1.Если форма(пузатость) горбатого паруса задаётся кроем, то верхняя мягкая лата задающая горб будет на волне и порывах будет отыгрывать-сбрасывать открывая заднюю шкаторину...
Котлеты с мухами. Форма (пузатость) любого паруса, не только горбатого, задаётся кроем. Однако для возможности регулировки, изменения этой формы кроя недостаточно и формы в плане (горбатости) тоже не достаточно. Оттяжка Канингхэма и оттяжка гика ставятся именно для контроля формы, это органы управления. А горбатость и мягкость верхней латы (и прочих) это не органы управления, мы на эти, раз (на берегу) заданные характеристики, влиять на воде не можем.
Поэтому, если каннигхэм не выполняет своей функции, то суетиться с верхней латой не имеет смысла: форма паруса изменится, но так и останется нерегулируемой. Речь зашла именно о возможности регулировки формы, а не о том, плохая она или хорошая.
2.Ну тогда вертлюг гика на мачте сделать пониже, а шкотовый угол набить притянув к гику...
И чего, после этого каннигхэм заработает? Грота шкот задаёт, обычно на берегу, натяжение нижней шкаторины, на изгиб мачты и натяжение по передней шкаторине это практически не влияет. Для регулировки формы, конкретнее, формы горизонтального сечения паруса основной метод - изменить изгиб мачты в ДП (для невращающейся мачты) или в "плоскости паруса" для вращающейся. Для этого, на лёгком швертботе, есть всего две возможности:
1. натягивать заднюю шкаторину с помощью оттяжки гика и гика-шкота, при этом задняя шкаторина закрыта и парус приобретает форму ложки, а не крыла, хотя пузо и уменьшается. Для сильного ветра это плохо, для лавировки это плохо; это может быть хорошо только для полных курсов в слабые и умеренные ветра.
2. натягивать переднюю шкаторину, с достаточно большим усилием, чтобы его хватило на изгиб мачты. Но для этого конструкция самого паруса вдоль мачты должна быть достаточно жёсткой, иначе материал паруса натянется, вдоль мачты появится вертикальная складка, которая лишь испортит его форму, а мачта почти не изогнётся. Сквозные латы несколько сглаживают этот эффект, частично преобразуя вертикальные растягивающие напряжения в материале паруса в горизонтальные сосредоточенные силы, прикладываемые к мачте передними концами лат, но для того, чтобы это преобразование усилий происходило эффективно, сам материал паруса в этой зоне вдоль мачты должен быть достаточно жёстким, существенно жёстче, чем остальная часть паруса. Зато появляется чёткое разделение функций между каннингхэмом и оттяжкой гика: каннингхэм регулирует пузо и форму профиля паруса в его передней части, оттяжка гика контролирует крутку. Дополнительный бонус - набивка каннингхэма и уплощение паруса сопровождаются ослаблением задней шкаторины (вместо затягивания её при первом способе), некоторым увеличением крутки паруса и даже возможным приданием профилю верхней части паруса S-образности, что полезно при избытке ветра.
В данном случае в качестве наиболее бюджетного способа улучшить форму при натяжении каннингхэма, если только мои подозрения сбудутся, я бы рассмотрел пришивание вдоль передней шкаторины пары ленточек, идущих из галсового в фаловый углы: первая идёт по прямой на расстеленном на полу парусе, растянутом между галсовым и фаловым углами; вторая - симметрично передней шкаторине относительно первой, как оси симметрии. То есть передняя шкаторина и и ленточки усилений образуют вертикальные рёбра "китайского фонарика" с латами в качестве горизонтальных рёбер.
В качестве материала для ленточек можно использовать парусный ламинат или толстую ПЭТФ-плёнку, на худой конец вырезать ленточки из того же дакрона, сложенного пополам вдоль наиболее жёсткого направления, обычно это направление нити основы.