Перейти к содержимому

Фотография
* * * * * 5 Голосов

Расчёты по статике малых судов


Сообщений в теме: 434

#101 Wt_Terpi

Wt_Terpi

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 1 214 сообщений
  • Из:С. Петербург

Отправлено 17 февраля 2016 - 04:56

И ещё  вопрос,если позволите. Прошлым летом на Неве в районе Шлиссельбурга  запечатлел весьма симпатичную моторную яхту  компании АМЕТА  Iron Wind (Melody Bay 1300) рег. номер Р96-11ЛТ, неспешно  следующую на СПб слегка покачиваясь на волнах.Так вот,если  это не  производственный секрет, нет ли  какой возможности в рамках данной темы привести ДСО и основные элементы остойчивости этого или подобного  современного круизера - исключительно в познавательных и любительских  целях.

Симпатичная фотография, спасибо.

В ближайшем будущем обнародовать какие-либо проектные материалы не смогу. Извините.

От себя могу добавить только то, что если у лодки достаточно традиционные соотношения L/B и d/B и архитектура, то не стоит ожидать сколько-нибудь существенных сюрпризов с остойчивостью.


  • 0

#102 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 20 февраля 2016 - 06:00

Ранее уже  были представлены вычисления  по статике некоторых известных проектов  малого отечественного катеростроения  советского периода. Подобные служебные и прогулочные  суда имеют  богатую историю и  неплохо  представлены  в сети  массивом справочных данных.См. например: http://russrivership.ru или http://photo.qip.ru/...nardy4/2331852/

 

Однако за редким исключением к сожалению  практически отсутсутствуют  доступные данные по  основным  элементам статики  и  диаграммы остойчивости. Поэтому  представляет определённый интерес  частичное восстановление этих данных, предполагая  возможное обобщение в дальнейшем.

 

На этот раз обратимся к проекту  рейдового  буксирного  судна  пр.14701 тип  "Перепел" класс  «О» Речного Регистра. Судно относится  к основному  фонду серийных катеров ЦКБ «Редан»,широко представленных в  энциклопедическом  фолианте К.К.Старосельцева «Катера»,посвящённом судьбе малого флота.

 

Непосредственным поводом,привлекшим внимание  к этому проекту явилось весьма выразительное сообщение капитана  катера пр.14701 на одном из форумов:

 

Уже в метровую бортовую волну было страшно идти (непривычно). Шел из Вытегры в Петрозаводск, ночь кромешная, ливень, молнии сверкают, порывы ветра. ( прогноз был Ю 8-11, волна 1.2 - 1.5 ). Посуда печально звенела внизу. Покачивало временами хорошенько. Только и успокоился, как на траверзе Сухого Носа был. По "Информации" можно до 2м 1%.  Вот и вопрос - когда возникает опасность опрокидывания ? В "Информации об остойчивости и непотопляемости" 14701 - 070 -107 ЭД в приложениях приведена сводная таблица параметров остойчивости; таблица посадки и остойчивости при затоплении отсека; схемы распределения нагрузки, однако не приведена диаграмма статической остойчивости, нет данных по углу заката...

 

Поэтому давайте попробуем хотя бы  частично восполнить  этот пробел: определить амплитуду качки, критические углы крена и  построить диаграммы статической  остойчивости  для крайних случаев загрузки.

 

Исходные  данные  по «Информации об остойчивости пр.14701» 

 

1.Длина  наиб.,м ...................................................................................................18

2.Длина по ВЛ,м  ...................................................................................................17,4

2.Ширина  наиб.,м................................................................................................ 3,6

3.Высота борта на миделе,м.................................................................................... 2,3

4.Высота борта в корме,м ..................................................................................... 1.8

5.Водоизмещение полное грузом/без груза 10% зап.............................................. 42,8 т / 30,5

6.Аппликата центра тяжести Zg,м ......................................................................1,38 м / 1,41

7. Осадка на миделе,м .......................................................................................1,03 / 0,79


  • 2

#103 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 20 февраля 2016 - 06:10

Благодаря лишь  недавно обнаруженной  в сети более менее приемлемой  фотокопии кальки теоретического чертежа  пр. 14701 проекция «Корпус»    удалось наконец  использовать  его после коррекции  как фоновый   ТЧ  (20 теор.шп.).Оцифровать  и выполнить необходимые вычисления и построения  в программах ArhimedesMB/FreeShip.

Прикрепленные изображения

  • 1 Корпус пр.14701 в программе ArhimedesMB.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg

  • 2

#104 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 20 февраля 2016 - 06:16

При этом нельзя не отметить  особенности  своеобразного корпуса этого интересного судна. В основе  довольно простой плоскодонный  стальной  корпус  без признаков седловатости. И  довольно таки изощрённая  кормовая часть, обладающая  не только  классическими туннельными обводами,но и  своего рода «реданом», уступом , возможно  для повышения  надёжности  защиты винта.Да и палуба  имеет слом и понижение в корме,отчего  кормовая часть  выглядит неким довеском к основному корпусу.

 

Короче, как  выразился  V.A.P. -  «хищный пароход»:  http://forum.katera....sja-kostromich/

 

 

 

 

 


  • 2

#105 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 20 февраля 2016 - 06:40

На рисунке представлены диаграммы статической остойчивости проекта 14701, а в таблице расчётные значения основных элементов остойчивости при крайних случаях загрузки.

 

Водоизмещение, т       30,5             42,8 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Угол максимума ДСО, гр       37   41

Угол заката  ДСО, гр 72   74

Метацентрическая высота,м 0,66   0,41

Основной критерий Косн (Инф. об остойчивости )                                 4,3 7,1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Катер имеет запас по основному критерию,который является главной характеристикой остойчивости по Правилам Речного Регистра. Принимая к сведению вышеуказанные характеристики можно заключить, что опасность опрокидывания  может возникнуть  тогда, когда ветро-волновые условия превышают предписанные значения и  надо искать убежище или просто не выходить в плавание.

Прикрепленные изображения

  • 3 Диаграммs статической остойчивости пр.14701 Перепел.jpg

  • 2

#106 weeFOX

weeFOX

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 373 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: траулерная яхта
  • Название: Малая лиса

Отправлено 20 февраля 2016 - 10:09

Катер имеет многократный  запас по  основному критерию,который является главной характеристикой остойчивости по Правилам Речного Регистра.

Спасибо, интересно, а в рассмотренном примере это какой?
  • 0

#107 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 20 февраля 2016 - 17:27

Спасибо, интересно, а в рассмотренном примере это какой?

За коэффициент  запаса остойчивости  по основному критерию принято отношение:

 

Косн = Мдоп/Мкр,где:

 

Mдоп — предельно допустимый момент при динамических наклонениях

Mкр — кренящий момент от динамического  действия ветра

По «Информации об остойчивости пр.14701»  при D=30,5 т  Косн = 4,43/1.03 = 4,3, при D=42,8 т  Косн = 6,15/0.86 = 7,1. Эти величины и приведены  в  Таблице  в сообщении  # 105.

Прикрепленные изображения

  • Выдержка из Информации об остойчивости пр. 14701.jpg

  • 2

#108 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 11 марта 2016 - 05:31

В сообщениях 93 и 94 кратко  затронут вопрос  оценки  остойчивости яхт  по материалам статьи  Назарова. В частности  по статическим углам  заката  ДСО  (angle of vanishing stability AVS).В связи с этим обратил внимание  на профильную  статью в Yachting Monthly  от 28.04.15 развивающую подобную тему:

 

http://www.yachtingm...tatistics-30154

 

Попутно  в ней опубликованы  диаграммы  статической остойчивости довольно  популярных  яхт  Контесса-32 и Бавария-32,которых в мануалах яхт нет, поэтому привожу для информации.Диаграммы разные.Параметры ДСО Контессы существенно выше, например  углы  заката  этих килевых яхт соответственно  157 и 128 градусов. Авторы  связывают это  с  более тяжёлым балластом, который по техданным состовляет 2 и 1,3 тонны соответственно.

 

На фото образец  корпуса современной  яхты типа Бавария 46 на  Дюссельдорф 2016.

Прикрепленные изображения

  • 1 ДСО Контесса 32 и Бавария 32.jpg
  • 2 Контесса 32 Баврия 32.jpg
  • 3 Бавария 46.JPG

Сообщение отредактировал gmdss: 11 марта 2016 - 05:57

  • 2

#109 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 03 апреля 2016 - 03:15

Ранее  были представлены результаты  расчётов по статике некоторых малых серийных катеров  с  шириной корпусов  порядка трёх  метров. В то  время как  ширина моторных яхт зачастую превышает 5 метров.Отсюда понятен  познавательный интерес к показателям остойчивости этих судов, картинки c  выставки которых можно посмотреть здесь:

 

http://boatclub.ru/f...read.php?t=3709   сообщ. #12

 

К сожалению  доступная  информация  носит почти исключительно  качественный  характер, в силу ряда причин диаграммы и другие элементы остойчивости как правило не приводятся.В сети можно найти лишь отдельные, немногочисленные и отрывочные сведения.

 

Так например  Buechler Yacht Design  публикует  данные по гидростатике и элементам остойчивости корпусов  мотояхт классса Trawler с парусным вооружением,включающие размерения, осадки, коэффициенты полноты подводной части,координаты центров величины ,метацентрические высоты 1,36–1,86м и т.д.  Для сравнения  отечественная  мотояхта – разъездной теплоход пр.РС127.01 (L/B=20,6/5,2м  D=62т) имеет МЦВ=1,06–1.26м, а оптимальным значением  МЦВ  суперяхты Phoenix признано 1,1-1,25м.Метацентрическая высота модели мотояхты (L/B=17,3/5,54м  D=71т), представленной в сообщении #70 состовляет примерно 1,0м по ДСО.

 

Образцы  диаграмм  статической остойчивости  мотояхт Far Horizon 58  и Fox Sports 86  с  элементами статики приведены на сайте  Bray Yacht Design. Формально диаграммы построены с учётом объёмов надстроек до угла крена 180 градусов. Однако это не означает самоспрямляемости - диаграмма Fox Sports 86  прерывается на  указанном на ней уголе заливания 62 градуса.Элементы статики в метрической системе сведены в Таблицу.

 

Важным является величина возвышения центра тяжести. Так по данным  А.Гороховского (статья в КиЯ  о Beneteau  L/B/T  = 11/4.0/0.9м  D=7,5 т) лёгкие моторные яхты сравнимого размера имеют Zg = 1,2-1,35м. Для рассмотренных выше яхт Zg =2.28-2,57 м. Если соотнести величину Zg  с  осадкой, то  при  отн. разных массогабаритных  характеристиках  отношение  Zg/Т остаётся в  пределах 1,30-1,34.

Прикрепленные изображения

  • 1 Элементы гидростатики и стабильности  мотояхт.jpg
  • 2 ДСО  FAR HORIYON 58.jpg
  • 3  ДСО  FOX SPORT 86.jpg
  • 4 Сводная таблица элементов остойчивости моторных яхт.jpg

Сообщение отредактировал gmdss: 03 апреля 2016 - 04:09

  • 3

#110 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 03 апреля 2016 - 03:23

На форуме канадских любителей  мотояхт типа Trawler представлены  интересные  данные по  компьютерному моделированию с целью восстановления  диаграмм остойчивости и получения 3D изображений  корпусов популярных водоизмещающих мотояхт Buehler 462 и  Nordhavn 55  (сообщ. #139):

 

http://www.trawlerfo...nt-15173-7.html  

 

По сути параллельно задействован тот же приём, который  применяется  в данной теме для расчётов по статике малых судов с ArhimedesMB и  FreeShip по фоновому ТЧ.Поэтому ниже приведены для примера результаты  элементарных расчётов по статике  модели  мотояхты.

 

Ни в коей мере не претендуя на  обобщения,а только  на основании вышеприведённых  примеров  можно резюмировать:

 

1.Метацентрическая высота мотояхт  преим.  1,0 -1,6м

2.Плечо восстанавливающего момента при  крене 30 градусов  l ст  = 0,35 -0,7 м

3.Аппликаты центров  тяжести  расположены над ватерлинией, причём оценочно Zg = (1,3 -1,4) Т

Прикрепленные изображения

  • 1 3D прекции Buehler.jpg
  • 2  ДCО Buechler 462.jpg

  • 3

#111 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 03 апреля 2016 - 03:30

За основу компьютерной модели взят теоретический чертёж корпуса мотояхты  с остроскулыми обводами  на  Trawler Boat Plans:

 

https://www.windowss...=28&FORM=IBASEP

 

Размеры корпуса L/В/Н=15,8/5,4/3,0 м и надстройки близки к габаритам  TY485.Параметры гидростатики приведены  в Таблице FreeShip. При водоизмещении  в пресн.воде 50 т осадка макс.  Т=1,7 метра. Положение центра тяжести задано условно, на основании  средних показателей мотояхт сравнимых размеров (см. предыд. сообщ. п. 3), в данном случае  1,3Т от киля. В рамках принятых допущений  значения основных элементов остойчивости модели  в сравнении например с нормативами ГИМС следующие:

 

1.Начальная остойчивость,  МЦВ =0.95м  ( > 0,5 м)

 

2.Плечо восстанавливающего момента при  крене 30 градусов  lст = 0,43 м  ( > 0,2-0.25 м)

 

3.Угол заката ДСО 87 гр ( > 60 гр)

 

Кроме того,определённый интерес представляла  попытка  проверки  остойчивости модели с учётом парусности надстройки по Основному критерию для судов класса «М» на волнении до 3 м по Правилам  РРР  Р.017-2006 для прогулочных судов менее 25 метров.Остойчивость судна считается достаточной, если  оно при плавании на волнении выдерживает динамически приложенное давление ветра, т.е. соблюдается условие  Мкр<Мдоп.Приведённые результаты расчёта моментов по предельному  углу крена, за который принят  угол опрокидывания  показывают (см.Таблицы и ДДО), что это условие выполняется с запасом по остойчивости k=Мдоп/Мкр.=5,4.

Прикрепленные изображения

  • 1 Модель в ArhimedesMB.jpg
  • 2  ДСО FreeShip.jpg
  • 3 Диаграммы статической и динамической остойчивости мотояхты.jpg
  • 4 Гидростатика.jpg
  • 5 Расчёт амплитуды качки.jpg
  • 6 Проверка по основному критерию.jpg

  • 2

#112 weeFOX

weeFOX

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 373 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: траулерная яхта
  • Название: Малая лиса

Отправлено 03 апреля 2016 - 19:02

Размеры корпуса L/В/Н=15,8/5,4/3,0 м и надстройки близки к габаритам  TY485.Параметры гидростатики приведены  в Таблице FreeShip. При водоизмещении  в пресн.воде 50 т осадка макс.  Т=1,7 метра.

Спасибо, я понял, очень интересно.
  • 0

#113 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 04 мая 2016 - 02:20

И так, после краткого экскурса в остойчивость  мотояхт  вернёмся к  малым  серийным судам  сов. постройки.В сообщениях  41-45 уже рассматривалась остойчивость  промыслового судна МН102Б. Не менее известен и  его отн. близкий аналог по обводам, популярный мотобот  МСП111.Кроме прямого предназначения эти катера используются как прогулочные,зачастую после существенных  переделок,влияющих на остойчивость.В теме «Ищу чертежи МСП - малого сетеподъемника»  на это обратил внимание кор. инж. Александр38:

 

Сделали чертежи (МСП111) с имеющихся,люди по ним построили.A вообще в темах перестройки разнообразных посудин почему-то не затрагивается вопрос  остойчивости. Либо все "легко и непринужденно" всё посчитали, либо вообще никто не парится такой "ерундой". Ведь как правило все увеличивают надстройку, а это чревато. Про опыт кренования готового изделия я уж и не вспоминаю.

 

Hronik :Целиком с вами согласен. Сами нарвались на дополнительный балласт из-за увеличения надстройки. Пришлось тонну добавлять в киль. Плюс еще парусность увеличившейся надстройки здорово мешает при сильном боковом ветре. Сейчас бы конечно переделал немного по другому.

 

Тем не менее в доступных мне источниках  нет ни параметров гидростатики ни тем более расчётов и диаграмм остойчивости этого рыбачка.Поэтому  попытался хотя бы частично восполнить этот пробел. Напомню,что вычисления носят ознакомительный с основами и принципами вычислений характер и ни в коем случае не подменяют сертифиц. отчёты.Причём такая возможность предоставилась  совсем недавно, после появления в сети более менее приемлемой фотокопии теоретического чертежа проекция «Корпус», которая использовалась как фоновый ТЧ (40 теор.шп.) для работы в программах  ArhimedesMB/FreeShip.В качестве источников были использованы: Справочник по серийным судам,

 

http://photo.qip.ru/.../#mainImageLink

 

Речная справочная книжка инж. Е.Л. Смирнова, Формуляр и свид. об остойчивости МСП 111-916-002 и другие.

 

Исходные  данные ( метры,тонны):

 

Длина габаритная ..........................................................................13.6

Длина корпуса наибольшая без кормового свеса ................................12,6

Длина корпуса расчётная................................................................12,4

Ширина корпуса расчётная............................................................. 3,02

Высота борта на миделе ..................................................................1,2

Водоизмещение  (порожнем/полное)...............................................9,7/12,9

Мореходность......................................водные бассейны разряда «М» и «О»

с огран.по силе ветра до 4-х баллов и удалением от убеж. до 10 миль

 

Прикрепленные изображения

  • 3 Arhimedes MB.jpg
  • 4 FreeShip.jpg
  • 5 FreeShip 3D.jpg

  • 3

#114 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 04 мая 2016 - 02:34

С применением ArhimedesMB/FreeShip  получены гидростатические характеристики корпуса бота МСП111 в грузу (см. табл.), кривые элементов теоретического чертежа и диаграммы статической остойчивости.Вся номенклатура параметров ДСО при полном водоизмещении существенно ниже.

 

Диаграммы действительны до угла заката если судно закрытое,т.е. не имеет открытых отверстий, через которые может быть залито водой при крене  (все двери, закрытия люков,  трюма и т.д. водонепроницаемые).В данном случае точного расположения открытых отверстий мы не знаем.Однако по некоторым сведениям  перекрытия трюма, носовой кубрик и люк кубрика выполнены в водонепроницаемом исполнении, а  двери в надстройку проницаемые - деревянные без уплотнений.Поэтому предположим условно,что предельный угол крена (на котором прерывается ДСО) соответствует  углу входа комингса двери рубки в воду.

 

Теперь попробуем проверить некоторые элементы остойчивости бота  на соответствие  требованиям к малым рыболовным судам. Например,  изложенным в документе  ИМО MSC87/26Add/2 «Рекомендации по безопасности  для палубных рыболовных судов менее 12 метров». В соответствии с  ними при  всех типичных  загрузках (на промысел с полными запасами,прибытие с полным уловом и 10% зап. и т.д.) всех проектных категорий (A,B,C и D) судов указанных размеров необходимо выполнение минимальных требований к элементам остойчивости. В  таблицу сведены данные для  одного из наихудших для остойчивости вариантов загрузки (в скобках мин. значения по MSC87):

 

Элементы остойчивости мотобота МСП111  при полном водоизмещении 12,9 т 

 

1.Площадь под ДСО  до угла крена 30 градусов......................................0,063м*рад (=>0,055)

2. Площадь под  ДСО до угла крена 40 градусов.....................................0,095 м*рад (=>0,090)

3. Площадь под  ДСО между углами крена 30 и 40 градусов.....................0,031 м*рад  (=>0.030)

  (или между углами 30 гр и заливания, если последний  <40 гр)

4.Плечо ДСО при крене равном 30 и более градусов.............................. 0,185 м (=>0,2)

5. Угол максимума............................................................................31 гр (=>25, предпочтительно >30)

6. Начальная метацентрическая высота...............................................0,55 м(=>0,35)

7.Угол заливания.............................................................................41 гр (>30, при условии п.3)

 

Примечание: данные п. 1-6 получены в опции программы  FreeShip  «расчёт остойчивости».

 

[font="calibri, sans-serif;"]Как видно все элементы  за исключением плеча восстанавливающего момента (-7%)  выше или практически равны минимальны[/font][font="calibri, sans-serif;"]м значениям.[/font]

Прикрепленные изображения

  • 1 Параметры гидростатики МСП111.jpg
  • 2 Кривые элементов теоретического чертежа МСП111.jpg
  • 3 Диаграммы статической остойчивости МСП111.jpg
  • 4 Угол входа комингса в воду.jpg

Сообщение отредактировал gmdss: 04 мая 2016 - 03:04

  • 2

#115 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 04 мая 2016 - 02:45

Остойчивость судов менее 24 метров по критерию погоды не проверяется ни по вышеозначенным Рекомендациям, ни по Правилам  РМР. Другое дело Речной регистр.В соответствии  с «Временным руководством по классификации и освидетельствованию маломерных судов Р.040-2013» остойчивость судов до 20 метров (п.2.8) должна соответствовать «Правилам классификации и постройки судов внутреннего плавания (ПСВП)».

 

Поэтому определённый интерес представляла  попытка  проверки  бота  с учётом парусности надстройки по основному критерию для судов класса «О» по ПСВП2008,т.2,ч.1.п.12. Остойчивость судна считается достаточной, если  оно при плавании на волнении выдерживает динамически приложенное давление ветра, т.е. соблюдается условие  Мкр<Мдоп.Результаты расчёта моментов по предельному  углу крена, за который принят  угол заливания показывают (см.Таблицы и ДДО), что это условие выполняется с запасом по остойчивости k=Мдоп/Мкр.= 3,1.

 

Таким образом в рамках принятых  допущений  большинство элементов  остойчивости мотобота  МСП111, включая  основной критерий соответствуют нормам.Однако это справедливо лишь для базового образца.При перестройке изменится возвышение ЦТ, а соответственно  МЦВ и ДСО. В какую сторону неизвестно.Поэтому исключительно в качестве любительского эксперимента было бы  интересно провести простейший опыт кренования  какого-либо судна на базе корпуса МСП111  на предмет  оценки актуального положения ЦТ.После чего, используя  уже оцифрованный корпус  можно было бы построить ДСО и сравнить элементы остойчивости с нормами допустим Правил ГИМС.

 

Прикрепленные изображения

  • 1 Амплитуда РРР 2008  c учётом расчёта килей.jpg
  • 2 Диаграммы статической и динамической остойчивости МСП111.jpg
  • 3 Основной критерий РРР 2008.jpg

  • 2

#116 Байкал 71

Байкал 71

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 479 сообщений
  • Из:г.Иркутск
  • Судно: различн
  • Название: Мария

Отправлено 04 мая 2016 - 05:24

Остойчивость судов менее 24 метров по критерию погоды не проверяется ни по вышеозначенным Рекомендациям, ни по Правилам  РМР. Другое дело Речной регистр.В соответствии  с «Временным руководством по классификации и освидетельствованию маломерных судов Р.040-2013» остойчивость судов до 20 метров (п.2.8) должна соответствовать «Правилам классификации и постройки судов внутреннего плавания (ПСВП)».   Поэтому определённый интерес представляла  попытка  проверки  бота  с учётом парусности надстройки по основному критерию для судов класса «О» по ПСВП2008,т.2,ч.1.п.12. Остойчивость судна считается достаточной, если  оно при плавании на волнении выдерживает динамически приложенное давление ветра, т.е. соблюдается условие  Мкр<Мдоп.Результаты расчёта моментов по предельному  углу крена, за который принят  угол заливания показывают (см.Таблицы и ДДО), что это условие выполняется с запасом по остойчивости k=Мдоп/Мкр.= 3,1.   Таким образом в рамках принятых  допущений  большинство элементов  остойчивости мотобота  МСП111, включая  основной критерий соответствуют нормам.Однако это справедливо лишь для базового образца.При перестройке изменится возвышение ЦТ, а соответственно  МЦВ и ДСО. В какую сторону неизвестно.Поэтому исключительно в качестве любительского эксперимента было бы  интересно провести простейший опыт кренования  какого-либо судна на базе корпуса МСП111  на предмет  оценки актуального положения ЦТ.После чего, используя  уже оцифрованный корпус  можно было бы построить ДСО и сравнить элементы остойчивости с нормами допустим Правил ГИМС.

Можно посмотреть нормы остойчивости по ГИМС?

зы

Посчитайте любую баржу, интересно очень что получится.


Сообщение отредактировал Байкал 71: 04 мая 2016 - 05:28

  • 0

#117 Wt_Terpi

Wt_Terpi

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 1 214 сообщений
  • Из:С. Петербург

Отправлено 04 мая 2016 - 11:32

Можно посмотреть нормы остойчивости по ГИМС?

Конечно можно, но боюсь Вам не понравятся, скачайте технический регламент таможенного союза, там ближе к концу будет табличка - Приложение №2, стр. 20, в ней нормы.

Некие, уж извините какие дадены :) зы. 


  • 0

#118 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 06 мая 2016 - 04:54

Сведём здесь неоторые нормативные  документы и примеры, регламентирующие безопасность маломерных судов поднадзорных ГИМС, в частности остойчивость:

 

1.«Временные правила классификации и технические требования к прогулочным и иным судам, поднадзорных  ГИМС № 42г от 28.06.2001».

 

2.Упомянутый выше  Wt_Terpi «Технический регламент таможенного союза  о безопасности маломерных судов  ТР ТС 026/2012». Выдержка  из требований безопасности к  палубным маломерным  судам  по критериям остойчивости на скрине

 

3.Требования к прогулочным судам  длиной преим. 3-5,5м изложены в  ГОСТ 19105-79 «Суда прогулочные гребные и моторные .Типы,параметры и общие технические требования».Начальная остойчивость проверяется тестом на смещение нагрузки (см.скрин).

 

4.Сама методика (тест) испытаний на смещение нагрузки приведена  в ГОСТ19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные.Методы испытаний».

 

Образцы расчётов и  сведений об остойчивости и проч. маломерного судна  поднадзорного ГИМС  приведены по ссылке:  

 

http://forum.katera....-boat-malstrom/

 

Тест на смещение нагрузки объёмнокилевого катера «Мальстрём по  ГОСТ 19105-79 дополнен  диаграммой статической остойчивости для двух загрузок,  выполненной в программе  Rhinoceros  и  действительной  до погружения планширя в воду (угол затопления).Кроме того приведены примеры посадки корпуса и графического определения плеча остойчивости при разных углах крена.

Прикрепленные изображения

  • 1 О безопасности маломерных судов.jpg
  • 2 Выдержка из ГОСТ.jpg
  • 3 ДСО катера Мальстрём.jpg
  • 4 Посадка при разных углах крена.jpg

Сообщение отредактировал gmdss: 06 мая 2016 - 05:18

  • 2

#119 weeFOX

weeFOX

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 373 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: траулерная яхта
  • Название: Малая лиса

Отправлено 06 мая 2016 - 11:22

Спасибо.

А вот кто как читает Техрегламент: - Для 0-3 категории плаванья требование к плечу остойчивости есть или нет?


  • 0

#120 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 06 мая 2016 - 23:54

 

А вот кто как читает Техрегламент: - Для 0-3 категории плаванья требование к плечу остойчивости есть или нет?

 

 

А Бог его знает,тоже заметил этот парадокс.Формально действительно выходит  так , что плечи ост. судов для 0-III кат. плавания не регламентированы. Конкретной цифры-то нет.Остаётся  лишь предполагать, что они имели ввиду,когда состовляли текст.Для сравнения - по «Правилам  класс. и постр. малых прогулочных судов РМР»  п.2.4.1.1. макс. плечо ДСО должно быть не менее 0,25м пр угле крена =>30 градусов.


Сообщение отредактировал gmdss: 06 мая 2016 - 23:57

  • 2

#121 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 28 мая 2016 - 03:11

В сообщении  #115  была сделана  попытка проверки остойчивости промыслового бота МСП111 по т.н. основному критерию при динамически приложенном давлении ветра по Правилам РРР ПСВП2008,т.2,ч.1.п.12 с применением ДДО. Правила эти вроде бы пока ещё никто не отменял,однако к сожалению мне неизвестен какой-либо софт для  вычисления амплитуды, а также крен. и доп.  моментов по  Правилам РРР. Посему   вычисления выполнялись вручную, в т.ч. расчёт центра и площади парусности.

 

Однако  после установки родственной FreeShip+, но более продвинутой программы Delftship Professional 4.03 появилась возможность в частности программного расчёта  парусности.При этом в работе  с  DP опирался на пост # 96 (тема Maxsurf) и др. весьма информативные сообщения rabah.Как видно симпатичная программа позволяет наложить  фоновый рисунок (в данном случае  рыболовного бота с кормовой платформой МСП111)  на контур корпуса и оперативно получить изображение и параметры составных частей надводного силуэта судна.Причём можно задать любую осадку и сразу определить соответствующие  значения центра и площади парусности.

 

Кроме того с применением DP удалось подтвердить  правильность опубликованных ранее в сообщ. #115  параметров парусности  для случая полного водоизмещения МСП111 (12,9 м3, осадка 0,87м). Площадь парусности (м2) расчёт/ DP = 19,5/19,483,центр парусности над ОЛ (м)  соответственно 1,74/1,760.Как видно параметры практ. идентичны и вносить изменения в бывш. расчёты не требуется.Таким образом Delftship Pro является ценным дополнением к ArhimedesMB/ FreeShip+  для дальнейших расчётов по статике малых судов.

Прикрепленные изображения

  • 1 Фоновый чертёж  МСП111 в DelftShip.jpg
  • 2 Парусность в DelftShip.jpg

Сообщение отредактировал gmdss: 28 мая 2016 - 03:27

  • 4

#122 rabah

rabah

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 1 265 сообщений
  • Из:Русе-Болгария

Отправлено 29 мая 2016 - 18:16

Привет gmdss,

То что тебе неизвестен софт для расчета остойчивости и непотопляемости судов по Речному Регистру РФ, это не означает что его нет.

Вот Сертификат об одобрении Речного Регистра для русской программы Sea Hydro /см. файл/. На следующий файл видны Navigation area- все навигационные районы речного, морского и смешанного плавания.

Вот еще и три файлы с информацию о приложении русской программы Диалог-Статик при модернизации буксира от класс О-ПР 2,0 на М-СП 3,5 Речного Регистра. Сертификат об одобрении Диалог-Статик -  от 04 августа 2008 года.

Кроме того есть и еще одно важное обстоятельство.

Кроме Правила Речного Регистра РФ /у меня есть 2008г/ есть и Правила РМРС- Санкт-Петербург, 2012: „Правила Классификации и постройки судов внутреннего плавания /для Европейских внутренних водных путей/”.

Если я был на твоем месте сделал бы следующее /конечно если принимаешь мой совет/:

1. Выбрал бы какую ни будь модель – речного или смешанного плавания.

2. Сделал бы расчет остойчивости вручную при полном водоизмещении в два раза

-   Однажды как судно эксплуатируемое в русских условиях

-   Во второй- в Европейских водохранилищах

Но обрати внимания- при одна и та же высота волны, требуемой по задании для соответствующего класса или зону плавания.

Одним словом при одинаковой давление ветра.

3. Повторил бы расчет на этот раз на Maxsurf Stability. Там есть возможность автоматически вычислить угол качки на волнение и заменить давление ветра – вместо 504 Pa для море поставить меньшую величину для реки согласно Правилам Классификационной организации /см файлы на Maxsurf Stability/.

 

Если в результатов расчета получаются ничтожно маленькие разницы, которые можно пренебречь, то это будет сильный аргумент убедить Речного Регистра одобрить софт Maxsurf Stability для речных судов.

Честно говоря я до сих пор не видел Сертификат  Речного Регистра об одобрении Maxsurf Stability. Знаю только о Морского Регистра.

 

После этих расчетов я конечно никогда не тратил бы время для ручных счетов остойчивости, даже если они будут только для угла качки.

Новые технологии уже стучат  на двери и всем специалистам ясно что ручной способ уже устарел и появляются более прогресивные методы.

 

инж. Размик Бахарян

Sertificat.jpg 2016-05-29.png Главные размерения буксира.jpg Переоборудование буксира.jpg Расчет остойчивости буксира.jpg Pilot vessel 16,5m-IMO roll back angle.jpg


Сообщение отредактировал rabah: 29 мая 2016 - 18:35

  • 4

#123 rabah

rabah

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 1 265 сообщений
  • Из:Русе-Болгария

Отправлено 29 мая 2016 - 18:54

Привет gdmss,

Продолжение загрузки файлов...

инж.Размик Бахарян

Pilot vessel 16,5m-Criteria.jpg Sertificat_1.jpg


  • 4

#124 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 30 мая 2016 - 05:20

Приветствую в этой теме rabah,

 

из весьма аргументированного ответа на мой вопрос следует, что программы Sea Hydro и Диалог-Статик сертифицированы  РРР и инж. профильных Бюро выполняют с их помощью в т.ч. расчёты амплитуды качки, а также  крен. и доп. моментов по Правилам РРР.Понятно также,что этих программ у меня пока нет,поэтому считал вручную.Хотя истины ради замечу,что в данном конкретном случае, для этих простых расчётов кроме калькулятора и Excel  программа в принципе не очень то и нужна.Берёшь простейшие формулы,подставляешь коэффициенты,площади килей и следуешь указаниям Регистра.Порой это даже необходимо,так как позволяет понять суть расчёта, которая теряется при использовании программ.И тем не менее при наличии, конечно надо использовать подходящий софт.

 

Сейчас я как раз неспешно корректирую  небольшой расчёт элементов остойчивости МСП 111 в Maxsurf Stability  и попутно может быть действительно  попытаюсь с помощью приложенных скринов  Maxsurf сравнить расчётную амплитуду качки в адекватных зональных и ветроволновых условиях плавания  (см. сообщ. # 115).Хотя на самом деле, уж коли здесь рассматривается статика малых судов преим. подведомственных РРР,  надо бы раздобыть эту самую Sea Hydro.

 

Но европейские воды мы пока оставим,мне бы с отечественными разобраться.Кстати вчера был в Кёльне,заодно покатался на кораблике по Рейну,совсем не качает,тишь да гладь,ну и конечно повсюду видны буксиры-толкачи с баржами :)

 

P.S. На скринах не обнаружил  анонсированный Сертификат об одобрении Диалог-Статик -  от 04 августа 2008 года

Прикрепленные изображения

  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg

Сообщение отредактировал gmdss: 30 мая 2016 - 06:18

  • 3

#125 rabah

rabah

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 1 265 сообщений
  • Из:Русе-Болгария

Отправлено 30 мая 2016 - 10:18

Здравствуй gmdss,

Раз упоминал река Рейн, вот еще полезная информация. Голландцы добавили в свою Delftship Professional в списке критериях об расчете остойчивости кроме IMO /Международный код/ также и критерии для речных судов, плавающих по река Рейн - давление ветра 40 kg/m^2 /см скрин/. Я проверил принадлежность к зону плавания – оказалось что она одинаковая с реки Дунай.

инж. Размик Бахарян

Push boat 1540hp-Criteria for river Rein.jpg


Сообщение отредактировал rabah: 30 мая 2016 - 10:20

  • 2



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей