Ну, ладно. После покупки лодки дома стал смотреть карты в Навиониксе, как выходить из этого замечательного места - чуть севернее Стокгольма. Волосики в разных местах сразу зашевелились - судоходные пути, скалы, мели, куча островов, линии разделенного движения и вся эта радость миль чуть ли не на сто.... В общем, не Турция и не Хорватия совсем. На совершенно незнакомой и непонятно как ведущей себя лодке (про длинный киль много наслышан, т.е., как швартоваться, якориться - непонятно). Ну время - конечно, хотелось перегнать ее до места стоянки до конца сезона, чтоб иметь возможность зимой заниматься починкой и подготовкой к сезону. Однако, через две недели после покупки меня ждал чартер в Турции и лишать семью такого счастья было бы... Да и самому в Турции походить было интересно. А отпуска мне больше до Н.Г. никто, конечно, не даст. Однако, чартер был на две недели и еще неделю планировали валяться на пляже.
Тут пишет мне мой продавец, мол, у него сумасшедшя идя появилась - перегнать для меня лодку вместе с евоным другом до Киля. Но, мол, сначала надо друга уговорить и жену , чтоб отпустила. Ну и начальство, чтоб ему отпуск дало. Я решил, что уж рсли он сам собрался идти 500 (как потом оказалось, все 600 мм), то в лодке он уверен. Прикинув ХКН, я решил, что мне будет поприятнее гнать свою лодку вместе с прежним хозяином, чем валяться в Турции на пляже. А еще, он ведь сам ее будет готовить, на воду спускать, мачту ставить и это всего лишь за мое согласие на его участие в перегоне. (Друзья, встречал людей, которые вписывались в перегон чужой лодки юнгой или матросом, заплатив за это немалые деньги - по-моему, это уж совсем беспредел!) В общем, написал я ему, что если он согласен гнать со мной, то, мол, гут, друга тоже можем взять, если пожелает, на троих там места вполне хватит. Через неделю все согласования прошли, я активно занялся бумажками - застраховал, зарегистрировал и закончили с контрактом. Купил билет из Даламана в Стокгольм.
По деньгам: оставить лодку в Швеции до весны мне стало бы 500 Евро. Потом все те же затраты на подготовку и перегон. Правда, перегон получился бы более приятным - взял бы отпуск и поехал не спеша. Однако, пришлось бы, скорее всего, искать команду - дети учатся, а жена, вероятно, работать будет. Ну и пол-сезона терял бы. Да и в море - либо с необученными друзьями, либо с незнакомыми людьми. Не самый лучший вариант на старой незнакомой лодке. В общем, плюнул я на деньги за билет из Турции домой и билет до Стокгольма. Две недели гуляли от Мармариса до Бодрума и обратно на Sun Odyssey 36, понравилась больше аналогичной Баварии, изнемогли от жары и в четверг 17 августа я полетел в Стокгольм, а семья осталась доотдыхивать в Мармарисе еще неделю.
В Стокгольме шел дождик и было прохладно - градусов 16. Коллега с женой встретили меня в аэропорту. Сразу поехали на лодку. Прилетел я около 10 утра и свято надеялся в полдень отдать швартовы - от аэропорта ехать всего с пол-часа. Ну это я бы так отчалил. А в Швеции так не делается. Через пару часов трепа и рассказов про лодку отпустили домой жену. Во-первых обнаружили небольшую протечку по вентиляции и стали ее ремонтировать (как оказалось - с небольшим успехом, капало все равно). Закрутка стояла на месте, но стаксель надо было поднимать - подняли. Воду залили. Масло проверили, глюколь подлили, топливо подлили - бак всего около 25 литров(!!!) и точно неизвестно, сколько он. Сколько там осталось - проверяется палочкой с делениями. Для этого надо поднять паёлы и отвинтить крышку. 71-й год! Зато надежно. Генуя - лет пять-семь, но состояние очень хорошее. Грот много старше. Так он мне сказал. Грот - еще от второго владельца, а сколько он был у него - неизвестно. Но с краю, который виден из-под чехла, выглядит лучше, чем на моей последней чартерной лодке в Турции. Да, шведы грот разворачивают нечасто...
На любой мой вопрос, самый мелкий, следовал ответ минут на 15 с лазанием по закоулкам и показыванием веревочек, крючечков, трубочек и рычажков.
Так мы "готовились" часов до трех дня, потом я осознал, что ночевать в узких проливах, все-таки, не хочется и любые вопросы прекратил. Может быть, моему напарнику было несколько не по себе от мысли, что он вот-вот останется посреди моря на лодке, на которой он и сам почти два года, как не ходил, с абсолютно незнакомым русским, про которого он знает только то, что у него "не совсем все дома", поскольку деньги за лодку он отдал налом после полуторачасового осмотра на берегу просто под расписку, и который сходу сказал, противу его понятий и ожиданий, что лодку он погонит сам морем, и если получится, то через неделю или две. Да еще знал то, что яхтенного опыта у этого, м-м-м странного человека, почти нет. Я ему, кстати, на третий или четвертый день, когда до меня эта мысль дошла, об этом сказал. На что он мне прямо не ответил, но сказал, что хорошо, что его друг отказался, иначе нам пришлось бы его ссадить после первого же дня пути. И все же, с его стороны - авантюра чистой воды. Может он по лицам читает, может, еще чего, но в решении своем он вовсе не раскаялся.
Ну вот, завели движок, меня он сразу на руль посадил (правда, пообсуждали, кто ж капитанить будет - он, конечно не горел желанием, нафиг ему за меня отвечать, так что пришлось мне номинально так называться), подискутировали на тему тактики отхода - понятия - куда ж без них - у нас разные оказались - он сказал - мол, ты капитан, так и отходи по-своему, наверное, получится. Как отошли, так до него дошло, что я имел в виду - мы стояли лагом, ветер нас чуть отталкивал от причала. Я отдал носовой и стал ждать, когда на кормовом нас развернет на нужный угол. Вот и все. В общем, согласился он со мной. Только отошли, я рулю, оборотов на слух (тахометра не предусмотрено) около 1000-1200, говорю: - "узла три идем, наверное." А он мне: - "четыре с половиной." Первый шок. Да и лодка, вроде, почти не идет. Это как вроде после "Москвича" в Мерседес сесть. 120км/ч воспринимаются как 50.
Если не рулить - лодка уходит вправо, чуть-чуть. Это, говорит, эффект заброса винта. Возможно. Говорю, мол, не представляю, куда идти (ну не совсем, конечно же, представляю вполне, только он-то здесь годами ходит). Не ss..ы, говорит, дорогу знаю. Ветер немного есть, ствим грот и стаксель. Фигею от того, что топенанта отдельного нет, вместо него грота-фал работает, а он - трос, а не веревка. Цеплять и перецеплять весело, даже когда особо не дует. Мачта 14 метров вместо 12 по первоначалному проекту. Ну, пока он один это делает, я рулю. Вышли на более открытое место - подуло посильнее. Потом еще сильнее, узлов до 10-12. Мерить тоже нечем. И сонара нет. Вернее, есть в наличии, но лежит в коробке. Грот, конечно, пузатенький - старость - не радость, но тянет-таки в бейдевинд. Идем под 6 узлов, а крена - от 10 до 15 градусов максимум! Еще один шок. Вернее, он при осмотре лодки кино, которое снял, показывал - бейдевинд, 4.5 узла и крен в рай оне 5 градусов. Но это - кино, а то, когда сам на ей едешь! Через часок подуло еще посильнее, рифиться не стали, прогноз был хороший, да и вечерело уже, должно было успокоиться. Мне ж интересно, как она едет. Положил под 30 и более (у хренометра вся шкала 30 градусов, кстати, хренометр - вестч! Шведский, ртутный, с двумя шкалами - -5+5 и -30+30 градусов. Оказался строго необходим на последнем участке, перед Килем, когда задуло 30 узлов точно в лоб. Забор воды для первого контура на левом борту и при крене более 12-15 градусов дырка оказывается над уровнем воды периодически. А товарищ мой об этом и не знал...). Под 7 узлов идем, временами чуть больше. Для нее - наверное, почти максимум, ВЛ - 7 с хвостиком метров. Рулить уже надо с усилием, иногда приличным. Позднее выяснилось, что автопилот в таких условиях еще справляется. Даже на средней волне. Ну, побольше волны - уже все, только руками. Обогнули какой-то островок, повернули сначала в галфвинд а потом уже совсем полным курсом пошли. Я на карту даже и не смотрел - штурман есть. Ветер помалу стих почти совсем.
Место для ночевки он знал заранее, заходили уже почти в темноте. Луны не было. Для меня - кошмар: якориться в таких условиях, а ему - пофигу. В бухточке еще с десяток яхт стоит. Он даже круг делать не стал, встал за руль, говорит, там вот камни на берегу, мол, я очень медленно подойду к берегу, ты мне с носа руками показывай - куда идти и когда останавливаться, как подойдем - прыгай со швартовым и к ближайшему дереву - вяжи, только осторожно, камни скользкие от конденсата, наверное. а я пока якорь с кормы кину.
Пошел я на нос, привязал пару веревок, стою и думаю, как он будет "медленно" ехать на эти камни, не понтон ведь с привальным брусом. Ну и ветерок, хоть и слабый, дует, все-таки. С боку правого. А вот поехал. Я в о..уе: едем, может, 0.1 узла, а то и меньше, а лодка рулится. Доехали до камней, я махнул рукой, он остановил лодку, спрыгнул - привязал. Немного, видно, на камнях замешкался - стало-таки наваливать на соседей слева, ну и он якорный конец вовремя не выбрал - то ли мне пошел помогать, то ли еще чего. Оттолкнулись, привязались. Якорь без цепи, просто к ленте привязан - там у них у всех так. Цепь есть - метров целых десять, но просто в ящике лежит.
А как якорь проверять будем - а никак, говорит. А если ветер? Не, не будет ветра. Ну, или уйдем..... Фиг их знает, может они лучше жизнь понимают. В общем, думаю, опыта в этих местах у него должно хватать, забью.
Интересно, но ни сразу после покупки, ни в течении всего перегона до Киля у меня так и не появилось ощущения, что у меня теперь есть лодка, и лодка, на которой мы идем - моя. Вроде, как мы покататься на его лодке поехали, или на тест драйв...
После этой швартовки я уже особо не удивлялся, как он рулит, когда к пирсу подходим. И вот все же в Киле, когда мы искали место в марине - снова шок. Я, вообще-то, договаривался недели за три до этого, в трех маринах мест не было - в четвертой сказали - приезжай. найдем. Вот мы и приехали. Надо идти к харбомастеру, выяснять, по рации - нули, по телефону тоже. Зашли - а там теснота-а-а. Пойдем, говорит, место искать. Я думаю, ну, пойти-то мы пойдем, а как назад будем выходить? Хвостом без хода? А расстояние между столбами меньше длины лодки. Ну, или чуть больше, на несколько сантиметров. Дошли до упора - мест нет. Надо назад. И тут он на месте разворачивает лодку, причем именно - наша длина больше, чем свободное пространство! Тихо - тихо, между столбиками (палы, что-ли, они называются?). Даже не коснулся их. Тихо назад, тихо вперед.. Все, поехали дальше.