Перейти к содержимому

Фотография

Реально ли поставить мотор на носу катамарана?


Сообщений в теме: 267

#251 Кат73

Кат73

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 534 сообщений
  • Из:Ульяновск
  • Судно: Стальной переходник
  • Название: Скат 73

Отправлено 23 марта 2016 - 17:54

Максимальная нагрузка, с которой я ходил, примерно 750 кг на самом кате: 6 мужиков + шмурдяк. Плюс две груженых надувнушки на буксир.

Точно осадку не мерил,  но думаю не более 200 мм, поскольку баллоны у меня 500 и до середины они не "садились".

Кат трансформируемый, поэтому "удобства" от задачи. Например, на длительный поход, экипажем из трех человек (или троих взрослых и ребенка), конфигурация такая: палатка, тент на всю палубу, два герметичных рундука. В таком виде полностью живем на кате. К берегу можно не причаливать несколько дней, идти вахтами.

При большем экипаже палатка на ходу не устанавливается, и без разбивки лагеря на берегу не обойтись.


  • 0

#252 Камский Андрей

Камский Андрей

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 167 сообщений
  • Из:Казань
  • Судно: Моторный катамаран

Отправлено 23 марта 2016 - 17:59

Максимальная нагрузка, с которой я ходил, примерно 750 кг на самом кате: 6 мужиков + шмурдяк. Плюс две груженых надувнушки на буксир. Точно осадку не мерил,  но думаю не более 200 мм, поскольку баллоны у меня 500 и до середины они не "садились". Кат трансформируемый, поэтому "удобства" от задачи. Например, на длительный поход, экипажем из трех человек (или троих взрослых и ребенка), конфигурация такая: палатка, тент на всю палубу, два герметичных рундука. В таком виде полностью живем на кате. К берегу можно не причаливать несколько дней, идти вахтами. При большем экипаже палатка на ходу не устанавливается, и без разбивки лагеря на берегу не обойтись.

На форуме есть тема: обсуждаем эргономику катамарана, если не трудно напиши туда.
  • 0

#253 Кат73

Кат73

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 534 сообщений
  • Из:Ульяновск
  • Судно: Стальной переходник
  • Название: Скат 73

Отправлено 24 марта 2016 - 10:14

Постоянно "сидеть" в интернете я не могу. Тему про эргономику еще не читал.

Написать не трудно, но о чем? На поставленные вопросы я вроде ответил. Если это представляет какой то интерес в теме эргономики, процитируйте там. Или вы хотели еще что то узнать, чтобы я вам ответил именно в соседней теме?


  • 0

#254 Камский Андрей

Камский Андрей

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 167 сообщений
  • Из:Казань
  • Судно: Моторный катамаран

Отправлено 24 марта 2016 - 12:17

Тогда конечно извините.
  • 0

#255 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 04 августа 2021 - 14:39

Прошу прощения, что поздно, но для меня тема крайне актуальна. Собираюсь в поход по р. Ловать ниже г. Холм 9 августа 2021 года.

 

Проблема с курсовой устойчивостью надувного катамарана была и у меня при испытаниях на Волге. Катамаран Masterkat-530, мотор 2 л.с. висит на выносном транце в районе кормового среза поплавков. Рядом с мотором я сижу боком на правом поплавке, голова постоянно повернута вбок (смотрю по ходу движения), ноги на палубе в качестве противовеса, постоянно работают мышцы пресса, т.к. нет опоры под спину, а левая рука тянется к румпелю.

 

При этом приходится постоянно подруливать, катамаран постоянно сваливается с курса. Такие прямо периодические, похожие на синусоиду движения румпелем 5 см от себя, 5 см к себе с интервалом 5..6 секунд. Вроде приноровился, прицелился в точку на горизонте, потихонечку хитрыми движениями на опережение стабилизировал судно, но стоило ради эксперимента оставить румпель неподвижным на 20 секунд, так катамаран уже под 90 градусов развернулся к запланированному курсу. Еще 20 секунд, и он уже кругами ходит, вращение только ускорятся.

 

Жена для симметрии сидит на противоположном борту ближе к корме, легкие дети (две девочки) сидят на носу. Вещи я тоже постарался ближе к носу разметить, но все равно корма оказалась сильно нагружена.

 

У меня сложилось впечатление, что точка центра поворота смещена ближе к тяжелой корме, поэтому при малейшем повороте судна набегающая вода начинает разворачивать легкий нос. Получается как бы неустойчивое равновесие, "сверхманёвренность" и полное отсутствие курсовой устойчивости. Это как пытаешься балансировать вертикально стоящей тростью, опирающейся на ладонь.

 

Вот хотелось бы уйти от этой "сверхманевренности".

 

Я тоже собираюсь в предстоящем походе переместить мотор на нос, но не между баллонами, а также на выносном транце в районе носового окончания поплавков. Тогда я буду сидеть на палубе на скамеечке в нормальной позе, наклонившись корпусом вперед, опираясь о ноги, мотор передо мной, рулить буду, как велосипедом. Масса рулевого (в данном случае более 110 кг) и масса мотора  будут ближе к носу, и есть надежда, что и точка центра поворота также сместится к носу, а облегченная корма будет играть роль стабилизатора курса, так как набегающая вода при попытке самопроизвольного поворота будет возвращать корму на место.

 

Кстати, на моторе я уже дейдвуд развернул относительно головы на 180 градусов, там крепление оказалось симметричное, отвернул 4 болта, повернул ногу, ввернул болты обратно, операция заняла 5 минут. Конструкция транца также позволяет воткнуть мотор между двумя консольно вынесенными балками, крепящимися к раме, к которым вертикально прикручена пластина транца.

 

Задача вовсе не повысить управляемость, а напротив, повысить устойчивость к курсу. Путь он как плот боком смещается к правому, или левому берегу. Так на прямых участках как раз удобнее обходить мели и коряги, а вместе с рекой как-нибудь поверну, надеюсь впишусь в радиус поворота реки. От берега можно и веслом отпихнуться в случае чего. 

 

Поэтому мне очень интересно, кто-то пробовал таким образом управлять катамараном?


  • 0

#256 Кат73

Кат73

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 534 сообщений
  • Из:Ульяновск
  • Судно: Стальной переходник
  • Название: Скат 73

Отправлено 04 августа 2021 - 17:31

Неустойчивость моторных ПВХ катов на курсе - обычное дело. Каты "висят" на руле. Обусловлено малой массой, малой осадкой, большой парусностью. Без внесения изменений в конструкцию не лечится, смиритесь.

Сместив центровку в нос вы ничего путного не получите. Управляемость ухудшится. Устойчивость на курсе не улучшится. Центровка должна быть кормовой. В оставшееся до выхода время лучше подумайте об организации нормального места рулевого. Сидеть без поддержки спины действительно неудобно. Если на вашем кате жесткая палуба, спокойно ставится нормальное кресло, легкое складное. Если мягкая, можно ограничится куском фанеры именно под сиденьем. Можно поставить надувное кресло на баллон (палубу). Или от каяка. Менее удобно, зато с поддержкой.

Как предлагаете вы, думаю мало кто пробовал. И вам не стоит, особенно в походе. Попробуйте лучше потом, как нибудь, просто на выходных, ради эксперимента. Сразу станет ясно. Ход рассуждений понятен (принцип стабилизации дротика, бадминтонного воланчика и т.п.). Но почему-то так не делают. Скорее всего потому, что никаких преимуществ нетрадиционная компоновка не дает. А минусы даст.

К тому же транец без обтекателя исправно забрызгивает экипаж даже при заднем расположении. Чего уж говорить о переднем. Представьте, что встречная волна бьет в транцевую доску - вы мокрый с головы до ног, и весь экипаж, и шмурдяк.

И потом, как я понимаю это ваш первый поход. Вы пишите: "От берега можно веслом отпихнуться...". А кто будет отпихиваться? Вы на руле. В вашем экипаже только женщина и дети. На них лучше не рассчитывать. Так что ухудшать управляемость точно не стоит. 

Верните мотор в исходное. Идите на стандартном кате. Поставьте себе нормальное сиденье. Грузите вещи с обеспечением небольшого дифферента ката на корму. И удачи в походе!


  • 1

#257 свободник

свободник

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 898 сообщений
  • Из:село Пивань
  • Судно: катамаран
  • Название: Тэмтигэ

Отправлено 05 августа 2021 - 02:44

Многокорпусники обычно имеют относительно малую площадь ватерлинии и чутко реагируют дифферентом на перемещение массы экипажа или мотора. Двигатель установленный на выносном транце при волнении может оголять винт или даже заливаться. Спереди это будет выражено сильнее.
Я выбрал центральное расположение мотора, практически в центре массы судна. В этом месте вертикальные колебания двигателя минимальны. На волнении это важно.
Экипаж сидит вокруг мотора. Центровка постоянна при любой загрузке и скорости. Шумновато конечно. Планирую сделать пенопластовую коробку/капот на мотор, которая будет по совместительству столиком.
Так же, если бензобак встроен в мотор, то заправляться на ходу очень удобно когда мотор по центру.
Рулим обычным яхтенным пером руля и румпелем. Это легче и точнее чем вертеть мотором.
Мой мотор вращается на 360. Одновременно вертя мотором и пером руля, получалось двигаться ровно боком.
  • 1

#258 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 05 августа 2021 - 10:37

...

Верните мотор в исходное. Идите на стандартном кате. Поставьте себе нормальное сиденье. Грузите вещи с обеспечением небольшого дифферента ката на корму. И удачи в походе!

 

Да, я думал об этом. Складную лавочку, чтобы сидеть на палубе повыше в нормальной позе возьму обязательно. Здесь главное даже не под спину упор, а опора на ноги, как на табуретке. Не попробуешь, не узнаешь. У меня первый участок по реке после заброски запланирован всего 8 км, на первой же стоянке я могу все вернуть назад за 30 минут. Самое долгое - отвязывать и привязывать палубу (под натяжной палубой есть еще несколько досок, привязанных к раме). Переставить транец обратно на корму и развернуть ногу мотора займет всего 10 минут.


  • 0

#259 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 827 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 05 августа 2021 - 13:57

Судя по фото. У Вас мотор крепится к ящику треугольному из фанеры?


  • 0

#260 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 05 августа 2021 - 14:56

Судя по фото. У Вас мотор крепится к ящику треугольному из фанеры?

Это, к сожалению, не моя фотография, вот - моя:

4.png

там у них снизу еще отбойная доска к транцу приделана.


  • 0

#261 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 827 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 05 августа 2021 - 15:48

Если сможете прикрепить кусок доски фанерки дюраля сбоку к подмоторной доске это решит проблему. Желательно на болту или вообще к кормовой трубе что бы смогла откинутся при наезде на мель. 


  • 0

#262 Wagavik

Wagavik

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 251 сообщений
  • Из:Затон Ёлнать
  • Судно: самострой
  • Название: разные

Отправлено 06 августа 2021 - 21:04

Это, к сожалению, не моя фотография, вот - моя:
attachicon.gif4.png
там у них снизу еще отбойная доска к транцу приделана.


А у Вас транцевая доска воду не цепляет?
  • 0

#263 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 06 августа 2021 - 23:32

.....
Рулим обычным яхтенным пером руля и румпелем. Это легче и точнее чем вертеть мотором.

.......

То же самое делаю на швертботе.

У меня стоит так называемый поперечный румпель, поэтому сижу (стою, лежу :D ) где удобно, тяга румпеля движется вперед-назад. Спина, руки и прочие члены не затекают.

Мотор зафиксирован от поворота, рулю по-яхтенному, пером руля. При необходимости резкого маневра подключаю поворот мотора, предварительно расфиксировав его, хотя это случается довольно редко.

А если попробовать плавники курсовой устойчивости для ПВХ лодок? В количестве "по вкусу".

2734789157_plavniki-dlya-naduvnoj.jpg


Сообщение отредактировал утлюк: 06 августа 2021 - 23:35

  • 0

#264 Анатолий Матвеев

Анатолий Матвеев

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 9 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: Швертбот
  • Название: Хатанга

Отправлено 02 марта 2023 - 11:18

Интересная тема. И так долго, детально всë обсасывалось. На самом деле всё просто. Я не гуру, но пробовал и так и этак. Мотор сзади - легко маневрировать, руля мотором, руля рулëм чуть сложнее. Трудно удержать на курсе прямо, независимо от того, чем рулить - постоянное подруливание. Мотор спереди - рулить (маневрировать) чуть сложнее - больше поворот мотора или румпеля руля. Прямо идти однозначно легче - меньше подруливание, не так чувствительны ветер и течение, сбивающие с курса. Если же говорить об удобстве собственно руления - пофиг где мотор, всë равно дистанция лучше. Ну и общий вывод - если важнее устойчивость на курсе - мотор спереди. Если нужна сверхманевренность - всë же сзади.

Сообщение отредактировал Анатолий Матвеев: 02 марта 2023 - 12:16

  • 0

#265 Анатолий Матвеев

Анатолий Матвеев

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 9 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: Швертбот
  • Название: Хатанга

Отправлено 02 марта 2023 - 11:29

И ещë собственно про рулëжку. Когда мотор сзади - неважно, чем рулить, всë равно сидеть только в пол-оборота, всë равно обзор хуже, если надстройки, пассажиры, паруса и т.д. Когда мотор спереди, и рулить только мотором, сидя рядом - сядешь где хочешь, как хочешь, видно всë, в том числе топляки и камни. Откидывание мотора, расположение румпеля, дëргалки, защита от волн и брызг - второстепенные вещи, если рассуждать чисто о рулëжке. Ну и в любом случае дистанция - очень удобно.

Сообщение отредактировал Анатолий Матвеев: 02 марта 2023 - 11:42

  • 0

#266 Анатолий Матвеев

Анатолий Матвеев

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 9 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: Швертбот
  • Название: Хатанга

Отправлено 02 марта 2023 - 11:39

Ну и о плавниках. Если при движении под мотором, стоящим стандартно сзади, опустить шверт (на швертботе), то удержать на курсе прямо становится ну очень сложно. А вот если шверт поднять, а руль, зафиксированный в положении прямо, чуть опустить и рулить мотором - идти прямо одно удовольствие. Можно даже креном рулить, не трогая румпель - просто наклоняясь чуть-чуть вправо-влево. Я на длинных переходах под мотором ложился, под голову высокую подушку, и балдел, изредка поглядывая вперëд и при необходимости подпинывая дистанцию ногой, смотря при этом ютубчик в телефоне. Ну или можно в это время салатику почикать.

Сообщение отредактировал Анатолий Матвеев: 02 марта 2023 - 11:48

  • 0

#267 Анатолий Матвеев

Анатолий Матвеев

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 9 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: Швертбот
  • Название: Хатанга

Отправлено 02 марта 2023 - 11:45

А топик так и не отписался, ставил ли он мотор спереди и как ощущения
  • 0

#268 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 06 апреля 2023 - 11:57

Ну и о плавниках. Если при движении под мотором, стоящим стандартно сзади, опустить шверт (на швертботе), то удержать на курсе прямо становится ну очень сложно. 

Наверное это индивидуально для каждой лодки. Пару раз, бывало (на шверцботе), дернешь верёвку, и погнал, а минут через -ть обнаруживаешь, что шверц (!) не поднят. :w00


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей