерным подсчетам, было загружено около 300 кг. Постепенно валкость лодки уменьшалась. Большая часть балласта была размещена под кокпитом. Чтобы туда добраться, позади рубки был устроен бридждек с доступом в трюм изнутри. 

Прикрепленные изображения

  • DSC00761.JPG
  • DSC00765.JPG
  • DSC00770.JPG

  • 1

#7 Данилов Е.В.

Данилов Е.В.

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 957 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 05 октября 2014 - 21:35

Ясно. Раз под Парусом кувыркаеццо... сделаем Катер. Только с такими обводами он и как Катер ходок будет "никакой". Жаль.

Это Вы зря, коллега!

В соответствии с... в общем пойдёт по Фруду в водоизмещающем с малыми затратами мощности на своих скоростях.

Или уже есть замеры, Александр?

 

Кстати, примите поздравления с публикацией в журнале!  :happybirth:


Сообщение отредактировал daniloff evgenij: 05 октября 2014 - 21:51

  • 0

#8 Александр Глебов

Александр Глебов

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 717 сообщений
  • Из:Горно-Алтайск
  • Судно: шхунка продана

Отправлено 05 октября 2014 - 21:38

Ясно. Раз под Парусом кувыркаеццо... сделаем Катер. Только с такими обводами он и как Катер ходок будет "никакой". Жаль.

Это моя лодка. Я ее спроектировал и построил. Как хочу, так и переделываю. Ходк под парусами она была хоршим. А сдуру можно и не только швертбот, но и килевую яхту кильнуть. И под мотором - она ходок нормальный. Для своих размеров и водоизмещения. Три навигации ходила с Тохой-3,5 при любых условиях. Сейчас в том же колодце стоит Ямаха-8.

Прикрепленные изображения

  • 100A5635.JPG
  • DSC04216.JPG
  • IMG_2302.JPG
  • DSC_8217.JPG

  • 6

#9 Александр Глебов

Александр Глебов

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 717 сообщений
  • Из:Горно-Алтайск
  • Судно: шхунка продана

Отправлено 05 октября 2014 - 22:06

Раз задан вопрос, перейдем к механической установке. Размеры моторного колодца "в свету" 380х380 мм. Тохатсу-3.5 по длине входит свободно, а по ширине можно поставить хоть два рядом. Ямаха-8 чуть поблоее, помассивней вдвое, да и нога на дециметр подлиньше. Поэтому подмоторная доска была сделана заново из лиственничного бруска, притянута к переборке болтами и оклена пластиком. В походе пришлось вместо Ямахи-8 поставить Сузуки-8, также встал в колодец, только у него голова повыше.

На ходовое испытание взял сматфон с установленным Навителом. В одиночку, на снаряженной лодке с одним баком топлива, программа показала скорости под Ямахой с грузовым винтом:

на малых оборотах -7-8 км/ч

на средних - 10-11 км/ч

на полных - 11-13 км/ч.

При дальнем выходе вдвоем с ночевкой под Сузукой-8, автонавигатор, пока не сдох аккумулятор, показал среднюю скорость 9,1 км/ч. Столько же что и Тохатсу-3,5.

На путь до залива Айрыташ (около 22 км) на Тохе-3,5 уходило около 4 литров топлива и 2,5 часа времени.

Топливо в крайнем выходе не считал. На обратном пути поставили Ямаху-8, т.к. на Сузуке срезало шпонку винта, заменить было нечем. В принципе, на такой пожарный случай и прихватили два мотора. Обратный путь занял меньше 2-х часов. Треть пути сопровождал сильный попутный ветер с волной до 70 см, треть пути - боковой с попутной волной, треть - свежий встречный ветер. Волны от проходящих на полном ходу моторок и ярославцев. встречает степенно, без больших кренов. Лагом к ветровой волне - раскачивает, но плавно. Под подветренный берег с сильным ветром и волной не пошли - нужно было вернуться засветло. 

На курсе бакштаг приходится периодически работать румпелем, удерживая корму от уваливания. При боковом ветре и попутной волне слегка уваливает нос, все же он выше кормы и парусность рубки тоже носовее миделя. Против волны идет прекрасно - режет как нож масло, брызги отлетают в стороны. Общее впечатление - по сравнению с плоским днищем, характер стал более беспокойным, для зарядки адреналином - самое то.

Паруса привязаны, но не поднимались.

 

Прикрепленные изображения

  • DSC00824.JPG
  • DSC00827.JPG
  • DSC00857.JPG
  • DSC00861.JPG

  • 0

#10 Данилов Е.В.

Данилов Е.В.

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 957 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 05 октября 2014 - 22:28

На стоянке - новым килем по камушкам или не достаёт?


  • 0

#11 Александр Глебов

Александр Глебов

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 717 сообщений
  • Из:Горно-Алтайск
  • Судно: шхунка продана

Отправлено 05 октября 2014 - 22:37

На стоянке - новым килем по камушкам или не достаёт?

Там где стояли - песок. Опирается носком "киля". По потопчине нужно проходиь акуратно - кренится. В принципе, так и раньше было, но сейчас усугублено. С середины ночи и утром бил прибой, на фото видно. Шлепало под кормовой подзор, нос от грунта не отрывало. Там кроме балласта, еще две тушки спали.

Прикрепленные изображения

  • DSC00852.JPG
  • DSC00855.JPG
  • DSC00863.JPG

  • 0

#12 Данилов Е.В.

Данилов Е.В.

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 957 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 05 октября 2014 - 22:54

...Погрузилась точно по проекту - все водоизмещение порожнем около 450 кг ушло в обьемный киль.

Даже при малейшей нагрузке на борт, порожняя лодка припадала палубой к воде. Один из "подарков" двух-обьемных обводов - ухудшение  остойчивости формы. При крене резко и значительно уменьшается площадь ватерлинии. 

... По примерным подсчетам, было загружено около 300 кг. Постепенно валкость лодки уменьшалась. Большая часть балласта была размещена под кокпитом.

 

...В принципе, так и раньше было, но сейчас усугублено...

Так и должно быть: у вас прибавился внизу объём 0,45 м3, а засыпали балласта по вашей же оценке 300 кгс. В итоге получилась в ДП "лишняя" архимедова сила 150 кгс минус вес нового "киля", точнее, его обтекателя. Вывод: для улучшения остойчивости добавьте туда (в самый низ) ещё пару центнеров, или больше. Осадка возрастёт, но и остойчивость - гораздо более, валкость уменьшится даже по сравнению с исходным вариантом. А вам того и требовалось!


  • 0

#13 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 05 октября 2014 - 23:33

Нет-нет.

Остойчивость нижними объемами не достигается. У них другая задача. Они выпихивают наружу плохообтекаемые верхние части. Ловите повышение ходкости, иначе задачка не сходится.


  • 0

#14 Данилов Е.В.

Данилов Е.В.

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 957 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 06 октября 2014 - 00:10

...

В первую очередь хотелось  улучшить остойчивость лодки - понизить ЦТ размещением балласта....

Нет-нет.

Остойчивость нижними объемами не достигается. У них другая задача. Они выпихивают наружу плохообтекаемые верхние части. Ловите повышение ходкости, иначе задачка не сходится.

Алексей, вы лучше знаете, что хочет ТС? Нет?

Тогда почему "Нет-нет."?

Он хочет "понизить ЦТ размещением балласта", но чуток не завершил задуманное. Водоизмещатель - да, но от парусов Александр не отказывается. А по-хорошему, песок правильнее заменить на дробь, хотя бы чугунную. Лучше свинцовую  :shuffle: ... И в самый-самый низ.


  • 0

#15 свободник

свободник

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 906 сообщений
  • Из:село Пивань
  • Судно: катамаран
  • Название: Тэмтигэ

Отправлено 06 октября 2014 - 00:21

Модернизация прям таки ... элегантная  :)

В этот, типа киль, так и просится какой-нибудь стационарный пятисильный дизелёк  :rolleyes:


  • 0

#16 Данилов Е.В.

Данилов Е.В.

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 957 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 06 октября 2014 - 00:35

Модернизация прям таки ... элегантная  :)

В этот, типа киль, так и просится какой-нибудь стационарный пятисильный дизелёк  :rolleyes:

Может быть, может быть, коллега...

Колодец станет ненужным, обитаемость кокпита чуть улучшится. Но цена этому - множество новых проблем, от необходимости ВВХ, совсем другого уровня вибро/шумоизлучения... до водотечности по дейдвуду и неудобства обслуживания винто-рулевой группы, как, впрочем, и дизелька (где-то глубоко под пайолами).

А винт ставить складной? Чтоб не тормозил при ходе под парусами...


Сообщение отредактировал daniloff evgenij: 06 октября 2014 - 00:46

  • 0

#17 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 06 октября 2014 - 09:07

Алексей, вы лучше знаете, что хочет ТС? Нет?

Тогда почему "Нет-нет."?

Он хочет "понизить ЦТ размещением балласта", но чуток не завершил задуманное. Водоизмещатель - да, но от парусов Александр не отказывается. А по-хорошему, песок правильнее заменить на дробь, хотя бы чугунную. Лучше свинцовую  :shuffle: ... И в самый-самый низ.

Добавить объем снизу и заполнить его доверху балластом - понимаю. Не доверху - уже компромисс. Был бы полезный эффект...


  • 0

#18 Данилов Е.В.

Данилов Е.В.

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 957 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 06 октября 2014 - 11:23

Приветствую.

Конечно, вы правы. Если использовать в качестве балласта мешки с высоким объёмным весом (от чугуна до... малорадиоактивного урана  :) - для возможности изъятия при перевозках), то и ЦТ лодки существенно понизится, и полезный объём в нижнем корпусе на 300...400 литров образуется. Хочешь - дизелёк ставь (со всеми его проблемами), хочешь - топливные ёмкости или редко используемое оборудование...


  • 0

#19 Александр Глебов

Александр Глебов

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 717 сообщений
  • Из:Горно-Алтайск
  • Судно: шхунка продана

Отправлено 06 октября 2014 - 16:06

Добавить объем снизу и заполнить его доверху балластом - понимаю. Не доверху - уже компромисс. Был бы полезный эффект...

Еще не вечер, и несколько выходов в октябре я сделаю. Яхту после похода оставил на плаву возле пирса лагеря "Адаманта", потому что вода с осени до апреля падает и лодка может осушиться. Фотик уже был зачехлен, поэтому фотки нет. Как и в 2010-м, при разгрузке "Сильмерии" ее песочный балласт перекочевал на "Касатку". С целью погрузить нос до ватерлинии (до кромки днища). Когда уплывал на тузике прочь, отметил, что днище чуть возвышается над водой только в корме.

Кроме балласта, в нагрузку порожнем входят мотор + топливо = около 40 кг, разные тросы, якорек, плитка, посуда, жилеты, молоток с отвертками и прочая мелочь. Пустых "воздушных" отсеков по бортам кокпита и в корме, еще хватает.

Заменить песочный балласт на чугунную дробь - мысль была, но для ее материализации необходимо такую дробь купить. Для чего нужны деньги. Как и для дизелька  :lol:

Эффект - прилагаю. Сергей на голову выше меня. Я в рубке могу даже подпрыгнуть. :D

Прикрепленные изображения

  • DSC00813.JPG
  • DSC00816.JPG
  • DSC00820.JPG
  • DSC00821.JPG

Сообщение отредактировал Александр Глебов: 06 октября 2014 - 16:08

  • 1

#20 vlad73

vlad73

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 293 сообщений
  • Из:Шарья
  • Судно: Бриз-15

Отправлено 07 октября 2014 - 19:33

Уважаемый Александр, а может схемку Касатки разместите? А то пересмотрел тему за шхунку, особо чертежей то и нет!

Если честно больше всего интересует как разместились со спальными местами в каюте при ширине 1,2 м по днищу! 


  • 0

#21 valentin izratov

valentin izratov

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 486 сообщений
  • Из:Tallinn

Отправлено 07 октября 2014 - 23:08

Неплохую модернизацию Вы провели, уважаемый коллега Александр Глебов!  Кстати, балласт можно закрепить и под новым участком днища, как у яхты Lancer-25, W.Shad Turner, sailboatdata.com, str.23.. Тоже очень удачный вариант.. Такие обводы яхт практикуются  уже достаточно давно.. С пожеланием удачи в Вашем нелегком деле, Валентин Изратов.


  • 0

#22 Данилов Е.В.

Данилов Е.В.

    Инженер-механик

  • Инженер
  • 1 957 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: три моторные+гребная
  • Название: Бесёнок и другие

Отправлено 08 октября 2014 - 07:10

Уважаемый Александр, а может схемку Касатки разместите? А то пересмотрел тему за шхунку, особо чертежей то и нет!

Если честно больше всего интересует как разместились со спальными местами в каюте при ширине 1,2 м по днищу! 

Коллега, в журнале "Катера и яхты" № 4 (250) за 2014 год, стр. 136-140, в разделе "Мастерская" помещена статья А. Глебова "Шхунка для кадетов" (с публикацией которой я и поздравил ТС в сообщении № 7).

Посмотрите, очень подробно всё расписано. Скорее всего, большинство вопросов для вас прояснятся.

 

С уважением - Е.Д.


  • 0

#23 Александр Глебов

Александр Глебов

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 717 сообщений
  • Из:Горно-Алтайск
  • Судно: шхунка продана

Отправлено 08 октября 2014 - 20:50

[color=rgb(40,40,40);font-family:verdana, arial, tahoma, sans-serif;background-color:rgb(250,252,254);]Если честно больше всего интересует как разместились со спальными местами в каюте при ширине 1,2 м по днищу! [/color]

 

Посмотрите, очень подробно всё расписано. Скорее всего, большинство вопросов для вас прояснятся.

 

С уважением - Е.Д.

Спасибо за поздравление!

Чертежей лат-шхуны у меня не было. Даже из сети. поэтому рисовал в ФриШипе "приблизительно". Подгонял обводы так, чтобы бортовые листы имели прямые кромки, и по ширине выходили оба на лист 1220 мм. Так же и днище шириной в лист 1220 мм. 

Подробных чертежей нет и не было. Как организована V-образная койка, видно на фото.

Прикрепленные изображения

  • DSC0159301.JPG
  • DSC0159302.JPG
  • Фото092.jpg
  • DSC01801.JPG
  • DSC02551.JPG

Сообщение отредактировал Александр Глебов: 08 октября 2014 - 20:54

  • 2

#24 Александр Глебов

Александр Глебов

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 717 сообщений
  • Из:Горно-Алтайск
  • Судно: шхунка продана

Отправлено 08 октября 2014 - 20:53

Неплохую модернизацию Вы провели, уважаемый коллега Александр Глебов!  Кстати, балласт можно закрепить и под новым участком днища

С пожеланием удачи в Вашем нелегком деле, Валентин Изратов.

Спасибо, Капитан! Этот вариант попробую, когда буду готовить лодку к кругосветке  :w00


  • 0

#25 Viton

Viton

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 37 сообщений
  • Из:Пенза
  • Судно: Клипер-микро

Отправлено 09 октября 2014 - 13:04

Классно Александр! Я ходил на легких шхунках по Волге. (На фото возле них стою). Болгеровские - ширина увеличена до 2 м. высота борта 0.7 м. длина 7.5 м. Очень остойчивые. Рифы никогда не брали, мачты без вант - в любой момент ветер выпустить можно.


  • 1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей