Тема является ответвлением от параллельной/профильной: http://forum.katera....na-lodke/page-3 Основную информацию и внешний вид уже выкладывал в сообщениях #62 и 68.
Предпосылкой создания был поход 2013 г. по Северной Норвегии, когда несколько дней погода ясно дала понять, что к тамошним условиям готовиться надо тщательнее (отчёт в форуме). Обогреватель был закончен и испытан «на стенде» в январе 2014 г., но ввиду очевидных финансово-политических причин, со «скандинавщиной» пришлось расстаться (надеюсь, временно), а на Ладогу в 2014 г. его брать никакого резона не было. Зато в этом году взял обогреватель на Белое море (отчёт в форуме), где использовал четыре или пять ночей (от Лямцы до Анзера). За исключением совершенно неожиданного момента, связанного с поджигом (позже «разверну»), всё работало отлично.
-----------------------------------------------------------
В техническом задании на изготовление, были следующие главные пункты:
- обогреватель должен работать именно от туристических баллончиков (цанговых или резьбовых; со смесью «пропан – бутан – изобутан»). Такие баллончики я давно уже беру для плитки на камбузе. Работа от больших баллонов – не исключено, но в перспективе. Другие виды топлива рассматривались, но: на бензине опасно; на дизтопливе или керосине лично мне некомфортно (прольётся в деревянном судне – вечный запах); спирт – экзотика и третий вид топлива на борту (многовато), да и как с ним пересекать границы – не знаю.
-обогреватель должен быть легко извлекаем из судна; в рабочем положении находиться под кокпитом (ограничение по высоте) и направлять струю тёплого воздуха вдоль пола каюты
- примерная тепловая мощность, которую он должен выдавать в течении ночи, предполагалась около 300 Вт, т.к. именно с электронагревателем такой мощности (без вентилятора!) я уже ночевал в яхте, когда находился в своем клубе и мне было комфортно при том, что на улице было +5° и 100% влажности. Худшие условия не рассматривались, по крайней мере мною.
- вентилятор был обязательным условием, что очевидно, т.к. с ним КПД возрастает, а габариты снижаются. Кроме того, с "правильным" вентилятором можно быстрее удалять влажный воздух из каюты при просушке одежды
- выхлопные газы должны удаляться наружу (это для тех, кто захочет накидать сюда ссылок на керамические обогреватели)
У меня было три примера похожих устройств: промышленные «насадки» на газовую плитку, информацию о которых предоставлил Александр (alk68), один по этой ссылке: http://www.pan2000.s...lish/index.html, второй рассматривается в
файле ниже и обогреватель, изготовленный Ильей Лукомским (технически грамотный отчёт здесь: http://gik.fordak.ru...p?topic=1509.20).
Проанализировав готовые конструкции, а так же доступные материалы, принял следующие принципиальные решения:
- отказаться от готовых конструкций
- делать полноценный воздушно-воздушный теплообменник с медными трубками внутри
- подобрать такой диаметр трубок, чтобы была возможность заменить хотя бы их нижний ряд на трубки из нержавейки (16 мм), если медные вдруг прогорят
- дабы снимать тепло так же и со стенок теплообменника, сами стенки сделать из радиаторов для РЭА, что ощутимо увеличит площадь поверхности теплопередачи
- газовую горелку (плитку) максимально унифицировать с той, которая у меня на камбузе (по сути – они одинаковые)
- поджиг делать от пьезоэлемента, но не не штатного, а более простого и распространённого – из хозяйственного магазина; поджиг от трансформатора – только в перспективе, да уже и не надо...
------------------------------------------------------------------------------
Теплообменник (размеры внутри: длина 150 мм, ширина и высота - 116 мм).
Стандартные узлы/материалы:
- медные трубки от систем кондиционирования диаметрами 5/8” (28 шт.) и 3/8” дюйма (6 шт.) с толщиной стенки менее миллиметра;
- вот эти радиаторы (http://platan.ru/cgi...pl/id=125355544) – 3 шт.; сечение там же на странице внизу, по ссылке; основное достоинство – крепёжные "каналы", позволяюшие соединять радиаторы с торцевыми элементами теплообменника
- листовые: АМг, толщиной 1 мм; дюраль, толщиной 6 мм
- стальные стержни d=2,5 мм
- крепёж М2, М 2,5, М3
- уголки из АД-31
- высокотемпературный герметик
Фото:
- детали теплообменника перед сборкой
- трубки, развальцованные с одного конца
- стержни для сборки (бывшие электроды 2,5 мм с резьбой на обоих концах)
- разрезанный радиатор для верхней стенки теплообменника; две половинки соединены прямоугольным каналом дымохода; внутри скруглены фаски для улучшения выхода дымовых газов
- один из двух боковых радиаторов со втулками под внешний кожух (далее)
- одна из двух торцевых деталей (крупно); отверстия под трубки в шахматном порядке; конус- наружу
- соединение «всухую» боковой и верхней стенки
- стенки собраны; у боковых стенок чуть срезал пластины и сузил конструкцию к верху – для красоты
- в радиаторы вставлены стержни
- всё готово для закрепления торцевых стенок
- нанесён герметик под торцевые стены
- одна из стенок установлена
- дополнительно наношу герметик снаружи
- излишки герметика снимаю ватными палочками
- корпус теплообменника собран, вид внутрь
- начинаю вставлять трубки; ввиду мягкости меди, зазора между стенкой и трубки удалось избежать: если застревает - продавливаю
- 6 фото: постепенно вставляю все трубки (со стороны вентилятора); лишний герметик снимаю
- три фото другой торцевой стенки; можно было бы тоже развальцевать трубки, но оставалась вероятность их замены ( в т.ч. на нержавеющие), поэтому пока не стал и в фаски залил герметик.
Общая поверхность теплообмена: только на трубках – 21 кв. дм, а на радиаторах – даже не считал.
- одна из моделей обогревателя из КиЯ