[font="'times new roman';"]МС Хикмана[/font]
[font="'times new roman';"]Изучая всю доступную мне информацию по Морским саням. Я пришёл к выводу что МС это «тупиковая ветвь эволюции глиссирующих мотолодок». Более того. Мои опыты использовать эти обводы как в водоизмещающем так и глиссируещем режиме привели к такому же выводу. Поясняю что я имею в виду.[/font]
[font="'times new roman';"]Появилась эта идея вывернуть дно наизнанку в середине прошлого века, когда моторы были ещё относительно маломощными и тяжёлыми, а корпуса относительно плоскодонными. Сразу же обнаружилось, что более «мягкое» движение на умеренном волнении при увеличении высоты волны относительно уменьшается и удары в носовую часть сравниваются, а при некоторых условиях и превышают то, что получалось на классических корпусах. По той простой причине, что ширина корпуса в носу больше. Поэтому появились трёх килевые корпуса, причём средний киль вначале расположенный выше боковых постепенно опустился и в конце концов боковые кили поднялись, сдвинулись в корму и превратились в спонсоны. [/font]
[font="'times new roman';"]Это в частности позволило устанавливать один подвесной мотор не заглубляя черезмерно винт.[/font]
[font="'times new roman';"]Окончание этого процесса хорошо видно на эволюции проектов тримарана «Бостонский китобой».[/font]
[font="'times new roman';"]Несмотря на перечисленные недостатки я все-таки сделал глиссирующую лодочку с такими обводами. Причиной стало то, что требовалось иметь устойчивою платформу для рыбалки в минимальных размерениях для двух рыболовов под мотор до 10л.с..[/font]
[font="'times new roman';"]Ожидания от мотолодки полностью оправдались.[/font]
[font="'times new roman';"] Остойчивость;[/font]
[font="'times new roman';"] статистическая позволяет сидеть на борту не задумываясь об этой самой остойчивости,[/font]
[font="'times new roman';"] а на ходу при резких поворотах хотя лодочка и получает крен но он достаточно мал и не опасен.[/font]
[font="'times new roman';"]Поворотливость великолепная. Можно ходить по узким протокам не снижая скорости. [/font]
[font="'times new roman';"]Поведение на волне;[/font]
[font="'times new roman';"]- в режиме глиссирования, из за житейских проблем удалось походить только при высоте волны до 0,3м, то же вполне удовлетворительное. [/font]
[font="'times new roman';"] Вывод.[/font]
[font="'times new roman';"]Обводы типа МС вполне себя оправдывают и имеют преимущества на простых по конструкции корпусах при длине до 3-х ну может быть до 4-х метров.[/font]
[font="'times new roman';"]Они более остойчивые при всех остальных характеристиках.[/font]
[font="'times new roman';"]Почти при всех.[/font]
[font="'times new roman';"] Скорость с минимальной нагрузкой оказалась на 2-3км в час ниже. [/font]
[font="'times new roman';"]Думаю что это результат отгиба дна в корме. С увеличением скорости более 25 км в час лодочка как бы прилипает к поверхности воды. В результате смоченная поверхность не уменьшается, а как известно сопротивление трения движению на скоростях около 30км в час имеет значительную величину. Но зато такой отгиб полностью устранил прохватывание винтом воздуха при волнении и в поворотах. А также нет никакой «свечки» при старте. Думаю и прочность дна из за сформированного среднего киля необходимая при неизбежном выскакивании из воды при большем волнении будет не лишней. Но определить так ли это, а так же скорость с нагрузкой три человека можно будет уже только в следующую навигацию. [/font]
[font="'times new roman';"]Строить же корпус больших размерений, (Граница для глиссирующих проходит где-то на 4(четырёх) метрах) а для водоизмещающих на 3(трёх) и, или под более мощный мотор, если только нет особых требований к остойчивости, нецелесообразно. Мореходность явно будет ниже, чем у тримаранов, а сложность постройки, стоимость и вес корпуса, ведь потребуется сделать «откосы» по дну что бы устранить крен наружу циркуляции который с более мощным мотором и возросшей массой может быть опасным, опять же сравняется с тримараном.[/font]