Гидролыжа
#1
Отправлено 03 сентября 2005 - 05:54
#2
Отправлено 03 сентября 2005 - 19:40
#4
Отправлено 08 сентября 2005 - 11:53
Обводы лодки с гидролыжей должны быть спроектированы таким образом, чтобы ее плоская поверхность пересекала поверхность воды, т.е. смоченная площадь гидролыжи на ходу должна иметь форму прямоугольника, в этом весь смысл. ...
Уважаемый Will, а в чем истоки такой уверенности? Чем плоха лыжа, полностью погруженная под ВЛ?
#5
Отправлено 08 сентября 2005 - 19:19
#6
Отправлено 08 сентября 2005 - 20:48
Таких зависимостей не существует.Уважаемые Kapitan, Will и Danev, оттветте пожалуйста на вопрос.
1. Существует ли зависимость ширины гидролыжи от длинны корпуса и мощности двигателя?
2. Обязателны ли реданы по краям лыжи?
3. При длинне лодки 4,5м., лыжа 17см. Может ее и вовсе ненадо, мягче на волнении будет?
Каждый конструктор проектирует свою лодку на основании своего понимания гидродинамики судна, а так же своего и чужого опыта эксплуатации аналогичных лодок.
У моей лодки лыжа по ширине (на транце) - чуть менее трети ширины лодки по скуле (естественно, тоже на транце). Примерно до середины длины лодки - ширина почти на изменяется, а, ближе к форштевню постепенно и плавно уменьшается до "0".
Переход лыжи в днище выполнен в виде ступеньки - редена. По краю редана проложен небольшой скруглённый буртик из дуба для защиты днища от истирания.
Когда лодка идёт по волнам - работают боковые (килеватые) части днища, а лыжа постоянно находится в воде и плавность хода не ухудшает. У меня было очень немного случаев, когда лодка полностью выпрыгивала из воды.
Напротив, с помощью гидролыжи можно уменьшить удары днищем об волну за счёт увеличения килеватости боковых (работающих) участков днища не увеличивая при этом среднюю килеватость, т.е практически без потери гидродинамического качества.
На килеватых частях днища у меня имеется по два продольных редана и широкие реданы - брызгоотбойники по скулам, которые к носу увеличиваются по ширине и переходят в тримаранный нос лодки.
#7
Отправлено 09 сентября 2005 - 05:36
У моей лодки лыжа по ширине (на транце) - чуть менее трети ширины лодки по скуле (естественно, тоже на транце). Примерно до середины длины лодки - ширина почти на изменяется, а, ближе к форштевню постепенно и плавно уменьшается до "0".
Переход лыжи в днище выполнен в виде ступеньки - редена. По краю редана проложен небольшой скруглённый буртик из дуба для защиты днища от истирания.
На килеватых частях днища у меня имеется по два продольных редана и широкие реданы - брызгоотбойники по скулам, которые к носу увеличиваются по ширине и переходят в тримаранный нос лодки.
У меня на лодке лижа аналагична (переход в виде редана). Ширина примерно 25 см, длина примерно 2,8 м(длина лодки 4 м, ширина 2 м на транце). Но обводы лодки наоборот - тримаранные в корме.
#8
Отправлено 09 сентября 2005 - 12:02
#9
Отправлено 09 сентября 2005 - 20:21
Уважаемый коллега.Уважаемый Kapitan,
А свою лодку Вы сами проектировали?
Сейчас совсем нет времени.
В ближайшие дни отвечу.
#10
Отправлено 12 сентября 2005 - 12:35
Уважаемые Kapitan, Will и Danev, оттветте пожалуйста на вопрос.
1. Существует ли зависимость ширины гидролыжи от длинны корпуса и мощности двигателя?
2. Обязателны ли реданы по краям лыжи?
3. При длинне лодки 4,5м., лыжа 17см. Может ее и вовсе ненадо, мягче на волнении будет?
По своему опыту:
Ширина лыжи зависит скорее от реальной несущей ширины днища. Предпочитаю правило целых дробей -- 1/3 несущей ширины будет нормально (так и Kapitan сказал)
Реданы хороши в носу, где-нибудь до половины длины по килю.
Ширина 17 см, судя по всему, подходит для 4,5 м длины. Если скорость такая, что киль на волне совсем оголяется, тогда лучше без лыжи. Хотя тоже спорный вопрос. Вот "Морской Нож" Пейна -- предельный случай лодки с гидролыжей, и имеет смысл только на волнении.
#11
Отправлено 12 сентября 2005 - 20:18
По жизни я профессиональный конструктор.Уважаемый Kapitan,
А свою лодку Вы сами проектировали? Каковы ее примерные характеристики: "L", "B", вес, килеватость, под каким мотором и с какой скоростью она ходит. И еще, если на скорости лодка встечается с волной под углом, не ведет ли лодку в сторону погрузившегося спонсона?
Любое проектирование, чего бы это ни было, начинается с технического задания. когда я написал таковое на свою будущую лодку - сам за голову ухватился.
Если очень коротко, то - необходима мореходная (для речушек, рек, мелких и крупных озёр и, конечно, морей, но по бережку) моторно-парусно-гребная лодка, которую можно перевозить на автомобиле Запорожец и хранить в гараже (вместе с машиной). Ко всему прочему - лёгкая, простая в изготовлении и недорогая.
(Получилось что-то вроде: автомотовелофототелерадиомонтёр.)
Единственным реально доступным материалом была фанера размерами 1,5х1,5м.
В результате длительного копания во всех доступных источниках информации, а так же тщательного ковыряния в носу и чесания в затылке получилась лодка, состоящая их 3 секций. Каждая секция по длине - в лист фанеры. Секции сделаны таким образом, что вкладываются одна в другую как матрёшка. Лодка может эксплуатироваться в варианте 2 секций – тогда это чисто глиссирующая лодка длиной немного менее 3 метров и шириной по борту ~ 1,5м. (шпангоуты тоже из фанеры 10мм.) При этом нет подъёма днища по батоксам. Обводы выполнены по мотивам лодки «Радуга -34». http://www.lautfishe...royProjekt1.htm
Третья секция имеет небольшое сужение по скуле и подъём днища по батексам почти до ватерлинии (с уменьшением килеватости), это при моторе – на транце. При этом лодка прекрасно ходит в переходном режиме. Т.е. при увеличении нагрузки – скорость, конечно, падает, но достаточно плавно.
Если же мотор снять – то лодка практически не тащит воду. При этом лодка хорошо идёт под вёслами и удовлетворительно - под парусом. Длина трехсекционного варианта немного менее 4,5 м.
Как уже говорилось, скуловые брызгоотбойники (продольные реданы) к носу расширяются переходя в тримаранные обводы, которые заканчиваются носовым транцем. Промежуточные продольные реданы идут от носа до кормы. Помимо гидродинамических функций, они используются как стрингера и защита фанерной обшивки днища (фанера – 4мм.).
Тримаранные обводы лодки дают следующие плюсы (реально):
- отличную остойчивость на стоянке (можно ходить по лодке, как у себя дома);
- уменьшение забрызгивания при ходе под мотором;
- при крене - лодка не получает дифферента на нос (что весьма полезно при ходе под парусом);
- хлебание воды через нос полностью исключено;
- большая площадь жизненного пространства и довольно объёмистый рундук под носовой палубой.
Лодка спроектирована под мотор ~ 16л.с. Предполагалось купить «Ветерок – 14» и немного его форсировать. Реально эксплуатировалась под Ветеркрм – 12.
Как только бросил лодку на воду – у меня, естественно, был такой зуд насчёт замеров скорости, который, впрочем, довольно быстро улетучился. В коротком варианте при одном водителе скорость была 36 км/час. При двух человеках – 32 км/час. Трёх человек Ветерок – 12 на глиссирование не вытягивает, разве что – детей. Пробовал ставить Нептун – несётся на одной пятке, однако, замеров скорости не делал.
В коротком варианте лодка практически не имеет переходного режима. Или глиссирует – или ползёт.
Во всех вариантах лодка ходит очень устойчиво, курс держит - прекрасно, разворачивается – на пятке, на циркуляции кренится внутрь.
Извиняюсь за могословие, но короче - сестры таланта не хватило.
#15
Отправлено 16 сентября 2005 - 15:28
#16
Отправлено 16 сентября 2005 - 16:26
Если интересно, можно прикинуть:
D = 300 кг N = 23 л.с. xg = 0,35 V = 51,7 км/ч
D = 400 кг N = 23 л.с. xg = 0,35 V = 44,5 км/ч
D = 500 кг N = 23 л.с. xg = 0,35 V = 39,7 км/ч
D = 700 кг N = 23 л.с. xg = 0,35 V = 33,3 км/ч
Выбирайте, что больше нравится.
Примечание: На сайте www.motolodka.ru есть страничка с вычислениями скорости, довольно лажовыми, и там ссылаются на график из книжки «15 проектов». У меня свои собственные формулы, не имеющие ничего общего с этим сайтом.
Сколько бы вы не говорили, и не считали, никогда таких результатов
не получите в натуре. По крайней мере со штатными винтами.
#17
Отправлено 16 сентября 2005 - 16:42
#18
Отправлено 16 сентября 2005 - 20:27
Гидролыжу никак нельзя рассматривать отдельно от обводов днища. Она повышает гидродинамическое качество, в основном, за счёт уменьшения средней килеватости днища. При этом нет никакой обязательности в пересечении гидролыжей ватерлини. Естественно, она должна быть органично вписана в обводы и не создавать дополнительных завихрений потока.Еще исток – тема «Моторные лодки Ю_А_Зимина 3_5-5_7метра». Первая страничка, теор. чертеж по Post 21 особых возражений не вызывает, здесь все правильно. Автор говорит, что творчески переработал какую-то из «Радуг», т.е. его обводы все же отличаются от опубликованных. Это действительно так, все сделано в полном соответствии с идеей «гидролыжи», и получилось очень даже неплохо. А вот то, что изображено в Post 77 – ерунда. Гидролыжа тут работать как положено не будет, это видно даже на глаз, т.к. передняя кромка смоч. пов-сти явно придется на килеватую часть перехода от плоской «лыжи» к форштевню, форштевень беспредельно «затянут» чуть не до миделя, и вся плоская часть на ходу явно окажется под водой. Случай глиссирования «не по правилам». И сообщение по Post 2 – по «Радуге-34» - только подтверждает сказанное: 12 л.с. - это все-таки слабый мотор даже для лодки длиной 3,5 м.
Я не понял к чему относится критика - Post 77. Ну да бог с ним.
12 л.с. - конечно же небольшая мощность для глиссирующей лодки. Особенно по современным понятиям. Однако, большее значение всё-таки имеет вес лодки а не её длина.
При плоскодонных обводах ширина днища долна быть хорошо согласована с весом и скоростью лодки (мощностью мотора). Иначе будет склонность к "дельфинированию". Обводы с гидролыжей допускают, в этом смысле, большие вольности.
Насчёт повышения мореходности за счёт гидролыжи - это вряд ли. Если, конечно не считаться с тем фактом, что при сохранении средней килеватости - за счёт гидролыжи можно увеличить килеватость боковых частей днища, которые, собственно, и работают на волнении.
По моим наблюдениям лодка очень редко выскакивает из воды полностью, с оголением гидролыжи. И обычно в такую погоду нормальные люди на воду не суются.
Однако, если делать лодку специально для скачек по волнам, я полагаю, что всё-таки лучше будет применить - глубокое"V".
#19
Отправлено 16 сентября 2005 - 20:40
Что-то похожее я замечал и на своей лодке.2. "Радуга-34", построенная мной, весом 80 кг с одним водителем (мной) весом 75 кг под "Нептуном-23" или "Приветом-22" глиссировала именно на лыже со скоростью 46~47 км/ч. Наклонные участки днища (килеватостью 30 градусов) не замывались на тихой воде.
С увеличением мощности и ли снижении нагрузки лодка точно поднимается на участок между продольными реданами. Становится ли она полностью на лыжу - точно не уверен. Специально я в этот вопрос не упирался.
Пользуюсь случаем чтобы поблагодарить коллегу Ивана за его весьма информативный сайт. http://www.motolodka.ru/
Я считаю его одним из лучших русскоязычных, ежели, конечно, не сказать - лучшим, по мотолодочной тематике.
#20
Отправлено 17 сентября 2005 - 02:04
А винты это не маловажный вопрос, и не каждому подсилу изготовитьНу во-первых, кто сказал что эти скорости достижимы со стандартными винтами?
Во-вторых они реальные, т.е. я лично их достигал на самодельной лодке.
Правда это был тримаран и без гидролыжи. Вес лодки 80-100кг, мотор 44кг, топливо, якорь, вёсла и пр. 55кг, сам водитель 95-100кг.
Корус с гидролыжей имеет лучшую гидродинамику, чем аналогичный без.
Тунец с узкой гидролыжей 160 мм и килеватостью 24 градуса на гладкой воде горба не имеет вообще!
нужный винт. Я недавно с этим столкнулся, очень трудоемкий процесс .
Благо все получилось.
#21
Отправлено 17 сентября 2005 - 04:09
Гидролыжу никак нельзя рассматривать отдельно от обводов днища. Она повышает гидродинамическое качество, в основном, за счёт уменьшения средней килеватости днища.
Насчёт повышения мореходности за счёт гидролыжи - это вряд ли. Если, конечно не считаться с тем фактом, что при сохранении средней килеватости - за счёт гидролыжи можно увеличить килеватость боковых частей днища, которые, собственно, и работают на волнении.
Вот с этими тезисами я согласен.
Смысл с том, что гидролыжа - это по сути "фанерная аппроксимация" сложных лекальных обводов, которые при одинаковой средней килеватости дают наиболее плавную зависимость силы удара от времени при встрече корпуса с волной.
Однако, из своего опыта я вынес следующее: преимущества обводов с лыжей не настолько существенны, чтобы оправдать усложнение постройки.
То бишь, свою "Радугу" менять на что-либо другое нет никакого желания, но если бы строил вновь - это был бы простейший "моногедрон" такой же средней килеватости.
#22
Отправлено 17 сентября 2005 - 11:21
#24
Отправлено 18 сентября 2005 - 07:30
#25
Отправлено 18 сентября 2005 - 12:53
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей