ТС( тоннель- скег)- оригинальная лодка с двойным тоннелем в днище
Особенности лодки (вариант 2007года)
Наличие в кормовой части днища выемки сечением 20 х 35 см ( тоннель) позволяет поднять мотор на 15 – 18 см выше обычного. Лодка собрана на вытяжных заклепках из листового алюминия АМг 3М и деталей из алюминиевого проката АД-31 одним человеком при наличии небольшого количества слесарных и электроинструментов без стапелей и набора, состоит из наружного негерметичного корпуса, герметичного вкладыша-кокпита и 550 литров пенополистирола (ППС), корпус и вкладыш соединены так, что получились носовой, кормовой, днищевый и бортовые блоки плавучести, а по периметру лодки - фальшборт высотой 17 см, позволяющий безопасно и удобно располагаться экипажу и снаряжению ( 3 спальных места под непромокаемым тентом), бруски ППС уложены плотно, при сборке сдавлены ( создалось внутреннее давление), в результате получился безнаборный жесткий коробчатый корпус, усиленный банками. На сборку затрачено 8 дней. ППС практически не впитывает воду, в кокпит она не попадает, а немного попавшая в щели сэндвича, по завершении плавания быстро вытекает при подъеме на трейлер или для хранения в боксе. Лодку нет необходимости ремонтировать, она непотопляема. Правда, длительно на плаву хранить ее нежелательно, тех.данные на ППС не дают полной гарантии от водопоглощения. Зато она не боится пробоин, практична и удобна, а тоннель защищает редуктор и винт от повреждений.
В 2013 году лодка реконструирована. Заменено днище – увеличена ширина, установлены шпангоуты и стрингеры, смонтирован увеличенный тоннель со скегом ( вертикальная пластина вдоль диаметральной плоскости). Попутно проверено состояние заклепок, пенополистирола и строительной пены. Лишь пена показала, что ее нельзя применять для водоизмещения ( в верхней части блоков плавучести выше ватерлинии для создания внутреннего давления - можно). ППС использован повторно. Вдоль ДП от носа до скега расположен киль , а днище имеет скосы к скулам. Благодаря этому значительно улучшилась управляемость на поворотах, отмечено отсутствие дельфинирования и опасного крена внутрь поворота, так как момент тяги винта выше поверхности глиссирования,т.е. момента сопротивления, скос скулы противодействует крену наружу. Скег является дополнением к защитным свойствам тоннеля от ударов мотора о подводные препятствия ( лодка подскакивает, проскальзывает над ними), полностью устраняет намотку на винт сетей, водорослей, налипание на водозаборники пакетов. К винту поступает чистая вода. Защита высокоэффективна! Также скег играет роль стабилизатора курсовой устойчивости, исчез реактивный момент винта, уменьшилось закручивание струи за винтом, так как скег спрямляет струю перед винтом - значит, увеличилась тяга( планирую провести замеры скорости со скегом и без него). ( (Идея: изменение положения скега по высоте – наподобие шверта на яхте – позволит получить эффект регулировки тяги винта путем изменения угла набегающего потока! Актуально при выходе на режим глиссирования, выводе из воды воднолыжника и т.д).
В 2014 году изготовлен чистовой вариант такой лодки с изменениями и дополнениями. Увеличены размеры ( под 30 л. c.), в объем блоков плавучести встроены рундуки, один длинный для хранения спиннингов, ружей и т.д., смонтирована коробчатая корма с транцем – лифтом для провери возможности эксплуатации с различными ПЛМ, в том числе отечественными, применён вспененный полиэтилен, не боящийся ГСМ, вытяжные заклепки с потайными головками. Cборка велась заклепочником с электроприводом. Предусмотрены самоотлив воды с уровня банок из лодки, сток в приямок кокпита с ручной откачкой.
Лодка ТС 2014 параметры
Длинa 4300, ширина 1450, высота 650, масса 200 кгс, двойной тоннель 1300 х 430 x 200, 5 – 6 спальных мест.Допустимая мощность мотора - 30 л. c.
Следующий вариант лодки TC должен предусмотреть встроенный бак на 50 – 60 л. аэратор для рыбы, управляемый скег, транец – лифт – тримм, кресла – стулья для рыбалки, съемную полужесткую ветрозащиту кормовых сидений, откачку воды помпой, эксплуатацию c 50 – сильным ПЛМ.
О динамике тоннеля в режиме глиссирования.
Кормовую часть лодки можно рассматривать как катамаран, в тоннель попадает вода под повышенным давлением от корпусов катамарана в виде волн, поэтому сопряжение днища с тоннелем должно быть округлым. Вторая часть воды – основная - статичная, на которую наезжает лодка, в которую “ввинчивается” ПЛМ. Третья – это “вдвливаемая” атмосферой в тоннель как в зону разрежения, создаваемую винтом. Энергия попутной волны в зоне кормы и угол атаки днища ( особенно на мелководье) повышают давление в тоннеле - это еще часть поступления воды в тоннель и уменьшение возникновения кавитации. При движении эти части складываются в сложный турбулентный поток, закручиваемый к тому же в некий пространственный жгут, ”нити” которого увлекаются ( засасываются) в зону разрежения вслед за вращающимися лопастями, за винтом поток закручивается еще сильнее. Теряется полезная мощность ПЛМ. Скег в тоннеле уменьшает потери, спрямляя поток перед винтом. Тоннель со скегом – это двойной тоннель, условия поступления воды в обе половины разные. Учитывая закручивание потока перед винтом, нужно сооружать несимметричный тоннель для выравнивания потока. На лодке ТС – 2014 ширина тоннеля слева на 20 мм меньше правой. Лодка с тоннелем не должна быть высокоскоростной – не для этого её предназначение. Она для мелководья, заросших, замусоренных водоемов, несудоходных рек и речек с песчаными и каменными перекатами, эксплуатации с винтовым ПЛМ. У неё преимущество перед водометами ( камни и палки засасываются в движители, выводя их из строя), перед болотоходами, как более скоростная, маневренная, дешевая ( сравнимый по мощности качественный болотоход очень дорогой, тяжелый и громоздкий), легко управляемая.
Предлагаю заинтересовавшимся обсудить, развить тему. Возможно, откроется серийное производство лодок с новыми качествами, как алюминиевых так и пластиковых.
Водномоторникам возможно реконструировать серийные лодки типа Казанка, МКМ и др. (малокилевых) по примеру лодоки ТС, убрав носовую палубу, сделав новую корму с тоннелем, встроив герметичный кокпит и рундуки, уложив пенополиэтилен, но обязательно обеспечив негерметичность наружного корпуса. Казанку без булей можно расширить, выпрямив борта, поставить киль, предусмотреть скосы скулы. Носовую часть приподнять, переклепав бортовые и днищевые стыки (улучшится мореходность, уменьшится забрызгиваемость), не нужно будет в дальнейшем ремонтировать, появятся непереворачиаемость, непотопляемость, удобство в эксплуатации. Лодке- новую жизнь!
Сообщение отредактировал kurbatov-nikola: 11 марта 2015 - 00:38