В прошлом году понял, что хочу парусный швертбот. Весной этого года отучился на IYT BS, и начал выбирать лодку для плавания по Вуоксе с - возможно - редкими outventures в Ладогу.
В сравнении участвовали:
- Лагуна-комби 3,54 м, шлюп гуари - 189 тыр;
- Тортилла-395 Комби, бермудский шлюп - 165 тыр;
- Grand Regatta RG360S, бермудский шлюп - ~180 тыр;
- Фофан 4.5 м - цена за рейковый кэт на сайте 95 тыр, за шлюп гуари - 139 тыр.
Если честно, Лагуна - безобразная на вид лодка. Уровень ее уродства - примерно как Drascombe Lugger от отечественной верфи "Джекбот". Тортилла - тоже не красавица, хоть и выглядит получше.
Нас учили, что в море все должно быть красиво. Что красиво - то эффективно и правильно. А брать это чудовище можно только от безысходности, для катания по реке Оккервиль, простите.
Grand Regatta - прекрасна и пузата, как и положено, несмотря на низковатый борт. Но "Канадская" верфь на поверку располагается в Харькове и ни один из "официальных дистрибуторов" мне не ответил, а неофициальные написали, что "более не занимаются". Оставалось ехать в Харьков на машине с целью перевезти лодку через нашу воспаленную границу.
И тут появляется "Афалина". Которая:
- в Питере, с доставкой 25 р/км;
- в два раза дешевле;
- на метр длиннее;
- выглядит достойно.
Единственное, что меня смущало, это скромное рейковое вооружение кэтом, но после первого же звонка выяснилось, что ребята разработали и тестируют вооружение ее гафельным шлюпом типа гуари, за 139 тысяч. Мне прислали фотографии с деревянным рангоутом, и я согласился.
Тут надо понимать, что "Афалина" серийно производит небольшие весельные и моторные лодки, а парусная тема для них - розовая мечта, которой они занимаются, вроде как, не ради денег, а чтобы вклад внести.
Пока моя собственная лодка строилась, мы выбрались на Вуоксу на арендованном Фофане постройки той же верфи "Афалина", вооруженном рейковым кэтом. Лодка была в использовании три года на лодочной станции, и жизнь ее сложилась, скажем так, непростой. Но во всяком случае мне есть, с чем сравнить как ее саму, так и работу "Афалины".
Собственно, с опозданием на две недели, но "Афалина" сдала мне лодку на прошлых выходных, и вот мое скромное мнение, которое, как я надеюсь, поможет кому-нибудь в выборе.
Сразу оговорюсь, что мой опыт в парусном деле чуть менее чем никакой вообще. Я ходил пару часов на гоночной Platu (шкотовым), затем в поход на Фофане с рейковым кэтом на выходные, затем на своей Mardöll, тоже одни выходные.
Общие сведения
Длина паспортная 4,5 м.
Ширина паспортная 1,5 м.
Паруса в комплекте: грот, стаксель.
Корпус делается в Череповецке, Афалиной.
Рангоут производства Wind Brothers, дельные вещи тоже.
Паруса - SS Sails.
Замечания по штатной поставке
- Броненакладки на киле нет. Это печаль, даже на старом кэт-варианте есть алюминиевая лента.
- Румпель кошмарный; выходит ровно посередине задней банки, и мне с моими 115 кг просто некуда деваться, приходится пересаживаться на флоры под банку. Надо выводить его вбок и ставить удлинитель.
- Шверт поворотный, удерживается резинкой. Резинка закреплена на саморезы прямо в корпус, что некрасиво само по себе, и гарантирует проблемы с заменой. А замена резинки нужна после третьей мели.
- Стаксель-шкоты цепляют за утки на мачте когда стаксель заполаскивает - утки надо ставить ниже. Еще они иногда застревают под вант-путенсами - с этим пока непонятно как быть.
- Открытые саморезы на банках, резинке шверта, раксах стакселя - могут ли заржаветь, пока непонятно, но они есть.
- Краска на задней банке справа, под блоком гика-шкота, начала протираться. На пятый час использования.
- Раксы стакселя надо подшлифовать, а то торчат острые кончики саморезов.
- Колдунчиков на парусах нет.
- Навигационных огней нет.
- Якоря и крепления для него нет.
- Стаксель-шкоты проведены через обушок на внутренней стороне бортов и фиксируются в кулачковом стопоре там же. Фиксировать не очень удобно, надо наловчиться.
- Форштаг натягивается тросом, ванты - вант-путенсами с рядом отверстий. Возможно, маленькие талрепы были бы лучше
Комментарии
На кэт-варианте шверт вырезан из 15-20 мм фанеры, края скруглены под 4-5 мм. При наборе скорости шверт начинает отчаянно колотиться в колодце, что, в сочетании с хлопающей под рейком нижней шкаториной, создает полное впечатление поездки на моторной лодке.
На моей гуари шверт все так же вырезан из той же фанеры, но, как выражается производитель, "профилирован" - заточен вглубь сантиметров на восемь. Но при этом на ходу ведет себя абсолютно спокойно, при галфинде в ~10 узлов один раз негромко зажужжал под нагрузкой.
На кэте имеется только грота-шкот для управления формой паруса, и гика-шкот для всего остального. Грот имеет карман для мачты с вырезом в месте, где к ней найтуется реек. На гуари оснащение уже посерьезнее: грота-фал (гафель гардель? Конец крепится к неподвижному обушку на гафеле), грота-шкот, гика-шкот, оттяжка гика, оттяжка галсового угла,
Вооружение шлюпом дает, по ощущениям, невероятный выигрыш в скорости. На слабом ветерке лодка летит над волной, даже в ветровой тени между островами не останавливается.
Рангоут алюминиевый, весьма приятный. Профиль мачты каплеобразный, с ликпазом.
Крепление мачты - пропусканием в пяртнерс в фанерной банке, затем фиксация в стальном степсе с выступом. Металлические форштаг и ванты.
Тросы в комплекте на моей неопытный взгляд весьма годные, хотя шкоты взрослые, около 20 мм, а фалы всего 8-10 мм. Ну и ни один конец не был опален при поставке, только шкоты с марками на концах.
Упоры для ног гребца сделаны пониже, чем раньше в кэтовом варианте, хотя лучше бы их убрать вовсе - из-за конструкции румпеля рулевой вынужден сидеть на полу, и упор для гребца средней банки его сильно расстраивает.
Прямоугольные углубления у основания швертового колодца - по всей вероятности, нужны для установки оси шверта, но в них скапливается вода, которую очень неужобно вычерпывать. Углубления можно залить чем-нибудь, или вставить заглушки.
Лодка весьма остойчива, о чем не скажешь по фотографиям - борт по паспорту всего 50 см, и кажется, что он совсем висит над водой. Однако, даже при перемещении веса моей туши на борт и на волне от проходившего мимо катероголового Фофан не черпнул ни капли. При хождении в 12 узлов с порывами в 24 (согласно Гисметео) даже при сильном крене, опять же, не черпанул. Буду проверять отдельно. С другой стороны, перелезть за мачту на бак при моем весе крайне сложно даже в спокойной воде - лодка, хоть и не черпает, кренится очень значительно и неприятно. По этой, собственно, причине, думаю провести стаксель-нирал (ну не Фитекс же ставить).
На этом я, пожалуй, закончу свой мини-обзор. Надеюсь, он может быть полезным. Если у вас есть вопросы - задавайте. Я, вероятно, буду дополнять обзор по мере накопления опыта.