Прошу прощения, что поздно, но для меня тема крайне актуальна. Собираюсь в поход по р. Ловать ниже г. Холм 9 августа 2021 года.
Проблема с курсовой устойчивостью надувного катамарана была и у меня при испытаниях на Волге. Катамаран Masterkat-530, мотор 2 л.с. висит на выносном транце в районе кормового среза поплавков. Рядом с мотором я сижу боком на правом поплавке, голова постоянно повернута вбок (смотрю по ходу движения), ноги на палубе в качестве противовеса, постоянно работают мышцы пресса, т.к. нет опоры под спину, а левая рука тянется к румпелю.
При этом приходится постоянно подруливать, катамаран постоянно сваливается с курса. Такие прямо периодические, похожие на синусоиду движения румпелем 5 см от себя, 5 см к себе с интервалом 5..6 секунд. Вроде приноровился, прицелился в точку на горизонте, потихонечку хитрыми движениями на опережение стабилизировал судно, но стоило ради эксперимента оставить румпель неподвижным на 20 секунд, так катамаран уже под 90 градусов развернулся к запланированному курсу. Еще 20 секунд, и он уже кругами ходит, вращение только ускорятся.
Жена для симметрии сидит на противоположном борту ближе к корме, легкие дети (две девочки) сидят на носу. Вещи я тоже постарался ближе к носу разметить, но все равно корма оказалась сильно нагружена.
У меня сложилось впечатление, что точка центра поворота смещена ближе к тяжелой корме, поэтому при малейшем повороте судна набегающая вода начинает разворачивать легкий нос. Получается как бы неустойчивое равновесие, "сверхманёвренность" и полное отсутствие курсовой устойчивости. Это как пытаешься балансировать вертикально стоящей тростью, опирающейся на ладонь.
Вот хотелось бы уйти от этой "сверхманевренности".
Я тоже собираюсь в предстоящем походе переместить мотор на нос, но не между баллонами, а также на выносном транце в районе носового окончания поплавков. Тогда я буду сидеть на палубе на скамеечке в нормальной позе, наклонившись корпусом вперед, опираясь о ноги, мотор передо мной, рулить буду, как велосипедом. Масса рулевого (в данном случае более 110 кг) и масса мотора будут ближе к носу, и есть надежда, что и точка центра поворота также сместится к носу, а облегченная корма будет играть роль стабилизатора курса, так как набегающая вода при попытке самопроизвольного поворота будет возвращать корму на место.
Кстати, на моторе я уже дейдвуд развернул относительно головы на 180 градусов, там крепление оказалось симметричное, отвернул 4 болта, повернул ногу, ввернул болты обратно, операция заняла 5 минут. Конструкция транца также позволяет воткнуть мотор между двумя консольно вынесенными балками, крепящимися к раме, к которым вертикально прикручена пластина транца.
Задача вовсе не повысить управляемость, а напротив, повысить устойчивость к курсу. Путь он как плот боком смещается к правому, или левому берегу. Так на прямых участках как раз удобнее обходить мели и коряги, а вместе с рекой как-нибудь поверну, надеюсь впишусь в радиус поворота реки. От берега можно и веслом отпихнуться в случае чего.
Поэтому мне очень интересно, кто-то пробовал таким образом управлять катамараном?