Ну что, сезон, видимо, начался - пошли отчеты о покупках лодок. =)
Я постараюсь коротко непосредственно про покупку и доставку, а все свои вопросы по лодке буду уже в теме "Веганавты" задавать.
Самые важные моменты, ради которых и стоит это все писать, я выделю жирным шрифтом.
На самом деле, у меня всё примитивно и просто получилось. Т.к. я совсем прям неофит, то вполне отдавал себе отчет, что даже если я своими глазами буду смотреть на лодку, шансов что я просмотрю какой-то большой и грустный "косяк" - ну он не сильно меньше, чем если я обращусь к проверенному посреднику и мне "впарят" барахло. Плюс, куча времени на поездки, переговоры с владельцами без знания языка... Короче, я обратился к Павлу из swedyacht.ru, мы обсудили по почте конкретную лодку, заключили договор на покупку, я перечислил деньги и через неделю получил документы на владение лодкой в Швеции. Идея оставить лодку в Швеции до конца сезона была, конечно - Балтика, Гёта-канал, треска - но, опять же - прикинув свои возможности - я понял что самый максимум это пара поездок за сезон. С тем же успехом можно брать в чартер. Надо везти домой! Опять же - все просто - говорим продавцу о своем желании, он предлагает варианты. Вариантов было два.
1) Лодку грузят в фуру, фура грузится на паром, паром приходит в Питер, я к приходу парома приезжаю в Питер тоже, быстро проводится процедура таможенной очистки, и машина не разгружаясь на следующий день отправляется в Москву. Такая схема использовалась продавцом не раз, при соблюдении всех рекомендаций не попадаешь на пресловутую "экспертизу" ну и вообще - подумаешь, в Питер смотаться.
2) Везти сразу в Москву и таможить здесь. Лодка едет точно также, в общем-то, но документы немного другие оформляются изначально, и после парома машина с транзитными документами едет на выбранный таможенный пост.
Я запросил всех своих знакомых, связанных с логистикой, чтобы подергали таможню - мне в двух независимых местах сказали, что это скорее всего страшный геморрой, я в свою очередь начитался форума - тут встречались размышления, что в Питере такие лодки постоянно, а московская таможня выпадет в осадок от вида 40-летней яхты - короче, я принял решение действовать по первому варианту.
Послушайте, это была явная ошибка. Везите свою лодку на тот таможенный пост, к которому вы относитесь по месту регистрации - просто звоните на таможню, говорите что вы физ.лицо и хотите привезти то-то и то-то - вам скажут, в зону действия какого поста вы попадаете.
Тут надо сделать такое отступление. Есть три варианта декларирования товаров для физ.лиц.
- вы сами едете и везёте товар. Т.е. приехали в Швецию, купили лодку, нашли машину, вместе с машиной этой едете на пароме/самолете, выходите, оформляете декларацию, указываете что у вас с собой вот такая штука и все.
- не сопровождаемый багаж. Т.е. вы сами лично из Швеции отправили свою лодку каким-то путём, потом сели на самолет, прилетели в Шереметьево, при выходе оформили декларацию, указали что у вас в не сопровождаемом багаже лодка, ну и потом поехали встречать свою лодку, куда она там прибывает.
- багаж, доставляемый перевозчиком. Вы никуда не поехали, просто заказали перевозку, и приехали встречать к месту пересечения границы. Т.е. именно мой случай.
И именно этот вариант оказался абсолютно неосуществимым. Причина простая - тот ТП, куда приехала машина, оказывается не имел компетенции оформлять документы для багажа, доставляемого перевозчиком. Вы спросите - а как же обещания продавца? А вот так - площадка, куда прибывают грузовые машины с этого парома раньше относились к зоне действия другого ТП, и действительно такую операцию можно было сделать спокойно. А вот уже почти год, как прошло какое-то переформирование, и имеем то, что имеем.
Казалось бы - явный косяк продавца. Но не так все просто. Сами таможенники имеют крайне слабое представление, как там у них все устроено, почему они это могут сделать, а это не могут, и кто может сделать по другому... Да и перед тем, как все это завертелось, я самостоятельно звонил на таможню и спрашивал - могу ли я сделать такую операцию - и мне сказали "Нет проблем, приезжайте - все сделаем".
Вы думаете, мне не повезло и если бы паром пришел в другой порт, там бы было по другому? Вполне допускаю. К примеру, пока я бегал по своим вопросам, выяснил чудесную вещь - на ТП "Лесной порт" физическому лицу попасть нельзя. Т.е. паром туда придет, вы такой гордый приходите оформляться, и - спокойной ночи. Не спрашивайте как так - но я вам обещаю, пока вы не привлечете брокера, который от своего имени оформит вам пропуск - на ТП "Лесной порт" вы не попадёте. Звонишь таможенникам по телефону, они вежливо слушают, говорят что готовы помочь - и сразу все сделают, как только вы к ним придете и напишете заявление. Но помочь пройти они не могут, это к ФСБ. А ФСБ говорит, что у них нет никакой возможности пропустить физическое лицо без заявки какого-либо юридического лица, которое имеет соответствующий договор уж не знаю с кем и для чего.
Короче, неожиданности могут быть самые разнообразные, имейте в виду. И даже приложив кучу усилий заранее, вы можете пропустить что-то критично важное.
Ладно, поехали дальше. Ну что, ТП не может оформить наш товар. Вариант остается один - оформить транзитную декларацию и перенаправить груз на другой ТП.
Честно говоря, не знаю - можно ли отправить на любой понравившийся ТП, скорее всего можно - выпускающим таможенникам это пофигу, а вот то, что когда груз приедет, а там вас просто пошлют - вполне допускаю. Я отправлял на тот ТП, в зону действия которого попадаю по месту регистрации.
Есть всякие мнения насчет того, что "гражданин РФ может выбрать любой ТП и там ему все обязаны сделать по щелчку пальцев" - ну вот это относится, как мне кажется, исключительно к варианту, когда сам едешь и везешь свое барахло.
Отвлеклись. Так вот, оформить транзитную декларацию физическое лицо не может самостоятельно. Вообще никак. В принципе не может. Вам нужен брокер. А брокер - это расходы.
Ок, к исходу второго дня машина таки выехала с СВХ в Питере и отправилась в Москву.
В Москве все оказалось достаточно просто и понятно. Ну да, масса всякого жулья, присосавшегося к ТП. Ну да, совершенно наглое навязывание всяких ненужных услуг... ХЗ как это победить, я думаю, даже массовые расстрелы тут не помогут. =)
Что крайне важно - так это ДОКУМЕНТЫ. У вас должны быть НОРМАЛЬНЫЕ документы, не какая-то писулька в две строчки на шведском, а нормальный комплект, желательно на русском и английском: договор купли-продажи, счет, подтверждение оплаты, договор перевозки, лист комплектации. У меня все это было, таможенники прям удивились и порадовались.
Немного про пресловутую ЭКСПЕРТИЗУ. Мне два раз мне заикались про экспертизу таможенной стоимости и оба эти раза были в Питере.
А в Москве, когда я уже под конец процесса задал вопрос про экспертизу - на меня просто посмотрели очень непонимающим взглядом. И сказали, что теоретически, конечно, такое существует, но кто и как это будет делать - вот это вопрос так вопрос.
И здесь же про нежно любимые "каталоги NADA" - тут у питерских и московских таможенников полный консенсус - никто из них знать не знает про эти каталоги.
Такие дела.
Да, инспектор сказал, что требуется какое-то подтверждение стоимости и что он будет опираться на данные из интернета. Я ему помог немного, и распечатал десяток объявлений с РАЗНЫХ сайтов, приложил табличку с официальными курсами валют на этот день. Кстати, должен заметить, что совсем дешевых Вег, кроме как на blocket.se найти сложно. А все десять объявлений с одного сайта - будет не очень хорошо, наверное. Я к тому, что вы конечно можете занизить стоимость в договоре, но...
В процессе оформления выполнялось подробное фотографирование всего того, что указано в комплектации. Совет: фото надо делать так, чтобы в кадр не попадало НИЧЕГО лишнего. Если фотографируете "кранцы, 5 шт" - пусть только они и будут, и чтобы синего ведра (не указанного в листе комплектации) в кадре было не видно. Впрочем, фото вы делать будете не сами, но скорее всего присутствовать будете, и сможете подсказать.
Итого, если все хорошо - вы заплатите 15% от указанной стоимости лодки и плюс еще НДС 18% от указанной стоимости. Оплата возможна через банк. Но, выпустят вас тогда, когда деньги физически поступят на счет, и будет этому подтверждение. Т.е. через три дня. =)
Или, прямо на таможне можно оплатить по карте, но будет комиссия 2%. Впрочем, эти 2% - фигня, по сравнению с тем, что стоянка на СВХ платная. И она даже очень платная. А СВХ к таможне не имеет отношения. И да - не рассказывайте мне про законность/незаконность всего этого балагана, я догадываюсь.
Ну, в общем, к обеду второго дня на московской таможне машина успешно выехала, через час была в яхт-клубе, и еще через пару часов лодка уже покачивалась среди льдин.
Это был крайне удачный день, я считаю. С таможни выпустили, доехали быстро, сразу по приезду в клуб встретил опытного коллегу-владельца Веги, который тут же оказал всю необходимую помощь, погода была расчудесная - ровно один день такой погоды был - всё получилось, mission accomplished!
Ну и еще раз о важном. Вы можете обчитаться отчетов о чьем-то чужом опыте перевозки/растаможки лодок, но не забывайте - это именно ЧУЖОЙ ОПЫТ, никто не гарантирует что в вашем конкретном случае все будет именно так, как кто-то когда-то рассказывал.
Не надо нервничать, надо иметь запас денежных средств на непредвиденные расходы, надо иметь запас времени на случай непредвиденных задержек, ну и крепкий тыл тоже не помешает.
Всем успехов, увидимся на воде!