Недавно ознакомился с неопубликованными отчетами коллеги Navy.
На мой взгляд, такие вещи должны быть достоянием общественности, поэтому выкладываю здесь.
Предвосхищая ставшую обычной, к сожалению, практику,
предупреждаю что попытки какой либо критики будут игнорироваться.
Не нравится, - будьте добры в другую тему.
Это только для ценителей.
Трансатлантика - 2: По обе стороны океана. 2011 год
План
1. Западная Атлантика: Вдоль океана.
2. Восточная Атлантика: яхт-клуб ВМФ.
Яхта после гонки «Джестер Челендж – 2010» осталась в Америке, визу американцы дали на 2 года. Глупо было не воспользоваться такой обстановкой и не посмотреть на тамошнее побережье, страну и людей.
Экипаж был сформирован как полагается: капитан и все остальные. Из-за сокращенного состава в два человека должность «все остальные» достались сыну, вполне взрослому, но немного младше меня. В дальнейшем он так и будет называться «Младшим» поскольку по стечению жизненных обстоятельств все члены команды имели одинаковое имя и фамилию.
План был прост: Пройти вдоль всего восточного побережья Америки с севера на юг до Багамских островов.
Эти острова имели совершен абстрактное значение, главным образом надо было подняться до уровня попугая Кешы из известного мультика: «Богамы, Богамы…, были мы на ваших багамах, а нам и здесь хорошо».
Однако, такая миссия была невыполнима. С учетом господствующих встречных ветров и Гольфстрима (тоже встречного) за две недели отпуска, расстояние в 1200 миль в океане на 8-метровой лодке пройти было невозможно. Нет, принципиально, наверное, и можно, но не нужно. При «гоночном» ритме движения кроме воды мы ничего бы не увидели. А для того, чтобы просто посмотреть на воду, не обязательно было лететь через океан. Проще наклеить фотообои с пальмой на стенку ванны, развести в ней кило соли и на две недели усесться там, периодически жуя консервы и посылая родственникам СМСки, о том, как преодолеваются тобой же созданные трудности. Поэтому план сократился до реального, остался кусочек маршрута от Ньюпорта (250 км севернее Нью-Йорка) до Норфолка (300 км южнее Вашингтона). Резерв для сокращенного варианта – город Аннаполис, расположенный недалеко от Вашингтона.
Как обычно наметили и основные «точки впечатлений»: Нью-Йорк и Вашингтон, со стоянками, достаточными для получения этих впечатлений.
С Нью-Йорком было проще – он располагается на берегу моря. В него можно попасть либо проливом Ист-Айленд (это где находится знаменитый Бруклинский мост), или зайти прямо с Атлантического океана. Вашингтон такого счастья не заслужил и поделом. Это город для работы, а не для развлечений. Там находится все правительство США. Работы ему не много, поскольку и законов-то там не много. Как приняли Конституцию 200 лет назад, так и не меняли. У нас-то с этим интереснее. Что ни день – то новый закон. Можно запудрить мозги любому гражданину, не закончившему вчера юр. фак МГУ. Исключение составляют ученики СПбГУ, учившиеся на одном курсе с ДАМом, либо работавшие по специфическому профилю деятельности ВВП (надеюсь, сокращения всем понятны). .Им знать много не надо, и так повезло.
Впрочем, это наше отличие от Америки на плавании не сказалось.
Перелет на другой континент занял по времени в 100 раз меньше чем переход Колумба (примерно 10 часов вместо 2-х месяцев). Дело конечно не во времени, а в знании маршрута. Уважаемый Христофор шел по нему в первый раз, без эхолота и ДжПСа и ему было конечно труднее, чем летчику американской компании «Дельта». Хотя терзают меня смутные сомнения, что какая-никакая карта у Колумба была, и опыт предыдущих плаваний он наверняка использовал. Аргументы не научные, а опытные: его маршрут и время путешествия совершенно случайно были выбраны идеально. Шел великий мореплаватель точно по пассатам и строго в период, когда отсутствует штормы, тропические ураганы и прочая напасть. Нынче ежегодно в ноябре с Канарских островов по тому же маршруту стартует трансатлантическое ралли для пионеров и пенсионеров – регата ARC. Эта пересечение Атлантики для удовольствия в хорошую погоду с попутным пассатом за 14-20 дней в зависимости от длины яхты.
Ну, то, что Колумб карты достал - тоже молодец, они тогда в магазинах не продавались, дефицит. А умение добыть хорошую карту – один из признаков хорошего мореплавателя.
Вылетели на 1 час позже, прибыли во время. Каким образом летчик это сделал неведомо, но приоритет точности полетов перед экономией топлива явный.
Америка встретила исключительной доброжелательностью официальных лиц:
Во-первых, иммиграционный офицер афроамериканского происхождения, увидев, как мы мучаемся с заполнением въездных иммиграционных карт, предложил свою помощь и заполнил их за нас.
Во-вторых, пока ехали на арендованной машинке из аэропорта в Ньюпорт, пронесся небольшой ураганчик, называемый здесь «харрикиеном», естественно поломал ветки и пару деревьев. В 4 часа утра возле каждого поваленного дерева, упавшего на дорогу стояла полицейская машина, моргавшая своей цветомузыкой. Вежливый полицейский предупреждал лихачей, мол, осторожно, объезжай препятствие по обочине и дуй куда хочешь. При этом подробно объяснил нам куда ехать, не проверив ни единого документа и ничего не спросив из нашей личной жизни и богатой биографии.
В-третьих, исключительно дружелюбный прием Ньюпортского клуба. Настолько хороший, что требует отдельного описания. Поскольку я был в этом клубе в 2010 году, то знакомые лица встречались часто. Командор клуба сейчас сменился. У них таковое должностное лицо меняется каждые два года несмотря на заслуги и искусство управления. Закон суров, но толков. Обязательная смена исключает все интриги против действующего руководителя и позволяет не стоять на месте. Новый начальник приболел, а вот Норман, командор клуба 2009-2010 года, оказался на месте.
Им была организована официально-неофициальная встреча с участием напитков в зависимости от возраста и состояния здоровья участников встречи. Судя по тому, что я попал в компанию виски с содовой, то меня классифицировали как здорового. Младшему достался только апельсиновый сок.
Вице-командор имел навыки экстрасенса, поэтому правильно оценил наше финансовое состояние и невысказанное желание и предоставил два дня стоянки в клубе бесплатно (одним я воспользовался). Для понимания глубины и широты такого решения могу пояснить, что стоянка в клубе для моей яхты обходится в 116 долларов в сутки. Такие расценки вполне объяснимы, поскольку метрах в 300 меня стояли: небезызвестный «Мальтийский сокол» - самый современная и технически навороченный парусник наших дней, и не менее известная «Пума» - участница гонок вокруг света. По вечерам на стенке около этих яхт мельтешил народ в клубных пиджаках и белых штанах. Этот был тусняк не членов Ньюпортского клуба, но клубных дух там был налицо. Скорее всего их объединял журнал «Форбс» со своим отдельным списком простых людей. У нашего экипажа это вызывало только положительные эмоции, поскольку всякой шпане вроде нас никто не мешал прогуливаться вдоль их яхт, а девушки в белых шортиках и темных клубных пиджачках было дивно хороши. Жалко, что мы с собой пиджаков не взяли…
После уточнения нашего маршрута получилось два океанских этапа (выход из Ньюпорта и район Атлантик-сити) и три «озерных» (полив Лонг-айленд, Делаверский и Чесапикский заливы). Норман по моим вопросам и предварительной прокладке, нанесенной на генеральной карте ВМФ СССР, понял, что дело серьезное, что я опять собрался топать на небольшой лодке по незнакомому и не совсем простому маршруту и что это произойдет вне зависимости от результатов выборов в конгресс и индекса Доу-Джонсона на бирже. Международное морское товарищество привело к тому, что дополнительный инструктаж я прошел у него дома. Вышли мы от Норманна и его супруги Даяны с пониманием куда в голове и со сборником подробных планов прибрежных участков от Ньюпорта до Нью-Йорка под мышкой . Планы были к месту, потому что и карта ВМФ СССР и Гарминовский «Блу Чат Атлантик» (электронная карта в ДжПСе) заканчивались прямо перед Нью-Йорк – Сити. Что там было такое секретное, не известно, но информации на местном планшетике было явно больше.
Сама яхта ждала нас на берегу в маленьком поселке Портсмут в 20 км от Ньюпорта. Стоянка была хороша (с душем), состояние яхты – не очень. На стоянке работало слишком много служивого народу, в результате чего конкретно за нашу яхту никто не отвечал. Заказанные, но не оплаченные работы (замена такелажа и по мелочам) были не выполнены, лебедки закисли, в трюме набралась дождевая вода. Финансового ущерба не было, поскольку предоплату я за работы не давал, но материальный ущерб был – аккумуляторная батарея залита водой и получила короткое замыкание. На подводной части форштевня была видна зазубрина – след столкновения с бревном в океане. Также не заделана. Все это было высказано старшему менеджеру, который ничего толкового в свое оправдание сказать не мог. Результат компромисса – стоимость работ по заделке зазубрины, работе крана и установке мачты была снижена на 100 долларов в мою пользу. Плюс одна бесплатная ночевка на месте хранения яхты, пока просыхал ремонтный материал на форштевне. Осмотр такелажа показал, что он пока в хорошем состоянии. Видимых причин для его замены не было. Однако, маршрут проходил вдоль берега и в случае обрыва вант можно было поднять упавшую мачту из-за борта и под мотором дойти до ближайшее стоянки. Поэтому решили оставить старый такелаж, проверенный океаном.
Ньюпорт был хорош. В последнее время стало модным отдыхать и работать в нем девчонкам из Челябинска, поэтому зайдя в кафе или в магазин лучше сразу говорить по-русски с высокой вероятностью получения адекватного ответа.
Один из сотрудников яхт-клуба спросил про Виктора Языкова – нашего знаменитого океанского гонщика. Я знал, что сейчас он идет вокруг света на своей «Дочери Ветра», но в своем стиле – без шумихи и рекламы, поэтому подробности пояснить не мог.
Хорошего понемножку, пора было выходить на 1-й океанский этап: Ньюпорт - Нью-Лондон. Прогноз погоды был как прогноз. Немного ветра, солнце и дождик вперемешку.
Акклиматизация и сдвиг по времени 8 часов давали себя знать. Поспать удавалось только до 4 утра. Приходилось вставать, поскольку в России это было уже 2 часа дня, то есть в то время, когда просыпается уже вся творческая интеллигенция, и примкнувшие к ним безработные с Рублевки. Организм перестраивался еще дня три–четыре, что нельзя не учитывать, если хочешь быть здоров. То есть для выхода в серьезное океанское плавание (серьезное – например одиночное в зоне интенсивного судоходства при неблагоприятных погодных условиях) надо три дня стоять на месте, пить диетическую перси-колу, а также другие местные напитки, позволяющие адаптироваться под местную жизнь. И это не шутка. Представляю, как трудна акклиматизация для спортсменов, переезжающих на другой континент. Потенциальным спонсорам, женам и подругам надо это учитывать и не требовать в первые дни чего-то сверхвозможного. Ни в спортивном смысле, ни в личном…
После выхода из залива в океан сначала все было весело. Ветерок дул в нужном направлении, то есть сзади в корму (бакштаг), волны практически не было. Мы уж посчитали рекомендации Нормана по следующей ночевке излишней и решили потопать прямо в Нью-Йорк. Однако Океан дал нам понять, что надо относиться к нему серьезно даже при маленьких переходах.
Ветерок раздулся, волна поднялась. Ощутимо било в корму и под корму, короче в зад. В каюту спускаться уже не хотелось. Хотелось горячего чая, но старый термос вышел из строя, а новый не купили. Что-то делать на печке было невозможно – все с нее улетало. Завал-таль (страховочная оттяжка гика) была заведена, но это не помогло. Через 3 часа долбежки вылетело крепление гика к мачте, гик каким-то образом съехал вперед и страховка не помогла. Получилась классическая ошибка – непроизвольный поворот фордевинд. При таком повороте гик резко перелетает с борта на борт, и все что попадается на пути подравнивается им по высоте пролета. К счастью, в это время никто не изображал томную девушку в бикини, красиво изгибающуюся около мачты на фоне моря. Поэтому голова у рулевого находилась ниже линии движения гика и в качестве амортизатора не сработала. С одной стороны это хорошо – голова цела. С другой стороны – не очень, тормоза то нет. Пытались гик остановить его гика-шкоты, но силенок не хватило. Клац! – и каретка гика шкотов отделилась от яхты, стопора улетели за борт. Пришлось грот спускать и дальше топать под одним стакселем. Кстати скорость уменьшилась не на много, давно надо было грот срубить. Попутный шторм, особенно когда он нарастает медленно, легко прошляпить. Ветер-то попутный, скорость лодки из него вычитается, усиление не сразу адекватно оцениваешь.
Для передышки и оценки возможности ремонта залетели в ближайший порт - Нью-Лондон. Забавное сочетание городов Новой Англии – многие из них начинаются на «Нью» (…-порт, …-Лондон, …-Йорк). Этот участок побережья заселялся в основном представителями Великой Британии и история этой цивилизации понятна. Заход был в реку. Волна пригладилась. Нашли приличную стоянку. Дождь лил хороший, настроение после поломки не очень. Свободных мест в гавани навалом, ткнулись поглубже, чтобы волны было поменьше. Пошли узнавать стоимость стояки. Лучше бы этого не делать, опять расстроились. Потомки англичан попросили за нашу малышку 65 долларов, что никак не соответствовало моему понятию о себестоимости стоянки и прибавочной стоимости для кармана владельца. По-видимому, с нас хотели взять за все пустые места. Аргументы, что мы не можем пользоваться ихним нестандартным электричеством в 110 вольт и 60 герц и водой (своя есть), не подействовали. Наоборот, англо-американец разнервничался и предложил встать за 20 долларов на якорь на реке. По мне он нагло врал, река была не его, а общенародная, а поскольку я при покупке продуктов все время платил местный НДС, то значит и моя. Состояние этого американца было квалифицировано как атипичная шизофрения. Диагноз подтвердился после нашего предложения постоять 1 час и заплатить за него пропорционально 5 долларов 5 центов. Мужик разнервничался еще больше и побежал на причал смотреть, чтобы мы сразу ушли. Ливень был совсем приличный. Поступок местного аборигена был не моряцкий, не братский и не американский. Это единственное за все пребывание в Америке проявление не гостеприимства по законам моря подлежало наказанию. В виде орудия наказания был выбрана сама природа, тот же дождь, поскольку мужик по глупости прибежал в маечке. Мы неспешно одели накидные плащики и начали неторопливо готовиться к отходу. Очень неторопливо. Приготовление закончилось только тогда, когда клиент на берегу достиг нужной кондиции, стал похож на мокрую курицу и созрели все предпосылки к его насморку. Надеюсь, что ему это неплановый душ пошел впрок. Нас его состояние слегка утешило.
Америка реабилитировалась и вернула свою репутацию очень быстро. Буквально в 30 метрах напротив была стоянка яхт по проще. Более того, от нее несся запах вкусной и здоровой пищи. Стоимость за сутки там оказалась в 3 раза меньше, и соответствовала расчетам приведенном в «Капитале» Карла Маркса. Это он специально для яхтсменов написал, что при прибыли в 300% нет такого преступления, на которое не пошел бы жадный капиталист. «Мокрая курица» как раз была из этой книги. Нормальные американцы, узнав, в чем причина наших таких маневров под дождем, выдали в адрес жадного соседа тираду, в которой мы разобрали «осел» и еще про какого-то животное. Это совпало с наши впечатлением и новая стоянка сразу стала нравиться.
Кроме моральных аспектов этой стоянки был хорош еще и технический. Гавань закрывал железнодорожный мост. Точнее не закрывал, а открывал, поскольку поворачивался на оси на 90 градусов и основное время стоял открытый. Только при проходе поезда мост временно поворачивался, стыковал рельсы, пропускал поезд и опять открывался. Это был мост для яхтсменов, а не для РАО ЖД. Мелочь, а приятно.
На следующий день получил у хавен-мастера местный прогноз погоды. У меня на яхте с прошлого года остался учебник английского для моряков, так вот он этот прогноз расшифровать не смог. Ну понятно, что английский и американский разные языки, но не настолько же! То что мы в прогнозе расшифровали, давало на следующий день 70 % осадков.
По теории обратной вероятности это означало, что днем в течение 10 часов будет дождь, а оставшиеся 4 часа может быть и а может и не быть. Все таки решили идти, поскольку в море определяющим является ветер и волна, а никак не дождь, снег, али другая напасть, не дающая нормальным пацанам приобрести бронзовый загар.
Потопали вдоль наветренного берега пролива и угадали. Ветерок приличный, волны нет, тишь, гладь, благодать. 70% дождика вылилось где-то в другом месте. Нам его досталось всего на полчасика.
Поскольку ресторан на береговой стоянке в 6 утра был закрыт, то было необходимо готовить полноценный обед на ходу. Тут выяснилось, что необъяснимые силы природы (скорее всего – это я) после прибытия в прошлом году в Ньюпорт куда-то дели единственную кастрюльку. Скорее всего выкинули. Можно сказать, что обед накрылся медным тазом, но и такового прибора в хозяйстве не оказалось.
Из подручных материалов кастрюлька не получилась. Стеклянная глубокая тарелка, призванная ее заменить, взорвалась через минуту. Качка была небольшая, попытались сварить макароны в сковороде. Получилось очень неплохо. Не меняя посуды добавили масло и макароны их вареного состояния перешли в жареное. Красота!
После еды грех было не поработать (ну не мне же). Младший, как окончивший МВТУ им. Баумана приказом по яхте получил высокое звание командира электромеханической боевой части. Это звание было присвоено для того, чтобы послать его на бак чинить навигационные огни, которые гореть напрочь отказались. Не знаю, какой электрик был из товарища Баумана, мо училище его имени не подкачало. В течение 3 часов было найдено примерно 5 неисправностей, из-за которых огни гореть принципиально не могли. После из устранения они зажглись, но требовали контроля. Дорога к ночному Нью-Йорку была открыта. Конечно хорошо бы заходить в город отоспавшись, позавтракав и одевшись во фрак. Мы были слегка недоспавши, недоевши и не до бривши. К знакомству с великим городом явно не готовы.
Подошли к Нью-Йорку уже в темноте. Огни большого города были видны издалека. И также издалека было видна стоимость стоянки в нем, неподъемная для нас. Просуммировав все обстоятельства предприняли отработанный маневр – решили встать в пригороде. К 12 ночи ткнулись в небольшой городок. Он назывался «порт Вашингтон», не имел к столице США никакого отношения, и, как выяснилось уже на месте, имел несколько видов стоянок. С этого порта в Нью-Йорк шла железная дорога и была большая вероятность нормального сообщения с большим городом. Утром был отловлен коренной житель. Ну не самый коренной – не индеец, а из «новых американцев» с двухсотлетней историей. «Новый» был не в нашем смысле: без «мерседеса» и длинноногой блондинки. В 7 утра барышни еще или уже не было, а был вагончик, захламленный всяким барахлом и гамбургер, которым «новый» никак не выпускал из рук, боясь, что мы на него претендуем. Однако, пролетарский интернационализм взял верх над мелкобуржуазным желанием пожрать. Мистер «Смит» сдал нам весь расклад по стоянкам в этом городе. Где дорогие, а где дешевые. Пошли по его совету, но умудрились ошибиться. Кстати ошиблись мы не случайно – на самом дешевом причале швартовались плавучие домики, в которых стационарно с кондиционерами, телевизорами и собаками жила часть местного небогатого населения. Этот филиал Шанхая нас как-то не воодушевил. .В результате плутаний по причалам мы не попали на самый дешевый причал, но нашли не на самый дорогой – без душа и других удобств. Однако не все было так грустно. Секрет пользования душем через день сдали другие представители местного населения. Оказывается, на соседнем причале женский душ функционировал в дежурном режиме всю ночь, то есть был открыт нараспашку. Я так понял, что местные феминистки сначала отстояли свои права на равноправие, а потом по инерции их расширили до желательных им границ. То есть совсем без границ. Местный мужики решили, чем с ними связываться – пусть лучше моются хоть всю ночь. Такая вот особенности местной стоянки. Уважение к американцам расширилось до уважения и к американкам. Проблема нашей чистоты и красоты была решена.
Поиски дороги в Нью-Йорк привело нас к местному гражданину великой страны в ковбойской шляпе, с кубинской сигарой в зубах, стаканчиком кофе в руках и «Каддилаком» 1964 года под другой частью тела. Это было картинка из учебника о типичном представителе толстосумов, хотя наш представитель был скорее из бывших или будущих богатеев.. Добродушие местного населения не знает границ и через две минуты мы ехали на его «кадиллаке» на вокзал, по пути получая информацию о местной жизни. Кроме информации обсудили рад глобальных различий между нашими странами. Например, в этом городке около разрытой ямы стояло 7 ремонтников в касках, горячо обсуждали процесс, с бумажными стаканчиками в руках и естественно никто не работал. Товарищ с сигарой высказал неосторожное предположение, что в России дороги ремонтируются так же мягко говоря неспешно. И наткнулся на нашу жесткую позицию, что у нас все не так. У нас к 7 неработающим ремонтникам всегда добавляется офис с секретаршей, уборщицей и водителем. А поскольку это уже серьезная компания, то совершенно необходим бухгалтер, охрана и экономист, обосновывающий трату денег при отсутствии результата. Конечно же необходим и юрист, который грамотно разъяснит всем проверяющим действующий закон по которому деньги должны тратиться, а также все обстоятельства неодолимой силы, по которым дорога никак при этом отремонтирована быть не может. И еще необходим очень важный специалист для связи с общественностью, который знает что сказать, а главное кому и сколько надо дать, чтобы вся уполномоченная общественность было довольна. Американец был просто повержен на обе лопатки. У них такой высоты организация неремонта и нестроительства еще не достигла. Поэтому дороги пока лучше наших.
До Нью-Йорка местная электричка шла 45 минут за что с нас взяли по 7 долларов. Это соответствовало нашей экономной экономической политике, тем более, что электричка приходила в центр Манхеттена. Дорога перед вокзалом уходила в туннель, сам вокзал тоже был под землей. Вылезли на божий свет –точно, Нью-Йорк, Мэдисон-гарден: все весело, живенько и бодренько.
Два-три дня достаточно для беглого знакомства. Если есть желание и возможность пообедать в Рокфеллер-центре и вечером посмотреть постановку Бродвейского театра – то еще день. Самое большое впечатление – вид на город с 80-го этажа Эмпайстейт-билдинг вечером в хорошую видимость. Это самая красивая картинка человеческой рукотворной природы, которую я видел в жизни.
По морской тематике – в городе три точки: стилизованный старый порт без особых реликвий прошлого, грустный памятник погибшим морякам в месте прибытия первых эмигрантов и совершенно классный музей на авианосце времен второй мировой войны - «Интрепид». Сей корабль любим американцами, посещаем и достоин внимания. Еще более достойна внимания ежегодная «неделя флота», проводимая в конце мая в крупнейшем городе Америки с участием боевых кораблей. С трудом представляю что-либо подобное в Москве из-за полного неуважения нынешнего руководства к флоту, проистекающее из-за полного непонимания его боевых и политический возможностей.
По российской тематике – Брайтон–бич, шумный уголок осколка России, а скорее старой Одессы, которой и в России уже нет.
Отсутствие заорганизованных экскурсий снижало общеобразовательные впечатления, но повышала личные. Вот неожиданная демонстрация ветеранских и детских организаций. Повод неясен, но все довольны: и участники и зрители. Отдельным кирпичиком в общую картину американской жизни вошли «Дети ветеранов…какого либо значимого события». Это то, что не успело сформироваться у нас. У кого в наших домах в гламурненьком интерьере на видном месте висит портрет деда, воевавшего в ВОВ? Кто в разговоре гордится, что его отец был участником Полярных конвоев? Вот фраза: «Мой предок работает в Газпроме, а моя мама – губернатор», вызывают однозначную реакцию - это круто. Этот треп слышен со всех сторон, и никто не спросит, а что, для этого нужны были какие-то особые личные качества? Судя по биографии работающих - исключительно личные знакомства, что никак не круто.
Все-таки зря Задорнов высмеивает всю Америку, в любой культуре есть чему проучиться. Вот у американцев в маленьких городках количество доброжелательного населения 99 % (нам вот попался только один придурок). А в больших встречается поменьше, но это в основном из-за социальной разобщенности, поскольку Вы встречаетесь на улицах не со всеми. Средний класс в метро не ездит, в рабочее время как не странно работает, а не шатается по улицам. Вечером сидит в своих домиках, а на уикенд уматывает за город. Толпы людей на дневных улицах мегаполисов - это не основная Америка. Когда начали готовить регату памяти моряков Полярных конвоев, были сомнения – а кому это надо. Ветеранов-то совсем мало осталось, да и до Рейкьявика добираться очень далеко. Так вот нам, диким людям пояснили, что кроме ветеранов есть еще их дети и внуки, что память о героях и участниках войны в каждой семье бережно сохраняется и это событие для них чрезвычайно важно. Любое мероприятие в честь ветеранов - это предмет особой гордости их потомков. Такое отношение к истории через историю своей семьи достойно уважения. Я тут вспомнил, что в Амстердаме видел одну единственную очередь, человек на 100 (половина молодежь) – это на улице люди терпеливо ждали на входе в музей Анны Франк. Кто не помнит почему – посмотрите биографию Анны в Википедии.
Последний штрих при посещении Нью-Йорка – сквозной проход через него: на яхте изнутри из пролива Лонг-айленд через пролив Ист-ривер и реку Гудзон. Для тех, кто не знает местных названий – это внутренним водным путем из океана опять в океан, но через город.
Норман в Ньюпорте сказал что проблем ни по высоте мостов ни по какому –либо получению разрешения нет, поскольку Америка свободная страна. То есть если не запрещено, то разрешено. То есть для иностранных яхт разрешения не требуется. Странные ребятки, ведь это неправильно. Вот у нас еле-еле вносят поправки в закон 37 года, по которому иностранцев на Внутренние водные пути (ВВП) не пускали, поскольку все они потенциальные шпиены, а ВВП (например, река Волга) – супер засекреченный стратегический объект. По Москве-реке и по Неве до сих пор ходить под парусом не моги. А вот по Гудзону можно.
Предсказания Нормана сбылись, весь путь через главный город Америки занял 4 часа, высота мостов – метров 30, на русский флаг – никаких эмоций, кроме положительных. На подходе в Манхеттену стояло, правда, 2 полицейских катера с мигалками наверху и мы на минуту напряглись, поскольку течение было приличное и обратно мы бы не выгребли. Но им было все по барабану – они высаживали на берег каких-то водных полицейских и занимались своими делами. На нас – ноль внимания.
Город с воды не так красив как изнутри с Бродвея. Здание ООН – самое неказистое и некрасивое, видно все деньги ушли на помощь голодающим. Я в этом здании первый раз в жизни застрял на лифте, когда экипаж корабля в 92-м году пригласили на прием к нашему представителю в ООН – знаменитому дипломату Воронцову. Минут 10 висели в лифте без движения. Видно завхоз здания с того времени остался прежний. Южная часть Манхеттена с реки хороша. Отчетливо виден боевой шрам на теле города – место, где раньше находились башни-близнецы. Американцы восстанавливают это место весьма достойно. Площадки, где раньше стояли башни не занимают, там по проекту два квадратных фонтана с водой, текущей обратно – в землю. А рядом – 4 новых здания, каждый отличный от другого, но в Нью-Йоркском стиле. Первое самое высокое здание в 500 метров готово наполовину и строится очень быстро.
Течение Ист-Ривера создавало водовороты и лодку прилично мотало на курсе. Рулить приходилось внимательно, но в общем процесс не сложный. Прошлись от Бруклинского моста до статуи Свободы, убедились, что все символы Нью-Йорка симпатичны и находятся на месте. Демонстрация флага не пустой звук. Судя по реакции смешанного американского народа, в состав которого входит и достаточная часть бывших СССРовцев – появление нашего флага в Нью-Йорке был на уровне появления НЛО. Я-то по своему возрасту еще помнил, первый заход в Нью-Йорк в 1863 году русской эскадры Лесовского. Потом был большой перерыв, в 1992 году к Манхеттену швартовались парусник «Мир» и яхта «Магнитка» под командованием опытного капитана Валерия Лукина, в 1993 году – эскадренный миноносец Северного флота «БЕЗУДЕРЖНЫЙ». Такое впечатление, что после этого никого не было. Ну что ж, значит, мы были пятыми. Если кто-то из советских (российских) яхт был до нас – дайте знать. Мы с удовольствием потеснимся. Тут проблема не в первенстве, а в значимости момента. Чем больше наших, тем лучше.
Особый восторг у местных вызывало сочетание российского флага с размерами нашей лодки – 8 метров. Местная публика ясно понимала, что это ее длина, а не ширина и автографа Абрамовича на этой лодченке ей не получить, поэтому воспринимала нас как нормальных, то есть равных ею.
Нафотографировались - пора в Океан.
Занырнули под 2-километровым мостом с испанским названием (наизусть так и не выучил). Гудзон вынес нас в открытый океан. Сразу стало видно, что мы идем на юг: пошли песчаные пляжи и загорающие человеки. Подробно людей рассмотреть не удалось, поскольку мы шли достаточно далеко от берега (кабельтов 30) и несмотря на наличие бинокля, красоты и даже пола отдельных личностей разглядеть не удалось.
Океан был как зеркало. Такого в природе принципиально не бывает. По-видимому, сказался отлив и то, что Гудзон нес громадную массу воды в океан, сглаживая все волны. Ну нам то в самый раз.
На берегу по ходу хороших стоянок не было. Поэтому светил ночной переход вдоль побережья. Погноз погоды был из свежей газеты «Нью-йорк-таймс» Я чуть не украл ее в ларьке, поскольку стеллаж стоял на отшибе и я честно подумал, что она бесплатная. Хорошо, что Младший углядел, что народ с газетой топает в кассу, а то бы я подсел в гости к узникам Гуантонамо.
Газета давала два дня хорошей погоды, что было вполне приемлемо.
Прогноз подтвердился. Ночь была шикарная с полной луной. Младший для тренировки вел прокладку по счислению на карте, корректируя место раз в час по ДПСсу. Совершенно неясна была девиация (грубо – это поправка на магнитное поле самой яхты и его взаимодействие с магнитным полем Земли)
Попробовали определить ее сравнивая показания компаса ДжпПС и магнитного компаса (естественно убрав поправку на склонение (грубо – склонение это магнитная поправка из-за того, что магнитный полюс земли не совпадает с географическим). Сначала получилось +10гр. Курс стал уходить в сторону. После ряда определений, их интегрирования, дифференцирования и интерполирования решили все-таки, что она близка к нулю.
Ночью я принял огни прибрежного города за флотилию рыболовецких судов, что было нездорово, поскольку долго думал с какой стороны эти огни огибать. Жители городка немного удивились, если бы яхта обходила их с суши. Это было даже не ошибка, а оптический обман. Дома были высокие (этажей 40), находились на мысу и виднелись миль за 25. То есть с моего места рулевого казалось, что они в открытом море. На всякий случай поднял Младшего после рассвета, чтобы он спросоня сфокусировался уже на видимых ориентирах.
Рассвело. Как раз подошли к огням «ночных рыбаков». Это был город Атлантик-Сити. 08 утра. В Нахимовском училище скоро завтрак. Традиции изменять нельзя – решили зайти в городок, позавтракать. Да и дизтоплива заодно добавить, поскольку весь Гудзон проходили под мотором.
Заход в гавань простой. После заправки встали у причала к местному кафе. Между кафе и причалом была полоска воды, видно разные хозяева. Дверь на стенку была открыта и с попаданием на берег проблемы не было. Обратный процесс был труднее. Причал, а значит и нашу лодку заперли на эл.замок, но первый же проходящий американец подсказал секретный код.
Сам городок был далеко от гавани. Судя по путеводителю это был «приморский Лас-Вегас», то есть казино, азартные игры, стриптиз и огни реклам. По раннему времени суток все это явно не работало, кроме стриптиза, который бесплатно был на пляже. Не участие в бурной приморской жизни наверняка сэкономило нам не менее 10 тыс долларов Их и так не было, поэтому можно было представить, что мы их проиграли и с чувством пресыщенного богатея, которому немного не повезло, идти дальше. Пресытились и пошли.
Ветер был с моря в левую скулу. Это означало курс крутой бейдевинд, то есть под углом градусов 45 к направлению ветра. В свою очередь это означало, что придется идти впритирку к берегу. Так и шли. Было не очень хорошо по перспективам. Дело в том, что было лето и хорошая погода. В таких условиях Солнце интенсивно испаряет воду, она собирается к обеду в облачка, а те к вечеру проливаются кратковременным дождиком. В худшем варианте это шквалы и грозы. Нам и достался один из худших сценариев. Развивался он следующим образом:
Следующий городок лежал у входа в Делаверский залив и назывался Кейп Мэй. По-русски это означало Майский мыс. Странное название, очень креативненько. Примерно так же звучит «Теплое облако» или «Синий дождик». Надо будет узнать историю этого имени.
Поход к городку получался к заходу Солнца, то есть в сумерках. В соответствии с правилами гидрометеорологии тучки к вечеру сгустились. Пошли порывчики ветра, что само по себе ничего не значило. Поскольку шли вдоль подветренного берега, двигатель был запущен, помогал выгребать на ветер и был нашей страховкой на случай аварии с парусами. До захода в гавань оставалось уже немного и я все высматривал в сгущающихся сумерках вход в порт. Шли последние час-два океанского плавания. Это был переломный момент всего похода. Проскакивали мы второй океанский этап несложно, без поломок и происшествий, а дальше шло два озерных этапа. Если бы на этом участке был встречный шторм, то пришлось бы отстаиваться в Нью-Йорке. Последствия были бы нерадостные - срыв всего маршрута, не успевали бы дойти до Вашингтона. Поэтому своевременный переход был кстати. Вот тут то и получилась типовая ошибка – нельзя идти близко к берегу при навальном ветре с моря.
Умница ДжПСик показывал, что я шел чуть правее входного буя, но я к этому отнесся спокойно. На бумажной карте глубина около буя было нормальная – обходи с любой стороны. На электронной карте – то же самое, за исключением: при предельном увеличении масштаба между буем и берегом было нарисована черточка. Увидел это в последний момент, метров за 500 до нее. Визуально в сумерках все было чисто, но моряки зря карту разрисовывать не будут. Стало ясно, что буй надо обходить с моря, у берега может быть какая-нибудь бяка, но запаса по высоте не было. Больно он высоко на ветру находится, крутой угол лавировки получается. Ну не беда – если не одним галсом, так несколькими дойдем. Все так просто, никакого уважения к Океану. Ну этого Он стерпеть не мог. Надо было показать, кто в море хозяин. Пока мы еле-еле выгребали вдоль берега в крутой бейдевинд тучки начали сгущаться. Очередная тучка выдала шквальчик такой силы, что лодку бортом потащило на берег. Младший сбросил стаксель и грот, но обстановка сильно не изменилась. Мы не выходили на нужный буй. Зато теперь стало видно куда идем. Это была каменная гряда, соединявшая входной знак (оказывается это был не буй а знак!) с берегом.
Двигатель на ветер не выгребал. Яхту сбивало с курса, она могла идти только градусов под 45 к ветру. Такая ситуация у меня уже была в Кильской бухте и было понятно, что на ветер мы не выберемся. Волны бились о камешки метрах в 100 с правого борта и несколько минут на принятие решения были. Младший сидел под дождем и брызгами волн у мачты и ждал развития событий. Дождь был теплый, море тоже. Это слегка скрашивало ситуацию. В резерве было маневр «вверх тормашками» - пользуясь оставшимся запасом глубины повернуть под ветер, поставить паруса и возвратиться в Атлантик-Сити. Но впереди оставалось 100 метров океана, а обратный переход - миль 30. Разница налицо. Обстановка была плохая, но стабильная, решили подождать. Нос яхты смотрел в открытое море (почему то термин «открытый океан» не прижился). При этом мы бортом смещались на каменную гряду. Минут 10 ситуация была неизменна. Наконец, Океан решил, что достаточно сбил спесь с «покорителей» и ветерок чуть ослаб. Этого хватило, чтобы мы пошли (ну точнее нас понесло) чуть наветреннее входного знака и с запасом метров в 20 мы ввалились в канал. Некоторое время заходящие волны мотали нас между стенками канала, затем вода успокоилась. Напряг спал, но расслабляться было рано. Лил приличный дождь, было темно. Предстоял заход неизвестно куда по фарватеру с глубиной по бровке 0,9м (у нас осадка 1,2). Для полного антуража сверкали молнии. Как только мы узрели в гавани мачты яхт, как и на причалах и во всем городке погасло электричество. Полная попа. Остались только огоньки на буйках, ограждающих фарватеры. Но этого было маловато. Часть ограждения состояла из неосвещенных вех. Кроме того, США имеет систему МАМС – регион «Б». Для нормальных людей поясняю - если у нас при заходе в порт красный буй ограждения фарватера всегда слева, то у американцев наоборот. А уж когда путь идет вдоль берега и направление его колен известно только местным аборигенам, то вообще весело, цвет буя ни о чем не говорит. Пришлось разок вернуться на средину бухты, поскольку уверенности в правильности движения не было. Свет на берегу зажегся, потом снова погас, но глаз зацепился за береговые тени, стало понятно куда идти. За неимением обзора и возможности выбора места швартанулись к топливному причалу. Так и остались там стоять до утра.
Задним числом можно констатировать, что в шторм заход в узкую незнакомую гавань, находящуюся под ветром – это грубейшее нарушение хорошей морской практики. Более-менее такой маневр возможен, когда место глубокое и высота волны у берега резко не возрастает. Пример аварии «Баварии» 2-летней давности у Кипра и свежая авария «Канопуса» в Ханко к сожалению подтверждают это правило. Тут уже решает не мастерство капитана а его величество случай. Больше не буду так ходить.
Прием на берегу был оказан в лучших традициях американской широкой души. Яхты вокруг стояли небедные, то есть очень большие. От нашей яхты над причалом торчала только мачта. У местных на берегу был классическй пикник с барбекю и девушками различного возраста. Я в непромаканце деликатно прошел сквозь местную тусовку, ища хабор-мастера. Однако на моем пути возник мистера Джейв, Он с интересом выслушал мою фразу «кто-я-и-откуда», не поленился посмотреть с причала вниз на размеры нашей яхточки, после чего:
А) Пытался напоить меня виски, не отходя от кассы (то есть от швартового конца)
Б) Забрал с собой Младшего и тот через несколько минут притащил на борт несколько килограмм варенных мидий, картошки, вареной кукурузы и несколько бутылок сока. Нам хватило на два дня.
В) Подсказал код замка в помещение ихнего яхт-клуба, и лично проводил на второй этаж, где находился душ. Причем в этот душ надо было идти мимо всех кубков, памятных знаков клуба и других красивостей, то есть я бы на его месте никого бы не пустил.
По утру стоимость стоянки оказалась очень дорогой, но нам опять скинули цену, учтя нестандартный для Америки размер яхты и хорошее отношения Барака Обамы к России.
Тогда же (бесплатно) мы получили инструктаж о прохождении местным каналом, который сокращал путь миль на 10. С утречка пожевали подаренные мидии и пошли в Делаверский залив.
Началось правильное озерное плавание – мелкая волна, нужный южный ветер. Берега болотистые, поэтому никаких эмоций восторга не вызывали. Вместо эмоций они наслали на нас тучу мух и мошек, которые на все наши призывы, что мы невкусные, решили это проверить. Потом мы чесались дня два. Курс было выдерживать легко – мимо шныряли моторные лодки, которые шли в нужную нам точку. Рули по дальней из них – не ошибешься. Вечер прошел с красивым закатом с не менее впечатлительным видом на местную атомную станцию. Но специально заходить в этот залив не стоит. Мутная вода она и есть мутная.
Залив был с изюминкой – в конце его находился канал, который позволял перейти в следующий Чесапикский залив не выходя в океан.
Канал оказался освещенным по обеим сторонам фонариками, стоящими через каждые 100 метров. Посему был пригоден к плаванию ночь. Длина его всего 14 миль, то есть можно было пройти за 4 часа. Были сомнения по высоте мостов и линий эл.передач. На карте стояли несуразные цифры высоты в 40-45 метров. При этом ширина канала была не боле 100 метров, то есть должны быть такие горбатые мостики как на картинках в Венеции либо разводные как в Санкт-Петербурге. Оказалось что как написано, так и есть. Просто у американцев мост - не кусок железки от берега до берега, а высокотехнологичное инженерное сооружение на несколько сот метров или километров. Более того, если через канал идет скоростная автомагистраль, то рядом стоят два моста – отдельно для каждого направлении движения, чтобы какой-нибудь придурок, привыкший ездить с мигалкой, не выехал на мосту на встречку.
Один ж/д мостик имел обозначение 41/13. Подошли – явно стоит на минимальной высоте. Нам с нашей высотой мачты в 10м должно хватить. На всякий случай при подходе прошлись вдоль моста, примеряя пролет и нашу мачту. Вроде запас есть, разворачиваемся, идем под ним. Вдалеке гудок паровоза, потом он грохочет над нами. Минут через 5 оглядываюсь. Ба. Средний пролет моста по двум направляющим ползет наверх и занимает максимальную высоту – то есть 41м. То есть его опускают только при проходе поезда. Храбрые ребята эти железнодорожники. Представляю, что почувствует машинист, если на полном ходу подойдет к реке, а мостик то тю-тю- еще вверху, вместо рельс – водичка течет. Бр-р-р. Зато какой приоритет водного пути перед железнодорожным! Говорят, что водный транспорт самый дешевый – в США это точно.
Поскольку время было к 12 ночи, а посредине канала находилась нормальная стоянка для яхт, решили не совершать героических переходов, а поспать. Решение было правильным – нас никто не тревожил и более того нам не удалось никому заплатить за стоянку – никого не было. С утречка пошли. Идиллию нарушил барон Мюнхаузен. Помните у него было расписание, типа в 15-00 война с Англией, в 16-00 совершение подвига? По-видимому мы не ознакомились с нашим расписанием, поскольку время подвига наступило, а мы об этом не знали. По нашим расчетам пора было заправиться дизтопливом. Но негде. Наконец в 8 утра узрели стояку с топливным причалом. К ней вел фарватер, огражденный маленькими буйками. По ДжПС была глубина в 1,9 м, а в гавани стояли парусники размером больше нашего. Вроде безопасно – пошли.
Первые сомнения начались на фарватере, ход явно замедлился. Толчков и рывков не было. Одна из возможных причин замедления хода – киль цепляет мягкий ил. Вышли ровно на центр фарватера – скорость восстановилась. Однако при входе внутрь гавани яхта перестала управляться и мягко остановилась. У меня такое уже было в Англии – дно порыто толстым слоем ила и фактическая глубина неизвестна. Мы застряли примерно в 20 метрах от топливного причала. Хуже всего, что было боковое течение и прилив. То есть нас приподнимало и сносило на более мелкое место. То есть с отливом сядем капитально. Человека три местных ходило по причалу, но нас ничем не обрадовали. Мелко было везде. Это была засада потомков покорителей дикого запада. Из вооружения у нас было только весло. Вооружившись им попытались развернуть нос на выход. Никак. Следующий прием – выйти кормой по линии захода. Также не получалось, поскольку течение сносило вбок. Американцы смотрели на сидевшую посреди их гавани яхту без паники, но с интересом. Российский флаг гордо реял над их гаванью. Основной вариант был попросить у них надувнуху, чтобы с ее помощью выйти на глубокое место или завести якорь и сойти на нем. Надувнушки на горизонте не наблюдалось. Начал следующий этап – я раскачивал яхту, младший с помощью весла поворачивал нос по линии захода, двигатель оставили работающим на задний ход. Вот тут то и пригодились мои 100 кг. Качка в крайнем положении уменьшала осадку сантиметров на 10. Стронулись! Младший пытался передохнуть, за что получил по шее. Пока его весло на носу выполняло роль руля отдыхать было некогда. Наконец яхта встала правильно по линии захода и каждым раскачиванием стала потихоньку двигаться кормой на выход. Удалось направить корму в центр маленького клубного фарватера и управляя уже рулем (а «Вега» на заднем ходу управляется не очень) выйти на главный фарватер. В это время какой то американец на лихом скакуне – катере с двумя подвесными моторами вылетел из-за причала и понесся на нас. Образованная им волна могла спихнуть нас с узкой дорожки, поэтому я сделал страшное недовольное лицо и погрозил ему кулаком. Был бы Кольт я бы и им пригрозил, но револьверы мы оставили дома. Мужик сразу притормозил, а я понял, что зря махал куликами – это Америка выслала своего представителя для оказания нам возможной помощи. Кормой вперед мы шли коряво, но шли, поэтому от помощи я отказался. Минут через 5 вышли на свободу с чистой совестью и пустым баком. Горючим то так и не заправились. Утреннее развлечение заняло примерно час. Вывод сделали один - в незнакомые маленькие гавани больше не суемся. А из этого следовал и второй вывод, поскольку раскачивать яхту больше не будем, то можно худеть, а то американские девушки на нас заглядываться перестали. Поэтому одной пачки макарон нам на 14 дней хватило. Ревизия горючего показала, что дальше идти сложно, но можно. Не знаю, как англичане сконструировали мой двигатель (Бетта Марин), но расход по факту составил 0,7 л в час. С учетом того, что на донышке топливного бака еще плескалось, а у нас была запасная 5-литровая канистра, получалось, что на ближайшие 10 часов хода хватит. А это минимум 40 миль, даже если не удастся использовать паруса.
Чесапикский залив. Вода тоже не кристально чистая, примерно как в Неве. Справа по борту милях в 15 проходим Балтимор. Большой город, на слуху, но до него 3 часа ходу с генерального курса и обратно столько же. Время только утро, если будем заходить, то сегодня не дойдем до намеченной точки – Аннаполиса.
В Аннаполисе находилась Военно-морская академия США и у меня было дикое желание попасть вовнутрь. А для этого надо было время. Пришлось принести Балтимор в жертву и пойти напрямую.
Чесапикский залив - это водный хайвей. То есть по нему в выходные дни (а была суббота) американцы гоняют в свое удовольствия на громадных моторках, выпендриваясь друг перед другом. Скорости моторок такие, что малоодетых красоток ветром сдувает с бака и им остается только прижиматься в кокпите поближе к мужественным капитанам различного возраста. Над несколькими цветным сигарами, идущими со скоростью узлов в 50, летел вертолет, суммарного грохота было свехнормы – автомобильная «Формула-1». В этих условиях уже было не до джентельменства, ход около нас никто не сбавлял, приходилось, периодически ворча под нос, подворачивать на волну от очередного ковбоя. Была даже не обидно – люди гоняли в свое удовольствие и получали от этого кайф. Перед Аннаполисом прошли под очередным шедевром инженерного зодчества – двухпутной автомобильной дорогой, продолженной над всем заливом. Длиной километра три. Сильно построена.
Суббота двигалась к вечеру. В темноте дошли до города, как всегда пошли туда, где лес мачт был гуще. Свободные места были, руководства причалов в связи с поздним временем не было. Стоянка на причале нам была нужна для закупки продуктов, но магазины были уже закрыты. В городе был отловлен полицейский, который сидел в засаде в гражданской машине и с улицы наблюдал за посетителями пивного бара. Был нами рассекречен и навел нас на местный ресторанчик, качество которого подтверждалось маленькой табличкой над столиком «здесь обедала первая леди Америки Мишель Обама с дочкой…(забыл как зовут)». Первая леди не подвела, еда была вполне приличной.
Вернувшись к яхте, порешали морально-экономическую проблему. Стоять на причале бесплатно было неприлично, но такой же неприличной могла утром оказаться и стоимость стоянки. Нашли следующий компромисс: помылись в местном душе и ушли в залив на якорную стоянку.
На следующий день я сразу понял, что в городе есть Военно-морская академия. Утром сквозь сон услышал голос, усиленным мегафоном «уан, ту, фри; уан, ту, фри». Было воскресенье и было 06-30 утра. Вылез на палубу – в бинокль были видны одинаково одетые фигуры, машущие на берегу руками и ногами. Это было круто. Весь личный состав ВМФ России в это время еще спал, а в воскресенье выгнать кого-либо на зарядку было невероятно. У нас зарядка воспринимается как тяжелое мероприятие, а у них – как образ нормальной военной жизни. Американцы в этом нас уже обгоняли.
Поскольку все равно уже проснулись, то снялись с якоря и пошли. За одни сутки стоянки деньги сэкономили, поэтому решили устроить себе праздник настроения и встать в центре города. Стоянка оказалась действительно в центре: духовном, культурном и магазинном. На маленькой площади тетеньки под руководством красавца – мужчины занимались на ковриках фитнесом. С утра тетеньки нас интересовали мало, надо было понять, во-первых. как добраться до Вашингтона, во-вторых, как попасть во внутрь Академии.
Первое оказалось просто, но для нас не удобно. По рабочим дням в столицу Америки ходил автобус. То есть сегодня в воскресенье его не было и в столицу США не попасть. Такси было отвергнуто как пережиток крупной буржуазией, к которой мы пока не относились.
По второму вопросу – пошли на разведку. Нашли КПП, подошли к охране, с вопросом как бы завтра зайти во внутрь училища. Охрана попросила наши русские паспорта, покрутила их перед глазами и сказала коротко и категорично «заходите». По инерции мы зашли метров на 10 во-внутрь колыбели военно-морской мысли США и остановились. При всем демократизме американцев я не мог не понимать, что в Академии должны быть свои секреты, а в случае признания меня шпионом Путин навряд ли будет менять меня как Анну Чапман. Рожей, полом и возрастом не вышел.
Пришлось вернуться к охране и вежливо поинтересоваться – не приняли ли они меня в шортиках и маечке за министра обороны какой-либо банановой республики, прибывшим к ним с официальным визитом. Все оказалось проще: Академия открыта для всех посетителей, ходить можно везде, где двери открываются. Где они закрыты, там ходить нельзя. В результате моего 3-часового пребывания в училище закрытой двери я не нашел, а открыты были все: от дежурного по училищу в главном корпусе до кубриков курсантов.
Кстати самих курсантов по летнему времени на месте не было. Вместо них в короткие каникулы учились военному делу настоящим образом 200 мальчишек и 200 девчонок пионерского и младшего комсомольского возраста. Это они в соответствии с местным распорядком дня утром махали руками на причале. Училище находится в идеальном состоянии, все условия для обучения. Больше половины территории – спортивные объекты. Естественно для военно-морского учебного заведения свой яхт-клуб, в котором стоят примерно 20 небольших яхт типа «J-80» и корпусов 10 крейсерских 40-футовиков.
Это не результат излишне богатой экономики. Это следствие уважения Америки к своему Военно-Морскому Флоту.
Кстати, кто захочет поучиться – посмотрите в Википедии правила поступления. Фишка не в том, что для поступления нужна рекомендация Конгрессмэна. Это получить можно. Фишка в том, что там знают, кто у них конгрессмэн от ихнего штата. А вот я сколько не вспоминал кто в Госдуме или Совете федераций представляет лично меня от моего региона, так и не вспомнил. Может Валентина Матвиенко? В путеводителе по США было написано: «если вам не хватило билета на экскурсию по Кангрессу – зайдите в кабинет Конгрессмена вашего штата. Он вам выпишет билет». С трудом представляю такую же рекомендацию в путеводителю по Москве: «если хотите пройти на экскурсию по Совету Федераций, зайдите в кабинет В.Матвинко №… и она выпишет вам…». Представил, что она мне выпишет, если я зайду к ней с улицы. Получилось нецензурно.
Съездили в Вашингтон.
Три момента, ранее мне неизвестные:
Первое: Конгресс доступен для экскурсий. Конечно, американцы и при входе в него не могли не сделать шоу. Пускают по билетам, но при попытке дать билитеру денег, я получал в ответ: «Мистер, ноу мани, ноу паспорт, это Америка». Это означало, что вход бесплатный и для всех без всяких удостоверений личностей. Мелочь, а запоминается. Для всех посетителей сначала показывают фильм о том, для чего работают обе палаты, из кого и как формируется, чего они достигли и с помощью каких именно законов. Я вышел через час, зная о роли Конгресса США больше, чем знаю о Госдуме и Совете Федераций РФ вместе взятых.
Второе. Все крупные музеи (штук 15) расположены на одной улице от Капитолия до памятника Вашингтону. Все музеи бесплатные и полны народу.
Третье. В отсутствие Президента Белый дом не пустует. Представитель всегда на месте – симпатичная и любопытная белочка.
Постановка яхты на хранение в незнакомом месте как всегда заняло один день. Были найдены 4 стоянки, конкурс выиграла стоянка, взявшая лодку к себе за 1200 долларов в год, пропорционально фактическому хранению. В этом месте надо истерично смеяться – расценка в Москве на мою лодку составляет 165 тыс. руб. в год (5 500 долларов). То есть мне выгоднее летать три-четыре раза в США и ходить на яхте там, чем держать лодку в России. Это к легенде о дороговизне парусного спорта в нашей стране. Вот одна из причин это дороговизны. Все может быть гораздо проще и дешевле. Вспомните Евгения Александровича Гвоздева.
Последний день в Америке был занят с самого начала похода. Было запланировано купание в Атлантическом океане, но по разным причинам не сложилось. Поскольку обратные билеты были из Нью-Йорка, то ближайший пляж находился на небезызвестной набережной Брайтон-Бич. Добираться было легко, поскольку там же находилась и одноименная остановка Нью-Йоркского метро. На море-океане был туман, но вода оказалась теплой, градусов 20. Под конец нашего купания на свои спасательные вышки, расположенные в 100 метрах друг от друга синхронно взгромоздились «спасатели Малибу», только более одетые. Но все прибамбасы из кино были в наличии: красная одежка, спасательные буйки и веревочки. Может быть до их прибытия купаться было нельзя? Но никто нам замечаний не делал, значит можно. Ну и искупались.
На этом морская часть похода была закончена. Пора планировать новый маршрут…
Часть 2:
Яхт-клуб ВМФ: «Последний парад наступает…».
Пока Америка встречала нас с распростертыми объятиями, а ее люди соревновались в гостеприимстве, в нашей стране происходили совершенно другие события.
На восточном (европейском) берегу Атлантики жизнь развивалась в направлении далеком от путевых заметок.
Если первая часть книги про поход через Нью-Йорк получилась близко к жанру библиотечки путешествий и приключений, то вторая – явно детектив.
Основная сюжетная линия была классическая – распродажа госимущества с нарушением всех мыслимых законов. При этом в немыслимый клубок сплетались общественные и личные интересы, доблесть и предательство, корысть и далеко идущие интересы.
В основу этого детектива легла история о продаже яхт-клуба ВМФ в СПб. В течение последних лет очередной Министр обороны, имея соответствующее профильное образование, решил распродать все, что было нажито непосильным ратным трудом. В непрофильный бизнес попал и яхт-клуб, имевший 110-летнюю историю, организованный еще при царях-батюшках.
Деньги для обороны страны нужны были срочно, так как казна здорово опустела. Последние 23 миллиона рублей истратили на самое нужное - отдали Юдашкину за эскизы нового образца формы для военных. Валентин эти деньги честно освоил, как мог. Погоны с плеч защитников отечества исчезли, но один из них зацепился за пуговицу и гламурненько расположился на животе офицера. На ближайшем параде 9 мая пояснили, что это «полевая» форма одежды, а на парадную денег не хватило. Тогда сразу стало понятно, куда делся второй погон. Он лежал в левом кармане. Когда подразделение будет перемещаться ползком, командир должен прилеплять второй погон на зад, для того, чтобы подчиненные видели, где находится командир, поскольку пятая точка ползущего начальника всегда выдается и видна отлично. И тому тоже надо видеть, где ползут его подчиненные. Другого объяснения для перемещения погона не нашлось.
Сами понимаете, что без формы от Юдашкина армия сразу теряет боеспособность, поэтому на переодевание 23 миллиона рублей не пожалели.
Для такой великой цели продали в сентябре 2010 года территорию яхт-клуба ВМФ в СПб на Шкиперском протоке. Кто знает местность – это на Васильевском острове напротив Ленэкспо, рядом со стоящей на берегу подводной лодкой «Д-2».
Деньги за 4 га нашей государственной земли выручили немалые – больше полумиллиарда рублей. Оно бы и ладно, время такое, вон офицеры и мичмана без своего жилья живут и служат, тут не до яхт. Мы бы и поняли, если бы вывесили информацию: «ув. товарищи, за выручение от продажи Родины деньги, нуждающимся в жилье военнослужащим куплено 100 квартир. Вот список из 100 фамилий счастливчиков». Из расчета 5 млн руб за двухкомнатную квартиру в СПб примерно столько бы и получилось. Ну ругнулись бы мы в тихую, выпили бы стопарик за бывший клуб, но поняли бы ситуацию и порадовались бы за ребят. Но нету счастливчиков и радоваться не за кого. И денег тоже нету, ушли в казначейство. А куды они дальше распределились - увидели на параде, когда погон на эти деньги переехал на живот. Даже не смешно.
Естественно, что в таких условиях, торговая деятельность Министерства обороны смысла не имела и нуждалась в контроле старшими офицерами. Ибо сам Министр званием не вышел – всего лишь старший лейтенант запаса, да и зачета к допуску на самостоятельное управление подразделением не сдавал. А с несдавшими зачет кают-компании кораблей всегда обходились строго – обед во вторую очередь и вахтенным на трап.
Да и замахнулся Министр на самого, понимаете ли, царя Николая II. Тот, находясь в здравом уме и памяти для развития морских качеств офицеров 110 лет тому назад учредил «Невский яхт-клуб» и отдал под его размещение Ковш галерного фарватера. Менеджер и экономист царь был неплохой, ибо мог посчитать и сравнить сколько стоят затраты на содержание яхт-клуба и во сколько казне обойдется навигационная авария боевого корабля. Навигация на парусной яхте и корабле совершенно идентичны, поэтому дешевле людей обучить, чем поднимать затонувшие корабли.
Не всем дано быть великими экономистами, поэтому произошли три события:
1. Земельный участок в 4,5 га продали коммерсантам, оставив яхт-клубу в насмешку кусочек земли 1,6 га, отрезанный от воды.
2. Акваторию – практически весь Ковш Галерного фарватера, выставили на открытый аукцион на право водопользования с начальной ценой 75 рублей и ежегодной платой за его пользование в 1500 руб. В этих цифрах ошибок и опечаток нет!
3. Яхт-клуб вместе с 22 крейсерскими яхтами, включая знаменитый подарок принца Чарльза – 17-метровую яхту «Эдвенчер», перевели из ВМФ в «профильное» ЦСКА. На всякий случай – ни в ЦСКА, ни в СКА Лен ВО (филиал ЦСКА в СПб) парусного спорта никогда не было и ни одного яхтсмена в штате нет. Клуб подчинили «специалисту» с фехтовальным образованием.
При этом фантастическом процессе были нарушены: Земельный кодекс, Водный кодекс, Закон о спорт, полномочия Росимущества и наконец Здравый смысл.
Реакция самих яхтсменов на эту ситуацию была небольшая, поскольку они люди зависимые. Кому не нравиться – сдайте яхты и вон из клуба.
Реакция СППС, куда яхт-клуб входил как коллективный член этой организации – ноль.
Реакция Спорткомитета города – ноль. Кстати попутно выяснилось, что в нашем городе знаменитую фразу «у нас секса нет» можно продолжить «у нас парусного спорта нет». То есть у нас уже ничего нет. Чудесным образом вид спорта, в котором разыгрывается 10 комплектов олимпийских медалей, исчез из перечня «базовых видов спорта Санкт-Петербурга» и руководством города признан неперспективным. Оказывается большая часть населения СПб занимается гребным слаломом и на этот вид спорта можно потратить значительную сумму из 4-летней программы развития физкультуры в СПб с общим бюджетом в 17 млрд. руб. А на парусный спорт – только 1/5000-ю часть этого бюджета. Ну нет в СПб ни моря, ни морских традиций, ни 5-и миллионного населения, что тут поделаешь!
Прокуратура – в/ч 77832, что размещается на площади Труда, пошутила и сначала признала незаконную сделку законной. Интересно узнать истинную мотивацию этой шутки. С юмористами мы в своей жизни часто встречаемся – еще одна разновидность «Комедии вумен» (на комеди-клаб еще не тянут).
Пришлось вмешаться материально не заинтересованным организациям, включая ветеранов из РОО «Полярный конвой». При этом надо отдать должное активности Председателя РОО «Полярный конвой» участнику ВОВ яхтенному капитану Юрию Ефимовичу Александрову. Он на флоте командовал кораблем, а должность Командир корабля такая, что потом переходит в пожизненное звание. «Первый после бога» - это не мания величия, а умение выполнять поставленную задачу в любой обстановке.
Совместные усилия членов достойных организаций (12 заявлений только в различные инстанции органов прокуратуры) наконец достигли цели. Вышестоящий орган – Главный военный прокурор ЗВО ген-майор Девятко (дай бог ему здоровья и повышения по службе) квалифицированно разобрался в ситуации. Правда, в иске прокуратуры незаконная продажу берегового земельного участка деликатно назвали «ошибкой». Очень мягко для гражданки Женьки Васильевой 30 лет от роду, кавалерши ордена «Почета», полученных от кореша Димы Медведева. – начальника департамента Имущественных отношений, впоследстии – интимной подружки гражданина Сердюкова. Несмотря на либерализацию законодательства, чего-то я не слышал, что статью 159 УК РФ «Мошенничество» отменили. А может отменили, но для отдельных личностей? Интересно чем эта история закончится для гражданки Васильевой, в какую категорию личностей она попадет и за какие заслуги перед Отечеством? (текст писался в 2012 году. Сейчас упомянутая гражданка за доказанное воровство 230 млн рублей побывала месяц в колонии и на свободе с чистой совестью).
Сам Яхт-клуб за себя бороться не стал и добровольно переехал на Петровскую косу. Основание изложено в письме начальника СКА:
Это полная чепуха. Яхты стояли в пределах 20-меровой береговой полосы, которую, согласно Земельного кодекса, может использовать любой гражданин РФ. Водопользование для плавания яхт и для обучения их экипажей, в Ковше Галерного фарватера в соответствии с Водным кодексом оформлять не надо.
Истинная мотивация переселения в пользу коммерсантов не ясна, но предположить можно. На перебазирование затрачены значительные финансовые средства бюджетной организации. Эти деньги можно было истратить на ремонт яхт и подготовку их к плаванию. Кстати яхты оказались более порядочными, чем люди и позора дезертирства не перенесли. Одна утонула сразу у причала родного клуба, другая стыдливо отошла подальше – в Ханко и затонула там.
Волей местных начальников закрыта страница истории пребывания 55-го, он же 81-й, он же 146-й яхт-клуба ВМФ в Ковше Галерного фарватера. Закончилась история первых дальних походов в СССР, упомянутых в знаменитых учебниках Леонтьева. Завершилась история воспитания и повышения мастерства десятков ЗМС и МСМК, более 300 мастеров спорта, воспитанных на этом месте.
Что же дальше?
В искусственной акватории, созданной более 100 лет назад для базирования парусных яхт и занятий парусным спортом, остался земельный участок. Часть его может быть впоследствии отчуждена съездом с Западного скоростного диаметра. С другой стороны, какой тут съезд? Рядом памятник петровской эпохи – Галерный ковш. Рядом развивающийся музейный комплекс – подводная лодка. Надеюсь, со сменой губернатора вернется уважение к истории города. Дорогу можно на 400 метров опустить в туннель. Или наоборот поднять на эстакаду. Это не техническая проблема. Это вопрос сохранения городской культуры, несомненной и значимой частью которой является морская история СПб.
В этом плане Главнокомандующим ВМФ принято странное решение о передаче освободившегося земельного участка Центральному военно-морскому музею. Естественно никакого яхт-клуба там не возродилось. Остался свинарник и пустая гавань в центре города.
И че?
Сообщение отредактировал Villy: 28 января 2016 - 00:09