Перейти к содержимому

Фотография

Пожаротушение на лодке

пожар; огонь; огнетушитель;

Сообщений в теме: 20

#1 ReneMagritt

ReneMagritt

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 12 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 13 апреля 2016 - 14:51

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Уважаемые маньяки, доброго времени суток![/font]

 

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]На досуге раздумываю о способах обустройства моторного отсека (далее "МО") с точки зрения пожарной безопасности и о существующих системах пожаротушения на парусных (и не только) лодках. Сразу скажу, что для обладателей пластиковых и деревянных корпусов этот вопрос стоит чуть более остро, но и для металлистов пожар смертельно опасен.[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Предлагаю в этой ветке подробно подумать на следующие темы:[/font]

  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Сколько огнетушителей (далее «ОТ») вообще нужно иметь на лодке.[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]На каких реагентах ОТ брать.[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Как и какие автоматические системы пожаротушения (далее – «СП») надо ставить.[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Где надо размещать датчики и на что их настраивать.[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Иные средства и способы борьбы с возгораниями.[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Сразу прошу прощения у матёрых волков, но я бы хотел начать с азов безопасности на лодке (я соберу здесь всё, что связано с огнём, но тему про газовые/керосиновые/дизельные плиты надо обсуждать отдельно):[/font]

  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Нельзя экономить на топливопроводе и электропроводке. В идеале – иметь прозрачные топливные шланги.[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Регулярное ТО всей топливной системы, отопительной системы и камбуза (1 раз в год минимум).[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]После использования плиты газопровод должен каждый раз перекрываться газовым краном.[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Газовый баллон должен находиться на палубе, в отдельном вентилируемом и отливном рундуке.[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Необходимо иметь кран для ручного перекрытия топливной магистрали, а также рубильник на всю электрику.[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Убирайте остатки ГСМ и солярки из поддона дизеля. ))[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]На камбузе должно быть несгораемое покрывало (серебрянка).[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Каждый член команды и «просто покататься» должен знать, где стоят огнетушители и уметь ими пользоваться. Я для этих целей не жалею раз в сзон на шашлыках "расстрелять" пару огнетушителей, чтобы все почувствовали, что это такое.[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Один или несколько огнетушителей должны быть рядом со входом. Один должен быть в одном из рундуков на палубе.[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Я наверняка что-то упустил, буду рад вашим добавлениям и исправлениям![/font]

 

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Теперь к вопросу об огнетушителях…[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]В России действуют несколько классификаций пожаров по типу горючего, обе они во многом похожи. В США своя система с небольшими отличиями, но их нужно иметь в виду при выборе импортных тушилок. Данные следующие:[/font]

 

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Класс А – горение обычных твёрдых веществ (дерево, пластик, бумага, ткань)[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Класс B – горючие жидкости и ГСМ[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Класс С (в США это тоже класс В) – газы[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Класс D – металлы (натрий, калий и т.д.)[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Класс Е (в США это класс С) – горение электроустановок под напряжением[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Класс F – ядерные материалы (у кого тут тузик на термоядерном движке?).  [/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]В США есть ещё класс К – кухонные пожары с участием масел. В Европе недавно тоже добавили эту категорию, у них это класс F.[/font]

 

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Не секрет, что от типа возгорания зависит то, чем его тушить. Обычно инструкция есть на самом огнетушителе. В зависимости от используемого вида огнетушашего реагента ОТ бывают следующие: [/font]

 

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Порошковые (классы А, В, C, D и Е)[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Плюсы[/font]

  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Массовость[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Доступность[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Универсальность[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Минусы[/font]

  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Сильно ухудшают видимость в помещении[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Требуют защиты дыхательных путей[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Засоряет помещение порошком[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Углекислотные (классы А, В, С и Е) особенно хорошо тушит жидкости и электроустановки.[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Плюсы[/font]

  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Охлаждает зону тушения[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Не сильно ухудшает видимость[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Не пачкает помещение[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Минусы[/font]

  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Тяжёлые[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Дороже порошковых[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Хладоновые[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]В них используется супер хладогент, который токсичен, но при этом не портит электронику и прочее тонкое оборудование, не загрязняет тушащееся помещение. Существует несколько импортных хладогентов, «чистых» в использовании, которые подходят для всех типов возгораний и не приводят к последующей коррозии:[/font]

 

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]HFC-227ea (он же FM200 у янки) – малотоксичный, дорогой, подходит для всех видов пожаров. Подробнее тут. [/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Novec 1230 – производится известной фирмой 3М. Следов не оставляет, коррозию не вызывает, но при использовании может быть токсичен. Подробнее тут.[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Halotron 1 – безопасен для электроники, не оставляет следов. Вроде как нетоксичен для яхтсменов… Подробнее тут.[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Существуют ещё американский FE-241. FE-241 является токсичным и не одобрено для использования в помещении с людьми, зато очень эффективно. Подробнее тут. [/font]

 

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Воздушно-пенные, водяные – Фигня, тяжело и неудобно. Пенными и водяными можно тушить людей и животных. )))[/font]

 

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]По результатам изучения вопроса я вижу следующие выводы:[/font]

  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Для яхт не подходят порошковые и пенные огнетушители, так как после них надо устраивать генеральную уборку, а вдалеке от берега это может быть затруднительно.[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Для тушения основных помещений лучше использовать углекислотные огнетушители, как простые, эффективные и относительно безопасные.[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Для МО лучше использовать хладоновые, как более эффективные.[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]По части автоматических систем было бы очень интересно услышать ваше мнение и опыт использования. Я лично считаю, что для МО на лодке размерением больше 40 футов автоматическую систему надо иметь. Важно помнить следующее:[/font]

  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]У системы должна быть возможность принудительного ручного запуска[/font]
  • [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Одновременно с системой должен стоять автомат, отрубающий подачу топлива и электричества (так называемые circuit breakers).[/font]

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Ещё очень важное и необходимое устройство – специальный пожарный шлюз (так называемый fire port). Это прозрачное «окошко», через которое можно заглянуть в МО, не запуская туда воздух. В случае возгорания окошко разбивается наконечником шланга ОТ, шланг запихивается в отверстие и всё отлично тушится. Выглядят они примерно так:[/font]

 

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Изображение[/font]


Сообщение отредактировал ReneMagritt: 13 апреля 2016 - 15:06

  • 2

#2 kasatky

kasatky

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 181 сообщений
  • Из:Калуга

Отправлено 13 апреля 2016 - 22:33

Скажите пожалуйста, а Вас, случаем, не этот пункт сподвиг создать сей топик? п.32 Противопожарная система (средства борьбы с огнем) должна(ны) обеспечивать подачу огнегасителя под защитные кожуха двигателей без открытия или демонтажа защитных кожухов. Признаюсь, это мое самое любимое место... Перечитываю, и представляю себя директором аккредитованной испытательной лаборатории. А вокруг деньги, деньги.. :)
  • 1

#3 ReneMagritt

ReneMagritt

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 12 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 14 апреля 2016 - 22:39

Скажите пожалуйста, а Вас, случаем, не этот пункт сподвиг создать сей топик? п.32 Противопожарная система (средства борьбы с огнем) должна(ны) обеспечивать подачу огнегасителя под защитные кожуха двигателей без открытия или демонтажа защитных кожухов. Признаюсь, это мое самое любимое место... Перечитываю, и представляю себя директором аккредитованной испытательной лаборатории. А вокруг деньги, деньги.. :)

 

Оно как-то само навеялось! )) Но, на самом деле, спец отверстие для тушения пожаров в МО без снятия кожухов/ поднятия лестницы и т.д. встречается даже на древних лодках. )


  • 0

#4 kasatky

kasatky

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 181 сообщений
  • Из:Калуга

Отправлено 15 апреля 2016 - 00:05

Но, на самом деле, спец отверстие для тушения пожаров в МО без снятия кожухов/ поднятия лестницы и т.д. встречается даже на древних лодках. )

Хмм. Спасибо, очень интересно. В моем понимании, система тушения пожаров, это комплекс из средств сигнализации и пожаротушения. Неужели на маломерных судах дизельные не защищают самосрабатывающими колбами или другим автоматическими средствами? И "спец отверстие" заменяет "систему обеспечивающую подачу огнегасителя"?
  • 0

#5 Рамиль

Рамиль

    Учусь парусу

  • Капитан
  • 2 811 сообщений
  • Из:Казань
  • Судно: 1/2
  • Название: Mulle II

Отправлено 15 апреля 2016 - 01:26

Я думаю разговор идет не о БЖП, поэтому вы кое что лишнее привели здесь. ИМХО 1 забыли аэрозольные ОТ. Действуют объемно, нет остатков виде порошка. Идеальны для МО.есть соответствющие модели 2. Нет необходимости создавать АПС и тем более АСПТ. Современные порошковые и аэрозольные модули имеют самозапуск при повышении температуры до 180 гр. Есть возможность ручного пуска 3. Если у вас есть ГРЩ или отдельный электрощит, то модультушения можно расположить внутри. Сейчас есть малогабаритные. 4. Широко распространены и пиростикеры. Их можно поставить и в щиток и под каждый электротумблер и выключатель. Ну в смысле если совсем уж сильно нервничают. 5. Если уж очень хотите сигнализацию, то возьмите и установите автономные дымовые датчики. Кричат сильно, батарейки хватает на пару лет.
  • 0

#6 Рамиль

Рамиль

    Учусь парусу

  • Капитан
  • 2 811 сообщений
  • Из:Казань
  • Судно: 1/2
  • Название: Mulle II

Отправлено 15 апреля 2016 - 01:46

Очень удобно, в ом числе и на камбузе стеклотканевая кошма типа brandlift. Бывает в платсиковом корпусе или мешочек. Крепишь на переборке или в удобном месте. Там внизу 2 стропки. Дергаешь и кошма готова к употреблению. Потом можно снова сложить.
  • 0

#7 Робинзон Крузо

Робинзон Крузо

    Ух ты ж

  • Капитан
  • 1 766 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Парусная яхта 44 f
  • Название: "Андромеда"

Отправлено 15 апреля 2016 - 01:51

Зачищайте контакты! Маленькое ТО спасёт от огромной беды. Большинство возгораний на транспорте, в том числе и на водном, происходит из-за перегретой электропроводки в местах контактов, которые почему-то имеют нездоровую склонность к коррозии. Не давайте электронам шанса погреться в местах повышенного сопротивления, вызванного подлым окислением металлов, и Вам не придётся греться на пожаре!


  • 1

#8 ReneMagritt

ReneMagritt

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 12 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 15 апреля 2016 - 10:26

Я думаю разговор идет не о БЖП, поэтому вы кое что лишнее привели здесь. ИМХО 1 забыли аэрозольные ОТ. Действуют объемно, нет остатков виде порошка. Идеальны для МО.есть соответствющие модели 5. Если уж очень хотите сигнализацию, то возьмите и установите автономные дымовые датчики. Кричат сильно, батарейки хватает на пару лет.

 

1. С аэрозольными вопрос - это не то же самое, что Хладоновые, на спецреагентах?

 

2. По поводу датчиков задымления +100500, если используются малогорючие материалы, то скорее всего сначала будет дымить, так что датчики тыкать надо, при том, что это удовольствие дешёвое.


  • 0

#9 kasatky

kasatky

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 181 сообщений
  • Из:Калуга

Отправлено 15 апреля 2016 - 12:08

Широко распространены и пиростикеры

Хорошая идея, но говорят, много подделок. Правообладатель на микрокапсулированные тушащие вещества (ф."АСТ") трубит о продукции неизвестного происхождения. А цены кусачие: от 1300 до 4500р. за наклейку, для розеток - 270р. Купишь "наклейку", понадеешься на нее, а она еще и поможет горению.  Тут видится такая схема: покупать сразу партию, половину клеить, а половину хранить в тех же условиях и сжигать раз в пару лет.

Качество самосрабатывающих огнетушителей последнее время тоже оставляет желать лучшего...[color=rgb(0,0,0);font-family:Arial, Helvetica, sans-serif;] [/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:Arial, Helvetica, sans-serif;]Поэтому, датчик задымления (со звуковым оповещением), думаю, самое надежное средство, пусть и не прямого действия. Как только засомневался - подымил, послушал сирену на сон грядущий, и спи спокойно. [/color]

 

[color=rgb(0,0,0);font-family:Arial, Helvetica, sans-serif;]PS А еще бывают[/color] огнезащитные составы, типа краски, [color=rgb(0,0,0);font-family:Arial, Helvetica, sans-serif;]содержащие микрокапсулы с жидким огнетушащим веществом.[/color]


  • 0

#10 ReneMagritt

ReneMagritt

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 12 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 15 апреля 2016 - 12:22

[color=rgb(0,0,0);font-family:Arial, Helvetica, sans-serif;]PS А еще бывают[/color] огнезащитные составы, типа краски, [color=rgb(0,0,0);font-family:Arial, Helvetica, sans-serif;]содержащие микрокапсулы с жидким огнетушащим веществом.[/color]

 

То есть это не то же самое, что огнеупорные материалы?


  • 0

#11 kasatky

kasatky

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 181 сообщений
  • Из:Калуга

Отправлено 15 апреля 2016 - 13:00

То есть это не то же самое, что огнеупорные материалы?

Не, они активно (а не пассивно) сопротивляются горению


  • 0

#12 Рамиль

Рамиль

    Учусь парусу

  • Капитан
  • 2 811 сообщений
  • Из:Казань
  • Судно: 1/2
  • Название: Mulle II

Отправлено 15 апреля 2016 - 13:26

1. С аэрозольными вопрос - это не то же самое, что Хладоновые, на спецреагентах?

 

 

нет, принцип работы другой

 

 

 

 

 


Сообщение отредактировал Рамиль: 15 апреля 2016 - 13:28

  • 0

#13 Рамиль

Рамиль

    Учусь парусу

  • Капитан
  • 2 811 сообщений
  • Из:Казань
  • Судно: 1/2
  • Название: Mulle II

Отправлено 15 апреля 2016 - 13:32

 

2. По поводу датчиков задымления +100500, если используются малогорючие материалы, то скорее всего сначала будет дымить, так что датчики тыкать надо, при том, что это удовольствие дешёвое.

 

ну положим не самые дешёвые 600-800 рублей. Шлейфовый от 180 рублей, радиоканальный от 1100

 

вы главное в борьбе с "огнем" не переусердствуйте. Плохая примета. У нас есть в МЧС музей. Там всякие истории больших пожаров в Казани. Что интересно, при каждом большом пожаре в числе первых сгорала пожарная часть вместе с каланчой. Сапожник без сапог

вот такие использовали

http://antifire.org/...hego-aerozolya/

http://www.epotos.ru...ie/tor-2800-op/


  • 0

#14 kasatky

kasatky

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 181 сообщений
  • Из:Калуга

Отправлено 15 апреля 2016 - 13:52

А мы пользуемся эпотосовскими Буранами. У них и автоматическое срабатывание и электрическое от системы пожаротушения.

http://www.epotos.ru...ozharotushenie/


  • 0

#15 ReneMagritt

ReneMagritt

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 12 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 15 апреля 2016 - 16:55

А мы пользуемся эпотосовскими Буранами. У них и автоматическое срабатывание и электрическое от системы пожаротушения.

http://www.epotos.ru...ozharotushenie/

 

Написано, что продуктами, которые выбрасывает ГОА, в том числе, являются водяной пар, оксиды металлов, гидрокарбонат калия и натрия... Получается, что они способствую дальнейшей коррозии.

 

Плюс, судя по видео, после него остаётся приличное количество "пыли".


Сообщение отредактировал ReneMagritt: 15 апреля 2016 - 17:02

  • 0

#16 Рамиль

Рамиль

    Учусь парусу

  • Капитан
  • 2 811 сообщений
  • Из:Казань
  • Судно: 1/2
  • Название: Mulle II

Отправлено 18 апреля 2016 - 00:57

Написано, что продуктами, которые выбрасывает ГОА, в том числе, являются водяной пар, оксиды металлов, гидрокарбонат калия и натрия... Получается, что они способствую дальнейшей коррозии.

 

Плюс, судя по видео, после него остаётся приличное количество "пыли".

педантизм вещь конечно хорошая... запросите кировчан количественные показатели выбросов. А потом можно вбирать- гореть или ржаветь. После сработки МПП без промышленного пылесоса делать нечего. Они конечно тушат, но порошок потом вкаждой щели. С аэрозольными проще


  • 0

#17 jTester

jTester

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 371 сообщений
  • Из:Belarus

Отправлено 18 апреля 2016 - 10:52

Недавно изучал вопрос пожаротушения в серверных. Прикольная вещь, это "сухая вода". Можно находиться в зоне тушения и не задохнуться.

Почитайте на досуге. https://ru.wikipedia...iki/Novec_1230

Тут оборудование http://oss.by/moduli...vom-novec-1230/


  • 0

#18 ReneMagritt

ReneMagritt

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 12 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 18 апреля 2016 - 13:14

Недавно изучал вопрос пожаротушения в серверных. Прикольная вещь, это "сухая вода". Можно находиться в зоне тушения и не задохнуться.

Почитайте на досуге. https://ru.wikipedia...iki/Novec_1230

Тут оборудование http://oss.by/moduli...vom-novec-1230/

 

про Новек у меня в начале написано - бывает токсичен. А так да, тема хорошая, судя по описаниям.


  • 0

#19 jTester

jTester

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 371 сообщений
  • Из:Belarus

Отправлено 18 апреля 2016 - 14:16

про Новек у меня в начале написано - бывает токсичен. А так да, тема хорошая, судя по описаниям.

Да, предположив, что не очень токсично можно спокойно ставить автоматическое тушение не только в двигательном отсеке, но и жилом.


  • 0

#20 Рамиль

Рамиль

    Учусь парусу

  • Капитан
  • 2 811 сообщений
  • Из:Казань
  • Судно: 1/2
  • Название: Mulle II

Отправлено 18 апреля 2016 - 15:03

О продукции 3М (сухая вода). т.к. проектирование и монтаж АСПТ входит в круг проф интересов, скажу достаточно компетентно.Плюньте и забудьте. Откройте лопатник, погладьте свою жабу и успокойтесь.  Даже корпоративные заказчики, с энтузиазмом обсуждая данную линейку на стадии техзадания, быстро меняют свое мнение при ознакомлении с ценовыми показателями. Чаще хладон обходится дешевле даже вместе с новой системой дымоудаления и вентиляции. 


  • 0

#21 ReneMagritt

ReneMagritt

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 12 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 25 апреля 2016 - 22:13

О продукции 3М (сухая вода). т.к. проектирование и монтаж АСПТ входит в круг проф интересов, скажу достаточно компетентно.Плюньте и забудьте. Откройте лопатник, погладьте свою жабу и успокойтесь.  Даже корпоративные заказчики, с энтузиазмом обсуждая данную линейку на стадии техзадания, быстро меняют свое мнение при ознакомлении с ценовыми показателями. Чаще хладон обходится дешевле даже вместе с новой системой дымоудаления и вентиляции. 

 

Исполнил, жаба осталась довольна. ))

 

вообще, ради вот таких вот коментариев "от первого лица" и существуют подобные форумы, имхо. Осталось ещё найти того, кто на практике на лодке пожар в МО тушил. )


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей