Уважаемые коллеги,
навстречу пожеланиям некоторых форумчан выкладываю
свой рассказ о черногорской практике.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Опять же, не все изложенные события соответствуют фактам. Присутствуют некоторые отступления (описание
людей, мест и истории акватории), не связанные с морской практикой.
1.
Большой черно-белый кот, вальяжно развалившийся на нагретом солнцем каменном пирсе, с безразличием наблюдал за швартовкой яхты Бенету 34. Швартовались втроем: рулевой и два матроса. Действовали в общем грамотно и правильно, но немного суетливо и чувствовалась легкая нервозность. Да, похоже что это начинающие «морские волки». Стало быть, мои товарищи по экипажу на ближайшие две недели.
Допив ледяную кока-колу и поставив на столик запотевший стакан, я покинул кафе марины и направился к яхте.
- Добар дан, другови, - поздоровался я на чистом сербском.
Но футболка с символикой Российской федерации парусного спорта выдала меня с головой. Все понимающе закивали.
Быстро выяснилось, что это на самом деле другая учебная группа, а мне предстоит дождаться своего коллегу, который еще на пути из Тивата.
Да, это она – удивительная страна Черногория, про которую Владимир Высоцкий сказал: «Мне одного рожденья мало - расти бы мне из двух корней… Жаль, Черногория не стала второю родиной моей». А город ленивых котов, летних ресторанчиков, пляжей и яхт – это Бар.
Уж коль выдалось свободное время, я решил посвятить его знакомству с яхтами, которыми располагала школа. Помимо уже упомянутой новенькой Бенету 34, рядом у причала кормой были пришвартованы Бенету 36, которой на вид было лет десять и Бенету 43 постарше. Ветеран 43-й удивил своим свежим на вид тиковым покрытием кокпита и палубы. Обычно тик приобретает серый «трупный» цвет уже после первого сезона эксплуатации, а этот был как новый, несмотря на возраст яхты. Мысль о том, что в яхтенных школах на лодках меняют тиковое покрытие, показалась мне просто невероятной. Но, подойдя поближе, я увидел, что это не тик, а стилизованный под тик пластик.
Другая яхта, Бенету 36 показалась мне более интересной в плане парусного вооружения. Мачта была повыше, чем у ее «коллег» по размеру корпуса, а гик закреплен ниже, что дало возможность увеличить площадь грота. И самая интересная деталь: в кокпите ближе к корме, перпендикулярно диаметральной плоскости яхты, закреплена рама. На раме размещен ползун, к которому крепится гика-шкот. Выполнена эта конструкция была явно для тонкой настройки основного паруса. В то же время силуэт и форма корпуса яхты были явно не гоночными, а круизными.. Такой вот гоночно-круизный гибрид.
Мое исследование флота школы были прерваны инструктором:
- Пока делать нечего, сходи в турагенство, заплати туристический налог, - сказал он, - да, и за одно зайди еще в яхт-магазинчик тут рядом, купи кусок троса узлы вязать.
Уж не стал я ему заявлять, что знаю эти узлы давным-давно, и вязать их могу с закрытыми глазами. Программа есть программа, дисциплина есть дисциплина. А тут еще и время незаметно подвело к обеду, что давало шанс оценить местную кухню.
Как мне объяснили, туристический налог можно заплатить в любом турагенстве, достаточно показать паспорт. Фамилию гостя заносят в электронную систему и полноту уплаты налога аккуратно проверяют на таможне при выезде.
2.
Мне осталось только переодеться в одежды, более соответствующие тридцатиградусной жаре и отправиться в путь. Ближайшая турфирма была рядом, в полсотне метров от выхода из марины. Открыв стеклянную дверь, завешенную экскурсионными рекламными плакатиками, я попал внутрь. Помещение было довольно тесным, не больше восьми квадратных метров. И стойка, за которой сидела довольно симпатичная служащая агенства.
[color=rgb(0,0,255);][censorship is imposed on political expressions][/color]
Магазинчик яхтенных принадлежностей расположился здесь же, на набережной. Такие же стеклянные двери, только без рекламы. Бухты с канатами разных цветов, материала и сечения висели прямо у входа. Я подозвал жестом хозяина.
- Мне бы вот этот, маленький кусок, только для тренировки на узлах, - попросил я по-английски.
- Хорошо, метр хватит? – отозвался он на русском с небольшим акцентом.
- Хватит, конечно,- я полез за деньгами.
- Не нужно, - был ответ,- мало стоит.
Отрезав метр бело-зеленого канатика услужливый хозяин прижег его края специальным паяльником и протянул мне:
- Пожалуйста.
Все поручения выполнены, можно было подумать и о хлебе насущном. Пока я шел к главной улице городка, подумалось: вот у нас в России частный сектор существует уже три десятка лет. А повел бы себя кто-нибудь из наших торговцев так, как этот хозяин яхт-магазинчика? Нет, не повел бы.
По обе стороны главного «проспекта» Бара, как и в любом курортном городке, один к одному жались маленькие магазины и летние ресторанчики. Полно вывесок на русском. Пройдя метров триста по аллее, я приметил ресторан с большой открытой террасой и скатертями на столах. Посетителей было очень мало, наплыв гостей стоило ждать ближе к вечеру. Сев за стол, я стал ждать официанта.
Молодой парень лет 20-25 появился примерно через пять минут. Заказав уху (которая у них называется «рыбным супом», ризотто и пиво, я откинулся на спинку скамьи.
Увидев в этот момент мой наряд, он широко улыбнулся и сказал:
- Хорошая футболка….
Вот такая международная изоляция.
3.
Мой компаньон, которого звали Максим, прибыл во второй половине дня. Известие о том, что нас будет всего двое в экипаже, его очень обрадовало. Ну еще бы: платил за койко-место в каюте, а получил в распоряжение целую каюту. Не стал я его раньше времени огорчать, и сообщать, что работа в экипаже в сокращенном составе имеет и некоторые отрицательные стороны. Отдельная каюта – это, конечно, замечательно. Только вот нагрузку, рассчитанную в походе или при занятиях швартовками на четверых, придется тоже делить только на двоих. И это будет длиться не 2-3 дня, а две недели. После такого «отпуска» вернешься домой не в самом лучшем и свежем виде.
Он в полной мере оценил всё это впоследствии, а пока я повел его тем же путем, который сам прошел в полдень: сначала турагенство, потом яхт-магазинчик.
Бар начинал понемногу оживать. Народ возвращался с пляжей и экскурсий, заполняя местные увеселительные заведения. После того как спала жара, на причале появились рыбаки. Один из них, мужчина лет сорока пяти – пятидесяти, проводил нас долгим и внимательным взглядом. То, что дело опять в «путинской» футболке, догадаться было несложно.
- Брат! – услышали мы вслед, когда уже прошли мимо.
Оглядываться не стали: ну мало ли к кому он обращается. Может один других из рыбаков – его брат.
- Путин! - раздался тот же голос.
Ну теперь уж сомнений не осталось. По долгу вежливости нужно было остановиться и повернуться. Он подошел. Последовало крепкое рукопожатие.
- Вернешься – привет передавай, - сказал он по-русски с акцентом, показывая пальцем на мою футболку.
- Хорошо, - серьезно ответил я, - как только увижу – сразу передам.
После чего мы продолжили путь.
- Да уж… Ничего не скажешь, сильный бренд, - прокомментировал Максим.
По возвращению на причал инструктор сообщил нам, что первую неделю нашей яхтой будет Бенету 34, на вторую - пересядем на «гоночную» Бенету 36. Кроме того, на следующий день по прогнозу погоды ожидается неплохой ветер, поэтому, чтобы не терять шанс, выходим в море и идем в Котор.
С дефицитом ветра я столкнулся впервые. У побережья Турции в районе Мармариса, который считается средиземноморской яхтенной столицей, летом дуют стабильные западные и северо-западные ветра. Конечно, их сила различается в зависимости от времени суток. Но полный штиль в тех местах – явление крайне редкое. Не говорю уже про Балтику, где штилевой погоды практически не бывает. А здесь, у берегов Черногории и Хорватии, штили или очень слабые ветра летом – явление обычное. И парусные яхты довольно часто ходят под двигателем. Поэтому многие называют Адриатику «дизельным морем».
Насколько правдиво это довольно неприятное прозвище мне и предстояло узнать в ближайшие две недели.
Сгоняв еще раз в город, в местный продуктовый супермаркет (благо, он был недалеко) и затарившись едой и бутылированной водой мы расположились в кокпите теперь уже нашей яхты.
Солнце зашло, яхты зажгли стояночные огни. В городе загремели дискотеки и засверкала цветомузыка. Говорят, что бесконечно долго можно смотреть на огонь, дорогу и то, как другие работают… А я бы смотрел и смотрел на ночную яхтенную стоянку, где наши парусные пилигримы, отдыхая от ветра и волн, соревнуются между собой в красоте и изяществе форм. А их огоньки зовут в путешествия к опасностям и приключениям, к настоящей жизни, прочь от офисной тягомотины, скучного и нудного прозябания «по месту жительства».