[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Уважаемые маньяки, доброго времени суток![/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]На досуге раздумываю о способах обустройства моторного отсека (далее "МО") с точки зрения пожарной безопасности и о существующих системах пожаротушения на парусных (и не только) лодках. Сразу скажу, что для обладателей пластиковых и деревянных корпусов этот вопрос стоит чуть более остро, но и для металлистов пожар смертельно опасен.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Предлагаю в этой ветке подробно подумать на следующие темы:[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Сколько огнетушителей (далее «ОТ») вообще нужно иметь на лодке.[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]На каких реагентах ОТ брать.[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Как и какие автоматические системы пожаротушения (далее – «СП») надо ставить.[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Где надо размещать датчики и на что их настраивать.[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Иные средства и способы борьбы с возгораниями.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Сразу прошу прощения у матёрых волков, но я бы хотел начать с азов безопасности на лодке (я соберу здесь всё, что связано с огнём, но тему про газовые/керосиновые/дизельные плиты надо обсуждать отдельно):[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Нельзя экономить на топливопроводе и электропроводке. В идеале – иметь прозрачные топливные шланги.[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Регулярное ТО всей топливной системы, отопительной системы и камбуза (1 раз в год минимум).[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]После использования плиты газопровод должен каждый раз перекрываться газовым краном.[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Газовый баллон должен находиться на палубе, в отдельном вентилируемом и отливном рундуке.[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Необходимо иметь кран для ручного перекрытия топливной магистрали, а также рубильник на всю электрику.[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Убирайте остатки ГСМ и солярки из поддона дизеля. ))[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]На камбузе должно быть несгораемое покрывало (серебрянка).[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Каждый член команды и «просто покататься» должен знать, где стоят огнетушители и уметь ими пользоваться. Я для этих целей не жалею раз в сзон на шашлыках "расстрелять" пару огнетушителей, чтобы все почувствовали, что это такое.[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Один или несколько огнетушителей должны быть рядом со входом. Один должен быть в одном из рундуков на палубе.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Я наверняка что-то упустил, буду рад вашим добавлениям и исправлениям![/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Теперь к вопросу об огнетушителях…[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]В России действуют несколько классификаций пожаров по типу горючего, обе они во многом похожи. В США своя система с небольшими отличиями, но их нужно иметь в виду при выборе импортных тушилок. Данные следующие:[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Класс А – горение обычных твёрдых веществ (дерево, пластик, бумага, ткань)[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Класс B – горючие жидкости и ГСМ[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Класс С (в США это тоже класс В) – газы[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Класс D – металлы (натрий, калий и т.д.)[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Класс Е (в США это класс С) – горение электроустановок под напряжением[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Класс F – ядерные материалы (у кого тут тузик на термоядерном движке?). [/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]В США есть ещё класс К – кухонные пожары с участием масел. В Европе недавно тоже добавили эту категорию, у них это класс F.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Не секрет, что от типа возгорания зависит то, чем его тушить. Обычно инструкция есть на самом огнетушителе. В зависимости от используемого вида огнетушашего реагента ОТ бывают следующие: [/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Порошковые (классы А, В, C, D и Е)[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Плюсы[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Массовость[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Доступность[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Универсальность[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Минусы[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Сильно ухудшают видимость в помещении[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Требуют защиты дыхательных путей[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Засоряет помещение порошком[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Углекислотные (классы А, В, С и Е) особенно хорошо тушит жидкости и электроустановки.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Плюсы[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Охлаждает зону тушения[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Не сильно ухудшает видимость[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Не пачкает помещение[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Минусы[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Тяжёлые[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Дороже порошковых[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Хладоновые[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]В них используется супер хладогент, который токсичен, но при этом не портит электронику и прочее тонкое оборудование, не загрязняет тушащееся помещение. Существует несколько импортных хладогентов, «чистых» в использовании, которые подходят для всех типов возгораний и не приводят к последующей коррозии:[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]HFC-227ea (он же FM200 у янки) – малотоксичный, дорогой, подходит для всех видов пожаров. Подробнее тут. [/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Novec 1230 – производится известной фирмой 3М. Следов не оставляет, коррозию не вызывает, но при использовании может быть токсичен. Подробнее тут.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Halotron 1 – безопасен для электроники, не оставляет следов. Вроде как нетоксичен для яхтсменов… Подробнее тут.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Существуют ещё американский FE-241. FE-241 является токсичным и не одобрено для использования в помещении с людьми, зато очень эффективно. Подробнее тут. [/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Воздушно-пенные, водяные – Фигня, тяжело и неудобно. Пенными и водяными можно тушить людей и животных. )))[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]По результатам изучения вопроса я вижу следующие выводы:[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Для яхт не подходят порошковые и пенные огнетушители, так как после них надо устраивать генеральную уборку, а вдалеке от берега это может быть затруднительно.[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Для тушения основных помещений лучше использовать углекислотные огнетушители, как простые, эффективные и относительно безопасные.[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Для МО лучше использовать хладоновые, как более эффективные.[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]По части автоматических систем было бы очень интересно услышать ваше мнение и опыт использования. Я лично считаю, что для МО на лодке размерением больше 40 футов автоматическую систему надо иметь. Важно помнить следующее:[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]У системы должна быть возможность принудительного ручного запуска[/font]
- [font="arial, helvetica, sans-serif;"]Одновременно с системой должен стоять автомат, отрубающий подачу топлива и электричества (так называемые circuit breakers).[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Ещё очень важное и необходимое устройство – специальный пожарный шлюз (так называемый fire port). Это прозрачное «окошко», через которое можно заглянуть в МО, не запуская туда воздух. В случае возгорания окошко разбивается наконечником шланга ОТ, шланг запихивается в отверстие и всё отлично тушится. Выглядят они примерно так:[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"][/font]
Сообщение отредактировал ReneMagritt: 13 апреля 2016 - 15:06