Перейти к содержимому

Фотография

Проводка фалов внутри мачты


Сообщений в теме: 62

#1 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 01 февраля 2016 - 23:36

Привет всем. 

Сезон уже скоро - пора думать об улучшении.

Яхта Албин Вега, 1970 г.в., мачта родная, мощная, стоит на рубке, на топе - 4 ролика. Два фала идут каждый через 2 ролика. На мачте снаружи внизу - лебедка для стаксель-фала (стальной трос). И утки для грота-фала. 

Грота-фал я провел через блок на стопор на рубке. Стало оч удобно работать с ним из кокпита. Стаксель-фал не требует частой работы - 2 раза в сезон я его трогаю - стаксель на штаге намотан и закрывается чехлом, который поднимается на спинакер-фале.

1. Все фалы снаружи - на ветру стучат о мачту. Хочу их вовнутрь убрать, чтобы не болтались на ветру. Да и эстетичнее будет. Плюс 2 ролика освободятся. 

2. Буду устанавливать на носовую площадку закрутку для генакера. Соответственно, придется дополнительный фал использовать. Либо через ролик (опять же вовнутрь мачты). Либо на спинакер-фале. Тогда чехол для генуи через ролик.

 

Вопросы. 

Как грамотно дырявить мачту внизу? Чтобы было правильно и на прочность мачты не повлияло? Как я понимаю, грота-фал можно вывести аж в районе степса. А стаксель-фал выводить наружу на полметра выше лебедки. По каким ключевым словам и на каких сайтах искать ролики, которые в пропилы нужно вставлять? Схемы установки? Ведь без роликов фалы перетрутся о пропилы в мачте. 

 

Может есть какие-то противопоказания, минусы проводке фалов внутри мачты? 


  • 0

#2 Руфат

Руфат

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 533 сообщений
  • Из:Краснодар
  • Судно: Albin Vega 27
  • Название: VERA

Отправлено 02 февраля 2016 - 11:47

Привет всем. 

Сезон уже скоро - пора думать об улучшении.

Яхта Албин Вега, 1970 г.в., мачта родная, мощная, стоит на рубке, на топе - 4 ролика. Два фала идут каждый через 2 ролика. На мачте снаружи внизу - лебедка для стаксель-фала (стальной трос). И утки для грота-фала. 

Грота-фал я провел через блок на стопор на рубке. Стало оч удобно работать с ним из кокпита. Стаксель-фал не требует частой работы - 2 раза в сезон я его трогаю - стаксель на штаге намотан и закрывается чехлом, который поднимается на спинакер-фале.

1. Все фалы снаружи - на ветру стучат о мачту. Хочу их вовнутрь убрать, чтобы не болтались на ветру. Да и эстетичнее будет. Плюс 2 ролика освободятся. 

2. Буду устанавливать на носовую площадку закрутку для генакера. Соответственно, придется дополнительный фал использовать. Либо через ролик (опять же вовнутрь мачты). Либо на спинакер-фале. Тогда чехол для генуи через ролик.

 

Вопросы. 

Как грамотно дырявить мачту внизу? Чтобы было правильно и на прочность мачты не повлияло? Как я понимаю, грота-фал можно вывести аж в районе степса. А стаксель-фал выводить наружу на полметра выше лебедки. По каким ключевым словам и на каких сайтах искать ролики, которые в пропилы нужно вставлять? Схемы установки? Ведь без роликов фалы перетрутся о пропилы в мачте. 

 

Может есть какие-то противопоказания, минусы проводке фалов внутри мачты? 

Размечаете места выхода фалов. У меня их четыре (внутри мачты протянуты грота фал, стаксель фал, спинакер фал, топенант). Два отверстия в передней части мачты по бокам, два в задней по бокам ,на разной высоте. Отверстия не большие, продолговатые ,на прочность мачты не влияют.Для прохода фала используйте ,например, такую оковку соответствующего размера.Вставляется в выполненное отверстие и приклепывается к мачте.Никаких перетираний в таком проходе не будет.При выполнении отверстий тщательно снимите заусенцы.

Прикрепленные изображения

  • Оковка.jpg

Сообщение отредактировал Руфат: 02 февраля 2016 - 11:48

  • 3

#3 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 02 февраля 2016 - 18:49

Размечаете места выхода фалов. У меня их четыре (внутри мачты протянуты грота фал, стаксель фал, спинакер фал, топенант). Два отверстия в передней части мачты по бокам, два в задней по бокам ,на разной высоте. Отверстия не большие, продолговатые ,на прочность мачты не влияют.Для прохода фала используйте ,например, такую оковку соответствующего размера.Вставляется в выполненное отверстие и приклепывается к мачте.Никаких перетираний в таком проходе не будет.При выполнении отверстий тщательно снимите заусенцы.

Руфат, у Вас были трудности с протяжкой фалов внутри мачты? Какого диаметра фалы?

И как такая оковка называется по-английски. В Москве вряд ли будет в Моремане. Нужно будет заказывать с зарубежных сайтов. 


  • 0

#4 антоша

антоша

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 915 сообщений
  • Из:саратов
  • Судно: поларис
  • Название: гном

Отправлено 03 февраля 2016 - 13:25

Если нет такой оковки, пилите окно и приклепываете две нерж скругленные пластинки изнутри и снаружи профиля , чтобы фал по ним шел. На конрадах и поларисах так. Поищу фотку.


  • 3

#5 антоша

антоша

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 915 сообщений
  • Из:саратов
  • Судно: поларис
  • Название: гном

Отправлено 03 февраля 2016 - 13:40

Snap 2016-02-03 at 12.34.57.png


  • 0

#6 krovaviy

krovaviy

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 083 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 03 февраля 2016 - 13:43

можно и из пластика хорошего.типа капролона


  • 0

#7 Руфат

Руфат

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 533 сообщений
  • Из:Краснодар
  • Судно: Albin Vega 27
  • Название: VERA

Отправлено 04 февраля 2016 - 06:34

Руфат, у Вас были трудности с протяжкой фалов внутри мачты? Какого диаметра фалы? И как такая оковка называется по-английски. В Москве вряд ли будет в Моремане. Нужно будет заказывать с зарубежных сайтов.

Вот на вскидку можно приобрести http://deel.ru/shop.nsf/pages/art8344 По протяжке - тема Веганавты всех стран ... пост 325.
  • 0

#8 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 09 февраля 2016 - 12:30

Привет

1. Все фалы снаружи - на ветру стучат о мачту. Хочу их вовнутрь убрать, чтобы не болтались на ветру.

Будьте готовы, что от этого не избавитесь! Если снаружи их можно оттянуть к вантам, то внутри :(

Но это не главное: надо хорошо проверить конструкцию мачты. На мой взгляд, в вашем случае надо бояться внутренних частей вытяжных заклепок и конструкций: страшны взаимные перетиры! Ведь конструкторы вашего варианта может совсем не учитывали. Мы наоборот, в долгие походы фалы наружу выводили... 


  • 0

#9 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 07 апреля 2016 - 11:42

Вот на вскидку можно приобрести http://deel.ru/shop.nsf/pages/art8344 По протяжке - тема Веганавты всех стран ... пост 325.

Спасибо за наводку. Заказал в deel.ru - через 3 дня привезли курьером.


  • 0

#10 tiger-shark

tiger-shark

    менталист

  • Капитан
  • 1 947 сообщений
  • Из:sea
  • Судно: Albin Vega

Отправлено 07 апреля 2016 - 12:26

у меня появилась еще одна идея как провести проводку внутрь мачты.

Берем несколько вот таких удлинённых  гаек (думаю М6 хватит), готовим отрезки железного прута, на конце нарезаем резьбу. Таким образом получаем возможность соединить достаточно длинный и относительно жесткий  "хлыст"

Прикрепленные изображения

  • prop_products-45363-1429177695-1.jpg

  • 0

#11 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 07 апреля 2016 - 12:44

Железный хлыст длиной 10 метров из 6-ки? Он будет не более жестким, чем провод 2.5 квадрата. Какие-нибудь пластиковые трубки использовать для этого - интересная идея.  Для электропроводки предлагают трубки Д20 гладкие пвх. Соединить можно скотчем. 15 руб/метр. Сначала попробую тросом. Не выйдет - куплю трубки. Основной вопрос: как обеспечить неперетирание фалов внутри мачты друг о друга и о всякие усилители в районе краспиц? Сверлить в мачте ревизионные отверстия и тем самым снижать ее прочность очень не хочется. 


  • 0

#12 tiger-shark

tiger-shark

    менталист

  • Капитан
  • 1 947 сообщений
  • Из:sea
  • Судно: Albin Vega

Отправлено 07 апреля 2016 - 13:17

я кабельной протяжкой пробовал--бесполезно, максимум на 3 метра вошла.


  • 0

#13 Paper Jet

Paper Jet

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 103 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Рикошет Микро
  • Название: Serena

Отправлено 07 апреля 2016 - 14:44

Если речь о том, как протащить внутри "трубы", то на Голландцах делаю так - через топ мачты кидаю шарикгайку с привязанной бечевкой и приподнимаю до уровня груди. Понемногу трясу пока грузик не выкатится внизу. Потом крючком вытаскиваю бечевку и с любого конца подвязываю тросы и в обратном порядке...

На современных мачтах дабы исключить пересечение-перетирание закладывают пластиковые трубки, но в деревяшке пока обходились без них.


  • 0

#14 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 07 апреля 2016 - 14:53

Пока на топе просверлил отверстие 9 мм. Но через него не получается. Видимо придется более радикально открывать топ и потом думать, как его закрывать, чтобы вода не попадала. Какие идеи насчет пробки/крышки 5 см диаметром? Бутылочная пробка маловата будет. Из дерева вырезать - не очень красиво будет, да и выскочит от расширения. Какую-нибудь промышленную пробку найти бы. Полиэтиленовую. 

И чем просверлить в алюминии отверстие 40-50 мм? Балеринкой для плитки? Коронкой для розеток?


Сообщение отредактировал sergvg: 07 апреля 2016 - 16:00

  • -1

#15 Paper Jet

Paper Jet

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 103 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Рикошет Микро
  • Название: Serena

Отправлено 07 апреля 2016 - 23:18

Пока на топе просверлил отверстие 9 мм. Но через него не получается. Видимо придется более радикально открывать топ и потом думать, как его закрывать, чтобы вода не попадала. Какие идеи насчет пробки/крышки 5 см диаметром? Бутылочная пробка маловата будет. Из дерева вырезать - не очень красиво будет, да и выскочит от расширения. Какую-нибудь промышленную пробку найти бы. Полиэтиленовую. 

И чем просверлить в алюминии отверстие 40-50 мм? Балеринкой для плитки? Коронкой для розеток?

Не совсем понял ход мыслей - просверлить отверстие 9 мм. Это для чего? Если собираетесь фалы внутрь убирать, отверстие должно быть как миниму в размер шкива. В данном случае - верхнего + запас на сам фал. В итоге это гораздо более 9мм. В нижней части - также, либо один выход под 2-3 ролика, либо по одному вразнос.

Первые две картинки - врезка в топ мачты, третья - проводка стаксель-фала, последняя - торцевая пробка. Сначала под стаксель проводка делалась открытой, потом тоже поменял. Мачта - самоделка, около 7м., пустотная, рейка 5-6мм (весит как алюминиевая труба 2мм.) наружный размер 50-52 в топе, у степса - 63-65, внутри 5 вставок около 100мм с внутренним отверстием 25мм. Сначала было задумано без отверстий, дабы не тонула. Потом оказалось что дерево само не тонет...

Когда решался вопрос о проводке фалов, решил рассверлить все кроме торцевых - на прочность не повлияло.

Прикрепленные изображения

  • 22-08-13_1616.jpg
  • 22-08-13_1617.jpg
  • 22-08-13_1737.jpg
  • 21-08-13_1901.jpg

Сообщение отредактировал Paper Jet: 07 апреля 2016 - 23:22

  • 1

#16 Accord

Accord

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 24 сообщений
  • Из:N.Novgorod
  • Судно: K-25-R

Отправлено 08 апреля 2016 - 00:03

 

И чем просверлить в алюминии отверстие 40-50 мм? 

Прежде чем сверлить в мачте такие большие отверстия- попробуйте все же менее разрушительные варианты!

У себя на Конраде 25 проводили фалы следующим образом: через блок грота- фала просовывали внутрь мачты загнутый гвоздь 80 мм. с привязанным к нему шнуром диаметром около 2 мм. Далее мачту ставили наклонно или даже почти вертикально, добиваясь, чтобы гвоздь с веревочкой провалился вниз к шпору мачты. Для облегчения процедуры мачту слегка трясли. Затем проволочным крючком через выходное отверстие фала подцепляли шнур, выводили его наружу и проводили с помощью этого шнура сам грота фал. Остальные фалы проводили, привязывая их к уже проведенному грота- фалу через отверстие для блока в мачте. Для удобства этой процедуры блоки остальных фалов к мачте приклепывали уже после проводки фалов.

Выходные отверстия фалов у нас сделаны примерно на высоте человеческого роста от палубы. Это позволяет быстро поднять паруса при работе вдвоем (фал тянется матросом сразу без блоков из мачты), позволяет в одиночку поднять грот (у нас грот без ползунов, нужно его поправлять на входе в ликпаз и одновременно тянуть вверх, а стопора на рубке).

 

Удачной Вам работы!


  • 0

#17 Paper Jet

Paper Jet

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 103 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Рикошет Микро
  • Название: Serena

Отправлено 08 апреля 2016 - 00:19

Те же яйца, только "вид сбоку", гвоздь или гайка - суть не меняется. Речь о том, что блокаблоков все равно отверстия делать гораздо больше чем "дырку" в 9мм.


  • 0

#18 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 08 апреля 2016 - 00:55

Блоков и шкивов на выходе у меня не будет. Я уже купил оковки для вывода фалов из мачты. Они у меня будут выходить и идти параллельно мачте. Стаксель-фал - на лебедку на мачте, грота-фал - на внешний блок на стеасе и на стопор на рубку.

А большое отверстие на топе нужно для того, чтобы увидеть внутренность мачты, увидеть куда проводить фалы и проконтролировать, чтобы они не перекрутились. В районе краспиц внутри мачты приварены усилители, которые и мешают спокойно провести что-либо. Идеальный вариант - вставлять проводник вертикально. Но у нас в клубе нет такого высокого крана или здания, чтобы быть выше 9-ти метровой мачты и иметь одновременный доступ сверху и снизу.

Накидайте идеи пробок. От больших бутылей может? Там пару сантиметров диаметр горлышка. Может даже 2 придется сверлить, под каждый фал со своей стороны от центра. 

 

И еще вопрос, на какой высоте выводить фалы от места отвода от мачты? Понятно, что если руками тянуть, то удобнее на уровне головы. Но тогда 2 метра фала будет опять снаружи мачты и хлопать на ветру. Стаксель-фал можно рядом с лебедкой выводить. Его один раз поднял в начале навигации и в конце навигации спустил. 


Сообщение отредактировал sergvg: 08 апреля 2016 - 00:58

  • 0

#19 RomBar

RomBar

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 004 сообщений
  • Из:Псков
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 08 апреля 2016 - 01:37

У меня шкивы фалов были у шпора мачты. В этом случае можно или вверх (вдоль мачты) вручную набивать и закладывать на мачтовую утку или через органайзер на крыше рубки проводить в кокпит на лебёдку и стопор.


Сообщение отредактировал RomBar: 08 апреля 2016 - 01:37

  • 0

#20 vvk01

vvk01

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 955 сообщений
  • Из:Samara

Отправлено 08 апреля 2016 - 02:05

Отлично протягиваются фалы в мачте с помощью жесткой стальной проволоки. Действовать нужно вдвоем.

Пихаем проволоку в мачту (мачта лежит горизонтально), ловим кончик проволоки через окошечко выхода фала с помощью другой проволочки.

Приматываем фал к проводнику, вытягиваем через топ назад.


  • 2

#21 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 08 апреля 2016 - 02:16

В роли пихАла хорошо себя показала стальная омеднёная проволока D-5 мм, которая висит между многоэтажками. По ней запитана радиоточка, наследие СССР.

 

Умелые пихАльщики работают у районных инет-провайдеров, которые тянут по квартирам инет витой парой.

 

К пихАлу кабель или тонкий линь-проводник приматывают изолентой.

 

Всё из личного опыта, я этой витой пары протянул километры.


  • 0

#22 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 08 апреля 2016 - 09:46

Отлично протягиваются фалы в мачте с помощью жесткой стальной проволоки. Действовать нужно вдвоем.

Пихаем проволоку в мачту (мачта лежит горизонтально), ловим кончик проволоки через окошечко выхода фала с помощью другой проволочки.

Приматываем фал к проводнику, вытягиваем через топ назад.

Если было бы так просто - не было бы темы. :) Любая проволока упирается во что-то внутри на лежащей мачте. При этом я в прошлом году и мачту вращал,и проволоку - бесполезно. В районе краспиц что-то внутри приварено. Антенна на топ идет - значит как-то ее провели.

 

В роли пихАла хорошо себя показала стальная омеднёная проволока D-5 мм, которая висит между многоэтажками. По ней запитана радиоточка, наследие СССР.

 

Умелые пихАльщики работают у районных инет-провайдеров, которые тянут по квартирам инет витой парой.

 

К пихАлу кабель или тонкий линь-проводник приматывают изолентой.

 

Всё из личного опыта, я этой витой пары протянул километры.

Я 3 года установкой телефонов занимался. С этажа на этаж лапшу тоже с помощью проволоки протаскивал успешно. А с мачтой - что-то мешает. :)


  • 0

#23 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 710 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 08 апреля 2016 - 10:00

В роли пихАла хорошо себя показала стальная омеднёная проволока D-5 мм, которая висит между многоэтажками. По ней запитана радиоточка, наследие СССР.

 

А ещё толстый антенный кабель, диаметром больше 10 мм. Прекрасно пихАется!  :)  Отлично провёл им новые фалы на лежащей горизонтально мачте, снизу, сняв шпор и врезные блоки. Заодно заклёпки обновил!

 

Раньше да, гайка-верёвочка-трясти... :)

 

 

. А с мачтой - что-то мешает. :)

Снять шпор, запихать фонарик, смотреть (можно и в бинокль), разбираться... :)


Сообщение отредактировал 2191: 08 апреля 2016 - 10:09

  • 0

#24 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 588 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 08 апреля 2016 - 14:42

Снять шпор, запихать фонарик, смотреть (можно и в бинокль), разбираться... :)

С видеокамерой!  :)

Мы в 14 м мачте, с распорками у краспиц, проталкивали 2 или 3 мм проволоку. Упиралась, но прошла. Потом за нее все вытянули.

Если у Вас уже проведена антенна - используйте ее, как проводник. Потом вернете на место.

Там есть еще один подводный камень. Когда будете тянуть новый фал, используя старый в качестве проводника, есть опасность, что новый перекрутится с уже проведенными. Особенно если тянете гвоздиком или гаечкой. Мы на такие грабли наступали.

Беда в том, что проблема всплывает потом, когда на ходу набит один фал и приходится тянуть другой под нагрузкой. 


  • 1

#25 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 08 апреля 2016 - 16:22

С видеокамерой!  :)

Мы в 14 м мачте, с распорками у краспиц, проталкивали 2 или 3 мм проволоку. Упиралась, но прошла. Потом за нее все вытянули.

Если у Вас уже проведена антенна - используйте ее, как проводник. Потом вернете на место.

Там есть еще один подводный камень. Когда будете тянуть новый фал, используя старый в качестве проводника, есть опасность, что новый перекрутится с уже проведенными. Особенно если тянете гвоздиком или гаечкой. Мы на такие грабли наступали.

Беда в том, что проблема всплывает потом, когда на ходу набит один фал и приходится тянуть другой под нагрузкой. 

О чем и речь. видимо фалы придется сразу все проводить и очень аккуратно их разбирать, чтобы не перехлестнулись. А провод антенный не нужен - я демонтирую антенну с мачты, ибо стационарную рацию снял. На ВВП носимая удобнее. 


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей